” Постойко” Д. Мамин- Сибиряк
Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко»,
Учебные задачи:
– познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина – Сибиряка «Постойко»;
– отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;
– продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка – сочувствие, сопереживание, сострадание;
– создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).
Учебные умения:
– определять эмоциональный настрой произведения;
– выделять главную мысль произведения;
– самостоятельно работать с текстом;
– читать правильно вслух и про себя.
Оборудование:
учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока
Слайд №1 Эпиграф урока.
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
- Актуализация знаний. “Мозговой штурм”
– Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде.
Слайд №2
- Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
- Мамин – Сибиряк – это ………… писателя?
- Жанр произведения «Умнее всех»?
- Как назвал Ёж Индюка?
- Кто ухаживал за Приёмышем?
- С кем дружил Приёмыш?
- Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
- Кто предположил, что Ёж -это гриб?
Курочка
– Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)
Дети пишут на листочках.
Первое слово
Третья буква слова «Курочка» – Р
Третья буква слова «сказка» – А
Первая буква слова «сказка» – С
Третья буква слова «Гусак»- С
Шестая буква слова «Курочка» – К
Вторая буква слова «Мамин» – А
Четвертая буква слова «сказка» – З
Второе слово
Первая буква слова «псевдоним» – П
вторая буква слова «Соболько» – О
первая буква слова « сказка» – С
первая буква слова « Тарас» – Т
четвёртая буква слова «Курочка» – О
последняя буква слова «глупый» – Й
пятая буква слова «Гусак» – К
шестая буква слова «псевдоним» – О
– Прочитайте тему нашего урока. ( Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»
III. Подготовка к восприятию нового материала
-Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему?
– О чём ещё захотелось вам узнать?
( О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?)
– На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.
IV. Этап осмысления
Слайд №4
На слайде слова:
– Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах.
– Зачитайте свои мини- сочинения.
Дети читают.
– Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на
стр. 30
V. Работа с текстом
-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
При чтении встретятся трудные слова и выражения.
Слайд №5
На слайде слова:
- Аргус;
- аркан;
- роковое (слово);
- приют;
- франт;
- масть.
Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41
Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
- Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд № 6
На слайде вопросы:
- Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)
- Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
- Какое настроение преобладало.
(Дети высказывают предположения: “Я думаю.”, “Я считаю.”, “По-моему.” и т.д.)
- Работа с текстом после чтения
Слайд № 7
На слайде иллюстрация, вопрос и задание:
- Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
- Что изображено на иллюстрации?
- Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Слайд № 8
На слайде вопросы:
- О каких породах собак говорится в рассказе?
- Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.
Слайд №9
На слайде вопросы:
- Кто из героев тебе понравился? Почему?
- Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?
VI. Физминутка
1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).
2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).
VII. Продолжение работы с текстом
Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
- Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд №10
На слайде вопросы и задания:
- Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)
- Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
- Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.
- Работа с текстом после чтения.
Слайд №11
Люди в приюте. ( заголовок)
Вопросы:
- Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
- Чем они занимались?
- Как они относились к собакам?
Слайд №12
Собаки в приюте. (заголовок)
Вопросы:
- Как писатель описывает собак?
- О чём думает каждая собака?
– Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
Ребята отвечают.
– Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.
Слайд № 13
На слайде задания:
- Напишите отзыв или небольшое “эссе”.
- Составьте коллективно пятистишие.
Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.
– Кто желает прочесть свою работу?
Заслушиваются пятистишия, отзывы или «эссе».
– Спасибо, молодцы.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:
– Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?
IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.
Слайд № 14
На слайде вопросы:
– Что вы узнали нового на уроке?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
– Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
«Начальная школа. XXI век».
Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко»,
Учебные задачи:
– познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина – Сибиряка «Постойко»;
– отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;
– продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка – сочувствие, сопереживание, сострадание;
– создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).
Учебные умения:
– определять эмоциональный настрой произведения;
– выделять главную мысль произведения;
– самостоятельно работать с текстом;
– читать правильно вслух и про себя.
Оборудование:
учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.
Давайте прочитаем эпиграф нашего урока
Слайд №1 Эпиграф урока.
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
-
Актуализация знаний. “Мозговой штурм”
– Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде.
Слайд №2
- Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
- Мамин – Сибиряк – это ………… писателя?
- Жанр произведения «Умнее всех»?
- Как назвал Ёж Индюка?
- Кто ухаживал за Приёмышем?
- С кем дружил Приёмыш?
- Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
- Кто предположил, что Ёж -это гриб?
Ответы:
Мамин
псевдоним
сказка
глупый
Тарас
Соболько
Курочка
Гусак
– Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)
Дети пишут на листочках.
Первое слово
Третья буква слова «Курочка» – Р
Третья буква слова «сказка» – А
Первая буква слова «сказка» – С
Третья буква слова «Гусак»- С
Шестая буква слова «Курочка» – К
Вторая буква слова «Мамин» – А
Четвертая буква слова «сказка» – З
Второе слово
Первая буква слова «псевдоним» – П
вторая буква слова «Соболько» – О
первая буква слова « сказка» – С
первая буква слова « Тарас» – Т
четвёртая буква слова «Курочка» – О
последняя буква слова «глупый» – Й
пятая буква слова «Гусак» – К
шестая буква слова «псевдоним» – О
– Прочитайте тему нашего урока. ( Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»
III. Подготовка к восприятию нового материала
-Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему?
– О чём ещё захотелось вам узнать?
( О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?)
– На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.
IV. Этап осмысления
Слайд №4
На слайде слова:
– Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах.
– Зачитайте свои мини- сочинения.
Дети читают.
– Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на
стр. 30
V. Работа с текстом
-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
При чтении встретятся трудные слова и выражения.
Слайд №5
На слайде слова:
- Аргус;
- аркан;
- роковое (слово);
- приют;
- франт;
- масть.
Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41
Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
- Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд № 6
На слайде вопросы:
- Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)
- Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
- Какое настроение преобладало.
(Дети высказывают предположения: “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.)
- Работа с текстом после чтения
Слайд № 7
На слайде иллюстрация, вопрос и задание:
- Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
- Что изображено на иллюстрации?
- Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Слайд № 8
На слайде вопросы:
- О каких породах собак говорится в рассказе?
- Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.
Слайд №9
На слайде вопросы:
- Кто из героев тебе понравился? Почему?
- Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?
VI. Физминутка
1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).
2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).
VII. Продолжение работы с текстом
Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
- Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд №10
На слайде вопросы и задания:
- Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)
- Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
- Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.
- Работа с текстом после чтения.
Слайд №11
Люди в приюте. ( заголовок)
Вопросы:
- Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
- Чем они занимались?
- Как они относились к собакам?
Слайд №12
Собаки в приюте. (заголовок)
Вопросы:
- Как писатель описывает собак?
- О чём думает каждая собака?
– Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
Ребята отвечают.
– Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.
Слайд № 13
На слайде задания:
- Напишите отзыв или небольшое “эссе”.
- Составьте коллективно пятистишие.
Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.
– Кто желает прочесть свою работу?
Заслушиваются пятистишия, отзывы или «эссе».
– Спасибо, молодцы.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:
– Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?
IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.
Слайд № 14
На слайде вопросы:
– Что вы узнали нового на уроке?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
– Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/postoikodmaminsibiriak
Читать Постойко
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Постойко
I
Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время.
– А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам…
Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения.
Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина. Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак.
Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза. А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками.
Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее.
– А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную Собаку к большому фургону.
Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон. Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол.
– Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст…
Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.
– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла… Наконец, какое общество… фи!.. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно…
Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.
– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение… Мы всё попали сюда по ошибке.
– Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят…
Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась.
– Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки…
– Ах, замолчите, мне дурно… – запищала болонка. – Ах, дурно!..
– Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне?..
Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом?.. И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду.
«Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили…»
Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном. Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно.
– Ступай домой, – сказал он кучеру.
Нечего сказать, приятное путешествие «домой»!.. Все собаки чувствовали себя очень скверно, а один маленький мопсик даже взвыл. Помилуйте, что же это такое!.. А фургон все катился медленно и тяжело, точно на край света.
Собак было много, и они поневоле толкали друг друга, когда фургон раскачивался в ухабах; а таких ухабов чем дальше, тем было больше.
Таким образом, в этой толкотне Постойко и не заметил, как очутился рядом с Аргусом, даже ткнул его своей мордой в бок.
– Извините, вы меня тычете своей мордой… – заметил Аргус с ядовитой любезностью хорошо воспитанной собаки; но, узнав приятеля, прибавил шепотом: – А ведь скверная история, Постойко!.. Я по крайней мере не имею никакого желания болтаться на веревке… Впрочем, меня хозяин выкупит.
Постойко удрученно молчал. У него не было хозяина, а жил он как-то так, без хозяев. В город его привезли из деревни всего месяц назад.
II
Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали. Когда фургон въехал во двор, из первого сарая послышался такой жалобный вой и лай, что у Постойки сердце сжалось. Пришел, видно, ему конец…
– Сегодня полон фургон, – хвастался верзила, когда вышел смотритель с коротенькой трубочкой в зубах.
– Рассортируйте их по породам… – приказал смотритель, равнодушно заглядывая в фургон.
– Господин смотритель! – пищала болонка. – Выпустите меня, пожалуйста: мне уже надоело сидеть в вашем дурацком фургоне.
Смотритель даже не взглянул на нее.
– Вот невежа!.. – ворчала болонка.
Когда отворили дверь сарая, где содержались собаки, там поднялись такой лай, визг и вой, что сжалось бы самое жестокое сердце. Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой и сносил в сарай. Появление новичка на время утишало бурю.
Последним был выведен водолаз и помещен в особом отделении. С какой радостью встречали новичков сидевшие в заключении собаки – точно дорогих гостей. Они их обнюхивали, лизали и ласкали, как родных.
Постойко попал в отделение бездомных уличных собак, которые отнеслись к нему с большим сочувствием.
– Как это тебя угораздило… а? – спрашивал лохматый Барбос.
– Да уж так… Только хотел подраться с одним франтом, нас обоих и забрали. Я было задал тягу вдоль по улице, но тут дворники загородили дорогу. Одним словом, скверная история… Одно, что меня утешает, так это то, что и франт тоже попался. Он к охотничьим собакам посажен… Такой голенастый и хвост палкой.
– С ошейником?
– Да… Эти франты всегда в ошейниках щеголяют.
– Ну, так его хозяин выкупит.
В течение нескольких минут Постойко узнал все порядки этого собачьего приюта. Пойманных собак рассаживали по клеткам и держали пять дней. Если хозяин не приходил выкупать собаку, ее уводили в другой сарай и вздергивали на веревку.
Постойко был ужасно огорчен: оставалось жить, может быть, всего пять дней… Это ужасно… И все из-за того только, что выскочил подраться с проклятым франтом. Впрочем, их и повесят вместе, потому что срок одинаковый.
Плохое утешение, но все-таки утешение.
Источник: http://online-knigi.com/page/19020
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Постойко
Постойко
Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время. – А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам…
Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения. Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина.
Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак. Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза.
А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками. Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее. – А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную cобаку к большому фургону.
Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон.
Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол. – Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст…
Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.
– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла… Наконец, какое общество… фи!.. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно… Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.
– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение… Мы все попали сюда по ошибке. – Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят…
Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась. – Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки… – Ах, замолчите, мне дурно…
– запищала болонка. – Ах, дурно!.. – Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне?.. Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом?..
И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду. “Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили…” Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном.
Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно. – Ступай домой, – сказал он кучеру. Нечего сказать, приятное путешествие “домой”!..
Все собаки чувствовали себя очень скверно, а один маленький мопсик даже взвыл. Помилуйте, что же это такое!.. А фургон все катился медленно и тяжело, точно на край света. Собак было много, и они поневоле толкали друг друга, когда фургон раскачивался в ухабах; а таких ухабов чем дальше, тем было больше.
Таким образом, в этой толкотне Постойко и не заметил, как очутился рядом с Аргусом, даже ткнул его своей мордой в бок. – Извините, вы меня тычете своей мордой… – заметил Аргус с ядовитой любезностью хорошо воспитанной собаки; но, узнав приятеля, прибавил шепотом: – А ведь скверная история, Постойко!.. Я по крайней мере не имею никакого желания болтаться на веревке… Впрочем, меня хозяин выкупит. Постойко удрученно молчал. У него не было хозяина, а жил он как-то так, без хозяев. В город его привезли из деревни всего месяц назад.
II
Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали. Когда фургон въехал во двор, из первого сарая послышался такой жалобный вой и лай, что у Постойки сердце сжалось. Пришел, видно, ему конец…
– Сегодня полон фургон, – хвастался верзила, когда вышел смотритель с коротенькой трубочкой в зубах. – Рассортируйте их по породам… – приказал смотритель, равнодушно заглядывая в фургон. – Господин смотритель! – пищала болонка. – Выпустите меня, пожалуйста: мне уже надоело сидеть в вашем дурацком фургоне. Смотритель даже не взглянул на нее. – Вот невежа!.. – ворчала болонка.
Когда отворили дверь сарая, где содержались собаки, там поднялись такой лай, визг и вой, что сжалось бы самое жестокое сердце. Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой и сносил в сарай. Появление новичка на время утишало бурю. Последним был выведен водолаз и помещен в особом отделении. С какой радостью встречали новичков сидевшие в заключении собаки – точно дорогих гостей.
Они их обнюхивали, лизали и ласкали, как родных. Постойко попал в отделение бездомных уличных собак, которые отнеслись к нему с большим сочувствием. – Как это тебя угораздило… а? – спрашивал лохматый Барбос. – Да уж так… Только хотел подраться с одним франтом, нас обоих и забрали. Я было задал тягу вдоль по улице, но тут дворники загородили дорогу. Одним словом, скверная история…
Одно, что меня утешает, так это то, что и франт тоже попался. Он к охотничьим собакам посажен… Такой голенастый и хвост палкой. – С ошейником? – Да… Эти франты всегда в ошейниках щеголяют. – Ну, так его хозяин выкупит. В течение нескольких минут Постойко узнал все порядки этого собачьего приюта. Пойманных собак рассаживали по клеткам и держали пять дней.
Если хозяин не приходил выкупать собаку, ее уводили в другой сарай и вздергивали на веревку. Постойко был ужасно огорчен: оставалось жить, может быть, всего пять дней… Это ужасно… И все из-за того только, что выскочил подраться с проклятым франтом. Впрочем, их и повесят вместе, потому что срок одинаковый. Плохое утешение, но все-таки утешение.
– Вот этой желтенькой собачонке осталось жить всего один день, – сообщал Барбос. – А вот той, пестрой, – сегодня… – А тебе? – Ну, мне еще долго: целых три дня. С часу на час жду, когда придут за мной. Порядочно-таки надоело здесь сидеть. Кстати, не хочешь ли закусить? Вот в корыте болтушка… Кушанье прескверное, но приходится жрать всякую дрянь…
Огорченный Постойко не мог даже подумать о пище. До еды ли, когда, того гляди, повесят! Он с ужасом смотрел на пеструю маленькую собачку, которая была уже на очереди. Бедная вздрагивала и жмурилась, когда слышались шаги и отворялась входная дверь. Может быть, это идут за ней. – А ты все-таки закуси, – советовал Барбос. – Очень уж скучно здесь сидеть…
Вон те франты, охотничьи собаки, не едят дня по три с горя, ну, а мы – простые дворняги, и нам не до церемоний. Голод не тетка… Ты из деревни? Постойко рассказал свою историю. Родился и вырос он далеко от этого проклятого города, в деревне, где нет ни дворников, ни больших каменных дворов, ни собачьих приютов, ни фургонов, а все так просто: за деревней река, за рекой поля, за полями лес.
Нынешним летом в деревню приехали господа на дачу. Вот он, на свою беду, познакомился с ними, вернее сказать, они сами познакомились с ним. Был у них такой кудрявый мальчик Боря, – увидал деревенскую собачку и засмеялся. Какая смешная собака: шерсть торчит клочьями, хвост крючком, а цвет шерсти такой грязный, точно она сейчас из лужи. Да и кличка тоже смешная: Постойко!..
“Эй, Постойко, иди сюда!” Сначала Постойко отнесся к городскому мальчику очень недоверчиво, а потом соблазнился телячьей косточкой. Именно эта косточка и погубила его… Стал он сам приходить на дачу к господам и выжидал подачек. Боря любил с ним играть, и они вместе пропадали по целым дням в лесу, на полях, на реке.
Ах, какое хорошее было время и как быстро оно промелькнуло! Постойко настолько познакомился, что смело приходил в комнаты, валялся по коврам и вообще чувствовал себя как дома. Главное, отличная была еда у господ: до того наешься, что даже дышать трудно. Но наступила осень, и господа начали собираться в город.
Маленький Боря непременно захотел взять Постойко с собой, как его ни уговаривали оставить эту затею. Таким образом Постойко и попал в большой город, где Боря скоро совсем забыл его. Приютился Постойко на дворе и жил кое-как со дня на день. Помнила о нем только одна кухарка Андреевна, которая и кормила его и ласкала, – они были из одной деревни.
Впрочем, Постойко очень скоро привык к бойкой городской жизни и любил показать свою деревенскую удаль на городских изнеженных собаках. – Что же, можно и в городе жить, – согласился Барбос. – Только я одного не понимаю: за что такая честь этим моськам и болонкам? Даже обидно делается, когда на них смотришь… Ну, для чего они? Вот охотничьи собаки или водолазы – те другое дело.
Положим, они важничают, но все-таки настоящие собаки. А то какая-нибудь моська!.. тьфу!.. Даже и здесь им честь: их и вешают не в очередь, а ждут лишнюю неделю – не возьмет ли кто-нибудь. И находятся дураки – берут… Это просто несправедливо!.. Только бы мне выбраться отсюда, я бы задал моськам. Не успел Барбос излить своего негодования, как появился смотритель в сопровождении горничной.
– Ваша собака сегодня пропала? – спрашивал смотритель. – Да… Такая маленькая, беленькая… зовут “Боби”, – объяснила горничная. – Я здесь, – запищала жалобно болонка. – Ну, слава богу, – обрадовалась горничная. – А то генеральша пообещала отказать мне от места, если не разыщу собаки. Она уплатила деньги, взяла болонку на руки и ушла. – Вот видишь, – заметил сердито Барбос. – Всегда так: настоящую собаку не ценят, а дрянь берегут и холят.
III
Как ужасно долго тянулись дни для заключенных… Даже ночь не приносила покоя. Собаки бредили во сне, лаяли и взвизгивали. Тревога начиналась вместе с дневным светом, который заглядывал в щели сарая золотистыми лучами и колебавшимися жирными пятнами света. Просыпались раньше других маленькие собачонки и начинали беспокойно прислушиваться к малейшему шуму извне.
К ним присоединялись охотничьи. Густой лай водолаза слышался последним, точно кто колотил пудовой гирей по дну пустой бочки. Часто поднималась ложная тревога. – Идут, идут!.. Вой и визг усиливались, превращаясь в дикий концерт, а потом все смолкало разом, когда никто не приходил. Но вот слышались шаги… Все настораживалось. Собачий чуткий слух старался узнать знакомую походку.
Начинались взвизгивания. Когда дверь растворялась и в нее врывался яркий дневной свет, все мгновенно стихало. У деревянных решеток виднелись собачьи головы, жадными глазами искавшие хозяев. Вот идет смотритель со своей неизменной трубочкой, за ним вышагивает верзила, ловивший собак арканом, – он же и вешал их. За ними являлись посетители, разыскивавшие своих собак.
Чей-то хозяин пришел!.. Кого выпустят на волю?.. Водолаз чуть не разломал решетку, когда увидел своего хозяина. Как запрыгала эта тяжелая машина, оглушая лаем весь сарай!.. – Ну, что, брат, не понравилось? – шутил хозяин. – То-то, вперед будь умней… Комнатные собачонки с визгом лезли к решетке, отталкивая друг друга. Некоторые становились на задние лапки.
Но приходившие брали только своих собак и уходили. Смотритель обходил все отделения и коротко говорил: – Повесьте очередных… Верзила готов был, кажется, перевешать всех собак на свете, – с таким удовольствием он выбирал своих жертв. Из отделения, в котором сидел Постойко, уведена была пестрая собачка.
Она так истомилась ожиданием, что совершенно покорно шла за своим мучителем; лучше смерть, чем это ужасное томление и неизвестность. Потом увели желтенькую собачку и старого охотничьего сеттера. Так прошли три длинных, бесконечных дня. Подходила очередь Барбоса, который заметно притих. – Если сегодня за мной не придут… – говорил он утром. – Нет, этого не может быть!..
За что же меня вешать?.. Кажется, служил верой и правдой?.. – Придут, – успокаивал его Постойко. – Нельзя же оставлять хорошую собаку в таком положении… Жалко было смотреть на этого Барбоса, когда отворялась дверь и когда он не находил своего хозяина среди входивших. “Мне всего осталось жить несколько часов, – говорили с отчаянием эти добрые собачьи глаза.
– Всего несколько часов…” Как быстро летело время! А тут всего несколько часов… – Вот он!.. – крикнул однажды Барбос, опрометью бросаясь к решетке. Но это была жестокая ошибка: пришли не за ним. Приведенный в отчаяние Барбос забился в угол и жалобно завыл. Это было такое горе, о каком знали только здесь, в этих ужасных стенах.
– Возьмите его, – сказал смотритель, указывая на Барбоса. Барбоса увели, и Постойко почувствовал, как у него мороз пошел по коже: еще два дня и его уведут точно так же. Ведь у него нет настоящего хозяина, как у охотничьих собак или этих противных мосек и болонок. Да, оставалось всего два дня, коротких два дня… Время здесь было и ужасно длинно и ужасно коротко.
Он и ночью не мог спать. Грезилась деревня, поля, леса… Ах, зачем он тогда попался на глаза этому кудрявому Боре, который так скоро забыл его. Постойко сильно похудел и мрачно забился в угол. Э, будь что будет, а от своей судьбы не уйдешь. Да… Прошел четвертый день. Наступил пятый.
Постойко лежал на соломе и не поднимал даже головы, когда дверь отворялась; он столько раз ошибался, что теперь был не в силах ошибиться еще раз. Да, ему слышались и знакомые шаги и знакомый голос, и все это оказывалось ошибкой. Может ли быть что-нибудь ужаснее!.. Холодное отчаяние овладело Постойком, и он ждал своей участи. Ах, только бы скорее…
И в минуту такого отчаяния он вдруг слышит: – Не у вас ли наша собака? – А какой она породы? – Да никакой породы, батюшка… Наша деревенская собака. – Ну, назовите масть? – Да масти нет никакой… так, – хвост закорючкой, а сама лохматая. Вы только мне покажите, – уж я узнаю… – Ее Постойком зовут, – прибавил детский голос. Постойко не верил сначала собственным ушам…
Столько раз он напрасно слышал эти голоса… – Да вот он сидит, Постойко-то наш!.. – заговорила Андреевна, указывая на него. – Ах ты, милаш… Да как же ты похудел!.. Бедный… Постойко был выпущен и, как сумасшедший, вертелся около Андреевны и Бори. – Если бы вы сегодня не пришли, конец вашему Постойке, – говорил смотритель. – Вон у нас сколько собак сидит…
И жаль другую, а приходится убивать. Андреевна и Боря обошли все отделения и долго ласкали визжавших собак, просившихся на волю. Добрая Андреевна даже прослезилась: если бы она была богата, откупила бы на волю всех. Постойко в это время разыскал Аргуса. – Прощай, братец, – проговорил он, виляя хвостом. – Может быть, и за тобой придут… – Нет, меня позабыли…
– уныло ответил Аргус, провожая счастливца своими умными глазами. С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал; а там, в сарае, раздавались такие жалобные вопли, стоны и отчаянный лай.
– Кабы мы с тобой не земляки были, так висеть бы тебе на веревочке! – наставительно говорила Андреевна прыгавшему около нее Постойке. – Смотри у меня, пострел.
Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-129927.html