Краткое содержание похвала глупости роттердамский точный пересказ сюжета за 5 минут

Ответы@Mail.Ru: анализ “Похвала глупости”в чем смысл произведения?

Краткое содержание Похвала глупости Роттердамский точный пересказ сюжета за 5 минут Ирина Губанова Гений (92177) 5 лет назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

сергей журавлев Профи (663) 1 год назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

Саша Головачёв Знаток (265) 11 месяцев назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

Blade Ученик (160) 10 месяцев назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

ТранклюкатоР. Ученик (197) 6 месяцев назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

Анвар Амирасланов Ученик (162) 5 месяцев назад

Сатира, написанная Эразмом Роттердамским в 1509году. Содержание подано в жанре иронического панегирика, что было определено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения, а именно: обращением к античным авторам (поэтому панегирик) и критикой общественного уклада жизни (поэтому иронический) .

Автор пытается взглянуть на окружающую его современную действительность, а также на все человечество, на весь мир с точки зрения глупости. Затрагивая массу животрепещущих вопросов современности, Э. Роттердамский философски и юмористически рисует сатирический портрет всего человечества. .

Его благодушный юмор и тонкая ирония жизнерадостны, перед нами гуманист, который смотрит на жизнь с оптимизмом, благодушием. Автор в отрицательных сторонах жизни видит предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Написано как пародия на панегирик — форму, в то время пользовавшуюся большой популярностью.

Оригинальным является здесь то, что панегирик в данном случае произносится не от лица автора или какого-то оратора, а от лица самой олицетворенной глупости.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/82406899

Краткое содержание “Похвала Глупости” Роттердамского Э

Глупость говорит: пусть невежественные смертные толкуют о ней, что им угодно, она же дерзает утверждать, именно ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.

Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжение стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости.

И вот она, Глупость, щедрая подательница всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией, самолично выступает пред всеми во всей своей красе. Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Муз, прежде всего излагает Глупость свою родословную.

Отец ее – Плутос, который, не во гнев будет сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей. Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами. И родилась Глупость, пользуясь словами Гомера, не в узах унылого брака, а от вожделения свободной любви.

И был в ту пору отец ее ловким и бодрым, хмельным от юности, а еще больше – от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру богов.

Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости,

ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы – Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность.

Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот еще два бога, замешавшиеся в девичий хоровод; Комос-Разгул и Негретое Гипнос – Непробудный сон.

С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдает повеления самим императорам. Узнав, каков род, каково воспитание и какова свита Глупости, навострите уши и вникайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко простирается ее божественная сила.

Прежде всего – что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости, должен взывать мудрец, ежели вдруг возжелает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни? А какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Итак, только благодаря хмельной и веселой игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и порфироносные государи, и трижды пречистые первосвященники, и даже весь многочисленный рой поэтических богов. Мало того, все, что есть в жизни приятного, – тоже дар Глупости, и сейчас это будет доказано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она наслаждений? Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Ведь что останется в жизни, кроме печали, скуки и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью? Первые годы – самый приятный и веселый возраст в жизни человека. За детством следует юность. В чем источник очарования юности, если не в глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому. А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остается ему жить, пока не наступит, наконец, тягостная старость.

А каковы тощие угрюмцы, предающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки. А дурачки, напротив, – гладенькие, беленькие, с холеной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками.

Читайте также:  Краткое содержание мариам петросян дом в котором... точный пересказ сюжета за 5 минут

И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости. Мужчины, рожденные для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума.

Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря – дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не глупостью? В глупости женщины – высшее блаженство мужчины.

Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин – раба, служанка – госпожу, учитель – ученика, жена – мужа, квартирант – домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга медом глупости.

Допусти мудреца на пир – и он тотчас же всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы – он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище – он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие. Если мудрец вмешается в разговор – всех напугает не хуже волка. Но обратимся к наукам и искусствам.

Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой – безобразие, под ученостью – невежество, под весельем – печаль, под пользой – вред. Всех счастливее тот, кто всех безумнее.

Из этого теста испечены люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; и чем более расходятся с истиной эти небылицы, тем охотнее им верят.

Впрочем, нужно помянуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство.

Ну, можно ли быть глупее? А разве просят люди у святых чего-нибудь, не имеющего отношения к глупости? Взгляните на благодарственные приношения, которыми стены иных храмов украшены вплоть до самой кровли, увидите ли вы среди них хоть одно пожертвование за избавление от глупости, за то, что приноситель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего откажутся люди, только не от Мории. Не только большинство людей заражено глупостью, но и целые народы, и вот в самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Французы только себе приписывают приятную обходительность. Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы. Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии. Рука об руку с самообольщением идет лесть. Итак, либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, достается им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить свое счастье с большинством других людей. Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-ученому, достоин скорее сожаления, чем зависти.

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: “Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории”.

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-poxvala-gluposti-rotterdamskogo-e/

Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)

Эразм Роттердамский. Похвала глупости (краткий пересказ по главам)

Предисловие автора

Пишет Томасу Мору. Мор- мория (глупость), эта игра слов натолкнула на мысль написать. «Легкость и шутливость изложения»- следует примеру других писателей. Кажется ли автор злым и саркастичным? «Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов».

«Стремлюсь к смеху, а не к злому глумлению».

Глава I. (Глупость одним своим видом разгоняет заботы слушателей}

«Я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей». Глупость пришла- все повеселели.

Глава II. (Содержание речи}

«И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря – Глупости».

Глава III. (Почему Глупость сама себя хвалит)

“Сам выхваляйся, коли люди не хвалят”. Не знаю, чему дивиться — лености или неблагодарности смертных: хотя все они меня усердно чтут и охотно пользуются моими благодеяниями, никто, однако, в продолжение стольких веков не удосужился воздать в благодарственной речи похвалу Глупости…”

Глава IV. (Почему говорит без подготовки)

Речь неподготовленная, но правдивая. «Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет». +не хочет блистать остроумием.

Глава V. (Глупость сразу же сама себя выдает)

Глава VI. (Подражание риторам)

Глава VII и VIII. (Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы)

Отец- Плутос. «И не в узах унылого брака, как тот хромой кузнец, родилась я, но — что не в пример сладостнее — от вожделения свободной любви, пользуясь словами нашего милого Гомера». Родилась на «счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Там нет ни труда, ни старости, ни болезней». Воспитана двумя нимфами (Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность).

Глава IX. (Спутники Глупости)

Колакия- лесть, Лета-Забвение, Мисопония-Лень, Гедонэ-Наслаждение, Анойя-Безумие, Трифэ-Чревоугодие. + еще два бога: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон.

Глава X, XI и XII. (Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всеми житейскими благами)

Самая щедрая, помогает смертным. Только глупость помогает рожать детей итд+ наслаждения

Глава XIII. (Родство Глупости с детством и старостью)

Очарование детей и стариков в глупости. Глупость- дар.

Глава XIV. (Глупость продлевает юность и отгоняет старость)

Старость- плохо. Тощие и угрюмые философы отвратительны.

Глава XV. (Боги особенно нуждаются в Глупости)

Глава XVI. (Приправа Глупости нужна повсюду)

«Согласно определению стоиков, быть мудрым — это не что иное, как следовать велениям разума, а глупым — внушению чувств». Разум находится под гнетом гнева и похоти,- такова мысль глупости.

Глава XVII. (Благодаря Глупости женщины правятся мужчинам)

Все женщины по умолчанию дуры, однако благодаря глупости красивы и юны.

Глава XVIII. (Глупость — лучшая приправа на пиру)

Глава XIX . (Она же — соединительница друзей)

Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, — что может быть ближе к глупости?

Глава XX. (Примирительница супругов)

Глава XXI. (Связующее начало всякого человеческого общества)

Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, друг — друга, жена — мужа, квартирант — домохозяина, сожитель — сожителя, товарищ –товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.

Глава XXII. (Почему Филавтия именуется родной сестрой Глупости)

«Филавтия, которую я по заслугам считаю родной своею сестрой, — так ловко разыгрывает она повсюду мою роль. Что может быть глупее самовлюбленности и самолюбования? Но что изящное или приятное можешь ты сделать, ежели сам себе будешь в тягость? Отними у жизни эту приправу, и ледяным холодом встречен будет оратор со своей речью».

Глава XXIII. (Глупость — причина войн)

Война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами.

Глава XXIV и XXV. (Невыгоды Мудрости)

Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баловались философией или науками.

Для примера здесь достаточно будет поименовать обоих Катонов, из коих один смущал спокойствие республики дурацкими доносами, а другой, с излишней мудростью защищая свободу народа римского, способствовал ее окончательному падению.

Допусти мудреца на пир — и он тотчас всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд.=> хай сидит в пустыне

Глава XXVI. (Сила всякого вздора в народе)

Лесть образовала государство

Глава XXVII. (Жизнь человеческая — только забава Глупости)

Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?

Глава XXVIII. (Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы)

Глава XXIX. (Глупость требует, чтобы ее похвалили за рассудительность)

Дурак, напротив того, постоянно вращаясь в самой гуще жизни, приобретает, по-моему, истинную рассудительность. Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею.

Глава XXX. (Глупость ведет к мудрости)

Глупость- чувства. Делает людей общительнее и обходительнее.

Глава XXXI. (Только благодаря Глупости жизнь бывает сносной)

Глупость убивает чувство стыда.

Глава X XXII и XXXIII. (Науки изобретены, на пагубу роду людскому, среди них особенно ценятся те, которые связаны с Глупостью)

К чему знание законов при отсутствии дурных нравов, от которых, — в том нет сомнения, -родились хорошие законы? Далее, древние люди были слишком богобоязненны, чтобы испытывать с нечестивым любопытством тайны природы, исчислять величину, движения и влияния небесных тел, пытаться проникнуть в сокровенные причины вещей; они сочли бы кощунством желание смертного человека сделаться мудрее, нежели то предопределено его жребием.

Глава XXXIV. (Из животных всего счастливее те, которые не знают никакой дрессировки)

Глава XXXV, XXXVI и XXXVII. (Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздо счастливее мудрецов)

Поскольку не стремятся стать богами, не боятся смерти, опасности им не страшны, цели нет. (Одиссей) + дураки- потеха государей

Глава XXXVIII. (Почему следует отдать предпочтение безумию)

Два вида безумия: ядовитый змей и дар богов. Второе- хорошо.

Глава XXXIX. (Безумие супругов, охотников, строителей и игроков)

Глава XL и XLI. (Суеверы)

Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)

Источник: https://megalektsii.ru/s41265t3.html

Похвала Глупости

«Похвала глупости» – это произведение Эразма Роттердамского, изданнаоев первый раз в 1511 году. Автора называли «остроумнейшим из ученых и ученейшим из остроумных». Его ученые труды забыты, а вот эта безделица, написанная от скуки во время длительного путешествия, осталась жить на века.

Читайте также:  Краткое содержание романа тристан и изольда легенда, опера точный пересказ сюжета за 5 минут

К чему эта похвала глупости? Потому что эта умная глупость имеет прямое отношение к блогингу. А именно.

Если вы будете красоваться своими знаниями, будете чересчур учеными, вас не будут читать. Сегодняшний, как в прочем, и вчерашний читатель не любит выглядеть глупей автора. Он хочет общаться с человеком на равных, позволяя лишь чуть-чуть себя вести. Если будете сильно умничать, то получите много негативных и недовольных комментариев.

«Похвала глупости» – это всего лишь ироничное описание ученым современного уклада жизни  того времени. Он написал его от лица обывателя. И попал в точку. Его книгу читают даже на забытой всеми  латыни. «Сущая безделица», по словам автора, переведена на 40 языков мира.

Эразм от лица Глупости рассуждает об ораторах, о богословах, способных исказить, переиначить и вывернуть наизнанку каждую строку в обоих Заветах, говорит о тщеславии человеческом, обо всем том, что ежедневно восхваляет ее, Глупость больше порой чем всех других Олимпийских богов, в ряд с которыми она себя ставит.

Подобно Зигмунду Фрейду, который утверждал, что все бессознательное (а, следовательно, все поступки человека – ведь каждый шаг можно, если постараться, связать с бессознательностью) связано с сексуальным влечением, так и Эразм Роттердамский блестяще обосновал, что:

1) глупость – двигатель человеческой эволюции;

2) глупость – величайшее благо, данное человеку, и надо лишь этим благом уметь воспользоваться;

3) становиться умным и, тем паче, мудрым, нет никакого резона, ибо во многих знаниях многие печали;

4) глупость – это  счастье и свобода;

5) большинство действий человеческих продиктовано глупостью и делается глупо.

И, черт возьми, написано так убедительно, что невольно начинаешь этому верить и подспудно желать себе чуток одуреть. Это же просто праздник сарказма!

***

Глупость говорит: пусть грубые смертные толкуют о ней, как им угодно, она же дерзает утверждать, что ее божественное присутствие, только оно одно, веселит богов и людей. А посему сейчас будет произнесено похвальное слово Глупости.

Кому, как не Глупости, подобает стать трубачом собственной славы? Ведь леностные и неблагодарные смертные, усердно ее почитая и охотно пользуясь ее благодеяниями, в продолжении стольких веков не удосужились воздать в благодарственной речи похвалу Глупости. И вот она, Глупость, щедрая подательница всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией, самолично выступает пред всеми во всей своей красе.

Итак, поскольку далеко не всем известно, из какого рода она происходит, то, призвав на помощь Музы, прежде всего излагает Глупость свою родословную. Отец ее — Плутос, который, не во гнев будет сказано Гомеру, Гесиоду и даже самому Юпитеру, есть единственный и подлинный отец богов и людей.

Кому он благоволит, тому и дела нет до Юпитера с его громами. И родилась Глупость, пользуясь словами Гомера, не в узах унылого брака, а от вожделения свободной любви.

И был в ту пору отец ее ловким и бодрым, хмельным от юности, а еще больше — от нектара, которого хлебнул он изрядно на пиру богов.

Рождена Глупость на тех Счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность.

Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Колакиия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисопония-Лень, и Гедонэ-Наслаждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чревоугодие. А вот еще два бога, замешавшиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон.

С помощью этих верных слуг подчиняет Глупость весь род людской и отдает повеления самим императорам.

Узнав, каков род, каково воспитание и какова свита Глупости, навострите уши и внимайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко простирается ее божественная сила.

Прежде всего — что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости, должен взывать мудрец, ежели вдруг возжелает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невзгоды супружеской жизни? А какая женщина допустила бы к себе мужа, если бы подумала и поразмыслила об опасностях и муках родов и о трудностях воспитания детей? Итак, только благодаря хмельной и веселой игре Глупости рождаются на свет и угрюмые философы, и порфироносные государи, и трижды пречистые первосвященники, и даже весь многочисленный рой поэтических богов.

Мало того, все, что есть в жизни приятного, — тоже дар Глупости, и сейчас это будет доказано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она наслаждений? Сами стоики отнюдь не отворачиваются от наслаждений. Ведь что останется в жизни, кроме печали, скуки и тягот, если не примешать к ней малую толику наслаждения, иначе говоря, если не сдобрить ее глупостью?

Первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни человека. Чем объяснить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привлекательным покровом глупости, который, чаруя родителей, вознаграждает их за труды, а малюткам доставляет любовь и опеку, для них необходимые.

За детством следует юность, В чем источник очарования юности, если не в Глупости? Чем меньше умничает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому.

А чем больше удаляется человек от Глупости, тем меньше остается ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжалилась над несчастными и не поспешила бы им на помощь.

По ее милости старцы могут считаться недурными собутыльниками, приятными друзьями и даже принимают участие в веселой беседе.

А каковы тощие угрюмцы, придающиеся изучению философии! Не успев стать юношами, они уже состарились, упорные размышления иссушили их жизненные соки.

А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холеной шкуркой, настоящие акарнские свинки, никогда не испытают они тягот старости, если только не заразятся ею, общаясь с умниками.

Недаром учит народная пословица, что одна только глупость способна удержать быстро бегущую юность и отдалить постылую старость.

И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости.

Мужчины, рожденные для дел правления и посему получившие несколько лишних капель разума, сочетаются браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестолковостью своей и подсластила тоскливую важность мужского ума.

Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привлекают они к себе мужчин, как не Глупостью? В Глупости женщины — высшее блаженство мужчины.

Впрочем, многие мужчины высшее блаженство находят в попойках. Но можно ли представить себе веселый пир без приправы Глупости? Стоит ли обременять чрево снедью и лакомствами, если при этом глаза, уши и дух не услаждаются смехом, играми и шутками? А именно Глупостью заведено все это для блага человеческого рода.

Но, быть может, найдутся люди, которые находят радость лишь в общении с друзьями? Но и тут не обойдется без глупости и легкомыслия.

Да что там толковать! Сам Купидон, виновник и родитель всякого сближения между людьми, разве он не слеп и разве не кажется ему безобразное прекрасным? Боже бессмертный, сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих спутников Глупости!

Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квартирант — домохозяина, ежели бы они не потчевали друг друга медом глупости.

Допусти мудреца на пир — и он тотчас же всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удовольствие. Если мудрец вмешается в разговор — всех напугает не хуже волка.

Но обратимся к наукам и искусствам. Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой — безобразие, под ученостью — невежество, под весельем — печаль, под пользой — вред.

Устранить ложь — значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывает к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль. И все любят и балуют дурачков.

А уж государи, те своих дурачков любят, без всякого сомнения, больше, нежели хмурых мудрецов, ибо у последних два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам.

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательная сила, если только не примешивается к ней ничего обидного, но лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя.

Всех счастливее тот, кто всех безумнее.

Из этого теста испечены люди, которые любят рассказы о ложных знамениях и чудесах и никак не могут досыта наслушаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной невидали; и чем более расходятся с истиной эти небылицы, тем охотнее им верят. Впрочем, нужно помянуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псалтири, сулит себе за то вечное блаженство. Ну, можно ли быть глупее?

А разве просят люди у святых чего-нибудь не имеющего отношения к Глупости? Взгляните на благодарственные приношения, которыми стены иных храмов украшены вплоть до самой кровли, — увидите ли вы среди них хоть одно пожертвование за избавление от глупости, за то, что приноситель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего откажутся люди, только не от Мории.

Читайте также:  Краткое содержание достоевский двойник точный пересказ сюжета за 5 минут

Не только большинство людей заражено глупостью, но и целые народы. И вот в самообольщении британцы заявляют исключительные притязания на телесную красоту, музыкальное искусство и хороший стол. Французы только себе приписывают приятную обходительность.

Итальянцы присвоили себе первенство в изящной литературе и красноречии, а посему пребывают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных единственно лишь себя не почитают варварами. Испанцы никому не согласны уступить своей воинской славы. Немцы бахвалятся высоким ростом и знанием магии. Рука об руку с самообольщением идет лесть.

Это благодаря ей каждый становится приятнее и милее самому себе, а ведь в этом и состоит наивысшее счастье. Лесть — это мед и приправа во всяком общении между людьми.

Говорят, что заблуждаться — это несчастье; напротив, не заблуждаться — вот величайшее из несчастий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отнимает радость жизни. Если супруга до крайности безобразна, но мужу своему кажется достойной соперницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воистину красавицей?

Итак, либо нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. Во-первых, их счастье, покоящееся на обмане или самообмане, достается им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разделить свое счастье с большинством других людей.

Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грамматики, риторы, юристы, философы, поэты, ораторы, а в особенности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-ученому, достоин скорее сожаления, чем зависти. Поглядите, как мучаются такие люди: прибавляют, изменяют, вычеркивают, затем, лет эдак через девять, печатают, все еще недовольные собственным трудом.

Прибавьте к этому расстроенное здоровье, увядшую красоту, близорукость, раннюю старость, да всего и не перечислишь. И наш мудролюб мнит себя вознагражденным, ежели похвалят его два-три таких же ученых слепца.

Напротив, сколь счастлив сочинитель, послушный внушениям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но записывает все, что взбредет ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истраченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писаниях, тем вернее угодит он большинству, то есть всем дуракам и невеждам.

Но всего забавнее, когда глупцы начинают восхвалять глупцов, невежды — невежд, когда они взаимно прославляют друг друга в льстивых посланиях и стихах. Что до богословов, то не лучше ли не прикасаться к этому ядовитому растению, хотя они и в великом долгу у Глупости.

Впрочем, никому нельзя забывать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, рукоплещите, живите, пейте, достославные сопричастники таинств Мории». <\p>

***

Любая вещь имеет два лица… и лица эти отнюдь не схожи одно с другим.

Снаружи как будто смерть, а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой — безобразие, под изобилием — жалкая бедность, под позором — слава, под ученостью — невежество, под мощью — убожество, под благородством — низость, под весельем — печаль, под преуспеянием — неудача, под дружбой — вражда, под пользой — вред.

У дурачка что в сердце скрыто, то и на лбу написано, то и с языка срывается. А у мудрецов два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам.

Нет существа несчастнее человека, поскольку все остальные животные довольствуются теми пределами, в которые их заключила природа, и лишь он один пытается раздвинуть границы своего жребия.

Вот если камень на голову свалится — это настоящая беда, а позор, бесчестие, хула и дурная молва лишь постольку доставляют неприятности, поскольку мы их замечаем.

Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами.

Поистине, два великих препятствия стоят на пути правильного понимания вещей: стыд, наполняющий душу, словно туман, и страх, который перед лицом опасности удерживает от смелый решений. Но Глупость, с удивительной легкостью гонит прочь и стыд и страх.

Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?

Если жизнь печальна, она не заслуживает даже называться жизнью.

Обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя не нацепила.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Источник: http://becmology.blogspot.com/2012/12/blog-post.html

Эразм роттердамский (1469 – 1536 гг.)

Эразм Роттердамский – один из самых ярких представителей движения гуманизма.

В борьбе со схоластикой он выдвинул новое понимание задач и способов философствования, внес заметный вклад в возрождение античных ценностей.

Эразм Роттердамский отстаивал право человека на радость, счастье, свободу, главным условием которых он считал нравственную жизнь. Проблема нравственности стала главной в его философии религии, политики и обыденной человеческой жизни.

В истории культуры Эразм Роттердамский прославился как «писатель одной книги» – «Похвалы Глупости». Обладая незаурядным сатирическим даром, он подверг критике глупость в самых разных областях человеческой жизни. Эта книга побуждает к размышлению о коренном вопросе философии: «Что же есть истинная мудрость?».

Эразм Роттердамский критиковал (часто в форме сатирического осмеяния) схоластическую философию за ее отрыв от жизни, человека, природы, культуры. Философия, по его мнению, должна помогать людям решать многочисленные проблемы их реальной жизни.

Вместо этого «доктора величавые, доктора изощренные, доктора изощреннейшие» предлагают «невежественной толпе» «силлогизмы, конклюзии, короллярии, суппозиции», а также такое множество направлений философии, «что легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, томистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих».

Схоластике Эразм Роттердамский противопоставил свое понимание философии: заумствованиям – здравый смысл, небесным проблемам – земные, теоретической абстрактности – практическую конкретность, наукообразному трактату – художественную форму, кабинетам ученых – домашнее застолье, угрюмой серьезности – игру, юмор, сатиру, пародию.

Еще в юности Эразм Роттердамский составлял для своих учеников пособия в жанре обыденных разговоров с целью научить их изящно мыслить, говорить и писать, а также правильно вести себя в разных житейских ситуациях. Эти диалоги он пополнял до конца своей жизни. Так возникла книга «Разговоры запросто».

Ему было присуще живое чувство глубокой взаимосвязи различных сторон жизни, поэтому он не любил жестких граней и четких формул.

Мысль не может ограничиться одной стороной действительности, она всегда незавершенна, открыта и разрастается в целую энциклопедию жизни.

Исходя из того, что всякое категорическое суждение содержит в себе зародыш глупости, он просил не приписывать автору мнений его героев.

Эразм Роттердамский и Похвала Глупости

Книга «Похвала Глупости» написана в жанре сатиры. В ней Глупость хвалит сама себя в самых разнообразных жизненных ситуациях. В одних случаях похвала выступает сатирической формой обвинения глупости, а в других критикой так называемой «мудрости», и тогда глупость оборачивается мудростью, а «мудрость» глупостью.

Например, в простых житейских, самых обычных делах, так называемый, «мудрец» оказывается «тупым чурбаном», «ибо он слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему». «Мудрец» оказывается противником обычной жизни, здравого смысла и, в результате, – человеконенавистником.

В некоторых случаях под Глупостью подразумевается то, что противоположно разуму, а именно, чувства. Но без чувств не бывает ни наслаждения, ни счастья, ни жизни.

Важнейшим принципом философии Эразма Роттердамского является всеобщая парадоксальная (диалектическая) двойственность бытия, главным этическим требованием – «ничего сверх меры».

Поэтому подлинной глупостью он считает односторонность и ограниченность. Разум и чувства – необходимые стороны человеческой жизни.

В своей философии Эразм Роттердамский не противопоставляет мудрость не только чувствам, но и здравому смыслу, наслаждению и счастью.

Вторая часть книги – обвинение глупости в разных слоях общества, начиная от простого народа до высших кругов знати.

Эразм Роттердамский обличает порочных государей, разлагающих все общество, выступает против войны – одного из самых тяжких и позорных проявлений Глупости. За несколько лет до «Утопии» Т.

Мора он увидел разрушающее, деморализирующее воздействие собственничества на тогдашнее общество.

Его сатирический бич с особой силой разил церковнослужителей, монахов, схоластов.

Эразм Роттердамский и критика церкви

Эразм Роттердамский выступил с критикой католической церкви. Он считает, что обрядно-догматическая сторона католицизма заглушила главное в христианстве – его нравственный смысл.

Он был присущ раннему христианству, которое не противостояло античной культуре, а являлось ее продолжением.

Программа, так называемой, «философии Христа» была сформулирована еще молодым писателем в «Оружии христианского воина», где Священное писание трактуется, в первую очередь, как нравственное учение.

Критика Эразмом католицизма оказалась плодотворной почвой для развития идей Реформации, недаром, говорили, что Лютер высидел яйцо, которое снес Эразм.

Но через некоторое время обнаружилось принципиальное противоречие между мировоззрением Лютера и Эразма, протестантизмом и гуманизмом. Эразма насторожила, а затем оттолкнула фанатичность, жесткая догматичность Лютера и бесчеловечность учения о несвободе воли.

Обе стороны – католики и протестанты – ждали выступления знаменитого писателя в свою защиту. Он же уклонялся от однозначного ответа. Тогда и те, и другие обвинили его в измене и трусости. Однако уклончивость Эразма была принципиальным выражением его философской позиции. Ограниченность обеих религиозных программ не вмещала гуманистического содержания его мировоззрения.

Через два года после «Государя» Макиавелли, в 1516 году Эразм Роттердамский написал сочинение под названием «Воспитание христианского государя», где выступил с совершенно противоположных философских позиций.

Идеальный государь не может быть безнравственным; Эразм Роттердамский представил его как честного, справедливого, миролюбивого слугу народа. По мнению автора, государю следует рассчитывать не на страх, а на любовь народа. Страх не уменьшит преступлений. Только любовь ведет к свободному подчинению закону.

Тогда же Эразм Роттердамский написал антивоенный трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного».

Эразм Роттердамский и значение его философии

Общечеловеческое содержание произведений Эразма Роттердамского делает их современными и в наши дни.

Он продолжает учить нас ценить жизнь, уметь радоваться, соблюдать меру во всем, быть миролюбивыми, терпимыми, снисходительными, уважать свободу другого человека, одним словом, быть ЧЕЛОВЕЧНЫМИ.

Он продолжает бороться против односторонности, категоричности, бескомпромиссности, догматизма, формализма, фанатизма, жестокости, тирании, высокомерия, невежества, войны – одним словом, ГЛУПОСТИ.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/erazm-rotterdam

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector