Краткое содержание рылеев смерть ермака точный пересказ сюжета за 5 минут

Кондратий Рылеев «Смерть Ермака»: анализ произведения, краткое содержание и описание

Краткое содержание Рылеев Смерть Ермака точный пересказ сюжета за 5 минут

Дума «Смерть Ермака», анализ которой приведен в этой статье, – одно из самых известных и популярных произведений русского поэта XIX века Кондратия Рылеева.

Она посвящена сразу нескольким знаковым для отечественной истории личностям, а также важным событиям, которые оказали свое влияние на ход нашей истории.

В этой статье перескажем краткое содержание этого стихотворения и проанализируем его.

Краткое содержание

Анализ «Смерти Ермака» поможет вам детально разобраться в том, что хотел сказать автор, ради чего написал свое произведение.

Эта дума входила в сборник поэта, который он посвятил знаковым для нашей истории личностям и событиям. В стихотворении «Смерть Ермака» Кондратия Рылеева рассказывается о гибели знаменитого атамана казачьего войска.

Он сыграл важную роль в покорении Сибирского ханства, расширении границ Российского государства на восток.

Сделать качественный анализ думы Рылеева «Смерть Ермака» нам поможет краткое содержание этого произведения. Оно начинается с того, что поверженный хан Кучум бежит с поля боя, но восточный правитель не отчаивается, мечтая все-таки найти способ, как истребить дружину Ермака. Как-то летней августовской ночью он решается напасть на казачий стан, который расположился неподалеку от реки Иртыш.

Рылеев ярко описывает бушующую природу в эту ночь: вокруг разразилась буря, идет сильный ливень, гремят раскаты грома, и сверкают молнии, страшной силы ветер буквально сбивает людей с ног.

Встреча с Ермаком

В такую ночь все казаки спят, кроме самого Ермака. Он в это время сидит на берегу Иртыша в глубокой задумчивости. Его мысли заняты воспоминаниями о былых подвигах, совершенных им, а также поиском смыла жизни. Ермак пытается понять, ради чего все это делалось.

Ведь многие из его соратников, которые отправились покорять Сибирь, в прошлом обычные разбойники, которым грозила каторга или смертная казнь.

Отправившись вместе с ним на восток, они, по сути, добывают золото и драгоценности, совершая набеги с одобрения Ивана Грозного.

Поэтому, как считает Ермак, их прошлые преступления смыты своей и вражеской кровью, можно считать, что они за них реабилитированы.

Для анализа думы Рылеева «Смерть Ермака» важно, что сам главный герой считает основным в своей жизни то, что они не щадят себя во славу Отечества. Он поступает точно так же. Они настолько бесстрашны, что не боятся смерти, в этом их ключевая заслуга перед страной.

Поэтому теперь, когда они искупили свои грехи, выходит, что не зря прожили жизнь на этом свете. Именно такие мысли занимали Ермака, когда он сидел на самом берегу, даже не подозревая, что над ним нависла смертельная опасность.

Близка гибель не только его, но и его товарищей.

Бой с казаками

Когда, наконец, Ермак засыпает в ненастную ночь вместе со своей дружиной, хан Кучум готовится напасть на казаков. Их челны бьются о берега Иртыша, а в это время воины хана аккуратно пробираются к лагерю казаков. Татары готовы вступить в бой.

Для казаков Ермака все произошло настолько внезапно, что никто из них даже не успел обнажить меч. Практически все были убиты моментально, сраженные внезапностью этой атаки. Для них был только один путь к спасению – отступить в сторону бушующего Иртыша.

В попытке добраться до спасительного челнока погибает сам Ермак. Он сумел добежать до реки, но доплыть до лодки не смог из-за тяжелых доспехов, подаренных ему русским царем Иваном Грозным. Они лишили его последних сил бороться со стихией.

Исторический контекст

Анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака» нужно начать с того, что произведение было написано в 1821 году. Со временем оно стало популярной песней в народе, содержащей притягательную поэтическую вольность.

Конечно, в самой думе хватает вымысла. В действительности, освоение Сибири Ермаком было одним из важнейших событий в русской истории того времени. Колонизация Сибири, которую предпринял Иван Грозный, сыграла определяющую роль в расширении границ русского государства.

Правда, для историков многое так и остается неизвестным: точные даты похода и даже биография самого Ермака. Вероятно, во время похода в Сибирь ему было около 40-50 лет.

Такой вывод можно сделать из рассказов пожилых казаков. Они утверждает, что, когда только попали на службу, Ермак уже был предводителем станичников и имел звание атамана.

Дослужиться до такого звания в казачьей среде можно было примерно за 25 лет.

Подарок царя

Продолжим анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака». Ссамым ярким эпизодом является гибель главного героя из-за доспехов, которые ему подарил русский царь Иван Грозный. Интересно, что Рылеев не сам придумал этот миф.

Он основывался на летописях, в которых казаки были представлены вовсе в неподобающем свете.

В частности, один из составителей летописи утверждал, что во время последнего ночного боя казаки бросились к своим лодкам, загруженным добычей, бросив на берегу своего атамана.

Теперь о доспехах. В действительности Иван Грозный не дарил Ермаку панцирь. Согласно документам, царь рассчитывался с казаками только деньгами и сукном. Ермаку и другим атаманам вручали еще золотые монеты.

К тому же во время походов воины надевали тяжелые панцири только перед самым боем. Поэтому Ермак не мог в нем спать, а облачиться в него во время внезапного нападения татар просто не хватило бы времени.

Рождение легенды

В анализе думы «Смерть Ермака» важно, что произведение во многом основано на народных легендах.

Скорее всего, в отряде казаков, на который в действительности напали татары, было не более ста человек. Они остановились на ночлег на берегу Иртыша, а к ночи разыгралась буря. Шум августовского ливня заглушил все звуки, поэтому атакующим было так легко пробраться к самому лагерю казаков.

Татары давно следили за их перемещениями, желая отомстить, наконец воспользовались моментом. Те из казаков, кто остался в живых после этой атаки, не любили вспоминать этот эпизод.

Анализ думы

В этом лирическом произведении Рылеев размышляет о долге каждого гражданина перед своей Отчизной, который должны отдать и те, кто занимается откровенно нечестными делами. Это важно учесть при анализе стихотворения «Смерть Ермака». Поэт приводит свое видение отваги и патриотизма. Также в этом стихотворении явно звучит мысль о судьбе, предначертанности всего, что произойдет.

Не стоит забывать, что Рылеев являлся поэтом-декабристом.

Так что анализ «Смерти Ермака» нужно делать, не забывая про это, тогда можно интерпретировать его строки в таком ключе: долг перед Родиной и монархом для него означал не одно и то же.

Царь был воплощением лишения свободы, ведь именно из-за доспехов в результате погибает Ермак. А сражаются казаки не за свободу и благополучие своей земли, а из-за желания царя завладеть новыми землями, расширить границы своих владений.

Такой анализ «Смерти Ермака» должен помочь вам разобраться, о чем в действительности это произведение.

Источник:

Источник: http://cv-consul.ru/obrazowanie/kondratii-ryleev-smert-ermaka-analiz-proizvedeniia-kratkoe-soderjanie-i-opisanie.html

Краткое содержание и анализ: «Смерть Ермака» (Рылеев)

Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя.

Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора – Кондратия Рылеева.

Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.

Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о рыбаке и рыбке или золотая рыбка пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткая биография

Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в заграничных походах русской армии в период с 1813 по 1814 гг.

Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.

Творчество

И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику».

В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия.

С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».

Рылеев, «Смерть Ермака»: идея

В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.

Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой – известный исторический персонаж – казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного.

Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править Западной Сибирью и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.

Хан Кучум

Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай.

Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше.

Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.

Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум.

Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились.

Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).

Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев

Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака».

Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки.

Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.

Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою.

Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив – восхищается их мужеством и отвагой.

Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».

Смерть

Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти.

Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ.

«Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.

Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю – для него не одно и то же.

Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы.

О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

Источник: http://aikido-mariel.ru/article/227846/kratkoe-soderjanie-i-analiz-smert-ermaka-ryileev

Дума XII. Смерть Ермака

П. А. Муханову {1}

Под словом Сибирь разумеется ныне неизмеримое Пространство от хребта Уральского до берегов Восточного океана. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, коего столица, Искер, находилась на реке Иртыше, впадающей в Обь. В половине XVI века сие царство зависело от России.

В 1569 году царь Кучум был _принят под руку_ Иоанна Грозного и обязался платить дань. Между тем сибирские татары и подвластные им остяки и вогуличи вторгались иногда в пермские области. Это заставило российское правительство обратить внимание на обеспечение сих украйн укрепленными местами и умножением в них народонаселения.

Богатые в то время купцы Строгановы получили во владение обширные пустыни на пределах Пермии: им дано было право заселить их и обработать. Сзывая вольницу, сии деятельные помещики обратились к казакам, кои, не признавая над собою никакой верховной власти, грабили на Волге промышленников и купеческие караваны.

Летом 1579 года 540 сих удальцов пришли на берега Камы; предводителей у них было пятеро, главный назывался Ермак Тимофеев. Строгановы присоединили к ним 300 человек разных всельников, снабдили их порохом, свинцом и другими припасами и отправили за Уральские горы (в 1581 г.).

В течение следующего года казаки разбили татар во многих сражениях, взяли Искер, пленили Кучумова племянника,
царевича Маметкула, и около трех лет господствовали в Сибири. Между тем число их мало-помалу уменьшалось: много погибло от оплошности. Сверженный Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков. В одну темную ночь (5 августа 1584 г.

), при сильном дожде, он учинил неожиданное нападение: казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и незапности удара. Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Летописцы представляют сего казака героя крепкотелым, осанистым и широкоплечим, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, черную бороду, темные и кудрявые волосы. Несколько лет после сего Сибирь была оставлена россиянами; потом пришли царские войска и снова завладели ею. В течение XVII века беспрерывные завоевания разных удальцов-предводителей отнесли пределы Российского государства к берегам Восточного океана.

Читайте также:  Краткое содержание страшное гадание бестужева-марлинского точный пересказ сюжета за 5 минут

Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов, 10 Побед и громозвучной славы, Среди раскинутых шатров Беспечно спали близ дубравы. «О, спите, спите, — мнил герой, — Друзья, под бурею ревущей; С рассветом глас раздастся мой,

На славу иль на смерть зовущий

Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он 20 И силы ратников удвоит. Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней.

За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв Все преступленья буйной жизни И за победы заслужив Благословения отчизны, — Нам смерть не может быть страшна; 30 Свое мы дело совершили: Сибирь царю покорена,

И мы — не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом. Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел,

40 И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах, Вздымалися седые волны, И рассыпались с ревом в арах, Бия о брег, козачьи челны. С вождем покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала; С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой, 50 Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой, Татар толпами окруженный. Мечи сверкнули в их руках — И окровавилась долина, И пала грозная в боях,

Не обнажив мечей, дружина…

Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны, Душа отвагою полна, 60 Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней — Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей

Валы седые рассекает…

Плывет… уж близко челнока — Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря 70 Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь — дар царя {2} Стал гибели его виною. < br />Ревела буря… вдруг луной Иртыш кипящий осребрился, И труп, извергнутый волной, В броне медяной озарился. Носились тучи, дождь шумел, И молнии еще сверкали, И гром вдали еще гремел,

80 И ветры в дебрях бушевали.[1]

[1]РИ, 1822, Ќ 14. 17 января, без посвящения, с примеч. издателя: «Сочинение молодого поэта, еще мало известного, но который скоро станет рядом с старыми и славными. В». Перепеч. в С, 1822, Ќ 4 и в «Сев. Цветах на 1825 г.» (в статье П. А. Плетнева). Представленная в ВО 28.XI.1821 г.

, эта дума, как достойная «особенного уважения», явилась основанием для переименования Рылеева из членов-сотрудников в действительные члены Общества (см. М., стр. 195). Историческая основа думы — материалы о гибели Ермака в изложении Карамзина (И, т. 9, гл. 6). Дума получила широкое распространение и стала народной песней.

1 Муханов Павел Александрович (1798-1871) — декабрист, историк, друг Рылеева, по просьбе которого до января 1825 г. участвовал в подготовке к изданию «Дум».

Тяжелый панцирь — дар царя — упоминаемый Рылеевым панцирь был подарен Иваном IV Ермаку после его победы над Кучумом на берегу Иртыша, на мысе Подчуваш (1582).

Год написания: 1821

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.

Источник: http://stih.su/ryleev-k-f-duma-xii-smert-ermaka/

Кондратий Рылеев – Смерть Ермака, читать стих на сайте ProStih.ru

П. А. Муханову

Под словом Сибирь разумеется ныне неизмеримое пространство от хребта Уральского до берегов Восточного океана. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, коего столица, Искер, находилась на реке Иртыше, впадающей в Обь. В половине XVI века сие царство зависело от России. В 1569 году царь Кучум был принят под руку Иоанна Грозного и обязался платить дань.

Между тем сибирские татары и подвластные им остяки и вогуличи вторгались иногда в пермские области. Это заставило российское правительство обратить внимание на обеспечение сих украйн укрепленными местами и умножением в них народонаселения. Богатые в то время купцы Строгоновы получили во владение обширные пустыни на пределах Пермии: им дано было право заселить их и обработать.

Сзывая вольницу, сии деятельные помещики обратились к казакам, кои, не признавая над собою никакой верховной власти, грабили на Волге промышленников и купеческие караваны. Летом 1579 года 540 сих удальцов пришли на берега Камы; предводителей у них было пятеро, главный назывался Ермак Тимофеев.

Строгоновы присоединили к ним 300 человек разных всельников, снабдили их порохом, свинцом и другими припасами и отправили за Уральские горы (в 1581 г.). В течение следующего года казаки разбили татар во многих сражениях, взяли Искер, пленили Кучумова племянника, царевича Маметкула, и около трех лет господствовали в Сибири.

Между тем число их мало-помалу уменьшалось: много погибло от оплошности. Сверженный Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков. В одну темную ночь (5 августа 1584 г.), при сильном дожде, он учинил неожиданное нападение: казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и незапности удара.

Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах. Летописцы представляют сего казака героя крепкотелым, осанистым и широкоплечим, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, черную бороду, темные и кудрявые волосы.

Несколько лет после сего Сибирь была оставлена россиянами; потом пришли царские войска и снова завладели ею. В течение XVII века беспрерывные завоевания разных
удальцов-предводителей отнесли пределы Российского государства к берегам Восточного океана.

Ревела буря, дождь шумел,Во мраке молнии летали,Бесперерывно гром гремел,И ветры в дебрях бушевали…Ко славе страстию дыша,В стране суровой и угрюмой,На диком бреге Иртыша

Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,Побед и громозвучной славы,Среди раскинутых шатровБеспечно спали близ дубравы.«О, спите, спите,— мнил герой,—Друзья, под бурею ревущей;С рассветом глас раздастся мой,

На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сонИ в бурю храбрых успокоит;В мечтах напомнит славу онИ силы ратников удвоит.Кто жизни не щадил своейВ разбоях, злато добывая,Тот думать будет ли о ней,

За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смывВсе преступленья буйной жизниИ за победы заслуживБлагословения отчизны,—Нам смерть не может быть страшна;Свое мы дело совершили:Сибирь царю покорена,

И мы — не праздно в мире жили!»

Но роковой его уделУже сидел с героем рядомИ с сожалением гляделНа жертву любопытным взглядом.Ревела буря, дождь шумел,Во мраке молнии летали,Бесперерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,Вздымалися седые волны,И рассыпались с ревом в прах,Бия о брег, козачьи челны.С вождем покой в объятьях снаДружина храбрая вкушала;С Кучумом буря лишь одна

На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,Кучум к шатрам, как тать презренный,Прокрался тайною тропой,Татар толпами окруженный.Мечи сверкнули в их руках —И окровавилась долина,И пала грозная в боях,

Не обнажив мечей, дружина…

Ермак воспрянул ото снаИ, гибель зря, стремится в волны,Душа отвагою полна,Но далеко от брега челны!Иртыш волнуется сильней —Ермак все силы напрягаетИ мощною рукой своей

Валы седые рассекает…

Читайте также:  Краткое содержание облако аксакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Плывет… уж близко челнока —Но сила року уступила,И, закипев страшней, река

Героя с шумом поглотила.

Лишивши сил богатыряБороться с ярою волною,Тяжелый панцирь — дар царя

Стал гибели его виною.

Ревела буря… вдруг лунойИртыш кипящий серебрился,И труп, извергнутый волной,В броне медяной озарился.Носились тучи, дождь шумел,И молнии еще сверкали,И гром вдали еще гремел,

И ветры в дебрях бушевали.

Источник: https://prostih.ru/ryleev/smert-ermaka

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей

Здесь мы по­ни­ма­ем, что скоро нач­нут­ся дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия. Важно от­ме­тить, что Ермак об­ра­ща­ет­ся к спя­щим, на­де­ясь, что они его услы­шат. У чи­та­те­лей ры­ле­ев­ско­го вре­ме­ни при про­чте­нии этого от­рыв­ка сразу воз­ни­ка­ла ас­со­ци­а­ция с мо­ле­ни­ем о чаше в Геф­си­ман­ском саду из Еван­ге­лия (рис. 4).

Рис. 4. В. Перов. «Мо­ле­ние Иису­са в Геф­си­ман­ском саду»

Перед каз­нью Иисус мо­лит­ся, а рядом спят его уче­ни­ки-апо­сто­лы. И мы пред­чув­ству­ем тра­ге­дию. Эта па­рал­лель неслу­чай­на.

Далее Ермак го­во­рит о своих иде­а­лах и иде­а­лах своих то­ва­ри­щей.

«Кто жизни не щадил своей
В раз­бо­ях, злато до­бы­вая,
Тот ду­мать будет ли о ней,
За Русь свя­тую по­ги­бая?
Своей и вра­жьей кро­вью смыв
Все пре­ступ­ле­нья буй­ной жизни
И за по­бе­ды за­слу­жив
Бла­го­сло­ве­ния от­чиз­ны,–
Нам смерть не может быть страш­на;
Свое мы дело со­вер­ши­ли:
Си­бирь царю по­ко­ре­на,
И мы – не празд­но в мире жили!»

Ермак го­во­рит о том, что в про­шлом они все со­гре­ши­ли, но те­перь у них есть воз­мож­ность ис­ку­пить свои грехи. И мы видим под­текст: вот она, имен­но та жерт­ва, при­не­сен­ная ради Оте­че­ства. И этот по­двиг может ис­ку­пить все, и вче­раш­ний греш­ник может стать свя­тым.

Далее после этой воз­вы­шен­ной речи на­чи­на­ет­ся тра­ги­че­ская часть: казак встре­ча­ет свою судь­бу.

«Но ро­ко­вой его удел        
Уже сидел с ге­ро­ем рядом
И с со­жа­ле­ни­ем гля­дел
На жерт­ву лю­бо­пыт­ным взгля­дом.
Ре­ве­ла буря, дождь шумел,
Во мраке мол­нии ле­та­ли,
Бес­пе­ре­рыв­но гром гре­мел,
И ветры в де­брях бу­ше­ва­ли».

Бур­ная при­ро­да те­перь вы­сту­па­ет не без­молв­ным сви­де­те­лем, а ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем судь­бы, опол­ча­ет­ся про­тив героя.

«Иртыш кипел в кру­тых бре­гах,
Взды­ма­ли­ся седые волны,
И рас­сы­па­лись с ревом в прах,
Бия о брег, ко­за­чьи челны.
С во­ждем покой в объ­я­тьях сна
Дру­жи­на храб­рая вку­ша­ла;
С Ку­чу­мом буря лишь одна
На их по­ги­бель не дре­ма­ла»!

Ермак спит, и его судь­ба при­бли­жа­ет­ся к нему вплот­ную – мы по­ни­ма­ем, что он об­ре­чен. Это впи­сы­ва­ет­ся в рамки хри­сти­ан­ской веры. Важна не по­бе­да, а жерт­ва, по­двиг. Затем сле­ду­ют стро­ки о на­па­де­нии вра­гов.

«Стра­шась всту­пить с ге­ро­ем в бой,
Кучум к шатрам, как тать пре­зрен­ный,
Про­крал­ся тай­ною тро­пой,
Татар тол­па­ми окру­жен­ный.
Мечи сверк­ну­ли в их руках –
И окро­ва­ви­лась до­ли­на,
И пала гроз­ная в боях,
Не об­на­жив мечей, дру­жи­на…»

Про­ис­хо­дит нечест­ный бой, и та­та­ры ис­треб­ля­ют ка­за­ков. Ермак об­ра­ща­ет­ся в бег­ство.

«Ермак вос­пря­нул ото сна
И, ги­бель зря, стре­мит­ся в волны,
Душа от­ва­гою полна,
Но да­ле­ко от брега челны!
Иртыш вол­ну­ет­ся силь­ней –
Ермак все силы на­пря­га­ет
И мощ­ною рукой своей
Валы седые рас­се­ка­ет…»

В этих стро­ках мы на­блю­да­ем борь­бу Ер­ма­ка с при­ро­дой, как и в ан­тич­ной тра­ге­дии, здесь при­ро­да вы­сту­па­ет в роли злого рока.

Пер­со­наж про­дол­жа­ет бо­роть­ся с неспра­вед­ли­во­стью и снова по­ка­зан в роли ро­ман­ти­че­ско­го героя. Но, как и у са­мо­го мо­гу­ще­ствен­но­го гре­че­ско­го героя Ахил­ла, у Ер­ма­ка есть уяз­ви­мое место.

Для него это дар Ивана Гроз­но­го, тя­же­лые до­спе­хи, ко­то­рые утя­ги­ва­ют его на дно.

«Плы­вет… уж близ­ко чел­но­ка –
Но сила року усту­пи­ла,
И, за­ки­пев страш­ней, река
Героя с шумом по­гло­ти­ла.
Ли­шив­ши сил бо­га­ты­ря
Бо­роть­ся с ярою вол­ною,
Тя­же­лый пан­цирь – дар царя
Стал ги­бе­ли его виною»

В этом фраг­мен­те видна по­э­ти­че­ская услов­ность думы Ры­ле­е­ва. Дело не в ре­а­ли­ях, а в ка­кой-то по­э­ти­че­ской сто­роне вещей. Далее автор по­ка­зы­ва­ет нам мерт­во­го, но в ка­ком-то смыс­ле не по­беж­ден­но­го Ер­ма­ка.

«Ре­ве­ла буря… вдруг луной
Иртыш ки­пя­щий се­реб­рил­ся,
И труп, из­верг­ну­тый вол­ной,
В броне ме­дя­ной оза­рил­ся.
Но­си­лись тучи, дождь шумел,
И мол­нии еще свер­ка­ли,
И гром вдали еще гре­мел,
И ветры в де­брях бу­ше­ва­ли».

В фи­на­ле Ры­ле­ев ма­стер­ски ис­поль­зу­ет уже зна­ко­мые нам строч­ки, но те­перь они уже имеют дру­гой от­те­нок. Если по­ду­мать, то фи­наль­ная кар­ти­на на­по­ми­на­ет нам по­чет­ные по­хо­ро­ны во­ен­но­го, толь­ко в этой про­цес­сии участ­ву­ет одна лишь при­ро­да.

 Заключение

Про­шло три года после со­зда­ния думы «Смерть Ер­ма­ка», про­изо­шло вы­ступ­ле­ние на Се­нат­ской пло­ща­ди. Это был венец по­ли­ти­че­ской и граж­дан­ской жизни Ры­ле­е­ва. Этот тем­пе­ра­мент­ный че­ло­век был душой и мо­то­ром этого вос­ста­ния.

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов было по­дав­ле­но, Ры­ле­ев аре­сто­ван и по­след­ние ме­ся­цы про­вел в тюрь­ме. Он был при­го­во­рен к смерт­ной казне и вме­сте с че­тырь­мя то­ва­ри­ща­ми по­ве­шен.

Поэт в точ­но­сти пред­ска­зал свою судь­бу в думе «На­ли­вай­ко».

«Из­вест­но мне: по­ги­бель ждет
Того, кто пер­вый вос­ста­ет
На утес­ни­те­лей на­ро­да,-
Судь­ба меня уж об­рек­ла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв ис­куп­ле­на сво­бо­да»?

Ры­ле­ев в тюрь­ме

Непре­клон­ный Кон­дра­тий Ры­ле­ев мог быть тер­пе­ли­вым и мяг­ким. Он был хри­сти­а­ни­ном (рис. 5).

Рис. 5. К. Ры­ле­ев

Осо­бен­но его хри­сти­ан­ская по­зи­ция была видна в конце жизни. Ры­ле­ев при­нял при­го­вор без гнева и про­те­ста. Со­хра­ни­лось пись­мо, ко­то­рое он на­пи­сал жене в по­след­ние часы.

Обыч­но пред­смерт­ное пись­мо пи­са­ли перед ду­э­лью, где исход был неиз­ве­стен. У Ры­ле­е­ва со­мне­ний не было. Ин­те­рес­но, что он пишет жене.

Он про­сит ее при­ми­рить­ся с про­ис­хо­дя­щим и не гне­вать­ся ни на Бога, ни на го­су­да­ря, ко­то­рые вы­нес­ли ему при­го­вор.

«Бог и Го­су­дарь ре­ши­ли участь мою: я дол­жен уме­реть и уме­реть смер­тию по­зор­ною. Да будет Его свя­тая воля! Мой милый друг, пре­дай­ся и ты воле Все­мо­гу­ще­го, и он уте­шит тебя. За душу мою мо­лись Богу. Он услы­шит твои мо­лит­вы.

Не ропщи ни на него, ни на Го­су­да­ря: ето будет и без­рас­суд­но и греш­но. Нам ли по­стиг­нуть неис­по­ве­ди­мые суды Непо­сти­жи­мо­го? Я ни разу не взроп­тал во все время моего за­клю­че­ния, и за то Дух Свя­тый дивно уте­шал меня.

По­ди­вись, мой друг, и в сию самую ми­ну­ту, когда я занят толь­ко тобою и нашею ма­лют­кою, я на­хо­жусь в таком уте­ши­тель­ном спо­кой­ствии, что не могу вы­ра­зить тебе. О, милый друг, как спа­си­тель­но быть хри­сти­а­ни­ном.

Бла­го­да­рю моего Со­зда­те­ля, что Он меня про­све­тил и что я уми­раю во Хри­сте».

Ры­ле­ев умер при­ми­рен­ным, про­стил­ся с женой. Он при­нял смерть как сми­рен­ный че­ло­век, а не как бун­тарь, каким он пом­нит­ся нам в первую оче­редь.

Как он и хотел, как и меч­тал, по­стра­дал за пра­вое дело. И вы­хо­дит, что был он на­сто­я­щим ро­ман­ти­ком. Он на деле ис­по­ве­до­вал ро­ман­ти­че­ский прин­цип: живи, как пи­шешь, пиши, как жи­вешь. Так и по­лу­чи­лось: что Кон­дра­тий Ры­ле­ев жил, писал и умер как ро­ман­тик. 

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те таб­ли­цу, в ко­то­рую вне­си­те за­гла­вия мик­ро­тем. В каж­дую ко­лон­ку за­пи­ши­те клю­че­вые слова, фразы, фраг­мен­ты пред­ло­же­ний мик­ро­те­мы (по думе Ры­ле­е­ва «Смерть Ер­ма­ка»).

На­пи­ши­те эссе «Роль де­каб­ри­стов в раз­ви­тии об­ще­ствен­ной мысли в Рос­сии».

От­веть­те пись­мен­но на во­прос: «По­че­му судь­ба ав­то­ра и судь­ба ге­роя-Ер­ма­ка па­рал­лель­ны?»Последнее изменение: Понедельник, 12 Июнь 2017, 17:13Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок

       Вы заметили ошибку в тексте? 

    Выделите ее мышкой
    и нажмите CTRL + Enter   

Пропустить Меню блога

Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3415

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector