Краткое содержание рассказов андрея платонова за 2 минуты

“Котлован”: краткое содержание повести Андрея Платонова

Краткое содержание рассказов Андрея Платонова за 2 минутыИскусство и развлечения 29 сентября 2013

Коллективизация – главное слово, полностью характеризующее повесть Андрея Платонова «Котлован». Краткое содержание произведения позволяет понять, что представляла собой Россия в довоенный период.

Рабочий Вощев в свой тридцатый день рождения становится безработным из-за того, что думал о будущем на работе. Несмотря на все его оправдания, руководство завкома решает его уволить. Вощев в итоге покидает город и отправляется искать истину.

По дороге герой видит, как ссорятся между собой муж и жена, и мирит их, говоря о том, что смысл их жизни заключен в ребенке, которого нужно ценить и уважать. В дороге Вощев обретает попутчика в лице калеки Жачева, который ведет хулиганский образ жизни и не считает зазорным заниматься вымогательством.

Герой попадает в бригаду мастеровых, которые дают ему возможность работать в бригаде, занимающейся возведением котлована для нового жилого дома.

Старшим землекопом назначен Чиклин, являющийся для многих оплотом теплоты и покоя, тогда как сам он неоднократно разочаровывался в людях. Именно так он показан в произведении “Котлован”.

Краткое содержание произведения, увы, не передает всех тонкостей характера Чиклина.

Еще одним членом бригады является Козлов, который, несмотря на хрупкое здоровье, работает вместе со всеми, желая дожить до прекрасного будущего.

Впрочем, состояние его здоровья не позволяет ему сделать этого, и он задумывается о том, чтобы получить пенсию, положенную ему по инвалидности, а затем подобрать себе наиболее подходящую профессию.

Пожалуй, самое лучшее произведение из всех, которое создал Андрей Платонов – “Котлован”, краткое содержание его до сих пользуется популярностью.

Инженер Прушевский, выполняющий все предварительные расчеты, еще с молодости понял, что его сознание постепенно начинает сжиматься. В его голове все чаще возникают мысли о самоубийстве, об этом пишет своей сестре.

Иногда на стройке появляется Пашкин, местный руководитель профсоюза, все время обещающий землекопам какие-либо льготы. Таким образом, была показана сущность советского строя в повести “Котлован”.

Краткое содержание произведения поможет понять, что чувствовали в то время люди, жившие в России.

Жачев шантажирует руководителя профсоюзной организации и его супругу, требуя взамен качественных продуктов. После чего инвалид приезжает на своей коляске к рабочим, которые не могут оставить его голодным. Вечером в барак наведывается Прушевский, который попросту не может находиться дома один, он ищет поддержки у Чиклина.

Прушевский говорит Чиклину о том, что в молодости он видел девушку, черт лица которой уже давно не помнит, однако любит ее всю жизнь.

Главный землекоп предполагает, что речь идет о дочери кафельщика, которая оставила у него аналогичные воспоминания, он обещает Прушевскому, что сможет найти ее.

Вообще, тема поиска женщины становится одной из главных в повести “Котлован”, краткое содержание которой затрагивает лишь самые основные из них.

Чиклин находит женщину умирающей, однако выясняется, что у нее есть маленькая дочь по имени Настя. Землекоп успевает поцеловать дочь кафельщика перед смертью и узнать ее. Оставшуюся в одиночестве Настю он решает забрать с собой в барак, где живут рабочие. Те с радостью принимают ее и начинают по возможности баловать.

Вощев видит в Насте символ будущего и поэтому делает все, чтобы бороться за него. Вскоре он становится председателем колхоза и агитирует его жителей вместе выполнить разработку котлована.

Но потом Настя умирает, и Вощев теряет смысл жизни. Чиклин хоронит девочку в одиночестве, вместе с ней умерла надежда на светлое будущее всех героев произведения.

Краткое содержание повести “Котлован” очень востребовано среди студентов, изучающих русскую литературу.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
“Сокровенный человек” Платонова: краткое содержание повести

Андрей Платонов – автор, который является признанным в отечественной литературе мастером слова. В этой статье мы расскажем вам о произведении “Сокровенный человек” Платонова. Краткое содержание познакомит вас с этой п…

Искусство и развлечения
«Гандлярка и поэт»: краткое содержание повести белорусского писателя Ивана Шамякина

Большая часть литературного наследия писателя Ивана Шамякина посвящена событиям Великой Отечественной войны. В своих романах, повестях и рассказах автор описывает судьбы людей, переживших страшное лихолетье, заставляе…

Искусство и развлечения
«Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

Искусство и развлечения
“Повесть о Горе-Злочастии”: краткое содержание. “Повесть о Горе-Злочастии”: анализ, характеристика главного героя

«Повесть о Горе-Злочастии» – древнерусское произведение, автор которого остался неизвестен. Именно об этой литературной памятке пойдет речь в статье. Мы рассмотрим ее краткое содержание, приведем анализ и …

Искусство и развлечения
Как мужик прокормил двух генералов – краткое содержание повести М.Е. Салтыкова-Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была написана в середине XIX века и имеет много поклонников. Она рассказывает читателю, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание в пол…

Искусство и развлечения
Павел Санаев, “Похороните меня за плинтусом”: краткое содержание повести

Книга “Похороните меня за плинтусом” (краткое содержание нескольких рассказов повести смотрите ниже) произвела эффект разорвавшейся бомбы в мире читателей. Она настолько неоднозначна и необычна, что трудно передать эм…

Искусство и развлечения
«Алые паруса» кто написал? Краткое содержание повести

Произведение, описываемое в дальнейшем, ассоциируется с очень красивой и счастливой сказкой о принце, о котором только и мечтает каждая девушка. Однако не каждый знает автора повести-феерии «Алые паруса». …

Искусство и развлечения
“Степь” Чехова: краткое содержание повести

Чехов – русский талантливый писатель – никогда не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.Об автореАнтон Павлов…

Искусство и развлечения
К. Воробьев, “Убиты под Москвой”. Краткое содержание повести

Самым известным произведением К. Воробьева стала повесть «Убиты под Москвой», краткое содержание которой приводится ниже. В ней описываются ноябрьские события 1941 года, когда шли оборонительные бои за сто…

Искусство и развлечения
“Повесть о капитане Копейкине”: краткое содержание. “Повесть о капитане Копейкине” – фрагмент поэмы Гоголя “Мертвые души”

Работая над поэмой «Мертвые души», Н. Гоголь планировал показать все темные стороны жизни русского общества, включая произвол и полное равнодушие властей к судьбам простых людей. Особую роль в реализации и…

Источник: http://monateka.com/article/133384/

Художественный мир рассказов Андрея Платоновича Платонова (стр. 2 из 3)

Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих «традиционному» стилю сравнений. Платонов, скорее, использует приём «деметафоризации» и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Достигается эта цельность разными способами.

Например, соединением семантически несовместимых единиц, передачей синкретизма восприятия героя, когда в его сознании сливаются конкретно-вещественное и отвлечённое.

Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчинённое предложение с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создаётся в сознании героя.

(«Когда она сидела, сторож плакал по ней и ходил к начальству просить, чтоб её выпустили, а она жила до ареста с одним полюбовником, который рассказал ей… про своё мошенничество, а потом испугался и хотел погубить её, чтоб не было ему свидетеля.» («Фро»)

Не раз предпринимались попытки дать определение стиля и языка платоновских произведений. Его называли реалистом, социалистическим реалистом, сюрреалистом, постмодернистом, утопистом и антиутопистом… И действительно, в мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик, идеологических систем.

Структура каждой единицы повествования и текста в целом подчинена двойной задаче: во-первых, дать конкретные проявления существующего мира (реальный план повествования), во-вторых, выразить то, чему должно быть (идеальный план). И художник творит перед нами новый космос «прекрасного и яростного мира», не нуждающегося в чужом вмешательстве, многоликий, самоцветный.

Поэтому и язык, слово Платонова – такая же самоцветная, живая стихия, как будто бы не знающая фильтров «окультуривания», «нормативности». Неудивительно, что его проза так трудно, медленно читается.

Мы останавливаемся перед фразой Платонова: она кажется неправильной, мы чувствуем в ней вязкость, первородность каждого слова, живущего своей жизнью, всматривающегося в мир вокруг и заставляющего нас, читателей, на «проскакивать фразу», а просматривать и разгадывать её, в ней непривычно управляются и соединяются слова, части предложений.

Нам хочется порой выправить фразу или забыть её: компрессия смысла такова, что метафоры возникают в нашем сознании как физиологические или психологические реакции – боли, жалости, сострадание ко всему миру, ко всей жизни в её мелочах и подробностях.

Читайте также:  Краткое содержание диккенс повесть о двух городах точный пересказ сюжета за 5 минут

Остановимся на наиболее ярких, на наш взгляд, проблемах, поднимаемых в изученных нами рассказах.

Одно из наиболее ярких проявлений любви к ближнему в литературе Платонова выражено в изображении усыновления (удочерения) чужих детей. Герои его рассказов одиноки, и собственная жизнь их многострадальна.

Ефим Дмитриевич, прозванный Юшкой (из одноимённого рассказа), тоже одинок, и мы не знаем, была ли у него когда-нибудь семья. Его приёмная дочь – сирота. «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтобы я жила и училась».

Деньги эти Юшка копил, отказывая себе буквально во всём.

«он работал в кузнице… подручным помощником у главного кузнеца… жил на квартире у хозяина кузницы… Хозяин кормил его за работу хлебом, кашей и щами, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он должен был их покупать на своё жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены…».

Такой ценой доставались Юшке деньги, которые он полностью отдавал, чтобы «жила и училась» его приёмная дочь, с которой он виделся всего один раз в год, преодолевая пешком большое расстояние.

Юшка удочерил девочку, потому что он не представлял себе жизнь иначе, как любовь и взаимопомощь. Поэтому, когда дети издевались над ним, он радовался. «Он знал, от чего дети смеются над ним и мучают его.

Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому теряют его».

Когда взрослые, вымещая на нём своё горе и обиду, били его, он долго лежал в пыли на дороге, а очнувшись, говорил: «Меня… народ любит!» Когда дочь кузнеца, насмотревшись на его злоключения, говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живёшь?», – «Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.»

Всё живое должно жить. Человек рождается для того, чтобы жить им помогать жить другим. Такова жизненная философия Юшки, которую он выражал своим существованием. Поэтому Юшка и удочерил сироту, и отдавал на её воспитание и обучение все свои деньги, чтобы она жила. Поэтому так любил Юшка природу.

«Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал своей любви к живым существам.

Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.

Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве весёлые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».

Родная земля, родной лес, родное озеро, родной человек… Для Юшки всё живое было родным и нужным. Нужным для жизни маленькой девочки – сиротки, маленького кузнечика, маленького цветка, потому что они все вместе и есть жизнь, и им всем нельзя друг без друга. Поэтому и она сам, будучи частью той жизни, был нужен для других.

«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя… мы все равны».

Удочерение Юшкой чужого ребёнка – это причастность ко всему живому, взаимное с маленькими существами самоутверждение: «Я тоже всему свету нужен».

Если обратить внимание на приёмную дочь Юшки в рассказе, то можно увидеть, как отражается влияние удочерения на её судьбе.

Направление всей дальнейшей жизни девушки-врача определено благодаря её приёмному отцу. «Она знала, чем болеет Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…

С тех пор прошло много времени.

Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд».

Интересно остановиться на некоторых особенностях и проблемах рассказа «В прекрасном и яростном мире».

Его главный герой машинист Мальцев – талантливейший умелец. Автор рассказывает нам историю о том, как молодому машинисту не удалось даже приблизиться к тому совершенному искусству управления машиной, которой обладал Мальцев.

В данном случае контраст подчёркивает не только виртуозное мастерство управления машиной. Мальцев по-настоящему влюблён в машину и потому не верит что кто-то может также любить и чувствовать её, как он сам.

«Он вёл состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в своё внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Мальцев как бы сливается с тем живым организмом, каким ему представляется паровоз.

Он словно музыкант-профессионал, которому не обязательно видеть ноты, чтобы играть. Мальцев чувствует машину всем телом, ощущает её дыхание. Но не только машину. Герой чувствует и видит не только паровоз, но ещё и лес, воздух, птиц и многое другое.

Мальцев ощущает тот самый мир, который включает и его самого, и природу, и машину. Именно по этому поводу звучит фраза писателя о «прекрасном и яростном мире», в котором царит мастер-виртуоз. Но Мальцев, потеряв зрение, не оставляет паровоз.

Но почему Мальцева не понимает следователь? Ослеп ли этот человек в действительности?

Фигура следователя и его роковая ошибка введены писателем в сюжет для того, чтобы показать, насколько сознание обычного человека, призванного вершить судьбы людей, неспособно воспринять особые чувства и ощущения, которые испытывает герой.

Итак, ослеп ли Мальцев? В разговоре машиниста с героем-рассказчиком наше внимание сразу же приковывает фраза: «Я не знал, что я ослеп… Когда я веду машину, я всегда вижу свет…» Это кажется странным, поскольку мы знаем о наблюдательности Мальцева, о его особом и остром зрении. Но оказывается, что герой погружен в собственный мир, где существует только он, машина и природа, где нет светофоров, помощника, кочегара. Разве можно объяснить это следователю? Мы видим, что старый машинист живёт в своём, почти недоступном для окружающих мире, в который не пускает даже помощника.

Здесь возникает ещё одно лицо мира, которое редко изображается писателями вообще, а уж поэтами-романтиками XIX века в особенности. Всегда природа казалась прекрасной, недостижимо идеальной, особенно когда писатели сравнивали её с миром людей.

А в каком соотношении находятся эти миры у Платонова? Только ли прекрасен и идеален природный мир в рассказе? Конечно, нет. Природы предстаёт прекрасной стихией, которая по духу и содержанию враждебна человеку. Особенно тому, кто обладает даром противостоять ей.

Платоновский герой борется с природной стихией и стихией собственного убожества. Он пытается подчинить себе природу, регулировать её, подобно тому, как управляет паровозом. Но именно красота этой борьбы, ощущение себя равным природной стихии наполняет содержанием жизнь и сознание персонажа рассказа Андрея Платонова.

Читайте также:  Краткое содержание блеск и нищета куртизанок бальзака точный пересказ сюжета за 5 минут

«Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Платонов называет мир «прекрасным» и «яростным». Что стоит в рассказе за этими определениями? Прекрасный – несущий красоту природы, радость творчества. Яростный – стремящийся не допустить власти человека над собой, ополчающийся на самых талантливых.

Источник: http://MirZnanii.com/a/136591-2/khudozhestvennyy-mir-rasskazov-andreya-platonovicha-platonova-2

Рассказ Андрея Платонова “Возвращение”. Видеоурок. Литература 8 Класс

Сегодня на уроке в центре нашего внимания рассказ Андрея Платонова «Возвращение». Настоящее имя писателя – Андрей Платонович Климентов. (Рис. 1.)

Рис. 1. А. Платонов (Источник)

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет.

Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение.

А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Вскоре он начинает писать прозу – рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Литературная деятельность Платонова начинается с поэзии. В своих стихотворениях поэт создает образы маленьких людей, обделенных судьбой. Вот, например, несколько строк о слепом:

«Ты живой, ты живой, ты единственный, И стена – только дым на глазах, Ты слепой, но в тебе свет таинственный,

Ты у мира один на часах».

В 1922 году выходит первый сборник стихотворений Платонова «Голубая глубина». Стихи Платонова получили высокие оценки критиков. В частности, поэт Серебряного века В. Брюсов писал: «… у него – богатая фантазия, смелый язык и свой подход к темам».

Социалистический реализм (Соцреализм) – официально поощряемый партийными органами СССР художественный метод в литературе и искусстве, построенный на социалистической концепции мира и человека.

Метод сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 году. Он охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, архитектуру. Ведущим писателем соцреализма был признан М. Горький. (Рис. 2.)

Рис. 2. Максим Горький и Иосиф Сталин (Источник)

Горький писал: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой – и только с её высоты – ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

В годы Великой Отечественной войны Платонов, капитан-корреспондент, работает в газете «Красная звезда». Его военные рассказы появляются в печати. В конце 1946 года Андрей Платонов публикует рассказ «Возвращение». Рабочим название рассказа было «Семья Ивановых». В 1947 году за этот рассказ писатель был подвергнут критике и гонениям. Что же послужило тому причиной?

В рассказе «Возвращение» А. Платонов повествует о том, как солдат возвращается с войны. С темой победы у каждого из нас связаны радостные эмоции, ассоциации с весной, с торжеством жизни. Однако в повествовании Платонова мы не видим этой радости.

Действие в рассказе происходит осенью, все вокруг мрачное и унылое. Пейзаж художник Платонов обозначил всего несколькими штрихами, но сделал это мастерски. Осень – время года, которое ассоциируется с периодом увядания, умирания. Осень в рассказе является символом войны.

И даже те, кто выжил в этой войне, в душе переживают осень. Они уже забыли, что такое настоящее полноценное счастье и радость. Они живут, довольствуясь простой подручной радостью, маленькими моментами маленького счастья, которые они могут найти в условиях войны.

Таким образом, Платонов через пейзаж передает настроение главного героя Алексея Иванова – солдата, возвращающегося с войны.

Причин осеннего настроения героя мы сначала не понимаем. Казалось бы, сам солдат целехонек, дома его ждут, все близкие живы и здоровы, однако герой не торопится домой.

Сначала Алексей возвращается в часть потому, что поезд опоздал, а потом выходит на станции со своей однополчанкой и проводит с ней несколько дней. А жена и дети ждут его домой, ходят на вокзал и встречают поезда.

Читая это, мы начинаем осуждать Алексея Иванова, ведь осудить легче, чем понять.

В рассказе Платонов хотел показать, что для солдата, который провел четыре года на войне, уже нет понятия мирной жизни. Он забыл, что это такое, его семьей стала воинская часть, и его близкими – однополчане. Именно поэтому солдат Иванов чувствует себя осиротевшим без армии.

Солдат не может в одночасье порвать со своим военным прошлым и поэтому останавливается на несколько дне у своей однополчанки Маши. Потом он долго вспоминает, что ее волосы пахнут осенью. Потому что Маша – часть его военной жизни, а в мирной жизни все незнакомое, все давно забытое.

Именно эти чувства испытывает солдат, когда возвращается домой.

«Иванов рассматривал все предметы дома по порядку – стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь… Долго они жили здесь без него и скучали по нему. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности.

Он дышал устоявшимся родным запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.

Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома».

Предметы домашнего обихода остались прежними, и запах дома тот же, но это, пожалуй, единственное, что сохранилось из той далекой, прошлой жизни, а все остальное изменилось.

Первоначально назвав рассказ «Семья Ивановых», автор хотел подчеркнуть основную задачу рассказа, показать, что война разрушает и губит все на своем пути и даже духовную связь между близкими.

Алексей Иванов встретился с женой и детьми, как с чужими, незнакомыми ему людьми. Все эти четыре года семья Ивановых жила тяжелой военной жизнью. У них свой взгляд на войну, для них она прежде всего – тяжелый и изнурительный труд, разруха, голод, холод.

Беда, которую они пережили порознь с отцом, изменила их и отдалила от него.

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом.

Жена была прежняя – с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно.

Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, – вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей». (Рис. 3.)

Рис. 3. Кадр из фильма по мотивам рассказа (Источник)

Жена Люба не жалуется мужу, не рассказывает всех подробностей суровых трудовых военных будней. Однако из обрывков разговора мы узнаем многое. Все эти годы Люба тяжело работала и заботилась о детях, отдавала им последнее.

Сама она недоедала, она перешивала одежду мужа, чтобы детям было не холодно, она продала свое пальто и ходила зимой в коротком ватнике. Она делала все для детей, чтобы они выжили в этой войне. В ответ дети платят матери любовью и заботой, они очень привязаны к ней. Отец для них стал чужим.

Его даже не узнал старший сын Петр, а маленькая Настя вовсе не помнит отца. Иванову больно осознавать, насколько чужим он стал для своей семьи.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов куприна за 2 минуты

«…он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей.

Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно.

Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер».

Читая рассказ, мы понимаем, что война заставила сына Петрушку рано повзрослеть. Это же подмечает отец, когда встречает мальчика на вокзале.

«Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста.

Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок.

Одет-обут Петрушка был аккуратно: башмаки на нем были поношенные, но еще годные, штаны и куртка старые, переделанные из отцовской гражданской одежды, но без прорех – где нужно, там заштопано, где потребно, там положена латка, и весь Петрушка походил на маленького, небогатого, но исправного мужичка».

Подробнее ознакомившись с характером Петрушки, мы невольно вспоминаем строки из песни Булата Окуджавы:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры…»

Глядя на своих рано повзрослевших детей, Иванов понимает, что его задача – помочь им начать жить мирной жизнью.

«Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».

Кажется, что солдат все понимает, однако четыре года войны продолжают стоять между ним и его семьей. В момент, когда Иванов начинает упрекать свою жену в том, что она недостаточно времени уделяла воспитанию детей, ее защищает сын Петрушка.

«– А зачем ты стекло у лампы раздавливаешь? Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест, а масло Настьке отдает. – А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? – жалобным голосом, как маленький, вскричал отец.

– Алеша! – кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу. – Я знаю, я все знаю! – говорил Петрушка. – Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал, она тоже плачет. Ты не знаешь! – Да ты еще не понимаешь ничего! – рассерчал отец.

– Вот вырос у нас отросток.

– Я все дочиста понимаю, – отвечал Петрушка с печки. – Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…»

После ссоры с женой утром Иванов решает уехать. Он ничего не сказал ни жене, ни сыну, только поцеловал рано проснувшуюся маленькую Настю. Солдат пришел на вокзал, сел в поезд, поезд тронулся. Иванов смотрит в окно и видит дорогу.

«Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, павшие с возов, ивовые прутья и конский навоз.

Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестьянин в город с полным возом сена или возвращается обратно в деревню.

Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога».

Внимательно изучите эту цитату и вдумайтесь в смысл описания. Дорога – символ человека, его жизненного пути. Она безлюдна, кроме двух базарных дней в неделю. Вспомните, что мы говорили о подручной, временной радости и о радости полной, настоящей.

Платонов через пейзаж передает не просто настроение героя, а его отношение к жизни. И вот на этой пустой и безлюдной дороге появляются две хрупкие фигурки. Иванов узнает в них своих детей, он видит, как они бегут за поездом, спотыкаются и падают.

В этот момент солдат понимает, что у него одна общая дорога с его детьми и от него, как от отца, зависит, какой будет их жизнь. Именно в этот момент Иванов словно вырвался из оков войны, и прорвались все его настоящие и искренние чувства.

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Алексей Иванов спрыгнул с поезда. Именно в этот момент, в конце рассказа, солдат по-настоящему вернулся домой, и теперь в этой семье все наладится. Отец начнет работать, дети – учиться, и раны, оставленные войной, постепенно затянутся. Эта семья обязательно будет счастлива.

А сколько семей так и не дождались с войны своих отцов, мужей, братьев! В рассказе упомянут Семен Евсеевич. Он потерял всю свою семью, и ему не к кому возвращаться. Именно поэтому он приходит к детям Любы, играет с ними, читает им сказки – он отогревается душой. Несправедливо, что Иванов ревнует Любу к Семену, их ничего не связывало, кроме дружбы и поддержки.

В 1936 году в журнале «Красная новь» Платонов публикует рассказ под названием «Третий сын». Этот рассказ становится известным за пределами страны. Через год английский издатель О'Брайен включил новеллу советского писателя в сборник лучших рассказов года.

Эрнест Хемингуэй, прочитав рассказ, высказал мысль, что Платонов – один из тех писателей, у которых есть чему поучиться.

Вот такой рассказ написал Андрей Платонов. Писатель проявил здесь огромное мастерство, умение в каждом образе заключить глубокий философский и психологический смысл. Ведь даже фамилию героя Платонов выбирает не случайно.

Семья Ивановых олицетворяет собой многие семьи, дождавшиеся с фронтов своих близких и столкнувшиеся с проблемой разобщенности войной. Платонов не осуждает людей, он обвиняет проклятую войну.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. –2009.
  2. Вахитова Т.М. Платонов и Леонов. 1930 год. Предметный мир // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. – СПб., 2004. Кн. З. – С. 214–226.
  3. Давыдова Т.Т. Возвращение Андрея Платонова // Новый мир, 2006. № 6.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Dissercat.com (Источник).
  2. Xz.gif.ru (Источник).
  3. Lit-helper.com (Источник).

Домашнее задание

  • Напишите сочинение: Рецензия на рассказ А. П. Платонова «Возвращение»
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто герои рассказа?

2. В чем смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов, но потом забыл о ней?

3. Как встретился Иванов с женой – Любовью Васильевной?

4. Как отец рассматривал вещи в доме? Как вы понимаете мысли Иванова о них: «Долго они жили здесь без него и скучали по нем»?

5. Как расстались Маша и Иванов? Почему автор говорит только о чувствах Маши («заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба»)?

  • Охарактеризуйте образ Алексея Иванова.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/literatura-hh-veka/rasskaz-andreya-platonova-vozvraschenie?testcases=

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector