Краткое содержание пушкин руслан и людмила точный пересказ сюжета за 5 минут

Пушкин «Руслан и Людмила» – краткое содержание по главам (песням) — Русская историческая библиотека

Краткое содержание Пушкин Руслан и Людмила точный пересказ сюжета за 5 минут

Пушкин «Руслан и Людмила» – краткое содержание по главам (песням)

Киевский князь Владимир-Солнце выдавал дочь Людмилу за славного богатыря Руслана. Но когда молодые после свадебного пира пошли почивать, в темноте раздалось странное заклинание, и Руслан увидел, как некий колдун улетает в воздух, унося с собой его жену.

Опечаленный князь Владимир на следующее утро пообещал отдать Людмилу в супруги любому, кто надёт её и спасёт. На поиски похищенной отправился не только Руслан, но и три его прежних соперника за её руку – буйный воин Рогдай, хвастливый кутила Фарлаф и молодой хазарский хан Ратмир.

Каждый из них поехал своей дорогой. Руслан вскоре увидел на пути пещеру, где сидел мудрый волшебник Финн. Он открыл витязю, что Людмилу похитил злой кудесник Черномор. Финн поведал Руслану и историю своей любви к прекрасной девушке Наине.

В молодости Финн не смог привлечь её даже славой ратных подвигов и богатыми дарами. В горести он скрылся в леса, чтобы изучать магию. Искусившись в ней через сорок лет, Финн опять нашёл Наину, но теперь вместо юной красавицы увидел дряхлую и уродливую старуху.

В ужасе Финн отказался от неё, а раздосадованная Наина, сама ставшая к тому времени колдуньей, поклялась мстить ему и всем его друзьям.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 1 – краткое содержание.

Иллюстрация к песни 1-й

Песнь 2 – краткое содержание

Завистливый Рогдай кипел такой ненавистью к Руслану, что решил вернуться с пути, догнать и убить его. Но перепутав издалека свою жертву, он по ошибке налетел на Фарлафа. Фарлаф остался невредим, но пришёл от этого нападения в такой страх, что легко принял совет явившейся к нему Наины: не искать больше Людмилы, а вернуться домой.

Рогдай всё же догнал Руслана, но в жестокой схватке с ним потерпел поражение. Руслан бросил Рогдая в Днепр, где тот стал мужем речной русалки.

Похищенная же Людмила же проснулась утром в одиночестве на роскошной постели в замке Черномора. Выйдя гулять в великолепный сад, полный благоуханных растений, прекрасных статуй и водопадов, она с тоски думала о самоубийстве.

Вечером волшебная сила перенесла её по воздуху назад в спальню. Туда к ней вскоре пришёл Черномор – бритый, горбатый карлик с длинной бородой, которую несло перед ним на подушках множество слуг-арапов. Испуганная Людмила вскочила и с визгом сбила с колдуна колпак.

Смешавшийся Черномор убежал, запутавшись в бороде. За ним ретировались и его рабы.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 2 – краткое содержание.

Песнь 3 – краткое содержание

Наина, прилетевшая к Черномору в облике крылатого змия, заключила с ним союз против Руслана и Финна. Тем временем Людмила, примеряя перед зеркалом сбитый вчера с Черномора колпак, вдруг заметила, что если надеть его задом наперёд, то он как шапка-невидимка скрывает с глаз того, кто его носит.

Руслан, продолжив путь, добрался до поля старой битвы и среди разбросанных здесь мёртвых костей нашёл себе новые доспехи вместо тех, что изломал в битве с Рогдаем. Затем он увидел громадную человеческую голову, лежащую средь степи.

Она оказалась живой и начала дуть на Руслана. Страшный вихрь дыхания Головы вначале унёс витязя в поле, но он всё же сумел подскочить к чудищу и ударить его тяжёлой ратной рукавицей.

Голова откатилась в сторону, и Руслан увидел под ней сверкающий меч.

Настроившись миролюбивее, Голова поведала Руслану историю своей жизни. Некогда она принадлежала славному герою-богатырю. У него был и младший брат – уродливый колдун Черномор, чья волшебная сила заключалась в длинной бороде.

Черномор увлёк брата-богатыря искать чудесный меч, который, по рассказам магических книг, должен был отсечь одному из них голову, а другому бороду. Благодаря силе и храбрости старшего брата они нашли меч.

Но Черномор предательски отсёк им брату голову, сохранил ей жизнь и заставил стеречь заветный меч посреди далёкого поля.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 3 – краткое содержание.

Песнь 4 – краткое содержание

Ратмир в поисках Людмилы добрался до замка на скалах – обители прекрасных дев, которые ласково встретили молодого воина и подарили ему свою любовь. Руслан же неутомимо продолжал искать суженую.

Людмила при помощи шапки-невидимки долго скрывалась от Черномора в его садах, но злой колдун обманул её хитростью. Он принял облик раненого Руслана, появился средь сада и стал звать Людмилу на помощь.

Сбросив шапку, та поспешила навстречу, однако вместо Руслана увидела своего похитителя. Чтобы Людмила вновь не ускользнула от него, Черномор погрузил её в непробудный сон.

Но как раз в это время вблизи послышался звук боевого рога Руслана.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 4 – краткое содержание.

Песнь 5 – краткое содержание

Руслан вступил в битву с Черномором. Тот атаковал его булавой, летая по воздуху, но Руслан ухватил чародея за его волшебную бороду. Черномор взвился под облака. Руслан, не выпуская бороды, летел вместе с ним, пока колдун не выбился из сил. Под угрозой лишиться бороды, Черномор перенёс Руслана к Людмиле.

Со спящей невестой в руках и с засунутым в котомку за седлом Черномором Руслан пустился в обратный путь. Его дорога вновь вела через то же поле битвы, где уже умиравшая Голова перед кончиной высказала Черномору последние слова укора. Затем Руслан встретил Ратмира, который успокоил сердце в любви с прекрасной рыбачкой, поселился с ней в безвестной глуши и оставил мысли о Людмиле.

Иллюстрация к песни 5-й

Злобная Наина решила погубить Руслана руками Фарлафа. Явившись в дом этого трусливого хвастуна, она привела его за собой к месту, где утомлённый Руслан забылся глубоким сном. Фарлаф трижды вонзил в грудь Руслану острый меч и, бросив его умирать, увёз с собой так и не пробудившуюся Людмилу.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 5 – краткое содержание.

Песнь 6 – краткое содержание

Прибыв с Людмилой к князю Владимиру, Фарлаф клялся, что с риском для жизни вырвал её из рук ужасного лешего в муромских лесах. Однако никто в Киеве не знал, как разбудить спящую красавицу, а тут стряслась ещё одна беда – город осадили полчища печенегов.

Тем временем старый Финн посредством волшебства узнал о печальной участи своего молодого друга и пришёл к нему на помощь. Финн перенёсся в горючие степи и добыл из текших там чудесных источников два кувшина – с живой и мёртвой водой. Этой влагой кудесник залечил раны Руслана и оживил его.

Дружины князя Владимира не могли прогнать печенегов от Киева. Но однажды утром горожане увидели со стен, как в неприятельский лагерь ворвался какой-то богатырь и начал толпами рубить степняков.

Варвары со стыдом бежали, а киевляне узнали в неизвестном витязе Руслана. Он прискакал на коне в город и разбудил Людмилу, прикоснувшись к ней волшебным кольцом, полученным от Финна.

Торжествующий князь Владимир сыграл новую свадьбу своей дочери с Русланом, который великодушно простил своих врагов – Фарлафа и Черномора.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 6 – краткое содержание.

Автор краткого содержания

Читайте также статью Пушкин «Руслан и Людмила» – анализ

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3568-pushkin-ruslan-i-lyudmila-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-pesnyam

«Руслан и Людмила»

Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» Жанр: сказочная поэма

Главные герои сказки «Руслан и Людмила» и их характеристики

  1. Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
  2. Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору. 
  3. Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
  4. Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
  5. Фарлаф, хвастливый трус.
  6. Владимир, князь, старается быть справедливым
  7. Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
  8. Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
  9. Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
  10. Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.

План пересказа сказки «Руслан и Людмила»

  1. Свадебный пир
  2. Похищение Людмилы
  3. Соперники отправляются на поиски
  4. Руслан находит финна
  5. История финна
  6. Бой с Ратмиром
  7. Людмила и Черномор
  8. Шапка-невидимка
  9. Смерть Ратмира
  10. Выбор Ротгая
  11. Голова
  12. Волшебный меч
  13. Людмила в сон погружена
  14. Бой с Черномором
  15. Возвращение
  16. Предательство Фарлафа
  17. Воскрешение
  18. Бой с печенегами
  19. Пробуждение Людмилы
  20. Свадебный пир.

Кратчайшее содержание сказки «Руслан и Людмила» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
  2. Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
  3. Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
  4. Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
  5. Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
  6. Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.

Главная мысль сказки «Руслан и Людмила» Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.

Чему учит сказка «Руслан и Людмила»

Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.

Отзыв на сказку «Руслан и Людмила»

Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.

Читайте также:  Краткое содержание анна гавальда просто вместе точный пересказ сюжета за 5 минут

Пословицы к сказке «Руслан и Людмила»

Любовь все побеждает Для влюбленного и сто верст не расстояние. Кому что глянется, тот к тому и тянется. Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Руслан и Людмила» по песням
Песня первая Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои.

Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые — это Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы. Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь.

Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч. Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы — волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть. Старец рассказывает свою историю.

Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет.

Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.

Песнь вторая.

Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север. Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев. Рогдай догоняет Руслана. В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее.

Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве. Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна. Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.

Песня третья.

К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает. Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой. Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу.

Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется. Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч.

Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон. Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч.

Голова призывает Руслана отомстить Черномору.

Песнь четвертая.

Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой. Руслан продолжает путь на север и приближается зима.

Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг. Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.

Песнь пятая.

Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает.

Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу. Голос финна советует ему спешить в Киев.

Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой. Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч. К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану.

Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.

Песнь шестая.

Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен. Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги. Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает.

Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается. Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Руслан и Людмила»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_69.html

Краткое содержание по главам «Руслан и Людмила» Пушкин

Посвящение

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

В Посвящении высказаны крайне важные постулаты, определяющие все дальнейшее содержание произведения: 1.

Пушкин нарочито принижает сверхзадачу своего произведения, заявляя о том, что не собирается ни поучать мир, ни рассказывать о чем-то значительном — он напрямую называет свое произведение одной из «небылиц» минувших времен, старина в его интерпретации — «болтливая», а труд его — «игривый», состоящий из «грешных» песен. 2. Автор заявляет, что не требует похвал от окружающих, а единственная его цель состоит в том, чтобы заставить «деву» посмотреть на его песни с «трепетом любви». Завуалированно Пушкин как бы определяет тем самым свою поэтическую программу — заставить посмотреть читателя (и женщин как основных потребителей романтического чтения) на мир «с трепетом любви», настоящей любви, радостной и счастливой, без романтического надрыва и псевдотрагичности.

Песнь первая

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Насыщение произведения сказочной атрибутикой идет по канонам, заданным в Посвящении. Сказочная атмосфера создается не для того, чтобы напугать читателя или создать мрачную атмосферу романтического трагизма, но для того, чтобы его развеселить, доставить удовольствие рассказом, актом обычного человеческого общения слушателя и рассказчика.

Примечательно, что Пушкин рисует картину исключительно при помощи перечислений — приводя список того, что именно есть «там», у «лукоморья». Слово «лукоморье» означает излучину, залив моря, хотя слово это стоит здесь явно на месте того, что в сказках значится как «тридевятое царство, тридесятое государство».

Архаичное слово, употребленное в несвойственном для него лексическом значении, создает своего рода мистификацию, настраивает на отношение к произведению, как к «изысканному обману».

Пушкин не говорит о том, чем заняты и чем знамениты перечисляемые им персонажи, он их развешивает по сцене, на которой будут разворачиваться события, как бутафорские украшения, причем эта бутафорность, статичность, условность, своего рода «игрушечность», нарочито преувеличена: так, кот у него «ходит-бродит по цепи кругом», русалка — на ветвях сидит, леший — бродит, избушка — «стоит без окон, без дверей», на «неведомых дорожках» — «следы невиданных зверей» (каких именно, не уточняется). Все это объединяется общим названием «чудеса». Весь этот отрывок по своему характеру очень напоминает авторские ремарки в пьесах перед началом действия, описывающие то, что находится на сцене.

Кроме того, Пушкин мастерски использует прием гротеска (совмещения несовместимого), создавая тем самым дополнительный комический эффект.

Там лес и дол видений полны, Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской… Романтический пафос, который возникает в первых строках, уничтожается словом «дядька», которое приведено в несвойственном для него лексическом значении (тоже своего рода мистификация, как с «лукоморьем»).

Дело в том, что «дядька» в словаре людей пушкинской поры означало мужчину, на чьем попечении находились дети мужского пола младшего возраста (до того, как для них нанимали гувернера), то есть своего рода мужского няньку. При подобном значении смысл отрывка меняется с точностью до наоборот, приобретая ярко выраженный пародийный характер.

То, что употребление слова «дядька» не случайно, доказывает факт, что Пушкиным не было употреблено слово «дядя», не нарушающее стихотворного размера и употребляемое Пушкиным в других произведениях (напр., «Мой дядя самых честных правил…»).

Читайте также:  Краткое содержание рассказов федора достоевского за 2 минуты

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя,..

Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит…

В этих строках используется прием гротеска: «грозного» царя пленяют «мимоходом», в облаках «колдун несет богатыря», а не наоборот, как богатырю полагалось бы по рангу, волк назван «бурым», а не «серым», хотя «бурыми» бывают медведи, а не волки.

Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет…

Пародийность усиливается еще больше — ступа с Бабою Ягой «идет-бредет сама собой», хотя в реальности (сказочной, разумеется) ступа со своей обладательницей летала.

Царь Кащей «над златом чахнет», что, во-первых, объясняет, почему сказочный Кащей был такой худой, а во-вторых, проливает свет на вопрос об отношении автора к деньгам и вообще к любого рода накопительству (сравн.

«Скупой рыцарь»).

Там русской дух… там Русью пахнет!

Данная фраза возникает неожиданно и на первый взгляд совершенно не вытекает из предшествующего контекста. Однако если иметь в виду то, что говорилось о пушкинском представлении о народности, то становится ясно, что данная фраза относится вовсе не к самим перечисляемым персонажам, Ho к тому представлению о народности, которое свойственно Пушкину.

Именно подобное ироничное отношение к персонажам и к самому себе, радостное, жизнеутверждающее мировоззрение свойственно, по Пушкину, русскому народу, и это именно тот дух, который приходит из русских народных сказок. Только этим можно объяснить то, что к «Руслану и Людмиле», являющемуся по жанру былиной (т.е. произведением героического эпоса), приставлен сказочный зачин.

Заканчивается это своего рода вступление словами, вполне традиционными для русской народной сказки. Ho и здесь все перевернуто «с ног на голову», так как фраза «И там я был, и мед я пил…» традиционно не относится к зачину, а принадлежит концовкам, т. е. помещается не в начале произведения, а в конце.

У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету… Последняя фраза представляет также своего рода мистификацию, литературный прием: Пушкин как бы отказывается от авторства, приписывая произведение кому-то еще. В данном случае объявляется, что это одна из сказок, рассказанная ему говорящим котом, а также что это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Подобные мистификации довольно характерны для Пушкина (напр., «Повести Белкина», где повествование ведется от имени, соответственно, Белкина; кроме того, косвенное отношение к этому приему имеет и изобретенное Пушкиным «отделение» автора от рассказчика — напр., в «Евгении Онегине»).

Подобного рода мистификации преследуют двоякую цель: а) Пушкин демонстрирует свое преклонение перед вековой мудростью народа, саккумулированной в сказках, легендах, притчах и т. д., т. е.

народном творчестве, отводя себе лишь роль рассказчика, а не того, кто все это придумал, б) Пушкин вносит в произведение самоиронию, а заодно «отмахивается» от разного рода критики и критиков (отношение к которым Пушкин довольно внятно изложил в своей поэзии). Князь Владимир пирует с гостями по случаю свадьбы своей дочери Людмилы, которая выходит за князя Руслана.

Приводится описание пира. И сразу же возникает лирическое отступление о пирах «вообще», которое рассказчик, «увлекшись», приводит слушателям:

He скоро ели предки наши, He скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям…

Далее следует описание вполне в романтической традиции:

Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг;

Ho вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец. Однако романтический антураж улетучивается, едва разговор заходит о главном герое:

Ho, страстью пылкой утомленный, He ест, не пьет Руслан влюбленный;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья…

Таким образом, весь пир приобретает комический оттенок, преподносясь своего рода ненужной обязанностью, лишь оттягивающей сладостные мгновения первой брачной ночи.

У Руслана имеются три соперника, также претендующие на руку Людмилы и теперь пребывающие в унынии и вынашивающие планы мести: это Рогдай, «воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей»; другой — «Фарлаф, крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей» («Фарлаф» — созвучно шекспировскому «Фальстаф»); и последний — «полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир» («Ратмир» — втречавшееся в русской истории имя — у Александра Невского был оруженосец с таким именем, погибший в одной из битв). Ho наконец близится окончание пира:

Смешались шумными толпами, И все глядят на молодых: Невеста очи опустила, Как будто сердцем приуныла, И светел радостный жених. Жених в восторге, в упоенье:

Ласкает он в воображенье

Стыдливой девы красоту… Пародийность повествования возрастает. Герой произведения испытывает вполне земные и не слишком возвышенные чувства, понятные каждому смертному (что совершенно несвойственно романтическому герою).

И вот невесту молодую Ведут на брачную постель;

Огни погасли… и ночную

Лампаду зажигает Лель. Свершились милые надежды, Любви готовятся дары; Падут ревнивые одежды

На цареградские ковры…

Вы слышите ль влюбленный шепот И поцелуев сладкий звук

И прерывающийся ропот

Последней робости?… Супруг

Восторги чувствует заране;
И вот они настали… Внезапно появляющаяся «темная сила» смешивает все вокруг, налетает смерч и проносится дальше. «Романтический» герой оказывается в нелепом и смешном положении.

Встает испуганный жених, С лица катится пот остылый; Трепеща, хладною рукой Он вопрошает мрак немой… О горе: нет подруги милой! Хватает воздух он пустой; Людмилы нет во тьме густой,

Похищена безвестной силой.

Рассказчик тут же вставляет лирическое отступление, своего рода «комментарий» к происшедшему.

Ах, если мученик любви Страдает страстью безнадежно; Хоть грустно жить, друзья мои, Однако жить еще возможно.

Ho после долгих, долгих лет

Обнять влюбленную подругу, Желаний, слез, тоски предмет, И вдруг минутную супругу Навек утратить… о друзья,

Конечно лучше б умер я!

Князь просит гостей вызволить его дочь у темных сил и объявляет, что отдаст ее замуж за спасителя, приложив, как полагается, полцарства. Помимо Руслана ехать вызываются Рогдай, Ратмир и Фарлаф. «Былинный» князь благодарит их, и «с благодарностью немой в слезах к ним простирает руки старик, измученный тоской» (опять прием гротеска).

Витязи отправляются вдоль берега Днепра, затем разъезжаются в разные стороны.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4168-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-ruslan-i-lyudmila-pushkin

Краткое содержание Руслан и Людмила Пушкина

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» и ее краткое содержание, знакомит читателя со смыслом, сюжетом, а также с героями «Руслан и Людмила» Пушкина. Итак, Пушкин написал произведение в 1818 году, а начинается оно строками о лукоморье, русалке и коте ученом на ветвях, после чего начинается сама сказка. Сказка состоит из шести глав, которые писатель назвал песнями.

Первая песнь знакомит нас с такими персонажами, как Руслан, Людмила, князь Владимир, три соперника Руслана — Ратмир, Рогдай, Фарлаф. Все они собрались на пиру, организованном в честь свадьбы Руслана и Людмилы.

Все пировали и веселились, пока молодожены не остаться одним. Вот здесь происходит непоправимое. Исчезает Людмила. Ее отец Владимир обещает отдать в жены свою дочь лишь тому, кто ее найдет.

Так на поиски девушки, кроме Руслана, отправляются и его соперники, которые были неравнодушны к Людмиле.

Отправившись на поиски своей возлюбленной, Руслан в пещере встречает старика-волшебника Финна, который и рассказывает парню о том, что Людмилу украл ни кто иной, как Черномор. С волшебником Руслан провел ночь. Волшебник поделился своей историей о несчастной любви к девушке Наине, которая сейчас злая старуха-волшебница.

Далее сказка Пушкина «Руслан и Людмила» продолжается второй песней, где мы видим Рогдая, что решил убить Руслана. Он отправляется на его поиски. Когда Рогдай видит всадника, то начинает за ним погоню, но это оказался Фарлаф.

Рогдай едет дальше, а к Фарлафу подходит старуха Наина и советует ехать домой. Там ждать ее указаний.

Далее стихи Пушкина «Руслан и Людмила» приводят нас во дворец Черномора, где Людмила гуляла в саду, а когда к ней пришел карлик Черномор, она так крикнула, что все испугались и убежали. При этом Черномор роняет свою шапку невидимку.

А пока автор переносит нас к Руслану, которого нашел Рогдай, между ними завязалась битва, из которой Руслан выходит победителем.

В третьей песне стихотворения Пушкина «Руслан и Людмила» мы вновь оказываемся в замке Черномора, куда пробралась старуха Наина и которая рассказала о богатырях и о том, что она на его стороне. Карлик обрадовавшись такой поддержке осмеливается вновь пойти к Людмиле, но ее нигде не находит, потому что девушка надела на себя шапку-невидимку.

Руслан же в это время попадает на поле боя, где видит погибших солдат. Там сталкивается с говорящей головой, которую он воспринял за холм. Голова оказалась братом карлика Черномора. Она жаждет мести, поэтому и рассказывает о великой силе меча, который она хранит и что может отрубить бороду.

В четвертой песне мы видим Ратмира, который набрел на замок с прелестницами. Очарованный их красотой, он там остается, забыв о Людмиле. А Людмилу в это время, с помощью обмана, находит Черномор и усыпляет.

В пятой песне Руслан сражается с Черномором и отрубает ему бороду. Найдя спящую девушку и захватив с собой карлика, Руслан едет в Киев. Именно там Людмила сможет проснуться. По пути, когда ночью Руслан уснул, его убивает Фарлаф, которого направила Наина, сказав, что его время пришло.

Читайте также:  Краткое содержание медведь на воеводстве салтыков-щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут

В шестой песне Фарлаф привозит князю Владимиру его дочь, но разбудить девушку никто не смог.

В это время Финн оживляет Руслана, который торопится в Киев, ведь на город напали печенеги. В дорогу Финн дал Руслану кольцо, которое должно оживить девушку. Руслан отважно сражается на поле битвы и побеждает печенегов, после чего он разбудил Людмилу.

Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» завершается счастливым концом, счастливым пиром.

Пушкин Руслан и Людмила слушать онлайн

На этой странице искали :

  • пушкин руслан и людмила краткое содержание
  • краткое содержание сказки для читательского дненика Пушкин Руслан и Людмила
  • пушкин руслан и людмила для читательского дневника
  • пушкин руслан и людмила читать краткое содержание
  • сказка руслан и людмила краткое содержание для читательского дневника

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-ruslan-i-lyudmila-pushkina.html

Краткое содержание: Руслан и Людмила (Пушкин)

Еще одно произведение Пушкина, в котором звучат мотивы старинных сказок, — это поэма «Руслан и Людмила».

Волей автора действие по­эмы отнесено к периоду правления Владимира Святославовича, образ которого можно найти во многих произведениях народного творчества, на­пример, в былинах о подвигах богатырей.

Однако следует помнить, что Владимир Красное Солныш­ко, герой народного эпоса, и реальный историче­ский персонаж, который стал его прототипом, не должны восприниматься как одно и то же лицо.

Вероятно, в народном сознании образ Владимира Красное Солнышко связывался с представления­ми о расцвете русского государства, победонос­ных войнах и чудесах. То, что рассказывается о князе и его приближенных в былинах, зачас­тую не имело реальной исторической основы, которая в данном случае подменяется мифологи­ческими представлениями.

Поэма начинается прологом, в котором автор упоминает о различных фантастических сюже­тах, которые можно найти в сказках, и утвер­ждает, что эту сказку ему рассказал волшебный кот.

Образ кота-Баюна, мудрого, но в то же вре­мя смертельно опасного существа, которое мо­жет подчинить своей воле только сильный, сме­лый и чистый сердцем человек, является очень древним.

Его можно найти в русских сказках и былинах.

После краткого пролога автор переходит не­посредственно к сюжету поэмы. Киевский князь Владимир выдает замуж за князя Руслана свою младшую дочь Людмилу. Гости пьют за здоровье молодых, а сказитель Баян поет славословие мо­лодым.

Но трое приглашенных не разделяют об­щего ликования: Рогдай, Фарлаф и Ратмир, кото­рые тайно влюблены в дочь Владимира.

Рогдай — свирепый и мрачный воин, подвиги которого по­зволили расширить границы Киевского государ­ства; Фарлаф — хвастун, который предпочитает пиры, а не битвы; Ратмир — молодой хазарский князь, пылкий и страстный юноша.

Жениха и невесту ведут в спальню, но внезап­но светильники гаснут, раздается странный шум, и некто невидимый похищает Людмилу.

Князь Владимир, узнав о случившемся, негодует на Рус­лана, который не сумел уберечь жену, и обещает руку дочери и половину своих владений тому, кто найдет Людмилу. Кроме Руслана, в путь отправ­ляются и трое его соперников.

Некоторое время все они едут вместе, но вскоре расстаются, предо­ставив своим коням выбрать дорогу.

Судьба приводит Руслана к пещере, в которой его встречает загадочный старец — волшебник Финн. От него князь узнает, что его жена похи­щена чародеем Черномором. Финн предсказыва­ет Руслану, что Черномор должен погибнуть от его руки.

Руслан просит старца рассказать о себе и узнает историю любви Финна к волшебнице На­ине. Давным-давно, когда оба они были молоды, юноша, бывший в то время простым пастухом, повстречал красавицу Наину и полюбил ее. Но своенравная девушка безразлично выслушала его признание; и тогда он, надеясь заслужить ее любовь, отправляется в поход с дружиной викин­гов.

Десять лет он странствовал и воевал вдали от дома, а, вернувшись, принес к ногам гордой кра­савицы золото, драгоценности, свой меч и свое сердце. Но Наина и на этот раз хладнокровно от­вергает его, и, отчаявшись, Финн уходит в лес­ную глушь, где становится учеником магов. Он надеется, что волшебство поможет ему овладеть сердцем Наины. Незаметно проходят годы.

Финн становится искусным чародеем. Но и он, и Наина состарились; увидев перед собой старуху вместо прекрасной девушки, он слышит от нее, что про­шло сорок лет со дня их последней встречи. Одна­ко заклинание волшебника достигло цели: стару­ха произносит слова любви. Финн в ужасе бежит от нее.

Но Наина тоже стала волшебницей, и, рас­сердившись на Финна, она стала вредить всем его замыслам.

Рогдай, один из соперников Руслана, лелеет кровожадные замыслы: прежде чем искать Люд­милу, он намерен убить ее мужа. Поэтому он по­ворачивает назад в поисках Руслана.

Сначала он встречает Фарлафа, который в ужасе бежит от него и падает в ров. Но тут появляется Наина, которая указывает Рогдаю, где следует искать Руслана.

Фарлафу она советует пока отправить­ся в свое родовое поместье и переждать там.

Людмила приходит в себя во владениях Чер­номора. Ей прислуживают три служанки; она видит перед собой чудеса роскоши, великолеп­ные сады и фонтаны, все ее желания исполняют­ся, но ничего не радует дочь Владимира. Она по­нимает, что попала в плен.

Поздно вечером появляется и сам хозяин этих мест: уродливый старый карлик, перед которым на подушках не­сут длинную бороду. Людмила бросается на него с кулаками; колдун падает и запутывается в сво­ей бороде.

Слуги уносят его, а у княжны остает­ся шапка Черномора.

Рогдай настигает Руслана. Соперники долго сражаются, но наконец Руслан сбрасывает про­тивника в Днепр.

Наина прилетает к Черномору в образе черно­го змея и обещает ему помочь овладеть Людми­лой и погубить Руслана. В разговоре с колдуньей

Черномор упоминает о своей бороде, которая об­ладает волшебными свойствами: пока ее не отре­жут, чародей будет непобедим.

Черномор идет к пленной княжне, но она про­пала. Дело в том, что забытая им шапка, кото­рую подобрала Людмила, обладает волшебными свойствами: если надеть ее задом наперед, стано­вишься невидимым. Колдун ищет девушку, ко­торая незримой ходит по его садам.

Руслан встречает голову богатыря-великана. Между ними происходит стычка, голова от уда­ра Руслана откатывается в сторону, и князь на­ходит под ней меч. Голова просит пощады и рас­сказывает, что некогда была братом Черномора.

Черномор в то время узнал, что в мире есть меч, который отрубит голову брату, а ему — вол­шебную бороду. По предложению коварного кар­лика, братья отправляются за мечом, но когда они его находят, между ними происходит спор, кому владеть этим оружием. Черномор прибега­ет к хитрости, а затем отрубает брату голову. Своими чарами он сохраняет голове жизнь и ста­вит ее на страже волшебного меча.

Голова просит Руслана отомстить коварному Черномору. Лишь после этого душа злополучно­го брата чародея сможет наконец обрести покой.

Ратмир попадает в замок, где его встречает толпа прекрасных девушек. В их кругу он очень скоро забывает о Людмиле.

Черномор придумывает, как поймать незри­мую княжну, и своими чарами создает призрач­ный образ Руслана. Людмила, обманутая этим видением, попадает в сеть и погружается в вол­шебный сон.

Во владениях Черномора появляется Руслан и вызывает чародея на поединок. Руслан хватает врага за бороду, и Черномор несколько дней ле­тает, надеясь сбросить или обмануть противни­ка, но наконец не выдерживает и опускается на землю. Руслан отрубает ему бороду волшебным мечом, и карлик теряет свою магическую силу.

Долгое время Руслан ищет Людмилу, которая скрыта волшебной шапкой. Наконец он находит ее, но не может разрушить чары сна, сковавшие девушку. Внезапно он слышит голос волшебни­ка Финна, который советует Руслану ехать в Ки­ев, где перед князем Владимиром Людмила при­дет в себя.

Руслан отправляется в путь со спящей женой, а побежденного Черномора привязывает к седлу. В пути они встречают голову брата Чер­номора, которая умирает, так как чары, удержи­вавшие душу несчастного богатыря, разрушены. На берегу реки Руслан встречает Ратмира, кото­рый встретил и полюбил простую пастушку и стал рыбаком.

Ради своей любимой он оставил чаровниц из волшебного замка.

Наина подстрекает Фарлафа убить Руслана и похитить спящую Людмилу. Фарлаф находит их у древнего кургана.

Руслану снятся тревожные и странные сны: конь, почувствовав приближе­ние врага, издает громкое ржание, но тщетно — Фарлаф наносит своему сопернику несколько ударов мечом. Затем он похищает Людмилу и привозит в Киев, к князю Владимиру.

Однако девушка по-прежнему спит. Фарлаф придумыва­ет лживый рассказ о том, как он нашел ее. Влади­мир в печали, но скоро приходит и новое горе: на Киев нападают орды печенегов.

Чародейство премудрого Финна возвращает Руслана к жизни. Волшебник вручает князю кольцо, сила которого пробудит Людмилу от долгого сна, рассказывает о врагах, напавших на Киев, предсказывает, что Руслан одержит над ними победу, и прощается с ним.

Под Киевом происходит битва русских с пече­негами. Появление и чудесные подвиги Руслана приносят киевлянам решающую победу над вра­гами. Кольцо Финна, которым Руслан касается спящей жены, разрушает наложенные на нее ча­ры, и Людмила просыпается. Испуганный Фар­лаф признается в своем преступлении, но Руслан его прощает. Владимир, его семья и дружина ра­достно пируют.

В этом произведении, как и в большинстве сказок, мы видим, что все замыслы врагов ока­зываются посрамлены, а положительные герои в конце обретают счастье, как в настоящей сказ­ке.

Для этого используются разнообразные вол­шебные способы и предметы: шапка-невидимка, волшебный перстень, живая и мертвая вода, ко­торую использует Финн, оживляя убитого Рус­лана. Поэма насыщена событиями и яркими, красочными описаниями.

Воображение Пушки­на рисует дворец и сады Черномора, фантастиче­ское шествие арапов, несущих волшебную боро­ду чародея, сонные видения Руслана и многие другие картины.

На этой странице искали :

  • руслан и людмила краткое содержание
  • краткое содержание руслан и людмила
  • кого повстречал руслан когда ехал на поиски людмилы
  • краткое содержание поэмы руслан и людмила
  • краткое содержание руслан и людмила пушкин

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-ruslan-i-lyudmila-pushkin.html

Ссылка на основную публикацию