Краткое содержание прощание с матёрой распутина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание повести “Прощание с Матерой” по главам: краткий пересказ

Кадр из фильма “Прощание” (1981 г.)по повести “Прощание с Матерой”

В этой статье читайте онлайн краткое содержание повести “Прощание с матерой” Распутина по главам.
Краткий пересказ повести “Прощание с Матерой” отражает основные факты и события из каждой главы произведения.

Краткий пересказ сюжета смотрите здесь.

Смотрите: Все материалы по “Прощанию с Матерой”
Глава 1 (Строительство ГЭС)
Июнь. Остров Матёра на реке Ангара в Иркутской области. На Ангаре строится Братская ГЭС (гидроэлектростанция). Остров Матера уже осенью будет затоплен из-за запуска ГЭС. Жителей Матеры переселяют в новый поселок. Им выдают квартиры вместо домов. Старики не хотят переезжать и оттягивают переезд до последнего.

Глава 2 (Погром на кладбище)

Начало июня. На Матере живет Дарья Пинигина – 80-летняя старуха. У нее дома часто собираются другие старики Матеры. Однажды у Дарьи сидят соседки Сима и Настасья. Они обсуждают свое будущее без Матеры. Вдруг к ним приходит старик Богодул. Он говорит, что на кладбище происходит погром. 
Глава 3 (Бегство санитарной бригады) Старухи и Богодул прибегают на кладбище. Там санитарная бригада спиливает оградки и кресты с могилок. Так они готовят остров к затоплению. Местные жители против разгрома их кладбища. Они нападают на рабочих. Председатель и рабочие боятся разъяренных жителей и уплывают с Матеры, Старухи восстанавливают спиленные кресты и тумбочки на кладбище.

Глава 4 (Прогулка Дарьи)

На следующий день старуха Дарья решает пойти на кладбище. Но она не доходит до кладбища, а приходит на другое место, с которого видно весь остров. Дарья вспоминает прошлое и грустит о том, что остров будет затоплен.

Глава 5 (Приезд Павла)

Вечером приезжает сын Дарьи – Павел. Павел – это 50-летний мужчина, женатый с детьми. Павел уже перевез семью в новый поселок. Остается только старуха-мать Дарья. Дарья не спешит переезжать, так как городская жизнь ее пугает.

Глава 6 (Хозяин Матеры)

Наступает ночь на Матере. На ночной осмотр выходит Хозяин – невидимое существо, “домовой” острова. Это существо считает себя хозяином острова и следит за всем происходящим. Каждую ночь Хозяин обходит остров, чтобы все осмотреть.

Глава 7 (Переезд Настасьи и деда Егора)

Проходит около 2 недель. Старуха Настасья и дед Егор переезжают в город. Они не хотят оставлять Матеру, но у них нет выбора. Настасья оставляет ключи от дома Дарье. Старики уплывают в город.

Глава 8 (Петруха поджигает дом)

Старуха Катерина освобождает свой дом. Она переносит свои вещи к Дарье. В эту же ночь сын Катерины, Петруха, поджигает свой дом. Так он хочет поскорее получить деньги, которые дают переселенцам. Вся деревня сбегается на пожар. Петруха делает вид, что это не его рук дело. Но все понимают, кто поджег дом. Старуха-мать Катерина плачет и ругает сына за поджог.

Глава 9 (Жизнь в новом поселке)

Сын Дарьи, Павел, приезжает на остров все реже. Он работает в совхозе бригадиром. Павел с женой уже живут в новой квартире в новом поселке. Жена Павла, Соня, очень рада переезду. Ей нравится городская жизнь.

Глава 10 (Исчезновение Петрухи)

После пожара Петруха куда-то исчезает. Его нет уже неделю. Мать Петрухи, Катерина, живет у Дарьи.

Глава 11 (Сенокос на Матере)

Июль. Наступает пора сенокоса. Бывшие жители Матеры приезжают на родной остров, чтобы провести сенокос. Все рады снова встретиться в последний раз перед затоплением. Спустя 2 недели после пожара на Матеру приезжает Петруха. За дом ему выдали деньги. Но матери он отдает только 15 рублей.

Глава 12 (Приезда Андрея)

Во время сенокоса на Матеру приезжает внук Дарьи – Андрей (сын Павла). Андрею жалко Матеру, но он не грустит о ней так, как старики. Он считает, что перемены к лучшему, что Братская ГЭС принесет пользу людям. Андрей хочет поехать на какую-нибудь важную стройку и оставить свой след. На Матере Андрей помогает отцу с сенокосом.

Глава 13 (Объявлен крайний срок)

Начало августа. Несколько дней идет дождь, и люди не ходят на сенокос. Председатель совхоза Воронцов объявляют, что к середине сентября Матера должна быть полностью пуста. 20-ого сентября комиссия будет принимать территорию.

Глава 14 (Беседа с Андреем)

Старуха Дарья узнает, что Матеру нужно очистить к середине сентября. Она понимает неизбежность прощания с Матерой. Андрей беседует с бабушкой Дарьей и отцом о жизни, о Матере. Старуха Дарья и молодой Андрей по-разному смотрят на жизнь.

Глава 15 (Отъезд Павла и Андрея)

Дожди заканчиваются. Сенокос продолжается. Дарья просит сына Павла перевезти могилки предков с острова в безопасное место. Но Павел срочно уезжает в поселок по делам. Следом за ним уезжает Андрей. Сенокосом и могилками некому заниматься. Неделю спустя Павел приезжает проведать мать и снова уезжает в поселок.

Глава 16 (Поджог Подмоги)

К концу срока на Матеру присылают бригаду на уборку хлеба – около 30 человек. Местные жители вывозят с острова свою живность (кур, овец, поросят). На соседнем острове Подмоге сжигают постройки, готовясь к затоплению. На Матере поджигают мельницу.

Глава 17 (Старухи у Дарьи)

Теперь у Дарьи живет Катерина, а также старуха Сима с внуком. По вечерам старухи подолгу беседуют. Сын Катерины, Петруха, теперь работает поджигателем домов за деньги. Люди платят Петрухе за то, что он сжигает их дома.

Глава 18 (Уборка картофеля)

На Матере заканчивают уборку зерна. Начинается уборка картофеля. На уборку приезжает сын Дарьи, Павел, и его жена Соня. Мешки с картошкой вывозят в поселок на катере. Корову Дарьи тоже вывозят в поселок.

Наступает середина сентября – время покидать Матеру. Дарья идет на могилы родителей и погибшего сына Сени. Она просит прощения у них за то, что Матеру скоро затопят.

Глава 19 (“Царский листвень”)

На Матере жгут постройки и деревья. Работники пытаются срубить самое большое дерево на острове – “царский листвень”. Три дня они борются с деревом, но дерево не получается ни спилить, ни сжечь. Рабочие оставляют дерево на месте.

Глава 20 (Уборка и поджог дома Дарьи)

Дарья на прощание убирает дом. Она белит стены и украшает дом. В день, когда дом должны сжечь, Дарья берет свой сундучок и самовар и уходит из деревни, чтобы не видеть, как горит ее дом. Вечером приплывает сын Павел, а с ним – старуха Настасья из города.

Глава 21 (Старики ночуют у Богодула)

Павел оставляет стариков на острове до послезавтра. Старухи и дед Богодул ночуют в его жилище. Это последняя постройка, которая осталась на острове. Настасья сообщает, что ее муж, дед Егор, умер в городе от тоски по Матере.

Глава 22 (Поездка за стариками)

Председатель Воронцов узнает, что на Матере остались старики. Он боится, что ему за это “попадет” от начальства. Он едет с Павлом и Петрухой на Матеру, чтобы вывезти стариков.

В пути их застает сильный туман, они долго не могут найти Матеру. Старики на Матере слышат шум катера. (Автор не рассказывает, что происходит дальше.

Вероятно, катер добирается до Матеры и стариков вывозят с острова.)

Конец повести.


Это было краткое содержание повести “Прощание с матерой” Распутина по главам: краткий пересказ основных фактов и события из каждой главы произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по повести “Прощание с Матерой”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/kratkoe-soderzhanie-proshhanie-s-materoj-po-glavam.html

Кратчайшее содержание книги «Прощание с Матёрой» для читательского дневника (В. Распутин) | Литерагуру

Впервые произведение «Прощание с Матерой» издали в 1976 году. Основные события происходят в деревне Матера, построенной на острове.

Сюжет таков: поселение придется затопить, а жителей переселить из-за дальнейшего строительства Братской ГЭС. Но не все граждане собираются покидать свои дома, они умирают вместе с родным краем.

Остальные подробности команда «Литерагуру» втиснула в очень краткое содержание для читательского дневника. Отзыв в конце статьи.

(400 слов) Пришла последняя весна для Матеры (деревни посреди реки Ангара в Иркутской области), построенной триста лет назад. Чуть ниже села занялись строительством электростанции. Из-за этого вода скоро поднимется и затопит дома. После лета все должны покинуть эту местность.

Пинигина Дарья Васильевна (70 лет), коренной житель Матеры, часто сидела с подругами, Настей и Симой, попивая чай из самовара. Настасья жила с мужем, а детей она давно лишилась. В городе им выделили квартиру, но пожилые люди медлили с переездом. У Симы здесь был только внук, а сама она переехала сюда недавно.

Богодул, приблудший дед, пришел к Дарье. Он сообщил, что санитарная бригада начала уборку с кладбища: избавлялись от могильных крестов и оградок. В дальнейшем все это сжигалось. Старухи увидели в действиях уборщиков оскорбление, выгнали рабочих и решили вернуть все на место.

Дарья была категорична, ей не хотелось уезжать. Идя по деревне, героиня погрузилась в воспоминания о прошлом. Позже вернулся второй сын Дарьи, Павел (50 лет). Первого убили на войне, а третий умер при несчастном случае во время валки леса. Старушка не представляла жизнь в городе, куда сын уже перевез семью.

Наступило время уезжать Настасье с мужем. Старички собирались медленно, потому что не было особого желания покидать родные места. Ночью произошел пожар в доме, где жила Екатерина. Его подстроил ее сын, Петруха, ради того, чтобы скорее получить денежную компенсацию. После поджога он пропадает.

Павел редко приезжал в Матеру, ведь он понимал, что надо переезжать из деревни. Его супруге Соне нравилась новая жизнь. Ему стало спокойнее, когда к матери переехала Екатерина. Павел знал, что мать не сможет освоиться в городе.

Начался сенокос. Вскоре вернулся Петруха и отдал матери деньги за сожженную избу. Дарью навестил внук Андрей, работающий на заводе, но уволившийся. Он тоже одобряет проект водохранилища. Герой за компанию с Петрухой собрался на масштабную стройку.

Постепенно люди принялись эвакуировать домашний скот и стали уезжать. Они пробуют спились самое большое дерево в селе, но ничего не выходит: «царский листвень» остается на месте.

Петруха занялся поджогами домов за денежную плату. Павел, вывозя корову, предложил матери отправиться в поселок. Но она ответила отказом.

Пожилая женщина пошла к могилам и попросила прощения у усопших родственников за то, что их тревожат.

Вскоре должны были сжигать жилище Дарьи, а она, зная об этом, белила дом. Настасья вернулась на Матеру, чтобы сообщить о смерти мужа от тоски по селу. Когда все избы были сожжены, старухи нашли барак Богодула. Узнав об этом, за ними срочно отправили Павла и Петруху. На этом сюжет обрывается.

Читайте также:  Краткое содержание сабатини одиссея капитана блада точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткий отзыв: В повести Распутин противопоставляет два поколения: старое и новое. Поколение отцов не готово покинуть деревню, оно продолжает придерживаться традиций прошлого: где родился, там и обрету последний приют. А молодежь готова избавляться от деревни ради лучшей жизни в новых условиях.

Разрешить конфликт мирно не получится, ибо третьего не дано. Старики уже не приспособятся к переменам, их тянет к себе родная земля, где захоронены их родные и близкие.

Главная мысль в книге, на мой взгляд, сосредоточена в том, что государство, кроме стратегических задач, должно ставить себе еще и цели высшего порядка: обеспечение прав и свобод граждан и гарантия их неприкосновенности.

Зачем строить дом, если его могут завтра же затопить, а тебя выселят в новое место без каких-либо достойных компенсаций? Вывод один: не нужно ничего делать, ни к чему стремиться, ведь все равно твое достижение отнимут и растопчут.

Это бесправие превратит даже самый трудолюбивый и активный народ в толпу зевак, алкоголиков и тунеядцев. Отказ покидать дома – это одиночный пикет жителей против произвола властей, это последний жест отчаяния и безнадежности. Таково и впечатление от прочтения. Но мне книга понравилась, благодаря искренности и прямоте автора, а также из-за напряжения, которое не отпускает до последней страницы.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratchajshee-soderzhanie-knigi-proshhanie-s-matyoroj-dlya-chitatelskogo-dnevnika-v-rasputin/

Изложение содержания — Прощание с Матёрой — Повесть

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Изложение содержания — Прощание с Матёрой — Повесть!!! =>>>

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, Матера повидала на своем веку всякое.

«Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матѐре своя церквушка на высоком берегу, но ее давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матѐра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придется переезжать».

Немногочисленное население Матѐры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с легкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь.

Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А еще: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырех топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А еще: капканы, петли, плетеные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент.

Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Легкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле.

Те, кто меньше других торопился покинуть Матеру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались».

В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда.

В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда еще можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай.

Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджег. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает ее, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать.

Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью ее подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз. приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землей деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против.

Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на ее месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она.

Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку.

Строга Дарья и к местной молодежи, она не просто бранит ее за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы еще пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».

Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрет, все родственники соберутся, чтоб судить ее.

«Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать.

Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с поселком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живется, и плыть, как плывется, да ведь я на том замешен: знать, что почем и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

Изложение содержания — Свой круг — Рассказ

Дружеская компания много лет собиралась по пятницам у Мариши и Сержа. Хозяин дома, Серж, талант и общая гордость, вычислил принцип полета летающих тарелок, его приглашали в особый институт завотделом, но он предпочел свободу рядового младшего научного сотрудника института Мирового океана.

К компании принадлежал и Андрей-стукач, работавший вместе с Сержем. Его стукачество не пугало собравшихся: Андрей обязан был стучать только во время океанских экспедиций, на суше же он не нанимался.

Андрей появлялся сначала с женой Анютой, потом с разными женщинами и наконец с новой женой Надей, восемнадцатилетней дочерью обеспеченного полковника, по виду напоминающей испорченную школьницу, у которой от волнения выпадал на щеку глаз.

Еще одним участником пятничных сборищ был талантливый Жора, будущий доктор наук, еврей наполовину, о чем никто никогда не заикался, как о каком-то его пороке. Всегда бывала Таня, валькирия метр восемьдесят росту, которая маниакально чистила белоснежные зубы по двадцать минут три раза в день.

Двадцатилетняя Ленка Марчукайте, красавица в «экспортном варианте», почему-то так и не была принята в компанию, хотя и втерлась было в доверие к Марише. И наконец, к компании принадлежала героиня со своим мужем Колей, закадычным другом Сержа.

Десять ли лет прошло в этих пьяных пятницах, пятнадцать ли, прокатились чешские, польские, китайские, румынские события, прошли политические судебные процессы, — все это пролетело мимо «своего круга».

«Иногда залетали залетные пташки из других, смежных областей человеческой деятельности» — например, повадился ходить участковый Валера, неизвестно кого выслеживавший на вечеринках и мечтавший о скором приходе «хозяина», подобного Сталину. Когда-то все они любили походы, костры, вместе жили в палатках у моря в Крыму.

Все мальчики, включая Колю, с институтских пор были влюблены в Маришу, недоступную жрицу любви. На закате общей жизни Коля ушел к ней, бросив жену. Серж к тому времени оставил Маришу, продолжая, впрочем, поддерживать видимость семейной

Жизни ради горячо любимой дочери Сонечки, вундеркинда с выдающимися способностями к рисованию, музыке и стихам. Семилетний сын героини и Коли, Алеша, никаких способностей не имел, чем ужасно раздражал отца, видевшего в сыне свою копию.

Сочинение опубликовано: 28.10.2014 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Изложение содержания — Прощание с Матёрой — Повесть

Источник: http://www.getsoch.net/izlozhenie-soderzhaniya-proshhanie-s-matyoroj-povest/

Краткое содержание: Прощание с матерой, Распутин

ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ

Наступила весна, последняя для острова и де­ревни, носящих одно название — Матера. «Тот первый мужик, который триста с лишним лет на­зад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что луч­ше этой земли ему не сыскать».

Читайте также:  Краткое содержание шекспир укрощение строптивой точный пересказ сюжета за 5 минут

И вот эта земля должна была погибнуть. Где-то ниже по Ангаре строилась новая ГЭС. В начале осени ее обещали сдать, тогда Ангара разольется вширь и зато­пит Матеру. Многие уже начинали переезжать на новые места. В деревне остались только старики и старухи.

Они охраняли дома, смотрели за огоро­дом, скотиной.

Обычно собирались у Дарьи, самой пожилой из старух и самой рассудительной. «В том особенном положении, в каком оказалась Матера, Дарья ни­чем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней.

Известно же, что на миру и смерть красна, а предложи им кто смерть всем в одночасье, друг возле друга, ед­ва ли хоть одна отошла бы задуматься — с по­следней радостью они бы согласились». Сима всегда приходила с Колькой, внучонком на пятом году. Она была пришлая в Матере.

Судьба ей до­сталась не сладкая, долго мотало ее по миру, ро­дила без мужа единственную девчонку, и ту не­мую. В силу своего изьяна дочь долго оставалась в девках, а как «попробовала мужика», сорвалась и зачудила. От кого-то родила мальчонку, а по­том, не сказав, уехала.

Теперь Сима одна осталась с внуком на руках.

Часто захаживала и Настасья. После того как она и дед Егор остались одни (дети все умерли, кто в войну, кто позже), стала старушка чудить. Нача­ла она придумывать про своего деда, да все жа­лобное. То он у нее «слезьми умывается», то ночью кричит, будто его кто-то душит… Егор злился на это, но ничего поделать с женой не мог.

В тот день они сидели вчетвером: Дарья, Нас­тасья да Сима с мальчишкой. Пили чай. Вдруг в дом забежал встревоженный Богодул, пришлый в этом селе старик, живущий на окраине села, в за­брошенном бараке времен Колчака.

«Был он на но­гах, ступал медленно и широко, тяжело, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочкова­того носа да мерцали красные, налитые кровью гла­за».

Он любил вставлять в свою речь нецензур­ные слова, но не так, как другие мужики, бранно, а вкладывая в них какой-то смак и даже любовь.

—  Кур-рва! — выпалил он. — Мертвых грабют!

Богодул принес нехорошее известие: пришлые

мужики на кладбище рубили кресты, спиливали тумбочки. Старухи, не раздумывая, кинулись ту­да. Богодул последовал за ними, по дороге бала­мутя деревню.

В деревне нашли председателя сельсовета Во­ронцова и представителя из отдела по зоне затоп­ления Жука.

—   Есть специальное постановление о санитар­ной очистке всего ложа будущего водохранили­ща, — объяснил Жук.

Старики и старухи кипятились и так напирали на пришлых, что те не выдержали и второпях уп­лыли с острова. Матера утихомирилась. И только старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкая обратно кресты, устанавливая тумбочки…

Под вечер следующего дня к Дарье приехал сын Павел. Он уже перебрался в новый совхоз. В сво­бодное от работы время заезжал проведать мать. Побыл немного и уехал. А Дарья осталась одна со своими думами.

Как она сможет ужиться на новом месте? Ста­рое дерево не пересаживают. Это молодым проще оставить свою родину. Вон, Клавка не могла дож­даться, когда можно будет с Матеры съехать.

Цивилизации ей захотелось. Она все ждала, ког­да можно будет подпалить свою избу. Государст­во возмещало часть стоимости жилья. Та же забо­та беспокоила и Петруху, непутевого сына старухи Катерины.

Но у того другая беда была. Еще два года назад обещали Петрухину избу увезти в му­зей.

Ждет теперь Петруха, мучится: то ли подпалить и сейчас за избу деньги получить, но меньшие, то ли потерпеть и дождаться сотрудников из музея с деньгами побольше.

Ему, да Клавке, да кое-кому еще из молодых лег­ко съезжать с насиженного места. То ли дело Дарье, которая корнями приросла к Матере.

Настал день отъезда Настасьи и Егора. Настасья обещала вернуться проститься с Матерой. Пока со­биралась — держалась, не плакала, а как села в лод­ку — плюхнулась на мешки и завыла.

Ночью загорелась изба Петрухи. С вечера еще Петруха сказал матери, что надо перезжать. Будто не сегодня-завтра нагрянут из музея за избой. На­казал Катерине ночевать идти к Дарье. А ночью подпалил дом. Катерина плакала навзрыд, а Пет­руха ходил среди людей, сбежавшихся на пожар, и оправдывался, будто ненароком окурок уронил. Но никто ему не верил.

Так Катерина и осталась доживать свои дни на Матере с Дарьей. Петруха уехал в совхоз и устро­ился там работать в бригаду поджигателей, что па­лили деревни в зоне затопления.

Летом к Дарье нагрянул гость — Андрей, млад­ший сын Павла. Он только что уволился с завода, на котором работал, чтобы отправиться на какую- нибудь большую стройку.

—  Пока молодой, — сказал он, — надо идти ту­да, где ты нужнее. В стране жизнь кипит, гранди­озные стройки повсюду. Надо жить так, чтобы ин­тересно было.

А Дарья слушала его и думала, что мал человек и не понимает того, что мал. Суетится, бежит ку­да-то, думает, что он хозяин жизни, а это жизнь над ним хозяйничает.

Андрей пожил немного в Матере и уехал. Вновь старухи остались одни. На уборку хлеба привезли городских. Однажды, то ли по чьей указке, то ли по­тому, что все равно гореть деревне, они подожгли мельницу. Она горела, вызывая слезы на глазах старух, а приезжие веселились, прыгая у большо­го костра.

Наступил сентябрь. Деревня опустела. Остались только Дарья с Катериной, Сима с внуком да ста­рик Богодул. Приехала очистительная бригада и стала поджигать постройки.

Не сожжены были толь­ко околоток с Дарьиной избой да колчаковский ба­рак. Перед тем как отдать избу поджигателям, Да­рья прибрала ее, побелила. Ведь покойника, перед тем как положить в гроб, одевают в лучшие одеж­ды.

«Устала я, — думала Дарья. — Ох, устала, устала. Щас бы никуда не ходить, тут и припасть.

И укрыться, обрести долгожданный покой. И ра­зом узнать всю правду… И сказать оттуль… Это только вам непонятно, а здесь все-все до капель­ки понятно… Правда в памяти». Дом сожгли, и при­шла пора уезжать. Но тут Павел привез на остров Настасью. Успела она таки вернуться, чтобы про­ститься с Матерой.

Дед Егор ее не смог прижить­ся в городе и умер. Хоронила старуха его, потому и припоздала. Упросила Дарья Павла оставить их всех еще на ночь, побыть последний раз всем вмес­те — старикам и Матере. Павел уехал, уехали и под­жигатели, сделав свое дело. Стоять остался толь­ко барак, в котором все и заночевали.

Уже ночью, когда Павел добрался до поселка, его встретили Во­ронцов и Петруха. Воронцов потребовал срочно пе­ревозить старух. Разбудили моториста и поплыли на катере. Над Ангарой поднялся густой туман. Мо­торист заблудился и долго блуждал по реке. Петру­ха стал кричать, может, Матера рядом.

Может, ус­лышит его кто там и откликнется. И его услышали…

Здесь искали:

  • прощание с матерой краткое содержание
  • прощание с матерой краткое содержание по главам
  • Распутин Прощание с матёрой краткое содержание

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-proshhanie-s-materoj-rasputin/

Краткое содержание повести «Прощание с Матёрой»

Деревушка под названием Матёра находится на берегу Ангары уже более трех столетий, и в этих местах всегда происходило немало событий. Однако теперь власти принимают решение о построении плотины несколько ниже по реке, и уже ни у кого нет сомнений в том, что все окрестные села неминуемо будут затоплены.

Немногие жители, еще остающиеся в Матёре, с отчаянием думают о том, что им придется переехать в город, ведь рядом и кладбище, где похоронены их отцы и деды, и привычные для них вещи, нелегко пожилым людям и резко менять давно устоявшийся образ жизни. Старики понимают, что в городе будет немало удобств, которых нет в их родных краях, но они с болью представляют себе, что в дальнейшем прекратятся чаепития из самовара, прогулки на свежем воздухе, шум реки.

Более всего пугает мысль о том, что придется оставить Матёру, одиноких старух, которые не в силах подумать о жизни без своей избы и соседок.

Именно эти женщины и видят с чувством глубочайшего ужаса, как деревня оказывается с одного конца подожженной.

После пожара они решают между собой, что произошел несчастный случай, никто из них не желает верить в преднамеренный поджог, для их восприятия такое действие кажется слишком чудовищным и немыслимым.

Зная, что расстается со своим домом навсегда, энергичная и решительная, несмотря на солидный возраст, Дарья не только наводит в избе идеальный порядок, но и полностью белит ее, словно готовясь к дальнейшему счастливому существованию в этом строении.

Настасья думает о кошке, успевшей куда-то убежать, она упрашивает Дарью в будущем заботиться о животном, не желая задумываться о том, что и ее подруга совсем скоро отсюда уедет.

Все живые существа и все предметы, находящиеся в деревне, имеют для пожилых людей огромное значение.

Перед расставанием с Матёрой старые женщины стремятся навести полный порядок и оставить все в достойном виде. Для них эти действия являются таким же ритуалом, как и проводы на тот свет умершего человека.

Бабам обидно, страшно и больно и из-за того, что незадолго до затопления должна прибыть специальная санитарная бригада, задачей которой станет целиком сровнять с землей старинное деревенское кладбище.

Дарья, отличающаяся наиболее твердым характером из всех жительниц Матёры, решительно берет односельчанок под защиту и выступает против уничтожения могил их предков. Женщина не только проклинает тех, кто разрушает весь многолетний уклад жизни ее самой и ее соседок, она отважно бросается в бой, хотя из оружия у нее имеется лишь обыкновенная палка.

Дарья не сдается, несмотря на все происходящее вокруг, хотя многие, столь же бесправные и малограмотные люди, смирились бы с ситуацией, однако она не собирается опускать рук.

Дарья жестко осуждает даже родного сына Павла и его жену, настаивающих на ее отъезде с родины.

Женщина не менее сурово держится и с другими представителями молодого поколения, обещая им, что они еще непременно пожалеют о расставании с Матёрой.

Читайте также:  Краткое содержание лондон мексиканец точный пересказ сюжета за 5 минут

Ей кажется, что она прожила свою жизнь неверно, бестолково, как говорит сама Дарья, и она искренне верит в то, что после ее смерти ее станут судить все родственники, старуха даже видит в своем воображении соответствующую картину.

В то же время и Павел не полностью одобряет действия властей. Он признает необходимость перемен, но при этом и у молодого мужчины болит сердце из-за того, что сотворили равнодушные люди с его родным селением, хотя он, в отличие от матери, четко понимает, что не может воспрепятствовать происходящему.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/kratkoe-soderzhanie-povesti-proshhanie-s-matyoroj.html

Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» по главам: читать онлайн краткий пересказ

1

Описывается весна. Она для Матёры (так называется деревенька и остров на Ангаре, на котором она расположена) последняя. Ниже по реке планируется строительство плотины и поселение окажется полностью затопленным.

Описывается судьба селения, его история. Рассказывается о том, что бывшую церковь переоборудовали под склад, а в последние несколько лет было даже налажено регулярное авиационное сообщение с большой землёй. Но на правом берегу уже строился новый посёлок, куда планировалось отселить жителей затопляемых деревень.

2

В начале июня, за пару недель до троицы, у Дарьи собрались трое старух, которые не знали своего точного возраста. Одну звали Сима, она жила в селе всего десять лет. Поселилась в заброшенном доме и теперь ей была дорога только в дом престарелых. Но бабушка любила Кольку.

Дарья советует Симе не покидать поселения. Приходит старик Богодул и сообщает, что происходит разрушение кладбища.

3

Бабушки со стариком бегут на кладбище спасать захоронения. Оказывается, они убираются с ведома председателя Воронцова. Исполнителей собравшийся народ чуть не утопил в реке.

Старухи ночью частично восстанавливают надгробия.

4

Говорится о том, как Богодул появился в Матёре. Он был менялой и приезжал иногда, но в последствии, остался жить. Он не собирается покидать посёлок.

5

Приезжает Павел. Это старший сын бабы Дарьи. Он рассказывает, что новый посёлок, куда всех планируют перевезти, не годится для ведения крестьянского хозяйства. Кто-то не хочет уезжать, а кое-кто готов хоть сейчас получить деньги за своё ветхое жильё и побыстрее покинуть остров.

6

Появляется Хозяин острова. Это существо похоже на маленького зверька. Он начинает обход своих владений с дома Богодула и продолжает по всем остальным жилищам. Хозяин понимает, что ни Богодул, ни он сам уже не жильцы.

7

После троицы часть жителей покидает Матёру.

8

Сжигает свой дом один их поселенцев по имени Пётр. Собравшиеся люди понимают, что и с их жильём будет то же самое.

9

Павел всё реже приезжает на остров. Ему хочется помочь матери менее беспокойно покинуть дом. Ему не нравится новый посёлок, но делать нечего. Парень помогает собирать урожай, ожидая того момента, когда надо будет увозить с острова мать

10

Пётр сжёг дом со всей утварью. Забрал только свою гармонь.  Дарья ругает Катерину, мать парня, за то, что она вырастила такого человека.

11

Была вторая половина июля. Начался сенокос. Все, кто остался, вышли не него. Люди вспоминали свою жизнь на этих местах. Потом начались дожди.

12

Приезжает сын Павла по имени Андрей. Он сообщает, что будет участвовать в затоплении поселения.

13

Шли дожди, и люди от безделья собирались друг у друга и разговаривали. На собрании председатель говорит, что несмотря на плохую погоду, колхозная картошка должна быть убрана, а свою люди могут хоть бросить. Была середина сентября.

14

Андрей беседует с Дарьей о преимуществах цивилизации, о жизни людей в Матёре.

15

Закончились ливни. Люди снова принялись за уборку урожая. Дарья всё больше говорит о могилах предков. Случился несчастный случай. Павел был ответственный за технику безопасности. Андрей сообщает, что мужчину четверо суток таскают по инспекциям.

16

Из города приезжает комиссия, которая ходит по домам и требует, чтобы продолжалась уборка урожая. Люди понемногу перевозят с острова домашний скот.

17

У Дарьи продолжаются встречи и разговоры соседей. Катерина корит сына за то, что он после того, как сжёг собственный дом, теперь уничтожает соседние, хоть и за деньги.

18

Хлеб был убран, а на уборку картошки стали свозиться из других мест люди, в том числе и школьники. Многие копали свой урожай, не зная, что с ним делать. Павел предлагает матери ехать, но та отказывается.

19

На острове росло дерево – лиственница. Считалось, что этим деревом остров держится за землю. И пока это дерево стоит, будет стоять и остров. Лиственница не поддалась людям, но осталась посредине пустого пространства.

20

Дарья находит известь и белит дом. Она проводит уборку внутри, развешивает занавески, размещает по углам ветви пихты. После приготовлений женщина покидает дом, говоря поджегщикам, что можно теперь его сжечь, но порог не переступать. Весь день женщина ходила, не помня себя. Очнулась возле лиственницы. Там её нашёл сын. Помнила Дарья только то, что рядом с ней бежал зверёк.

21

На острове остаются шесть человек. Они не поместились в лодку. Богодул заваривает чай и все вместе готовятся к ночлегу в последнем оставшемся доме.

22

Павел провожает уезжающих и поздно возвращается в новый посёлок. Парню не хочется идти домой, и он вспоминает прошлое. К нему приходит Петруха и председатель.

Они спрашивают, где Дарья и сообщают, что завтра комиссия будет проверять исполнение переселения. Все трое едут на остров забрать оставшихся. Их застаёт сильный туман. В нём они не могут найти остров. Мужчины глушат мотор.

Попытались позвать Дарью и оставшихся на острове. Но ничего, кроме тумана и воды.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1830

«Прощание с Матёрой» Распутина в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, Матёра повидала на своём веку всякое.

«Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов». Есть в Матёре своя церквушка на высоком берегу, но её давно приспособили под склад, есть мельница и «аэропорт» на старом пастбище: дважды на неделе народ летает в город.

Но вот однажды ниже по Ангаре начинают строить плотину для электростанции, и становится ясно, что многие окрестные деревни, и в первую очередь островная Матёра, будут затоплены. «Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой и места потом не показать, где там селились люди. Придётся переезжать».

Немногочисленное население Матёры и те, кто связан с городом, имеет там родню, и те, кто никак с ним не связан, думают о «конце света». Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Тут и память о предках (кладбище), и привычные и удобные стены, и привычный образ жизни, который, как варежку с руки, не снимешь.

Все, что позарез было нужно здесь, в городе не понадобится. «Ухваты, сковородники, квашня, мутовки, чугуны, туеса, кринки, ушаты, кадки, лагуны, щипцы, кросна… А ещё: вилы, лопаты, грабли, пилы, топоры (из четырёх топоров брали только один), точило, железна печка, тележка, санки… А ещё: капканы, петли, плетёные морды, лыжи, другие охотничьи и рыбачьи снасти, всякий мастеровой инструмент.

Что перебирать все это? Что сердце казнить?» Конечно, в городе есть холодная, горячая вода, но неудобств столько, что не пересчитать, а главное, с непривычки, должно быть, станет очень тоскливо. Лёгкий воздух, просторы, шум Ангары, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом — замены этому нет. А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле.

Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, слабые, одинокие старухи, становятся свидетелями того, как деревню с одного конца поджигают. «Как никогда неподвижные лица старух при свете огня казались слепленными, восковыми; длинные уродливые тени подпрыгивали и извивались».

 В данной ситуации «люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда.

 В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было, спасти избу — не к чему и пытаться. То же самое будет и с другими избами». Когда после пожара бабы судят да рядят, нарочно ли случился такой огонь или невзначай, то мнение складывается: невзначай.

Никому не хочется поверить в такое сумасбродство, что хороший («христовенький») дом сам хозяин и поджёг. Расставаясь со своей избой, Дарья не только подметает и прибирает её, но и белит, как на будущую счастливую жизнь. Страшно огорчается она, что где-то забыла подмазать.

Настасья беспокоится о сбежавшей кошке, с которой в транспорт не пустят, и просит Дарью её подкормить, не думая о том, что скоро и соседка отсюда отправится совсем. И кошки, и собаки, и каждый предмет, и избы, и вся деревня как живые для тех, кто в них всю жизнь от рождения прожил. А раз приходится уезжать, то нужно все прибрать, как убирают для проводов на тот свет покойника. И хотя ритуалы и церковь для поколения Дарьи и Настасьи существуют раздельно, обряды не забыты и существуют в душах святых и непорочных.

Страшно бабам, что перед затоплением приедет санитарная бригада и сровняет с землёй деревенское кладбище. Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой.

Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете».

Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Очень ей не хочется расставаться с могилами предков, и, обращаясь к отцовской могиле, она называет себя «бестолковой». Она верит, что, когда умрёт, все родственники соберутся, чтоб судить её.

«Ей казалось, что она хорошо их видит, стоящих огромным клином, расходящихся строем, которому нет конца, все с угрюмыми, строгими и вопрошающими лицами».

Недовольство происходящим ощущают не только Дарья и другие старухи. «Понимаю, — говорит Павел, — что без техники, без самой большой техники ничего нынче не сделать и никуда не уехать.

Каждый это понимает, но как понять, как признать то, что сотворили с посёлком? Зачем потребовали от людей, кому жить тут, напрасных трудов? Можно, конечно, и не задаваться этими вопросами, а жить, как живётся, и плыть, как плывётся, да ведь я на том замешен: знать, что почём и что для чего, самому докапываться до истины. На то ты и человек».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6823-proshanie-s-matroy-rasputina-v-kratkom-izlojenii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector