Краткое содержание платонов любовь к родине или путешествие воробья точный пересказ сюжета за 5 минут

«любовь к родине, или путешествие воробья»

Краткое содержание Платонов Любовь к родине или Путешествие воробья точный пересказ сюжета за 5 минут

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ»

Бобровская Антонина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №17» г. Губкина Белгородской областиГубкин 2010

Цели урока:

  1. Расширение представления о художественном мире Андрея Платонова на материале сказочного происшествия «Любовь к родине, или путешествие воробья».
  2. Работа над навыками выразительного чтения; умением подробно и сжато пересказывать текст по плану, составлять цитатный план.
  3. Формирование у учащихся представлений о смысле человеческой жизни, ее ценностях; воспитание чувства патриотизма, уважения к старости; воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова и музыки.

План урока:

I. Беседа с учащимися об А.Платонове. II. Слово учителя о писателе. III. Идейно-художественный анализ рассказа. IV. Заочная экскурсия к памятнику Пушкину. V. Тематика рассказа. Работа над содержанием и идеей:

Тема родины. (Беседа по содержанию, сжатый пересказ учащихся по плану, самостоятельная работа),

Тема музыки. (Выразительное чтение текста учащимися, беседа по содержанию).

Тема одиночества. (Беседа с учащимися, наблюдения над текстом, выразительное чтение отрывков, комментарий учителя, устное сочинение-миниатюра).

VI. Заключительное слово учителя по содержанию рассказа. VII. Оценка работы учащихся на уроке. VIII. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  1. Текст рассказа на каждый стол.
  2. Фотография памятника Пушкину в Москве работы скульптора А.М.Опекушина.
  3. Шуберт. Серенада.
  4. Оформленная доска.
  5. Тетради учащихся.
Наблюдение над языкомБуря поет, пение вьюги, поющие гордые птицы, воробей пробормотал тихую песню, воробей летел в буре и напевал сам себе песню и т.д.Тема музыки. План 1.Музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. 2. Старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки. 3. Старик мог играть для одного человека и доигрывал произведения до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ(КЛИМЕНТОВ)1899-1951 Платонов – интеллигент, который не вышел из народа. «Любовь к родине, или путешествие воробья» (Сказочное происшествие) Тема одиночестваМузыкант ожидал воробья и тосковал по нем, а мимо памятника проходили красивые чистые люди, удаляясь по своим важным делам.В старости душа не заживает, она долго мучается памятью.Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно.
Самостоятельная работа.Цитатный план по теме: «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу»Устное сочинение-миниатюра.«Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и автора».
Д/з.: Выберите отрывок для выразительного чтения, аргументируйте свой выбор, подготовьтесь к выразительному чтению.

Материал рассчитан на 2 часа. (Один за счет уроков внеклассного чтения, другой – за счет уроков развития речи).Предварительная подготовка к уроку:

  1. Самостоятельное домашнее чтение рассказа учащимися.
  2. Подготовка выразительного чтения учащимися трех отрывков текста.
  3. Подготовка заочной экскурсии к памятнику Пушкину в Москве. Рассказ учащегося на 2-3 минуты. (Об истории создания, об общенародном празднике в день его открытия, о литературных встречах у подножия памятника).

Ход урока

I. Б е с е д а с у ч а щ и м и с я о б А. П л а т о н о в е

  1. Что вы знаете о Платонове?

(Это наш сосед-земляк, уроженец Воронежской области.У него трудная и одновременно счастливая судьба: в конце жизни писателя не печатали, после смерти пришло настоящее призвание. В Воронеже много мест, связанных с Платоновым).

  1. Какие произведения писателя вы знаете?

(Детские рассказы «Никита», «Июльская гроза», «Неизвестный цветок» и др.).

  1. Какова главная мысль сказки-были «Неизвестный цветок? В чем убеждает нас автор?

(Чтобы жить и не умереть, надо было трудиться день и ночь. Цветок превозмогал боль и усталость, и в конце лета он, как звезда, явился живым мерцающим огнем). II. С л о в о у ч и т е л я о п и с а т е л е. Андрей Платонов – сложный писатель. Он жил в трудное время революции, гражданской войны, трагических событий 30-х годов. Вместе со своим народом он выдержал великое испытание Отечественной войной. В творчестве писателя нашли отражение события, пережитые страной. Его произведения – это художественная летопись России и ее многочисленного народа. Андрей Платонов был наделен трудным даром – «обнажившимся сердцем». О чем бы ни рассказывал писатель: о стариках или детях, о великих замыслах или обычной работе простого труженика, о музыканте – скрипаче или кузнеце, о любви или смерти – он прикасался к своим героям «обнажившимся сердцем». Страдания героев всегда сливаются со страданиями автора. Еще раз вспомним сказку-быль, с которой мы познакомились в прошлом году. Много трудностей преодолел цветок, выросший между камнем и глиной. Писатель сумел так рассказать об этой истории, так построить свое повествование, что мы почувствовали, как грустно самому автору. Печалится Даша, не нашедшая цветка на следующий год, это же состояние тоски и надежды испытывает рассказчик. «Обнажившееся сердце» Платонова – в каждом его произведении. Поэтому читатель, когда обращается к книгам этого автора, всегда волнуется. III. И д е й н о –х у д о ж е с т в е н н ы й а н а л и з т е к с т а. Сегодня мы будем работать над произведениями Андрея Платонова «Любовь к родине, или путешествие воробья». Вы должны были самостоятельно прочитать это сказочное происшествие. На уроках мы попытаемся разобраться в авторском замысле, в секретах мастерства писателя. По содержанию рассказа вы помните, что старик ходил к памятнику Пушкину и играл там на скрипке. Сейчас мы совершим заочную экскурсию к этому памятнику. Ее подготовили ваши товарищи. IV. З а о ч н а я э к с к у р с и я к п а м я т н и к у П у ш к и н у.

-Подумайте, почему старик-музыкант выбрал именно это место для игры на скрипке?

(Во-первых, поэзия Пушкина и сам поэт, наверное, были близки скрипачу. Пушкинские мысли и чувства были созвучны мыслям старика. Во-вторых, у подножия памятника всегда собираются люди, любящие и понимающие искусство. Следовательно, здесь у музыканта будут слушатели, способные понять то, что он будет исполнять). V. Т е м а т и к а р а с с к а з а. Р а б о т а н а д с о д е р ж а н и е м и и д е е й. С м ы с л з а г о л о в к а.

-О чьей любви к родине рассказывает писатель? Обратите внимание на запятую перед союзом и л и.

(Союз или в данном случае употребляется в значении то есть, об этом свидетельствует запятая; следовательно, писатель повествует о любви к родине старого воробья).

-Как вы понимаете подзаголовок «Сказочное происшествие»?

(С одной стороны, это рассказ о том, как воробей, унесенный ветром, оказывается в стране изобилия, а потом возвращается на родину. С другой – это повествование об одиноком несчастном, никому не нужном старике. Рядом с правдой жизни – вымысел). С л о в о у ч и т е л я. Знакомясь с новым произведением Андрея Платонова, мы обратим внимание на один из художественных приемов прозы писателя: сочетание реальности жизни с фантастическим началом, были со сказкой. Это слияние сказки с реальностью, часто используемое автором в таких крупных произведениях, как «Чевенгур», «Ювенильное море» и других, сближает его стиль с устным народным творчествам. Своими корнями Платонов глубоко уходит в фольклор. Наверное, поэтому о писателе говорят: «Платонов – интеллигент, который не вышел из народа».

-Как вы понимаете это высказывание? (Смотрите на доску).

(Интеллигент – это лицо, обладающее большой внутренней культурой, принадлежащее к людям умственного труда). Вы помните, что глагол «выйти» многозначный. Он может употребиться в значении «происходить из какой-л. семьи» и в значении «уходить».

-В каком значении употреблен глагол «не вышел» в приведенном высказывании?

(Не уходил).

-Чтение цитаты, записанной на доске и объяснение учащимся ее значения.

(Выходец из рабочей семьи, по культуре и образованию Платонов стал интеллигентом, но с народом не порвал, свою жизнь и свое творчество связал с простыми людьми, навсегда стал выразителем их интересов и чаяний). Обратимся к рассказу. Мы определили одну из тем рассказа – путешествие воробья. Очень сжато расскажите историю по плану: 1) Знакомство со стариком-музыкантом. 2) Путешествие в сказочную изобильную страну. 3) Возвращение на родину. Сжатый пересказ учащихся.

Какой эпизод, по вашему мнению, является главным в жизни воробья?

