Краткое содержание распутин последний срок точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание повести «Последний срок» Распутина

Краткое содержание Распутин Последний срок точный пересказ сюжета за 5 минут

Пожилая женщина Анна уже в течение некоторого времени лежит фактически неподвижно, и ее дети склонны считать, что их мать уже ушла из жизни.

Однако зеркальце, поднесенное к ее губам, запотевает, соответственно, Анна пока жива.

Но старшая из ее дочерей Варвара полагает, что вполне возможно уже плакать по матери в полный голос, тогда как ее сестра Люся старательно шьет для себя темное траурное платье.

На сегодняшний день у старой Анны остается пятеро давно взрослых детей, остальные умерли в самом раннем возрасте. Варвара проживает в районном центре, Люся и Илья в ближайших к родной деревне городах.

Мать с нетерпением ожидает, когда из Киева прибудет самая младшая и любимая из ее детей Татьяна, тогда как Михаил и его семья постоянно обитают в селе вместе с матерью. Все дети уже готовы хоронить мать, однако Анна приходит в себя, и становится ясно, что женщина пока не торопится в иной мир.

Илья и Михаил, которые уже припасли для похорон немало водки, теперь напиваются в амбаре, невзирая на гнев сестер и жены Михаила Надежды, на следующий день они продолжают заниматься тем же.

При этом Михаил оправдывает собственное пьянство, ссылаясь на то, что и дома, и на работе слишком много обязанностей и нет никаких радостей, и жить хотя бы без того небольшого облегчения, которое приносит спиртное, просто невозможно.

На самом деле братья в действительности являются довольно работящими людьми, ранее, когда они были моложе, в деревне нередко устраивались воскресники, в ходе которых все помогали друг другу с веселыми шутками и песнями. Теперь колхоз ощутимо разваливается, молодежь стремится в города, и дети Анны с грустью понимают, что в деревне скоро фактически никого не останется, кроме беспомощных стариков.

Люся, которая уже давно живет в городе и почти забыла о детстве и юности, проведенных в деревне, теперь бродит по родным местам, с грустью вспоминает любимого прежде коня, и ощущает, что она словно что-то забыла или потеряла именно здесь, на родине.

Тем временем Анна, почувствовав себя еще лучше, уверенно выходит на крыльцо, где и встречает подругу Мирониху. Женщина искренне удивляется тому, что приятельница жива, ведь и она уже собиралась идти на ее поминки.

Анна не перестает расстраиваться из-за того, что рядом нет Татьяны.

По ее мнению, младшая дочь по-настоящему отличается от остальных своим добрым, мягким, удивительно «человеческим» характером, но, не дождавшись ее, старуха решает, что ей больше абсолютно незачем откладывать момент смерти.

Анна полагает, что ее ребятам будет проще похоронить ее, пока они все находятся здесь, ведь им необходимо вернуться домой, к своим семьям и служебным обязанностям. Женщина уже давно мысленно беседует со смертью и видит в ней едва ли не добрую подружку.

Анна договаривается о том, что уйдет из жизни в ночное время, сначала она всего лишь уснет, как это всегда происходит с людьми, а затем смерть и подарит ей желанный покой навсегда.

Именно так в дальнейшем и происходит, утром дети обнаруживают, что их мать умерла во сне.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/kratkoe-soderzhanie-povesti-poslednij-srok-rasputina.html

Анализ повести Распутина «Последний срок»

Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.

Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.

Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах – и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило. 

Анализ замысла «Последний срок» – смысл названия

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»
Следующая тема:   Трифонов «Дом на набережной»: образ Глебова и образ времени в повести

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/rasputin-poslednii-srok

Краткое содержание Последний срок Распутин

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива.

Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, “отголосить ее”, что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, “где удобнее”. Дочка Люся в это время шьет скроенное еще в городе траурное платье.

Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

Анна – мать пятерых детей, двое сыновей ее погибли, первенькие, рожденные один для Бога, другой для паря. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков.

Ждет не дождется Анна Таню из далекого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на ее странное возрождение.

“Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту”. Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гнев, но первые стопки

водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов мать жива. Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх.

“Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет”.

Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, “будто их через мясорубку пропустили”, Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. “А как не пить? – говорит Михаил. – День, второй, пускай даже неделю – оно еще можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же.

Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен – пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал”.

Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа – “дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом.

Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров – весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы”. Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором “хлопни комара, он и повалится”, что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил.

Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что ее направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая ее сила.

…Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Читайте также:  Краткое содержание милый друг мопассана точный пересказ сюжета за 5 минут

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, еще больше взбадривается и выходит на крыльцо. Ее навешает долгожданная приятельница Мирониха. “Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? – говорит Мирониха. – Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака”.

Горюет Анна, что среди собравшихся у ее постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она ее называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть.

“Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора… Старуха много раз думала о смерти и знала ее как себя.

За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала.

Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой”. Так все оно и выходит.

Вариант 2

Рассказ Григория Распутина “Последний срок” начинается с того, как все дети главной героини Анны приехали к ней, когда та очень сильно заболевает. Анна была матерью пятерых детей, двое сыновей (первенцев) погибли, а остальные рожденные для Бога и для пари.

Собравшись у кровати матери, дети видят лежащую ее без движения, которая уже почти застыла, но еще жива. Дочки поняли это, поднеся к главной героине стекло. Одна из дочерей Анны Варя приехала из районного центра, Люся и Илья – из провинциальных городков.

Также ждет героиня и свою дочь Таню, которая живет в Киеве, а в одной деревне с ней живет ее сын Михаил.

Вот собрались все дети, кроме Тани. На следующий день они пришли в недоумение, когда увидели маму воспрянувшую. Илья и Михаил засели в амбаре, в котором напиваются водкой при этом, совсем не закусывая, не принимая за счет тех продуктов, которые приносит дочь Михаила Нина.

Своим поведением ребята заставляют девушек злиться, но первые стопки дарят мужчинам радость, что мама жива. После Илья и Михаил уже не понимают, за что они пьют, скорее всего, из-за страха, что их матушка может умереть. А все это время маленькая Нина убирает за ними бутылки.

Так ребята напиваются окончательно и идут спать. На следующее утро братья плохо себя чувствуют и принимаются похмеляться. На самом деле Михаил и Илья не так часто припадали к бутылке, а наоборот любили работать. Еще с детства все дети Анны любили работать вместе и помогать друг другу, а также их селу.

Тем временем Люся начинает вспоминать о своем детстве и своего любимого коня Игренька, который был слабым, что привело к его смерти. Конь много работал и принес пользу семье Люси.

Гуляя по окрестностям своего села, она поняла, что не сама идет, а какая-то сила тянет ее, пытаясь показать ей, что она потеряла здесь без чего нельзя. Варвара все это время сидела и горевала, за не умершей матерью.

Пока дети Анны пьют и вспоминают о прежней жизни, она съедает свою порцию манной каши, при этом больше взбадривается. Старуха решает выйти на крыльцо, где встречает свою подругу Мирониху, которая пришла навестить ее.

Поговорив с ней, Анна затосковала, что ее любимая дочь Таня не смогла приехать. Еще с детства героиня называет ее Танчора, которая не была похожа на своих сестер. Таня была добрее, мягче и имела людской характер.

Старуха решает умереть, ведь ей уже нечего делать на этом белом свете. Она умерла ночью, когда мирно и тихо спала.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-poslednij-srok-rasputin/

Краткое содержание романа “Капитанская дочка” Пушкина по главам

Пугачев перед казнью.Художник Д. Шмаринов

“Капитанская дочка” – это исторический роман в 14 главах. Каждая глава романа имеет свой заголовок, отражащий центральную сюжетную линию главы.

Ниже представлено краткое содержание романа “Капитанская дочка” Пушкина по главам: описание основных событий и фактов из каждой главы в сжатом виде.
Смотрите: Все материалы по роману “Капитанская дочка”

Глава I: Сержант гвардии

Действие романа начинается в 1772 году.

Состоятельный помещик Андрей Петрович Гринев отправляет своего 17-летнего сына Петра Гринева на службу в Оренбург. Вместе с Петром следует его слуга – старик Савельич.
По пути, остановившись в Симбирске, Петр знакомится с ротмистром Зуриным. Зурин учит его играть в бильярд.

Гринев тут же проигрывает Зурину целых 100 рублей (довольно крупную сумму). Гринев отдает Зурину деньги и едет далее в Оренбург.

Глава II: Вожатый

По дороге Гринев попадает в буран (метель) и сбивается с пути. Внезапно он встречает бродягу (Емельяна Пугачева).

Гринев еще не знает, что перед ним будущий разбойник и самозванец. Бродяга помогает Гриневу добраться до постоялого двора. По пути Гринев засыпает в кибитке и видит страшный сон.
Наконец, герои подъезжают к постоялому двору, где и ночуют. Утром Гринев благодарит бродягу за помощь и дарит ему свой заячий тулуп.

Наконец Петр Гринев и слуга Савельич приезжают в Оренбург к генералу Андрею Карловичу. Тот направляет Петра служить в Белогорскую крепость к капитану Миронову.

Глава III: Крепость


Гринев приезжает в Белогорскую крепость под Оренбургом. Сначала крепость кажется Гриневу “захолустьем”. Здесь Гринев знакомится с офицером Швабриным, а также с семьей начальника крепости: капитаншей Василисой Егоровной и капитанской дочкой Машей Мироновой.

Глава IV: Поединок


Гринев привыкает к службе в крепости, его производят в офицеры. Однажды в разговоре Швабрин неприлично отзывается о капитанской дочке Маше Мироновой. Гринев ставит Швабрина на место, за что тот вызывает Гринева на дуэль. Гринев и Швабрин встречаются на дуэли, но их поединок прерывает офицер Иван Игнатьич. Вскоре противники снова встречаются на дуэли, в ходе которой Швабрин ранит Гринева шпагой.

Глава V: Любовь


Через 5 дней после ранения Гринев поправляется. Капитанская дочка Марья Ивановна ухаживает за ним. Гринев признается Марье в любви и просит ее руки. Девушка соглашается. Швабрин извиняется перед Гриневым за ранение. Герои мирятся. В это время Гринев получает письмо от отца. Отец выступает против неравного брака Петра с капитанской дочкой Марьей. Узнав это, Марья отказывается выходить замуж за Петра без благословения его отца. Марья избегает встреч с Гриневым. Гринев тоскует.

Глава VI: Пугачевщина


Начало октября 1773 года. В Белогорской крепости узнают, что Емельян Пугачев провозгласил себя императором Петром III и нападает на крепости. Гринев и его сослуживцы готовятся к нашествию разбойников.

Глава VII: Приступ


Пугачев и его шайка захватывают Белогорскую крепость. Разбойники убивают коменданта крепости – капитана Миронова и его жену, старика Ивана Игнатьича. Бунтари собираются повесить Петра Гринева, но Пугачев узнает в нем своего старого знакомого и решает помиловать его. Таким образом Пугачев благодарит Гринева за то, что тот подарил ему заячий тулуп тогда в буран. Подлец Швабрин переходит на сторону Пугачева. Остальные жители крепости также присягают самозванцу Пугачеву как императору Петру III.

Глава VIII: Незваный гость


Гринев отправляется в дом священника, где прячется его возлюбленная Марья. В доме он находит пьянствующего Пугачева и его шайку. Пугачев по-дружески беседует с Гриневым. Петр Гринев просит у разбойника разрешить ему ехать в Оренбург. Тот дает разрешение.

Глава IX: Разлука


Пугачев делает Швабрина начальником в крепости. Гринев боится за Марью, которая теперь остается в лапах злодея Швабрина. Гринев едет в Оренбург, чтобы найти там подмогу и освободить Марью.

Глава X: Осада города


Гринев в Оренбурге встречается с генералом Р. На совете чиновников Гринев предлагает атаковать разбойников. Но чиновники решают обороняться, а не наступать. В результате, разбойники окружают Оренбург и морят жителей голодом. Однажды Гриневу передают записку от Марьи Мироновой, в которой она просит у Гринева помощи. Она жалуется, что Швабрин хочет силой жениться на ней.

Глава XI: Мятежная слобода


Гринев отправляется с Савельичем в Белогорскую крепость спасать Марью. На пути разбойники ловят Гринева и приводят к Пугачеву. Гринев рассказывает Пугачеву, что в крепости Швабрин обижает бедную сироту Марью.

Глава XII: Сирота


Пугачев и Гринев едут в Белогорскую крепость. Пугачев убеждается в том, что Швабрин действительно морит голодом сироту Марью. Пугачев велит освободить девушку. Он отпускает Гринева с Марьей из крепости и сам уезжает отсюда.

Глава XIII: Арест


Гринев и Марья едут в деревню к родителям жениха. На пути в каком-то городке офицеры хотят арестовать Гринева за его “дружбу” с Пугачевым. В дело вмешивается тот самый Зурин, который как раз служит в этом городке. Гринев остается служить под начальством Зурина. Он отправляет Марью со своим слугой Савельичем в деревню Гриневых. Гринев участвует в войне против Пугачева. Наконец, Пугачева арестовывают. Восстание подавляют. Гринев собирается в отпуск к родителям, но его арестовывают за “дружбу” с Пугачевым.

Глава XIV: Суд


Гринева привозят в Казань и допрашивают. Здесь же допрашивают и Швабрина. Швабрин называет Гринева шпионом Пугачева и говорит о нем неправду. Чиновники верят Швабрину. Императрица Екатерина II назначает Гриневу наказание – ссылку в Сибирь.

Чтобы спасти любимого от ссылки, Марья едет в Петербург. Здесь однажды в саду она встречает милую даму. Дама обещает передать прошение Марьи самой императрице. Вскоре Марью приглашают во дворец.

Во дворце Марья видит, что дама из сада и есть императрица Екатерина II. Царица объявляет, что Гринев помилован.

Екатерина также обещает Марье обеспечит ее будущее в память о ее храбром отце – офицере Миронове.

https://www.youtube.com/watch?v=DnrT2UJ1k_4

Марья уезжает в деревню к Гриневым. В конце года Гринева освобождают из тюрьмы. Он присутствует при казни Пугачева. После этого Марья и Петр Гринев женятся и живут в Симбирской губернии. 

Конец.

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/kratkoe-soderzhanie-Kapitanskaja-dochka-po-glavam-Pushkin.html

Валентин Распутин:

Искусство и развлечения 7 марта 2015

Валентин Григорьевич Распутин – один из самых талантливых и известных писателей современной отечественной литературы. Фундаментальной для многих его произведений является тема восприятия сегодня нравственности.

Повесть “Последний срок”, краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, сам создатель назвал в своем творчестве главной работой. Над ней он стал трудиться в 1969 году, а в 1970-м, в журнале “Наш современник” было опубликовано произведение “Последний срок”.

Краткое содержание: начало истории

Не открывая глаз, без движения лежит старуха Анна. Жизнь в ней все еще теплится, но сама женщина почти застыла. Понимают это ее дочери, подносят кусок разбитого зеркала к губам. Оно запотевает, следовательно, мать еще жива.

Читайте также:  Краткое содержание линдгрен мио, мой мио точный пересказ сюжета за 5 минут

Но Варвара, одна из дочерей, считает, что можно уже оплакивать, “отголосить”, и делает это самозабвенно сначала у постели, после чего за столом, поскольку там удобнее. Люся, другая дочь, шьет в это время траурное платье, скроенное еще в городе.

Стрекочет швейная машинка в такт всхлипываниям Варвары.

Приезд детей на похороны

У Анны было пятеро детей. Погибли двое ее сыновей, первенцы, которые родились один для Бога, а второй – для царя. Приехала Варвара проститься со своей родительницей из районного центра, а Илья и Люся – из провинциальных городков, находящихся неподалеку.

Продолжаем описывать произведение “Последний срок”. Краткое содержание составляют следующие дальнейшие события. Анна ждет приезда из далекого Киева Тани. В деревне, рядом с ней, всегда находился вместе с дочерью и женой сын Михаил. Дети, собравшись вокруг старухи на следующий день после прибытия, не знают, как реагировать на воспрянувшую мать, на ее странное возрождение.

Видео по теме

Илья и Михаил напиваются

Илья и Михаил, притащив лодку, не могут решить теперь, что делать. По сравнению с предстоящим событием, все остальное казалось пустяком, и они маялись, пропуская через себя каждую минуту.

Сыновья почти без закуски напиваются, забившись в амбар, перекусывают лишь продуктами, которые для них таскает Нинка, маленькая дочка Михаила. Это обстоятельство провоцирует законный гнев женщин, но стопки водки дарят ощущение праздника двум братьям.

Мать, в конце концов, жива. Они уже не понимают, не обращая внимания на собирающую недопитые и пустые бутылки девочку, какую мысль хотят заглушить на этот раз. Возможно, страх от сознания того, что родительница их скоро умрет.

Он не похож на другие страхи, всего ужаснее, так как идет от самой смерти, которая, казалось, заметила в лицо всех их и уже не забудет.

Продолжается произведение “Последний срок”. Краткое содержание дальнейших событий следующее. Чувствуя себя скверно на следующий день после попойки, братья опохмеляются снова. Илья и Михаил не умеют работать.

Они не знали никогда иной радости, кроме как от попойки. Общая работа случалась в деревне, где когда-то жили все вместе, – заядлая, дружная, звонкая, с разноголосицей топоров и пил. Она была весной, в сезон заготовки дров.

Но сейчас люди уезжают в город, в селе разваливается колхоз, некому выращивать и кормить скот.

Дочь Люся вспоминает прежнюю жизнь

Горожанка Люся, вспоминая свою прежнюю жизнь, с большой радостью и теплотой вспоминает Игреньку, любимого коня, который был очень слабым и в конце концов умер. Много таскал Игрень, да не осилил.

Люся, бродя по пашне и полям вокруг деревни, понимает, что не выбирает сама, куда ей идти, а ведет ее какая-то сила, посторонняя, обитающая в здешних местах.

Жизнь, казалось, вернулась назад, так как Люся потеряла что-то ценное, необходимое, забыла что-то, без чего нельзя…

Анна идет на поправку

Продолжаем описывать краткое содержание книги “Последний срок”. В то время как дети предаются воспоминаниям и пьют, Анна, съев манной каши, специально приготовленной для нее, взбадривается все больше и выходит на крыльцо.

Приятельница Мирониха навещает ее. Анна горюет, что нет Татьяны среди детей, собравшихся у постели, Танчоры, как называет ее старуха. Она по характеру резко отличалась от сестер.

Нрав ее был каким-то особым, радостным и мягким, людским.

Старуха решает умереть

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. “Последний срок” Распутин Валентин продолжает следующим образом. Решает умереть Анна, так и не дождавшись Татьяны, так как нечего больше делать на этом свете и ни к чему стало отодвигать смерть.

Пока собрались здесь ребята, пусть проводят, похоронят, как принято у людей, чтобы потом к этой заботе уже не возвращаться. Тогда, может, приедет и Танчора… Много раз старуха думала о смерти, знала ее уже как саму себя.

Они стали за последние годы подружками, часто разговаривала с ней старуха, а смерть слушала ее шепот, пристроившись в сторонке, и вздыхала понимающе.

Договорились они, что ночью отойдет Анна, сначала, как все люди, уснет, чтобы открытыми глазами не пугать смерть, а та прижмется тихонечко, снимет с женщины мирской короткий сон и предоставит ей вечный покой. Так все и получилось.

Заканчивает свое произведение “Последний срок” Валентин Распутин. Краткое содержание было представлено в нашей статье. Оно не описывает детали, не дает представления о характерных особенностях произведения. Эта повесть между тем очень интересна.

Рекомендуем поэтому обратиться к самому произведению, ознакомиться с ним уже в оригинале. Мы же постарались передать лишь краткое содержание.

“Последний срок” (Распутин Валентин Григорьевич) – произведение, прочитав которое, вы не останетесь равнодушными.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
“Князь Серебряный”: по главам краткое содержание произведения

Одним из самых известных произведений в русской литературе второй половины 19 века является роман А.К. Толстого «Князь Серебряный». По главам краткое содержание данного произведения пересказать довольно не…

Искусство и развлечения
«Васса Железнова»: краткое содержание произведения Максима Горького

Сегодня мы поговорим о произведении, которое написал Максим Горький, – «Васса Железнова». Краткое содержание данного труда будет рассмотрено ниже. Речь идет о пьесе, написанной в 1910 году.”В…

Искусство и развлечения
«Сказание о белгородском киселе» – краткое содержание произведения

Сегодня мы рассмотрим «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание рассказа приведем далее. Если у вас нет времени на прочтение полного варианта, наша статья вам поможет.Степные народы…

Искусство и развлечения
Альберт Лиханов, «Последние холода»: краткое содержание

Главной темой в творчестве Альберта Лиханова являются взаимоотношения ребенка, подростка с жестоким миром взрослых. Становлению подрастающего поколения посвятил он большую часть своих произведений. Тема военного детст…

Искусство и развлечения
Фридрих Шиллер, “Разбойники”: краткое содержание произведения

Эту драму в 1871 году создал Шиллер. “Разбойники”, краткое содержание которых предлагается вашему вниманию, стали отправной точкой в развитии немецкого разбойничьего романа. Действие произведения происходит в Германии…

Искусство и развлечения
“Стойкий оловянный солдатик”: краткое содержание произведения. Превратности человеческой судьбы

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. К…

Искусство и развлечения
Н. А. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”. Краткое содержание произведения

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ход…

Искусство и развлечения
“Черный монах” Чехова: краткое содержание произведения

Считается, что написать роман более сложно и почетно, чем рассказ или повесть. На то много причин, например, объем и большое количество сюжетных линий. Но есть один создатель рассказов, перед которым преклоняются все:…

Искусство и развлечения
Краткое содержание произведения “Властелин колец” по порядку

Наверное, сегодня трудно найти человека, который бы не слышал о романе-эпопее в стиле фэнтези Джона Рональда Роуэла Толкиена и экранизации произведения «Властелин колец», которая стала одной из самых масшт…

Искусство и развлечения
Характеристика героев «После бала» и краткое содержание произведения Л. Н. Толстого

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых …

Источник: http://monateka.com/article/128717/

Распутин “Последний срок”: анализ произведения

На нравственную прочность испытывает деревню в своей повести Распутин (“Последний срок”). Анализ произведения представлен в этой статье. Всего три дня длится здесь действие: это время, дарованное Богом умирающей деревенской старухе Анне для того, чтобы повидаться с детьми, приехавшими в родную деревню попрощаться с ослабевшей матерью перед ее смертью.

Старуха Анна, прототипом которой является родная бабушка писателя, – олицетворение народной мудрости, духовности, щедрой материнской любви. Это ключевой характер крестьянской вселенной.

«У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся,— говорил писатель в интервью журналу «Вопросы лииературы» (1970. № 9). Факт собственной кончины деревенский человек воспринимает как естественное природное увядание.

Отношение деревенского человека к смерти интересовало и Шукшина («Как помирал старик»). Герои обоих писателей «чуют» свой смертный час и торопятся без лишней суеты закончить мирские дела.

И в то же время они неповторимо индивидуальны — даже у последней своей черты: старик в рассказе Шукшина представляет смерть трезво и зримо; старуха Анна по-женски поэтична, более того, иногда смерть ей кажется собственным двойником.

С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязь с природой, отношение отцов и детей), с образами детей — злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).

Половину текста повести занимает изображение детей: они раскрываются через поступок, речь, авторские оценки. Люся — человек твердый, последовательный, но жесткий, живущий по законам разума, а не чувствa; Варвара — добра, но неумна, в ней нет душевного такта.

Сын Михаил — грубиян и пьяница, но именно с ним и его женой живет мать. Бесхарактерный Илья, много поездивший по свету, так и не приобрел ни ума, ни опыта. А Таньчора, бывшая в детстве самым ласковым ребенком, не приехала вообще.

Автор никак не объясняет ее поступок, рассчитывая, что читатель добрый ее оправдает, найдя для этого свои доказательства, а недобрый – осудит.

Перед нами попытка применить вариативный принцип в изображении поступков персонажей, который в разной форме в своем творчестве в 70-е годы испытывали В. Распутин н А. Битов.

Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него необратимыми последствиями.

Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи.

Это элементы того явления, которое позднее будет названо раскрестьяниванием.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/rasputin_v_g/rasputin_poslednij_srok_analiz_proizvedenija/20-1-0-147

«Последний срок» Распутина в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь ещё теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама ещё жива.

Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить её», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное ещё в городе траурное платье.

Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

Анна — мать пятерых детей, двое сыновей её погибли, первенькие, рожденные один для Бога, другой для паря. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков.

Ждет не дождется Анна Таню из далекого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на её странное возрождение.

«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту».

Читайте также:  Краткое содержание облако аксакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гнев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов мать жива.

Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх.

«Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».

Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? — говорит Михаил. — День, второй, пускай даже неделю — оно ещё можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же.

 Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал».

Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства.

 В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа — «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом.

Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров — весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы». Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил.

Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что её направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая её сила.

…Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, ещё больше взбадривается и выходит на крыльцо. Её навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? — говорит Мирониха. — Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».

Горюет Анна, что среди собравшихся у её постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она её называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть.

«Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора… Старуха много раз думала о смерти и знала её как себя.

За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала её рассудительный шепот и понимающе вздыхала.

Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой». Так все оно и выходит.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/6741-posledniy-srok-rasputina-v-kratkom-izlojenii

Распутин Валентин Григорьевич

Повесть Валентина Распутина «Последний срок» можно назвать своеобразной чертой, подводящей итог многолетним раздумьям и впечатлениям писателя. Валентин Распутин является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы.

Творчество Распутина — отображение ценностей современного человека. Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери.

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Валентин Григорьевич Распутин давно получил признание публики и заслужил звание одного из лучших писателей-деревенщиков.

Краткое содержание этого произведения мы и рассмотрим. Валентин Распутин – писатель, умеющий передать национальный дух своего народа, работающий в рамках традиционной школы русской литературы. Последний срок» (краткое содержание по главам можно будет прочитать ниже) отразил в себе изменения, происходящие в мыслях и душе современного человека.

Проблема Дома и рода в повести В.Распутина «Последний срок» (внеклассное чтение, 9–10-е классы)

Видит главную задачу своей повести «Последний срок» Распутин в обличении нравственного падения современного общества. На это и хотел обратить внимание своих читателей Распутин.

Итак, повесть «Последний срок» (Распутин), краткое содержание который мы привели выше, является яркой иллюстрацией творчества писателя и ключом к пониманию его нравственных и духовных идеалов.

Самой большой ценностью Распутина, таким образом, оказывается родина и связь человека со своими корнями.

Последние часы, отпущенные матери, становятся детям в тягость. Павел с женой уже живут в новой квартире в новом поселке. Неделю спустя Павел приезжает проведать мать и снова уезжает в поселок. Духовный мир этих людей беден, они утратили благодарную память, озабочены лишь мелочными делами, оторвались от Природы (мать в повести Распутина — это и есть природа, дающая жизнь).

Для Распутина образ Анны — идеальный. Сила характеров любимых героев Распутина — в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Так начинается главная трагедия, изображенная в повести.

И все же «жалела его, а почему жалела… Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины», — утверждал В. Распутин.

Все творчество Валентина Распутина посвящено нравственно-философским проблемам.

От роду и племени». В 2007 году Распутин отметил, что не вполне доволен работой, написанной после долгого перерыва в творчестве. Позднее Быков писал: «Повесть Распутина написана неровно — в деталях и частностях очень сильна, в теоретических и идеологических авторских монологах дидактична и слаба».

Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве. Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.

Сочинения по произведению Распутина «Последний срок»

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Последний срок

Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило. Основная проблема, которую поднимал в своем творчестве писатель – разрушительное отношение человека к природе и потеря нравственных ценностей под воздействием цивилизации.

Именно этим он заслужил признание как на родине, так и за рубежом. Любовью к природе и пониманию ее тонкой красоты Распутин обязан месту своего рождения (родной поселок писателя располагался на берегу реки Ангара). Душами современных людей с приходом прогресса начали овладевать эгоизм, бессердечие, жестокость и черствость.

Современный человек потерял связь со своими корнями и природой, утратил смысл жизни, нравственные ориентиры, духовное богатство.

Она прожила достойную жизнь, была хорошей матерью, была счастлива, и горести были в ее жизни, но и их она принимает как должное.

Образ Анны идеализирован писателем, который видит именно в простых женщинах невероятную духовную силу, способность быть настоящей матерью и достойным человеком.

Анна – старуха, в ней едва теплится жизнь, она уже не в силах даже пошевелиться. У Анны пятеро детей, но сейчас с ней только Варвара, Люся с Ильей, да сын Михаил, который живет в одной с матерью деревне. Главная героиня ждет приезда Тани, которая живет в Киеве. Как только все дети, кроме Татьяны, собираются вокруг умирающей, она словно возрождается, и дети тут же впадают в недоумение.

Не всегда они находили отраду в алкоголе, были дни в бытность существования колхоза, когда вся деревня работала на заготовке дров. Вот такой труд был им по нраву и приносил наслаждение. В словах героев слышится плач по невозвратной жизни, когда все жили в гармонии друг с другом и природой.

Но не едет дочь, и Анна решает умереть. За последние годы старуха смирилась с неизбежным и даже сдружилась со смертью. Она договаривается с ней, чтобы та забрала ее во сне. Так все и случается.

Эта финальная фраза из повести ‘Последний срок’ заставляет сердце сжаться от боли, хотя и не мало пожила старуха Анна на свете почти 80 лет! А сколько дел переделала! И то, какими Анне пришлось увидеть детей, стало для неё самым горьким испытанием, подтвердило наступление ‘последнего срока’ разрыва внутренних связей между поколениями.

Жителей Матеры переселяют в новый поселок. Им выдают квартиры вместо домов. Старики не хотят переезжать и оттягивают переезд до последнего. Старухи и Богодул прибегают на кладбище. Там санитарная бригада спиливает оградки и кресты с могилок. Дарья вспоминает прошлое и грустит о том, что остров будет затоплен. Это существо считает себя хозяином острова и следит за всем происходящим.

Творчество Распутина

Старуха Настасья и дед Егор переезжают в город. Они не хотят оставлять Матеру, но у них нет выбора. Все рады снова встретиться в последний раз перед затоплением. Андрей беседует с бабушкой Дарьей и отцом о жизни, о Матере. Сенокосом и могилками некому заниматься.

На уборку приезжает сын Дарьи, Павел, и его жена Соня. Мешки с картошкой вывозят в поселок на катере. Корову Дарьи тоже вывозят в поселок. На Матере жгут постройки и деревья. Старухи и дед Богодул ночуют в его жилище. Это последняя постройка, которая осталась на острове. Он едет с Павлом и Петрухой на Матеру, чтобы вывезти стариков.

Конец повести. Безличное повествование автора отдано детям Анны, которые собрались в доме умирающей старой матери, чтобы проститься с ней. Но всех занимают прежде всего собственные заботы. Отсюда и брезгливая отстраненность автора от этих героев. И почему у такой матери получились бездушные дети? Анна вспоминает прошлое, детство своих сыновей и дочерей.

Конкретно об этом ведает повесть Валентина Распутина «Живи и помни». Самой главной в своем творчестве считал эту повесть Распутин.

Множество размышлений о прежнем благополучии вложил в повесть «Последний срок» Распутин. В. Распутина с рассказом А. Платонова «Третий сын» (1938).

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Источник: http://nowseruterb.ru/rasputin-valentin-grigorevich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector