Краткое содержание рассказов антона чехова за 2 минуты

Ответы@Mail.Ru: Напишите пожалуйста краткое содержание рассказа Антона Павловича Чехова “Шуточка”.Заранее спасибо! Заранее спасибо!

Краткое содержание рассказов Антона Чехова за 2 минуты

Рассказ и так маленький. http://www.antonchehov.ru/book/252/

Шуточка 1886 Краткое содержание рассказа Читается за 2 минуты оригинал — 7 мин Молодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик её уговаривает, и девушка уступает.

Катясь с горки, парень тихо говорит: «Я люблю вас, Надя!» Немного отойдя от «катания» она вопросительно смотрит на рассказчика. Девушку мучает вопрос, кто произнёс эти слова — молодой человек или ветер. Не смотря на страх, она предлагает прокатиться ещё раз, надеясь снова услышать эти слова.

На другой день утром рассказчик получает записочку: «Если пойдёте сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» С этого дня он с Наденькой каждый день ходит на каток, и, слетая вниз на санках, всякий раз произносит вполголоса те же слова, к которым Надя привыкла, как к морфию. В марте молодой человек собирается в Петербург.

За два дня до отъезда рассказчик сидит в садике, отделённом забором от двора, в котором живёт Наденька. Через щель в заборе юноша видит девушку. Дождавшись порыва ветра, он произносит те же четыре слова и уходит. Наденька уже замужем.

Их походы на каток и произнесённые рассказчиком слова не забыты — для неё это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни… А рассказчику теперь, когда он стал старше, уже не понятно, зачем он говорил те слова, для чего шутил… Пересказал Сергей Симиненко

Молодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик её уговаривает, и девушка уступает. Катясь с горки, парень тихо говорит: «Я люблю вас, Надя!» Немного отойдя от «катания» она вопросительно смотрит на рассказчика.

Девушку мучает вопрос, кто произнёс эти слова — молодой человек или ветер. Не смотря на страх, она предлагает прокатиться ещё раз, надеясь снова услышать эти слова.

На другой день утром рассказчик получает записочку: «Если пойдёте сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» С этого дня он с Наденькой каждый день ходит на каток, и, слетая вниз на санках, всякий раз произносит вполголоса те же слова, к которым Надя привыкла, как к морфию. В марте молодой человек собирается в Петербург.

За два дня до отъезда рассказчик сидит в садике, отделённом забором от двора, в котором живёт Наденька. Через щель в заборе юноша видит девушку. Дождавшись порыва ветра, он произносит те же четыре слова и уходит. Наденька уже замужем.

Их походы на каток и произнесённые рассказчиком слова не забыты — для неё это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни… А рассказчику теперь, когда он стал старше, уже не понятно, зачем он говорил те слова, для чего шутил…

“Шуточка”-молодой человек предлагает девушке Наде скатиться с горки на санях. Она ужасно боится, но, в конце концов, решается.. Скатываясь, она слышит слова юноши:” Я люблю вас, Надя.

” Несчастная девушка силится понять, кто это сказал, она скатывается с горки снова и снова, но так и не находит ответа… Наступила весна. Надя стояла на балконе, и вдруг ветер донёс до неё эти слова :”Надя, я люблю вас!” Но Наденька вышла замуж за другого: ее выдали или она сама вышла…

Но для нее эти три слова – самое светлое воспоминание в жизни. А ведь юноша говорил их шутки ради…

Шуточка”-молодой человек предлагает девушке Наде скатиться с горки на санях. Она ужасно боится, но, в конце концов, решается.. Скатываясь, она слышит слова юноши:” Я люблю вас, Надя.

” Несчастная девушка силится понять, кто это сказал, она скатывается с горки снова и снова, но так и не находит ответа… Наступила весна. Надя стояла на балконе, и вдруг ветер донёс до неё эти слова :”Надя, я люблю вас!” Но Наденька вышла замуж за другого: ее выдали или она сама вышла…

Но для нее эти три слова – самое светлое воспоминание в жизни. А ведь юноша говорил их шутки ради…

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/79200965

Краткое содержание по рассказам Чехова

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Читать далее

Аптекарша

В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице. Читать далее

Беглец

В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Пашку, у которого нарыв на локте, мама привезла к доктору. Тот потребовал оставить ребенка в больнице на небольшую операцию Читать далее

Беззащитное существо

Кистунов, управляющий банком, отправляется на работу несмотря на свою подагру. В банк является некая Щукина с прошением. Читать далее

Белолобый

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе Читать далее

В овраге

Автор повести знакомит с необычным расположением села Уклеево. Раскинувшись в овраге, на вид были выставлены лишь трубы его зданий. Село было известно одним событием, произошедшим на поминках местного фабриканта Читать далее

Ванька Жуков

Ванька Жуков – сирота девяти лет отроду. Он жил с дедушкой в одной деревеньке, но вот уж три месяца как его отдали сапожнику Аляхину на обучение. Вечером перед Рождеством Ванька не спит Читать далее

Вверх по лестнице

Некий Долбоносов, советник из уездного городка, как-то по служебным делам приезжает в Петербург, где он неожиданно попадает к князю Фингалову на званый вечер. Здесь он случайно встречает молодого юриста, студента Щепоткина, чему очень удивился. Читать далее

Вишневый сад

События пьесы разворачиваются весной в 1904 году. Любовь Андреевна Раневская с дочерью, служанкой и лакеем возвращаются на Родину Читать далее

Гриша

Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня. Читать далее

Дама с собачкой

Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь Читать далее

Детвора

Чехов через игру раскрывает характер каждого ребенка: даже ещё не полностью оформившийся характер, а нрав и предрасположенности. Например, самый старший – Гриша Читать далее

Дом с мезонином

Произведение А.П. Чехова «Дом с мезонином» посвящено несостоявшейся любви молодого художника и провинциальной чистой девушки по имени Женя. Молодой человек не понравился ее старшей сестре, Лиде Читать далее

Драма на охоте

Произведение «Драма на охоте» А.П. Чехова начинается с того, как в редакцию приходит человек и просит напечатать его повесть. Господин представился фамилией Камышев и сказал Читать далее

Душечка

Произведение «Душечка» было написано в 1899 г. Главной особенностью можно обозначить разносторонний показ образа главной героини. За тему можно взять описание любви, которая противопоставлена обществу Читать далее

Дуэль

Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге Читать далее

Дядя Ваня

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака Читать далее

Жалобная книга

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov

Список рассказов Чехова

Несмотря на то, что в мировой литературе форма малого эпического жанра существовала давно, именно молодому Чехову удалость усовершенствовать ее и сделать популярной, поэтому форма рассказа с неожиданной развязкой связана с его именем.

В рассказах всегда присутствует эпицентр смешного, где пересекаются события, сталкиваются обстоятельства, и основной момент комизма сосредотачивается во внезапном перевороте явления, вызывающем замешательство у героев.

Все это совпадает с развязкой, поэтому волна, следующая от эпицентра к началу рассказа, расставляет любую подробность и деталь на свои истинные места, полностью обнаруживая нелепость целого.

Чехова привлекали не редкости, не занятные события, а заурядные случаи жизни, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди прекращают обращать внимание на то, что стали вздорны, как призрачны их страсти и ничтожны вожделения, цели.

Он нашел неисчерпаемые залежи смешного, наглядно показывая влияние привычки и рутинных представлений, автоматизирующих и обессмысливающих поведение людей, то есть рутинного человека в его обыденном существовании.

Главный эффект комического рождался в неожиданном обнаружении, назойливом однообразии, странности и нелепости в характерах героев, которые привели к новой форме юмористического рассказа.

Многие ранние рассказы, как признавался сам писатель, писал «наотмашь» и называл их «лицейскими», но именно благодаря им овладел своим стилем, заключенным в непринужденности речи, безукоризненной способности определять соразмерность отдельных частей произведения и сжатости, экономичности повествования и краткости, которая являющейся сестрой таланта.

Внимание к деталям

Чехов тренировал свою наблюдательность, усваивал, как смотреть на жизнь, чтобы найти конкретное содержание, где другие видели простую случайность и заурядность.

О взаимном отношении смешного и «серьезного»

Обширное знание действительности, разнообразие подвластного жизненного материала позволили Чехову написать «серьезные» рассказы, основной тон которых стал преобладающим в творчестве. В этом смысле интересны все рассказы, написанные Чеховым за 1886 год, значительная часть которых относится к шедеврам мировой новеллистики.

Читайте также:  Краткое содержание дама с камелиями дюма точный пересказ сюжета за 5 минут

Действия в рассказах происходят в городе и деревне, на постоялом дворе и вагоне железной дороге, церковной сторожке, студенческой каморке, избушке лесника, имении богатой владелицы винокуренного завода, на даче и в аптеке, церкви, на балу, на мельнице, зале судебных заседаний, зубоврачебном кабинете, темной мастерской сапожника. Описывает более 250 персонажей, в которой представлены все социальные группы тех времен.

«Серьезные» рассказы Чехова образовывают пестрое, но внутренне единое повествование о русской жизни в целом, касающейся среднего и нижнего ее пласта.

Каждый из рассказов является фрагментом огромной панорамы, который связан корнями с реальной ситуацией, заложенной в его основу и с ее почвой, являющейся жизнью всего общества. Наглядно жизнь представлена в завязках и развязках, поэтому их особенность в том, что на самом деле нет ничего особенного, так как персонажи появляются из народа и уходят в него.

Обидчики и притеснители не являются исчадием порока, они думают и поступают «как все», некоторые немного последовательнее, потому что по масштабам личности они тоже относятся к «средним» и «массовым».

Алфавитный список произведений Чехова:

  1. Агафья
  2. Альбом
  3. Анюта
  4. Аптекарша
  5. Ариадна
  6. Архиерей
  7. Бабы
  8. Барон
  9. Барыня
  10. Беглец
  11. Беззаконие
  12. Безнадежный
  13. Белолобый
  14. Благодарный
  15. Братец
  16. Брат моего брата
  17. Бумажник
  18. Ванька
  19. Ведьма
  20. Верба
  21. Верочка
  22. Весной
  23. Водевиль
  24. Володя
  25. Волк
  26. Ворона
  27. Воры
  28. Враги
  29. Встреча
  30. Вынужденное заявление
  31. В пансионе
  32. В цирульне
  33. Гость
  34. Гриша
  35. Гусев
  36. Дамы
  37. Дама с собачкой
  38. Дом с мезонином
  39. Дачники
  40. Дачница
  41. Делец
  42. Детвора
  43. Дипломат
  44. Дома
  45. Донесение
  46. Драма
  47. Драматург
  48. Дурак
  49. Душечка
  50. Дуэль
  51. Егерь
  52. Ёлка
  53. Жалобная книга
  54. Жена
  55. Жилец
  56. Заблудшие
  57. Забыл
  58. Загадочная натура
  59. Задача
  60. Задачи сумасшедшего математика
  61. Заказ
  62. Закуска
  63. Зеркало
  64. Злоумышленник
  65. Злоумышленники
  66. Из дневника одной девицы
  67. Из записок старого педагога
  68. Именины
  69. Интриги
  70. Ионыч
  71. Исповедь
  72. Казак
  73. Калека
  74. Калхас
  75. Канитель
  76. Каникулярные работы институтки Наденьки N
  77. Каштанка
  78. Клевета
  79. Княгиня
  80. Комик
  81. Корреспондент
  82. Корневильские колокола
  83. Кошмар
  84. Красавицы
  85. Критик
  86. Крыжовник
  87. Либерал
  88. Лист
  89. Лошадиная фамилия
  90. Любовь
  91. Мальчики
  92. Маска
  93. Мелюзга
  94. Месть
  95. Мечты
  96. Мороз
  97. Мститель
  98. Мужики
  99. Мыслитель
  100. Налим
  101. на мельнице
  102. Нарвался
  103. Нахлебник
  104. Нахлебники
  105. Невеста
  106. Ненастье
  107. Неосторожность
  108. Неприятность
  109. Нервы
  110. Несчастье
  111. Неудача
  112. Ненужная победа
  113. Нищий
  114. Нытьё
  115. Обыватели
  116. О любви
  117. Опекун
  118. Оратор
  119. Орден
  120. Осенью
  121. Осколки
  122. О смерти чиновника
  123. Открытие
  124. Отрава
  125. Отрывок
  126. Панихида
  127. Папаша
  128. Пари
  129. Певчие
  130. Пережитое
  131. Переполох
  132. Пересолил
  133. Перепутанные объявления
  134. Перед свадьбой
  135. Персона
  136. Печенег
  137. Писатель
  138. Письмо
  139. Письма к ученому соседу
  140. Поленька
  141. Попрыгунья
  142. Поцелуй
  143. Почта
  144. Праздничные
  145. Предложение. (Рассказ для девиц)
  146. Предписание
  147. Приданое
  148. Припадок
  149. Происшествие
  150. Протекция
  151. Произведение искусства
  152. Пустой случай
  153. Пьяные
  154. Радость
  155. Разговор
  156. Размазня
  157. Рано
  158. Ревнитель
  159. Репетитор
  160. Репка
  161. Розовый чулок
  162. Роман с контрабасом
  163. Рыбья любовь
  164. Ряженые
  165. Самообольщение
  166. Сапоги
  167. Свадьба
  168. Свидание хотя и состоялось, но…
  169. Свирель
  170. Свистуны
  171. Светлая личность. (Рассказ “идеалиста”)
  172. Святой ночью
  173. Серьезный шаг
  174. Святая простота
  175. Симулянты
  176. Сильные ощущения
  177. Сирена
  178. Скука жизни
  179. Следователь
  180. Случаи mania grandiosa
  181. Словотолкователь для “барышень”
  182. Смерть чиновника
  183. Событие
  184. Совет
  185. Соседи
  186. Список лиц, имеющих право на бесплатный проезд по русским железным дорогам
  187. Справка
  188. Староста
  189. Старость
  190. Статистика
  191. Стена
  192. Страдальцы
  193. Страх
  194. Страхи
  195. Стрекоза
  196. Студент
  197. Супруга
  198. Сущая правда
  199. Счастливчик
  200. Счастье
  201. Тайна
  202. Тайный советник
  203. Талант
  204. Тапёр
  205. Темнота
  206. Темпераменты
  207. Тина
  208. То была она!
  209. Тоска
  210. Толстый и тонкий
  211. Трагик
  212. Трифон
  213. Тряпка
  214. Тысяча одна страсть, или Страшная ночь
  215. Тяжелые люди
  216. Убийство
  217. Упразднили
  218. Устрицы
  219. Утопленник
  220. Учитель
  221. Ушла
  222. Федосья
  223. Финтифлюшки
  224. Хамелеон
  225. Хирургия
  226. Хитрец
  227. Хористка
  228. Хорошие люди
  229. Художество
  230. Циник
  231. Чтение
  232. Человек без селезенки
  233. Человек в футляре
  234. Чужая беда
  235. Шампанское
  236. Шведская спичка
  237. Шуточка
  238. Юбилей
  239. Ярмарка

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/spisok-rasskazov-chekhova.html

Рассказы Антона Павловича Чехова. Список произведений — Библиотека для детей

 
Розовый чулок
Аптекарша
Актерская гибель
Антрепренёр под диваном
Анюта
Без места
Беседа пьяного с трезвым чёртом
Блины
Брак через 10-15 лет
В аптеке
В вагоне
Вверх по лестнице
Ведьма
Визитные карточки
Восклицательный знак
Врачебные советы
Встреча весны
Глупый француз
Горе
Гость
Грешник из Толедо
Дачники
Два газетчика
Двадцать девятое июня
Делец
Егерь
Жених и папенька
Женское счастье
Жёны артистов
Жизнь в вопросах и восклицаниях
Заблудшие
Задачи сумасшедшего математика
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Записка
За яблочки
Зелёная Коса
Зеркало
Из воспоминаний идеалиста
Индейский петух
Интеллигентное бревно
Исповедь, или Оля, Женя, Зоя
Клевета
Конкурс
Контрабас и флейта
Конь и трепетная лань
Корреспондент
Который из трёх?
Кухарка женится
Летающие острова
Мёртвое тело
Мои жёны
Мой юбилей
Моя беседа с Эдисоном
Мыслитель
На чужбине
Нервы
Не судьба!
Неудача
Нечто серьёзное
Ниночка
Новогодние великомученики
Ночь на кладбище
Ну, публика!
О бренности
Общее образование
Оратор
Отец семейства
Открытие
Панихида
Папаша
Первый дебют
Перед свадьбой
Переполох
Каштанка
Белолобый
Душечка
Мальчики
Хамелеон
Дома
Лошадиная фамилия
Налим
Не в духе
Репетитор
Беглец
Ванька
Гриша
Детвора
Толстый и тонкий
Пересолил
Злоумышленник
Смерть чиновника
Унтер Пришибеев
Беззащитное существо
Дочь Альбиона
Экзамен на чин
Злой мальчик
Радость
Канитель
Маска
Архиерей
Баран и барышня
Беззаконие
В ландо
Брожение умов
В овраге
В Париж!
Винт
Жалобная книга
Тоска
Размазня
Длинный язык
Дорогая собака
Забыл!!
Ионыч
Персона
Петров день
Писатель
Письмо к учёному соседу
По-американски
Пропащее дело
Психопаты
Роман с контрабасом
Руководство для желающих жениться
Рыбье дело
Ряженые
Салон де варьете
Самый большой город
Сапоги
«Свидание хотя и состоялось, но…»
Свистуны
Святая простота
Сельские эскулапы
Симулянты
Скверная история
Средство от запоя
Староста
Старость
Стена
Стража под стражей
Суд
Тапёр
Темпераменты
Тряпка
Тысяча одна страсть, или Страшная ночь
У телефона
Утопленник
Художество
Циник
Шампанское
Шило в мешке  

Перейти в раздел «Рассказы»
Читать все рассказы А.П.Чехова.Список произведений.

Краткая биография Антона Павловича Чехова

 

Антон Павлович Чехов — крупнейший русский писатель, драматург, классик мировой литературы. Из написанных им порядка 900 произведений немалое количество вошло в сокровищницу не только русской литературы; спектакли по его пьесам до сих пор не сходят с театральных подмостков в разных уголках мира.

 

Антон Чехов появился на свет 29 января (17 января по ст. ст.) 1860 г. в Екатеринославской губернии, г. Таганрог. Его отец был купцом, и сыновья, в том числе Антон, помогали ему в лавке с малых лет. Кроме того, они ежедневно по утрам пели в церковном хоре, поэтому их детство было далеко не безоблачной и беззаботной порой.

 

После окончания местной греческой школы 8-летний Чехов становится учащимся гимназии, которая на то время в южной России была одним из старейших учебных заведений с богатыми традициями.

Этот период биографии имел чрезвычайно большое значение для становления Антона Павловича Чехова как человека и писателя. Будучи гимназистом, Чехов полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение.

В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.

 

После ее окончания в 1879 г. А.П.Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. К этому же времени относится его дебют в журнале «Стрекоза», который в 1880 г.

опубликовал рассказ первокурсника «Письмо к ученому соседу» и его же юмористическую зарисовку «Что чаще всего встречается в романах повестях и т.п.».

Впоследствии Чехов продолжал творить в рамках малых литературных форм: его фельетоны, юморески, рассказы появлялись в юмористических изданиях «Будильник», «Зритель», «Осколки». Сочинения Чехов подписывал различными псевдонимами — Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.

 

В 1882 г. у Чехова был уже готов первый сборник рассказов, однако он так и не увидел свет (не исключено, что его не пропустила цензура), но уже спустя два года, в 1884 г.

, сборник рассказов «Сказки Мельпомены» был опубликован. Этот год оказался примечательным еще и окончанием учебы, получением диплома уездного врача.

Чехов приступил к профессиональной деятельности в Чикинской больнице, позднее местом его работы был Звенигород.

 

На протяжении 1885-1886 гг. А.П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Однако старшие собратья по перу — Д. Григорович, В. Билибин, А.

Суворин — выражали сожаление по поводу растраты таланта на подобную «мелочевку».

Начинающий литератор внял этим рекомендациям, и постепенно его рассказы приобретали больший объем и серьезность содержания.

 

Важным свидетельством перестройки образа мыслей Чехова стали путешествия 1887 г. Заметно сократив сотрудничество с юмористическими изданиями, он путешествовал по родному южному краю, позднее посетил Кавказ, Крым.

Результатом пребывания Антона Павловича Чехова на юге стало написание рассказа «Степь», с которым он дебютировал в толстом журнале «Северный вестник». Критики не оставили это сочинение без внимания.

Впоследствии Чехов сотрудничал не только с «Северным вестником», но и с «Жизнью», «Русской мыслью»; увидел свет целый ряд отдельных произведений и сборников, а в 1888 г. его «В сумерках» были награждены половиной Пушкинской премии.

Публика не пропускала ни одного его нового произведения, известность и авторитет Чехова-литератора неуклонно росли. Вторая половина 80-ых гг. была отмечена интенсивной работой над драматическими произведениями.

 

Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов оставался неудовлетворен своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло проверенное средство — путешествие, на этот раз на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников.

Некоторое время Чехов держал решение отправиться туда в тайне, и, когда в январе 1890 г. поделился замыслом со знакомыми, в обществе это произвело настоящий фурор. Прибыв 23 июля 1890 г.

на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. После долгого путешествия 19 декабря Чехов прибыл в Тулу, где его встречали родственники.

Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии.

 

Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 г. жил в Москве, а затем по 1899 г. проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За период т.н.

мелиховского сидения из-под пера Чехова вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 г.

ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишневый сад» (1903-1904); все они вошли в репертуар открытого в 1898 г. МХТ.

Читайте также:  Краткое содержание ремарк возлюби ближнего своего точный пересказ сюжета за 5 минут

 

В 1899 г. Чехов покидает подмосковное имение и обосновывается в Ялте, в построенном им доме. На переезд писателя сподвигли смерть отца и ухудшение состояния из-за туберкулеза. В 1901 г. он женится на О. Книппер, актрисе МХТ, и бывает в Москве лишь наездами.

В ялтинском доме Чехова побывали многие известные личности, в частности, И. Бунин, М. Горький, Лев Толстой и др. В 1902 г.

Антон Павлович Чехов отказался от присужденного ему двумя годами ранее титула почетного академика, протестуя тем самым против того, что Николай II лишил этого же звания М. Горького.

 

В 1904 г. Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 15 июля (2 июля по ст. ст.) 1904 г.

он скончался, его тело привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 г.

перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем.

——————————————————-

Рассказы Антона Павловича Чехова.
Читаем бесплатно онлайн

 

Читать рассказы других авторов
Читать все рассказы А.П.Чехова.Список рассказов.

Источник: http://skazkii.ru/anton-chexov

Проблематика рассказов Антона Чехова на Сёзнайке.ру

Рассказы А.П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой простотой при каждом следующем прочтении мы находим что-то новое, более глубокий смысл, обращаем внимание на сложное художественное построение.

Рассказы предельно лаконичны и требуют, соответственно, определенных художественных приемов, таких как сжатость повествования, когда многое оказывается сказанным “за скобками произведения”, пресуппозиция, когда читатель понимает многое и без объяснения автора. Таким образом, Чехов следует своему утверждению: “Краткость – сестра таланта”. При этом писателю удается уместить очень многое в небольших по объему произведениях.

В основном, в рассказах можно выделить два главных пункта: наличие социальных типажей (то есть изображение в лице отдельного человека какого-либо качества) и многообразие человеческих натур вообще.

Часто предметом рассказа становится судьба персонажа или переломный момент в жизни, когда человек поступает необдуманно, а, значит, наиболее искренне. То есть Чехов не опускался до конкретного указания на социальное явление, считая своего читателя интеллектуальным человеком.

Если предметом изображения должен был стать общечеловеческий недостаток – автор показывал отдельного человека; если порок встречался нечасто и заслуживал особого внимания – судьба человека прослеживалась целиком (например, рассказ “Ионыч”).

И очень мало присутствует в рассказах авторской субъективности, он предоставляет читателю возможность самостоятельно подумать над типажами и насущными проблемами.

В рассказе “Хамелеон” мы видим некую ситуацию, из которой можно сделать большие выводы. Он, безусловно, очень смешон, но за этим смехом, как обычно и бывает у Чехова, проглядывается трагизм ситуации, и становится грустно.

Имя главного героя стало нарицательным, появилось даже понятие “хамелеонства” – готовности в угоду чинам моментально менять свое мнение или решение. Чинопочитание присутствует и в другом рассказе Чехова – “Смерть чиновника”.

Хотя Червяков и не меняет своего мнения в зависимости от обстоятельств, но его роднит с героем “Хамелеона” то, что у них присутствует шаблонность мышления, стереотип поведения, так неуважаемые автором. Каждое их решение отталкивается от принципа социальной иерархии.

У Чехова, в целом, авторская позиция четко не выражена, и таким образом проблематика по сути тоже не видна отчетливо. Но справедливость чеховской идеи доказывается самой логикой жизни, и, следовательно, можно считать одной из главных идей – непрерывность течения жизни и невозможность ему противостоять.

Может ли человек вырваться из среды? Кто сильнее: человек или среда? На эти вопросы Чехов отвечает так: да, человек способен победить среду, но при наличии у него высших душевных качеств. Изображаемые же им герои сами хотят оставаться в своей среде, втягиваясь в нее все больше и больше.

Основными качествами персонажей его рассказов является, во-первых, отсутствие внутреннего стержня, потеря направления действия. Так, Душечка не знает, зачем она живет, зачем думает, и, не видя перед собой примера для подражания, объекта, на который можно направить свои силы, она оказывается беспомощной и бесполезной.

Во-вторых (и это является главной целью Чехова), автор наносит сокрушительный удар по пошлости, в самом широком смысле этого понятия. Для него пошлость – это превращение людей в подобия человека. Тонко чувствуя свое время, понимая, что господствует такой тип людей, Чехов показывал, что дух времени лишает людей уверенности, обрекая на прозябание.

Однако нельзя списывать на дух времени абсолютно все (хотя, как уже было сказано, с этим стоит считаться). Человек сам может строить свою жизнь, и примером этому служит сам автор. Из схватки со средой можно выйти победителем, именно поэтому Чехов не жалеет своих слабых героев, поскольку знает, что они в силах все изменить.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9243-problematika-rasskazov-antona-chehova

1.2 Антон Павлович Чехов – мастер рассказа

Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. “Краткость – сестра таланта” — ведь так оно и есть: все рассказы А.П. Чехова очень короткие, но в них заложен глубокий философский смысл. Что такое жизнь? Зачем она дается человеку? А любовь? Настоящее ли это чувство или просто фарс?

В маленьких рассказах Чехов научился передавать всю жизнь человека, течение самого потока жизни. Крошечный рассказик поднялся до высоты эпического повествования.

Чехов стал творцом нового вида литературы – маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман, В его письмах, высказываниях, записях появились по-суворовски лаконичные и выразительные изречения, формулы стиля: «Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.

Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен» «Писать талантливо, то есть коротко», «Умею коротко говорить о длинных вещах». [3, с. 112]

Последняя формула точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. Он добился небывалой в литературе емкости, вместительности формы, он научился несколькими штрихами, особенно посредством сгущения типичности, своеобразия языка персонажей, давать исчерпывающие характеристики людей.

Чехов владел всеми тайнами гибкой и емкой, динамической речи, огромная энергия которой сказывалась у него буквально на каждой странице.

Эта энергия нагляднее всего проявилась в его метких, как выстрел, сравнениях, которые за все эти восемьдесят лет так и не успели состариться, ибо и до сих пор поражают читателя неожиданной и свежей своей новизной.

О любом предмете, о любом человеке Чехов умел сказать очень простое и в то же время новое, незатасканное, нешаблонное слово, какого никто, кроме него, не говорил до тех пор. Главная черта его творчества, которая не могла не сказаться раньше всего в его стиле, есть могучая сила экспрессии, сила, которой и был обусловлен его непревзойденный лаконизм.

В русской литературе обсуждение главных общественных проблем времени традиционно было уделом произведений большого эпического жанра – романа («Отцы и дети», «Обломов», «Война и мир»). Чехов романа не создал. И вместе с тем он – один из самых социальных русских писателей. Готовые его главы мы читаем в полном собрании его сочинений в виде «отдельных законченных рассказов».

Но в форму небольшого рассказа-повести он смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. С середины 90-х годов едва ли не каждая такая короткая повесть Чехова вызывала бурный резонанс в печати.

Каждая чеховская вещь, несмотря на жанр, в котором она была написана, поднимала огромные пласты жизни общества.

Чехов отверг такие приемы характеристики персонажей, когда писатель, прежде чем герой начнет действовать, подробно знакомит читателя с его предыдущей биографией, с его родителями, а то и предками. Чеховские герои всегда раскрываются в самом действии, в поступках, в мыслях и чувствах, непосредственно связанных с действием.

Можно сказать, что Чехов – один из самых строгих мастеров объективной школы в литературе, изучающей человека по его поведению. К этому времени в прозе Чехова вырабатывается повествовательная манера, которую принято называть объективной. В его рассказе автор-повествователь не выступает прямо со своими оценками героев или изображаемого вообще.

Он скрыт, его точку зрения читатель улавливает из сюжета, соотношения высказываний и действий героев, всего произведения в целом. Все же изображаемое внешне дается так, как его видит герой. Из окружающей обстановки показывается только то, что может наблюдать он — из окна, из тарантаса, идя по улице, стоя на берегу реки.

То, что он не видит со своего наблюдательного пункта, не изображается. А если все же показывается, то об этом говорится предположительно: «видимо», «очевидно»; автор не берет на себя ответственность говорить об этом категорически, «от себя». Это не значит, что речь повествователя нейтральна, эмоционально ровна.

В ней не проявляются его эмоции, но чувства героев насыщают ее обильно; используется очень подходящая для этих целей несобственно-прямая речь.

Устойчивый метод Чехова чтобы минусы были уравновешены плюсами. Этот метод он применял постоянно в десятках бесконечно разнообразных новелл. Его искусство «уравновешивать плюсы и минусы» было особенно заметно в тех вещах, где он сталкивает косных, вялых, отрицающих жизнь, пассивно-равнодушных людей с жизнеутверждающими, боевыми, беспокойными, ищущими.

На страницах у Чехова очень часто происходят эти столкновения и стычки двух непримиримых врагов и, наблюдая, как дерутся противники, Чехов нигде в своих новеллах и пьесах не высказывает внятно и громко своего отношения к той или другой стороне. «Любите своих героев, — советует он одной молодой беллетристке, — но никогда не говорите об этом вслух». [2, с.

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй кошка под дождём точный пересказ сюжета за 5 минут

88]

Но большинству своих положительных героев он придавал отрицательные черты, а большинству отрицательных — положительные.

Такой системы он упрямо придерживался, изображая опять и опять схватки двух враждующих сил, двух полярно противоположных характеров

Читатель начинает свое знакомство с художественным произведением с заглавия. Выделим некоторые черты и особенности Чеховских заглавий, «сквозные» в его писательском пути и преобладающие в тот или иной период.

Поэтика заглавий – лишь частица Чеховской эстетики, реализовавшейся в двадцатилетней деятельности писателя (1879 – 1904). Заглавия у него, как и у других художников, находятся в тесной связи с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, героями, формой повествования, с авторской интонацией, характерной именно для Чехова.

Так, уже в названиях ранних его рассказов заметно преимущественное внимание автора к обыкновенному, будничному. В его произведения хлынули люди разных социальных слоев, профессий, возрастов, обитатели городских окраин и деревень – маленькие чиновники, разночинцы, мужики.

Допуская в заглавие «всякий предмет» («Справка», «Блины», Лист», «Сапоги» и другие) Чехов вызывает у читателей ассоциации то с бездуховными людьми, то с прозаичностью самой деятельности.

«Нет ничего скучнее и непоэтичнее, как прозаическая борьба за существование, отнимающая радость жизни и вгоняющая в апатию», писал Чехов. [4, с. 99]

Атмосфера обыденности, присутствующая уже в заглавии, поддерживается зачином рассказа, в котором герои представлены в их жизненном амплуа и будничной обстановке: «Земская больница…Больных принимает фельдшер Курятин..» («Хирургия»).

Зачины и заглавия у Чехова «дают тон» всему произведению.

У извозчика Ионы умер сын («Тоска»). В слове «тоска» выражено тягостное душевное состояние человека. Эпиграфом служат слова из Евангелия: «Кому повеем печаль мою?..» Иона забывает о себе, тоскуя о сыне.

Чехов использовал особую форму композиции; основные принципы построения чеховского сюжета: отсутствие обширных вступлений, фабульных «концов», детально разработанной предыстории героев, подробной мотивировки их действий и т. п.

– когда рассказ начинается без каких-либо подходов, сразу вводя читателя в середину действия, и так же неожиданно, без «закругленной» развязки, кончается.

При такой композиции сферы действительности, оставленные автором за границами произведения, ощущаются нами как присутствующие, подразумевающиеся.

В рассказах решалась проблема, которую Чехов ощущал для себя как главную, — проблема психологизма, изображения внутреннего мира человека.

У Чехова был громадный опыт сценок – их он писал по несколько десятков в год. В сценке, целиком сосредоточенной на явлениях внешне-предметного мира, непосредственное изображение внутреннего, за редчайшими

исключениями, отсутствовало. Внутреннее изображалось исключительно через наружные его проявления. В самых ранних сценках Чехова находим некоторые приемы изображения внутреннего мира, близкие к общей традиции сценки: отсутствие прямого проникновения автора в сами душевные переживания персонажа и изображение их через фиксацию внешних признаков, через поведение, через диалог.

Но это было не заимствование, а скорее принятие условий жанра: во всех этих случаях давал собственные оригинальные вариации. Многие из них вообще были лишь спровоцированы условиями жанра, а не взяты из готового. В короткой сценке, ни слова не говоря о чувствах гёроя, Чехов может изобразить целую сменяющуюся их гамму.

В задачи юмористической сценки входило подчеркнуть, выделить жест, выражение лица, подметить в них смешное, необычное, редкое, могущее удивить. Пристальность юмориста, вглядыванье пародиста и сатирика вошли в плоть и кровь чеховского видения и психологического изображения. Отмечаются самые мелкие, как будто незначительные движения, жесты, выражающие чувство.

Постепенно это развилось в необыкновенно изощренную технику «мимического» психологизма, был создан целый арсенал способов и приемов, могущих выражать уже не только сравнительно простые душевные движения. Закреплением опыта психологического изображения к середине 80-х годов было известное высказывание в письме к Ал. П. Чехову от 10 мая 1886 года: «В сфере психики тоже частности. […

] Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев». [4, с. 37] Сложные философско-психологические темы чеховских рассказов конца 80-х годов невозможно было решить прежними методами. Нужно было что-то другое.

Но, решая в эти годы проблему психологизма, никак нельзя было обойти опыт величайшего современника – Льва Толстого. Толстой как философ, моралист занимал Чехова и прежде – Толстой-художник глубоко заинтересовал только теперь.

Нравственные искания толстовских героев, направление их мысли, душевные боренья всегда действенно-результативны, оканчиваются перерождением, постижением, кровью, новой жизнью, болезнью.

У Чехова размышления, искания, борьба чувств героев в реально-жизненном плане обычно для них ничем не кончаются – все тонет в неостановимом и непрерывном потоке бытия.

Главным явилось изображение внутреннего мира, близкое к толстовскому: автор беспощадно вскрывает истинные мотивы поступков, высказываний. Толстовское влияние не прошло бесследно. У Чехова в области изображения внутреннего мира появились новые черты.

Развился и расширил свои сюжетные права внутренний монолог, появились такие его формы, как «диалог в монологе», монолог, имитирующий «неоформленную» внутреннюю речь. Психологизм обогащается самоанализом.

Иногда говорят, что Чехов впервые изобразил обыкновенного человека.

В 60-ые годы 19 века писатели запечатлели рядового члена крестьянской общины, жителя города, мастерового, приказчика. Общий поток литературы 70-х годов закрепил этот интерес. Принципиально новым у Чехова было другое.

В предшествующей литературе обыкновенный человек изображался или как открыто типический, или без специальной концентрации черт, как один из многих.

Но и в том и в другом случае не ставилась задача изображения индивидуальности и неповторимости именно этого человека.

Художественное видение Чехова было направлено прежде всего на индивидуальность, со всем ее багажом – не только типическим, но и второстепенным, случайным: и то и другое для него достойно воплощения.

Чехову недостаточно показать человека в кругу его мыслей, идей, верований, изобразить героя в индивидуальных чертах физического облика. Такой индивидуальности ему мало.

Ему надобно запечатлеть особость всякого человека в преходящих, мимолетных внешних и внутренних состояниях, присущих только этому человеку сейчас и в таком виде неповторимых ни в ком, нигде, никогда.

Индивидуальное сращено со всеми мелочами этой минуты этого человека, и внимательность чеховской индивидуализации, иногда кажется, дошла до предела в своем интересе к самым пустячным, ничтожным привычкам, жестам, движеньям.

То, что герой любит мять манжеты, поглаживает себя по голове, по груди или щелкает пальцами, может не иметь никакого характеристического значения. Но это создает особое, недистанцированное, близкое отношение к нему- в противоположность обобщенной характеристике, заставляющей рассматривать героя издали, со стороны.

Все это утверждает ценность каждого человека не только как духовного феномена, но и как личности, со всем «частным», что есть в ней, – ту ценность, которая была осознана обществом только значительно позже. Как бытие в целом у Чехова – царство индивидуальных форм, так и часть его – герой – прежде всего индивидуальность, со всем единственным в своем роде.

Особенности мастерства и стиля Чехова замечательно проявляются и в его пейзаже. Он ввел новый пейзаж, заменив описание многочисленных подробностей одной, наиболее выпуклой, наиболее характерной деталью.

Антон Павлович изложил принцип своего пейзажа в письме к брату Александру: «Для описания лунной ночи достаточно того, чтобы на плотине блестело горлышко от разбитой бутылки и чернела тень от мельничного колеса».

[1, с. 124]

Образы многих чеховских рассказов вошли в наш повседневный быт, имена персонажей стали нарицательными. Достаточно сказать “Пришибеев”, “хамелеон”, “душечка”, “попрыгунья”, “человек в футляре”, чтобы сразу стала ясной сущность целых социальных явлений. Это и есть сила типичности, которою Чехов овладела совершенстве.

А.И. Солженицын дал такую характеристику рассказам Чехова: « А вообще – есть у Чехова рассказы и болезненные (как «Володя»), и вялые очерки без цели (как «Холодная кровь»), и растянутые, несостроенные. Среди повестей (обычно – из интеллигентской жизни) – и довольно рыхлые, с некрепкой композицией.

Не случайно Чехов не написал ни одного большого романа? От этой слабости композиции при растущих объёмах? От недостатка общей энергии? От недостатка терпеливости работать над перестройками, перебросками, пересоединениями, неизбежными в романе? А главное: для романного обзора, охвата – нужны ведущие мысли.

А у Чехова чаще вот эти бесконтурные: благородство труда! надо трудиться! или: через 20-30-200 лет будет счастливая жизнь. И общественные процессы, проходящие при нём в России, у него смазаны в контурах. (Д.С. Лихачёв настаивал: у Чехова нет чувства русской истории; может быть и так.) Нет у него общей, ведущей, большой своеродной идеи, которая сама бы требовала романной формы.

– Для 1903 года «Невеста» – ну, пониманье ли это общественного процесса?

«Сахалин» его – был поступок гражданский. Книга весьма интересна с экономической и этнографической стороны. А живого изображения каторги и близко нет, оно заменено статистикой. И язык – тяжёлый, из-за того, что Чехов добросовестно следует многим чиновничьим документам.

Очень жаль, что он пренебрегал и народной лексикой, и звуковой и ритмической стороной.

Зато уж в импрессионичности портрета он сделал первый смелый шаг. Вроде как: лицо Памфова «вот-вот растает от жары и потечёт вниз за жилетку» («Мыслитель»). Отсюда-то, от Чехова, пошёл великолепный краткостью и зримостью портрет у Замятина.

И – бессмертная лаконичность, вроде («Дама с собачкой»): «Если бы вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте». Ответ: «А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!» [5, с. 137]

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/7804

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector