Краткое содержание последний поклон астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

«Последний поклон»: краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева в кратком изложении

Краткое содержание Последний поклон Астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей.

Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь.

Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.

Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» – одно из них.

Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь.

Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.

Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой.

И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга.

Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.

Сюжет

Главный герой Витя Потылицын – мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей.

Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание.

«Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное.

Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.

Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе.

Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками.

И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.

В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.

Поворот в судьбе

Дальше становится уже не так весело, как вначале описывает деревенскую жизнь главного героя краткое содержание.

«Последний поклон» Астафьева продолжается тем, что у Витьки вдруг наступает недобрая полоса в жизни. Так как в деревне школы не было, его отправляют в город к отцу и мачехе.

И тут Астафьев Виктор Петрович вспоминает о своих мучениях, изгнанничестве, голоде, сиротстве и бездомности.

Разве мог Витька Потылицын тогда что-то осознавать или винить кого-то в своих несчастьях? Он жил как умел, спасаясь от смерти, и даже в некоторые минуты умудрялся быть счастливым. Автор здесь жалеет не только себя, а все тогдашнее молодое поколение, которое вынуждено было выживать в страданиях.

Витька потом уже понял, что выбрался из всего этого только благодаря спасительным молитвам своей бабушки, которая на расстоянии чувствовала всем сердцем его боль и одиночество. Она же и смягчила его душу, научив терпению, прощению и умению разглядеть в черной мгле хоть маленькую крупицу добра и быть благодарным за нее.

Школа выживания

В послереволюционное время сибирские деревни подвергались раскулачиванию. Кругом шло разорение. Тысячи семей оказывались бездомными, многих угоняли на каторгу. Переехав к отцу и мачехе, которые жили на случайные доходы и много выпивали, Витька сразу понимает, что никому не нужен.

Вскоре он переживает конфликты в школе, предательство отца и забвение родственников. Таково краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева повествует дальше о том, что после деревни и бабушкиного дома, где, может быть, и не было достатка, но всегда царили уют и любовь, мальчик попадает в мир одиночества и бессердечия.

Он становится грубым, а его поступки – жестокими, но все же бабушкино воспитание и любовь к книгам позже дадут свои плоды.

А пока его ждет детский дом, и это всего лишь в двух словах описывает краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева очень подробно иллюстрирует все тягости жизни бедного подростка, включая его учебу в школе фабрично-заводского курса, уход на войну и, наконец, возвращение.

Возвращение

После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле.

Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения.

Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.

Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.

Минуты забвения

Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.

Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.

Долгожданная встреча

Вернувшийся с войны солдат задумался, что, возможно, бабушка его может и не узнать, однако не тут-то было. Увидев его, старушка хотела резко встать, да ослабшие ноги не дали ей этого сделать, и она стала придерживаться своими руками за стол.

Совсем постарела бабушка. Однако она была очень рада видеть своего любимого внука. И радовалась тому, что, наконец-то, дождалась. Она долго разглядывала его и глазам своим не верила.

А потом проговорилась, что молилась за него и день, и ночь, и ради того, чтобы встретить своего любимого внучка, она и жила. Только теперь, дождавшись его, бабушка могла спокойно умереть.

Ей было уже 86 лет, поэтому она попросила внука, чтобы тот приехал на ее похороны.

Читайте также:  Краткое содержание фолкнер особняк точный пересказ сюжета за 5 минут

Гнетущая тоска

Вот и все краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева заканчивается тем, что Виктор уехал работать на Урал. Герой получил телеграмму о смерти бабушки, но его не отпустили с работы, сославшись на устав предприятия. В то время отпускали лишь на похороны отца или матери. Управление и знать не хотело, что бабушка заменяла ему обоих родителей.

Так и не поехал Виктор Петрович на похороны, о чем потом всю жизнь очень сильно жалел. Он думал, что если бы это случилось сейчас, то он бы просто сбежал или ползком пополз от Урала до Сибири, чтобы только закрыть ей глаза. Так все время и жила в нем эта вина, тихая, гнетущая, вечная.

Однако он понимал, что бабушка его простила, так как очень сильно любила своего внука.

Источник: http://renbow.ru/article/184100/posledniy-poklon-kratkoe-soderjanie-posledniy-poklon-astafeva-v-kratkom-izlojenii

Статья. В.П.Астафьев: «Последний поклон» — летопись народной жизни сибирского края

В.П.Астафьев: «Последний поклон» — летопись народной жизни сибирского края

Мир детства, с ним навечно расставанье,


Назад ни тропок нету, ни следа,


Тот мир далек, и лишь воспоминанья


Все чаще возвращают нас туда.

К. Кулиев

В отечественной литературе есть особое направление — произведения писателей о своем детстве. Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков, М.Горький и их творения — классики и основные указатели в этом течении русской литературы.

В произведениях этих писателей выстроены примеры психологической и поэтической оценки непростого мира ребенка — с его яркой памятью, с его взглядом на семью, ее устои, с его трагедиями и маленькими-большими радостями.

Автор повести «Последний поклон» В.П.Астафьев — продолжатель этой традиции. Читая повесть, мы видим еще одно свидетельство о детстве самого автора и его современников.

Перед нами встают картины жизни деревенского сироты, подростка, пережившего вместе со своей семьей бескормицу 30-х годов, отрока, вдруг выросшего перед самой войной и возмужавшего на ее фронтах. В.Астафьев описал свое время характерными образами неумытной ребяческой памяти.

Сибирский колорит этого отрочества и исключительная задушевность изложения придают повести те исключительные черты, которые в литературе называют «новаторскими».

Думаю, неповторимость этой книги среди других о детстве деревенских мальчишек состоится в сплетении контрастных чувств, таких как признательность и безжалостность.

Именно они являются полюсами драматизма: жаркая, исходящая из потаённых складок души признательность за все хорошие и благословенные моменты судьбы — особенно за добро людское, за щедрость родной природы — и непримиримое неприятие зла, человеческой низости.

На полотне живописных рассказов В.Астафьева всегда намешаны самые контрастные чувства.

Чистая и романтическая лирика вяжется с подробным, подлинно реалистичным описанием быта, с суровым наставлением писателя, разоблачающего людей в том, что они сами себе судьи в своих деяниях и помыслах, сами строят свою жизнь и, быть может, портят её.

Автор не демонстрирует снисходительного отношения и сентиментальной чувствительности ни к героям своих произведений, ни к читателям. Напротив, он взывает к бережному отношению к семье, к окружающей природе. Проза В.Астафьева — это клич критичного отношения к самому себе, своим поступкам, требование к человеку найти своё место.

Эти манеры характерны не только «Последнему поклону», но и другим произведениям В.Астафьева.

Прямотой и подлинностью пронизана его повесть «Кража» о сиротском детстве подростка, и повесть «Пастух и пастушка» — повесть, в которой автор беспощаден в изображении войны и её последствий: честность и непорочность любви несовместимы с реалиями военной жизни.

Сильнее всего контрасты стиля писателя проявляются в его книге «Царь-рыба». В полной мере В.

Астафьев демонстрирует гордость за свой суровый, такой любимый сибирский край и возмущение по отношению к тем, кто губит его своей жадностью, нерачительным использованием природных ресурсов. В этом и можно увидеть общее с «Последним поклоном». Обе книги — раскрытая и израненная душа писателя, болеющая в тревоге за малую свою родину, за нравственные устои современников.

Обращая свои воспоминания в беззаботное детство, мы чаще всего вспоминаем отдельные эпизоды, не связанные событийно, разделенные временными границами, не упорядочиваем их хронологически. Так и «Последний поклон» В.Астафьев писал более двадцати лет. И читатели знакомились с повестью отдельными главами в разных газетах и журналах, в разных издательствах.

Это после повесть сложилась в единое целое, где автор сохранил отрывочность воспоминаний. События и сцены «Последнего поклона» соединены между собой поэзией бытия, так же как и мы вспоминаем себя, свое детство. Страницы прошлого встают перед нами одна за другой, однако не подчиняются логике, временной психологии, а метафоричны и ассоциативны.

Можно назвать повесть В.Астафьева поэмой в прозе. Здесь тесно переплетаются впечатления о многотрудном и ярком детстве с заботой и тревогой о родине. Мы убеждаемся, что детство писателя наполнено ударами судьбы так же как и её подарками.

Оно из далёка всё посылает ему звездопад чувств, чистым ручьем наполняет реки эмоций, одаривает красноречием и целомудренным отношением к происходившему когда-то.

Трудно согласиться с тем, что В.Астафьев писал свою повесть для детей. Читатель не найдет здесь детских сюжетов, не увидит умиротворенных концовок с всеобщим примирением парадоксов.

Пожалуй, главным признаком детства в «Последнем поклоне» является описание любимых сельских игр, из поколения в поколение передающихся правил и обычаев самобытных ребячьих развлечений. И здесь мы прочувствуем авторские нешуточные раздумья, глубокие чувства.

Игра — как предмет становления личности, борьба за место под солнцем, за личную судьбу, линию жизни в двенадцать-четырнадцать лет.

В «Последнем поклоне» выразительный образ эпохи становления человеческой души писателя и решительный, искренний, порой драматический тон рассказывания, типичный для этого автора, невероятно точно сошлись в литературное произведение.

Несомненно, каждый читатель по-своему станет воспринимать «Последний поклон» — с оглядкой на собственный возраст, жизненный опыт, представления о бытовых предпочтениях.

Кто-то проведёт здесь параллели между станицами книги и своей жизнью, другой — проникнется лиричным настроением сибирской природы.

Для поколения начала XXI века открывается возможность заглянуть на сто лет назад, узнать основы жизненного уклада предков.

Книга В.Астафьева — подлинное свидетельство о беззаботном предвоенном детстве, источник представлений о далеком деревенском прошлом, рассказанное сложным и одновременно доступным языком.

Автор умело соединяет слово письменное и устное, сохраняет в литературном произведении непосредственность мотивов народного говора, делится с читателем разноцветным и непринужденным словарём человека, выплёскивающим разговорные краски без сомнения и стыда для выражения смятения и трепета, горячки и мандража.

Родственники и соседи, односельчане, братва по играм, нечаянные жизненные попутчики — персонажи страниц «Последнего поклона».

Но каждая новелла пронизана незыблемой авторской любовью к центральному образу книги — к образу бабушки. Для каждого из нас бабушка — это очаг, тепло и уют, спокойствие и стабильность.

Так и Катерина Петровна — заботушка и хранительница, защитница и заступница, которой и бьет свой земной поклон писатель.

Воспоминаниями о бабушке, привязанностью к ней, стремлением искупить перед ней некую вину были навеяны первые главы «Последнего поклона». Объясняя первоначальный смысл своей книги В.

Астафьев обращается к Катерине Петровне: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобой, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа…

Читайте также:  Краткое содержание лондон морской волк точный пересказ сюжета за 5 минут

Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…» Через всю книгу проносит В.

Астафьев образ бабушки Катерины Петровны, которая любовью согревала, порой оживляла мальчишку-сироту.

Это образ русской женщины, на своих плечах перенесшей все тяготы крестьянского быта, своими натруженными руками разводящей беды и невзгоды, сгущавшиеся над домочадцами большими и маленьким, бесстрашно и уверенно ведущей свое, порой нескладное, семейство через передряги житейские и бури исторические. И всё то она умеет, и всем то она поможет, где советом, где делом, а где и рукоделием своим. Побранит — будто по головушке проведет шершавой своей натруженной ладонью. Благодаря этому образу, взывающему читателя к собственной памяти, «Последний поклон» — самая читаемая книга В.Астафьева.

Всегда, практически неотступно, рядом с мальчишкой-сиротой образ давно утонувшей матери. Воспоминания о ней скорее фантазийные, чем реальные. Поэтому она то близко-близко, то вдруг медленно и необратимо растворяется в реалиях жизни автора, а то вдруг сливается с природой. Ведь мать и родина — неразделимы в душе человека, всегда рядом в глубине подсознания.

На оригинальных связях точного описания реалий крестьянской жизни, не опуская ни единой заветной черточки давно минувших дней, и лиричной поэзии строит В.Астафьев свою прозу.

И читать её нужно так же: за простотой крестьянской избы и семейных отношений рассмотреть безграничные просторы мысли и чувства, а за взлетами поэтических чувств — такие обыкновенные и ранимые, трогательные и беспощадные судьбы люде земли родной.

Источник: https://infourok.ru/statya._v.p.astafyev_posledniy_poklon__letopis_narodnoy_zhizni_sibirskogo_kraya-553226.htm

Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон”

Ы

Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик замечает, как обветшал дом, в котором он вырос. Крыша баньки провалилась, огороды заросли, а в доме нет даже кошки, поэтому пол по углам прогрызли мыши.

Над миром пронеслась война, появились новые государства, погибли миллионы людей, а в доме ничего не изменилось, и бабушка все так же сидит у окна, сматывая в клубок пряжу.

Она сразу узнает внука, а рассказчик замечает, как бабушка постарела. Налюбовавшись внуком с орденом Красной Звезды на груди, старушка говорит, что устала за свои 86 лет и скоро умрет.

Она просит внука приехать и похоронить ее, когда придет ее час.

Вскоре бабушка умирает, но с уральского завода отпускают только на похороны родителей.

Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я… бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

В сердце рассказчика поселяется “гнетущая, тихая, вечная” вина. Он выведывает у односельчан подробности ее одинокой жизни. Рассказчик узнает, что в последние годы бабушка обезножила, не могла носить воду с Енисея и мыла картошку в росе; что ездила она на моленье в Киево-Печерскую лавру.

Автор хочет знать о бабушке как можно больше, “да захлопнулась за ней дверь в немое царство”.

В своих рассказах он пытается поведать о ней людям, чтобы вспомнили они о своих бабушках и дедушках, и чтобы жизнь ее была “беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

“Да от лукавого эта работа”, – нет у автора слов, которые передают всю любовь к бабушке и оправдывают его перед ней.

Автор знает – бабушка простила бы его, вот только нет ее, и прощать некому.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон”

Другие сочинения по теме:

  1. Тема русской деревни в произведении Астафьева “Последний поклон” Астафьев посвятил теме русской деревни ряд произведений среди которых особо хотелось бы отметить повести “Последний поклон” и “Ода русскому огороду”….
  2. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  3. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  4. Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех” Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от…
  5. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  6. Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах” Ы Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все…
  7. Краткое содержание рассказа Дойла “Его прощальный поклон” Действие происходит в августе 1914 года. Агент кайзера фон Борк беседует с бароном фон Херлингом, первым секретарем посольства. Секретарь говорит,…
  8. Краткое содержание рассказа Олдриджа “Последний дюйм” Работа в Канаде на стареньком самолете “ДС-3” дала Бену “хорошую закалку”, благодаря которой последние годы он летал на “фейрчайльде” над…
  9. Краткое содержание рассказа О. Генри “Последний лист” Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди…
  10. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  11. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  12. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  13. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  14. Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе” Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
  15. Краткое содержание “Коня с розовой гривой” Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  16. Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины” Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон…
  17. Краткое содержание рассказа Бунина “Муза” Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в…
  18. Краткое содержание рассказа Бунина “Ворон” Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный…
  19. Сочинение-рецензия рассказа В. П. Астафьева “Пролетный гусь” Рассказ “Пролетный гусь” – одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале “Новый мир” в январе…
  20. Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет….
Читайте также:  Краткое содержание житие феодосия печерского нестор летописец точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-astafeva-poslednij-poklon/

Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»

Астафьев – писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».

Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать анализ.

Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.

Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать.

И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх.

Он сумел в городских условиях выживаемости, голодая и испытывая боль, сохранить свою душу. Далее он попадает в детский дом.

Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.

Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать.

Этого себе Виктор простить не мог, и, если бы можно было вернуть время, он бы все бросил и помчался туда, где ему было очень хорошо в свое время.

Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.

Астафьев Последний поклон анализ

Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.

«Последний поклон» — это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни.

Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его.

Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.

Астафьев Последний поклон герои

Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой.

На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет.

Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.

Бабушка в произведении Астафьева «Последний поклон» также героиня, которая сыграла немалую роль в жизни мальчика. Это «генерал в юбке». Она могла быть ворчливой, грозной, была доброй.

Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель.

При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.

На этой странице искали :

  • анализ последний поклон
  • астафьев последний поклон сочинение
  • в астафьев последний поклон воспитание бабушки
  • главные герои последний поклон
  • последний поклон астафьев чему учит

(2 голоса, в среднем: 3.5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-astafeva-v-p-poslednij-poklon.html

«Капалуха»

В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.

Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. С одним из рассказов В. П. Астафьева – «Капалуха» мы ознакомимся сейчас.

Рассказ «Капалуха»: краткое изложение

Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.

Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.

Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.

Анализ рассказа «Капалуха»

Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.

Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.

Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Андерсен «Дикие лебеди»: содержание и характеристика героев
Следующая тема:   Бажов: Серебряное копытце

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/astafev-kapalukha

Ссылка на основную публикацию