Кондратий Рылеев «Смерть Ермака»: анализ произведения, краткое содержание и описание
Дума «Смерть Ермака», анализ которой приведен в этой статье, – одно из самых известных и популярных произведений русского поэта XIX века Кондратия Рылеева.
Она посвящена сразу нескольким знаковым для отечественной истории личностям, а также важным событиям, которые оказали свое влияние на ход нашей истории.
В этой статье перескажем краткое содержание этого стихотворения и проанализируем его.
Краткое содержание
Анализ «Смерти Ермака» поможет вам детально разобраться в том, что хотел сказать автор, ради чего написал свое произведение.
Эта дума входила в сборник поэта, который он посвятил знаковым для нашей истории личностям и событиям. В стихотворении «Смерть Ермака» Кондратия Рылеева рассказывается о гибели знаменитого атамана казачьего войска.
Он сыграл важную роль в покорении Сибирского ханства, расширении границ Российского государства на восток.
Сделать качественный анализ думы Рылеева «Смерть Ермака» нам поможет краткое содержание этого произведения. Оно начинается с того, что поверженный хан Кучум бежит с поля боя, но восточный правитель не отчаивается, мечтая все-таки найти способ, как истребить дружину Ермака. Как-то летней августовской ночью он решается напасть на казачий стан, который расположился неподалеку от реки Иртыш.
Рылеев ярко описывает бушующую природу в эту ночь: вокруг разразилась буря, идет сильный ливень, гремят раскаты грома, и сверкают молнии, страшной силы ветер буквально сбивает людей с ног.
Встреча с Ермаком
В такую ночь все казаки спят, кроме самого Ермака. Он в это время сидит на берегу Иртыша в глубокой задумчивости. Его мысли заняты воспоминаниями о былых подвигах, совершенных им, а также поиском смыла жизни. Ермак пытается понять, ради чего все это делалось.
Ведь многие из его соратников, которые отправились покорять Сибирь, в прошлом обычные разбойники, которым грозила каторга или смертная казнь.
Отправившись вместе с ним на восток, они, по сути, добывают золото и драгоценности, совершая набеги с одобрения Ивана Грозного.
Поэтому, как считает Ермак, их прошлые преступления смыты своей и вражеской кровью, можно считать, что они за них реабилитированы.
Для анализа думы Рылеева «Смерть Ермака» важно, что сам главный герой считает основным в своей жизни то, что они не щадят себя во славу Отечества. Он поступает точно так же. Они настолько бесстрашны, что не боятся смерти, в этом их ключевая заслуга перед страной.
Поэтому теперь, когда они искупили свои грехи, выходит, что не зря прожили жизнь на этом свете. Именно такие мысли занимали Ермака, когда он сидел на самом берегу, даже не подозревая, что над ним нависла смертельная опасность.
Близка гибель не только его, но и его товарищей.
Бой с казаками
Когда, наконец, Ермак засыпает в ненастную ночь вместе со своей дружиной, хан Кучум готовится напасть на казаков. Их челны бьются о берега Иртыша, а в это время воины хана аккуратно пробираются к лагерю казаков. Татары готовы вступить в бой.
Для казаков Ермака все произошло настолько внезапно, что никто из них даже не успел обнажить меч. Практически все были убиты моментально, сраженные внезапностью этой атаки. Для них был только один путь к спасению – отступить в сторону бушующего Иртыша.
В попытке добраться до спасительного челнока погибает сам Ермак. Он сумел добежать до реки, но доплыть до лодки не смог из-за тяжелых доспехов, подаренных ему русским царем Иваном Грозным. Они лишили его последних сил бороться со стихией.
Исторический контекст
Анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака» нужно начать с того, что произведение было написано в 1821 году. Со временем оно стало популярной песней в народе, содержащей притягательную поэтическую вольность.
Конечно, в самой думе хватает вымысла. В действительности, освоение Сибири Ермаком было одним из важнейших событий в русской истории того времени. Колонизация Сибири, которую предпринял Иван Грозный, сыграла определяющую роль в расширении границ русского государства.
Правда, для историков многое так и остается неизвестным: точные даты похода и даже биография самого Ермака. Вероятно, во время похода в Сибирь ему было около 40-50 лет.
Такой вывод можно сделать из рассказов пожилых казаков. Они утверждает, что, когда только попали на службу, Ермак уже был предводителем станичников и имел звание атамана.
Дослужиться до такого звания в казачьей среде можно было примерно за 25 лет.
Подарок царя
Продолжим анализ стихотворения Рылеева «Смерть Ермака». Ссамым ярким эпизодом является гибель главного героя из-за доспехов, которые ему подарил русский царь Иван Грозный. Интересно, что Рылеев не сам придумал этот миф.
Он основывался на летописях, в которых казаки были представлены вовсе в неподобающем свете.
В частности, один из составителей летописи утверждал, что во время последнего ночного боя казаки бросились к своим лодкам, загруженным добычей, бросив на берегу своего атамана.
Теперь о доспехах. В действительности Иван Грозный не дарил Ермаку панцирь. Согласно документам, царь рассчитывался с казаками только деньгами и сукном. Ермаку и другим атаманам вручали еще золотые монеты.
К тому же во время походов воины надевали тяжелые панцири только перед самым боем. Поэтому Ермак не мог в нем спать, а облачиться в него во время внезапного нападения татар просто не хватило бы времени.
Рождение легенды
В анализе думы «Смерть Ермака» важно, что произведение во многом основано на народных легендах.
Скорее всего, в отряде казаков, на который в действительности напали татары, было не более ста человек. Они остановились на ночлег на берегу Иртыша, а к ночи разыгралась буря. Шум августовского ливня заглушил все звуки, поэтому атакующим было так легко пробраться к самому лагерю казаков.
Татары давно следили за их перемещениями, желая отомстить, наконец воспользовались моментом. Те из казаков, кто остался в живых после этой атаки, не любили вспоминать этот эпизод.
Анализ думы
В этом лирическом произведении Рылеев размышляет о долге каждого гражданина перед своей Отчизной, который должны отдать и те, кто занимается откровенно нечестными делами. Это важно учесть при анализе стихотворения «Смерть Ермака». Поэт приводит свое видение отваги и патриотизма. Также в этом стихотворении явно звучит мысль о судьбе, предначертанности всего, что произойдет.
Не стоит забывать, что Рылеев являлся поэтом-декабристом.
Так что анализ «Смерти Ермака» нужно делать, не забывая про это, тогда можно интерпретировать его строки в таком ключе: долг перед Родиной и монархом для него означал не одно и то же.
Царь был воплощением лишения свободы, ведь именно из-за доспехов в результате погибает Ермак. А сражаются казаки не за свободу и благополучие своей земли, а из-за желания царя завладеть новыми землями, расширить границы своих владений.
Такой анализ «Смерти Ермака» должен помочь вам разобраться, о чем в действительности это произведение.
Источник:
Источник: http://cv-consul.ru/obrazowanie/kondratii-ryleev-smert-ermaka-analiz-proizvedeniia-kratkoe-soderjanie-i-opisanie.html
Краткое содержание и анализ: «Смерть Ермака» (Рылеев)
Приступим сразу к нашей теме и начнем анализ. «Смерть Ермака» Рылеева была во многом обусловлена жизнью самого писателя.
Поэтому немного окунемся в события, которые предшествовали написанию, и кратко ознакомимся с биографией автора – Кондратия Рылеева.
Это нужно в первую очередь для того, чтобы лучше понять, какие мысли в эти минуты были у автора в голове и что натолкнуло его на написание этой думы.
Стихотворение «Смерть Ермака» Рылеева входит в своеобразный цикл философско-патриотичных поэм, к которым также относятся: «Димитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Волынский», «Вещий Олег», «Державин» и др. Что касается оценки творчества Рылеева Пушкиным, то он писал, что в его думах нет ничего русского и национального, кроме имен.
Краткая биография
Кондратий Рылеев был русским поэтом и общественным деятелем, который появился на свет 18 сентября 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии в семье мелкопоместного дворянина. С 1801 по 1814 Кондратий учился в первом Петербургском кадетском корпусе. Он участвовал в заграничных походах русской армии в период с 1813 по 1814 гг.
Но, к сожалению, жизнь Рылеева трагически оборвалась 13 июля 1826 года. Ему было всего 30 лет, он был одним из руководителей декабристского восстания и находился в числе пятерых офицеров, казненных на эшафоте.
Творчество
И вот теперь подходим вплотную к его творчеству, в 1820 году он создал свою знаменитую сатирическую оду «К временщику».
В 1821 году он вошел в состав Вольного общества любителей российской словесности и числился на службе заседателя Петербургской уголовной палаты, а в 1824-м году возглавил управленческий отдел Российско-американского предприятия.
С 1823 по 1825 год вместе с Александром Бестужевым Кондратий Рылеев работал над выпуском альманаха «Полярная звезда» и входил в масонскую ложу «К пламенеющей звезде».
Рылеев, «Смерть Ермака»: идея
В 1822 году Рылеев также пишет думу, посвященную атаману Ермаку, которую частично положили на музыку, и она стала песней.
Дума «Смерть Ермака», содержание которой будет представлено дальше, основана на реальных исторических событиях. Главный герой – известный исторический персонаж – казачий атаман по имени Ермак Тимофеевич, сыгравший главную роль в присоединении Сибири к государству Российскому во второй половине XVI века при правлении царя Иоанна Грозного.
Ермак со своим войском постоянно воевал с ханом Кучумом, который не хотел подчиняться русскому царю и платить дань Москве. Кучум желал сам править Западной Сибирью и никому не подчинялся, а потом и вовсе совершил переворот и убил своих мусульманских собратьев, которые согласились принять российское подданство и платить мзду победителям.
Хан Кучум
Дума «Смерть Ермака» дальше описывает, как в очередном сражении Кучума с Ермаком много народу полегло. Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися воинами, которых насчитывалось всего 50 человек, проходя путь по Иртышу, остановился заночевать в устье реки Вагай.
Ночью Кучум внезапно напал на спящих казаков и убил почти всех. Спаслось лишь несколько человек. Атаман Ермак, обремененный двумя кольчугами, одна из которых была подарена царем, и оружием, которое он носил, кинулся в реку, чтобы добраться до стругов, но утонул в Иртыше.
Однако по татарским преданиям он был ранен в горло копьем богатыря Кутугая.
Тело Ермака вытянул на сушу рыбак-татарин, на тело атамана со всей округи съехались посмотреть много мурз и даже сам Кучум.
Несколько дней татары расстреливали из лука тело отважного русского воина и весело пировали, но потом его останки бросили, и, по словам очевидцев, они лежали целый месяц на воздухе и не портились.
Тогда татары, сняв с него все снаряжение и одежды, разделив их между собой, похоронили его в почетном месте за мусульманским кладбищем, в деревне Баишево (Вагайский р-на Тюменской обл.).
Анализ: «Смерть Ермака», Рылеев
Рылеев, вдохновленный подвигами русских воинов, решил посвятить им свои думы. Так появилась и дума «Смерть Ермака».
Поэт хорошо изучил древние предания о Ермаке и знал, что в день смерти героя была сильная гроза со штормом, и Ермак погиб в волнах бушующей реки.
Рылеев начинает думу с описания той страшной бурной ночи, когда сама природа зловеще волнуется, ревет буря, шумит дождь, молнии летают во мраке ночном, беспрерывно гремит гром, и ветры бушуют.
Дума «Смерть Ермака» описывает, как на береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою.
Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив – восхищается их мужеством и отвагой.
Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.
Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря хан Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей».
Смерть
Ермак бросается в реку, напрягаясь изо всех сил под хлесткими волнами бушующей реки, одетый в «тяжелый панцирь-дар царя», он тонет. Рылеев считает, что именно тяжелое снаряжение богатыря стало причиной его смерти.
Река почти сразу поглотила отважного воина. Герой погиб, он променял свою свободу и стал верно служить самодержавию. Во всяком случае об этом говорит думы анализ.
«Смерть Ермака» Рылеев опять же заканчивает описанием бушующих ветров и громов.
Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю – для него не одно и то же.
Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели. На этом можно и закончить рассмотрение известной думы.
О многом рассказал нам анализ. «Смерть Ермака» Рылеева показывает, что у автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.
Источник: http://aikido-mariel.ru/article/227846/kratkoe-soderjanie-i-analiz-smert-ermaka-ryileev
Дума XII. Смерть Ермака
П. А. Муханову {1}
Под словом Сибирь разумеется ныне неизмеримое Пространство от хребта Уральского до берегов Восточного океана. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, коего столица, Искер, находилась на реке Иртыше, впадающей в Обь. В половине XVI века сие царство зависело от России.
В 1569 году царь Кучум был _принят под руку_ Иоанна Грозного и обязался платить дань. Между тем сибирские татары и подвластные им остяки и вогуличи вторгались иногда в пермские области. Это заставило российское правительство обратить внимание на обеспечение сих украйн укрепленными местами и умножением в них народонаселения.
Богатые в то время купцы Строгановы получили во владение обширные пустыни на пределах Пермии: им дано было право заселить их и обработать. Сзывая вольницу, сии деятельные помещики обратились к казакам, кои, не признавая над собою никакой верховной власти, грабили на Волге промышленников и купеческие караваны.
Летом 1579 года 540 сих удальцов пришли на берега Камы; предводителей у них было пятеро, главный назывался Ермак Тимофеев. Строгановы присоединили к ним 300 человек разных всельников, снабдили их порохом, свинцом и другими припасами и отправили за Уральские горы (в 1581 г.).
В течение следующего года казаки разбили татар во многих сражениях, взяли Искер, пленили Кучумова племянника,
царевича Маметкула, и около трех лет господствовали в Сибири. Между тем число их мало-помалу уменьшалось: много погибло от оплошности. Сверженный Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков. В одну темную ночь (5 августа 1584 г.
), при сильном дожде, он учинил неожиданное нападение: казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и незапности удара. Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.
Летописцы представляют сего казака героя крепкотелым, осанистым и широкоплечим, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, черную бороду, темные и кудрявые волосы. Несколько лет после сего Сибирь была оставлена россиянами; потом пришли царские войска и снова завладели ею. В течение XVII века беспрерывные завоевания разных удальцов-предводителей отнесли пределы Российского государства к берегам Восточного океана.
Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов, 10 Побед и громозвучной славы, Среди раскинутых шатров Беспечно спали близ дубравы. «О, спите, спите, — мнил герой, — Друзья, под бурею ревущей; С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий
Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он 20 И силы ратников удвоит. Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней.
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв Все преступленья буйной жизни И за победы заслужив Благословения отчизны, — Нам смерть не может быть страшна; 30 Свое мы дело совершили: Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!»
Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом. Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел,
40 И ветры в дебрях бушевали.
Иртыш кипел в крутых брегах, Вздымалися седые волны, И рассыпались с ревом в арах, Бия о брег, козачьи челны. С вождем покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала; С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!
Страшась вступить с героем в бой, 50 Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой, Татар толпами окруженный. Мечи сверкнули в их руках — И окровавилась долина, И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…
Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны, Душа отвагою полна, 60 Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней — Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…
Плывет… уж близко челнока — Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря 70 Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь — дар царя {2} Стал гибели его виною. < br />Ревела буря… вдруг луной Иртыш кипящий осребрился, И труп, извергнутый волной, В броне медяной озарился. Носились тучи, дождь шумел, И молнии еще сверкали, И гром вдали еще гремел,
80 И ветры в дебрях бушевали.[1]
[1]РИ, 1822, Ќ 14. 17 января, без посвящения, с примеч. издателя: «Сочинение молодого поэта, еще мало известного, но который скоро станет рядом с старыми и славными. В». Перепеч. в С, 1822, Ќ 4 и в «Сев. Цветах на 1825 г.» (в статье П. А. Плетнева). Представленная в ВО 28.XI.1821 г.
, эта дума, как достойная «особенного уважения», явилась основанием для переименования Рылеева из членов-сотрудников в действительные члены Общества (см. М., стр. 195). Историческая основа думы — материалы о гибели Ермака в изложении Карамзина (И, т. 9, гл. 6). Дума получила широкое распространение и стала народной песней.
1 Муханов Павел Александрович (1798-1871) — декабрист, историк, друг Рылеева, по просьбе которого до января 1825 г. участвовал в подготовке к изданию «Дум».
Тяжелый панцирь — дар царя — упоминаемый Рылеевым панцирь был подарен Иваном IV Ермаку после его победы над Кучумом на берегу Иртыша, на мысе Подчуваш (1582).
Год написания: 1821
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.
Источник: http://stih.su/ryleev-k-f-duma-xii-smert-ermaka/
Кондратий Рылеев – Смерть Ермака, читать стих на сайте ProStih.ru
П. А. Муханову
Под словом Сибирь разумеется ныне неизмеримое пространство от хребта Уральского до берегов Восточного океана. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, коего столица, Искер, находилась на реке Иртыше, впадающей в Обь. В половине XVI века сие царство зависело от России. В 1569 году царь Кучум был принят под руку Иоанна Грозного и обязался платить дань.
Между тем сибирские татары и подвластные им остяки и вогуличи вторгались иногда в пермские области. Это заставило российское правительство обратить внимание на обеспечение сих украйн укрепленными местами и умножением в них народонаселения. Богатые в то время купцы Строгоновы получили во владение обширные пустыни на пределах Пермии: им дано было право заселить их и обработать.
Сзывая вольницу, сии деятельные помещики обратились к казакам, кои, не признавая над собою никакой верховной власти, грабили на Волге промышленников и купеческие караваны. Летом 1579 года 540 сих удальцов пришли на берега Камы; предводителей у них было пятеро, главный назывался Ермак Тимофеев.
Строгоновы присоединили к ним 300 человек разных всельников, снабдили их порохом, свинцом и другими припасами и отправили за Уральские горы (в 1581 г.). В течение следующего года казаки разбили татар во многих сражениях, взяли Искер, пленили Кучумова племянника, царевича Маметкула, и около трех лет господствовали в Сибири.
Между тем число их мало-помалу уменьшалось: много погибло от оплошности. Сверженный Кучум бежал в киргизские степи и замышлял способы истребить казаков. В одну темную ночь (5 августа 1584 г.), при сильном дожде, он учинил неожиданное нападение: казаки защищались мужественно, но не могли стоять долго; они должны были уступить силе и незапности удара.
Не имея средств к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах. Летописцы представляют сего казака героя крепкотелым, осанистым и широкоплечим, он был роста среднего, имел плоское лицо, быстрые глаза, черную бороду, темные и кудрявые волосы.
Несколько лет после сего Сибирь была оставлена россиянами; потом пришли царские войска и снова завладели ею. В течение XVII века беспрерывные завоевания разных
удальцов-предводителей отнесли пределы Российского государства к берегам Восточного океана.
Ревела буря, дождь шумел,Во мраке молнии летали,Бесперерывно гром гремел,И ветры в дебрях бушевали…Ко славе страстию дыша,В стране суровой и угрюмой,На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов,Побед и громозвучной славы,Среди раскинутых шатровБеспечно спали близ дубравы.«О, спите, спите,— мнил герой,—Друзья, под бурею ревущей;С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!
Вам нужен отдых; сладкий сонИ в бурю храбрых успокоит;В мечтах напомнит славу онИ силы ратников удвоит.Кто жизни не щадил своейВ разбоях, злато добывая,Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смывВсе преступленья буйной жизниИ за победы заслуживБлагословения отчизны,—Нам смерть не может быть страшна;Свое мы дело совершили:Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!»
Но роковой его уделУже сидел с героем рядомИ с сожалением гляделНа жертву любопытным взглядом.Ревела буря, дождь шумел,Во мраке молнии летали,Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Иртыш кипел в крутых брегах,Вздымалися седые волны,И рассыпались с ревом в прах,Бия о брег, козачьи челны.С вождем покой в объятьях снаДружина храбрая вкушала;С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!
Страшась вступить с героем в бой,Кучум к шатрам, как тать презренный,Прокрался тайною тропой,Татар толпами окруженный.Мечи сверкнули в их руках —И окровавилась долина,И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…
Ермак воспрянул ото снаИ, гибель зря, стремится в волны,Душа отвагою полна,Но далеко от брега челны!Иртыш волнуется сильней —Ермак все силы напрягаетИ мощною рукой своей
Валы седые рассекает…
Плывет… уж близко челнока —Но сила року уступила,И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыряБороться с ярою волною,Тяжелый панцирь — дар царя
Стал гибели его виною.
Ревела буря… вдруг лунойИртыш кипящий серебрился,И труп, извергнутый волной,В броне медяной озарился.Носились тучи, дождь шумел,И молнии еще сверкали,И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Источник: https://prostih.ru/ryleev/smert-ermaka
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
Далее Ермак говорит о своих идеалах и идеалах своих товарищей.
«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,–
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
Далее после этой возвышенной речи начинается трагическая часть: казак встречает свою судьбу.
«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках –
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока.
Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место.
Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет… уж близко челнока –
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря… вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Заключение
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания.
Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен.
Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене.
«Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе».
|
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Вопросы к конспектам
Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»Последнее изменение: Понедельник, 12 Июнь 2017, 17:13Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок
Вы заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой
и нажмите CTRL + Enter
Пропустить Меню блога
Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3415