Сказки и стихи В. Жуковского. Список произведений и биография
Сказки и стихотворения Василия Жуковского для детей.Список произведений.Краткая биография и творчество Жуковского
Сказки в стихах.Список произведений:
Война мышей и лягушек
Наль и Дамаянти
Светлана
Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке
Три пояса
Ундина
Кот в сапогах
Рустем и Зораб
Сказка о царе Берендее
Слово о полку Игореве
Спящая царевна
Тюльпанное дерево
Стихотворения Жуковского для детей.
Стихи о природе.Список произведений:
Птичка
Котик и козлик
Жаворонок
Мальчик с пальчик
О дивной розе без шипов
Приход весны
Майское утро
О вечный сеятель, природа
Природа здесь верна стезе привычной
Весеннее чувство Читаем произведения Жуковского бесплатно онлайн
Читать все стихи и сказки Жуковского.Содержание.
Читать сказки других известных авторов
Василий Андреевич Жуковский.Краткая биография и творчество.
Крупнейший представитель русского романтизма Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии (близ города Белева). Образование получил в Благородном пансионе для дворянских детей при Московском университете. Участник Отечественной войны 1812 года.
В 1810-е годы Василий Жуковский становится первым поэтом России. В 1816 г. философский факультет Дерптского университета присваивает Жуковскому звание доктора философии. Через два года его избирают в члены Российской Академии. С 1815 г. он был приближен к царскому двору, а с 1826 г.
Жуковсий становится воспитателем наследника престола Александра Николаевича.
Тесная дружба связывала Жуковского с Пушкиным.
Творчество Жуковского пропитано соками европейской и мировой культуры, но корнями уходит в национальную почву. Известно, что он собирал русский фольклор. Одной из своих знакомых (А. П.
Юшковой) Жуковский писал: «Не можете ли вы собирать для меня русские сказки и русские предания: это значит заставлять себе рассказывать деревенских наших рассказчиков и записывать их россказни. Не смейтесь. Это национальная поэзия, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает на нее внимания.
В сказках заключаются народные мнения, суеверные предания дают понятия о нравах их и степени просвещения, и о старине».
Василий Жуковский писал в основном стихотворные сказки. Замечателен его стихотворный перевод «Ундины» (1831—1836) Ламот Фуке, о котором восторженно отозвался Белинский: «Нельзя довольно надивиться, как искусно наш поэт умел слить фантастический мир с действительным миром, и сколько заповедных тайн сердца умел он разоблачить и высказать в таком сказочном произведении».
«Сказка о спящей царевне» (1831) была написана Жуковским одновременно с пушкинской «Сказкой о царе Салтане…» в виде поэтического состязания. В ее основе прозаическая сказка братьев Гримм «Шиповник», которую Жуковский ранее (1826) перевел в прозе.
Стихотворной обработкой немецкой «Сказки о миндальном дереве» является «Тюльпанное дерево» (1845). ———————————————————
Василий Жуковский.Сказки и стихи.
Читаем бесплатно онлайн
Читать все стихи и сказки Жуковского.Содержание.
Читать сказки других известных авторов
Источник: https://skazkibasni.com/vasilij-zhukovskij
Краткое содержание “Вечер” Жуковского В.А
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Приди, о муза благодатна,
В венке из юных роз, с цевницею златой;
Склонись задумчиво на пенистые воды
И, звуки оживив, туманный вечер пой
На лоне дремлющей природы.
Как солнца за горой пленителен закат, —
Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град
Багряным блеском озаренны;
Когда с холмов златых стада бегут к реке
И рева гул гремит звучнее над водами;
И, сети склав, рыбак на легком челноке
Плывет у брега меж кустами;
Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам,
И веслами струи согласно рассекают;
И, плуги обратив, по глыбистым браздам
С полей оратаи съезжают…
Уж вечер… облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
Поток, кустами осененный.
Как слит с прохладою растений фимиам!
Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
Как тихо веянье зефира по водам
И гибкой ивы трепетанье!
Чуть слышно над ручьем колышется тростник;
Глас петела вдали уснувши будит селы;
В траве коростеля я слышу дикий крик,
В лесу стенанье филомелы…
Но что?.. Какой вдали мелькнул волшебный луч?
Восточных облаков хребты воспламенились;
Осыпан искрами во тьме журчащий ключ;
В реке дубравы отразились.
Луны ущербный лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!
О братья! О друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащится осужден до бездны гробовой?..
Один — минутный цвет — почил, и непробудно,
И гроб безвременный любовь кропит слезой,
Другой… о небо правосудно!..
А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
Ужель красавиц взор, иль почестей исканье,
Иль суетная честь приятным в свете слыть
Загладит в сердце вспоминанье
О радостях души, о счастье юных дней,
И дружбе, и любви, и музам посвященных?
Нет, нет! пусть всяк идет вослед судьбе своей,
Но в сердце любит незабвенных…
Мне рок судил: брести неведомой стезей,
Быть другом мирных сел, любить красы природы,
Дышать под сумраком дубравной тишиной
И, взор склонив на пенны воды,
Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!
Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
Ложится по полям и холмы облачает,
И солнце, восходя, по рощам голубым
Спокойно блеск свой разливает,
Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
В дубраве упредить пернатых пробужденье
И, лиру соглася с свирелью пастухов,
Поет светила возрожденье!
Так, петь есть мой удел… но долго ль?..
Как узнать?.. Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой
Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!
Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Vecher_Jukovskogo_V_A
Сказки Василия Андреевича Жуковского
ПодробностиКатегория: Авторские и литературные сказкиОпубликовано 26.10.2016 16:44Просмотров: 2093
XIX век в России был «золотым веком» русской литературы. Ни одна страна мира не имела в короткий период времени столько величайших мастеров художественного слова, такого созвездия блистательных имён, как русская литературе XIX в.
И при этом важно то, что многие русские писатели XIX в. создавали произведения для детей.
Мы уже говорили о сказках А.С. Пушкина. Но сказочное начало присутствует у Пушкина и в других жанрах: балладах («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник»), поэме «Руслан и Людмила».
Вспомним и других авторов сказок.
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
К. Брюллов «Портрет В.А. Жуковского»Произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского прочно вошли в круг чтения для детей, прежде всего – его сказки.
В 1831 г. состоялось «сказочное состязание» Жуковского с Пушкиным, свидетелем которого был Н. В. Гоголь. В августе-сентябре 1831 г. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек».
«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Сюжет сказки Жуковскому подарил Пушкин. Сам Пушкин записал этот сюжет в Михайловском в 1824-1825 гг. Жуковский народный сюжет сократил, убрав множество традиционных для народной сказки элементов, и создал самостоятельное произведение.
Краткое содержание сказки
Царь Берендей три года был женат, но детей у него не было.
Однажды он, осмотрев своё государство в течение 8 месяцев, возвращался домой. Захотев пить, он увидел в поле колодезь. На поверхности плавал ковшик. Царь Берендей поспешно схватил ковшик, а ковшик от него уплыл. Стал царь пить просто так, и вдруг его схватили за бороду. Чей-то голос потребовал у царя то, чего он не знает.
Царь согласился. А когда приехал в столицу, узнал, что у него родился сын.Но время шло, царевич Иван рос, и царь совсем уже забыл об уговоре. Но однажды, когда царевич ехал по лесу, из дупла вылез странный старик с зеленой бородой. Он потребовал у Берендея долг.
Когда царевич рассказал об этом царю, Берендей побледнел, а затем всё рассказал сыну.
Иван отправился в путь. В исходе четвертого дня подъезжает к озеру и видит 30 плавающих возле берега хохлатых сереньких уточек, а рядом 30 белых сорочек. Он подполз и взял одну из сорочек. Уточки вышли из воды, превратились в девиц, оделись и улетели. А одна осталась. И просит она Ивана вернуть её сорочку, за это она сослужит ему службу. Оказывается, это были дочери Кощея Бессметного.
Спустились они в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз (как научила его девица). Кощею стало весело, сказал он Ивану отслужить три службы (три задания).
На следующий день Кощей озвучил первое задание: построить дворец за ночь, чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.Марья-царевна, обернувшись пчёлкой, влетела к Ивану и приказала ложиться спать – к утру дворец будет построен.
Второе задание: выбрать из 30 дочерей младшую, Марью-царевну. И здесь царевна ему помогла, сказала, что у нее на щеке будет мошка.
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили Иван с Марьей бежать. Когда Кощей выслал погоню, Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком.
Во время второй погони Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Наконец, сам Кощей поскакал в погоню. Марья обратилась в церковь, Иван – в монаха, а конь – в колокольню.
Так и спаслись от погони Кощея.
Поехали они дальше. Царевич захотел заехать в прекрасный город. Царевна его предостерегала и предупредила, чтобы не целовал младенца, а сама осталась белым камнем. Но он поцеловал младенца и всё забыл.
Потом были другие приключения у героев, но конец сказки благополучный: Иван всё вспомнил, и приехали они с Марьей к царю Берендею, царь и царица приняли их с весельем и сыграли свадьбу.
«Спящая царевна»
В 1826 г. Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 г. на основе ее сюжета он создал оригинальную русскую сказку: ввёл в неё элементы поэтики русской народной сказки, используя традиционные сказочные формулы, ввёл также черты народного русского быта, русские поговорки:
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером описать.
Краткое содержание сказки
Жил добрый царь Матвей со своей царицей мирно и счастливо много лет. Но у них не было детей, о чём они очень печалились. Однажды летом царица сидела на лугу рядом с протекающим ручейком и горько плакала.
Вдруг из ручья выполз рак и сказал царице, чтобы она не печалилась, скоро у нее родится дочь.Так и произошло: у царицы родилась прекрасная девочка. Царь устроил пир на весь мир. И пригласил он 11 волшебниц, а одну злую, старую и хромоногую не пригласил, т.к.
у него было всего 11 драгоценных золотых блюд. Но старуха очень обиделась.
И вот начался весёлый пир. Каждая чародейка говорила свое пожелание девочке: одна волшебница сказала, что царевна будет в золоте ходить; другая сказала, что царевна будет необычайно красивая.
Девочке желали кроткого и тихого характера, красавца-жениха, легкую и беззаботную жизнь.
Но одиннадцатая волшебница не успела сказать свои пожелания – на празднике появилась двенадцатая старая волшебница, которую не позвали на пир. Она замышляла недоброе:
На пиру я не была,Но подарок принесла:На шестнадцатом годуПовстречаешь ты беду;В этом возрасте своемРуку ты веретеномОцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!
Старуха скрылась, но одиннадцатая волшебница сказала:
Не дамБез пути ругаться ейНад царевною моей;Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он…
Волшебница сказала, что царевна через триста лет оживет, будет жить долго и счастливо со своими родными.Пир закончился. Царь беспокоился о страшном пророчестве и издал указ, чтобы в его царстве было запрещено сеять лен и прясть. Веретён не должно было быть в домах; всех прях выслали из государства.
Шло время, девочка выросла и стала красавицей. Вот ей уже исполнилось 15 лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, а девочка осталась дома. Она гуляла по дворцу и вдруг увидела винтовую лестницу наверх. Поднявшись по ступеням, она увидела старушку, которая пряла пряжу. Старуха протянула царевне веретено.
Та взяла его, укололась и сразу же уснула, вместе с ней уснул весь дворец, слуги, царь с царицей, даже животные. Через некоторое время колючий терновник закрыл дворец, и никто не мог найти дорогу к нему.Прошло 100 лет. Все забыли о том, что случилось с царевной. Остались только легенды.
Некоторые смельчаки хотели разбудить принцессу, но никто не смог вернуться из заколдованного леса.
И вот прошло 300 лет.
Однажды весенним днем царский сын ездил верхом по окрестностям. Он отстал от свиты, увидел темный бор и попросил встретившегося старика рассказать, что это за лес. Старик сказал, что в этом лесу стоит царский дворец, в нем спит царевна. Девушку должен разбудить молодой человек.
Царевич отправился в заколдованный лес.
И сразу же терновник превратился в красивый кустарник, на котором цвели розы. Кусты расступались перед юношей. В лесу все было свежо и прекрасно. Теперь в нём не осталось ничего страшного. Юноша подъехал к дворцу. Ворота были отворены. Он зашел во двор, увидел спящих людей, на ступенях дворца спали царь с царицей.
Юноша поднялся по винтовой лестнице, увидел прекрасную царевну, не удержался и поцеловал девушку.
Вмиг проснулася она;И за нею вмиг от снаПоднялося все кругом:Царь, царица, царский дом;Снова говор, крик, возня;Все как было; словно дняНе прошло с тех пор, как в сон
Весь тот край был погружен.
Юноша и царевна поженились и жили долго и счастливо.
«Война мышей и лягушек»
Эта сказка является вольным переложением древнегреческой поэмы «Батрахомномахия», которая приписывалась Гомеру, но написана, вероятнее всего, греческим поэтом конца VI-начала V в. до н. э. Жуковский был знаком с поэмой немецкого писателя XVI в. Г. Ролленхагена «Лягушкомышатник».
Используя старый литературный сюжет, Жуковский по совету Пушкина создает сатирическую сказку, в которой иронически воспроизводит литературные споры своего времени.
Дети воспринимают это произведение как обычную сказку. А современникам Пушкина и Жуковского были совершенно понятны намёки на литературных деятелей того времени.
Например, в образе кота Федота Мурлыки легко угадывали писателя Фаддея Булгарина.
«Мальчик-с-пальчик»
Эту маленькую стихотворную сказку Жуковский сочинил для своих детей. Она написана в 1851 г. У братьев Гримм мальчик-с-пальчик обманывает глупых богатых господ, помогая своим бедным приемным родителям.
У Жуковского в сказке нет никаких социальных мотивов.
Это просто светлая сказка, наполненная лёгким музыкальным стихом, миром трав и нежных цветов, легких мотыльков, ночных светлячков, золотых цикад, резвых эльфов…
«Кот в сапогах»
Сказка Жуковского – вольное стихотворное переложение прозаической сказки французского писателя Шарля Перро «Дядюшкин кот, или Кот в сапогах». Жуковский написал её в 1845 г. во Франкфурте.
«Тюльпанное дерево»
Сказка также написана в 1845 г. во Франкфурте. Это вольное стихотворное переложение немецкой народной сказки «О миндальном дереве» из сборника братьев Гримм. Сюжет сказки о злой мачехе и доброй падчерице – «вечный» сюжет в фольклоре многих народов.
«Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»
В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» (1889)
Сказка создана в 1845 г. В основу положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» из сборника сказок А. Н. Афанасьева.
Но Жуковский вольно обращается с сюжетом и создаёт оригинальное литературное произведение, дополняя народную сказку персонажами и мотивами других народных сказок.
Сам он говорил по этому поводу: «Мне хотелось в одну сказку спрятать многое характеристическое, рассеянное в разных русских народных сказках».
Краткое содержание сказки
Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. Однажды царь не досчитался яблок и приказал сыновьям поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.Первым пошёл сторожить яблоню Клим, но уснул. Пётр тоже уснул.
На третью ночь отправился Иван. Увидел он, что яблоки рвала Жар-птица. Он схватил воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, оставив в руке у Ивана перо.Царь захотел добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её, а младшего сына не хотел отпускать, но тот уговорил отца.
Доехал Иван до развилки с надписью: «Кто прямо поедет – будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт». Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.
На каменной стене, за оградой, висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Тот возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез, как вор.
Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона.Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи.
Они привели Ивана к царю, а тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма.Теперь за дело взялся Серый Волк. Он улучил момент, когда Елена осталась одна, и посадил её себе на спину. По дороге Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк, чтобы обмануть царя, превратился в Елену Прекрасную.
Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.Приехали они в царство Долмата. Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал, догнал Ивана.
На том месте, где они встретились, они и распрощались, но Волк предупредил Ивана, чтобы он не доверял своим братьям.Увидели братья Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную – взыграла в них зависть, и убили они Ивана. А Жар-птицу, коня и Елену забрали и поехали к отцу. Но Серый Волк брызнул на Ивана мёртвой воды – и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой – и ожил Иван.
Много ещё приключений было у них: и встреча с Бабой-Ягой, и замок Кощея Бессмертного… Но умиляют в сказке эпизоды, в которых Серый Волк после свадьбы Ивана и Елены остался жить во дворце и помогал воспитывать их детей.
Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу.
В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.
Источник: http://ency.info/slovesnost/avtorskie-skazki/626-avtorskie-skazki-pisatelej-xix-ve
Сказки Жуковского Василия Андреевича
Слушайте: я расскажу вам, друзья, про мышей и лягушек.
Сказка ложь, а песня быль, говорят нам; но в этой
Сказке моей найдется и правда. Милости ж просим
Тех, кто охотник в досужный часок пошутить, посмеяться,
Сказки послушать; а тех, кто любит смотреть исподлобья,
Читать дальше
Жил мельник. Жил он, жил и умер,
Оставивши своим трем сыновьям
В наследство мельницу, осла, кота
И… только. Мельницу взял старший сын,
Осла взял средний; а меньшому дали
Кота. И был он крепко не доволен
Своим участком. «Братья, – рассуждал он, –
Сложившись, будут без нужды; а я,
Изжаривши кота, и съев, и сделав
Из шкурки муфту, чем потом начну
Хлеб добывать насущный?» Так он вслух,
С самим собою рассуждая, думал;
Читать дальше
* Наль и Дамаянти есть эпизод огромной Индейской поэмы Магабараты. Этот отрывок, сам по себе составляющий полное целое, два раза переведен на немецкий язык; один перевод, Боппов, ближе к оригиналу; другой, Рюккертов, имеет более поэтического достоинства. Я держался последнего.
Не зная подлинника, я не мог иметь намерения познакомить с ним русских читателей; я просто хотел рассказать им по-русски ту повесть, которая пленила меня в рассказе Рюккерта, хотел сам насладиться трудом поэтическим, стараясь найти в языке моем выражения для той девственной, первообразной красоты, которою полна Индейская повесть о Нале и Дамаянти.
Вот что говорит А.- В. Шлегель об этом отрывке: «По моему мнению, эта поэма не уступает никакой из древних и новых в красоте поэтической, в увлекательности страстей, в возвышенной нежности чувств и мыслей.
Прелесть ее доступна всякому читателю, молодому и старику, знатоку искусства и необразованному, руководствующемуся одним естественным чувством.
Повесть о Нале и Дамаянти есть самая любимая из народных повестей в Индии, где верность и героическое самоотвержение Дамаянти так же известны всем и каждому, как у нас постоянство Пенелопы».
Читать дальше
РУСТЕМ НА ОХОТЕ
I
Из книги царственной Ирана
Я повесть выпишу для вас
О подвигах Рустема и Зораба.
Заря едва на небе занялася,
Когда Рустем, Ирана богатырь,
Проснулся. Встав с постели, он сказал:
Читать дальше
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.
Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года
Был он женат и жил в согласье с женою; но все им
Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.
Нужда случилась царю осмотреть свое государство;
Читать дальше
Давным-давно был в некотором царстве
Могучий царь, по имени Демьян
Данилович. Он царствовал премудро;
И было у него три сына: Клим-
Царевич, Петр-царевич и Иван-
Царевич. Да еще был у него
Прекрасный сад, и чудная росла
Читать дальше
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Читать дальше
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Читать дальше
В царствование великого князя Владимира, неподалеку от Киева, на берегу быстрого Днепра, в уединенной хижине жили три молодые девушки, сиротки, очень дружные между собою; одна называлась Пересветою, другая – Мирославою, а третья – Людмилою.
Пересвета и Мирослава были прекрасны, как майский день; соседи называли их алыми розами, отчего они сделались несколько самолюбивы.
Людмила была не красавица, никто ее не хвалил, и подруги ее, которых она любила всем сердцем, твердили ей каждый божий день:
Читать дальше
Однажды жил, не знаю где, богатый
И добрый человек. Он был женат
И всей душой любил свою жену;
Но не было у них детей; и это
Их сокрушало, и они молились,
Чтобы господь благословил их брак;
И к господу молитва их достигла.
Был сад кругом их дома; на поляне
Там дерево тюльпанное росло.
Под этим деревом однажды (это
Случилось в зимний день) жена сидела
И с яблока румяного ножом
Читать дальше
Произведения разбиты на страницы
Сказки Василия Жуковского представляют собой перложение русского фольклора, а также творческие переводы таких знаменитых писателей как Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм или Шарль Перро. Но помимо русского и зарубежного фольклоров, в стихах проявляются моменты романтического характера.
Герои Жуковского обладают волшебными силами и способностями, и зачастую просто собраны из мифов и эпосов разных стран.
Вместе с тем писатель, используя всю силу русского языка, наглядно показывает подлинные эмоции, особенности мышления и поведения персонажей.
В стихах наблюдается повышенный уровень драматизма, усиление чувственной окраски изложения, появление аллегорий и метафор морали в том месте, когда в истории случаются переломные моменты.
В списке сказок Василия Андреевича Жуковского можно обнаружить как забавные песенки для совсем маленьких читателей, так и вполне серьёзные произведения для подростков.
Когда дети начинают читать сказки Жуковского перед ними предстает неизведанный мир, кроющий в себе сокровища мировой литературы.
Ребята с лёгкостью усваивают назидания писателя, доносящего с помощью простых и легких рифм основные понятия о добре и зле.
Источник: http://VseSkazki.su/vasilij-zhukovsky.html
Сочинение Василий Андреевич Жуковский
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его – жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры.
Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы.
Будучи любим в семействе Буниных, он рано почувствовал необычность и двусмысленность своего положения, которые роковым образом отразились на эмоциональной сфере его жизни – на истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.
Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н.
Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808 – 1814 годах стал деятельный сотрудником (а в 1808 – 1809 годах и редактором) журнала “Вестник Европы”, ранее издававшимся Карамзиным.
С 1815 года он – бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас”, куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие.
Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.
Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, сторонник просветительских принципов, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием будущего императора и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать).
Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе.
В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной.
Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его постоянно откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьей собирался переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился – поэта полностью ослеп.
Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать.
Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу”, “Илиаде”, а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Однако это не осуществилось.
Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.
(нет оценок)
Loading…
Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-vasilij-andreevich-zhukovskij/
Краткое содержание: Кубок (Жуковский)
Однажды царь, собрав своих рыцарей, спросил, кто из них сможет совершить знатный подвиг: прыгнуть с вершины в глубокую тьму за брошенным им кубком. И рыцарь знатный, и простой латник имели возможность сделать это, царь не ставил ограничений. Главным было желание достать царский кубок, не испугавшись страшной морской бездны. Победителю в награду доставался сам кубок.
Проговорив свою волю, царь бросил златой кубок с высокой скалы и стал ждать, кто же отважиться совершить ради него подвиг.
Но рыцарь и латник недвижно стоят; Молчанье — на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
Вдруг из молчаливой толпы выступил молодой паж. Он снял епанчу и пояс, молча положил их на землю… У всех окружающих дам, да и рыцарей тоже, пронеслась мысль: куда ты? Но паж подступил к краю скалы, заглянул в глубину, где шумела и гремела морская пучина.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?
Призвав спасителя-бога, юноша прыгнул вниз под общий вскрик толпы и исчез в морской бездне.
Над бездной утихло… в ней глухо шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Далее автор будто предполагает, какие мысли бродили в умах тех, кто стал свидетелем этой трагической сцены. Эти мысли приводятся в авторском тексте в кавычках, как цитата:
«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! — Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая…».
Цитирование мыслей продолжается рассказом о том, что в этой глубине пропадало немало судов, которые затем вылетали назад в виде мелкой щепы. В глубокой пучине тем временем слышалось будто бы роптание грозы недалекой. Все выло, свистало, било и шипело, волны сменяли друг друга, и дымящаяся пена летела к небу столбом. С оглушительным ревом брызнул поток извергнутой бездны.
Вдруг… Что-то мелькнуло «живой белизной» сквозь седую пену. Приглядевшись, люди увидели, как в волнах показалась рука и плечо. Отважный юноша пытался побороть стихию.
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.
И долго дышал он, и тяжко дышал,
И божий приветствовал свет…
И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет Из темного гроба, из пропасти влажной Спас душу живую красавец отважный».
Юноша вышел на берег, приветственный толпой, и упал к ногам царя, положив у его ног кубок. Царь приказал дочери дать герою кубок вина в качестве награды. Юноша же стал славить государя.
Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле.
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной. Стрелою стремглав полетел я туда…
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било…
Юноша рассказал, что выжить помогла ему молитва к Богу. Вознеся ее, он увидел торчащий из мглы утес, крепко обхватил его и заметил на ветвях коралла кубок. Внизу, под ним, все было смутно, пурпуром светился сумрак, ничего не было слышно. Но виделись страшные картины морской стихии.
Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская…
Отважный юноша рассказал, как он был один среди морских чудовищ, обреченный на смерть, и как ему было страшно. Содрогаясь, он вдруг услышал, как из мглы ползет страшное стоногое чудище. Он в ужасе бросился прочь от скалы, и это было его спасением. Юношу подхватил прилив, и его выбросило наверх.
Царь сказал юноше:
Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова И тайны все дна перескажешь морскова.
Услышав эти слова, царевна взволнованно стала просить отца пощадить молодого пажа, и уж если царю так необходим подвиг, то пусть отправит совершать его не юношу, а рыцаря. Но отец не послушал дочери.
…свой кубок златой В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой, Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною Заступница, будет твоею женою».
От этого обещания у юноши загорелась душа, а глаза наполнились отважностью. Глядя на то, как краснеет и страшится за него царевна, он, полный неописуемой радости, бросился в волны.
Утихнула бездна… и снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьет за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
***
Невероятный поэтический талант Жуковского превращает его баллады в яркие живописные полотна. При прочтении их возникает ощущение, что стоишь среди героев произведения и видишь то же, что и они.
Знакомясь с балладой «Кубок», кажется, что волнение толпы, следящей за тем, как разворачиваются события, физически ощутимо. В произведении «Роланд-оруженосец» легко представить эмоции рыцарей, которые сначала смирились с горечью своего поражения, а затем узнали, что их обошел юный оруженосец.
Оба произведения отличает ярко выраженная тематика, подчеркивающая доблесть и непревзойденность юных героев.
Как часто родители сознательно недооценивают своих чад, чтобы как можно дольше сохранить их детство! Им тяжело представлять, что их ребенок вырос и способен превзойти их самих в выполнении серьезной задачи.
Именно такую позицию обрисовал Жуковский в балладе «Роланд-оруженосец». Юный сын доблестного рыцаря, боясь потревожить сон своего родителя, сам побеждает великана.
Никто не воспринимал Роланда всерьез, все считали его ребенком, но именно он выполнил приказ царя, прославив свое имя.
В данном произведении интересно само отношение героев к подвигу. В отличие от умудренных опытом рыцарей, которые относятся к подвигу как к серьезному делу, Роланд совершает его мимолетом, стремительно, не привлекая к своей персоне повышенного внимания.
Так и в жизни порой подход нового поколения к выполнению значительных задач в корне отличается от подхода родителей легкостью и быстротой. В произведении видно, что Роланд не готовится к подвигу специально, но не проходит мимо него, хотя имеет для этого все основания.
Из этого можно сделать вывод, что истинная рыцарская доблесть никогда не должна отдыхать. Другой вывод в том, что молодым необходимо давать проявить себя.
Ведь если бы Роланду было отказано в просьбе взять его в поход, он бы еще долгое время оставался бы в тени рыцарей более зрелого возраста.
Произведение «Кубок» производит двойственное впечатление. С одной стороны, читатель непременно испытывает восхищение доблестью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей.
С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демонстрации собственной отваги и во главе которых находится жизнь человека. Из произведения становится ясно, что удача в делах рискованных — величина переменная.
Для тех, кто подставляет свою жизнь опасности, может наступить период, когда привычное везение по независящим от них причинам отворачивается.
Как и произведение «Роланд-оруженосец», «Кубок» пронизано идеей замечательной доблести и отваги юного человека. И снова в числе наблюдателей подвига оказываются те, на кого и возлагалась основная надежда.
Умудренные опытом рыцари остаются позади, лидером же становится молодой паж.
Тематически выделена тема поклонения главного героя дочери царя: после совершения славного подвига лучшей наградой для него оказывается кубок вина, поданный ею, а ко второму безрассудному подвигу его склоняет обещание царя отдать ему дочь в жены.
На этой странице искали :
- жуковский кубок краткое содержание
- кубок жуковский краткое содержание
- жуковский кубок
- краткое содержание кубок
- кубок жуковский
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-kubok-zhukovskij.html