Над этим эпизодом мы сейчас поработаем. Раскройте тетради, запишите на полях число. Запись темы. (Смотрите среднюю часть доски: А. Платонов. Даты жизни. Высказывания о нем). Самостоятельная работа.

Цитатный план по теме «Старый одинокий воробей затосковал на богатой земле по родине на Тверском бульваре и кислому черному хлебу». Определение по заголовку содержания цитатного плана.

О ком должен быть цитатный план? (Смотрите на тему плана).

(О воробье).

О каком воробье?

(О старом, одиноком).

Что о нем?

(Затосковал).

Где затосковал?

(На богатой земле).

О чем затосковал?

(О родине и черном кислом хлебе). Найдите третью часть рассказа. Начиная со строчек «Проснулся воробей на земле…» и кончая словами «…согреваемый надеждой на бурю» — отрывок из рассказа, по которому вы самостоятельно будете составлять цитатный план. Первые три пункта мы составим вместе. Не забывайте тему плана. Коллективная работа. 1) «Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине». 2) «Здесь шло вечное лето, и пищи поэтому было много». 3) «Воробей клевал весь день». Самостоятельная работа: составление цитатного плана. (Работа будет проверена, оценки выставлены в журнал).

Предполагаемый план, составленный учащимися.

4) «Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба». 5) «Вскоре он стал вовсе печальным». 6) «Нигде не встречал ни знакомого, ни родственника». 7) «Воробей стал жить в одиночестве». 8) «Нашел себе постоянное место, где земля лежала более скудной и неудобной». 9) «Воробей подружился со змеей. 10) «Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и унесет обратно домой».

Так что же такое патриотизм?

(Это любовь к родине, тоска по ней, несмотря ни на какие прелести чужой земли. Это такое состояние, когда хочется домой, хотя дома, на родине, и беднее, и голоднее). Т е м а м у з ы к и в р а с с к а з е. Много места в рассказе занимает музыка. Играет скрипач, поет буря, слышно завывание вьюги, воробей бормочет тихую песню, в сказочной стране путешественник встречает поющих гордых птиц. Обратите внимание на левую сторону доски, где выписаны сочетания слов из текста, связанные с песней, с музыкой. Индивидуальное задание ученику: подготовиться к устному сочинению-миниатюре на тему «Музыка и музыкант в представлении старика-скрипача и писателя Платонова». Послушаем начало рассказа. Выразительное чтение подготовили ваши товарищи. Во время чтения будет звучать «Серенада» Шуберта». Выразительное чтение 1-го отрывка. (Первые два абзаца). Беседа по содержанию отрывка.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов юрия бондарева за 2 минуты

Почему вокруг скрипача собрались люди? Зачем им нужна музыка? (Во время ответа воспользуйтесь записями на доске слева).

О деньгах ли думает музыкант, исполняя то или иное произведение?

-Почему старик-скрипач мог играть даже для одного слушателя? Процитируйте (см. на записи в левой части доски).

Т е м а о д и н о ч е с т в а в р а с с к а з е. Беседа с классом по вопросам.

Что вы можете сказать о прошлом и настоящем старика?

(Всю жизнь занимался музыкой. Сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстается).

-Хорошо или плохо он прожил свою жизнь?

(Хорошо, так как служил любимому делу. Плохо, потому что не обеспечил свою старость, у него нет ни близких, ни друзей).

-Какие странные поступки совершает старик?

(Дружит с птицей, черепахой; не имея лишних денег, очень скромно питаясь, покупает у мальчишек полуживую птицу). Анализ текста.

-Найдите фразу в тексте, которая записана на доске(правая сторона).

(музыкант ожидал воробья…)

Чьи мысли передает эта фраза? Чье состояние выражает она?

(Старика).

-Чем порождена эта мысль?

(Одиночеством, своей ненужностью, бессмысленностью жизни в данном положении).

-На чьей стороне автор: на стороне нищего музыканта или чистых, красивых прохожих, спешащих по своим нужным делам?

(Автор сочувствует старику).

-Всегда ли красивые, чистые люди совершают красивые поступки, выполняют нужные дела?

(В данной фразе мы слышим историю автора. Какие же это чистые и красивые люди, если они за своими «нужными и важными делами» ничего не видят и не способны принять чужого сострадания. Да и старик не нуждается в их сочувствии, может быть потому, что они не умеют сострадать). Выразительное чтение 2-го отрывка. (Из 4-й части, начиная со слов «Старый музыкант понял…» и кончая словами «…и сам тоже ложился… на покой…») К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: Перед нами трагедия человеческой жизни. «В старости душа не заживает, она долго мучается памятью». Перед нами одинокий человек. Всю жизнь он добросовестно и, наверное, с удовольствием, служил своему делу, скорее всего, играл в симфоническом оркестре. И вот пришла старость. В жизни было много потерь». Старику много пришлось забыть…безвозвратно». И теперь никому не нужен. Ни одного близкого человека рядом. И отходит он сердцем и душою то рядом с таким же старым и одиноким воробьем, то с кроткой и верной черепахой. Выразительное чтение в музыкальном сопровождении 3-го отрывка (конец рассказа, начиная со слов «Дома музыкант вынул птичку…» и до конца рассказа). Беседа по сопровождению отрывка.

    1. Почему в этот вечер музыкант не пошел на Тверской бульвар?

(Смерть воробья – это еще одна потеря в жизни старика. Ее надо пережить. Сил нет. Надо как-то справиться с болью утраты).

    1. Почему скрипач начал играть нежную счастливую музыку?

(Он рассчитывал, что музыка, как всегда, облегчит страдание, успокоит).

    1. Смогло ли утешиться горюющее сердце старика?

(Нет, в музыке чего-то не хватало для полного утешения горюющего сердца старика. Слишком много страданий выпало на долю музыканта. Так много страданий от потерь и так мало отдыха в радости!)

    1. Как вы представляете будущее старого скрипача?

(Пока сердцу хватит сил биться, музыкант будет ходить к памятнику Пушкину или играть для черепахи – она долго живет. Пока руки будут держать смычок, он не расстанется со своей скрипкой, так музыка может утешить кого-то, помочь преодолеть трудности. В этом герой Платонова видит оправдание своей жизни). Устное сочинение-миниатюра: «Музыка и музыкант в представлении старика –скрипача и писателя Платонова». VI. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я п о с о д е р- ж а н и ю р а с с к а з а. Итак, состоялась еще одна встреча с писателем Андреем Платоновым. Читая о сказочном путешествии воробья, знакомясь с судьбой старика, мы пережили грустные и волнующие минуты приобщения к художественному миру писателя. Мы увидели, что без родины трудно. Платонов побудил нас задуматься над своей жизнью и жизнью наших близких. А нет ли такого же берущего за душу одиночества? А не можем ли мы что-то сделать, чтобы облегчить чье-то страдание? Хорошо, если сегодня мы почувствовали «обнажившееся сердце писателя». Если это случилось, значит, мы услышали голос Андрея Платонова. Его волнения, тревоги, дошли до нас. Впереди новые встречи с Андреем Платоновым. Оценка работы учащихся (выразительное чтение, заочная экскурсия, сочинение-миниатюра, лучшие советы во время беседы по идейно-художественному содержанию рассказа). Сдача тетрадей на проверку. Домашнее задание (смотри на доске).

Список использованной литература:

1. Альбом «А.С. Пушкин: для уроков литературы в IХ классе». 2. Суслов И.И. Памятник Пушкину в Москве. М.: Просвещение, 1968.

3. Чалмаев В. Андрей Платонов. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984.

Источник: http://referat.znate.ru/text/index-39257.html

* * *. «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | Платонов Андрей Платонович

Седой воробей не испугался снежного урагана. Только он не полетел на Тверской бульвар, а пошел пешком, потому что внизу было немного тише и можно укрываться за местными сугробами снега и разными попутными предметами.

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника Пушкину и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом.

Несколько раз он пытался взлететь с подветренной стороны на голые, обдутые ступени памятника, чтобы поглядеть, не принес ли туда ураган каких-нибудь крошек или старых зерен; их можно было бы поймать и проглотить.

Однако буря сразу брала воробья, как только он отрывался от снега, и несла его прочь, пока он не ударялся о ствол дерева или трамвайную мачту, и тогда воробей поскорее падал и зарывался в снег, чтобы согреться и отдохнуть. Вскоре воробей перестал надеяться на пищу.

Он разгреб поглубже ямку в снегу, сжался в ней и задремал: лишь бы ему не замерзнуть и не умереть, а буря когда-нибудь кончится. Все-таки спал воробей осторожно, чутко, следя во сне за действием урагана. Среди сна и ночи воробей заметил, что снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.

Воробья понесло вдаль, на большой пустой высоте. Здесь даже снега не было, а только голый чистый ветер, твердый от собственной сжатой силы. Воробей подумал, свернулся потеснее своим телом и заснул в этом урагане.

Выспавшись, он проснулся, но буря по-прежнему несла его.

Воробей уже немного освоился жить в урагане, ему было даже легче сейчас существовать, потому что он не чувствовал тяжести своего тела и не нужно было ни ходить, ни летать, ни заботиться о чем-либо.

Воробей огляделся в сумраке бури, – ему хотелось понять, какое сейчас время: день или ночь. Но увидеть свет или тьму сквозь сумрак он не сумел и опять съежился и уснул, стараясь сберечь тепло хотя бы внутри себя, а перья и кожа пусть остывают.

Когда воробей проснулся во второй раз, его все еще несла буря. Он стал теперь уже привыкать к ней, только его брала забота о пище. Холода воробей сейчас не чувствовал, зато тепла не было, – он лишь дрожал в этом сумраке и потоке пустого воздуха. Воробей снова сжался, стараясь не сознавать ничего, пока ураган не обойдется.

Проснулся воробей на земле, в чистой и теплой тишине. Он лежал на листьях большой зеленой травы. Неизвестные и невидимые птицы пели долгие, музыкальные песни, так что воробей удивился и послушал их некоторое время. Затем он убрал и почистил свои перья после вьюги и пошел кормиться.

Здесь, наверно, шло вечное лето, и пищи поэтому было много. Почти каждая трава имела на себе плоды. На стеблях меж листьями висели либо колосья с зернами, либо мягкие стручки с мелкими пряными лепешками, либо открыто росла крупная сытная ягода. Воробей клевал весь день, пока ему не стало стыдно и отвратительно, он опомнился и перестал есть, хотя мог бы покушать еще немного.

Проспав ночь на травяном стебле, воробей с утра опять начал питаться. Однако он съел теперь немного. Вчера от сильного голода он не заметил вкуса пищи, а сегодня почувствовал, что все плоды трав и кустарников были слишком сладкими либо, наоборот, горькими.

Но зато в плодах содержалась большая питательность, в виде густого, почти опьяняющего жира, и воробей на второй же день слегка пополнел и залоснился.

А ночью его стала мучить изжога, и тогда воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину.

Вскоре воробей стал вовсе печальным на этой летней, мирной земле. Сладость и обилие пищи, свет воздуха и благоухание растений не привлекали его. Бродя в тени зарослей, воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника: тут воробьи не жили.

Местные, тучные птицы имели разноцветные, красивые перья; они обыкновенно высоко сидели на древесных ветвях и пели оттуда прекрасные песни, словно из их горла происходил свет.

Ели эти птицы редко, потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться на весь день и на всю ночь.

Воробей стал жить в одиночестве. Он постепенно облетал всю здешнюю страну, поднимаясь от земли чуть выше кустарника, и повсюду наблюдал густые рощи трав и цветов, толстые низкие деревья, поющих, гордых птиц и синее, безветренное небо. Даже дожди здесь шли только по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроения.

Спустя время воробей нашел себе постоянное место для жизни. Это был берег ручья, покрытый мелкими камнями, где ничего не росло, где земля лежала более скудной и неудобной.

В береговой расщелине там еще жила одна змея, но у нее не было яда и зубов, она питалась тем, что глотала влажную почву, как червь, – и мелкие земляные животные оставались у нее внутри, а сжеванная земля исходила обратно прочь. Воробей подружился с этой змеей. Он часто являлся к ней и смотрел в ее темные, приветливые глаза, и змея тоже глядела на воробья. Затем воробей уходил, и ему становилось легче жить в одиночестве после свидания со змеей.

Вниз по течению ручья воробей увидел однажды довольно высокую, голую скалу. Он взлетел на нее и решил ночевать здесь, на возвышенном камне, каждую ночь.

Воробей надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов андрея платонова за 2 минуты

Первую ночь спать на прохладной скале было неудобно, однако на вторую ночь воробей уже привык и спал на камне, глубоко, как в гнезде, согреваемый надеждой на бурю.

Источник: http://litra.pro/lyubovj-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobjya/platonov-andrej-platonovich/read/3

Тема. Формула жизни героев рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Путешествие воробья».

ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;

донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-

тоновской интонации;

активизировать осмысление философского подтекста рассказа;

воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.

ЭПИГРАФ.

Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.

А.П.Платонов.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя. Введение в тему.

— Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?

2.Анализ текста.

-Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?

Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.

/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

  • И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.
  • Каков жанр этого рассказа?

/Сказочное происшествие/

  • И оно обретает притчевое звучание.

Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-

тый смысл.

И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.

Любовь к Родине ?

Милосердие ЖИЗНЬ ?

Любовь ко всему живому ?

  • Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного

происшествия воробей умирает? Случайная гибель?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.

Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…

3.Аналитическая беседа по образу скрипача.

-Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?

/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./

-Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

Тверской бульвар

/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./

-А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.

4.Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» — диск.

-Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./

-Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

-Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

Памятник Пушкину (картина)

/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./

-Почему он не берет денег за свою игру?

/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./

-Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…

Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты

воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/

-Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?

/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./

-Отчего он иногда просыпается ночью?

/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./

-Так для кого же живет музыкант?

5.Аналитическая беседа по образу воробья.

-А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.

Пересказ эпизода «В райской стране».

Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».

-Но все ли так хорошо там для воробья?

/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./

Кто становится его другом в этой стране?

/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./

-Вспомните, а другом старика?

/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./

-О чем мечтает воробей?

/О родном Тверском бульваре./

-Итак, тоска по Родине.

И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?

/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./

…И умирает.

-Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?

/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/

-Но ведь в воле автора было сделать конец рассказа иным.

Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.

Вспомните, как живет воробей?

/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./

-А как он берет принесенный скрипачом хлеб?

6.Выборочное чтение эпизодов.

/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» — с134;

некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» — с.135/

«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством… Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» — с. 14

-Как же привык жить воробей?

-И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? /Сам себе./

-Вспоминает воробей о старике-скрипаче?

/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./

-Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе.

В этом проявляется его равнодушие к окружающим.

И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.

7.Обобщение.

-О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?

/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./

-Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.

«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

-Какова основная тема рассказа?

/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./

-Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)

/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./

Об этом говорит и сам А.А.Платонов.

8.Обращение к эпиграфу.

Портрет Платонова и эпиграф

-Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».

9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.

10.Заключение. (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)

-На мир смотрите добрыми глазами.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье,

Оно в конце сильнее зла всегда,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

К.Кулиев.

— На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…

Источник: https://gigabaza.ru/doc/160175.html

Книга Рассказы.Том 2. Автор — Платонов Андрей Платонович. Содержание — ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ (Сказочное происшествие)

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени.

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь.

Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью.

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра.

Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку.

Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание.

Читайте также:  Краткое содержание кальдерон жизнь есть сон точный пересказ сюжета за 5 минут

Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз.

Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, — он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр — на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку.

Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам.

Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб.

Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе.

Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину.

Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья.

Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

* * *

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.

Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, — и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть.

Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.

Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб.

Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки.

Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…

Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застил дневной свет.

На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны.

Старик стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошел по своему переулку к Тверскому бульвару.

Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет хлеб, и снег засыплет его.

Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет.

Он перестал играть. На улице шел поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло.

Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?

1

Источник: https://www.booklot.ru/authors/platonov-andrey-platonovich/book/rasskazyitom-2/content/2399092-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-skazochnoe-proisshestvie/

Любовь к Родине, или Путешествие воробья — истории, связанные с произведение

Андрей Платонов.

Много ли было писателей, понимавших душу и тоску животных и растений ? — Пришвин? Лондон? Толстой? После прочтения «Холстомера», Тургенев даже сказал, что Толстой в прошлой жизни был лошадью.

Кем в прошлой жизни был Платонов? Какая наивность, понимать душу, как нечто «круглое», цельное, улетающее на небо ли, возвращающееся на землю ли, словно перелётные птицы, устав от света и тепла. Душа — каждый миг рождается в человеке, бьётся воробышком в груди, ветвится деревом, обнимая растения, животных, людей и облака..

Пробивается из земли ресницами травы ( словно живыми, медленными лучами неведомого солнца в земле) и внимательными, голубыми глазами цветов, неустанно перерабатывая ночь земного праха и смерть, в свет и жизнь.

В любви Платонова к животным есть что-то от любви к ним Есенина, которого он любил.

В истории на этот изумительный рассказ, с таким воробьино-непритязательным названием, хотелось бы косвенно очертить и другие моменты из романов и рассказов Платонова о животных.

Если бы Кафке приснились некоторые вещи Платонова, он бы проснулся в поту, быть может даже вскрикнув, что где-то на земле сбылся творческий ад его произведений, как-то мучительно сладко и темно смешавшись с возможностью рая : седой воробей, бегающий пешком по занесённой снегом земле, дабы не мучить уставшее тело рваными и тёмными ветрами ночи. Кафка просыпается, проводит рукой по холодным складкам простыни, словно по застывшей позёмке, чему-то грустно улыбается. Под свесившейся на пол белоснежной простынёй, попискивает мышка.. Вспоминается почти забавный анекдот про Хемингуэя, Платонова и Кафку ( анекдот в конце истории).

Ночь, улица, фонарь, разбитое стекло. За мальчиком бежит седой музыкант, окно которого, цветущее зимой райскими цветами и папоротниками, разбил этот мальчик. В холодной и пустой комнате, в сугробе простыней, умирает воробей.

Старый музыкант играл на скрипке у памятника Пушкину, играл для жизни и людей. Но однажды к нему стал прилетать воробей, и случалось, что он играл для него одного. Воробья, словно Элли из сказки, уносит странным ураганом в африканские, жаркие, райские страны.

Куда уносит душу, когда она слушает музыку и стихи ? Узоры музыки и стихов и сами похожи на заиндевевшие узоры на стекле искусства, на обещание рая. Стекло обращается в «тонкий лёд счастья», покрытый паутинками трещин, и по нему, словно по водам, ходит душа. Но воробей тоскует в этом южном раю по музыканту и хлебу. Душа музыканта тоскует по воробью.

Жизнь тоскует по тому, о чём поёт музыка. Растения, животные ( иногда у Платонова кончающие с собой), люди и даже земля, ворочаются в тёмном бреду одиночества, словно бы томясь вспомнить что-то вечное, всеми забытое. Добрые, одинокие, грустные животные, словно сбывшиеся слова Христа о солнце, льющее свой свет на праведных и неправедных…

живыми, ласковыми лучами, льнут они к музыкантам, ворам, растениям, земле, то обнимая, согревая их бытие, то грустно отражаясь от них в ветер ночи.

Воробьи на проводах вдоль вечерних дорог, словно музыкальные знаки самой жизни…

Россия. Зима. Разбивший стекло мальчик убегает от разъяренного дворника.

Мальчик бежит и думает: «Нет, ну так решительно нельзя. Я из хорошей семьи, я хочу учиться, саморазвиваться. Хочу, в конце концов, быть, как мой любимый писатель Эрнест Хэмингуэй — мужественным, сильным… На пляжах Кубы ловить рыбу. А не от дворников в этом городе убегать».

Куба. Жара. Эрнест Хэмингуэй, действительно, мужественный и сильный, сидит на пляже и пьет из горла ром, окруженный жаркими кубинками. Хэмингуэй думает: «Нет, это — не жизнь. Никакого героизма тут нет.

Народу ничего не нужно, 24 часа в сутки жара, мозги плавятся, женщины толстые.

Вот бы сейчас в старушку Европу, к писателю Кафке, мы бы с ним выпили хорошего чешского пива, поговорили об отцах, Флобере, смысле жизни.

Прага. Моросит слепой дождь. Кафка сидит в тускло освещённой комнате. Смотрит в ночь окна : словно мыши в мокрой траве листвы, мечутся воробьи. Жизнь так абсурдна. Вот бы мне в Россию, — думает он — куда я уже давно хочу съездить, к близкому мне по-духу писателю Платонову, он бы меня понял, мы бы с ним поговорили о человеке и абсурде жизни.

Зимний Воронеж. Андрей Платонов, в тулупе несется по закоулкам города за мальчиком и думает: » Б..дь! поймаю — убью!»

Источник: https://www.livelib.ru/work/1000956856/stories-lyubov-k-rodine-ili-puteshestvie-vorobya-andrej-platonovich-platonov

Ссылка на основную публикацию