Краткое содержание роза мира андреева точный пересказ сюжета за 5 минут

Тайна «Розы Мира». Часть 1

Краткое содержание Роза мира Андреева точный пересказ сюжета за 5 минут

Содержание
Введение
1. Краткое изложение учения «Розы Мира»
2. Православное учение об антихристе
3. Что есть истина?
4. Духовный опыт
5. Происхождение монад
6.

Бог: подмена понятий
7. Учение «Розы Мира» о Пресвятой Богородице
8. Христос — «планетарный» логос?
9. Отношение к христианству
10. Причины религиозных различий
11.

Правительство Розы Мира и его подданные
Заключение

Виталий Питанов

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

Лк.11:35

Книга «Роза Мира» была написана поэтом и писателем Даниилом Леонидовичем Андреевым (1906 — 1959), младшим сыном Леонида Андреева — философа и писателя, идейного и эстетического предшественника Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Леонид Андреев в свое время пользовался скандальной известностью автора «пессимистических» и «жутких» рассказов. Умер он в безвестности, не дожив до пятидесяти лет, в самый разгар революции в России1.

После смерти отца Даниил Андреев воспитывался у своей московской тетки. Окончив в Москве гимназию, учился на высших литературных курсах, после чего работал художественным оформителем выставок и музейных экспозиций2.

Книга «Роза Мира» была создана во время пребывания Даниила Андреева во Владимирской тюрьме, куда он был помещен как политзаключенный, приговоренный за антисоветскую деятельность к 25 годам лишения свободы. Во Владимирской тюрьме он провел 10 лет своей жизни (1947-1957). Источником написания «Розы Мира» явились мистические откровения, которые, по утверждению автора, посещали его во время заключения3.

С середины 1970-х годов «Роза Мира» распространялась самиздатом, с начала 90-х годов — начала издаваться в России многотысячными тиражами. Сейчас среди последователей течения New Age едва ли найдется человек, не знакомый с этой книгой.

«Роза Мира» по своему содержанию носит мировоззренческий характер, в ней предпринята попытка рассмотреть те вопросы, ответы на которые в течение истории человечества стремились найти все религии. Среди этих вопросов можно выделить следующие: Каков Бог, каково происхождение человека, в чем состоит цель его жизни и т.д.

Сама постановка столь важных вопросов обращает на себя самое пристальное внимание любого человека, искренне старающегося их для себя разрешить. Если наука говорит о временном, то религия — о вечном, и от ее учения зависит очень многое, прежде всего — судьба человека в вечности.

Признать за правду ложь, значило бы совершить величайшую ошибку своей жизни.

Учитывая все вышесказанное, данная работа ставит перед собой следующие цели: познакомить читателя с основными доктринами книги «Роза Мира», исследовать степень объективности предлагаемой Даниилом Андреевым оценки христианства, сравнить учение Священного Писания с идеями «Розы Мира» и попытаться определить учение «Розы Мира», опираясь на Священное Писание. Так как «Роза Мира», по уверению Даниила Андреева, должна отсрочить приход антихриста, то в конце нашей работы мы предпримем попытку оценить обоснованность столь впечатляющей претензии автора.

По словам Даниила Андреева, учение «Розы Мира» — это «интеррелигиозная, всечеловеческая церковь новых времен»4. Она «не есть замкнутая религиозная конфессия, истинная или ложная.

Это не есть и международное религиозное общество вроде теософического, антропософского или масонского, составленного, наподобие букета, из отдельных цветов религиозных истин, эклектически сорванных на всевозможных религиозных лугах.

Это есть интеррелигия или панрелигия, …универсальное учение…»5.

Каковы задачи «Розы Мира»? В качестве ближайших задач автор видит: «…объединение земного шара в Федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею6, распространение материального достатка и высокого культурного уровня на население всех стран, воспитание поколений облагороженного образа7, воссоединение христианских церквей8 и свободная уния со всеми религиями светлой направленности9, превращение планеты — в сад, а государств — в братство10. Но это — задачи лишь первой очереди. Их осуществление откроет путь к разрешению задач еще более высоких: к одухотворению природы»11. Даниил Андреев продолжает: «…общая цель Розы Мира, точнее — того гигантского духовного процесса, который начался тысячелетия назад и лишь этапом которого является Роза Мира, — так вот, цель этого процесса — просветление12 Шаданакара13″14.

Но этим роль «Розы Мира» не ограничивается. Даниил Андреев пишет, что человечеству грозит встреча с двумя опасностями: «…с опасностью физического уничтожения человечества вследствие войны и опасностью его гибели духовной вследствие абсолютной всемирной тирании»15.

«Роза Мира», как полагает автор, представляет собой средство предотвратить эти опасности или, как минимум, ослабить их воздействие.

Он пишет: «…опыт истории подводит человечество к пониманию того очевидного факта, что опасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой «сильного человека», не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, от бессильного прекраснодушия до революционного максимализма, — но признанием насущной необходимости одного-единственного пути: установления над Всемирной федерацией государств некоей незапятнанной, неподкупной высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу»16. «Роза Мира», по утверждению Даниила Андреева, и представляет собой то учение и ту будущую надгосударственную организацию, которая должна решить данные проблемы.

В основе учения «Розы Мира» лежит представление о многослойности всех небесных тел. Каждая планета и звезда похожа на многослойный пирог. Например, по утверждению Даниила Андреева, Земля имеет более 240 таких слоев. Тот мир, в котором мы живем, называется энроф, но он — не единственный.

Как над ним, так и под ним есть другие миры, параллельные ему и связанные с ним. Миры отличаются друг от друга степенью материальности, а также числом пространственных и временных координат.

Вся совокупность разноматериальных слоев одного небесного тела называется брамфатурой, брамфатура Земли называется шаданакар.

В концепции «Розы Мира» нет разницы между духом и материей, они отличаются стадиально, а не природно. Дух — это разжиженная материя, материя — это сконденсированный дух.

Представление о боге17 «Розы Мира» размыто, но в общих чертах выглядит следующим образом. Бог — это неизменное, невыразимое стремление, направляющее все монады к эволюционному развитию, т.е. к слиянию и растворению в себе. Бог вездесущ, а также полярен, понять в чем сущность полярности бога невозможно. Бог есть дух, дух — это тонкая энергия, разлитая в пространстве космоса.

Господь творит монады18 из своей сущности, поэтому природа монад тождественна природе творца. Отличие монады от творца в том, что бог вездесущ, а монада не вездесуща, но при этом автор утверждает, что монада может одновременно пребывать в разных местах. Монада есть высшее «я» человека.

Согласно учению «Розы Мира», существуют два вида монад — богорожденные и богосотворенные. Разница между ними в том, что богосотворенные монады по природе обладают сознанием, они предназначены богом к управлению космосом.

Утверждается, что богорожденные монады не могут отпасть от творца, хотя тут же говорится, что одна такая монада, Люцифер, все же отпала. Главная цель монады состоит в слиянии с творцом. Монады развиваются, преодолевая искушение к самоутверждению за счет других монад. Все монады находятся в боге, являясь частью его.

К совершенствованию монад ведет «вселенский план провидения». Под «провидением», судя по всему, Даниил Андреев понимал совокупную волю сил света, т.е. светлых монад, помогающих в развитии другим, эволюционно нижестоящим монадам. При достижении высшей цели эволюции, когда монада сливается с богом, у нее остается собственное «я»19.

Господь непрерывно творит новые монады. Космос есть поприще становящихся монад. При этом монады присутствуют не только в людях, но и в животных и даже в микробах. Совесть есть голос монады в человеке20.

Как учит «Роза Мира», при творении в энрофе планетарный демон Гагтунгр исказил законы, управляющие органической материей, ужесточив их. Гагтунгр стремился и стремится подчинить энроф себе. Ужесточение законов усиливает страдания людей.

Демоны же питаются излучениями человеческих страданий: чем больше люди страдают, тем больше их энергии поглощают демоны и тем сильнее они становятся. Излучения ненависти, злобы, алчности, похоти людей и животных проникают в демонические слои, восполняя убыль жизненных сил различных классов и групп их обитателей.

Но излучения этих грехов «питают» демонов лишь отдельных демонических сообществ. Излучение же страданий и боли — оно называется в «Розе Мира» гаввах — насыщает толпы демонов почти всех видов и рангов. Гаввах — их пища.

Цель иерархий «сил света» и вообще всех «светлых сил» шаданакара — смягчение и просветление законов; цель демонических сил — еще большее их утяжеление. Энроф — поле битвы темных и светлых сил, они борются в основном за контроль над сознанием людей.

Планетарный демон Гагтунгр сумел вмешаться в процесс творения человечества и заложил в людей так называемое эйцехоре — «семя дьявола», через которое внес в них частицу себя и получил над ними власть.

Первородный грех, с точки зрения «Розы Мира», как раз и заключался во внесении эйцехоре в человеческую природу.

«Сущность эйцехоре состоит в непреодолимом для самого обладателя мучительном стремлении — все поглотить в своем самостном Я»21.

Иисус Христос есть планетарный логос, одна из богорожденных монад. Он является божественным разумом брамфатуры шаданакара. Он — вождь всех сил «света» в шаданакаре. Планетарный логос неоднократно воплощался на Земле, последний раз воплотился в образе Иисуса Христа.

В этом последнем своем воплощении, по утверждению «Розы Мира», Иисус Христос не смог выполнить свою миссию до конца: «Насколько метаисторическое познание допускает понимание задач Христа, стоявших перед Ним в Его земной жизни, настолько их можно определить пока следующим образом.

Приобщение человечества Духовной Вселенной вместо догадок о ней при помощи спекулятивной философии и одиноких предчувствий; раскрытие в человеке органов духовного воспринимания; преодоление закона взаимной борьбы за существование; разгибание железного кольца Закона кармы; упразднение в человеческом обществе закона насилия и, следовательно, государств; превращение человечества в братство; преодоление закона смерти, замена смерти материальным преображением; возведение людей на ступень богочеловечества. О, Христос не должен был умирать — не только насильственной, но и естественной смертью. После многолетней жизни в Энрофе и разрешения тех задач, ради которых Он эту жизнь принял, Его ждала трансформа (преобразование материальности его физического тела. — В.П.), а не смерть — преображение всего существа Его и переход Его в Олирну22 на глазах мира. Будучи завершенной, миссия Христа вызвала бы то, что через два-три столетия на земле вместо государств с их войнами и кровавыми вакханалиями установилась бы идеальная Церковь-Братство. Число жертв, сумма страданий и сроки восхождения человечества сократились бы неизмеримо»23. Итак, Иисус Христос умер, не завершив Свою миссию, что отразилось на всем человечестве и созданной Христом Церкви. В чем же состоят последствия незавершенности Его миссии? «Недовершенность миссии Христа сказывается и в том, что материальное начало в природе и плотское в человеке не дождались предназначенного им просветления во всеобщих масштабах, а не в одном только естестве Самого Христа. И, оставшись непросветленными, они были выброшены христианскою церковью за пределы того, что обнималось ею, что ею принималось и благословлялось. Таинства крещения и причащения отрезали неофита от языческого оправдания самодовлеющего плотского начала; никакого же иного осмысления, высшего, не давалось. Эта аскетическая тенденция христианства, едва смягченная компромиссным институтом таинства бракосочетания, эта поляризация понятий «духа и плоти», которую влекло за собой христианство во всех охваченных им культурах и которая привела в конце концов к безрелигиозной эре цивилизации, — все это не было простой случайностью или хотя бы явлением только одного исторического плана. Напротив, в этом отразилась особенность, свойственная христианству в его метаисторической судьбе, — особенность, предопределенная именно оборванностью миссии Христа в Энрофе.

Главное же, в Энрофе вообще не совершилось коренного сдвига. Законы остались законами, инстинкты — инстинктами, страсти — страстями, болезни — болезнями, смерть — смертью, государства — государствами, войны — войнами, тирании — тираниями.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов гюстава флобера за 2 минуты

Образование церкви в человечестве, обремененном прежней самостью и не огражденном от темных инспираций, не могло вызвать того стремительного прогресса — духовного и нравственного, который совершился бы, если бы Гагтунгр не оборвал жизнь Христа»24.

Однако «Роза Мира» утверждает, что через два-три столетия планетарный логос придет опять25.

«Роза Мира» признает законы кармы и перевоплощений, положительно относится к магии и оккультизму26. Но странно то, что все это отнюдь не мешает Даниилу Андрееву утверждать, например, следующее: «…магия утилитарна и корыстна по самому своему существу»27.

В «Розе Мира» подробно описывается «тонкая география» шаданакара и то, как события, происходившие в «тонких мирах», проявлялись в истории России.

Как уже говорилось выше, главной целью создания «Розы Мира» была отсрочка наступления мировой диктатуры антихриста. Так как само понятие «антихрист» заимствовано Даниилом Андреевым из христианства, то мы предлагаем читателю познакомиться с христианским учением об антихристе.

Продолжение статьи

©Питанов В.Ю.

Литература 1 Вандерхил Э. Мистики XX века: Энциклопедия. М., ООО «Издательство Астрель»; Изд. Миф. С.348. 2 Там же. С.348-349. 3 См.: Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.55. 4 Там же. С.15. 5 Там же. С.16. 6 Контролировать деятельность государств должны представители новой интеррелигии «Роза Мира». 7 Т.е.

воспитание поколений на идеологии «Розы Мира». 8 При условии признания ими учения «Розы Мира» и изменения своего вероучения в свете ее доктрин. 9 Все те, кто признают «Розу Мира» ведущей духовной силой и подчинятся ей. 10 Типичная утопия большинства тайных обществ. 11 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.18.

12 Преобразование мира теми силами, которые стоят за «Розой Мира». При этом, преобразование должно быть как социальным, так и духовным. Под «просветлением» понимается изменение духовной природы человека в результате воздействия излучений, энергий силы, стоящей за «Розой Мира», подчинение этой силе.

13 Совокупность разноматериальных слоев небесного тела Леонид Андреев называет брамфатурой, брамфатура Земли называется у него шаданакар. 14 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.28. 15 Там же. С.4. 16 Там же. С.8.

17 Учение Даниила Андреева о боге, как читатель увидит ниже, принципиально отличается от учения Христианской Церкви, что не позволяет нам писать слово «бог» с заглавной буквы там, где речь идет о «боге» «Розы Мира». 18 Подробнее о монадах мы поговорим в отдельной главе. 19 Хотя из логики учения это никак не следует.

Цель монады — слияние с богом, природа монады тождественна природе бога, следовательно, полное слияние с ним означает всякую потерю своего «я».

Вероятно, Даниилу Андрееву очень хотелось, чтобы учение, изложенное в «Розе Мира», стало приемлемым для христиан, что и заставляло его выдвигать положения, которые никак не соответствуют логике его же собственного учения. 20 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.91. 21 Там же. С.276. 22 Олирна — «страна усопших» в тонком мире. Место, в которое «душа» попадает после смерти. 23 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.226. 24 Там же. С.230. 25 Там же. С.238. 26 Там же. С.24.

27 Там же. С.223.

Ложные аргументы противников христианства
Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/tajna_quot_rozy_mira_quot_chast_1/12-1-0-1103

Краткое содержание рассказа «Праздник» (Андреев) | Литерагуру

Главный герой Николай Николаевич Качерин «с половины Великого поста почувствовал, что в мир надвигается что-то крупное, светлое и немного страшное в своей торжественности». Это была пасха, но он не был ей рад, так как вообще не способен был радоваться в то время.

Его тяготило осознание собственной греховности. Качерин был учеником седьмого класса гимназии, но уже имел пристрастие к вину и интимную связь со служанкой Дашей. Учился он плохо, однако его родители не знали об этом и относились к нему лучше, чем он того заслуживал.

«У Качерина было много приятелей и один друг, Меркулов, которого он любил горячо и нежно». Мать Николая встретила Меркулова, который только приехал. Он обещал зайти к другу.

Но он не сдержал слова и не пришел к Качерину, хотя Николай через Дашу достал красного вина и ждал его весь вечер. Это очень обидело героя, он стал чувствовать одиночество и заброшенность, в то время как другие ощущали праздничное настроение.

Все были счастливы, а он – нет. Николай выпил вино в одиночку и начал ненавидеть друга.

Так рассуждал Качерин, пока мать не позвала его в церковь. Он нарочно туда пошел, чтобы увидеть контраст между своим подавленным состоянием и всеобщим весельем: Качерин с поразительной ясностью представился самому себе в виде какого-то отверженца, Каина, на котором лежит печать проклятия.

Весь мир живых людей и неживых предметов говорил на одном веселом, звучном языке. Качерин один не понимал этого языка и мучился от дикого сознания одиночества». Однако в церкви он видит красивую девушку и влюбляется в нее. Тут же тоска проходит, он проникается атмосферой праздника и больше не мучается.

Он передает девушке свечу и падает на колени. «Он не понимал, где он находится, кто стоит возле него, и что поют где-то там, и откуда льется на него так много света. Он не знал, о чем плачет он такими горькими и такими счастливыми слезами, и стыдливо скрывал их, по-детски закрывая лицо руками.

Так хорошо и уютно было ему внизу, у людских ног, закрытому со всех сторон.

В один могучий и стройный аккорд слилось все, что видели его глаза, ощущала душа: и она, эта девушка, такая милая и чистая, к которой страшно коснуться, как к святыне, и жгучая печаль о себе, порочном и гадком, и страстная, разрывающая сердце мольба о новой, чистой и светлой жизни». Он прижался губами к коричневому платью и ощутил «то светлое, ради которого только и стоит жить на свете». Наступил праздник и для Качерина

Так автор переход из детского возраста в юношескую пору, когда личность человека толком не сформировалась. Этот период проходит бурно, подростки склонны к протестному поведению, не знают, чего хотят, но требуют от мира всего и сразу. Вот и Качерин пьет, плохо учится и заводит роман с Дашей, лишь бы доказать всем свою взрослость и самостоятельность.

Даже лучшего друга он выбирает постарше, чтобы казаться солиднее. Меркулов, очевидно, играет роль авторитета, поэтому его предательство так ранило мягкого и все еще по-детски обидчивого героя. Несмотря на свое демонстративное пренебрежение к порядкам и условностям, он все же тяготится чувством вины перед родителями и учителями.

Он чувствует, что ведет себя не так, как должно, но не знает, как нужно. Он несчастен, так как мучается неопределенностью своего возраста с нарастающей степенью ответственности, с которой он боится не справиться. Кроме того, Качерин – артистичный мальчик с нежной душой, его страдания наигранны, и он сам понимает это: «И пусть рисуюсь.

Ведь я негодяй,- с усмешкой передернул он плечами». Однако сложный подросток так же легко приходит в себя, как и расстраивается. Достаточно одной встречи в церкви, чтобы переубедить его. Мир преображается, вместе с праздником приходит определенность, которую герой находит в стремлении к добру и красоте.

Идея Андреева заключается в том, что нужно быть готовым впустить в себя добро и счастье. Герой долгое время сам был виновником своих бед, присоединяясь к той подлости, которую он видит повсюду. Он протестует против нее только словом, а до дела он еще не дорос. Когда же он приходит в церковь, его охватывает загадочная благостная эйфория этого места.

Он оставляет свое позерство в стенах своей комнаты и хочет проникнуть в души людей, его окружающих. Он позволяет своему детскому любопытству затмить подростковые кривляния и провести его куда-то вглубь жизни, где есть место счастью и радости.

Герой признался себе в том, что рисуется, то есть он мысленно стряхнул с себя эту накипевшую злость на мир и попробовал с этим миром соединиться, понять его, а не ругать. Тут же он впустил в душу светлые чувства, которые ее исцелили.

Источник: https://LiteraGuru.ru/rasskaz-prazdnik-andreeva-soderzhanie-i-analiz/

«Роза Мира», Даниил Андреев. Краткое содержание и мысли вслух

Искусство и развлечения 3 июля 2015

Книга, о которой пойдёт речь, одновременно и безвестна, и знаменита: эзотерически образованная публика хорошо знакома с ней; читатели же, далёкие от мистики и других тонких материй, могли даже и не слышать об этом произведении — книге «Роза Мира». Даниил Андреев краткое содержание, квинтэссенцию своих убеждений изложил именно в ней.

Даниил Андреев: сумасшедший или пророк?

Сын известного писателя-эмигранта Леонида Андреева был не менее талантлив, чем его отец. Уже с юности Даниил обнаруживает в себе способность видеть иноматериальные планы бытия, трансфизическую реальность и тонкие миры.

Родился будущий поэт, писатель и провидец в 1906 году. С ранних лет он начал писать стихи, а позднее — и прозу. Уже к 35 годам наследие Даниила Андреева составляло ряд стихотворных циклов и роман «Странники ночи».

Однако его творчество было истолковано сталинистами как антисоветское.

По законам того времени, были арестованы не только автор романа и его супруга Алла Андреева, но и многие из их круга, которым Даниил вечерами читал свои произведения.

Блюстители тоталитарного режима растоптали судьбы безвинно осуждённых и уничтожили практически все рукописи Андреева, сочтя их опасными для господствующей доктрины сталинизма.

Писатель провёл в тюрьме 10 лет, которые посвятил восстановлению своих произведений, а главное, созданию самой известной из своих книг — «Розы Мира».

Легенда о чудесном рождении книги

Почитатели таланта писателя уверены в неземном происхождении произведения «Роза Мира». Даниил Андреев, краткое содержание творения которого будет приведено ниже, рассказывал в предисловии, как ему удавалось непостижимым образом прятать рукописи от тюремщиков и обысков. Он не сомневался, что ему помогали не только люди, но и «не люди» — светлые сущности Высшего Мира.

Книга год за годом рождалась на обрывках бумаги, которые удавалось достать в тюрьме. Когда в 1957 году писатель вышел из застенков, его главный труд оказался практически готов.

Андреев был уже безнадёжно болен и знал это. Оставшиеся два года он приводил в порядок своё духовное наследие, стихи и рукопись «Розы Мира». Его жена и соратница Алла Андреева хранила записи в тайне вплоть до 1991 года, когда книга увидела свет. Мечта писателя сбылась: он смог поделиться своими прозрениями со всем миром.

Картина мира Даниила Андреева

Каждый человек имеет свою точку зрения на происходящее в мире. За рамки привычного и общепринятого выходила картина, которую видел Андреев Даниил — «Роза Мира». Весь текст пронизан духовными прозрениями и догадками, словно принял в себя часть души автора.

Он свято верил в вечное противостояние Добра и Зла, но не исключал возможности эволюции для тёмных миров и сущностей. Его внутреннему взору представало многомирье, некая вертикальная иерархия разноплановых пространств. Каждая вечная душа, переходя пределы земной жизни, по его убеждению, попадала в мир, соответствующий прижизненным деяниям человека.

Миропонимание автора не ограничивалось духовными постулатами: он был убеждён в пагубности любой диктатуры и в насильственной природе любого государства. Всё это ожило на страницах книги «Роза Мира»: Даниил Андреев краткое содержание своих взглядов изложил в главном своём детище.

Розой Мира он называл эпоху Золотого Века — неизбежно наступающего (по некоторым предсказаниям индийских брахманов, уже начавшегося) периода свободы и расцвета личности.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский заячьи лапы точный пересказ сюжета за 5 минут

«Роза Мира» (Даниил Андреев): краткое содержание

Произведение включает в себя 12 книг, которые в совокупности можно оценить как завершённый литературный, философский и эзотерический труд. Это своего рода учебник альтернативного миропонимания, включающий и теоретические, и практические главы.

  • Первые две книги — это, по сути, введение и методы познания бытия.
  • Следующие четыре книги описывают структуру земного плана бытия, а также миров светлых и тёмных со сказочно звучащими названиями, их иерархию и законы существования.
  • Книги с 5 по 11 — попытка переосмыслить основные вехи нашей истории. Тексты, скорее, субъективные духовные воззрения автора, не относящиеся к альтернативной истории.
  • Двенадцатая книга отличается от предыдущих, ибо носит предсказательный характер. Здесь автор оставляет человечеству альтернативу выбора, недвусмысленно показывая наиболее благоприятный вариант — духовное перерождение.

Величайшее произведение, которое написал Даниил Андреев, — «Роза Мира». Содержание книги представляет собой веру в лучшее будущее для всей Земли, в эволюцию и неизбежный подъём каждой воплощённой души. Всякому человеку, которому небезразличны вопросы сохранения мировой гармонии, духовной эволюции и самосовершенствования, имеет смысл прочитать этот уникальный труд.

Отзывы о книге «Роза Мира» Даниила Андреева

Разумеется, они неоднозначны, да и каковы в наш материалистический век могут быть мнения о религиозно-мистическом, невиданном доселе произведении?

Часть людей считает книгу антинаучным сочинением фантазёра или же откровенно опасным для психики суррогатом. К счастью, такие — в меньшинстве, преобладают уважительные и позитивные отзывы. Одни оценивают книгу как высококачественную философскую сказку; другие воспринимают её как глубокий эзотерический трактат; есть и такие, кто разделяет взгляды писателя и относит себя к его последователям.

Как бы там ни было, Даниил Андреев продолжает жить в своём произведении, как и полагается великому мыслителю и светлому духу.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
«Моление Даниила Заточника»: краткое содержание, анализ и описание

«Моление Даниила Заточника», краткое содержание которого является предметом настоящего обзора, — это одно из наиболее известных произведений древнерусской литературы, написанное в 12 веке (по предположению…

Искусство и развлечения
Рассказ «Спасская полисть» Радищева: краткое содержание, главная мысль и анализ произведения

«Путешествие из Петербурга в Москву» содержит три основные темы: критику самодержавия и крепостничества, вопрос о неизбежности революции. Радищев в данном произведении выходит за рамки сентиментализма и пр…

Искусство и развлечения
«Золотая роза», Паустовский: краткое содержание и анализ

Любовь к природе, языку и профессии писателя — об этом пишет К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читател…

Искусство и развлечения
«Война и мир», эпилог: краткое содержание и анализ. Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»

В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свое произведение «Война и мир». Эпилог, краткое содержание которого мы опишем в этой статье, делится на две части.

Образование
Война Алой и Белой розы: краткое содержание и хронология событий

В конце XVII века английским троном завладел Генрих Тюдор из рода Ланкастеров – основатель новой королевской династии, остававшейся у власти в течение столетия. Этому предшествовал кровавый династический конфлик…

Дом и семья
Книга «Капризничает? Значит, развивается!»: краткое содержание и отзывы

Этот непохожий на других замечательный труд немецких авторов на протяжении вот уже многих лет становится настольной книгой то у одних родителей, то у других. Именно книга «Капризничает? Значит, развивается!&raqu…

Духовное развитие
Ветхий Завет: краткое содержание и общий смысл

Слово «Библия» в переводе означает «книги», то есть это большая книга, которая сама состоит из нескольких. Действительно, вся Библия состоит из многих частей, которые не только разнятся по соде…

Искусство и развлечения
Франц Кафка, «Замок»: краткое содержание и отзывы о книге

Является одним из выдающихся немецкоязычных писателей 20 века Франц Кафка. «Замок» — книга, которая сделала его всемирно известным. Как и многие произведения писателя, роман пропитан абсурдизмом, тревожнос…

Искусство и развлечения
«Летучая мышь», оперетта: краткое содержание и отзывы

«Летучая мышь» — оперетта, написанная Иоганном Штраусом в 19 веке. В основе её сюжета лежит два произведения — фарс «Тюремное заключение» Юлиуса Бенедикса и французский водевиль «Новогодн…

Искусство и развлечения
«Гарри Поттер»: жанр книги, описание, краткое содержание и отзывы

В этой статье мы ответим на вопрос: к какому жанру относится «Гарри Поттер»? Серия романов Дж. Роулинг давно получила мировую известность и вошла в ряды бестселлеров. По произведениям были сняты фильмы и в…

Источник: http://monateka.com/article/127188/

Особенности повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

Автор повести «Иуда Искариот» Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 г. в Орле. Этот город стал родиной многих знаменитых русских писателей. Л.

Андреев был очень популярен в свое время, его творчество интересно и современным читателем, ведь одна из его излюбленных тем – тема борьбы добра и зла, духовности. А это вечные вопросы.

Его творчество насыщено библейскими сюжетами, которые помогают осмыслить самые важные, общечеловеческие ценности.

Одним из таких произведений является повесть «Иуда Искариот». Она создана на острове Капри и датирована 24 февраля 1907 г. По словам самого автора, произведение было задумано как «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иудой Иисуса Божьего сына за тридцать сребреников, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием, представляя на суд читателя свою версию событий 30-х годов нашей эры.

Под пером Андреева библейский сюжет из сухого, описательного превратился в тонкий, психологический. Евангелия бедны художественными деталями и психологическими характеристиками, ведь это письменно изложенные проповеди Христа и его жизнеописание. У Андреева же этот сюжет принимает художественную форму.

По мнению М. Волошина, благодаря библейской тематике, «художник может достичь передачи тончайших оттенков своего чувства и своей мысли».

Судя по заглавию рассказа, на первый план писатель выводит Иуду Искариота, именно этот сложный, противоречивый герой и его бесчестный поступок привлекает автора. С первых страниц вводятся отзывы об Искариоте других людей, через них писателем дается психологическая характеристика Иуды, раскрывается его внутреннее содержание.

Образ этого персонажа внушает противоречивые чувства: это низкий, эгоистичный, лживый тип, в тоже время, это и смелый борец с людской глупостью и трусостью, Иуда подлым образом предает чистейшего человека, при этом лишь он один из всех учеников искренне любит учителя. Даже портретное описание оставляет впечатление двойственности.

«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча (…) внушал недоверие, даже тревогу.» Лицо Иуды также оставляло странное впечатление: « одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, другая же была мертвенно-гладкая, плоская и застывшая».

Эта двойственность выражалась во всей его натуре. Его высказывания едки, колки, желчны, он «приписывал людям такие наклонности, каких не имеет даже животное», при этом реплики проницательны, метки, остроумны, независимы, совершенны по смыслу, он сумел оценить и полюбить Иисуса Христа, но так и не понял и не принял Его учение.

Леонид Андреев изображает неверного ученика как ревнивого, обиженного миром маньяка, одержимого смертельной, доходящей до извращенности любовью и преданностью к Учителю, каковая совместно с обидой и толкает его на проверку предательством народной любви к Иисусу. Во всем этом заключается своеобразие образа.

Если евангельский Иуда лишен каких-то человеческих характеристик, это символ предательства и порока, то у Андреева – это живой человек.

Христос в повести оказывается лишь обязательной частью сюжета, но никак не стоит в центре его, произносит он те фразы, которые “положены” ему по Новому Завету, служит лишь для лучшего раскрытия внутреннего мира Иуды, его поступка.

Евангельские проповеди, притчи Христа не упоминаются в тексте, Иисус находится на периферии описываемых событий. Одним из приемов демонстрации противоречий в образах главных персонажей становится сравнение.

Лейтмотивом становятся образы камня и осьминога – двух сторон личности Искариота. Иисус сравнивается с прекрасным цветком, в основном с розой, а Иуда — с кактусом.

«Неразрешимая загадка» странной близости этих разных людей реализуется в сравнении «как братья»: «Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба, преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые и нечистые уста».

Интересен для понимания смысла повести анализ отношений Иуды с апостолами. «Как кучка испуганных ягнят, теснились ученики, ничему не препятствуя, но всем мешая — даже самим себе» — так характеризует апостолов автор.

«Посмотри: вот идут они по дороге, кучкой, как стадо баранов, и поднимают пыль» — а это характеристика, вложенная в уста Искариота. С образом ягненка в русской поэтической (в широком смысле) традиции связано значение невинности, жертвы, робости.

Однако, из этого образа вырастает то, что в общенародном языке связывается не просто с глупостью, а с тупостью и упрямством, с трусостью.

В повести есть еще одна противоречивая фигура – прокуратор Понтий Пилат. Ему на суд был отдан Иисус, он проводил последний допрос. В повести нет описания этой беседы в отличие от Евангелий. В остальном, образ Пилата и его действия полностью совпадают с библейскими.

После разговора с Иисусом, он, выйдя к толпе и «презрительно оттянув губы вниз, к круглому бритому подбородку», «бросает в толпу сухие, короткие слова…». Пилат заявляет, что не «нашел человека этого виновным…» Но толпе нужна жертва, ею выбирают Христа. А Пилат бездействует. И это – тоже предательство.

Пассивность прокуратора Понтия Пилата не менее страшна, чем поступок Иуды Искариота.

Предательство — основная идея. Впервые мотив предательства вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже предатель). Символическое значение идеи предательства выражается сравнением Иуды со скорпионом.

Предательство – нарушение верности, в первую очередь — самому себе. Скорпион в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е. становится самоубийцей, как Иуда.

Тема самоубийства звучит в самом начале повести при помощи сравнения: «Он ссорит нас постоянно, — говорили они, отплевываясь, — он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…».

Идея предательства, определяющая главный смысл всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной уровень интерпретации заголовка: всякое предательство превращается в предательство самого себя.

Необычное наполнение сравнения (ливанская роза, осьминог, скорпион) несет в себе колорит местности, описываемой в произведении, а также отражает настроение писателей и мыслителей рубежа веков, что проявляется в неоднозначной трактовке образа Иуды и человеческой природы в целом (трактовка добра и зла, отношение к возможностям рационального начала в человеке).

Особенность повести «Иуда Искариот» состоит в том, что в ней автор пытается найти выход из противоречия, спорит с самим собой, проверяя на прочность неверие в человека главного героя верой Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве Леонида Андреева — не просто пересказ.

Они заключают в себе свой особый мир, близкий миру Андреева. Трактуют их по-разному.

Одни говорят, что путем использования библейских сюжетов Андреев шел от атеизма к православию, другие — что наоборот, используя своеобразное “доказательство от противного”, он все более уверялся в правильности атеизма.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/andreev-l-n/804-osobennosti-povesti-l-andreeva-iuda-iskariot

Анализ пъесы «Жизнь человека» Андреева Л.Н

«Хочу реформировать драму», — писал Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека». В письме Г. Чуйкову Андреев также отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму — ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую, — что не знаю…

Читайте также:  Краткое содержание гранин зубр точный пересказ сюжета за 5 минут

» В работе над пьесой писатель испытал немалые трудности. «Скажу откровенно, — признавался он Вл. Немировичу-Данченко, — сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно.

В самом процессе работы развивалась и выяснялась форма, и только оканчивая пьесу, понял я сам ее сущность… Пусть это будет первым опытом».По замыслу автора, «Жизнь человека» должна была быть первой в цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи».

«За «Жизнью человека» идет «жизнь человеческая», которая будет изображена в четырех пьесах: «Царь-Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек», — писал Андреев Немировичу-Данченко в мае 1907 года.

— Таким образом, «Жизнь человека» является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение».

И хотя этот замысел в своем первоначальном варианте не был осуществлен (из названных была написана лишь пьеса «Царь-Голод»), само по себе намерение Андреева создать цикл драматических произведений, в котором судьбы отдельных людей должны были быть увязаны с судьбами человечества, четко соотносилось с острейшими философскими запросами времени и по-своему отражало потребность в новом уровне философско-исторической и художественной мысли.

Тематика и проблематика пьесы. В прологе к пьесе сразу же декларирована ее главная тема — вневременная трагедия человека, зависимого от воли рока. Некто в сером, именуемый Он, — условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, — фиксирует орбиту человеческой жизни: «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания». Все пять картин пьесы («Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека»), демонстрирующие соответственно пять этапов жизни человека с рождения до смерти — «от низу к верху, от верху к низу», — иллюстрируют этот тезис.

Акцент в драматическом действии ставится на перипетиях столкновения человека с «непреложным».

А трагический исход конфликта обусловливается тем, что потуги человека разорвать этот «круг железного предначертания» оказываются тщетными, неизменно наталкиваются на каменное равнодушие Некоего в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: «Ho убывает воск, съедаемый огнем. — Ho убывает воск».

Ho, признавая власть фатально неодолимых сил над человеком, писатель не смирялся с действительностью, не отказывался от попыток — пусть обреченных на неудачу — противостоять ударам судьбы. Во второй картине пьесы Человек, показанный молодым, энергичным, верящим в силу разума, бросает вызов самой судьбе, когда она становится на его пути.

Обращаясь к стоящему в углу комнаты Некоему, Человек возглашает: «Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку, зову тебя на бой!..

Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от которых задрожит земля! Эй, выходи на бой!» Александр Блок, буквально «потрясенный», по его признанию, «Жизнью человека» (в феврале 1907 года ему довелось увидеть спектакль Be. Мейерхольда на сцене Петербургского театра В. Ф.

Комиссаржевской), ощутил истинное величие и трагизм именно в том, что андреевский человек не сдается, а борется до конца.

Блоку в то время были близки выразившиеся в «Жизни человека» настроения «последнего отчаяния», яростной, хотя и бесплодной, ненависти художника к окружающему «страшному миру», и в этом аспекте он осмыслял бунтарство человека, вызвавшего на бой «неумолимую, квадратную, проклятую Судьбу».

В андреевской драме Блок увидел «яркое доказательство того, что Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обреченное тлению, но чудесный феникс, преодолевающий «ледяной ветер безграничных пространств». «Тает воск, но не убывает жизнь», — заключал он свою мысль.

Особенности драматургической формы.

Масштабное философское содержание «Жизни человека» воплощено в новаторской драматургической форме. «Если в Чехове… сцена должна дать жизнь, — указывал Андреев в одном из писем К. С. Станиславскому, — то здесь — в этом представлении — сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то». В противоположность традиционному театру непосредственного эмоционального переживания Андреев создает свой театр «представления», театр философской мысли, отказываясь от жизнеподобия и прибегая к условно-обобщенным образам. «С внешней стороны — это стилизация, — разъяснял Андреев замысел «Жизни человека» в письме к Вл. И. Немировичу-Данченко. — Характеры, положения и обстановка должны быть приведены к основным своим идеям, упрощены и в то же время углублены благодаря отсутствию мелочей и второстепенного».

В образной системе «Жизни человека» представлены несколько типов персонажей. Есть персонажи единичные, но предельно отдаленные от индивидуального, конкретного, лишенные имени (Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха). Есть образы «хоровые», воплощающие собирательную — нравственную или социальную — сущность большой группы людей (Родственники, Соседи, Гости на балу).

Функции этих образов — комментирование событий, обстановки сценического действия, внушение зрителям определенного настроения, необходимого по авторскому замыслу. Например, во второй картине, рисующей молодость, бедность, красоту Человека, реплики Соседей исполнены трогательного внимания и любви, содержат множество добрых пожеланий.

Напротив, диалоги Пьяниц и зловещих Старух в 5-й картине предвещают мрак небытия, в который вот-вот должен погрузиться умирающий Человек. Есть, наконец, и персонаж, несущий в себе отвлеченный символический смысл (Некто в сером).

В связи с общей идеей театра «представления» находится и другой художественный принцип, использованный в «Жизни человека».

«В связи с тем, что здесь не жизнь, а только отражение жизни, рассказ о жизни, представление, как живут, — в известных местах должны быть подчеркивания, преувеличения, доведение определенного типа, свойства до крайнего его развития, — отмечал Андреев в письме К. С. Станиславскому. — Нет положительной, спокойной степени, а только превосходная… Резкие контрасты».

Само состояние мира, изображаемого в «Жизни человека», побуждало автора вместо «тихих, нежных, тонких настроений» обратиться к «резким, отчетливым, гневным звукам трубы».

В пьесе Андреева действительно нет места «спокойной степени»: либо использован сатирический гротеск (3-я картина «Бал у Человека»), либо нагнетается безысходный ужас (5-я картина «Смерть Человека»), либо передается возвышенно светлый строй чувств и мыслей (2-я картина «Любовь и бедность»).

Преувеличение, гротеск, контрасты нужны писателю для того, чтобы нейтрализовать возможность эмоционального сопереживания, с предельной наглядностью выразить чисто интеллектуальное философское содержание.С той же целью Андреев широко использует в «Жизни человека» средства смежных родов искусства — живописи, музыки, элементов пластики.

В приемах обрисовки стилизованных персонажей, эмоционального сценического «фона» сказалось увлечение Л. Н. Андреева искусством великого испанского художника Франсиско Гойи, особенно сериями офортов «Капричос» и «Бедствия войны».

Такие свойства графического письма Гойи, как гротеск, гиперболизация, безудержность фантастики, контрастная «игра» светлых и темных красок, отсутствие частностей, «теней», стремление к обнажению противоречий в наивысшей степени, — оригинально претворились в андреевской подборке «оживших картин», представляющих жизнь человека.

Цветовая палитра в пьесе весьма подвижна: каждой картине, пронизанной определенным настроением и воссоздающей определенный этап в жизни человека, соответствует своя гамма красок. Так, во 2-й картине тему молодости Человека и его жены усиливают «яркий, теплый свет», «совершенно гладкие светло-розовые стены», «яркие, веселые платья», «прекрасный букет полевых цветов».

Наоборот, в 5-й картине теме смерти как бы аккомпанируют «неопределенный, колеблющийся, мигающий сумрачный свет», «гладкие грязные стены», «бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного».Столь же существенна в «Жизни человека» символика музыки.

Коротенькая, в две музыкальных фразы, крикливая «полька с подрагивающими, веселыми и чрезвычайно пустыми звуками», под которую старательно танцуют «девушки и молодые люди», выразительно подчеркивает полнейшую обезличенность собравшихся на балу Гостей — марионеток, охваченных выражением «самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека».

А геометрически правильное помещение, в котором происходит действие и в окна которого всегда смотрит ночь, углубляет мысль об удручающем однообразии бытия: навеки заданной форме мира — клетки.Каждая картина предваряется специальной экспозицией, уясняющей связь всех частей пьесы.

Эти экспозиции, вводящие в атмосферу происходящего на сцене, построены либо в форме диалогов второстепенных персонажей (например, разговор Старух в 1-й картине, разговор Соседей во 2-й), либо монолога какого-нибудь действующего лица (например, в 4-й картине, где служанка рассказывает о том, что «снова впал в бедность Человек»).

Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого последовательно раскрывают все картины, и фигурой Некоего в сером, неизменно присутствующего на сцене со свечой, воск которой постепенно тает, как бы отмечая этапы жизненного пути.

Многие особенности диалога в «Жизни человека» также объясняются установкой автора на предельную обобщенность в изображении персонажей и сценической обстановки. В пределах каждого тематического раздела диалог построен по заданной схеме и обычно поясняет отношение персонажей к тому или иному высказыванию, событию, происходящему, как правило, за сценой. Таковы, в частности, реплики гостей на балу: «Как богато! Как пышно! Как светло! Как богато!» — произносимые монотонно и вяло. Таковы же по большей части и авторские ремарки. Например, Некто в сером говорит «твердым, холодным голосом, лишенным волнения и страсти»; Гости на балу разговаривают «не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга… отрывисто произнося, точно обрубая… слова»; прислуга Человека говорит «ровным голосом, обращаясь к воображаемому собеседнику».

Художественные особенности пьесы подчинены одной задаче — раскрыть в отношениях Человека и рока трагедию всего человечества. С этой основной идеей пьесы связан отказ от напряженной динамики сюжетного действия, от раскрытия внутренних переживаний героев. Для автора не может иметь интереса та или иная комбинация конкретных жизненных положений — перед вечностью все ничтожно и заранее предопределено, поэтому в «Жизни человека» отсутствуют психологические или иные «реальные» мотивировки сюжетных событий. Поступки героев, ситуации в их жизни представляются им случайными: случайно Человек богатеет, случайно убивают его сына, случайно он вновь становится бедным. Все события в жизни героя мотивируются только стихийными, «слепыми» законами судьбы. Человек в пьесе Андреева не терзается, не мучается, не испытывает радости или отчаяния — он делает лишь отметки, знаки своих эмоций, докладывает зрителям о том, что он испытывает в данную минуту. Однако случайность сюжетных ситуаций — внешняя: она обосновывается в прологе тем, что Человек «покорно совершает» определенный ему судьбой «Круг железного предначертания». Чтобы показать «слепое неведение» Человека, Андреев устраняет реалистические мотивировки, обезличивает персонажей, развивает сценическое действие исключительно как выражение основной авторской идеи. Вот почему андреевский человек не наделен мотивом трагической вины — обреченность, страдания, смерть являются результатом не внутренней душевной борьбы, а внешнего непреоборимого рока.В «Жизни человека» (как и в некоторых последующих пьесах) Андрееву удалось предвосхитить характерные особенности экспрессионистской драматургии, наиболее сильно развившейся в немецкой литературе 1910—1920-х годов (в пьесах Г. Кайзера, Э. Толлера и других писателей). Как и немецкие экспрессионисты, он обостренно воспринимал трагизм существования отчужденного человеческого «я», беспомощного перед властью рока. Выдвигая на первый план не отражение событий, а эмоциональное, субъективное отношение к ним, Андреев создавал «искусство переживания», в котором картины реальной действительности деформировались под напором бурных, смятенных переживаний художника, тревожно реагировавшего на вопиющие диссонансы истории.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_p-esi_Jizn-_cheloveka_Andreeva_L_N

Ссылка на основную публикацию