Краткое содержание распутин в ту же землю точный пересказ сюжета за 5 минут

Размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»

Краткое содержание Распутин В ту же землю точный пересказ сюжета за 5 минут

Урок – размышление по рассказу В.Г.Распутина «В ту же землю»

Тема: Что это за мир такой?

Цель: учить обучающихся вдумываться в текст произведения, анализировать, видеть

проблемы современности, понять, что этот рассказ по – настоящему истинное,

художественное, выстраданное творение писателя.

Обучающиеся должны задуматься над тем, как уродливо мы живем, учиться

сочувствовать людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием.

Автор желает достучаться до сердец читателей и предупредить о страшной

нравственной катастрофе.

Эпиграф: Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей,

если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку?!

Вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина

« В ту же землю…?

Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить?

Чей голос звучит? Чья боль?

Валентина Григорьевича Распутина

Какие проблемы волнуют писателя Распутина?

Проблемы, касающиеся нашей жизни. Это:

проблема современной деревни и города;

проблема «отцов» и «детей»;

прошлого и настоящего;

проблема власти и обреченности человека при этой власти;

проблема воспитания подрастающего поколения.

Какая, на ваш взгляд, из этих проблем центральная? (проблема власти, которая обрекает человека на одиночество).

Проблема власти, потому что все остальные проблемы порождены ею, связаны с нею, они ее следствие.

Обратите внимание, как личностно звучит эта проблема в устах героини рассказа (читаю эпиграф).

Не кажется ли вам, что слова эти, как крик души?

Да! Давайте задумаемся мы над вопросом: «Что это за мир такой?» (запись темы, эпиграфа, вопроса).

Из чьей души рвется этот вопрос?

Обучающийся. Это Пашута. А в молодости – Пашенька, с тонкой талией и блестящими глазами, со спадающими на высокий лоб завитками волос, с чувственно оттопыривающейся нижней губой. Она никогда не была красавицей, но была добра, расположена к людям, и эта доброта вобрала в себя и обрисовала все черты лица, делая его привлекательным.

Обучающийся. Я хочу продолжить о Пашуте. Весь свой трудовой путь сполна прошла она в столовой от заведующей до посудомойки. В двадцать лет, среди восемнадцатилетних,- заведующая, и два года, уже с пенсией, — посудомойка. Месяц назад ее рассчитали – столовая была ее кормным местом, в нее напрашивалась и молодежь, а у Пашуты совсем стали отказывать ноги.

Обучающийся. В восемнадцать лет она убежала на стройку – и зачем? – щи варить да камбалу жарить веселым, дерзким и прожорливым строителям коммунизма. К матери приезжала редко и, сунув гостинец, сразу рвалась обратно, в шум и гам несусветной толчеи, без которой уже не могла обходиться, в общежитие, не понять, мужское или женское, которое сделалось ближе родного дома.

Почти десять лет то в общежитии, то в бараке, таком же веселом и холодном. Квартиры противоречили романтике, а когда через годы и годы стали даваться рабочим, давались, как и положено. В первую очередь детным семьям. А у Пашуты детей не было. Ее Бог наказал за аборт.

В такой колготне, как тогда, в таком беспрерывном празднике труда и молодости, шумно плывущем «навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре», семьи могли держаться только ребятишками.

Пашута разошлась, не осознав толком, что выходила замуж, с первым мужем, с безалаберным бетонщиком из моряцкого отряда (на стройку приезжали бригадами, классами, выпусками, отрядами), путавшим жену с девчонками, только через три года вышла снова – за бригадира взрывников, человека много старше себя, с которым из барака переселилась, наконец, в квартиру.

Этому помогла приемная четырехлетняя девочка, взятая из приюта. Но не ради квартиры удочерила ее Пашута. А поняла, что своих детей ей не иметь, надо строить на будущее подпорки. Взрывник оказался мужиком едким, насмешливым, они часто ссорились, и она мало удивилась, когда, уехав в командировку взрывать диабаз для котлована соседней стройки, он не вернулся.

Зачем?

Обучающий (Романтика. Быть нужной). А как она работала… Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы, дружеских сходок, походов, розыгрышей, в ушах постоянно стоял шум подъема и веселья, сердце билось возбужденно, захватываясь общим могучим ритмом, и, по — деревенски замкнутая, она раскрывалась, разговорилась, научилась смотреть смело и отвечать дерзко.

Какая работа?

Обучающийся. Работа приносила радость, удовлетворение. А еще?

И где- то далеко, как в другой жизни, осталось, что растила она девочку, взятую из приюта, что сразу же после вдохновенной молодости пришлось надеть тягло матери – одиночки: работа, детсад, потом школа, подмены во время болезни девочки, нескончаемое рысканье по городу в поисках то молока, то лекарства, то теплой одежды.

Какая это вдохновенная молодость? Все безрадостнее жизнь Пашуты. Годы шли, здоровье уходило. Жизнь тяжела, а матери- одиночки вдвойне.

Обучающийся. Вот как об этом пишет Распутин.

С одиноких загнанных женщин молодость слетает быстро — и вот уже приходилось замечать, что все меньше и меньше остается желаний, все длиннее невидящий взгляд и все пустынней и мимолетней дни.

Как из того, что начиналось тут, получилось то, что есть?

Когда жизнь открылась сплошной раной, трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет.

Что значит жизнь – сплошная рана? (когда кругом недостатки, беда, проблемы).

Порядочного, сострадательного, совестливого человека в современной жизни ранит все (нет кортов, футбольного поля, закрываются детские спортивные клубы). Куда пойти подросткам, молодежи?

О каких еще ранах пишет В.Г.Распутин?

То что…

Хозяином столовой становился казбек, гибкий, поигрывающий телом, молодой человек из кавказцев с пронзительными глазами на узком птичьем лице.

Дело шло к приватизации и перестройке в ресторан, — и уж тогда в городе кроме заводских не останется ни одной столовой. Все то, что было народной собственностью, переходило в частные руки.

Обыкновенному человеку со средним достатком уже негде было вкусно и недорого поесть. Хозяином становится тот, кто не родился на этой земле, тот, кто не работал на ней.

Обучающийся. И дело не только в столовых.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешевой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. Строили города будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом. Народ пошел на площади протестовать.

Эти протесты, как и всюду, были использованы, чтобы свалить старую власть, но пришла новая — и сами собой протесты прекратились, потому что новая знала самый верный способ борьбы с недовольством: не делать одно лучше, другое хуже, а развалить без сожаления все, и тогда в охоте за куском хлеба, хватаясь по — животному за любую жизнь, забудут люди о такой причуде, как чистый воздух и чистая вода.

А они горазды были делать аварийные выбросы в туман – будто это туманом нанесло невесть откуда, а они здесь ни при чем.

Какая проблема звучит в этом отрывке? (проблема экологии, жизни города. Понастроил человек городов, а жизнь от этого не стала лучше).

«Они». Кого автор имеет в виду? Каково его отношение к «ним»?

«Они» — это те, кто имеет отношение к современной власти. Это к «ним» не хочет идти Пашута просить милость, не хочет унижать себя. «А я не хочу так жить, не умею. У меня ноги больные – на колени падать. А спина не гнется»

Она доведена до отчаяния нынешними порядками. И ее решение тайно похоронить мать – это вызов тем, кто установил эти порядки. «Господи, как хорошо не видеть того, что делается на земле!» — восклицает героиня в момент отчаяния.

Но что самое страшное в этом мире?

В процессе разрушения прежних устоев жизни «ломаются» люди; человек чистый, благородный, гордый не нужен обществу.

Вот как об этом говорит Стас Николаевич: «Сильных убивают… Кто же останется?»

Стас гневно кричит: «Я тебе скажу, чем они нас взяли – подлостью, бесстыдством, каинством. Против этого нет оружия. Нашли народ, который против этого беззащитен.

Мы говорим о ранах. Так вот, эта рана – смерть Сергея — оказалась смертью для Стаса Николаевича. Это не только его сломило. Ушли из жизни В.Л.Кондратьев, писатель, фронтовик, защитник Брестской крепости Тимирян Зинатов, поэтесса Юлия Друнина

Чтение стихотворения «Последние стихи» Ю.Друниной

Покрывается сердце инеем –

Очень холодно в судный час…

А у вас глаза, как у инока,

Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(все ж крещеная!)

Помолюсь

За таких вот, как вы, —

За избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос

Россия, не могу, не хочу смотреть!

Жизнь открылась раной. Что еще ранит писателя и нас? Деревня.

Не было теперь ни колхоза, ни совхоза, ни магазина, ни медпункта, ни школы – все унесло неведомо куда при новых порядках.

Отпустили деревню на полную, райскую волю, на безвластье, сняли подчистую вековые держи, выпрягли из всех хомутов – гуляй на все четыре стороны! Хочешь – объявляй свое собственное государство, хочешь – отдавайся под руку Китая! Тем и жили, что мужики промышляли в тайге и брали рыбу в Лене.

И пили, пили…

С землей, с волей, беспривязная, брошенная – залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше трезвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили?

Самая большая беда России – разорение деревни. Почему?

Она кормилица наша. Все мы родом из деревни. Все духовные нравственные истоки из деревни. Мудро и просто заведено было все в деревенском мире, по доброму, по- человечески.

Вот что значит – жизнь открылась раной.

И сама жизнь Пашуты – сплошная рана.

Подтвердите это. Что случилось в жизни Пашуты что обнажило эти раны?

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй кошка под дождём точный пересказ сюжета за 5 минут

«Не смерть матери ее ужасала, а то тяжкое и властное, что надвигалось теперь со смертью, то, как обладить (привести в нужное состояние, устроить) двухдневные проводы до окончательного прощания. Но и после прощания – девятины, сороковины, полгода, год. Эти традиции крепче всякого закона

Какое решение и почему принимает Пашута?

Она принимает решение похоронить мать самой. Нет денег, нет прописки матери (не дадут свидетельства о смерти). Нечем заплатить за могилу на кладбище и похороны.

Свое решение похоронить мать «наособицу» Пашута называет воровством. Это грех.

Пашута размышляет: «Как знать, не держится ли сейчас, в эти минуты, всемогущий и справедливый совет, допускать ли, даже из милосердия, ее готовящееся покушение? На что покушение? Пашута не решалась додумать…»

А вы «додумали»?

Героиня покусилась на христианские обычаи. Не получилось у нее с миром и Богом проводить покойную в последний путь.

«А что… хоронят же при дорогах шоферов, когда погибают…. Какая разница – где?! В ту же землю…»? (и рассказ так называется).

Да законы природы предопределили человеку жить, умирать и уходить в землю. Но нам, людям, прежде чем упокоиться и с миром уйти в землю, нужно сначала устроить по законам добра и справедливости жизнь на этой земле.

Как устроена жизнь Пашуты после выхода на пенсию?

Никто в Пашуте не нуждался, никто к ней не заходил. Она постоянно тыкает в свое униженное положение. Теперь она потеряла себя. В одиночестве это происходит быстро. Человек не может быть нужен только самому себе, он — часть общего дела, общего организма, и когда этот живой организм объявляется бесполезным, обмирают и все его органы.

Какой мы можем сделать из этого вывод?

Человек не может быть нужным только самому себе – мудрость писателя- гуманиста.

Не стало общего дела, ПОЭТОМУ: не стало у Пашуты близкого круга друзей, не стало ярких праздников, опьяняющих привязанностей… Что случалось – случалось как бы из милости. Все это еще словно бы расставлено было перед нею с раскрытыми дверями, но никто не зазывал из них, как раньше, а самой стучаться уже и не хотелось.

Куда они (друзья) подевались?

У всех своя жизнь: с радостями и печалями. Кто- то удачно вышел замуж, у кого- то преуспевающие дети.

Все достойное памяти, было давно. Последние годы только уродовали ее и унижали.

Обратите внимание – достойное памяти: бывают вещи, о которых не следует помнить.

Как бы стараясь смягчить эту боль, она говорит: «Время настало такое провальное, все сквозь землю провалилось, чем жили….Ничего не стало…. Встретишь знакомых – глаза прячут, не узнают. Надо бы сначала вытравить всех прежних, потом начинать эти порядки без стыда и совести.

Мы оттого и прячем глаза, не узнаем друг друга – стыдно… стыд у нас от старых времен сохранился. Все отдали добровольно, пальцем не шевельнули и себя сдали. Теперь стыдно.

Каких прежних? (кто отстраивал, создавая государство).

Теперь вам понятно, что пошло на свалку?

Работа, друзья, город, деревня, вдохновленная молодость ваших дедушек и бабушек, их непомерный труд. Все доброе, что питало нашу жизнь, чем держалась наша жизнь.

Как же жить? Звучит песня «Как жить?» (ответы старца Амвросия).

Так ли все безотрадно?

Тяжелое положение усугубляется отношениями с дочерью (вечная тема русской литературы – тема «отцов» и «детей»).

Какие отношения у Пашуты складываются с дочерью приемной, Анфисой?

Дочь Анфиса видела в Пашуте воспитательницу, матерью не называла. Да не любила она Пашуту за то, что вольно или невольно повторила ее неудавшуюся жизнь. С тех пор стали они друг другу чужими. Разорвалась ниточка, связывавшая ее с дочерью.

Какие отношения с матерью?

Не очень ласковой дочерью была Пашута, но заботливой. Привозила подарки и гостинцы. Последние годы забирала на зиму мать в город. Для того, чтобы не утратить родство, нужно согревать его сердечным теплом, заботой, вниманием, а Аксиньи Егоровны уже нет.

И единственным светлым лучиком в жизни Пашуты кто является?

Внучка Танька.

Писатель смягчает боль одиночества отношением к Пашуте внучки Таньки.

Чем и как жить дальше Пашуте? Кто утешит ее?

— Бабушка, ты разговаривай со мной, разговаривай!… – отчаянным шепотом рвалось из Таньки.

— Ты молчишь, я не знаю, почему молчишь…

— Я не маленькая, пойму. Почему ты вчера не сказала мне?…

— Ты думаешь, что я неродная, а я родная… хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтобы ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!..

Пашута застыла. Почему?

Тяжелая жизнь сделала ее неласковой, грубоватой. Она потрясена словами внучки, которая пытается растопить закаменевшее сердце бабушки.

Возможно эти слова вернут Пашуту к жизни.

— Мне шестнадцать будет – я могу в подъезде мыть. Или телеграммы разносить – я узнавала. Я могу… я могу, бабушка!- сорвалась опять Танька на слезный шепот.

Она выпрямилась и, моргая часто от слез и напряжения, искала, искала в Пашуте перемен, которые могли произойти от ее порыва. Она бы хотела, подняв голову, увидеть бабушку совсем другой – ласковой и доступной.

Пашута понимала ее и ненавидела себя еще больше.

Она сказала:

— Прокормимся, Татьяна. Не выговорилось у нее: спасибо, милая девочка, вот мы и породнились еще ближе.

— Давай дверь откроем, — предложила Танька, поднимаясь первой. — Она там совсем одна.

Сама же и растворила дверь.

В том и особенность русской литературы, что оставляет она надежду, свет в конце туннеля. Свои надежды мы связываем с Танькой, которая в свои пятнадцать лет уже о многом задумывается и многое понимает. Понимает, что жизнь должна быть устроена иначе.

Какой вырастет Танька? (помнящая прошлое, уважающая старость, опорой для бабушки в ее старости).

Итак, мы закрываем последнюю страницу рассказа, который нас

взволновал (чем?),

заинтересовал (чем?),

поразил (чем?),

научил (чему?) и

заставил задуматься (о чем?).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/razmyshlieniie-po-rasskazu-v-g-rasputina-v-tu-zhie-ziemliu

Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю» | Социальная сеть работников образования

Содержание

1. Авторская позиция в современном литературоведении        

2. Общая характеристика творчества В. Распутина        

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»        

Заключение        

Литература        

1. Авторская позиция в современном литературоведении

Авторская субъективность организует произведение и порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами).

«Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился.

Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не стиль или жанр, а автор.

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу.

Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой.

Художественное творчество сегодня осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

2. Общая характеристика творчества В. Распутина

Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Валентина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым — суетливым ли, внешним, бездумным ли – существованием.

Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни.

Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.

Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 рассказы «Поминный день»; в 1997 «Нежданно-негаданно».

3. Образы в рассказе В. Распутина «В ту же землю»

«В ту же землю» В. Распутина – рассказ в котором центральное место занимают искания человека, ощутившего на себе беду потери света «матери-природы», «Матёры». Волею этого «беспросветного» времени героиня рассказа обречёна на отступление от вековых православных устоев, касающихся ухода человека из земной жизни.

Истоки этого отступления в том, что смерть стала ещё одним источником наживы. Образ «обманутого мира» – один из центральных образов рассказа. Именно он связывает воедино судьбы всех героев нитью безграничного одиночества, стыда и раскаяния. Главная героиня, Пашута, – это новое поколение, устремившееся на «стройку века», оторвавшееся от родных корней.

Подобно Пашуте, трагически одинок в мире и Стас. Именно ему принадлежат слова, обличающие новую жизнь и тех, чьими руками она создана, тех, что во главе всего поставили не духовные ценности, но материальные и подчинили себе людей.

Читайте также:  Краткое содержание последний поклон астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Образ Серёги – друга Стаса – образ погибшего от жестокости новой жизни человека, жизни, где предательство и «каинство», то есть убийство брата своего, стали нормой.

Среди трагически обречённых героев рассказа выделяются образы Аксиньи Егоровны и Таньки. Аксинья Егоровна, мать Пашуты, возвращает к образам матёринских старух, против воли лишённых родной земли.

Завершая путь на земле, она готовилась к смерти по-христиански, как к празднику, потому что для православного христианина умереть – значит родиться для новой, вечной жизни. Но кончина её пришлась на то время, когда человека лишили возможности проводить близкого в последний путь согласно вековым традициям.

Особое место в рассказе занимает образ Таньки – неродной внучки героини. Именно ей открывается нездешний свет, озаривший лицо уходящей Аксиньи Егоровны. Ей даровано увидеть величие прощания с земным миром и перехода к новой жизни, потому что в таких юных, как она, душах, сохранивших ещё свою чистоту, – надежда на спасение.

На протяжении почти всего повествования в рассказе преобладают тёмные тона. В финале же вдруг пробивается свет яркого солнца, лучи которого освещают храм, и горящих свечей, согревающих людские сердца. Свет в православии – это символ веры во Христа как воплощённого Слова и Света: «Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).

Свет открывает героине новый путь – путь обретения веры, путь исцеления. Не смерть стоит в центре проблематики данного рассказа, но жизнь, обретённая другими героями после того, как они увидели и прочувствовали духовную высоту великого таинства.

В «обманутом» бездуховном мире герои рассказа всё-таки обретают надежду и утраченную способность верить.

Заключение

Герои рассказа Распутина, в душах которых сильны голоса совести, герои, хранящие их свет наперекор всему, что творится вокруг, несут в себе веру в исцеление всего народа.

В свете, хранимом их душами, таится надежда всех задыхающихся в безверии людей, что, подобно Пашуте, героине рассказа «В ту же землю», ищут выход из того духовного тупика, которым обернулось обещаемое народу «светлое будущее».

Литература

  1. Распутин, В. Дочь Ивана, мать Ивана. Рассказы. – М.: Азбука-классика, 2003.
  1. Хализев, В. Е. Теория литературы. – М.: Академия. 2009.
  2. Перевалова, С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/09/23/obrazy-v-rasskaze-v-rasputina-v-tu-zhe-zemlyu

Урока: Обучающие

Конспект урока литературы в 11 классе по рассказу В.Распутина «В ту же землю»
Тема: «Привыкание к не-жизни» (И.Кириллов) или «жить по совести» (В.Распутин)?Литература.

Внеклассное чтение. 1час.Технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ, ТРКМ.

Тип урока – комбинированный: викторина, исследование, перекрёстная дискуссия, проблемная беседа, сообщения учащихся

Цели урока:

  1. Обучающие: напоминание в год 75-летнего юбилея о личности и творчестве замечательного современного русского писателя, отражающего в своих произведениях нравственные проблемы жизни нашего общества, современной деревни и города, молодёжи и стариков, углубление и расширение знаний о нём, повторение сведений о сюжете и композиции рассказа, пейзаже, портрете, речевой характеристике.

^ выписка наиболее характерных для индивидуального стиля писателя оборотов речи и афоризмов, создание монологического выступления, формулировка вопросов, создание перекрёстной дискуссии (русский язык).

  1. Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного произведения малого жанра (подготовка к ЕГЭ), развитие устной речи, критического мышления, умения формулировать вопросы, отвечать на них, принимать или отвергать точку зрения оппонента.
  2. Воспитывающие: обращение к современным социальным и нравственным проблемам, обсуждение и формирование качеств жизнеспособной личности, толерантного мышления, способности к жизнетворчеству.

^ презентация к уроку по творчеству писателя, выставка материалов о писателе, оформление помещения кабинета, доски.

^

Последовательность этапов Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку Проверка своей готовности к уроку
  1. 2.Стадия вызова, информационная и эмоциональная и подготовка к восприятию темы
  • Произносит вступительное слово
  • Проводит викторину по произведениям писателя
  • Слушают, записывают тему урока, эпиграфы
  • Делятся первыми читательскими впечатлениями о рассказе (вопросы II, 1-3)
по идейно-тематическому содержанию и проблематике рассказа (вопросы I, 4), а затем по анализу конкретных образов, проблем (вопросы II,1-9), предоставляет слово учащимся

  • Комментирует, оценивает, поправляет
  • Стимулирует активность,

останавливает

  • Следит за соблюдением требований к устным ответам
  • Высказывают свои мысли и суждения
  • Делают сообщения, подготовленные дома
  • Выслушивают, обсуждают

выступления одноклассников

  • Принимают или опровергают выступления оппонентов
  • Задают вопросы
  • Ведут записи
Подведение итогов, формулировка вывода по теме урока (вопрос II,10)Редактирование высказываний учащихся Анализ хода урока и работы каждого Обзор и оценка выступлений Представляют и защищают перекрёстную дискуссию, делают по ней выводы (задание I, 6). Произносят свои варианты формулировки вывода по рассказу в целом (вопрос II, 10), размышляют над стихотворением А. Подволоцкого «Нервы»

  • Создают резюме сказанного по основной теме,
  • Записывают его в тетрадь

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания (вопрос 1) – зачитывание выписок – высказываний о писателе из материалов учебника.

(^ «Удивительно и невыразимо чувство Родины… Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука» В.РаспутинВ.А.Чалмаев отмечает, что «писатель высоко ценит в прозе сюжетное начало, мгновенную драматизацию будничного течения жизни, которое, как вспышка, озаряет всю жизнь героев и «тихой Родины». Чаще всего это нарушение – беда»…)
Я называю события, которые привносят эту «мгновенную драматизацию будничного течения жизни», а вы по ним отгадываете название произведения В.Распутина.

Краткий пересказ событий Произведение
  • Мальчик из деревни испытывает трудности в учёбе, так как голоден и ослаблен. Чтобы заработать на молоко, начинает играть на деньги, но его за это избивают. Учительница, чтобы помочь ему, предлагает дополнительные занятия по иностранному языку, а затем начинает играть с ним на деньги…
«Уроки французского»
  • У продавщицы сельского магазина Марии обнаруживается недостача в тысячу рублей
«Деньги для Марии»
  • Старуха-мать, много пережившая, вырастившая детей, умирает в родном доме. Дети съезжаются к постели заболевшей матери, но, вскоре уезжают из-за своих мелочных ссор, оставив её умирать одну
«Последний срок»
  • Деревенская женщина Матрёна принимает бежавшего после госпиталя мужа и берёт его вину (дезертирство) на себя, прячет его. Когда их выслеживают, она гибнет вместе с Андреем и … ребёнком, которого носит у сердца.
«Живи и помни»
  • Небольшая деревня с вековым укладом оказывается на пути воздвигаемого водохранилища. Несмотря на то, что она обречена на затопление, дни уже сочтены, жители не хотят покидать родные места, могилы предков…
«Прощание с Матёрой»
  • В посёлке лесозаготовителей, где правят новые порядки, бригады оргнабора, ночью загораются продовольственные и промтоварные склады…
«Пожар»
  • Городская девочка-подросток забеременела, родители заставляют сделать аборт и отправляют в деревне к бабушке…
«Женский разговор»
  •  После девятого класса девочка из небольшого сибирского городка окончила курсы продавцов, начав затем искать работу на городском рынке. В один из дней она подвергается изнасилованию со стороны рыночного торговца-азербайджанца, который в течение дня угрозами удерживал её. После задержания преступника мать девочки надеется на его наказание, однако сотрудники прокуратуры готовят освобождение под залог. Женщина приносит в здание прокуратуры обрез, спрятанный в сумку, и убивает насильника. После суда она попадает в тюрьму.
«Дочь Ивана, мать Ивана»
  • В городе перестроечной эпохи умирает старенькая деревенская старушка, живущая без прописки у состарившейся дочери, которой похоронить её не на что, да и кланяться никому не хочется. И она решается похоронить её в лесу за городской свалкой.
«В ту же землю»

— Какое впечатление производит чтение рассказа «В ту же землю»? Какие страницы читать тягостно, неприятно, страшно? Где возникает чувство облегчения, очищения (катарсиса)? Что вызывает восхищение, сочувствие, жалость?- Какие мысли возникли при чтении рассказа?- Сделать перечень социальных, нравственных, философских проблем рассказа. В каких соотношениях друг с другом они находятся?

  • Проблема экологии
  • Проблема социального расслоения
  • Проблема одиночества и разобщённости людей
  • Проблема безнравственности и попустительства властей
  • Проблема хищничества и бездушия «новых русских»
  • Проблема быстротечности жизни
  • Проблема равнодушия
  • Проблема самопожертвования
  • Проблема ненужности новых, наспех построенных городов
  • Проблема родных и неродных детей и отцов
  • Проблема ответственности за судьбы близких
  • Проблема дома
  • Проблема женского счастья и др.

— Все проблемы взаимосвязаны, завязаны на современной писателю жизни, подводят к мысли – а как жить дальше? Каков выбор современного человека: «Привыкание к не-жизни» (И.Кириллов) или «жить по совести» (В.Распутин)?

^

— Сюжет крайне прост и безыскусен. Можно сказать, что это фрагмент, выхваченный из жизни 90-х годов. В сибирском городе, некогда построенном молодёжью для грядущего счастья, умирает живущая на квартире у дочери непрописанная старушка из деревни.

Похоронить её не на что, да и кланяться дочь не хочет никому из городского и кладбищенского начальства. Идёт к своему знакомому, просит сделать гроб, друг его помогает найти за городом, но почти «на глазах дома» подходящее место, роет могилу в замерзающей земле.

Весной обнаруживается на этом месте уже три могилы, одна из которых, как оказывается, принадлежит недавнему могильщику, а друг начинает спиваться от прелестей современной жизни.

Композиция строится на размышлениях и воспоминаниях главной героини, диалогов с мужчинами и внучкой. Большую роль играет несколько по-распутински выразительных пейзажей, описаний интерьеров, портетных характеристик немногочисленных героев.

^ — Сначала мы видим «Тяжелую фигуру женщины с непокрытой головой», которая «с усилием поднялась по каменным ступенькам к разверстому входу и полезла по лестнице». Затем узнаём, что этой «рыхлой мужиковатой женщине» под шестьдесят, что она сильная, никогда себя не жалеет. «Звали эту женщину Пашутой. Имя, как и одежда, меняется, чтобы облегать человека, соответствовать происходящим в нем переменам. Была Пашенька с тонкой талией и блестящими глазами; потом, войдя в возраст, в замужество, в стать — Паша; потом один человек первым подсмотрел — Пашута. Как фамилия. Так и стали называть, порою не зная, имя это или фамилия. «Это сытно звучит. И сама ты баба сытная», — говорил в похвалу тот самый человек, который окрестил ее Пашутой».История её жизни состоит, в основном, из работы. «Всю жизнь проработавшая в столовых и почти десять лет проработавшая в этой, последней, она скучала без нее, никак не могла отвыкнуть от «ада», как дружно все они проклинали чад и смрад, жар и пар среди печей и котлов, густых и одуряющих запахов пищи, впитывающихся в тело, по нескольку часов на ногах. В столовых она сполна прошла весь трудовой путь от заведующей до посудомойки. Путь в обратном направлении. В двадцать лет, среди восемнадцатилетних, — заведующая, и два года, уже с пенсией, — посудомойка. Месяц назад ее рассчитали», так как наступают новые времена, появляются новые хозяева, нужны рабочие места молодым. По семейному положению она не совсем одинокая: «С нею жила внучка, учившаяся с сентября в педагогическом училище. Но родных детей у Пашуты не было, она брала приемную дочь, когда жила семьей; внучка от приемной, родная и не родная, без кровной близости». Тем не менее, «с нею как-никак посветлела жизнь», стало о ком заботиться, и она постоянно подкармливает не только девочку, но порой и её подружек, потому что любит детей. А их у неё нет, потому что не сложились в своё время отношения с мужчинами, хотя и была внешне интересной: «Она никогда не была красавицей, но была добра, расположена к людям, и эта доброта вобрала в себя и обрисовала все черты лица, делая его привлекательным. И в возраст вошла — была миловидна с блеском больших карих глаз и со спадающими на высокий лоб завитками волос, с чувственно оттопыривающейся нижней губой».Когда-то «она знала здесь всех и все знали ее», а теперь «посмотреть вокруг — никого поблизости». Была очень общительной, бойкой, трудолюбивой: «… успевала метаться по кухне, успевала отвечать и распоряжаться этой огромной алчущей волной так, что та вовремя откатывалась, чтобы через четыре-пять часов накатить снова. Когда перекрывали Ангару и в проран летели бетонные кубы с надписями, должными увековечить это событие, на одном из кубов голубой краской, под цвет ангарской воды, было выведено ее имя. Выводил кто-то один (она знала кто), но как бы по общему мнению. Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы, дружеских сходок, походов, розыгрышей, в ушах постоянно стоял шум подъема и веселья, сердце билось возбужденно, захватываясь общим могучим ритмом, и, по-деревенски замкнутая, она раскрылась, разговорилась, научилась смотреть смело и отвечать дерзко».В городе потерянных судеб, ненужных людей таких, как Пашута, много.У неё нет вредных привычек, хотя «Сейчас ее можно принять за сильно пьющую, опустившуюся, потерявшую себя. Но в водочку Пашута не окуналась. Так разве рюмку-две когда по случаю, и то без удовольствия. А что потеряла себя — да, потеряла». «Пашута не курила, но голос у нее был грубый, как прокуренный; меняется, становится бесформенной фигура, меняется и нутро».В Бога не верит, плохо помнит деревенские похоронные обряды, но всё старается сделать ответственно и достойно, провожая мать в последний путь. При этом успевает быть внимательной и ласковой к Тане, искренне и прямо разговаривает со Стасом и Серёгой.Пашуту жаль, возможно, в деревне, или, наоборот, в крупном городе где-то в более благоприятное для людей время она бы могла в таком возрасте быть более счастливой и делать счастливыми других людей.

Читайте также:  Краткое содержание искандер 13-й подвиг геракла (тринадцатый подвиг геракла) точный пересказ сюжета за 5 минут

^

Аксинья Егоровна – мать Пашуты, восьмидесяти четырёх лет, её смерть и становится основой сюжета рассказа. Автор пишет о ней не очень много, но создаётся образ скромной деревенской женщины, прожившей безропотно нелёгкую, наполненную трудом и испытаниями жизнь. Даже «скончалась тихо, во сне. Не пришлось и глаза закрывать.

Так ее намаяла, так изъездила жизнь, что она в последний месяц и не знала, живет она или не живет. Оскудевшая телом, высохшая, с бескровным желтым лицом, с руками в обвисшей коже, похожими на перепончатые лапки, она лежала в кровати как в усыпальнице и по большей части спала.

Сначала ее поднимали к столу, вели в кухню, Танька заговаривала с нею, пытаясь расспрашивать, но она в ответ только растягивала под глазами морщинки, что выходило прежде улыбкой, говорила тихо и услужливо нитяным тонким голоском и просилась обратно в кровать. Эти выходы доставляли ей мучение, и ее оставили в покое, стали приносить еду в постель.

Ела она так помалу, уже не испытывая потребности в пище, что тепло в ней со дня на день должно было дотлеть». 

Боли и страдания она переносит молча, не навязывая их никому, даже дочери:«Приезжая за матерью в деревню, чтобы взять ее на зиму в тепло, она спрашивала по обычаю у окоченевшей в одиночестве Аксиньи Егоровны, сидевшей не в избе на кровати, а на крылечке под солнышком: «Ну, как ты, мать?» Аксинья Егоровна отвечала:      — Сидю и плачу. 

     Глаза ее были сухи, она плакала в себя. Это там все болело и стонало в муке, которая уже становилась привычной.

Источник: http://litcey.ru/literatura/25046/index.html

Краткое содержание повести «Прощание с Матерой» по главам: читать онлайн краткий пересказ

1

Описывается весна. Она для Матёры (так называется деревенька и остров на Ангаре, на котором она расположена) последняя. Ниже по реке планируется строительство плотины и поселение окажется полностью затопленным.

Описывается судьба селения, его история. Рассказывается о том, что бывшую церковь переоборудовали под склад, а в последние несколько лет было даже налажено регулярное авиационное сообщение с большой землёй. Но на правом берегу уже строился новый посёлок, куда планировалось отселить жителей затопляемых деревень.

2

В начале июня, за пару недель до троицы, у Дарьи собрались трое старух, которые не знали своего точного возраста. Одну звали Сима, она жила в селе всего десять лет. Поселилась в заброшенном доме и теперь ей была дорога только в дом престарелых. Но бабушка любила Кольку.

Дарья советует Симе не покидать поселения. Приходит старик Богодул и сообщает, что происходит разрушение кладбища.

3

Бабушки со стариком бегут на кладбище спасать захоронения. Оказывается, они убираются с ведома председателя Воронцова. Исполнителей собравшийся народ чуть не утопил в реке.

Старухи ночью частично восстанавливают надгробия.

4

Говорится о том, как Богодул появился в Матёре. Он был менялой и приезжал иногда, но в последствии, остался жить. Он не собирается покидать посёлок.

5

Приезжает Павел. Это старший сын бабы Дарьи. Он рассказывает, что новый посёлок, куда всех планируют перевезти, не годится для ведения крестьянского хозяйства. Кто-то не хочет уезжать, а кое-кто готов хоть сейчас получить деньги за своё ветхое жильё и побыстрее покинуть остров.

6

Появляется Хозяин острова. Это существо похоже на маленького зверька. Он начинает обход своих владений с дома Богодула и продолжает по всем остальным жилищам. Хозяин понимает, что ни Богодул, ни он сам уже не жильцы.

7

После троицы часть жителей покидает Матёру.

8

Сжигает свой дом один их поселенцев по имени Пётр. Собравшиеся люди понимают, что и с их жильём будет то же самое.

9

Павел всё реже приезжает на остров. Ему хочется помочь матери менее беспокойно покинуть дом. Ему не нравится новый посёлок, но делать нечего. Парень помогает собирать урожай, ожидая того момента, когда надо будет увозить с острова мать

10

Пётр сжёг дом со всей утварью. Забрал только свою гармонь.  Дарья ругает Катерину, мать парня, за то, что она вырастила такого человека.

11

Была вторая половина июля. Начался сенокос. Все, кто остался, вышли не него. Люди вспоминали свою жизнь на этих местах. Потом начались дожди.

12

Приезжает сын Павла по имени Андрей. Он сообщает, что будет участвовать в затоплении поселения.

13

Шли дожди, и люди от безделья собирались друг у друга и разговаривали. На собрании председатель говорит, что несмотря на плохую погоду, колхозная картошка должна быть убрана, а свою люди могут хоть бросить. Была середина сентября.

14

Андрей беседует с Дарьей о преимуществах цивилизации, о жизни людей в Матёре.

15

Закончились ливни. Люди снова принялись за уборку урожая. Дарья всё больше говорит о могилах предков. Случился несчастный случай. Павел был ответственный за технику безопасности. Андрей сообщает, что мужчину четверо суток таскают по инспекциям.

16

Из города приезжает комиссия, которая ходит по домам и требует, чтобы продолжалась уборка урожая. Люди понемногу перевозят с острова домашний скот.

17

У Дарьи продолжаются встречи и разговоры соседей. Катерина корит сына за то, что он после того, как сжёг собственный дом, теперь уничтожает соседние, хоть и за деньги.

18

Хлеб был убран, а на уборку картошки стали свозиться из других мест люди, в том числе и школьники. Многие копали свой урожай, не зная, что с ним делать. Павел предлагает матери ехать, но та отказывается.

19

На острове росло дерево – лиственница. Считалось, что этим деревом остров держится за землю. И пока это дерево стоит, будет стоять и остров. Лиственница не поддалась людям, но осталась посредине пустого пространства.

20

Дарья находит известь и белит дом. Она проводит уборку внутри, развешивает занавески, размещает по углам ветви пихты. После приготовлений женщина покидает дом, говоря поджегщикам, что можно теперь его сжечь, но порог не переступать. Весь день женщина ходила, не помня себя. Очнулась возле лиственницы. Там её нашёл сын. Помнила Дарья только то, что рядом с ней бежал зверёк.

21

На острове остаются шесть человек. Они не поместились в лодку. Богодул заваривает чай и все вместе готовятся к ночлегу в последнем оставшемся доме.

22

Павел провожает уезжающих и поздно возвращается в новый посёлок. Парню не хочется идти домой, и он вспоминает прошлое. К нему приходит Петруха и председатель.

Они спрашивают, где Дарья и сообщают, что завтра комиссия будет проверять исполнение переселения. Все трое едут на остров забрать оставшихся. Их застаёт сильный туман. В нём они не могут найти остров. Мужчины глушат мотор.

Попытались позвать Дарью и оставшихся на острове. Но ничего, кроме тумана и воды.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1830

Ссылка на основную публикацию