Краткое содержание рассказов владимира железникова за 2 минуты

Чучело – краткое содержание

Краткое содержание рассказов Владимира Железникова за 2 минуты

19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22

19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22

19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22

19ca14e7ea6328a42e0eb13d585e4c22

   Лена Бессольцева – новая ученица одной из школ в небольшом городке. В этом городе живет дедушка Лены Николай Николаевич, которого местные жители не очень любят, называют «заплаточником» из-за того, что он постоянно ходит в одном и том же очень старом пальто. Дедушка увлечен коллекционированием – он собирает картины, собираясь открыть музей. 

   В классе Лены учатся самые разные ребята – есть среди них и дети из богатых семей, и дети, чьи родители зарабатывают совсем немного. Лене симпатизирует Дима Сомов – мальчик, в которого влюблены многие девочки из класса.

Остальные ученики класса дают ей понять, что она здесь чужая, называют ее «чучелом».

Ради того, чтобы стать «своей» в классе Лена старается не обижаться, когда одноклассники высмеивают ее деда и ее – она даже смеется вместе с ними.

   Ребята мечтают поехать в осенние каникулы в Москву. Для того, чтобы собрать деньги на поездку, они идут работать на фабрику. После того, как зарплата получена, ребята решают отметить это, сходив в кино вместо урока. Все полученные деньги хранятся в копилке у Димы Сомова, и когда ребята уходят с урока, он забывает копилку в классе.

Лена вызывается принести деньги, но, возвращаясь в школу, спотыкается и падает. Тогда Дима, назвав ее «недотепой», идет за деньгами сам. Лена тоже идет в школу и, стоя около двери класса, слышит, как учительница выспрашивает Диму, куда делись все ученики. Дима сознается, что они вместо урока пошли в кино. Класс наказан, поездка отменяется.

   Ребята решают наказать того, кто сорвал им поездку. Дима не может сознаться в том, что это он во всем виноват.

Лена, видя это, говорит, что это она рассказала учительнице о том, что все сбежали с урока и пошли в кино.

Никто даже не подозревает, что кроме Димы и Лены, есть еще люди, которые знают правду – это ученики того же класса Шмакова и Попов, которые во время разговора Димы с учительницей сидели под партой.

   Весь класс объявляет Лене бойкот. А она надеется на то, что Дима сознается в том, что сделал. Но он не только не признается – он еще и присоединяется к другим ученикам, издевающимся над Леной. В результате Лена вместе с дедушкой уезжает из города.

Перед отъездом Николай Николаевич дарит школе картину – портрет бабушки, практически точной копией которой является Лена. Остальную свою коллекцию дедушка дарит городу. В классе узнают правду – все рассказывает Попов. Ученики растеряны и чувствуют свою вину перед Леной.

На доске в классе появляется надпись: «Чучело, прости нас!»

Источник: http://szhato.ru/zheleznikov/36-chuchelo.html

Краткое содержание: Чучело – В. Железников

  1. внучка Лена — внучка приехала в небольшой городок, чтобы жить с дедушкой.
  2. дедушка Николай Николаевич -живет коллекционированием и все сбережения тратит на картины. Его мечта открыть музей. Когда-то его прадед был крепостным художником, и он решил найти и собрать все картины прадеда.

    В городке его называют «заплаточник». Он все время ходит в старом, поношенном пальто.

Лена приходит учиться в новый класс. Класс встречает новенькую насмешками. А когда дети узнают, что она «Заплаточнику» родная внучка, то ее начинают называть Чучелом. Девочка думает, что это такая шутка и что всем весело.

Поэтому она тоже смеется над собой.

В классе есть сплоченная группа. Лидером этой группы является Миронова. У девочки сильная воля и она очень принципиальная. За это ее прозвали Железная кнопка. Миронова беспощадна к тем, кто, как она считает, поступает малодушно. Валя (мальчик) также входит в эту компанию.

Он считает, что в жизни нет ничего важнее денег. Их можно добывать, используя любые средства. Лохматый — самый сильный мальчик группы. Он верит только в физическое воздействие. Есть в группе и тот, над кем все смеются.

Его так и зовут «Рыжий». Мальчик, действительно, рыжий. Шмакова — признанная красавица класса. Ее главные черты — изворотливость, хитрость и кокетство. Она окружает себя «рабами». Главный ее «раб» — Попов.

Он верзила и недалекий человек.

Дима Сомов также гулял с этой компанией. Но он не был подчинен Мироновой. Будучи самым умным в классе, он старался держаться независимо. Шмакова, как не хотела, не могла его сделать своим «рабом». С ним и села Лена Бессольцева.

Он ей сразу понравился. А еще Димка сразу заступился за Лену. Настоящий рыцарь. У ребят была классная руководительница. Ее звали Маргарита Ивановна. Женщина была занята своими личными делами и собиралась замуж.

Ей некогда было вникать в детские проблемы.

В москву, в москву

Маргарита Ивановна сказала, что на каникулах есть возможность поехать в Москву всем классом. Дима Сомов предложил, что они не возьмут деньги у родителей, а заработают их самостоятельно. Идея всем понравилась. Класс дружно отправился на сбор яблок, дети подметали улицы и ходили на местную фабрику, где клеили игрушки.

Сомов купался в лучах славы. Он нашел большую копилку, куда ребята складывали все деньги, которые удавалось заработать. Бессольцеву допустили до группы и она стала дружить с Димой.

Источник: http://vse-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-chuchelo-v-zhelezn/

«Чудак из 6 «Б»»

Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» – это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.

Владимир Железников

Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным – не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.

Первая книга Железникова – «Разноцветная история» – вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов.

По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие.

За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.

С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер Владимир Железников в 2015-м.

Владимир Железников, «Чудак из 6 “Б”»

Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова – в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну – «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».

Борис Збандуто – главный герой повести

Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой – ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).

Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).

загрузка…

Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.

Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу.

Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме.

В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.

Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», – это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно.

Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является.

Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.

Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.

Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.

Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 “Б”» («Тетрадь с фотографиями»)

В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.

Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.

В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.

Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами.

Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему.

Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.

Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.

В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.

В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.

В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее.

Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам.

А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.

В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым – его призвание.

«Чудак из 6 “Б”» («Женитьба дяди Шуры»)

Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение – «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.

Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке.

Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом.

Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.

Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой – преподавательница музыки Надежда Васильевна.

Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной.

Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.

Главные герои – дети

Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.

Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто – это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй – филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» – такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.

Первоклассница Наташа Морозова – одна из главных героинь обеих повестей.

Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Еще один подопечный чудака – первоклассник Толик, добрый мальчик из интеллигентной семьи. Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.

Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.

Один из важных героев-детей второй повести – владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был г
отов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.

Главные герои – взрослые

Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого – тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.

Еще один важный женский персонаж – Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.

Отец Наташи Морозовой – дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец – хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.

Отзывы читателей

Большинство читателей как сегодня, так и во время первой публикации очень полюбили эту повесть. Если не считать «Чучело», ставшее столь известным благодаря одноименному кинофильму, то произведение «Чудак из 6 “Б”» (отзывы большинства читателей единодушны в этом) является не только самым веселым, но и лучшим среди повестей этого автора.

Что касается второго произведения, посвященного приключениям чудака, то оно не вызвало у читателей такого восторга, как первое, так как в нем практически отсутствовала сюжетная линия «первоклассники – Боря». Кроме того, сам характер Бориса изменился, парень стал менее самостоятельным – чересчур зависел от тети Оли.

«Чудак из пятого “Б”»

В 1972-м Железников написал сценарий на основе своей повести «Чудак из 6 “Б”». Основные сюжетные детали остались неизменными. Вот только Борю сделали пятиклассником, поэтому кинолента, снятая по этому сценарию, называется «Чудак из 5 “Б”».

Сегодня многие нерадивые школьники предпочитают не читать полностью данное произведение, а, чтобы сэкономить время, хотят узнать лишь его краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» при этом, с его интересным сюжетом, яркими персонажами, поучительной эволюцией главного героя, остается непонятым ими.

А между тем, прочитав эту небольшую по объему повесть, школьники XXI века не только подробнее узнали бы о приключениях шестиклассника Бори, но и научились на примере этого мальчика чему-то новому и хорошему.

Источник: https://belmathematics.by/stati/7281-chudak-iz-6-b-kratkoe-soderzhanie-chudak-iz-6-b-povest-v-zheleznikova-syuzhet-glavnye-geroi-poleznaya-informatsiya-dlya-vsekh-sovety-i-rekomendatsii-ot-belmathematics-by

Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ. В старом танке

Добавлено: 23 марта 2008  |  Просмотров: 14109

Он уже собрался уезжать из этого города, сделал свои дела и собрался уезжать, но по дороге к вокзалу вдруг натолкнулся на маленькую площадь.

Посередине площади стоял старый танк. Он подошёл к танку, потрогал вмятины от вражеских снарядов — видно, это был боевой танк, и ему поэтому не хотелось сразу от него уходить. Поставил чемоданчик около гусеницы, влез на танк, попробовал люк башни, открывается ли. Люк легко открылся.

Тогда он залез внутрь и сел на сиденье водителя. Это было узенькое, тесное место, он еле туда пролез без привычки и даже, когда лез, расцарапал руку.

Он нажал педаль газа, потрогал рукоятки рычагов, посмотрел в смотровую щель и увидел узенькую полоску улицы.

Он впервые в жизни сидел в танке, и это всё для него было так непривычно, что он даже не слышал, как кто-то подошёл к танку, влез на него и склонился над башней. И тогда он поднял голову, потому что тот, наверху, загородил ему свет.

Это был мальчишка. Его волосы на свету казались почти синими. Они целую минуту смотрели молча друг на друга. Для мальчишки встреча была неожиданной: думал застать здесь кого-нибудь из своих товарищей, с которыми можно было бы поиграть, а тут на тебе, взрослый чужой мужчина.

Мальчишка уже хотел ему сказать что-нибудь резкое, что, мол, нечего забираться в чужой танк, но потом увидел глаза этого мужчины и увидел, что у него пальцы чуть-чуть дрожали, когда он подносил сигарету к губам, и промолчал.

Но молчать без конца ведь нельзя, и мальчишка спросил:

— Вы чего здесь?

— Ничего, — ответил он. — Решил посидеть. А что — нельзя?

— Можно, — сказал мальчик. — Только этот танк наш.

— Чей — ваш? — спросил он.

— Ребят нашего двора, — сказал мальчишка.

Они снова помолчали.

— Вы ещё долго будете здесь сидеть? — спросил мальчишка.

— Скоро уйду. — Он посмотрел на часы. — Через час уезжаю из вашего города.

— Смотрите-ка, дождь пошёл, — сказал мальчишка.

— Ну, давай заползай сюда и закрывай люк. Дождь переждём, и я уйду.

Хорошо, что пошёл дождь, а то пришлось бы уйти. А он ещё не мог уйти, что-то его держало в этом танке.

Мальчишка кое-как примостился рядом с ним. Они сидели совсем близко друг от друга, и было как-то удивительно и неожиданно это соседство. Он даже чувствовал дыхание мальчишки и каждый раз, когда он подымал глаза, видел, как стремительно отворачивался его сосед.

— Вообще-то старые, фронтовые танки — это моя слабость, — сказал он.

— Этот танк — хорошая вещь. — Мальчишка со знанием дела похлопал ладонью по броне. — Говорят, он освобождал наш город.

— Мой отец был танкистом на войне, — сказал он.

— А теперь? — спросил мальчишка.

— А теперь его нет, — ответил он. — Не вернулся с фронта. В сорок третьем пропал без вести.

В танке было почти темно. Через узенькую смотровую щель пробивалась тоненькая полоска, а тут ещё небо затянуло грозовой тучей, и совсем потемнело.

— А как это — «пропал без вести»? — спросил мальчик.

— Пропал без вести, значит, ушёл, к примеру, в разведку в тыл врага и не вернулся. И неизвестно, как он погиб.

— Неужели даже это нельзя узнать? — удивился мальчик. — Ведь он там был не один.

— Иногда не удаётся, — сказал он. — А танкисты смелые ребята. Вот сидел, к примеру, тут какой-нибудь парень во время боя: свету всего ничего, весь мир видишь только через эту щель. А вражеские снаряды бьют по броне. Видал, какие выбоины! От удара этих снарядов по танку голова могла лопнуть.

Где-то в небе ударил гром, и танк глухо зазвенел. Мальчишка вздрогнул.

— Ты что, боишься? — спросил он.

— Нет, — ответил мальчишка. — Это от неожиданности.

— Недавно я прочёл в газете об одном танкисте, — сказал он. — Вот это был человек! Ты послушай. Этот танкист попал в плен к фашистам: может быть, он был ранен или контужен, а может быть, выскочил из горящего танка и они его схватили.

В общем, попал в плен. И вдруг однажды его сажают в машину и привозят на артиллерийский полигон. Сначала танкист ничего не понял: видит, стоит новенький «Т-34», а вдали группа немецких офицеров. Подвели его к офицерам.

И тогда один из них говорит:

«Вот, мол, тебе танк, ты должен будешь пройти на нём весь полигон, шестнадцать километров, а по тебе будут стрелять из пушек наши солдаты. Проведёшь танк до конца — значит, будешь жить, и лично я тебе дам свободу. Ну, а не проведёшь — значит, погибнешь. В общем, на войне как на войне».

А он, наш танкист, совсем ещё молодой. Ну, может быть, ему было двадцать два года.

Сейчас такие ребята ходят ещё в институты! А он стоял перед генералом, старым, худым, длинным, как палка, фашистским генералом, которому было наплевать на этого танкиста и наплевать, что тот так мало прожил, что его где-то ждёт мать, — на всё было наплевать.

Просто этому фашисту очень понравилась игра, которую он придумал с этим советским: он решил новое прицельное устройство на противотанковых пушках испытать на советском танке.

«Струсил?» — спросил генерал.

Танкист ничего не ответил, повернулся и пошёл к танку…

А когда он сел в танк, когда влез на это место и потянул рычаги управления и когда они легко и свободно пошли на него, когда он вдохнул привычный, знакомый запах машинного масла, у него прямо голова закружилась от счастья.

И, веришь ли, он заплакал. От радости заплакал, он уже никогда и не мечтал, что снова сядет в свой любимый танк. Что снова окажется на маленьком клочке, на маленьком островке родной, милой советской земли.

На минуту танкист склонил голову и закрыл глаза: вспомнил далёкую Волгу и высокий город на Волге. Но тут ему подали сигнал: пустили ракету. Это значит: пошёл вперёд. Он не торопился, внимательно глянул в смотровую щель. Никого, офицеры спрятались в ров. Осторожно выжал до конца педаль газа, и танк медленно пошёл вперёд.

И тут ударила первая батарея — фашисты ударили, конечно, ему в спину.

Он сразу собрал все силы и сделал свой знаменитый вираж: один рычаг до отказа вперёд, второй назад, полный газ, и вдруг танк как бешеный крутнулся на месте на сто восемьдесят градусов — за этот манёвр он всегда получал в училище пятёрку — и неожиданно стремительно помчался навстречу ураганному огню этой батареи.

«На войне как на войне! — вдруг закричал он сам себе. — Так, кажется, говорил ваш генерал». Он прыгнул танком на эти вражеские пушки и раскидал их в разные стороны.

«Неплохо для начала, — подумал он. — Совсем неплохо».

Вот они, фашисты, совсем рядом, но его защищает броня, выкованная умелыми кузнецами на Урале. Нет, теперь им не взять. На войне как на войне!

Он снова сделал свой знаменитый вираж и приник к смотровой щели: вторая батарея сделала залп по танку. И танкист бросил машину в сторону; делая виражи вправо и влево, он устремился вперёд. И снова вся батарея была уничтожена. А танк уже мчался дальше, а орудия, забыв всякую очерёдность, начали хлестать по танку снарядами.

Но танк был как бешеный: он крутился волчком то на одной, то на другой гусенице, менял направление и давил эти вражеские пушки. Это был славный бой, очень справедливый бой.

А сам танкист, когда пошёл в последнюю лобовую атаку, открыл люк водителя, и все артиллеристы увидели его лицо, и все они увидели, что он смеётся и что-то кричит им.

А потом танк выскочил на шоссе и на большой скорости пошёл на восток. Ему вслед летели немецкие ракеты, требуя остановиться. Танкист этого ничего не замечал. Только на восток, его путь лежал на восток. Только на восток, хотя бы несколько метров, хотя бы несколько десятков метров навстречу далёкой, родной, милой своей земле…

— И его не поймали? — спросил мальчишка.

Мужчина посмотрел на мальчика и хотел соврать, вдруг ему очень захотелось соврать, что всё кончилось хорошо и его, этого славного, геройского танкиста, не поймали. И мальчишка будет тогда так рад этому! Но он не соврал, просто решил, что в таких случаях нельзя ни за что врать.

— Поймали, — сказал мужчина. — В танке кончилось горючее, и его поймали. А потом привели к генералу, который придумал всю эту игру. Его вели по полигону к группе офицеров два автоматчика. Гимнастёрка на нём была разорвана.

Он шёл по зелёной траве полигона и увидел под ногами полевую ромашку. Нагнулся и сорвал её. И вот тогда действительно весь страх из него ушёл. Он вдруг стал самим собой: простым волжским пареньком, небольшого роста, ну, как наши космонавты.

Генерал что-то крикнул по-немецки, и прозвучал одинокий выстрел.

— А может быть, это был ваш отец?! — спросил мальчишка.

— Кто его знает, хорошо бы, — ответил мужчина. — Но мой отец пропал без вести.

Они вылезли из танка. Дождь кончился.

— Прощай, друг, — сказал мужчина.

— До свидания…

Мальчик хотел добавить, что он теперь приложит все силы, чтобы узнать, кто был этот танкист, и, может быть, это действительно окажется его отец. Он подымет на это дело весь свой двор, да что там двор — весь свой класс, да что там класс — всю свою школу!

Они разошлись в разные стороны.

Мальчишка побежал к ребятам. Бежал и думал об этом танкисте и думал, что узнает про него всё-всё, а потом напишет этому мужчине…

И тут мальчишка вспомнил, что не узнал ни имени, ни адреса этого человека, и чуть не заплакал от обиды. Ну, что тут поделаешь…

А мужчина шёл широким шагом, размахивая на ходу чемоданчиком. Он никого и ничего не замечал, шёл и думал о своём отце и о словах мальчика. Теперь, когда он будет вспоминать отца, он всегда будет думать об этом танкисте. Теперь для него это будет история отца.

Так хорошо, так бесконечно хорошо, что у него наконец появилась эта история. Он будет её часто вспоминать: по ночам, когда плохо спится, или когда идёт дождь, и ему делается печально, или когда ему будет очень-очень весело.

Так хорошо, что у него появилась эта история, и этот старый танк, и этот мальчишка…

Он проснулся ночью неизвестно от чего. То ли от ветра — мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями. Читать…

Источник: http://PeskarLib.ru/v-zheleznikov/v-starom-tanke/

В старом танке | молодежный информационно-развлекательный журнал

Рассказ «В старом танке» Владимира Железникова входит в сборник «Хорошим людям – доброе утро», издательство «Детская литература. Москва», 1972 г.

Это произведение о войне, о мужестве неизвестного молодого танкиста, попавшего в плен, но боровшегося до последней минуты своей жизни. Это не единственный рассказ о войне у Железникова, есть также рассказы «Майор Щеголев», «Девушка в военном».

Не случайно автор обращается к этой теме. Его отец был кадровым военным, сам писатель в годы войны учился в спецшколе Военно-воздушных сил и артиллерийском училище.

Война прошла по судьбам миллионов людей. Эта тема близка и понятна не только автору, но и всему российскому народу, поэтому рассказ находит живой отклик в сердцах читателей.

Почему автор назвал рассказ «В старом танке»? На первый взгляд ответ лежит на поверхности.

В старом «Т-34», который стоит на маленькой привокзальной площади, происходит встреча наших современников: взрослого мужчины и мальчика-подростка, во время которой мужчина рассказывает историю о герое-танкисте. Но по мере развития сюжета  раскрывается более глубокий смысл названия.

Этот старый боевой танк – символ стойкости, мужества и героизма нашего народа. Образ танка –  основная повторяющаяся деталь, которая связывает композицию в единое целое. Он помогает нам перенестись к тем далеким военным событиям.

Именно здесь – рядом с танком происходит встреча поколений, ради которых расставались бесстрашно с жизнью наши деды. Именно здесь – рядом с символичной боевой машиной – из уст в уста передается история героизма и самоотверженности молодому поколению о героях Той войны.

Атмосферу встречи поколений, как главного события в произведении,  автору помогают передать соответствующие композиционные приемы. Например, кольцевое построение. Место встречи и расставания – около танка – очень символично и придает стройность композиции.

Также характерен для этого рассказа такой композиционный прием как противопоставление. Образ молодого русского танкиста противопоставляется образу старого фашистского генерала. Наш танкист небольшого роста, «простой волжский парень».

Немец наоборот «худой и длинный, как палка». Автор мастерски дает характеристики  героям. Про немецкого генерала он говорит, что  «ему было наплевать на этого танкиста, и наплевать, что он так мало прожил, что его  где-то ждет мать – на все было наплевать».

Это указывает на его подлость и беспринципность. Русский танкист, наоборот «славный и геройский», горячо любящий свою землю.

Когда он сел в танк и вдохнул запах машинного масла, то от счастья   заплакал, потому что этот запах напомнил ему о «родной, милой советской земле». А за Родину и умереть не страшно.

Прост и доступен язык, которым ведется повествование. Это обычные речевые обороты, характерные для устной речи, понятные взрослым и детям. Просто и доступно описаны переживания героев.

В этом рассказе точно и проникновенно передаются движения души героев, что характерно в целом для произведений Железникова. Он знакомит читателей с судьбами своих героев в самый напряженный момент их жизни. Но они полны мужества и выдерживают испытания достойно.

Причем, автор говорит о том, что мальчик так и не узнал имя мужчины, рассказавшего историю, а мужчина не знал имени погибшего танкиста, и именно в этом кроется глубокий смысл: российский народ помнит и чтит каждого безымянного солдата, сражавшегося за нашу Родину, и всегда будет помнить подвиг каждого из них.

Этот рассказ произвел на меня очень сильное впечатление. Хотя он был написан в конце прошлого века, он не теряет своей актуальности и в наши дни. Великая Отечественная война – это отдельная страница в истории  нашей страны в целом и в истории каждой семьи в отдельности.

Наверное, нет такой семьи в России, в которой бы не было своего воина-героя. Наша семья не исключение, мой прадед тоже воевал, прошел всю войну и совсем немного не дожил до 70-летия Победы.

Но у людей есть Память, которую мы бережно храним и несем сквозь годы – из поколения в поколение. 

Источник: http://timix.nios.ru/node/5201

Повесть Владимира Железникова«Чучело»

Предварительное домашнее задание.

1. Краткий пересказ произведения.

2. Рассказ о действующих лицах (индивидуальные задания).

3. Работа со средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора).

4. Работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, унижение).

5. Составление генеалогического древа своей семьи (по желанию учеников).

Ход урока

Уроки внеклассного чтения в 7-м классе я провожу под рубрикой «Уроки доброты». Считаю эту тему особенно нужной ребятам в возрасте 13–14 лет. Уже прочитаны, обдуманы такие произведения, как рассказ В.

Астафьева «Бабушка с малиной», повесть Ю. Яковлева «Баваклава». Они вызвали у ребят много эмоций, размышлений о добре и зле, об отношении к людям. Они остались в душе.

Там, где порою бессильна педагогика, спасает литература.

И вот прочитана повесть В. Железникова «Чучело». Почему же мы, несмотря на жестокие события, происходящие в ней, тоже относим её к “урокам доброты”? Этот вопрос и будет в центре урока внеклассного чтения.

Вступительное слово учителя. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Это очень хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) — Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.

— Какова композиция повести? От чьего лица ведётся повествование?

— В повести два рассказчика: сам автор и главная героиня — Ленка Бессольцева.

(Далее один из учеников кратко пересказывает содержание повести, выделяя три элемента композиции: завязку, кульминацию и развязку — открытый финал.)

Учитель. Итак, перед вами ваши ровесники (на доске их имена). Расскажите об одном из них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Шмаковой, Димке Сомове.

— Почему у многих ребят нет имён, только фамилии, клички?

Ученики.

— Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно.

(Ленка. Помнишь, дедушка, я тебе про Рыжего рассказывала… что он от рождения рыжий. И все ребята над ним хохотали, и он сам над собой смеялся громче всех, и у него от хохота даже слёзы стояли в глазах. А почему он такой?

— Потому что Рыжий. Все кричат: “Рыжий! Рыжий!” А он боится этого и старается не выделяться.

— Дедушка, а вдруг он не хохотал над собой, а плакал… — Ленка в ужасе замолчала. — А вдруг у него слёзы в глазах стояли не от хохота, а от обиды?..)

— А ещё, может быть, автор хотел показать, что человек невольно начинает соответствовать своей кличке: “Раз я Железная Кнопка, то я буду такой: бессердечной, безжалостной — железной”.

— А я — Попик (уменьшительно-ласкательный суффикс -ик Говорит о том, что это маленький человек, и обладатель его чувствует себя рабом). И поэтому автор предупреждает нас: “Стойте! Задумайтесь! Клички разрушают личность”.

Учитель. Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание. Вы анализировали дома художественные средства, используемые автором при создании этих образов.

Эпитеты и сравнения помогают дополнить образ Ленки — девочки доброй, отзывчивой, искренней: “Ленка засмеялась, Будто колокольчик звякнул и упал в траву”; “Она отвечала одноклассникам Беспомощной и открытой улыбкой”.

Н. Н. Бессольцев, уйдя в отставку, возвращается в родной дом, чтобы исполнить свой последний долг — собрать картины, написанные его далёким предком. Этому посвятил свою жизнь и его отец — доктор Бессольцев.

“В городе судачили, что он (Н. Н. Бессольцев) ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиеся… отдаёт на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели”. Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот “ожил, заговорил, запел, зарыдал”. Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять. (Почему “зарыдал”?)

— Зачем автор рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

Ученики. Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком.

Учитель. Генеалогия — это история рода. Многие из вас к этому уроку начертили генеалогическое древо своей семьи. (Желающие представляют классу историю своего рода.)

— А что даёт память вашей семье?

Ученики.

— Любовь и заботу друг о друге.

— Желание сберечь всё лучшее, уважать свой род, свою страну.

— Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера.

Учитель. Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и её класс считает предателем, а не Димку Сомова.

— Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность была не раз? Как это её характеризует? Поразмышляйте над такими нравственными понятиями, как Доброта, милосердие. Присущи ли они нашей героине?

Ученики.

Доброта — это отзывчивость, стремление делать добро.

Милосердие — это готовность помочь из чувства сострадания.

— Ленка не выдала Димку, потому что не может видеть страдания других. “Димка, бледный-бледный, ни кровинки в лице, стоял около дверей. Смотреть на него было невозможно — так он дрожал”.

— Николай Николаевич неожиданно успокоился. “Значит, Ленка взяла чужую вину на себя. А он, старый леший, даже не подумал об этом. Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже всех Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые требовали от неё участия в судьбах других людей и боли за них. Это открытие обрадовало Николая Николаевича несказанно”.

Далее обсуждаются вопросы:

— Кому из героев присущи такие качества, как милосердие, сострадание?

— Почему так жестоки остальные? За что они преследуют Ленку? Кто самый жестокий?

— Какая сцена является кульминационной? До какого предела дошла детская жестокость?

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре»

1. Чтение эпизода (от слов “Сжечь его на костре!” до слов “Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась”).

2. Беседа по восприятию. (Если сможешь, то передай чувства, испытываемые тобой.)

3. Составление словесных рядов. (Словесный ряд — представленная в тексте последовательность языковых единиц, объединённых композиционно. Словесный ряд помогает ярче увидеть художественный метод автора.)

Словесный ряд 1. Действия Димки

“— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка… — Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким – то маленьким… он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону”.

Вопросы:

— Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет “маленький”? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный.) Всегда ли эпитет — украшение?

— Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуации.)

Словесный ряд 2. Чувства и поступки Ленки

“…Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру… Я замерла — ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Они подтащили меня к огню… Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала”.

Вопросы:

— Как средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения) помогают понять авторскую идею?

— Что такое унижение? (Унижение — это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

— Какие произведения русской литературы, где описаны подобные ситуации, вы читали? (Л. Н. Толстой. «Детство». Сцена, где ребята, играя, унизили Иленьку. Мальчик плакал не от боли, а от отчаяния.)

— Было ли так, чтобы унижали тебя? Как нужно вести себя в такой ситуации? А было ли так, чтобы унижал ты? Что ты испытывал после этого? (Впрочем, об этом ты можешь рассказать в домашнем сочинении «Поступок, за который мне было стыдно».)

— Как заканчивается повесть? О чём задумались вы, читая её? Что потерял город с отъездом Бессольцевых?

Учитель. Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое. Прочитаем Заключительные слова и подумаем над ними.

В качестве домашнего задания Предлагается сочинение на одну из трёх тем: по повести (тему могут Сформулировать сами ученики), свободная (см. выше) и по кинофильму Р. Быкова «Чучело», просмотр которого желателен после изучения произведения.

Источник: http://www.sochuroki.com/povest-vladimira-zheleznikova-chuchelo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector