Краткое содержание постойко мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

” Постойко” Д. Мамин- Сибиряк

Краткое содержание Постойко Мамин-Сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк,  рассказ  «Постойко»,

Учебные задачи:

– познакомить  учащихся с рассказом  Д.Н. Мамина –  Сибиряка «Постойко»;

– отрабатывать  навык  правильного и выразительного чтения;

– продолжить работу по формированию  читательской эрудиции учащихся;

– воспитывать нравственные качества личности ребёнка – сочувствие, сопереживание, сострадание;

– создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).

Учебные умения:

– определять  эмоциональный настрой произведения;

– выделять  главную мысль произведения;

– самостоятельно работать с текстом;

– читать правильно вслух и про себя.

Оборудование:

учебник  Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс;  слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

 – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями  Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать,  обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока 

Слайд №1   Эпиграф урока.    

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  

  1. Актуализация знаний.  “Мозговой штурм”

– Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные  на слайде.

Слайд №2

  1. Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
  2. Мамин  – Сибиряк – это ………… писателя?
  3. Жанр произведения «Умнее всех»?
  4. Как назвал Ёж Индюка?
  5. Кто ухаживал за Приёмышем?
  6. С кем дружил Приёмыш?
  7. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
  8. Кто предположил, что Ёж -это гриб?

Курочка

– Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)

Дети пишут на листочках.

Первое слово

Третья буква слова «Курочка» –    Р

Третья буква слова «сказка» –        А

Первая буква слова «сказка» –       С

Третья буква слова «Гусак»-          С

Шестая буква слова «Курочка» –   К

Вторая буква слова «Мамин» –       А

Четвертая буква слова «сказка» –   З

Второе слово

Первая буква  слова «псевдоним»  –    П

вторая буква слова «Соболько» –         О

первая буква  слова « сказка» –             С

первая буква слова « Тарас»  –              Т

четвёртая буква слова «Курочка» –      О

последняя буква слова «глупый» –       Й

пятая буква слова «Гусак» –                  К

шестая буква слова «псевдоним» –       О

– Прочитайте тему нашего урока. (  Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»

III. Подготовка к восприятию нового материала

-Ребята, а можно ли сказать, о чём  или о ком пойдет речь в этом рассказе?  Почему?

–  О чём ещё захотелось вам узнать?

 ( О чём он? Когда написан?  Кто главный герой или герои?)

– На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.

IV. Этап осмысления                                                      

Слайд №4

На слайде слова:  

– Составьте мини-рассказ (3-5 предложений)  по опорным словам, в котором шла  бы речь о милосердии человека.      Обсудите написанные вами рассказы  в парах.

– Зачитайте свои мини- сочинения.

Дети читают.

– Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение  в учебнике на

 стр. 30

V. Работа с текстом

-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

При чтении встретятся трудные слова и выражения.

Слайд №5

На слайде слова:

  1. Аргус;
  2. аркан;
  3. роковое (слово);
  4. приют;
  5. франт;
  6. масть.

Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41

Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)   

  • Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:

Слайд № 6

На слайде вопросы:

  1. Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( Беда)
  2. Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  3. Какое настроение преобладало.

(Дети высказывают  предположения: “Я думаю.”, “Я считаю.”, “По-моему.” и т.д.)

  • Работа с текстом после чтения                     

Слайд №  7

На слайде иллюстрация, вопрос и задание:

  1. Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
  2. Что изображено на иллюстрации?
  3. Найдите в тексте соответствующий эпизод.

Слайд № 8

На слайде вопросы:

  1. О каких породах собак говорится в рассказе?
  2. Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.

Слайд №9

На слайде вопросы:

  1. Кто из героев тебе понравился? Почему?
  2. Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

VI. Физминутка

1.  Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).

2. Упражнение для головы  (Напишите теперь тему урока головой).

VII. Продолжение работы с текстом

Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)  

  • Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:

Слайд №10

На слайде вопросы и задания:

  1. Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( В приюте)
  2. Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  3. Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.
  • Работа с текстом после чтения.                  

 Слайд №11

Люди в приюте.  ( заголовок)

Вопросы:

  1. Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
  2. Чем они занимались?
  3. Как они относились к собакам?

Слайд №12

Собаки в приюте.   (заголовок)

Вопросы:                    

  1. Как писатель описывает собак?
  2. О чём думает каждая собака?

– Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Ребята отвечают.

–  Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.

Слайд № 13

На слайде задания:

  1. Напишите отзыв или небольшое “эссе”.
  2. Составьте коллективно пятистишие.

Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает   за работой  и помогает по мере необходимости.

– Кто желает  прочесть свою работу?

Заслушиваются  пятистишия, отзывы или «эссе».

– Спасибо, молодцы.

VIII. Домашнее задание.               

Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:

– Совпали  ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.              

Слайд №  14

На слайде вопросы:

– Что вы узнали нового на уроке?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

– Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

«Начальная школа. XXI век».

Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко»,

Учебные задачи:

– познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина – Сибиряка «Постойко»;

– отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;

– продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;

– воспитывать нравственные качества личности ребёнка – сочувствие, сопереживание, сострадание;

– создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).

Учебные умения:

– определять эмоциональный настрой произведения;

– выделять главную мысль произведения;

– самостоятельно работать с текстом;

– читать правильно вслух и про себя.

Оборудование:

учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока

Слайд №1 Эпиграф урока.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

  1. Актуализация знаний. “Мозговой штурм”

– Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде.

Слайд №2

  • Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
  • Мамин – Сибиряк – это ………… писателя?
  • Жанр произведения «Умнее всех»?
  • Как назвал Ёж Индюка?
  • Кто ухаживал за Приёмышем?
  • С кем дружил Приёмыш?
  • Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
  • Кто предположил, что Ёж -это гриб?

Ответы:

Мамин

псевдоним

сказка

глупый

Тарас

Соболько

Курочка

Гусак

– Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)

Дети пишут на листочках.

Первое слово

Третья буква слова «Курочка» – Р

Третья буква слова «сказка» – А

Первая буква слова «сказка» – С

Третья буква слова «Гусак»- С

Шестая буква слова «Курочка» – К

Вторая буква слова «Мамин» – А

Четвертая буква слова «сказка» – З

Второе слово

Первая буква слова «псевдоним» – П

вторая буква слова «Соболько» – О

первая буква слова « сказка» – С

первая буква слова « Тарас» – Т

четвёртая буква слова «Курочка» – О

последняя буква слова «глупый» – Й

пятая буква слова «Гусак» – К

шестая буква слова «псевдоним» – О

– Прочитайте тему нашего урока. ( Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»

III. Подготовка к восприятию нового материала

-Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему?

– О чём ещё захотелось вам узнать?

( О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?)

– На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.

IV. Этап осмысления

Слайд №4

На слайде слова:

– Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах.

– Зачитайте свои мини- сочинения.

Дети читают.

– Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на

стр. 30

V. Работа с текстом

-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

При чтении встретятся трудные слова и выражения.

Слайд №5

На слайде слова:

  • Аргус;
  • аркан;
  • роковое (слово);
  • приют;
  • франт;
  • масть.

Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41

Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Читайте также:  Краткое содержание анна гавальда просто вместе точный пересказ сюжета за 5 минут

Слайд № 6

На слайде вопросы:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)
  • Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Какое настроение преобладало.

(Дети высказывают предположения: “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.)

  • Работа с текстом после чтения

Слайд № 7

На слайде иллюстрация, вопрос и задание:

  • Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
  • Что изображено на иллюстрации?
  • Найдите в тексте соответствующий эпизод.

Слайд № 8

На слайде вопросы:

  • О каких породах собак говорится в рассказе?
  • Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.

Слайд №9

На слайде вопросы:

  • Кто из героев тебе понравился? Почему?
  • Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

VI. Физминутка

1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).

2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).

VII. Продолжение работы с текстом

Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:

Слайд №10

На слайде вопросы и задания:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)
  • Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.
  • Работа с текстом после чтения.

Слайд №11

Люди в приюте. ( заголовок)

Вопросы:

  • Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
  • Чем они занимались?
  • Как они относились к собакам?

Слайд №12

Собаки в приюте. (заголовок)

Вопросы:

  • Как писатель описывает собак?
  • О чём думает каждая собака?

– Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Ребята отвечают.

– Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.

Слайд № 13

На слайде задания:

  • Напишите отзыв или небольшое “эссе”.
  • Составьте коллективно пятистишие.

Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.

– Кто желает прочесть свою работу?

Заслушиваются пятистишия, отзывы или «эссе».

– Спасибо, молодцы.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:

– Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.

Слайд № 14

На слайде вопросы:

– Что вы узнали нового на уроке?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

– Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/postoikodmaminsibiriak

Читать Постойко

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Постойко

I

Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время.

– А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам…

Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения.

Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина. Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак.

Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза. А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками.

Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее.

– А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную Собаку к большому фургону.

Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон. Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол.

– Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст…

Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.

– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла… Наконец, какое общество… фи!.. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно…

Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.

– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение… Мы всё попали сюда по ошибке.

– Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят…

Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась.

– Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки…

– Ах, замолчите, мне дурно… – запищала болонка. – Ах, дурно!..

– Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне?..

Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом?.. И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду.

«Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили…»

Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном. Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно.

– Ступай домой, – сказал он кучеру.

Нечего сказать, приятное путешествие «домой»!.. Все собаки чувствовали себя очень скверно, а один маленький мопсик даже взвыл. Помилуйте, что же это такое!.. А фургон все катился медленно и тяжело, точно на край света.

Собак было много, и они поневоле толкали друг друга, когда фургон раскачивался в ухабах; а таких ухабов чем дальше, тем было больше.

Таким образом, в этой толкотне Постойко и не заметил, как очутился рядом с Аргусом, даже ткнул его своей мордой в бок.

– Извините, вы меня тычете своей мордой… – заметил Аргус с ядовитой любезностью хорошо воспитанной собаки; но, узнав приятеля, прибавил шепотом: – А ведь скверная история, Постойко!.. Я по крайней мере не имею никакого желания болтаться на веревке… Впрочем, меня хозяин выкупит.

Постойко удрученно молчал. У него не было хозяина, а жил он как-то так, без хозяев. В город его привезли из деревни всего месяц назад.

II

Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали. Когда фургон въехал во двор, из первого сарая послышался такой жалобный вой и лай, что у Постойки сердце сжалось. Пришел, видно, ему конец…

– Сегодня полон фургон, – хвастался верзила, когда вышел смотритель с коротенькой трубочкой в зубах.

– Рассортируйте их по породам… – приказал смотритель, равнодушно заглядывая в фургон.

– Господин смотритель! – пищала болонка. – Выпустите меня, пожалуйста: мне уже надоело сидеть в вашем дурацком фургоне.

Смотритель даже не взглянул на нее.

– Вот невежа!.. – ворчала болонка.

Когда отворили дверь сарая, где содержались собаки, там поднялись такой лай, визг и вой, что сжалось бы самое жестокое сердце. Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой и сносил в сарай. Появление новичка на время утишало бурю.

Последним был выведен водолаз и помещен в особом отделении. С какой радостью встречали новичков сидевшие в заключении собаки – точно дорогих гостей. Они их обнюхивали, лизали и ласкали, как родных.

Постойко попал в отделение бездомных уличных собак, которые отнеслись к нему с большим сочувствием.

– Как это тебя угораздило… а? – спрашивал лохматый Барбос.

– Да уж так… Только хотел подраться с одним франтом, нас обоих и забрали. Я было задал тягу вдоль по улице, но тут дворники загородили дорогу. Одним словом, скверная история… Одно, что меня утешает, так это то, что и франт тоже попался. Он к охотничьим собакам посажен… Такой голенастый и хвост палкой.

Читайте также:  Краткое содержание ильф и петров золотой телёнок точный пересказ сюжета за 5 минут

– С ошейником?

– Да… Эти франты всегда в ошейниках щеголяют.

– Ну, так его хозяин выкупит.

В течение нескольких минут Постойко узнал все порядки этого собачьего приюта. Пойманных собак рассаживали по клеткам и держали пять дней. Если хозяин не приходил выкупать собаку, ее уводили в другой сарай и вздергивали на веревку.

Постойко был ужасно огорчен: оставалось жить, может быть, всего пять дней… Это ужасно… И все из-за того только, что выскочил подраться с проклятым франтом. Впрочем, их и повесят вместе, потому что срок одинаковый.

Плохое утешение, но все-таки утешение.

Источник: http://online-knigi.com/page/19020

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Постойко

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Постойко

Едва только дворник отворил калитку, как Постойко с необыкновенной ловкостью проскользнул мимо него на улицу. Это случилось утром. Постойке необходимо было подраться с пойнтером из соседнего дома, – его выпускали погулять в это время. – А, ты опять здесь, мужлан? – проворчал пойнтер, скаля свои белые длинные зубы и вытягивая хвост палкой. – Я тебе задам…

Постойко задрал еще сильнее свой пушистый хвост, свернутый кольцом, ощетинился и смело пошел на врага. Они встречались каждый день в это время и каждый раз дрались до остервенения. Охотничий пес не мог видеть равнодушно кудластого дворового пса, а тот, в свою очередь, сгорал от нетерпения запустить свои белые зубы в выхоленную кожу важничавшего барина.

Пойнтера звали Аргусом, и он даже был раз на собачьей выставке, в самом отборном обществе других породистых и таких же выхоленных собак. Враги медленно подходили друг к другу, поднимали шерсть, скалили зубы и только хотели вцепиться, как вдруг в воздухе свистнула длинная веревка и змеей обвила Аргуса. Он жалобно взвизгнул от боли, присел и даже закрыл глаза.

А Постойко летел вдоль улицы стремглав, спасаясь от бежавших за ним людей с веревками. Он хотел улизнуть куда-нибудь в ворота, но везде все было еще заперто. Впереди выбежали дворники и загородили Постойке дорогу. Опять свистнула веревка, и Постойко очутился с арканом на шее. – А, попался, голубчик! – говорил какой-то верзила, подтаскивая несчастную cобаку к большому фургону.

Постойко сначала отчаянно сопротивлялся, но проклятая веревка ужасно давила шею, так что у него в глазах помутилось. Он даже не помнил, как его втолкнули в фургон.

Там уже было до десятка разных собак, скромно жавшихся по углам: два мопса, болонка, сеттер, водолаз и несколько бездомных уличных собачонок, таких тощих и жалких, а в их числе и Аргус, забившийся со страху в самый дальний угол. – Могли бы и повежливее обращаться с нами, – пропищала болонка, сторонясь от уличных собак. – Моя генеральша узнает, так задаст…

Эта противная собачонка ужасно важничала, и Постойко с удовольствием потрепал бы ее, но сейчас было не до нее. Пойманные собаки чувствовали себя сконфуженными и на время позабыли все свои собачьи расчеты. Спокойнее всех держал себя водолаз. Он не обращал ни на кого внимания, улегся по самой середине и зажмурился с такой важностью, точно какая важная особа.

– Господин водолаз, как вы полагаете? – обратилась к нему болонка, виляя пушистым белым хвостом. – Здесь так грязно, а я не привыкла… Наконец, какое общество… фи!.. Конечно, меня схватили по ошибке и сейчас же выпустят, но все-таки неприятно. Пахнет здесь отвратительно… Водолаз полуоткрыл один глаз, презрительно посмотрел на болонку и еще важнее задремал.

– Вы совершенно правы, сударыня, – ответил за него один из мопсов, приятно оскалясь. – Случилось простое недоразумение… Мы все попали сюда по ошибке. – Я предполагаю, что нас отправят на выставку, – откликнулся Аргус из своего угла: он немного оправился от страха. – Я уже раз был на выставке и могу сказать, что там совсем недурно. Главное, хорошо кормят…

Одна из уличных собачонок горько засмеялась. Нечего сказать, на хорошую выставку привезут: она уже бывала в фургоне и только по счастливой случайности вырвалась. – Нас всех привезут в собачий приют и там повесят, – сообщила она приятную новость всей собачьей компании. – Я даже видела, как это делают. Длинный такой сарай, а в нем висят веревки… – Ах, замолчите, мне дурно…

– запищала болонка. – Ах, дурно!.. – Повесят? – удивился водолаз, открывая глаза. – Желал бы я знать, кто смеет подойти ко мне?.. Бедный Постойко весь задрожал, когда услыхал роковое слово. Он даже почувствовал, как будто его шею уже что-то давит. За что же повесят? Неужели за то, что он хотел подраться с Аргусом?..

И Постойко и Аргус старались не смотреть теперь друг на друга, точно никогда и не встречались. Отчасти им было совестно, а отчасти и не до того, чтобы продолжать старую вражду. “Пусть уж лучше Аргуса повесят, – думал Постойко, – только меня бы выпустили…” Конечно, так нехорошо было думать, но в скверных обстоятельствах каждый заботится больше всего только о себе одном.

Фургон покатился дальше, и дверь с железной решеткой отворялась только для того, чтобы принять новые жертвы. Сегодняшняя охота на бродячих собак была особенно удачна, и верзила, заправлявший всем делом, решил, что на сегодня достаточно. – Ступай домой, – сказал он кучеру. Нечего сказать, приятное путешествие “домой”!..

Все собаки чувствовали себя очень скверно, а один маленький мопсик даже взвыл. Помилуйте, что же это такое!.. А фургон все катился медленно и тяжело, точно на край света. Собак было много, и они поневоле толкали друг друга, когда фургон раскачивался в ухабах; а таких ухабов чем дальше, тем было больше.

Таким образом, в этой толкотне Постойко и не заметил, как очутился рядом с Аргусом, даже ткнул его своей мордой в бок. – Извините, вы меня тычете своей мордой… – заметил Аргус с ядовитой любезностью хорошо воспитанной собаки; но, узнав приятеля, прибавил шепотом: – А ведь скверная история, Постойко!.. Я по крайней мере не имею никакого желания болтаться на веревке… Впрочем, меня хозяин выкупит. Постойко удрученно молчал. У него не было хозяина, а жил он как-то так, без хозяев. В город его привезли из деревни всего месяц назад.

II

Приют для бродячих собак помещался на краю города, где уже не было ни мостовых, ни фонарей, а маленькие избушки вросли совсем в землю, точно гнилые зубы. Помещение приюта состояло из двух старых сараев: в одном держали собак, а в другом их вешали. Когда фургон въехал во двор, из первого сарая послышался такой жалобный вой и лай, что у Постойки сердце сжалось. Пришел, видно, ему конец…

– Сегодня полон фургон, – хвастался верзила, когда вышел смотритель с коротенькой трубочкой в зубах. – Рассортируйте их по породам… – приказал смотритель, равнодушно заглядывая в фургон. – Господин смотритель! – пищала болонка. – Выпустите меня, пожалуйста: мне уже надоело сидеть в вашем дурацком фургоне. Смотритель даже не взглянул на нее. – Вот невежа!.. – ворчала болонка.

Когда отворили дверь сарая, где содержались собаки, там поднялись такой лай, визг и вой, что сжалось бы самое жестокое сердце. Верзила вытаскивал за шиворот из фургона одну собаку за другой и сносил в сарай. Появление новичка на время утишало бурю. Последним был выведен водолаз и помещен в особом отделении. С какой радостью встречали новичков сидевшие в заключении собаки – точно дорогих гостей.

Они их обнюхивали, лизали и ласкали, как родных. Постойко попал в отделение бездомных уличных собак, которые отнеслись к нему с большим сочувствием. – Как это тебя угораздило… а? – спрашивал лохматый Барбос. – Да уж так… Только хотел подраться с одним франтом, нас обоих и забрали. Я было задал тягу вдоль по улице, но тут дворники загородили дорогу. Одним словом, скверная история…

Одно, что меня утешает, так это то, что и франт тоже попался. Он к охотничьим собакам посажен… Такой голенастый и хвост палкой. – С ошейником? – Да… Эти франты всегда в ошейниках щеголяют. – Ну, так его хозяин выкупит. В течение нескольких минут Постойко узнал все порядки этого собачьего приюта. Пойманных собак рассаживали по клеткам и держали пять дней.

Если хозяин не приходил выкупать собаку, ее уводили в другой сарай и вздергивали на веревку. Постойко был ужасно огорчен: оставалось жить, может быть, всего пять дней… Это ужасно… И все из-за того только, что выскочил подраться с проклятым франтом. Впрочем, их и повесят вместе, потому что срок одинаковый. Плохое утешение, но все-таки утешение.

– Вот этой желтенькой собачонке осталось жить всего один день, – сообщал Барбос. – А вот той, пестрой, – сегодня… – А тебе? – Ну, мне еще долго: целых три дня. С часу на час жду, когда придут за мной. Порядочно-таки надоело здесь сидеть. Кстати, не хочешь ли закусить? Вот в корыте болтушка… Кушанье прескверное, но приходится жрать всякую дрянь…

Огорченный Постойко не мог даже подумать о пище. До еды ли, когда, того гляди, повесят! Он с ужасом смотрел на пеструю маленькую собачку, которая была уже на очереди. Бедная вздрагивала и жмурилась, когда слышались шаги и отворялась входная дверь. Может быть, это идут за ней. – А ты все-таки закуси, – советовал Барбос. – Очень уж скучно здесь сидеть…

Читайте также:  Краткое содержание рассказов валентина распутина за 2 минуты

Вон те франты, охотничьи собаки, не едят дня по три с горя, ну, а мы – простые дворняги, и нам не до церемоний. Голод не тетка… Ты из деревни? Постойко рассказал свою историю. Родился и вырос он далеко от этого проклятого города, в деревне, где нет ни дворников, ни больших каменных дворов, ни собачьих приютов, ни фургонов, а все так просто: за деревней река, за рекой поля, за полями лес.

Нынешним летом в деревню приехали господа на дачу. Вот он, на свою беду, познакомился с ними, вернее сказать, они сами познакомились с ним. Был у них такой кудрявый мальчик Боря, – увидал деревенскую собачку и засмеялся. Какая смешная собака: шерсть торчит клочьями, хвост крючком, а цвет шерсти такой грязный, точно она сейчас из лужи. Да и кличка тоже смешная: Постойко!..

“Эй, Постойко, иди сюда!” Сначала Постойко отнесся к городскому мальчику очень недоверчиво, а потом соблазнился телячьей косточкой. Именно эта косточка и погубила его… Стал он сам приходить на дачу к господам и выжидал подачек. Боря любил с ним играть, и они вместе пропадали по целым дням в лесу, на полях, на реке.

Ах, какое хорошее было время и как быстро оно промелькнуло! Постойко настолько познакомился, что смело приходил в комнаты, валялся по коврам и вообще чувствовал себя как дома. Главное, отличная была еда у господ: до того наешься, что даже дышать трудно. Но наступила осень, и господа начали собираться в город.

Маленький Боря непременно захотел взять Постойко с собой, как его ни уговаривали оставить эту затею. Таким образом Постойко и попал в большой город, где Боря скоро совсем забыл его. Приютился Постойко на дворе и жил кое-как со дня на день. Помнила о нем только одна кухарка Андреевна, которая и кормила его и ласкала, – они были из одной деревни.

Впрочем, Постойко очень скоро привык к бойкой городской жизни и любил показать свою деревенскую удаль на городских изнеженных собаках. – Что же, можно и в городе жить, – согласился Барбос. – Только я одного не понимаю: за что такая честь этим моськам и болонкам? Даже обидно делается, когда на них смотришь… Ну, для чего они? Вот охотничьи собаки или водолазы – те другое дело.

Положим, они важничают, но все-таки настоящие собаки. А то какая-нибудь моська!.. тьфу!.. Даже и здесь им честь: их и вешают не в очередь, а ждут лишнюю неделю – не возьмет ли кто-нибудь. И находятся дураки – берут… Это просто несправедливо!.. Только бы мне выбраться отсюда, я бы задал моськам. Не успел Барбос излить своего негодования, как появился смотритель в сопровождении горничной.

– Ваша собака сегодня пропала? – спрашивал смотритель. – Да… Такая маленькая, беленькая… зовут “Боби”, – объяснила горничная. – Я здесь, – запищала жалобно болонка. – Ну, слава богу, – обрадовалась горничная. – А то генеральша пообещала отказать мне от места, если не разыщу собаки. Она уплатила деньги, взяла болонку на руки и ушла. – Вот видишь, – заметил сердито Барбос. – Всегда так: настоящую собаку не ценят, а дрянь берегут и холят.

III

Как ужасно долго тянулись дни для заключенных… Даже ночь не приносила покоя. Собаки бредили во сне, лаяли и взвизгивали. Тревога начиналась вместе с дневным светом, который заглядывал в щели сарая золотистыми лучами и колебавшимися жирными пятнами света. Просыпались раньше других маленькие собачонки и начинали беспокойно прислушиваться к малейшему шуму извне.

К ним присоединялись охотничьи. Густой лай водолаза слышался последним, точно кто колотил пудовой гирей по дну пустой бочки. Часто поднималась ложная тревога. – Идут, идут!.. Вой и визг усиливались, превращаясь в дикий концерт, а потом все смолкало разом, когда никто не приходил. Но вот слышались шаги… Все настораживалось. Собачий чуткий слух старался узнать знакомую походку.

Начинались взвизгивания. Когда дверь растворялась и в нее врывался яркий дневной свет, все мгновенно стихало. У деревянных решеток виднелись собачьи головы, жадными глазами искавшие хозяев. Вот идет смотритель со своей неизменной трубочкой, за ним вышагивает верзила, ловивший собак арканом, – он же и вешал их. За ними являлись посетители, разыскивавшие своих собак.

Чей-то хозяин пришел!.. Кого выпустят на волю?.. Водолаз чуть не разломал решетку, когда увидел своего хозяина. Как запрыгала эта тяжелая машина, оглушая лаем весь сарай!.. – Ну, что, брат, не понравилось? – шутил хозяин. – То-то, вперед будь умней… Комнатные собачонки с визгом лезли к решетке, отталкивая друг друга. Некоторые становились на задние лапки.

Но приходившие брали только своих собак и уходили. Смотритель обходил все отделения и коротко говорил: – Повесьте очередных… Верзила готов был, кажется, перевешать всех собак на свете, – с таким удовольствием он выбирал своих жертв. Из отделения, в котором сидел Постойко, уведена была пестрая собачка.

Она так истомилась ожиданием, что совершенно покорно шла за своим мучителем; лучше смерть, чем это ужасное томление и неизвестность. Потом увели желтенькую собачку и старого охотничьего сеттера. Так прошли три длинных, бесконечных дня. Подходила очередь Барбоса, который заметно притих. – Если сегодня за мной не придут… – говорил он утром. – Нет, этого не может быть!..

За что же меня вешать?.. Кажется, служил верой и правдой?.. – Придут, – успокаивал его Постойко. – Нельзя же оставлять хорошую собаку в таком положении… Жалко было смотреть на этого Барбоса, когда отворялась дверь и когда он не находил своего хозяина среди входивших. “Мне всего осталось жить несколько часов, – говорили с отчаянием эти добрые собачьи глаза.

– Всего несколько часов…” Как быстро летело время! А тут всего несколько часов… – Вот он!.. – крикнул однажды Барбос, опрометью бросаясь к решетке. Но это была жестокая ошибка: пришли не за ним. Приведенный в отчаяние Барбос забился в угол и жалобно завыл. Это было такое горе, о каком знали только здесь, в этих ужасных стенах.

– Возьмите его, – сказал смотритель, указывая на Барбоса. Барбоса увели, и Постойко почувствовал, как у него мороз пошел по коже: еще два дня и его уведут точно так же. Ведь у него нет настоящего хозяина, как у охотничьих собак или этих противных мосек и болонок. Да, оставалось всего два дня, коротких два дня… Время здесь было и ужасно длинно и ужасно коротко.

Он и ночью не мог спать. Грезилась деревня, поля, леса… Ах, зачем он тогда попался на глаза этому кудрявому Боре, который так скоро забыл его. Постойко сильно похудел и мрачно забился в угол. Э, будь что будет, а от своей судьбы не уйдешь. Да… Прошел четвертый день. Наступил пятый.

Постойко лежал на соломе и не поднимал даже головы, когда дверь отворялась; он столько раз ошибался, что теперь был не в силах ошибиться еще раз. Да, ему слышались и знакомые шаги и знакомый голос, и все это оказывалось ошибкой. Может ли быть что-нибудь ужаснее!.. Холодное отчаяние овладело Постойком, и он ждал своей участи. Ах, только бы скорее…

И в минуту такого отчаяния он вдруг слышит: – Не у вас ли наша собака? – А какой она породы? – Да никакой породы, батюшка… Наша деревенская собака. – Ну, назовите масть? – Да масти нет никакой… так, – хвост закорючкой, а сама лохматая. Вы только мне покажите, – уж я узнаю… – Ее Постойком зовут, – прибавил детский голос. Постойко не верил сначала собственным ушам…

Столько раз он напрасно слышал эти голоса… – Да вот он сидит, Постойко-то наш!.. – заговорила Андреевна, указывая на него. – Ах ты, милаш… Да как же ты похудел!.. Бедный… Постойко был выпущен и, как сумасшедший, вертелся около Андреевны и Бори. – Если бы вы сегодня не пришли, конец вашему Постойке, – говорил смотритель. – Вон у нас сколько собак сидит…

И жаль другую, а приходится убивать. Андреевна и Боря обошли все отделения и долго ласкали визжавших собак, просившихся на волю. Добрая Андреевна даже прослезилась: если бы она была богата, откупила бы на волю всех. Постойко в это время разыскал Аргуса. – Прощай, братец, – проговорил он, виляя хвостом. – Может быть, и за тобой придут… – Нет, меня позабыли…

– уныло ответил Аргус, провожая счастливца своими умными глазами. С какой бешеной радостью вырвался Постойко на волю, как он прыгал, как визжал; а там, в сарае, раздавались такие жалобные вопли, стоны и отчаянный лай.

– Кабы мы с тобой не земляки были, так висеть бы тебе на веревочке! – наставительно говорила Андреевна прыгавшему около нее Постойке. – Смотри у меня, пострел.

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-129927.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector