Краткое содержание рассказов валентина распутина за 2 минуты

Краткое содержание «Прощание с Матерой»

Краткое содержание рассказов Валентина Распутина за 2 минуты

Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах.

В повести автор раскрывает темы взаимоотношений отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения.

Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.

Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух», «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом».

Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром».

Пинигин Андрей – внук Дарьи.

Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат», жил в бараке, «как таракан».

Сима  – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.

Екатерина  – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.

Петруха  – «беспутный» сын Екатерины.

Настя и Егор – старики, жители Матеры.

Воронцов  – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.

Хозяин острова, «царственный листвень».

«И опять наступила весна» – «последняя для Матеры, для острова и деревни, носящих одно название». Матера была создана триста лет назад.

Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.

Глава 2

У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах», сама управлялась с хозяйством.

Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.

Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было кроме внука Коли.

Глава 3

Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.

Глава 4

На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь», но «ничего она в ней не поняла».

Глава 5

Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война», а третий «нашел смерть на лесоповале». Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.

Глава 6

«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова». «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все».

Глава 7

Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.

Глава 8

Ночью, один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.

«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами,  отмечая, в какой очередности возьмет их огонь».

Глава 9

Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней», так как теперь матери будет помощь.

Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато  да поставленный так не по-людски и несуразно».  «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою»: она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась». «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай».

Глава 10

После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела». Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.

Глава 11

Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру». Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.

Глава 12

К Дарье приехал внук – Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку». Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть».

Глава 13

Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности».

Глава 14

Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю». «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься».

Глава 15

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

Глава 16

Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность», сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая». Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.

Глава 17

Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие».

Глава 18

Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще?».

Глава 19

«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине». «Царский листвень» «вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.

«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди». Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.

Глава 20

Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее».

Глава 21

На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.

Глава 22

После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.

…Ночью Богодул распахнул двери барака.  «Понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина». «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора».

В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев.  Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.

В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочесть полный вариант произведения.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/rasputin/proshchanie-s-materoy

Краткое содержание рассказов Распутина

В повести речь идёт о престарелой даме по имени Пашута. Героиня всю жизнь трудилась на кухне. Ей пришлось проложить не легкий путь от посудомойщицы до заведующей. Читать далее

Век живи – век люби

С первых страниц произведения главный герой задумался над тем, что значит быть самостоятельным. В свои пятнадцать лет Санька решил всем доказать, что он уже не ребенок, и может действовать и решать без подсказки Читать далее

Деньги для Марии

Советское время. Начало денежной реформы. Выявляется большая недостача, во время ревизии в одном магазине. Продавщицу могут заключить в тюрьму. Ее супруг обращается за помощью к односельчанам. Читать далее

Дочь Ивана, мать Ивана

Беда пришла, откуда не ждали. Тамара Ивановна стояла у окна, на сердце было тревожно. Стояла глубокая ночь, а ее дочери Светланы, все еще не было дома. Девочке было шестнадцать лет Читать далее

Женский разговор

Откровенный разговор между внучкой и ее бабушкой занимает значительную часть произведения. Главная героиня – непутевая девчонка 16 лет отроду была отправлена к бабушке в глухую деревню, где даже электричество включали по выходным да по праздникам Читать далее

Живи и помни

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него Читать далее

Мама куда-то ушла

В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром. Читать далее

Пожар

Главный герой повести Иван Петрович пришёл уставший домой, услышал крики “ Пожар! Пожар!” и побежал на помощь, оказалось, что загорелись складские помещения. Читать далее

Последний срок

Восьмидесятилетняя старушка Анна умирает, но пока жива. Дочери знают об этом по запотевшему зеркалу, поднесенному к губам матери. Старшая дочь, Варвара, считает возможным начать отпевать мать Читать далее

Прощание с матерой

Пришла для Матеры последняя весна — это остров и де­ревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать Читать далее

Уроки французского

В рассказе в. Распутина «Уроки французского» повествование идет от лица главного героя, одиннадцатилетнего деревенского мальчика. История происходит в голодное послевоенное время. Мальчик со своей семьей, мамой и двумя сестрами, живет в деревне Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/rasputin

Читать

Annotation

Валентин Григорьевич Распутин — русский прозаик, произведения которого стали классикой отечественной литературы, писатель редкого художественного дара.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов василия жуковского за 2 минуты

Его язык – живой, точный и яркий, драгоценный инструмент, с помощью которого Распутин творит музыку родной земли и своего народа, наделяя лучших своих героев способностью ощущать «бесконечную, яростную благодать» мироздания, «все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть…».

Повести и рассказы

Повести

ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ

ПОСЛЕДНИЙ СРОК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЖИВИ И ПОМНИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

ПОЖАР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

ДИАГНОЗ

Рассказы

СТАРУХА

ВСТРЕЧА

МАМА КУДА-ТО УШЛА

РУДОЛЬФИО

ВАСИЛИЙ И ВАСИЛИСА

ВНИЗ И ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

СЛУХ

ЧТО ПЕРЕДАТЬ ВОРОНЕ?

ВЕК ЖИВИ — ВЕК ЛЮБИ

НАТАША

«НЕ МОГУ-У…»

ТЕТКА УЛИТА

В БОЛЬНИЦЕ

В ТУ ЖЕ ЗЕМЛЮ

ЖЕНСКИЙ РАЗГОВОР

ВИДЕНИЕ

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

НОВАЯ ПРОФЕССИЯ

ИЗБА

НА РОДИНЕ

В НЕПОГОДУ

notes

1

Повести и рассказы

Распутин Валентин 

Повести

ДЕНЬГИ ДЛЯ МАРИИ

(1967)

Кузьма проснулся оттого, что машина на повороте ослепила окна фарами и в комнате стало совсем светло.

Свет, покачиваясь, ощупал потолок, спустился но стене вниз, свернул вправо и исчез. Через минуту умолкла и машина, стало опять темно и тихо, и теперь, в полной темноте и тишине, казалось, что это был какой-то тайный знак.

Кузьма поднялся и закурил. Он сидел на табуретке у окна, смотрел сквозь стекло на улицу и попыхивал папиросой, словно и сам кому-то подавал сигналы.

Затягиваясь, он видел в окне свое усталое, осунувшееся за последние дни лицо, которое затем сразу же исчезало, и уже не было ничего, кроме бесконечно глубокой темноты, – ни одного огонька или звука.

Кузьма подумал о снеге: наверное, к утру соберется и пойдет, пойдет, пойдет – как благодать.

Потом он лег опять рядом с Марией и уснул. Ему приснилось, что он едет на той самой машине, которая его разбудила. Фары не светят, и машина идет в полном мраке. Но затем они вдруг вспыхивают и освещают дом, возле которого машина останавливается. Кузьма выходит из кабины и стучит в окно.

– Что вам надо? – спрашивают его изнутри.

– Деньги для Марии, – отвечает он.

Ему выносят деньги, и машина идет дальше, опять в полной темноте. Но как только на ее пути попадается дом, в котором есть деньги, срабатывает какое-то неизвестное ему устройство, и фары загораются. Он снова стучит в окно, и его снова спрашивают:

– Что вам надо?

– Деньги для Марии.

Он просыпается во второй раз.

Темнота. Все еще ночь, по-прежнему кругом ни огонька и ни звука, и среди этого мрака и безмолвия с трудом верится, что ничего не случится, и в свой час придет рассвет, и наступит утро.

Кузьма лежит и думает, сна больше нет. Откуда-то сверху, как неожиданный дождь, падают свистящие звуки реактивного самолета и сразу же стихают, удаляясь вслед за самолетом. Опять тишина, но теперь она кажется обманчивой, словно вот-вот должно что-то произойти. И это ощущение тревоги проходит не сразу.

Кузьма думает: ехать или не ехать? Он думал об этом и вчера и позавчера, но тогда еще оставалось время для размышлений, и он мог не решать ничего окончательно, теперь времени больше нет. Если утром не поехать, будет поздно.

Надо сейчас сказать себе: да или нет? Надо, конечно, ехать. Ехать. Хватит мучиться. Здесь ему больше просить не у кого. Утром он встанет и сразу пойдет на автобус. Он закрывает глаза – теперь можно спать.

Спать, спать, спать… Кузьма пытается накрыться сном, как одеялом, уйти в него с головой, но ничего не получается. Ему кажется, он спит у костра: повернешься одним боком, холодно другому.

Он спит и не спит, ему снова грезится машина, но он понимает, что ему ничего не стоит открыть сейчас глаза и окончательно очнуться. Он поворачивается на другой бок – все еще ночь, которую не приручить никакими ночными сменами.

Утро. Кузьма поднимается и заглядывает в окно: снега нет, но пасмурно, в любую минуту он может пойти. Мутный неласковый рассвет разливается неохотно, как бы через силу. Опустив голову, пробежала перед окнами собака и свернула в переулок. Людей не видно. С северной стороны вдруг бьет о стену порыв ветра и сразу же спадает. Через минуту снова удар, потом еще.

Кузьма идет на кухню и говорит Марии, которая возится у печки:

– Собери мне чего-нибудь с собой, поеду я.

– В город? – настораживается Мария.

– В город.

Мария вытирает о фартук руки и садится перед печкой, щурясь от жара, обдающего ее лицо.

– Не даст он, – говорит она.

– Ты не знаешь, где конверт с адресом? – спрашивает Кузьма.

– Где-нибудь в горнице, если живой. Ребята спят. Кузьма находит конверт и возвращается на кухню.

– Нашел?

– Нашел.

– Не даст он, – повторяет Мария.

Кузьма садится за стол и молча ест. Он и сам не знает, никто не знает, даст или не даст. В кухне становится жарко. О ноги Кузьмы трется кошка, и он отталкивает ее.

– Сам-то назад приедешь? – спрашивает Мария.

Он отставляет от себя тарелку и задумывается. Кошка, выгнув спину, точит в углу когти, потом опять подходит к Кузьме и жмется к его ногам. Он встает и, помолчав, не найдя, что сказать на прощанье, идет к дверям.

Он одевается и слышит, что Мария плачет. Ему пора уходить – автобус отправляется рано. А Мария пусть поплачет, если она по-другому не может.

На улице ветер – все качается, стонет, гремит.

Ветер дует автобусу в лоб, сквозь щели в окнах проникает внутрь. Автобус поворачивается к ветру боком, и стекла сразу начинают позванивать, в них бьет поднятыми с земли листьями и мелкими, как песок, невидимыми камешками. Холодно. Видно, этот ветер и принесет с собой морозы, снег, а там и до зимы недалеко, уже конец октября.

Кузьма сидит на последнем сиденье у окна. Народу в автобусе немного, свободные места есть и впереди, но ему не хочется подниматься и переходить. Он втянул голову в плечи и, нахохлившись, смотрит в окно. Там, за окном, километров двадцать подряд одно и то же: ветер, ветер, ветер – ветер в лесу, ветер в поле, ветер в деревне.

Люди в автобусе молчат – непогода сделала их угрюмыми и неразговорчивыми. Если кто и перебросится словом, то вполголоса, не понять. Даже думать не хочется. Все сидят и только хватаются за спинки передних сидений, когда подбрасывает, устраиваются поудобней – все заняты лишь тем, что едут.

На подъеме Кузьма пытается различить вой ветра и вой мотора, но они слились в одно – только вой, и все. Сразу за подъемом начинается деревня. Автобус останавливается возле колхозной конторы, но пассажиров тут нет, никто не входит. В окно Кузьме видна длинная пустая улица, по которой, как по трубе, носится ветер.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=576666&p=1

Краткое содержание “Пожара” Распутина: вера в абсолютные идеалы

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве.

Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может.

Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада.

Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает.

Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем.

Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился.

В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу.

Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Читайте также:  Краткое содержание дудинцев не хлебом единым точный пересказ сюжета за 5 минут

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин.

«Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего.

«Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки.

Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы.

Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей.

В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт.

Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова.

Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство.

Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар.

Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

Источник: https://r-book.club/modern-russian-writers/valentin-rasputin/pozhar.html

Что читать у Валентина Распутина? – Православный журнал “Фома”

15 марта исполняется 80 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина (1937-2015).

Валентин Распутин — яркий представитель «деревенской прозы», одного из значительных литературных направлений ХХ века. Всемирное признание Валентину Распутину принесли его повести.

Действие в них чаще всего происходит в деревне, а главные его герои — деревенские жители, чаще всего женщины, старухи-праведницы, носительницы духовных ценностей русского народа. Для текстов Распутина характерно сочетание бытового и преходящего с вечным.

Писатель разрабатывает сюжеты, связанные с испытанием, нравственным выбором, жизнью и смертью.

«Фома» сделал для вас подборку повестей и рассказов известного писателя.

«Живи и помни», 1974

«Распутин написал что-то совершенно не поддающееся моему разуму, что-то потрясающее по мастерству, проникновению в душу человека, по языку и той огромной задаче, которую он взвалил на себя и на своих героев повести “Живи и помни”», — так оценил повесть Распутина писатель Виктор Астафьев.

Действие повести происходит в 1945 году. Один из главных персонажей — не доблестный герой войны, а дезертир. Однако автор не спешит обвинять своего героя: в его поступке он обвиняет судьбу, обстоятельства, страх.

В центре повествования — трагическая судьба его жены Настёны, которая скрывает вернувшегося мужа от подозревающих обман односельчан и милиции.

Финал повести предельно трагичен: Настёна погибает, а ее мужу остается только жить и помнить о перенесенных бедах.

Кадр из фильма «Живи и помни» (2008 г.)

Цитаты:

«Деньги для Марии», 1967

«Деньги для Марии» — первая повесть Распутина, принесшая ему известность.

На примере жителей одной деревни молодой писатель показал громадную пропасть отчуждения между людьми, которая свойственна всему современному миру.

В основе сюжета — поиски денег для простодушной продавщицы, которую обвинили в недостаче. Соотношение материального и духовного, нравственности и бесчестия, выгоды и бескорыстия — главные проблемы этого произведения.

«Деньги для Марии» — первая повесть Распутина

Цитаты:

«Прощание с Матёрой», 1976

Одна из самых известных повестей Распутина — настоящий деревенский Апокалипсис. И снова писатель берет за основу сюжета реальную историю. Из-за строительства гидроэлектростанции на Ангаре были затоплены близлежащие деревни. Жителям пришлось покидать свои дома, но это переселение оказалось для них болезненным.

В повести Распутин описывает последние дни затопляемых деревень: поведение их жителей, мрачные, тягостные мысли старух и стариков, для которых деревня Матёра (от слова «мать») — родная земля, на которой жили и умирали их предки.

С тем, что было смыслом их существования, приходится прощаться: «свет пополам переломился». Одна из самых трагических сцен — сцена разрушения кладбища.

Для деревенских жителей — это то место, где продолжают жить их близкие, поэтому они так отчаянно встают на его защиту.

Столкновения традиции и современности, векового уклада и прогресса, памяти и забвения — вот основные темы этой распутинской повести.

«Прощание с Матерой»

Цитаты:

«Уроки французского», 1973

Распутин считал, что писательский дар рождается в детстве. В 1973 году он написал автобиографический рассказ «Уроки французского».

В центре его сюжета — взаимоотношения учителя и ученика, одиннадцатилетнего мальчика, для которого уроки французского становятся настоящими уроками жизни. В рассказе затрагиваются проблемы воспитания, помощи ближнему, сострадания и сочувствия.

Автор отмечал: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось».

«Уроки французского»

Цитаты:

«Последний срок», 1970

На первый взгляд «Последний срок» — это драматичная повесть о семейных отношениях. Однако ее смыл гораздо глубже. Дети собираются у постели пожилой умирающей матери, но в их сочувствии и горе нет искренности.

Все они заняты своими низменными насущными интересами и мыслями. Старуха Анна же — настоящая сельская праведница — перед кончиной думает о своих детях: «каждого извиняет и с каждым примиряется».

Ситуация ожидания смерти наилучшим образом раскрывает характеры всех персонажей.

Предсмертные мысли старухи, описанные Распутиным, становятся замечательными философскими строками о смысле земной жизни человека незадолго до перехода в жизнь вечную.

Цитата:

«Дочь Ивана, мать Ивана», 2003

Одно из поздних произведений Распутина, которое вызвало у критиков и читателей противоречивые мнения. Писатель ставит во главу угла вопрос о грехе убийства.

Мама изнасилованной девушки, поняв, что насильника не постигнет наказание, берет на себя грех убийства.

«Теперь мне каторга шесть лет, — говорит она, — а если бы насильник ушел безнаказанным, для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой».

Цитаты:

Источник: https://foma.ru/chto-chitat-u-valentina-rasputina.html

Краткое содержание повести “Прощание с Матерой” по главам: краткий пересказ

Кадр из фильма “Прощание” (1981 г.)по повести “Прощание с Матерой”

В этой статье читайте онлайн краткое содержание повести “Прощание с матерой” Распутина по главам.
Краткий пересказ повести “Прощание с Матерой” отражает основные факты и события из каждой главы произведения.

Краткий пересказ сюжета смотрите здесь.

Смотрите: Все материалы по “Прощанию с Матерой”
Глава 1 (Строительство ГЭС)
Июнь. Остров Матёра на реке Ангара в Иркутской области. На Ангаре строится Братская ГЭС (гидроэлектростанция). Остров Матера уже осенью будет затоплен из-за запуска ГЭС. Жителей Матеры переселяют в новый поселок. Им выдают квартиры вместо домов. Старики не хотят переезжать и оттягивают переезд до последнего.

Глава 2 (Погром на кладбище)

Начало июня. На Матере живет Дарья Пинигина – 80-летняя старуха. У нее дома часто собираются другие старики Матеры. Однажды у Дарьи сидят соседки Сима и Настасья. Они обсуждают свое будущее без Матеры. Вдруг к ним приходит старик Богодул. Он говорит, что на кладбище происходит погром. 
Глава 3 (Бегство санитарной бригады) Старухи и Богодул прибегают на кладбище. Там санитарная бригада спиливает оградки и кресты с могилок. Так они готовят остров к затоплению. Местные жители против разгрома их кладбища. Они нападают на рабочих. Председатель и рабочие боятся разъяренных жителей и уплывают с Матеры, Старухи восстанавливают спиленные кресты и тумбочки на кладбище.

Глава 4 (Прогулка Дарьи)

На следующий день старуха Дарья решает пойти на кладбище. Но она не доходит до кладбища, а приходит на другое место, с которого видно весь остров. Дарья вспоминает прошлое и грустит о том, что остров будет затоплен.

Глава 5 (Приезд Павла)

Вечером приезжает сын Дарьи – Павел. Павел – это 50-летний мужчина, женатый с детьми. Павел уже перевез семью в новый поселок. Остается только старуха-мать Дарья. Дарья не спешит переезжать, так как городская жизнь ее пугает.

Глава 6 (Хозяин Матеры)

Наступает ночь на Матере. На ночной осмотр выходит Хозяин – невидимое существо, “домовой” острова. Это существо считает себя хозяином острова и следит за всем происходящим. Каждую ночь Хозяин обходит остров, чтобы все осмотреть.

Глава 7 (Переезд Настасьи и деда Егора)

Проходит около 2 недель. Старуха Настасья и дед Егор переезжают в город. Они не хотят оставлять Матеру, но у них нет выбора. Настасья оставляет ключи от дома Дарье. Старики уплывают в город.

Глава 8 (Петруха поджигает дом)

Старуха Катерина освобождает свой дом. Она переносит свои вещи к Дарье. В эту же ночь сын Катерины, Петруха, поджигает свой дом. Так он хочет поскорее получить деньги, которые дают переселенцам. Вся деревня сбегается на пожар. Петруха делает вид, что это не его рук дело. Но все понимают, кто поджег дом. Старуха-мать Катерина плачет и ругает сына за поджог.

Глава 9 (Жизнь в новом поселке)

Сын Дарьи, Павел, приезжает на остров все реже. Он работает в совхозе бригадиром. Павел с женой уже живут в новой квартире в новом поселке. Жена Павла, Соня, очень рада переезду. Ей нравится городская жизнь.

Глава 10 (Исчезновение Петрухи)

После пожара Петруха куда-то исчезает. Его нет уже неделю. Мать Петрухи, Катерина, живет у Дарьи.

Глава 11 (Сенокос на Матере)

Июль. Наступает пора сенокоса. Бывшие жители Матеры приезжают на родной остров, чтобы провести сенокос. Все рады снова встретиться в последний раз перед затоплением. Спустя 2 недели после пожара на Матеру приезжает Петруха. За дом ему выдали деньги. Но матери он отдает только 15 рублей.

Глава 12 (Приезда Андрея)

Во время сенокоса на Матеру приезжает внук Дарьи – Андрей (сын Павла). Андрею жалко Матеру, но он не грустит о ней так, как старики. Он считает, что перемены к лучшему, что Братская ГЭС принесет пользу людям. Андрей хочет поехать на какую-нибудь важную стройку и оставить свой след. На Матере Андрей помогает отцу с сенокосом.

Глава 13 (Объявлен крайний срок)

Начало августа. Несколько дней идет дождь, и люди не ходят на сенокос. Председатель совхоза Воронцов объявляют, что к середине сентября Матера должна быть полностью пуста. 20-ого сентября комиссия будет принимать территорию.

Глава 14 (Беседа с Андреем)

Читайте также:  Краткое содержание пауло коэльо алхимик точный пересказ сюжета за 5 минут

Старуха Дарья узнает, что Матеру нужно очистить к середине сентября. Она понимает неизбежность прощания с Матерой. Андрей беседует с бабушкой Дарьей и отцом о жизни, о Матере. Старуха Дарья и молодой Андрей по-разному смотрят на жизнь.

Глава 15 (Отъезд Павла и Андрея)

Дожди заканчиваются. Сенокос продолжается. Дарья просит сына Павла перевезти могилки предков с острова в безопасное место. Но Павел срочно уезжает в поселок по делам. Следом за ним уезжает Андрей. Сенокосом и могилками некому заниматься. Неделю спустя Павел приезжает проведать мать и снова уезжает в поселок.

Глава 16 (Поджог Подмоги)

К концу срока на Матеру присылают бригаду на уборку хлеба – около 30 человек. Местные жители вывозят с острова свою живность (кур, овец, поросят). На соседнем острове Подмоге сжигают постройки, готовясь к затоплению. На Матере поджигают мельницу.

Глава 17 (Старухи у Дарьи)

Теперь у Дарьи живет Катерина, а также старуха Сима с внуком. По вечерам старухи подолгу беседуют. Сын Катерины, Петруха, теперь работает поджигателем домов за деньги. Люди платят Петрухе за то, что он сжигает их дома.

Глава 18 (Уборка картофеля)

На Матере заканчивают уборку зерна. Начинается уборка картофеля. На уборку приезжает сын Дарьи, Павел, и его жена Соня. Мешки с картошкой вывозят в поселок на катере. Корову Дарьи тоже вывозят в поселок.

Наступает середина сентября – время покидать Матеру. Дарья идет на могилы родителей и погибшего сына Сени. Она просит прощения у них за то, что Матеру скоро затопят.

Глава 19 (“Царский листвень”)

На Матере жгут постройки и деревья. Работники пытаются срубить самое большое дерево на острове – “царский листвень”. Три дня они борются с деревом, но дерево не получается ни спилить, ни сжечь. Рабочие оставляют дерево на месте.

Глава 20 (Уборка и поджог дома Дарьи)

Дарья на прощание убирает дом. Она белит стены и украшает дом. В день, когда дом должны сжечь, Дарья берет свой сундучок и самовар и уходит из деревни, чтобы не видеть, как горит ее дом. Вечером приплывает сын Павел, а с ним – старуха Настасья из города.

Глава 21 (Старики ночуют у Богодула)

Павел оставляет стариков на острове до послезавтра. Старухи и дед Богодул ночуют в его жилище. Это последняя постройка, которая осталась на острове. Настасья сообщает, что ее муж, дед Егор, умер в городе от тоски по Матере.

Глава 22 (Поездка за стариками)

Председатель Воронцов узнает, что на Матере остались старики. Он боится, что ему за это “попадет” от начальства. Он едет с Павлом и Петрухой на Матеру, чтобы вывезти стариков.

В пути их застает сильный туман, они долго не могут найти Матеру. Старики на Матере слышат шум катера. (Автор не рассказывает, что происходит дальше.

Вероятно, катер добирается до Матеры и стариков вывозят с острова.)

Конец повести.


Это было краткое содержание повести “Прощание с матерой” Распутина по главам: краткий пересказ основных фактов и события из каждой главы произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по повести “Прощание с Матерой”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/04/kratkoe-soderzhanie-proshhanie-s-materoj-po-glavam.html

Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»

Произведение В. Распутина «Живи и помни», написанное в 1974 году, повествует об истории дезертировавшего с фронта солдата и его жены.

Повесть затрагивает большой пласт моральных проблем, показывает, насколько сложными и глубокими могут быть человеческие взаимоотношения.

Автор говорит о том, что у каждого героя есть своя правда, и даёт читателю возможность самостоятельно разобраться, кто прав, а кто виноват.

Долг жены перед мужем

Пересказывая повесть «Живи и помни», стоит остановиться на самых значимых её событиях. Идёт последний год Великой Отечественной войны. В далёкое ангарское село Атамановка, насчитывающее всего тридцать дворов, зимой тайно возвращается бежавший с фронта дезертир Андрей Гуськов.

Здесь его отчий дом, в котором живут родители и жена Настёна, больше ему некуда податься. Однако он боится попадаться им на глаза, и лишь пропавшие из находившейся на отшибе бани плотницкий топор Михеича, отца Андрея, порция листового табака и старые лыжи наводят Настю на мысль о возвращении мужа.

Она относит в баню хлеб и когда коврига исчезает, окончательно убеждается, что Андрей вернулся домой. Здесь же через несколько дней происходит их встреча, во время которой муж признаётся жене, что бежал с фронта, и просит её помочь ему. Настя готова выполнить свой долг перед мужем, ведь, кроме него, у неё из родных никого нет.

История Настёны

В шестнадцатилетнем возрасте, в голодном тридцать третьем, потеряла Настя мать, оставшись с младшей сестрёнкой Катей на руках, которой было всего восемь лет. Отец погиб ещё раньше.

Спасаясь от голода, ходили сестры по деревням, где просили кусок хлеба — им подавали из жалости к маленькой Кате. Сама Настя была худая, нескладная. Добравшись до деревни Рютиная, сестры попросились к жившей здесь тётке по отцу.

Она нехотя приняла племянниц, однако Насте пришлось работать на неё с утра до ночи.

В тёткином дома она поправилась, похорошела. Заехавший по работе из соседней Атамановки Андрей Гуськов предложил ей выйти за него замуж, и Настя согласилась — без особой любви, но с надеждой, что жизнь её изменится к лучшему.

Однако особых перемен не произошло. В новой семье, в доме свёкра со свекровью, Насте пришлось так же гнуть спину, как и у тётки. Работы она не боялась, выполняла все безропотно.

Но свекровь относилась к ней с пренебрежением, потому что невестка была сиротой, пришла в их дом в одном платье, заступиться за неё было некому, да и детей у пары не было.

Поначалу ласковый Андрей стал относиться к Насте грубо, а когда после его упрёка в бездетности она ответила, что в этом может быть и его вина, жестоко избил жену.

Великая Отечественная

С началом войны деревенских мужиков стали мобилизовать на фронт. Не миновала эта участь и Андрея, который уезжал с тяжёлым сердцем, уверенный в том, что погибнет и не увидит больше родных мест.

Настёну, оставшуюся без мужа, даже немного успокаивала мысль, что у них нет детей — придётся не так тяжело, как тем, кто с ребятишками. Она верила, что после войны обязательно родит Андрею ребёнка и все у них наладится.

Повоевав три года, Андрей стал укрепляться в мысли, что война скоро закончится, и он практически её прошёл, осталось совсем немного до возвращения домой. На войне Андрей многое переосмыслил.

Настёна стала для него по-настоящему родной и дорогой, он мечтал о встрече с ней, думал, как хорошо они заживут. Он приобрёл военный опыт, служил в разных родах войск, ходил в разведку, среди однополчан слыл надёжным товарищем. Бывал и ранен.

Но, видя, как ежедневно гибнут солдаты, Андрей стал бояться, что погибнет и сам. Поэтому ждал лёгкого ранения, чтобы отправиться в госпиталь и переждать опасное время.

Так случилось, что ранение он получил, и не лёгкое. Сутки не приходил в сознание, потом долго лечился в новосибирском госпитале. От родных приходили письма и посылки.

Настёна сообщила, что собирается приехать навестить мужа. Но Андрей настолько свыкся с мыслью, что теперь-то его уж точно комиссуют домой, и запретил жене приезжать. Однако планам его не суждено было сбыться.

После выписки его неожиданно направили обратно на фронт.

Побег

Андрей был в полной растерянности. Ему казалось, что на фронте, не повидавшись с Настёной, он обязательно погибнет. С тяжёлым сердцем он сел в поезд и поехал в противоположном направлении, в родные места, а когда одумался, было уже поздно возвращаться на фронт. Дезертиров ожидали презрение товарищей и расстрел.

Почему Андрей Гуськов стал дезертиром:

  • тоска по родным, семье, деревне была сильнее его;
  • он не был героем, военным, он был простым сельским человеком и не хотел воевать;
  • им двигал инстинкт самосохранения, поскольку у него было предчувствие, что его убьют.

Месяц он провёл в Иркутске у немой женщины Тани. Затем сбежал от неё и стал пробираться в родные места. Днём отсиживался на заимках, в стогах сена, а ночами переходил от деревни к деревне. До Атамановки добрался в одну из крещенских ночей.

Спрятался Андрей в старом зимовье за рекой Ангарой. Сюда и до войны никто не заглядывал.

Когда к Гуськовым пришёл участковый и стал спрашивать об Андрее, все разволновались. Участковый забрал его последние письма и объявил, что Андрей пропал.

Тайные встречи

Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.

При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.

Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас. С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей. В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя.

Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка. Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.

Муки совести

Настёне пришлось лицемерить и перед женщинами, получившими похоронки, и перед теми, чьи мужья вернулись с фронта живыми. В День Победы вся деревня отмечала большой праздник. А Настя не могла разделить общей радости, и виноват в этом был Андрей, поставивший её в такое ужасное положение.

Михеич, отец Андрея, всегда относившийся к невестке по-доброму, начал подозревать, что сын где-то рядом. Он чувствовал себя отчасти виноватым за то, что совершил Андрей, пытался поговорить с Настей, но та, обещав мужу не выдавать его никому, не открылась свёкру.

Андрей, живя в одиночестве, постепенно терял человеческий облик. Его постоянно преследовал страх быть пойманным, мучила совесть за то, что он совершил. Иногда он тайком приходил в деревню и наблюдал, как живут односельчане, ещё больше озлоблялся, обвиняя судьбу и войну в том, что с ним произошло.

Настя, понимая, что так продолжаться не может, уговаривала его выйти к людям и сдаться. Но Андрей отказался, обвинив её в том, что она желает ему смерти, чтобы избавиться от чувства вины. Измученная женщина вернулась домой и призналась в беременности свёкрам, после чего ушла от них.

Несколько дней она не находила себе места от стыда из-за того, что утаила от Михеича всю правду об Андрее, и ей приходится постоянно лгать людям. Кроме того, ей казалось, в деревне уже заподозрили, что отец её будущего ребёнка — Андрей, поэтому к ним приехал следователь и начал выпытывать, где он прячется.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/povest-v-rasputina-zhivi-i-pomni-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector