Краткое содержание радищев ода вольность точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам читать (краткий пересказ)

Краткое содержание Радищев ода Вольность точный пересказ сюжета за 5 минут

Разговор с крестьянином. Глава “Любани”.Иллюстрация А. Н. Самохвалова

“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева – это выдающееся произведение русской литературы XVIII века. В это статье читайте онлайн краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения. Действие “Путешествия” происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.

Смотрите: Все материалы по “Путешествию” Радищева

Вступление
Во вступлении автор “Путешествия” говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.Выезд

Путешественник (он же рассказчик, автор), дворянин средних лет, выезжает из Петербурга в Москву в своей кибитке. 

София 

(Ленивый комиссар) Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие “чаевые” ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.

Тосна

(Книга о дворянских родах)

Автор жалуется на плохую дорогу между Петербургом и Москвой. Эта дорога была отремонтирована, только по ней проезжала свита Екатерины II. Вскоре дорога испортилась.
В Тосне автор знакомится с чиновником – “исследователем” древних дворянских родов.

Чиновник написал глупую книгу, с помощью которой дворяне якобы могут доказать свое старинное происхождение. За это они якобы могут получить более высокий статус в обществе. Автор понимает, что чиновник занимается глупостью.

Автор считает, что “хвастовство древней породой” – это зло.

Любани (Разговор с крестьянином в поле) Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.

Чудово (Морская прогулка)

В Чудово автор встречает своего приятеля – господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью.

На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей. Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.

Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.

Спасская полесть 

(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе) Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за “хорошую службу” давал им повышения и т.д. Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят. В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив. В ужасе автор просыпается.

Подберезье 

(Встреча с семинаристом) В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся. Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.

Новгород 

(Размышления об истории Новгорода) В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.

Из летописи Новгородской 

(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич) Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых). В Новгороде автор посещает своего знакомого – афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.

Бронницы 

(Размышления о Боге) Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.

Зайцово

(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков) В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился. Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает. В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый “дом терпимости”. На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.

Крестьцы 

(Прощание отца с сыновьями) В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.

Яжелбицы 

(Похороны сына) Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения. Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого “лекарства” у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.

Валдаи 

(Развратный городок Валдаи) Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.

Едрово 

(Крестьянка Анна) В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья. Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги. Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.

Хотилов. Проект в будущем

(Проект об отмене крепостного права) Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его. Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.

Читайте также:  Краткое содержание шекспир венецианский купец точный пересказ сюжета за 5 минут

Вышний Волочок

(Хозяйственный помещик) Проезжая Вышний Волчок, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян. Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно. Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики – варвары, которых нужно наказывать.

Выдропуск. Проект в будущем

(О придворных и роскоши) Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе – его поступки.

Торжок 

(Об отмене цензуры) В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

(История зарождения цензуры) Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.

Медное

(Продажа крестьян с торгов) Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.

Тверь 

(О состоянии поэзии в России) Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, “новомодным поэтом”. Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д. Господин читает автору свои стихи – оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.

Городня

(Проводы в армию) В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду. Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия – счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков. Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету. Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.

Завидово

(Лошади для “его превосходительства”) На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, “его превосходительства”. Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор. Когда “его превосходительство” приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь. Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед “важными персонами”. Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.

Клин

(Слепой старик и платок) На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.

Пешки

(Внутри крестьянской избы) Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым. Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях. Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.

Черная грязь

(Свадьба по принуждению) В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга. Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.

Слово о Ломоносове

В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы “Тверь”. В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре.

По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность. Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями.

Он подъезжает к Москве.

Конец путешествия.

Это было краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по “Путешествию” Радищева

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»: краткое содержание повести по главам

Главная > Литература > Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание

Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.

Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения.

Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо.

Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу.

Главы 1−3

  • «Выезд». Главный герой — аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
  • «София». Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
  • «Тосна». Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником — «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» — зло.

Главы 4 и 5

  • «Любани». Дабы передохнуть от дурной дороги, автор следует пешком. Он встречает мужика на пашне в разгар жары. Дворянин справляется, почему он трудится в праздник, ведь это грех. Тот поясняет, что 6 из 7 дней барин принуждает пахать на него. Мужчине остается только воскресный день, чтобы прокормить семью. От такого рассказа автору делается стыдно за каждого помещика и за себя. Он признает, что порой тоже плохо обращался со своим слугой.
  • «Чудово». Писатель сталкивается со своим приятелем — господином Ч. Тот рассказывает о своей жуткой мореходной прогулке. В плавании судно село на мель в 1,5 верстах от берега и стало тонуть. Кормчий Павел поплыл за помощью. На берегу ему отказали, ведь начальник спал, и никто не решался его будить. Все же Павлу посчастливилось найти помощь и спасти пассажиров. На берегу г-н Ч. пошел к спавшему днем начальнику. На претензии чиновник беспардонно ответил, что по должности не обязан никого спасать. Изложив свою печальную историю, г-н Ч. прощается и уезжает.

Спасская Полесть

Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения.

Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе.

Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.

В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.

Читайте также:  Краткое содержание толстой живой труп точный пересказ сюжета за 5 минут

Главы 7−9

  • «Подберезье». Путешественник знакомится с молодым человеком, окончившим духовную семинарию. Он надеется в Петербурге получить светское образование, поскольку его образование мало что дает. Все предметы — на латыни, учащиеся не получают реальных знаний, ничему существенному не обучаются. Уходя, юноша роняет бумаги. Писатель подбирает их и замечает, что в них идет речь о мартинизме. Сам автор осуждает мистиков-масонов, мартинистов, и прочих.
  • «Новгород». Здесь автор раздумывает об истории этого города. Новгородское княжество раньше было богатым и могущественным. Тут правило народное собрание, жители стремились к демократии. Однако Иван Грозный разорил Новгород и завоевал его. Писатель вопрошает: был и вправе Иван Грозный разорять Новгород и требуется ли право, если есть сила. В этом городе путешественник посещает знакомого. Это аферист Карп Дементьевич, купец. Карп берет плату, но не дает товар. Чтобы избегнуть правосудия, он записал дом на супругу. Такие махинации случаются повсюду в России в XVIII веке, поскольку торговые законы не действуют, требуется их доработка.
  • «Бронницы». В период остановки здесь писатель идет на возвышенность, где некогда был языческий храм. Там автор раздумывает о жизни и Боге. Он полагает, что Бог подарил людям жизнь, но каждый призван сам строить свое счастье, а не полагаться только на Бога.

Зайцево

Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее.

Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян.

Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.

Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга.

Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась.

Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.

Главы 11−13

  • «Крестцы». Автор видит прощание отца с сыновьями. Те начинают свою жизнь. Отец говорит умные, добрые и трогательные слова, наставляет, как жить в обществе. Сыновья уезжают. Тронутый сценой автор размышляет об отцах и детях.
  • «Яжелбицы». Идя мимо кладбища, писатель наблюдает похороны. Родитель хоронит сына. Отец рвет на себе волосы, виня себя в кончине сына, т. к. отпрыск был больным с рождения. Автор разделяет боль отца. В бурной молодости писатель заразился венерической болезнью. Последствия лечения от него могут способствовать рождению больных детей. Он размышляет, как можно бороться с развратом и последствиями.
  • «Валдай». Автор проезжает Валдай, известный как городок с развратными женщинами. Туда многие приезжают попариться в бане с местными бесстыдницами.

Главы 14 и 15

  • «Едрово». Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
  • «Хотилов». Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного — его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.

Главы 16 и 17

  • «Вышний Волочек». Путешественник видит великолепные поля и суда с товарами на реке. Но осознает, что это стоило крови и пота крестьян. Вспоминает историю о помещике, который решил сделать свое имение доходнее и заставлял крестьян работать год без выходных (это незаконно). Отнял у них скот и землю, сам давал пищу и т. д. Его доход значительно возрос, но люди жили адски. Автор подмечает, что подобных помещиков общество ставит в пример. Писатель опровергает это, называя их варварами, достойными строжайшего наказания.
  • «Выдропуск». Автор анализирует бумаги приятеля и находит там любопытный проект о придворных чинах. Проект говорит, что правители (в том числе, Екатерина II) купаются в роскоши, но главное — в нем обращается внимание на их поступки.

Торжок, Медное, Тверь

  • «Торжок». Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ — первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
  • «Медное». Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д. ). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
  • «Тверь». Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи — это ода «Вольность».

Глава 21 — Городня

Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба — счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков.

Еще здесь — трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот — француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р.

, пошел в крестьяне и отправился на военную службу.

Завидово

На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор.

Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами».

А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.

Главы 23 и 24

«Клин». На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может.

Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью.

Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.

Пешки

Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище.

Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде.

Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.

Главы 26 и 27

  • «Черная грязь». Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
  • «Слово о Ломоносове». Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/povest-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-soderzhanie.html

Ода Радищева — «Вольность»

Еще более прямым и резким вызовом «общему обычаю» является написанная как раз в эту же «вольность» пору (1781—1783) ода самого Радищева.

В «Слове о Ломоносове» Радищев снова решительно вы­ступает против классицизма с его строжайше регламентирован­ной системой правил.

Теоретизирующе-отвлеченному, бесстраст­ному «уму» классицизма он снова противопоставляет горячее и непосредственное «чувство».

Однако новой формы для выражения «жара вольности», уже наполнявшего его собственную душу, Радищев еще не обрел. Опыт «Дневника одной недели» с его погруженностью человека в самого себя, отъединенностыо от внешнего мира здесь явно не подходил.

И вот оду «Вольность» Радищев пишет в традиционной «классической» форме, по правилам Ломоносова: высоким «шти­лем», ямбами и десятистишной строфой. Однако, следуя в фор­мальном отношении прочно укоренившейся традиции хвалебно- .

торжественной оды, Радищев внес в нее — и это должно было тем резче поразить современников — совсем новое, прямо противопо­ложное содержание.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь мёртвые души точный пересказ сюжета за 5 минут

Хвалебная ода «воспевала» монархов, Радищев с первой же строфы воспевает тираноборцев Брута и Вильгельма Телля, сла­вит грозу царей — «вольность», революцию, «глас» которой дол­жен превратить «тьму рабства» в «свет» и привести в смятение тех, кто сидит «во власти» — на троне.

Ода Радищева представляет собой развернутое, вдохновенно поэтическое изложение тех мыслей, которые были сжато сфор­мулированы им в примечании к переводу Мабли о «самодержавстве» как «наипротивнейшем человеческому естеству состоянии».

В своей оде он развивает теорию государственной власти, осно­ванной на принципе верховного главенства народа, восторженно прославляет все случаи восстания народов против царей, взвол­нованно-сочувственно рисует наиболее острый и мятежный эпи­зод из английской революции XVII в.

, горячо приветствует про­исходившую как раз в это время американскую революцию, на­конец, пламенно предвещает торжество освобожденного народа и на своей родине, в России.

Особенно патетически — в ярких наглядных образах — разра­батывает Радищев выдвинутое им в примечании положение о том, что «неправосудие государя» дает право народу судить и карать его, как злейшего преступника.

Радищев иллюстрирует это исто­рическим примером — судом над английским королем Карлом I и его последующей казнью во время буржуазной английской ре­волюции XVII в.

, давая в своей характеристике Кромвеля заме­чательный образец широкого, всестороннего подхода к оценке исторических деятелей — осуждая его, как «злодея», за то, что он захватил в свои руки верховную власть, отнятую у короля, н вместе с тем горячо приветствуя за то, что он «научил.. в род и роды, как могут мстить себя народы. .. Карла на суде казнил».

Причем этот исторический пример имеет для Радищева от­нюдь не теоретически-отвлеченный характер. Автора оды «Воль­ность» интересует не история, а современность, живая, конкрет­ная русская действительность.

И не об отношениях царя и на­рода вообще, а явно имея в виду Екатерину II и угнетенный ею могучий русский народ, который имеет полное моральное право призвать ее к ответу, страстно и восторженно пишет Радищев в предшествующих строфах своей оды.

Недаром в них вырази­тельно появляются личное местоимение «мы» и глагольные формы настоящего времени. Мы — т. е. сам Радищев и его совре­менники.

Царь, «на громном троне властно севши, в народе зрит лишь подлу тварь», которая полностью должна подчиняться его произ­волу. «И мы,— возмущается Радищев,— внимаем хладнокровно», спокойно относимся к тому, что «крови нашей алчный гад» пре­вращает «в ад» нашу жизнь, стоим на коленях вокруг «надменна престола».

Но вечно так не будет продолжаться: «Мститель, тре­пещи, грядет»,— обращается поэт к царю и вслед за тем рисует вдохновенно-яркую картину всенародного вооруженного восста­ния («Возникнет рать повсюду бранна, || Надежда всех вооружит») против «истукана», «сторучного исполина» — царя, которого на­род призовет к ответу за все его преступления и предаст жесто­чайшей казни:

  • Злодей, злодеев всех лютейший,
  •  Превзыде зло твою главу,
  • Преступник, изо всех первейший,
  • Предстань, на суд тебя зову!
  • Злодействы все скопил в едино,
  • Да ни едина прейдет мимо
  • Тебя из казней, супостат.
  • В меня дерзнул острить ты жало.
  • Единой смерти за то мало,
  • Умри! умри же ты сто крат!

Радищев понимает, что эта столь страстно и горячо нарисо­ванная им картина конца «бед народа» — дело еще очень дале­кого будущего: «не приспе еще година, не совершилися судьбы». Но вместе с тем он безусловно знает и верит, что придет «вожде­ленная» пора, когда прозревшие народы, восстав,.

«задавят» «хищ­ного волка» — царя, которого столь долгое время они слепо по­читали «своим отцом». Говоря так, Радищев, несомненно, имел в виду недавнее восстание Пугачева, царистскому характеру ко­торого он противопоставляет впервые выбрасываемый им револю­ционный лозунг борьбы с царем. Именно потому-то Екатерина и называла Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».

Замеча­тельно, что и само будущее государственное устройство России

Радищев мыслит в качестве содружества «малых светил», т. е. федеративной республики. Вдохновенным пророчеством об этом «дне, избраннейшем всех дней» — грядущей народной револю­ции,— и заканчивается радищевская ода.

Громя в своей оде земную царскую власть, Радищев не щадит в ней и власти «небесной», разоблачает реакционную роль рели­гии, союз самодержавия и церкви, которая, пользуясь его под­держкой и действуя «святой лжей», помогает угнетать народ.

«Сторучному исполину» самодержавия соответствует «стоглавая гидра» церкви: «Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут». Сатирические обли­чения пороков духовенства настойчиво звучат в ряде произведе­ний нашей литературы XVIII в.

, начиная с трагедокомедии Фео­фана Прокоповича «Владимир» и сатир Кантемира.

Но у Ради­щева эта тема впервые из области этики переводится в область политики: от нападок на отдельных представителей церкви он переходит к нападению на церковь вообще как на соподчиненный царской власти государственный аппарат рабства и эксплуатации.

Грозная бичующая сатира, направленная против царского самодержавия и крепостничества, «Вольность» Радищева яв­ляется одновременно вдохновенным гимном русскому народу — его тяжкому и самоотверженному труду на пользу государства, его творческой мощи. Цари — лишь забывшие свою обязанность, восставшие на народ слуги народные. Единственным подлинным источником силы, богатства и процветания государства является народ, трудящиеся. Об этом судия-народ грозно напоминает пре­ступнику-царю:

  • Сковав сторучна исполина.
  • Влечет его как гражданина
  • На плаху, где народ воссел.
  •  «Преступник власти мною данной!
  • Вещай, злодей, много венчанной,
  • Против меня восстать как смел?..
  • Покрыл я море кораблями,
  • Устроил пристань в берегах,
  • Дабы сокровища торгами
  • Текли с избытком в городах…
  • Своих кровей я без пощады
  • Гремящую воздвигнул рать;
  • Я медны изваял громады,
  • Злодеев внешних чтоб карать;
  • Тебе велел повиноваться,
  • С тобою к славе устремляться;
  • Для пользы всех мне можно все;
  • Земные недра раздираю,
  • Металл блестящий извлекаю
  • На украшение твое»…

Словно бы непосредственным реально-историческим коммен­тарием к этим строкам Радищева выглядят замечательные цифры, приводимые историком русской техники, советским ученым, про­фессором В. В. Данилевским: «В 1700 г.— 150 тысяч пудов, и 1800 г.

— 9 миллионов 971 тысяча пудов чугуна.

Таковы раз­меры ежегодной выплавки в России в начале и в конце XVIII века самого важного металла… Мастеровые, «бергалы», при­писные крестьяне — это они приняли на свои плечи беспример­ную тяжесть труда, поднимая и развивая русскую металлургию XVIII века».

Истинный владыка, «господь», для Радищева не царь и не бог, а народ.

Народ как основной двигатель истории, как ее главный герой — такая постановка проблемы совершенно переворачивала традиционные представления литературы того времени, согласно которым историю делали цари, полководцы, вельможи. В XIX в. радищевская точка зрения на народ во многом ляжет в основу философии истории пушкинского «Бориса Годунова».

Прочтя оду «Вольность», которую Радищев в сокращенном виде тоже включил впоследствии в состав «Путешествия из Пе­тербурга в Москву», Екатерина II в гневе и с величайшим воз­мущением написала: «Ода совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою. Кромвелев пример приведен с похва­лою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские».

Действительно, ода «Вольность» обнаруживает не только ис­ключительную смелость и проницательность политической мысли автора. Под руками Радищева традиционная хвалебная ода ста­вится на службу революции, становится острым оружием, зажи­гательной прокламацией, беспощадно клеймящей и царское са­модержавие, и церковь, призывающей массы к вооруженному восстанию.

Все это делает замечательную оду Радищева родоначальни­цей всей нашей последующей революционной поэзии и непосред­ственной предшественницей и образцом для одноименной оды Пушкина. Правда, у Пушкина передовое содержание, проникну­тое освободительными идеями своего времени, обрело и совер­шенную художественную форму.

Об оде Радищева, при всей ее страстной энергии, мы этого еще не можем сказать. Зато по своему революционно-политическому наполнению она, несо­мненно, сильнее. Радищев и сам сознавал художественные недо­четы своей оды: «Смысл в стихах неясен, и много стихов то­порной работы». Однако эта «топорность» соответство­вала некоторым принципам эстетики Радищева.

«Осязанию твоему подлежать будет всегда гладкость. Никогда не раздерет благо­творная шероховатость в тебе нервов осязательности»,— говорит в радищевском «Путешествии из Петербурга в Москву» Истина ослепленному ложными картинами всеобщего благополучия царю.

Такой же «гладкой» «благогласной», сглаживающей все противоречия, была, с точки зрения Радищева, и ломоносовская поэтическая традиция. Наоборот, сам он стремится «разодрать» у своих читателей «нервы осязательности», дать резко почувство­вать всю безжалостно-суровую «шероховатость» подлинной дей­ствительности екатерининского времени.

Именно в силу этого он даже готов в какой-то мере предпочесть «изящным» и «непре­рывно благогласным» стихам Ломоносова некоторые строки «де­рущего слух» и «впадавшего в столь уничижительное презрение» творца политически оппозиционной «Тилемахиды» Тредиаков- ского, которого он, по его собственным словам, читал «для отдох­новения от чтения торжественных песней».

«Смейтесь, как хо­тите: «чудище обло, огромно, стризевно и лаяя» не столь дурной стих»,— заявляет он в одном из вариантов к «Путешествию». Сам Радищев также подчас предпочитает сознательно затрудненные, негладкие стихи «сладостной» стихотворной гармо­нии.

Указывая, что некоторые осуждали в оде «Вольность» стих: «Во свет рабства тьму претвори», за то, что «он очень туг и тру­ден на изречение ради частого повторения буквы Т и ради соития частого согласных букв, «бства тьму претв» — на десять соглас­ных три гласных, а на Российском языке толико же можно пи­сать сладостно, как и на Италианском»,— Радищев заявляет: «Согласен… хотя иные почитали стих сей удачным, находя в не­гладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия». И Радищев оставляет стих таким, как он есть, хотя мог бы без всякого труда сделать его более «гладким», бо­лее легким для произношения. Это позволяет думать, что «шеро­ховатая», затрудненная форма языка и стиха оды «Вольность» носит до известной степени намеренный характер.

Источник: http://waldorf.in.ua/oda-radishheva-volnost/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector