Краткое содержание рассказов людмилы улицкой за 2 минуты

Людмила Улицкая “Люди нашего царя”

Литературная судьба Людмилы Улицкой поистине уникальна.

Биолог по образованию, генетик по профессии, она начала писать в конце восьмидесятых — и сразу, с первых произведений, заявила о себе как зрелый автор, мастер художественной прозы, способный поднять уровень современной русской литературы на новую высоту.

Первый сборник ее рассказов “Бедные родственники” вышел во Франции. За 15 лет Людмила Улицкая создала множество текстов: и сборники рассказов, и повести, и романы. Каждое ее произведение становилось событием в русской и мировой литературе.

Произведения Людмилы Улицкой переведены на 20 языков, их знают и любят во многих странах мира. Ее повесть “Сонечка” была удостоена престижной французской литературной премии “Медичи” за лучший иностранный роман года и итальянской премии Джузеппе Ацерби.

Американские слушатели литературных курсов изучают “Сонечку” в университетах. В России в 1993-м эта повесть была включена в шорт-лист “Букера” (самой престижной литературной премии), но премии не была удостоена.

Только в 2001 году юбилейный, десятый “Букер”, был присужден Людмиле Улицкой за роман “Казус Кукоцкого”. В начале 1990-х по сценариям Улицкой были сняты два фильма: “Сестрички Либерти” и ”Женщина для всех”. Кроме того, скоро в кинопрокат выйдет многосерийный фильм “Казус Кукоцкого”, поставленный Юрием Грымовым.

Вернее так — один из лучших романов десятилетия экранизирован одним из лучших режиссеров двадцатилетия.

Что же касается ее новой книги “Люди нашего царя” (на этот раз, это сборник рассказов), то достаточно было бы сказать одно: она не разочарует читателя. Это можно заявить со всей ответственностью.

Улицкая умеет создавать нежно-лиричные блокбастеры, она прекрасно чувствует свою аудиторию, то есть нас. А что нам нужно: захватывающие сюжеты, нестандартные характеры, тонкий, своеобразный юмор.

Под одной обложкой собраны совершенно разные истории на любой возраст. Прав был Лесков, говоря “Каких только людей нет у нашего царя!” Людям старшего поколения будет интересно вычислить, что за известные личности фигурируют в “Дезертире”, “Писательской дочери” и других рассказах.

Приоткроем завесу тайны. В “Дезертире” — это Илья Эренбург. Ключи к разгадке — его работа в “Красной звезде” как “главного летописца и этой войны, и прежней, испанской”; и рассказ о своей дочери “с ее пуделями”.

В “Писательской дочери” умудренная возрастом и жизнью аудитория узнает Александра Фадеева. Высокий седой человек с восточным разрезом глаз и их льдистым оттенком, острым подбородком и острыми ушами.

“Он был той породы, которой развелось от советской власти множество: коммунист и алкоголик, похоже, что с остатком совести, и покончил с собой через некоторый критический срок после смерти Сталина”.

В “Людях нашего царя” Улицкая возвращается к теме Дома с большой буквы, Дома как самоценности, способного покорить и влюбить в себя. Чувствуется, что для Улицкой это глубоко личное.

Может, еще и потому так трогает — ведь пережито и перечувствовано. Рассказ “Великий учитель” — гротескный и пронзительный.

Поначалу совпадения кажутся весьма нарочитыми, но написанному “веришь и сразу”, потому что и жизнь наша полна совпадений.  

В сборнике есть рассказы, оставляющие очень неприятный осадок, напоминающий тот, что был по прочтении последнего романа “Искренне ваш Шурик” (что уж греха таить — такая была реакция рядового читателя, а не критика).

Да, всё верно, да, это бывает, и это тоже “люди нашего царя”, но как же тошнотворно. Читать “Приставную лестницу”, “Коридорную систему”, “Том” и “Менаж а труа” без содрогания от пакостности и брезгливости, пожалуй, нельзя.

Хотя не исключено, что Улицкая добивается именно такой реакции, хочет ожесточить и раскрыть глаза на то, что незаметно с первого взгляда.

Но вообще-то от такой явной чернухи устали, а потому с гораздо большим удовольствием читаешь рассказы “Старший сын”, “Сын благородных родителей” и весь раздел “Дорожный ангел”. Вот уже где всё хорошо: и стиль, и сюжеты, и достоверность!

Снова Улицкая возвращается к теме родительского деспотизма. Героиня рассказа “Они жили долго” огромными усилиями устраивала дочерям личную жизнь, “как она это понимала”. И конечно, ни к чему хорошему эти попытки не привели.

Сестры зажили настоящей, полнокровной жизнью после шестидесяти, после смерти родителей. Одна из них даже вышла замуж.

Так что не только “после сорока жизнь только начинается”, как говорила героиня блокбастера 1980-х Катерина Тихомирова.

Ну и, естественно, портрет людей нашего царя был бы неполным без еще одного персонажа — типичной кошатницы, превратившей мяукающую тварь в монстра, пусть и очень красивого. Рассказ так и называется — “Кошка большой красоты”. 

И, наконец, “Последнее”. Это уже что-то принципиально новое для Улицкой. Эдакие “плевочки, которые кто-то называет жемчужиной”. И выглядят они именно как плевочки-жемчужины для сборника афоризмов. Смотрите: “Каждая женщина, у которой затвердела грудь и отяжелел живот, чувствует, что произошло чудо. Не только Мириам”.

Или: “А про Святую Троицу — ну просто вообще! Как устроено электричество — не знают. А как устроен Бог — три пальца…”. Очень философское и очень ко времени: “Мысль ужасная: тебя никто не накажет и, тем более, не наградит. Ты совершенно свободен, сам себе судья. О, ужас!” И совершенно парадоксальное: “Вот они сидят втроем и беседуют: Христос, Будда и Георгий Михайлович Гинзбург.

А, собственно, о чём говорить? Они сидят и улыбаются”.

Как видите, Улицкая в своем репертуаре талантливо, точно, остроумно, интимно и достоверно написала портрет “Людей нашего царя”.

Ярослава Чопей, Элеонора Сосновская

Биографическая справка была заимствована с сайта издательства “Эксмо” .

Книга любезно предоставлена издательством “Эксмо”.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Источник: https://e-motion.tochka.net/4673-lyudmila-ulitskaya/

Краткое содержание и анализ повести Улицкой “Сонечка”

Повесть «Сонечка» по своей тематике близка к «Медеи и её детям». Эти произведения критики называют житиями современных святых на фоне погрязшего в блуде и страсти человечества, освободившегося от страха жизни.

Образы Медеи и Сонечки объединены, во-первых, высокими моральными качествами, а именно, добротой, смирением, любовью; во-вторых, они истинные настоящие матери семейства: одна — огромной семьи, другая — своей маленькой. Сонечка — милая барышня, воспитанная на классической литературе.

Её главной страстью с детства было чтение. В книги Сонечка погружалась, как в омут, что позволило ей спокойно пережить все мировые катаклизмы.

Сонечка взрослеет и вся её жизнь связана с книгами. Она будет работать в книгохранилище, закончив библиотечный техникум. Однажды в военном Свердловске она встречает мужчину, талантливого художника, которому суждено стать её мужем.

Они познакомились в библиотеке, куда Роберт Викторович зашел за книгами на французском языке. Когда Сонечка заполняла формуляр, «он понял, что перед ним – его жена». И не было долгого ухаживания. Он пришел через два дня со свадебным подарком — нарисовал её, Сонечки, портрет и сделал предложение. Так они и поженились. Их отношения складывались довольно удачно, если не считать двух событий.

Первое — однажды на фразу Сонечки: « … кончится война, и тогда заживем такой счастливой жизнью», муж ответил: «мы с тобой всегда останемся в проигрыше, какой бы из людоедов ни победил».

Правильная Сонечка пытается спорить с мужем, но автор замечает: «Подводная часть культурного айсберга была у них единой». Это проблема деклассакции интеллигентов в России.

Муж тогда уснул, а Сонечка долго лежала в темноте, отодвигая от себя страшную догадку, что муж её обладал опасным знанием. Он был амнистирован после пяти лагерных лет.

Второе – ещё в медовый месяц их скоропалительного брака Сонечка узнала, что её муж совершенно равнодушен к русской литературе, находя её «голой, тенденциозной и нестерпимо нравоучительной». Завязалась дискуссия, которая все же закончилась «горькими слезами и сладкими объятиями». К русской литературе они уже больше никогда не возвращались.

Из возвышенной барышни Сонечка превращается в практичную хозяйку, обустраивает дом, создает уютный быт. Она растворяется в семейной жизни, в своем муже, все делает для него, любя его бесконечно.

А Роберт Викторович со «отмечал убедительную художественность, высокую осмысленность и красоту Сонечкиного домашнего творчества». Рождение дочери приносит героине двойное счастье.

Просыпалась она на рассвете от мелкого копошения девочки, прижимала её к своему животу, сонной спиной ощущая присутствие мужа … Девочка начинала ворочаться, собирать губы в комочек, чмокать и ловила сосок …

Кормление доставляло Соне наслаждение, которое непостижимым образом чувствовал муж, безошибочно просыпаясь в это раннее время. Он обнимал её широкую спину, ревниво прижимал к себе, и она обмирала от этого двойного груза непереносимого счастья.

Семья Сонечки выживала в тяготах «неустроенности, нищеты, холода».

Сначала они жили в подвале заводоуправления, затем Роберту Викторовичу пришло предписание немедленно вернуться в башкирское село Давлеканово, где надлежало «дотягивать ссылку», и где жить пришлось «в зыбком доме из сырых саманных кирпичей». Главной заботой было топливо, хозяин часто уезжал в степь, чтобы нарезать сухостойных высоких трав. С верхом груженой телеги хватало на двое суток топки.

А Сонечка занималась домашними делами. «В лучшие дни — это был густой суп из конины, картошка с подсобного огорода и пшено, присланное отцом».

Автор уделяет большое внимание описанию ежедневных трудовых забот, это детальный рассказ о семейном быте, его неустроенности, о мелких и больших заботах семьи.

Улицкая показала нам, как трудно было выживать в годы послевоенного лихолетия, поднимать семью, растить детей.

Безденежье, голод, холод, болезни легли на плечи главной героини, но она справлялась с тяготами семейного быта мужественно и терпеливо.

Сонечка — женщина, освещенная изнутри подлинным светом, она стала «сладкой ношей для не утружденных семьей плеч» художника. Она похоронит мужа и сохранит ему верность на всю оставшуюся жизнь.

А на его похоронах она умело устроила вернисаж его картин, обеспечив усопшему супругу посмертную, мировую «настоящую, шумную славу», а себе — безбедное существование.

Сонечка нашла внутреннюю опору в семейной жизни, в преданности мужу, в обустройстве быта. Она нашла свою «тему существования».Она видела свое счастье в служении семье.

В жизни Сонечки была великая измена, которая должна была омрачить взаимоотношения между супругами. Сонечка жила с мужем и его любовницей. Конечно, уже ни о каких отношениях между женой и мужем говорить было нельзя. Все было безнадежно испорчено.

Читайте также:  Краткое содержание похождения бравого солдата швейка гашек точный пересказ сюжета за 5 минут

Но она — Сонечка — поистине великая женщина, сумевшая простить мужу измену и сохранить священные узы семьи.

Источник: Соловьева Л.В. Русская проза рубежа тысячелетий: Учебное пособие. — Елабуга: издательство ЕГПУ, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_21_veka/ulickaja_l_e/kratkoe_soderzhanie_i_analiz_povesti_ulickoj_sonechka/38-1-0-57

Творчество Людмилы Улицкой. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе

Знакомство  с новыми именами  руской  литературы,  в частности с творчеством Л.Улицкой. Работа  по совершенствованию  навыка творческого чтения  методом   критического  мышления на  основе  текстов рассказов Л.Улицкой “Перловый суп”, “Зверь”, “Капустное  чудо”  и др. Отработка  умения применять полученные  зания при написании сочинения-рассуждения на  ЕГЭ  по  русскому  языку.

Тема урока «Творчество Людмилы Улицкой. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

— раздаточный материал (Особенности прозы Л.Улицкой. Постмодернизм и его принципы. Таблица «Готовимся к сочинению-рассуждению»);

Два читателя перед одним и тем же произведением — всё равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота.
В.Асмус

 I. Организационный момент (1- ый слайд)
II. Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной ситуации. Перефразируя слова известного философа В.Асмуса сегодня на уроке мы попытаемся еще раз закинуть свой лот в океан современной русской литературы, мы продолжим (2-ой слайд) — знакомство с новыми именами современной русской литературы, творчеством Л.Улицкой; — совершенствование умения творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста, прогнозирования его содержания; — совершенствование умения применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на экзамене в форме и по материалам ЕГЭ. Думается, что на основе идейно-содержательного анализа рассказов Л.Улицкой нам удастся решить ряд задач. Сформулируйте их.

Гипотеза ответа учащихся: (3-ий слайд)

 определить проблематику рассказов Л.Улицкой;  сформулировать авторскую позицию;

 пополнить банк литературных аргументов.

III. Актуализация знаний учащихся. Напомню: этот урок мы проводим в рамках учебного проекта «Творчество Л. Улицкой». Он направлен на обогащение вашего жизненного и читательского опыта, формирование нравственных ценностей, убеждения, что произведения Л. Улицкой — это чтение для современного человека, которому интересно через призму чужих жизненных ситуаций увидеть собственный мир, мир своей родины. (4-ый слайд) Каждой группой проделана большая работа: прочитаны произведения писательницы, составлена таблица «Банк литературных аргументов», подготовлены устные выступления, разработан буклет.

 IV. Изучение нового материала.

Слово учителя. «У каждого человека свой ресурс, своя октава, свои возможности восприятия. Подъем может начинаться с любой точки.

Главное, чтобы восхождение человека состоялось», — в этих словах Людмилы Улицкой отражен один из основополагающих законов жизни человека.

(5-ый слайд) — Кто такая Людмила Улицкая? — Какие открытия позволила сделать нам ее проза? — Над чем заставила задуматься философия жизни современной писательницы? (6-12 слайды)

Выступление учащегося: презентация «Коротко о главном.

Жизнь и творчество Людмилы Улицкой». Людмила Улицкая… Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии «Буккер». Её произведения переведены на 20 языков. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Как видите, зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Но это было в конце 80-х. Сегодня Л.Улицкая — одна из читаемых отечественных писательниц. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности — еврейка. По профессии — биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы — человеческие жизни, судьбы людей. Литературная судьба Улицкой парадоксальна: камерная по звучанию проза, явно предназначенная для узкого круга «своих» читателей, постепенно обрела предельно широкую аудиторию, что говорит об актуальности ее произведений, значимости творчества для современного читателя. Проза Улицкой автобиографична, об этом свидетельствуют высказывания самой писательницы. Вот одно из них: «У меня была очень добрая, прелестная мама, которой я безмерно обязана. Она, к сожаленью, очень рано умерла, но дала очень много великих уроков. Некоторые из этих уроков даже вошли в какие-то мои рассказы».
Слово учителя. Интересны высказывания Л.Улицкой, в которых она дает оценку современной ей и нам России, я предлагаю познакомиться с ними. (13-ый слайд) 1 вопрос: — Сегодня много спорят о будущем России. Что вы думаете по этому поводу? Ответ: — Относительно будущего нашей страны у меня дурные прогнозы. Боюсь, что она в состоянии выжить, если только откажется от огромной массы своих амбиций. И существовать она должна на более человеческих основах. 2 вопрос: — Почему Вы тогда не уедете? Ответ: — Я уже здесь осталась. Мы уже и уехали, и вернулись внутри себя много раз. И я надеюсь, что все-таки доживу свою жизнь здесь. «Я здесь родилась, это моя страна — я никуда не уеду». Я иду на риск — жить здесь, потому что не только я в этой стране, но она во мне. По самую печенку. Куда от этого денешься. (14-ый слайд)

Проблемный вопрос.

— Как вы думаете, о каких непреходящих ценностях жизни говорит писательница? Что, по её мнению, является главным, определяющим в жизни каждого человека, страны в целом?

Гипотеза ответа учащихся: любовь к людям, любовь к родине, воспитание человека, способного противостоять насилию, равнодушию, эгоизму. Слово учителя. Не случайно сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса в литературе.

Это человек! Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет о жизни сама, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. «У каждого человека свой ресурс, своя октава, свои возможности восприятия. Подъем может начинаться с любой точки. Главное, чтобы восхождение человека состоялось».

Восхождению человека посвящены многие рассказы Л.Улицкой. Один из них называется «Перловый суп».

— О чем рассказ «Перловый суп»? Какова его событийная основа?

— Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися. «Перловый суп». 

До знакомства с содержанием рассказа название казалось мне слишком прозаичным, неинтересным. Что можно написать о каком-то перловом супе? Но как только погрузилась в чтение, поняла, как была неправа. Один за другим выплывают в памяти героини три эпизода из далекого детства, детства, в котором была еще жива её мама («милая моя мамочка», как называла её тогда четырехлетняя героиня). Удивляешься человеколюбию этой женщины. В сложнейшее, страшное время 30-х годов, о котором свидетельствует кроваво-красная цифра ХХХ, три десятки, прочитанные маленькой девочкой как «ха-ха-ха» (какая зловещая деталь!), в столь страшное время мама девочки готова всем и всегда прийти на помощь. Нищим, которые жили в каморке под лестницей, она посылала с дочкой золотистый перловый суп с хлебом. А потом эти нищие кому-то помешали, и они исчезли. Так совершилась чистка! Ненужные люди просто-напросто исчезали. Не задумываясь, бросилась мама помогать и лжепогорельцам. В то время, как сосед по коммунальной квартире захлопнул свою дверь, не желая ни во что вмешиваться, мама спешила собрать для пострадавших хоть какие-то вещи и, конечно же, накормить бедную женщину, оставшуюся с семьей без крова, без денег, перловым супом. В ней нет обиды на людей. Узнав, что была обманута мошенницей, прихватившей с собой ковер соседа, она лишь искренне смеется над своей наивностью. А заключительный эпизод написан с такой пронзительной болью, грустью и, конечно, любовью. У пожилой женщины умерла дочка-сердечница. К кому идти? Конечно, к Мариночке (маме героини). Другие жители этой квартиры черствы и равнодушны. О них Улицкая пишет мало. Недостойны! Но отдельные детали говорят о многом: умер человек, а соседка, громко разговаривая по телефону, продолжает решать свои проблемы (элементарная бестактность!). Мне понятно, почему Надежда Ивановна, потерявшая дочь, вместо валерьянки попросила у Мариночки перловый суп. До сих пор перед глазами стоит картина: две женщины, молча, хлебают из одной тарелки перловый суп, смешанный со слезами. Перловый суп для героини — это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит. Понимаю почему. Слишком больно.
Аналитическая беседа по содержанию рассказа. — Исходя из содержания рассказа, мы убедились, что в нем можно выделить несколько микротем. — Сколько и какие?

Гипотеза ответа: в основе рассказа три эпизода, каждый из них имеет смысловую законченность и тесно взаимосвязан с другими. Это «Помощь нищим старикам», «Помощь мнимой погорелице», «Помощь матери, потерявшей единственную дочь».

— Обратим внимание, что в названии эпизодов повторяется одно и то же слово. С чем это связано? Почему?

Гипотеза ответа: главная героиня рассказа Марина Борисовна, Мариночка в любой жизненной ситуации готова прийти на помощь, делает это она легко, от души, потому что она светлый человек, нравственный человек, это ее философия жизни.

— Обратим внимание, что все эпизоды объединяет еще один повтор. Определите его. Как вы думаете, с чем это связано?

Гипотеза ответа: все микротемы объединяет одна художественная деталь, имеющая символическое значение. Это перловый суп. В каждом эпизоде эта деталь играет определенную оценочную роль. Это некий эталон нравственности, по которому определяется личностная сущность героев, главных и второстепенных. Не случайно и рассказ называется именно так.

Читайте также:  Краткое содержание сказание о борисе и глебе точный пересказ сюжета за 5 минут

— Итак, какова проблематика данного рассказа? Что утверждает автор? Ваш аргументы по одной из проблем? Выступления учащихся по группам, обсуждение материалов работы каждой группы, заполнение таблицы «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения» (Приложение 2): Алгоритм работы в группе 1. Прочитать предложенный рассказ. Подготовить сжатый пересказ. 2. Обсудить проблематику рассказа, сформулировать разными способами (с помощью 2-3 вопросов, с помощью словосочетания, слова). 3. Определить характер проблемы и степень ее значимости в рассказе. 4. Сформулировать авторскую позицию по выявленным проблемам. 5. Создать микротекст в соответствии с требованиями к аргументации. 6. Определить ответственных на этапе защиты разработанных группой материалов: 1) рассказчик, 2) представление материалов по одной из проблем, 3) техническое оформление материалов, 4) ответ на основополагающий вопрос. 7. Результаты деятельности отразить в таблице

Слово учителя. Людмиле Улицкой принадлежит ряд афоризмов, емких, может быть немного режущих слух, но они о жизни, прошлом, настоящем и будущем: — Поезд руками не остановишь. — Моя задача — вопросы ставить, а не решать. — Мой принцип: без трупов и уныния. Мне кажется, суть этих афоризмов находит свое определенное отражение в рассказах «Пиковая дама» и «Зверь».

— О чем эти рассказы. Хотелось бы услышать ваше мнение.

Выступление учащихся.
Рассказ «Пиковая дама» — Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися.

Я прочитала рассказ Людмилы Улицкой «Пиковая дама», в первую очередь меня привлекло само название. В этом произведении история женщины более чем преклонного возраста — старушки Мур. Она живет вместе со своей дочерью, известным профессором, Анной Федоровной и внучками, Катей и Леной. Улицкая знакомит нас сначала со своей героиней Мур, а затем следуют страницы, посвященные её молодости и зрелости, дополняемые воспоминаниями её дочери и самой Мур (прием ретроспекции в композиции рассказа). Само название «Пиковая дама» сразу наводит на ассоциации с роковой женщиной. Так и есть, в молодости Мур была очень красива, имела власть над мужчинами, вела бурную светскую жизнь, в старости — бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А еще желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Именно такое поведение мы можем наблюдать в сцене, где Мур требует в 5 часов утра горячего шоколада(!), а молока нет…, да и все спят… Прочитав в рассказе «Пиковая дама» эпизод, я задала себе вопрос: почему же Анна Федоровна, знаменитый врач, терпит её капризы и обиды? Это очень не простой вопрос, на который сама она отвечает кратко: «Я боюсь. И есть долг. И есть жалость». В этих словах проявляется характер Анны Федоровны: совестливый, сострадательный и мягкий. На мой взгляд, она, несмотря ни на что, любит свою мать. Старушка Мур, страшнее «пиковой дамы» А.Пушкина: унижая слабых, кротких, добрых тешит она своё властолюбие, капризничает, привередничает, равнодушная к собственным детям, внукам, живет только для себя. Людмила Улицкая крайнему эгоизму старой женщины противопоставляет людей, полную истинную любовь и терпение. В своей жизни я бы не хотела встретиться с такими людьми, как Мур: они губят тех, кто их окружает, уничтожая понятие «семья». — Опираясь на текст, определите проблемы и сформулируйте их двумя способами:

Гипотеза ответа учащихся:

Проблема какая:

Формулировка в виде вопроса:

— Что дает силы главной героине рассказа Анне Федоровне противостоять крайнему эгоизму собственной матери? — В чем причины разрушения семейных ценностей? — Как уберечь человека от саморазрушения?

Рассказ «Зверь». — Сжатый пересказ содержания рассказа учащимися.

Я впервые читаю рассказы Людмилы Евгеньевны. И они произвели на меня большое и, должна заметить, хорошее впечатление. За, казалось бы, обычными сюжетами кроется очень глубокий тайный смысл. К примеру, в рассказе «Зверь» рассказывается о проказнике-коте, неизвестно откуда и зачем пришедшего в дом вдовы. На первый взгляд может показаться, что рассказ учит нас любить животных. Но, если всмотреться в образ кота, обратить внимание на развязку, сон вдовы, то можно понять, что смысл вовсе не в отношении человека к природе, а во взаимоотношениях между самими людьми. Под зверем, я думаю, подразумевается не кот, а зверь в душе человека, зверь, заставляющий людей испытывать злобу, ссориться друг с другом, ненавидеть друг друга. В рассказе «Зверь» Улицкая ставит проблему одиночества человека, проблему непонимания между людьми. Через образ кота она показывает озлобленность сторон, но если его просто погладить, то есть просто отнестись к нему хорошо, то и он тоже ответить добротой и не будет вредить. Развязка и смысл этого рассказа рассказывается в конце, через сон Нины. Нина видит, как ее муж гладит мерзкого кота, а ее мать, с которой муж всегда ругался, накрыта его пиджаком, и после сна Нина понимает, что нужно было просто по-другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей только “темные стороны”. После прочтения этого рассказа я понял, что многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу и тогда мир светлее будет. Смысл названия рассказа я думаю, закладывается в том, что зверь — это злоба, которая живёт в человеке и мешает ему быть человеком.
— Опираясь на текст, определите проблемы и сформулируйте их двумя способами:
Гипотеза ответа учащихся: проблема какая: проблема одиночества человека, проблема непонимания между людьми, проблема поиска смысла жизни, проблема преодоления непонимания между людьми. Формулировка в виде вопроса: — Почему так одинока главная героиня рассказа Нина? — Что нужно сделать, чтобы люди хорошо относились друг к другу и мир стал светлее? — Определите позицию автора в данном рассказе?

Гипотеза ответа учащихся. Авторская позиция: Нужно просто по другому смотреть на жизнь и не видеть в поступках других людей только «темные стороны». (рассказ «Зверь») Многое нужно искать в себе, а не в чужих словах и поступках. Людям нужно хорошо относиться друг к другу и тогда мир светлее будет. (рассказ «Зверь»)

V. Подведение итогов урока:
Т
аковы рассказы Л.Улицкой. Я думаю, они дали нам исчерпывающее представление о ней как рассказчике, глубоком психологе и человеке, думающем о человечестве. Каждый из вас сможет дать аргументированный ответ на основополагающий вопрос нашего учебного проекта: «Нужно ли сегодня читать произведения Л.Улицкой?» (16-ый слайд) Творческая работа: ответ на проблемный вопрос (устные ответы): — Нужно ли сегодня читать произведения Л.Улицкой? Выступления учащихся. 17-ый слайд Я свеча, я сгорел на пиру, Соберите мой воск поутру, И подскажет вам эта страница, Как вам плакать и чем вам гордиться… — эти слова принадлежат поэту-классику XX века Арсению Тарковскому, я надеюсь, что каждая прочитанная страница произведений Л.Улицкой подскажет вам в дальнейшей жизни «как плакать… и чем гордиться».

VI. Домашнее задание: ответ на проблемный вопрос, разработка аргументации по рассказам Улицкой «Пиковая дама», «Зверь». Написание сочинения-рассуждения по одному из рассказов Л.Улицкой.

Источник: https://imteacher.ru/stati/predmeti/literatura/tvorchestvo-lyudmily-ulickoi-podgotovka-.html

Доклад: Людмила Евгеньевна Улицкая

Людмила Евгеньевна Улицкая

Содержание:

Биография Людмилы Евгеньевны Улицкой……………………………………………….2

Цикл рассказов «Бедные родственники»……………………………………………………..3

Счастливые…………………………………………………………………………………………3

Бедные родственники…………………………………………………………………………4

Бронька……………………………………………………………………………………………….5

Народ избранный………………………………………………………………………………..7

Значение рассказов «Бедные родственники» для Улицкой………………………….8

Человеческие качества в цикле рассказов «Бедные родственники»……………8

Возможно вы искали – Сочинение: “Я была тогда с моим народом” А.Ахматова

Возможно ли появление произведений Улицкой в школьной программе?….9

Впечатления от произведений Улицкой………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………………………………………11

Биография Людмилы Евгеньевны Улицкой

Людмила Улицкая – автор цикла рассказов «Бедные родственники», который впервые был напечатан в книге «Весёлые похороны». Само название книги заставило меня прочитать её, потому что сочетание слов «весёлый» и «похороны» вызывает, как минимум, удивление. Моё внимание привлёкли рассказы под общим названием «Бедные родственники».

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР, по образованию биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей.

Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.

Она была трижды замужем, о каждом муже она может рассказать свою историю.

Похожий материал – Доклад: Павел Ростовцев

Первый раз она выходит замуж, будучи студенткой, за студента физтеха Юрия Тайца. Улицкая сознаётся, что это был настоящий студенческий брак, то есть у них не было настоящих проблем: они всё ещё оставались детьми своих родителей, но уже жили на отдельной квартире. Брак распался из-за постоянного выяснения отношений: кто из них главнее в семье, кто из них первый.

Самым важным и тяжёлым решением в своей жизни Улицкая считает развод со своим вторым мужем – отцом её двоих маленьких детей.

Сначала, когда понимаешь, что брак прекратил своё существование, а осталось только одно совместное сожительство, то пытаешься подстраиваться, но, оказывается, очень тяжело жить под одной крышей двум абсолютно чужим людям. Так же посчитала Улицкая: «…

За десять лет нашего брака принципиально изменился характер наших отношений. Поначалу я была главной, умной, замечательной женой. За девять лет, которые я сидела дома, я стала домохозяйкой, как полагал мой муж.

И всё его поведение было построено на том, что он процветающий учёный, а я – домохозяйка. Это была его семейная модель – она была и в его родительском доме, и он удачно примерил её ко мне. А я это понимала и слегка улыбалась – я знала, что Богом мне было отпущено не меньше, чем ему».

После развода Улицкая пытается найти работу, которую она могла бы совместить с заботой о детях, но так как за долгое время её научная специализация была уже не действительной, она могла бы работать только в качестве лаборанта. В этот момент её выручает подруга, работавшая художником в Еврейском театре.

Читайте также:  Краткое содержание толстой живой труп точный пересказ сюжета за 5 минут

Она познакомилась с деятелем искусства Шерлингом, который хотел поставить пьесу о еврейской истории, о Бар – Кохбе. Улицкая поддержала разговор, так как она сама, будучи домохозяйкой, читала про это.

Шерлинг был потрясён познаниями этой женщины и предложил работу завлитом у себя в театре, где она и проработала три года.

Третий муж, с которым сейчас живёт Улицкая, пришёл в её жизнь «со скрипом». Писательница с иронией рассказывает, что после таких романов, какой был у них, обычно браком не кончаются, но сейчас они поженились и живут сейчас вместе душа в душу.

На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям – “Сестрички Либерти” Владимира Грамматиков и “Женщина для всех”. Но широкую известность ей приносит повесть «Сонечка», за которую Улицкая получает премию Медичи и общее признание, а в 1997 году роман «Медея и её дети» выводит её в число финалистов Букеровской премии.

Очень интересно – Реферат: Иван Михайлович Кизимов

Улицкая признаёт, что первые её книги вышли за рубежом, а «Бедные родственники» впервые увидели свет в Париже, потому что ситуация в России препятствовала её работе, но это лишь помогло ей, так как благодаря Парижу её книги были изданы на 17 языках в странах Европы, в США, в странах восточной Европы, а также в странах-членах СНГ.

Этот богатый жизненный опыт помог Людмиле Евгеньевне Улицкой в написании цикла рассказов «Бедные родственники».

Цикл рассказов «Бедные родственники»

Цикл рассказов «Бедные родственники» состоит из нескольких произведений. Содержание, на мой взгляд, самых выразительных я бы хотел кратко изложить.

Счастливые

Начинается цикл «Бедные родственники» рассказом «Счастливые». Его действующими лицами являются Берта и Матиас – это пожилая пара. Они были счастливы, потому что хоть они уже и состарились, но когда Берта почувствовала, что она беременна. Когда Берта рассказывает Матиасу о том, что у неё будет ребёнок, то он отвечает: «Значит, мы, старые дураки, на старости лет будем родителями»*.

Берта не налюбуется своим сыном, которого они называют Владимиром или просто Вовочкой. Она любит его больше, чем кого-либо на всём свете. Этим Улицкая хочет показать нам всепоглощающую любовь матери к ребёнку. Теперь острая любовь Берты ко всем детям сходиться на Вовочке. Она перестаёт готовить ежедневную кашу, зелёные щи – весь этот их традиционный рацион;

Вам будет интересно – Доклад: Архиепископ Лука

———————————————————————————————————*Стр.130 Людмила Улицкая «Веселые похороны». – М.: Издательство “Вагриус”, 1998.

теперь она, окрылённая любовью к сыну, слегка помешивается на рецептах. Каждый день она играла со своим Вовочкой, «наслаждаясь близостью рыженького пухлого мальчика». Она словно постоянно пытается убедиться, что он у неё есть.

Матиас начинает в пять лет учить сына еврейской азбуке – тому, чему его самого в этом возрасте учили родители. А через некоторое время Вовочка читает в совершенстве на русском и на иврите. Он постоянно увлечён своей игрой – плетением ковриков из лоскутков ткани, которые приносит и нарезает Матиас. И вся эта идиллия кончается совершенно неожиданно.

Всё это напоминает советский плакат о том, что игры на дорогах опасны. Большой красно-синий мяч выкатывается на дорогу, за ним бросается мальчик, скрипят тормоза; мячик ещё катится, а мальчик, уже необратимо мёртвый, хотя кровь ещё и пульсирует в кончиках пальцев, лежит на дороге.

Рассказ кончается тем, что уже пятнадцатый год детская куртка весит на детском стульчике в углу, а Матиас и Берта играют в карты.

Похожий материал – Доклад: Роберт Фишер

После долгих лет родители свыкаются с гибелью своего любимого сына, но счастье, которое подарил им Вовочка, было исковеркано одним нелепым злым случаем.

Бедные родственники

Это рассказ о двух женщинах – Асе и Анне Марковне. Обе женщины приходятся друг другу родственниками, когда-то учились в одном классе, но Людмила Улицкая проводит между ними чёткую границу.

Анна Марковна – это зажиточная женщина, к которой вся семья обращается за советом, а Ася – всего лишь бедная родственница, да к тому же ещё и слабоумная.

Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне для того, чтобы попросить денег, правда, если двадцать первое приходилось на воскресение, то Ася приходила двадцать второго, потому что стеснялась своей бедности и слабоумия.

Как обычно женщины болтали о чем-нибудь. Идиотски хихикая, Ася слушала Анну Марковну, которая рассказывала о том, что происходит в их семье. Потом Ася сочиняла, например, о том, что на рынок привезли китайские термоса, и как она себе купила пару. Анна Марковна снисходительно слушала.

У читателя складывается впечатление, что беседа между женщинами проходит натянуто, как будто чего-то не хватает, и здесь наступает кульминационный момент всего рассказа.

Анна Марковна достаёт свои поношенные вещи и каждую отдельно передаёт в руки Аси, причём делает она это с некоторой заносчивостью. После этого Ася, как обычно, получает конверт со сторублёвкой.

Ася прощается и уходит, а деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, она отдаёт полупарализованной старухе.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-doklad-liudmila-evgenevna-ulitskaia.html

«Дочь Бухары»: краткое содержание рассказа Людмилы Улицкой

Произведение «Дочь Бухары» было создано в 1994 г. В нем описывается тяжелый период послевоенного времени. Краткое содержание рассказа Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» начинается с описания московской жизни, в которой у соседей не было тайн. Жители бедны, постоянно борются с болезнями и голодом.

В небольшом доме живет пожилой мужчина – Андрей Иннокентиевич, доктор, который поставил на ноги много людей даже после тяжелых ранений. Неожиданно в Москву приехал внук врача – Дмитрий. Его красивая и современная машина въехала во двор рядом с домом доктора. Как оказалось, Дмитрий привез с собой невесту Алю – необыкновенной красоты девушку восточной наружности.

Молодым людям понеслись навстречу радостные слова приветствия. Подоспел и старый доктор и с чувством обнял внука. Девушка с любопытством выглядывала из-за спины своего спутника. Она стала женой Дмитрия. Окружающие нарекли ее «Дочерью Бухары». Девушку раздражали чужие взгляды и пристальное внимание к себе.

Рассказ, который написала Людмила Улицкая «Дочь Бухары» (краткое содержание его описано в данном сочинении) показывает отношения между людьми, лежащие в основе произведения. Окружающие завидовали состоятельности доктора, но старались не показывать этого, так как врача знали многие с младенчества, да и денег за лечение не брал.

Это было отчасти семейной традицией. Отец и дед доктора были военными врачами. Сын Андрея Иннокентиевича умер от тифа, но у него остался годовалый наследник. Деду пришлось одному заниматься его воспитанием. За пять поколений в семье царила наследственная особенность. Несмотря на то что все мужчины были рослыми и сильными, у них мог родиться только один сын.

Так как Дмитрий приехал с невестой, дед с надеждой за молодой парой. Внук колебался между выбором – поступить в военно-медицинскую академию, а затем направиться в Ленинград либо устраиваться работать в местную больницу. Бухара с энтузиазмом взялась за ведение хозяйством, даже потеснила престарелую больничную нянечку Пашу, которая на протяжении 20 лет вела хозяйство доктора.

Этим она расстроила и даже обидела женщину. Паша ушла, и доктору с трудом удалось уговорить ее вернуться. Спустя некоторое время, в молодой семье родилась девочка, которую назвали Людмилой. Она была очень слабенькой и через некоторое время врачи диагностировали у отклонения в развитии, а после обследования – синдром Дауна.

Несмотря на это Аля очень любила свою дочь и заботилась о ней. Дмитрий был расстроен болезненностью ребенка. Начал проводить на работе больше времени, был очень подавлен приходя домой. Между супругами исчезли чувства и близость.

Дмитрий начал встречаться на работе с Тамарой, медсестрой и даже принял решение уйти от жены. Нянечка Паша стала жить вместе со всеми во флигеле, а Мила – постепенно забывать отца. Аля устроилась на работу медсестрой.

Хоть Дмитрий материально поддерживал бывшую семью, но в доме никогда не появлялся и общение не поддерживал. Милочка росла беззаботно и даже научилась делать аппликации.

Однако Аля после всех переживаний и потрясений сильно заболела. Она уже знала, что умрет и боялась не смерти, а то, что дочь останется одна. При этом рядом не будет родных людей, которые будут ее любить и лелеять, помогать в трудное время. В результате Аля решила съездить на родину, откуда привезла много целебных трав. С их помощью она начала лечиться, чтобы прожить на 6 лет дольше.

Але удалось даже несколько поправить свое здоровье. Она все так же работала медсестрой и ухаживала за многими мужчинами.

В больнице женщина познакомилась с пожилым человеком, сын которого находился здесь же и был смертельно болен. Жить ему оставалось недолго.

Аля предложила поженить сына старика на Милочке, и вскоре сыграли свадьбу. Теперь Бухара была спокойна за жизнь дочери и, уехав на родину, вскоре умерла.

Рассказ «Дочь Бухары», краткое содержание которого рассказывает, что жизнь бывает очень тяжела, тем не менее показывает, что несмотря на любые трудности, с ними можно справиться.

Даже смертельно больные люди или с психическими отклонениями могут быть счастливы. Главное – не отчаиваться. Например, счастье Милы и Григория даже не могли омрачить смешки и сплетни за их спинами.

Они оба знали, что жить им осталось недолго, но зато это время молодожены решили посвятить себя друг другу и своей любви.

На этой странице искали :

  • улицкая дочь бухары основная мысль и главные герои

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/doch-bukhary-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector