Краткое содержание севастопольские рассказы толстого точный пересказ сюжета за 5 минут

Севастопольские рассказы : анализ и краткое содержание

Краткое содержание Севастопольские рассказы Толстого точный пересказ сюжета за 5 минут

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий.

Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя.

Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух.

Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку.

К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества.

Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека.

Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, — боль, кровь, страдания и смерть.

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов».

Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить.

Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни.

В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь.

Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата.

Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою.

С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень.

Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины.

В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги.

Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно.

По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще — носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек.

В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга.

Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти.

Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах».

Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле.

Основная тема этого цикла — испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.

Источник: https://www.nastroy.net/post/sevastopolskie-rasskazyi-analiz-i-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание «Севастопольские рассказы» Толстого Л.Н

Севастополь в декабреПрекрасно и декабрьское море в Севастополе. Но затопленные русские корабли говорят о войне и зловеще чернеет вдали неприятельский флот.

На набережной — толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы торгуют, девицы в нарядных платьях перепрыгивают по камешкам лужи — и все это среди ржавых ядер и рассыпанной картечи.

В самом Севастополе идет будничная жизнь.

А в залах бывшего Собрания — госпиталь. «Запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас».

Автор говорит, что не следует стесняться расспрашивать — одинокие страдальцы рады, если кто-то захочет выслушать их. Вот солдат с ампутированной ногой.— Как же ты это был ранен?— На пятом баксионе, ваше благородие, как первая бандировка была: навел пушку, стал отходить, этаким манером, к другой амбразуре, как он ударит меня по ноге, ровно как в яму оступился. Глядь, а ноги нет.

Сестра милосердия рассказывает об этом матросе: «Бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи, как великие князья говорили с ним и пожаловали ему двадцать пять рублей, и как он сказал им, что он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может».

«Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком.

Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему свое сочувствие и удивление; но вы не находите слов или недовольны теми, которые приходят вам в голову, — и вы молча склоняетесь перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством».Ужасно зрелище перевязки и операции.

Доктора с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями заняты страшным, Но благодетельным делом ампутации.«Вы увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».В городе офицеры за котлетами с горошком и бутылкой кислого обсуждают события на бастионах — особенно на героическом четвертом бастионе.

Одни считают, что это укрепление — верная могила для каждого, кто туда попадет, другие просто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.Поднимаясь вверх по широкой дороге, ведущей из города, вы увидите разрушенные, покинутые жителями дома, услышите свист снаряда, вокруг зажужжат пули.

Не прыгнуть ли в траншею на обочине дороги? Но она заполнена желтой вонючей липкой грязью.Попав на четвертый бастион, вы заметите на лицах выражение простоты и упрямства, «следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».Каждый день на четвертом бастионе при артиллерийском обстреле теряют ранеными или убитыми семь-восемь человек.«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Севастополь в мае

Пехотный штабс-капитан Михайлов, ничего не значащий, неловкий и робкий, мечтает о грядущих подвигах и продвижении по службе, о том, как посмотрит на него Наташа — вдова товарища. Товарищ, правда, пока жив — но в мечтах Михайлова Наташа уже вдова.

В центре осажденного Севастополя идет гулянье, в павильоне играет музыка. Не о войне думает Михайлов, а о том, ответят ли на его поклон местные аристократы. В осажденном Севастополе существует свой высший свет, своя иерархия.

«Для капитана Обжогова штабс-капитан Михайлов аристократ, потому что у него чистая шинель и перчатки, и он его за это терпеть не может, хотя уважает немного; для штабс-канитана Михайлова адъютант Калугин аристократ, потому что он адъютант и на «ты» с другим адъютантом, и за это он не совсем хорошо расположен к нему, хотя и боится его.

Для адъютанта Калугина граф Нордов аристократ, и он его всегда ругает и презирает в душе за то, что он флигель-адъютант. Ужасное слово аристократ ».

Михайлов прогуливается с компанией офицеров, заигрывая с симпатичной девушкой в красном платочке, но нет-нет да и думает о том, что сегодня ему в ночь нужно идти на бастион вместо заболевшего Непшитшетского — и его непременно убьют: всегда убивают тех, кто напрашивается.Штабс-капитан уже забыл, что дурное предчувствие всегда появляется у всех, кто идет в дело.

Нервничая, он пишет письмо отцу и оставляет его на столе. От взвинченных же нервов ругает как обычно пьяного слугу Никиту, а потом чувствительно прощается с ним. Никита разражается принужденными рыданиями — не иначе как под влиянием вина.Старуха-матроска тоже утирает глаза и в сотый раз рассказывает, как ее мужа убили «еще в первую бандировку» (бомбардировку).

По траншее Михайлов безопасно добрался до бастиона.Аристократия (князь Гальцин и другие) проводит приятный вечер: фортепьяно, чай со сливками… В отсутствие пехотных офицеров им не перед кем задирать нос и они ведут себя естественно, просто.

Но презрение к окопным пехотинцам нет-нет да и проскальзывает в их разговорах:— Не понимаю и, признаюсь, не могу верить, — сказал Гальцин, — чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры.Калугин сердито возражает:— Это герои, удивительные люди.Калугин и Гальцин наблюдают издали разрывы бомб и огни перестрелки.Прибывший пехотный офицер сообщает, что положение тяжелое, полковой командир убит, французы заняли несколько окопов, но были выбиты. Много жертв, необходимо подкрепление.Калугин отправляется на бастион.«Все больше и больше раненых на носилках и пешком, поддерживаемых одни другими и громко разговаривающих между собой, встречалось князю Гальцину.

Читайте также:  Пришвин. краткое содержание рассказов за 2 минуты

— Как они подскочили, братцы мои, — говорил басом один высокий солдат, несший два ружья за плечами, — как подскочили, как крикнут: алла, алла!

Наши солдаты, воюя с турками, так привыкли к этому крику врагов, что теперь всегда рассказывают, что французы тоже кричат «алла!».Поручик Непшитшетский играет в карты и пьет водку, чтобы не было так страшно. Изредка он выходит на улицу и расспрашивает, как и что. Князь Гальцин бестолково ходит взад-вперед, чтобы унять беспокойство.

Они вдвоем напускаются на раненых солдат с упреками в трусости:— Как вам не стыдно отдавать наши окопы!На самом деле траншея осталась за русскими войсками, но один из раненых ошибочно посчитал, что она сдана — уж очень страшным был бой.Князю Гальцину вдруг ужасно стыдно стало за поручика Непшит-шетского и еще больше за себя. Он пошел на перевязочный пункт.

Однако тут же выбежал прочь — это было невыносимое зрелище!Несчастные лежали на полу, мокли в крови друг друга… Стоны, вздохи, хрипы, пронзительные крики. Сестры со спокойными лицами, выражающими деятельное практическое участие, с лекарством, водой, бинтами мелькали между окровавленными шинелями и рубахами.

Доктора с мрачными лицами исследуют и обрабатывают раны, под ужасающие крики раненых.Калугин отправляется на бастион. Припоминая различные рассказы о героях, он и сам воображает себя таким героем. Но вот неподалеку (но все же не рядом) разорвался снаряд — и офицер упал на землю. Стыд и страх смешались в его душе.Ускоренными шагами и чуть ли не ползком передвигался он по траншее.

Вот и блиндаж командования.— Мне генерал приказал узнать, — доложил Калугин, — могут ли ваши орудия стрелять по траншее картечью? Пойдемте посмотрим.Капитан нахмурился и сердито крякнул.

— Уж я всю ночь там простоял, пришел хоть отдохнуть немного, — сказал он, — нельзя ли вам одним сходить? Там мой помощник, лейтенант Карц, вам все покажет.

Калугин отчаянно трусит, но поскольку все обходится хорошо, начинает мечтать о награждении и всеобщем восхищении.Возле Михайлова и ординарца Праскухина падает бомба. Оба они в эти две секунды, во время которых бомба лежала неразорванною, много передумали и перечувствовали.

Праскухин был убит осколком в грудь, а Михайлов камнем легко ранен в голову. Он не возвращается в медицинский пункт, а остается в роте, думая, опять же, о награде: ранен, а роту не покинул! Это должно быть оценено.

На следующий день после жаркой битвы штабные офицеры хранят на лицах выражение официальной печали о погибших, но каждый из тех, кто был на позициях (Калугин), старается подчеркнуть свою храбрость и при этом унизить других.

После битвы идут переговоры о перемирии — русские и французские солдаты и офицеры беседуют друг с другом, то выказывая уважение, то стараясь подшутить.

Пока на бастионе и на траншее «выставлены белые флаги, тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу… Но белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».

«Ни Калугин со своей блестящей храбростью дворянина и тщеславием, двигателем всех поступков, ни Праскухин, пустой, безвредный человек, хотя и павший на брани за веру, престол и отечество, ни Михайлов со своей робостью и ограниченным взглядом, ни Пест — ребенок без твердых убеждений и правил, не могут быть ни злодеями, ни героями повести.

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,— правда».

Севастополь в августе 1855 года

Поручик Козельцов, самолюбивый, энергичный, наделенный многими способностями (отлично пишет казенные бумаги, играет на гитаре, душа компании) возвращается в Севастополь, оправившись после ранения.На почтовой станции офицеры бранятся с ее начальником из-за лошадей — нету лошадей и все тут!На постоялом дворе офицеры курят, пьют чай, закусывают.

Козельцов, истый фронтовой хороший офицер, слушает рассказы двух растерявшихся штабных, которые не знают, где стоит их полк — в Севастополе или в Одессе, не получили причитающихся им подъемных денег, а свои потратили на дорогую и притом хромую лошадь.Страшная неразбериха царит в армии.

Один офицер бросил свою квартиру, знакомства, надежды на выгодную женитьбу, — все, чтобы стать героем Севастополя.Но он так долго ждал разрешения на выезд, так долго добирался до места назначения — и все никак не мог добраться, — что его энтузиазм совершенно угас.

Козельцов неожиданно встречает своего младшего (семнадцатилетнего) брата, которому «как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть…»Старший брат выплачивает долги брата, сделанные дорогою, и берет его с собой.

Младший погружен в мечты: «А как бы славно нам было вдвоем в Севастополе! Два брата, дружные между собой, оба сражаются со врагом: один старый уже, хотя не очень образованный, но храбрый воин, и другой — молодой, но тоже молодец…

Через неделю я бы всем доказал, что я уж не очень молоденький! Я и краснеть перестану, в лице будет мужество, да и усы — небольшие, но порядочные вырастут к тому времени…»До того домечтался, что уже представил, как они с братом перебили кучу французов и сами геройски погибли.

На вопрос, был ли он в схватке, старший брат отвечает, что ни разу не был и ранен на работах.

— Война совсем не так делается, как ты думаешь, Володя!Старший Козельцов расспрашивает о переменах.— Ну, а квартерка моя на Морской цела?— И, батюшка! уж давно всю разбили бомбами. Вы не узнаете теперь Севастополя; уж женщин ни души нет, ни трактиров, ни музыки…Братья посещают товарища старшего Козельцова, которому оторвало ногу.

Вид лазарета невероятно поражает Володю. Ему становится страшно.«Братья еще на Северной решили идти вместе на пятый бастион; но, выходя из Николаевской батареи, они как будто условились не подвергаться напрасно опасности и, ничего не говоря об этом предмете, решили идти каждому порознь.— Только как ты найдешь, Володя? — сказал старший.

— Впрочем, Николаев тебя проводит на Корабельную, а я пойду один и завтра у тебя буду.Больше ничего не было сказано в это последнее прощанье между двумя братьями».Володя является на свою батарею. Он испытывает «чувство одиночества в опасности» и презирает себя.Старший Козельцов приходит к своему новому полковому командиру.

Его поражает роскошь блиндажа — даже пол паркетный — и холодная подозрительность командира, который говорит ему:— Что-то вы долго лечились…Козельцов отправляется в свою роту. Видно, что солдаты его помнят и любят.В офицерской казарме идет игра в карты. Козельцов выпил водки и подсел к играющим.

«В непродолжительном времени, выпив еще три рюмки водки и несколько стаканов портера, он был уже совершенно в духе всего общества, то есть в тумане и забвении действительности, и проигрывал последние три рубля».

Некрасиво, конечно, но «на дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».Володя в своей части наслушался от офицеров много неожиданного для него, в частности о том, как наживаются на войне высшие военные чины.

Не успел юный прапорщик осмотреться, как по жребию выпало ему вести солдат на Малахов курган, который постоянно обстреливают. Солдаты даже не успевали убирать тела на бастионах и выкидывали их в ров, чтобы они не мешали на батареях.

За один только долгий день Володя не раз был на волоске от смерти. «По счастию, в помощь ему назначен был огромного роста комендор, моряк, с начала осады бывший при мортирах и убедивший его в возможности еще действовать из них, с фонарем водивший его ночью по всему бастиону, точно как по своему огороду, и обещавший к завтраму все устроить» .

Володя сидит на пороге блиндажа, наблюдая с молодым любопытством за бомбардировкой.«Под конец вечера уж он знал, откуда сколько стреляет орудий и куда ложатся их снаряды».Утром Володя расхаживает по бастиону, гордясь своей храбростью.Французы начинают штурм Малахова кургана.

Козельцов-старший ведет за собой солдат, им удается выбить французов из занятых было траншей, но офицера ранило в грудь. В лазарете священник дает ему поцеловать крест — знак скорой смерти. Но Козельцов не чувствует горечи и страха, он сделал геройское дело и умирает счастливым, желая брату такой же участи.

Володя отчаянно командует своими мортирами, но французы обходят с флангов и занимают бастион. Володя убит.«…

Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, развиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты по мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, от места, всего облитого его кровью; от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага, и которое теперь велено было оставить без боя…

Выходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Sevastopol-skie_rasskazi_Tolstogo_L_N

Цикл Толстого Севастопольские рассказы читать полностью или кратко

Автор: Лев Толстой

Год издания книги: 1855

«Севастопольские рассказы» Толстого – цикл из трех произведений автора. Впервые серия была опубликована в 1855 году в санкт-петербургском периодическом издании. Достоверность описанных в «Севастопольских рассказах» фактов объясняется тем, что Толстой входящий в топ 100 лучших русских писателей лично находился в Севастополе во время его обороны в 1854 году.

Цикла «Севастопольские рассказы» краткое содержание

Севастополь в декабре

Над Сапун-горой наступает утро. Небо уже стало светлым, а поверхность моря из чёрной превратилась в темно-синюю. Над бухтой достаточно холодно, однако снега нет – вокруг виднеется только черная земля.

О том, что автор описывает в произведении «Севастопольские рассказы» декабрь, свидетельствует лишь легкий утренний мороз, который немного пощипывает лицо и скрипит под ногами. Выйдя на улицу можно услышать шум морского прибоя, который периодически прерывается громкими выстрелами.

Но несмотря на то, что вот уже который месяц в Севастополе ведутся бои, люди здесь продолжают жить своей жизнью. На базарах всё ещё продаются горячие пирожки, а многие местные жители уже даже перестали обращать внимание на постоянные взрывы.

В произведении «Севастопольские рассказы» краткое содержание рассказывает, что только бастионы полны воинов, которые защищают город, жертвуя своей жизнью. Севастопольские госпитали переполнены солдатами – кто-то остался без ноги, кто-то без рук, кто-то уже несколько дней не может прийти в себя.

В небольшом помещении больницы фельдшер круглосуточно проводит множество операций, ампутируя солдатам конечности. Если на поле боя вояки ведут себя раскованно и даже позволяют себе периодически шутить, то в госпитале видна война в самых ужасных ее проявлениях.

Вот сидит молодой офицер, который сражался на одном из самых опасных бастионов Севастополя. Он вспоминает, что на поле боя больше всего его беспокоило большое количество грязи. Доктор понимает, что такие слова являются ничем иным, как защитной реакцией солдата на страх перед войной. Офицеру же есть что вспомнить.

Например, бомбу, которая, попав в землянку, забрала жизни более чем десятка солдат.

В цикле «Севастопольские рассказы» читать можем о том, что таких, как он, в этом госпитале большое количество – смелых и отважных русских солдат, которые готовы отдать свою жизнь ради спасения Родины. За время войны они уже привыкли играть со смертью, пытаясь в любой ситуации найти повод посмеяться.

Читайте также:  Краткое содержание три мушкетёра в одном купе алексина точный пересказ сюжета за 5 минут

Севастополь в мае

С того момента, как в Севастополе начались боевые действия, прошло уже более, чем полгода. За это время город видел более тысячи смертей, и такое же количество людей, которые успели разочароваться в войне.

Многим война уже видится крайне нелогичным явлением, ведь люди, как существа разумные, должны уметь в первую очередь договариваться между собой. Севастополь всё ещё осажден, однако по его бульварам часто прогуливаются не только военные, но и гражданские.

Как-то раз теплым весенним вечером вышел прогуляться и штабс-капитан Михайлов. Он был высоким человеком, который постоянно сутулился и часто выглядел неловко.

В произведении «Севастопольские рассказы» Толстого краткое содержание рассказывает, что несколько дней назад штабс-капитану пришло письмо, от его друга, в котором говорилось о том, что близкая знакомая Михайлова из газет следит за работой его полка.

Молодой офицер с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь. Он часто рассказывает своим боевым товарищам о том, как, казалось бы, в прошлой жизни он как главный герой романа Пушкина «Евгений Онегин», посещал пышные балы и играл в карты с самим генералом.

Однако приятели не сильно верят в слова Михайлова.

Тем временем штабс-капитан в душе мечтает о том, чтобы получить повышение. Во время своей прогулки он встречает мужчин, с которыми он познакомился на войне. Однако он не желает проводить с ними время.

Всей душой Михайлов стремиться вести беседы с местными аристократами, которые в свою очередь не желают общаться офицером.

Ничто, даже война, не может изменить их отношение к жизни – они сбиваются в небольшие компании и свысока смотрят на проходящих мимо солдат.

Герой произведения Л. Толстого «Севастопольские рассказы» понимает, что тщеславие – одна из самых главных болезней его века. Он несколько раз проходит неподалеку от компании аристократов и вот наконец решается подойти и поприветствовать их.

Там он замечает адъютанта Калугина, ротмистра Проскурина и еще нескольких людей. Аристократы сначала довольно добродушно принимают Михайлова, однако уже через какое-то время показывают, что его присутствие здесь больше не желательно.

Штабс-капитан возвращается к себе домой вспоминая, что ранним утром он должен отправиться на бастион. Там он обязан заменить товарища, который временно не может выйти в бой. Михайлов долго рассуждает о том, умрет ли он завтра или же получит смертельное ранение.

В любом из этих сценариев он ощущает абсолютное счастье от того, что он честно выполняет свой долг.

Если читать «Севастопольские рассказы» краткое содержание по главам, то узнаем, что тем вечером в доме Калугина собрались аристократы, которые заняты чаепитием и игрой на музыкальных инструментах.

Оставшись наедине, компания ведёт себя не настолько тщеславно, как это можно было заметить на бульваре. И только когда к генералу входит офицер, все присутствующие сразу же становятся более напыщенными.

После того, как офицер покинул комнату, Калугин сказал приятелям, что впереди их ждет важное дело.

На следующий день Калугин направляется на бастион. Там он старается показывать свою отвагу всем солдатам. Он не боится пуль, твердо держится верхом на лошади, не вздрагивает от громких взрывов.

Чуть позже он направляет ротмистра Проскурина к батальону Михайлова, чтобы предупредить их о необходимости сменить местонахождение. Когда начинается обстрел, Михайлов вместе со своими солдатами и Проскуриным направляется по намеченному пути.

Всё это время они думают только о том, как произвести на друг на друга более удачное впечатление. По дороге рота наталкивается на Калугина. Он планировал осмотреть батальон, однако, узнав об атаке противника, решает вернуться назад.

На пути солдатам попадается бомба, от взрыва которой умирает Проскурин, а штабс-капитан Михайлов получает серьезное ранение. Калугин хочет отвезти его в госпиталь, но тот желает остаться вместе со своей ротой. Он думает о том, что из-за ранения может получить дополнительную награду.

В «Севастопольских рассказах» Толстого читать можем о том, что по завершению битвы долина была переполнена трупами солдат. Еще сотни людей корчились от боли, проклиная войну и желая поскорее умереть.

Госпитали снова были наполнены солдатами, которые нуждались в ампутации конечностей. Когда на следующий день после битвы аристократы снова собрались своей компанией, они наперебой стали рассказывать о том, какую же важную роль они сыграли в сражении.

Каждый из них мнил себя важнейшей составляющей и кричал о том, что готов хоть сейчас ринуться в бой с противником.

Тем временем между враждующими сторонами было объявлено временное перемирие.

Русские и французские солдаты, забыв о том, что недавно стояли друг против друга с оружием, сейчас вели беседы на отвлеченные темы.

Все они не понимали, почему, будучи христианами, они должны брать в руки оружие и убивать других. Однако через какое-то время перемирие отменилась, и им снова пришлось взять в руки оружие.

Севастополь в августе

После весенней битвы автор описывает в «Севастопольских рассказах» август. Именно тогда после тяжёлого ранения из госпиталя возвращается на поле боя поручик по имени Михаил Козельцов. Он отличался тем, что на многие ситуации имел свое собственное мнение и твердую позицию, которую уважали все солдаты.

На станции находилось множество офицеров. Многие из них не имели при себе никаких денег, поэтому даже не знали, как им добраться на поле боя. Среди присутствующих Михаил заметил своего брата Володю. Несмотря на то, что тот был направлен в гвардию, он добровольно захотел отправиться на линию фронта.

Володя всячески старался брать пример со своего брата и стремился, как герой повести Гоголя «Тарас Бульба», верой и правдой защищать свою Родину. Он ужасно гордится Михаилом, а потому решает отправиться вместе с ним в Севастополь.

Там, на станции, на какое-то время Володе становится страшно от того, насколько близко он находится от военных действий. Однако, предчувствуя подвиги и величественное сражение, он всё-таки отправляется на поле боя. Когда цикла «Севастопольские рассказы» герои прибыли в Севастополь, они тут же направились в штаб.

Там никто не мог понять, почему Володя, который мог бы находиться в тылу, выбрал себе такую участь.

Оба Козельцова отправляются на пятый бастион, где Володя назначен прапорщиком. Прибыв в батарею, младший Козельцов знакомиться с юнкером Влангом. Молодые люди сразу же находят общий язык и становятся хорошими приятелями.

В тоже время Михаил прибывает к своему командиру, который не в восторге от того, что Козельцов так рано решает вернуться в строй.

После долгого разговора тот решает отдать Михаилу его предыдущую роту, которая встречает поручика с огромной радостью.

На следующий день Володя принимает участие в сражениях. За это время они с Влангом успели стать хорошими товарищами, которые проводят много времени вдвоём за душевными разговорами. Спустя некоторое время командиру необходимо отправить несколько людей на Малахов курган.

Там сейчас довольно опасно, поэтому добровольно никто не хочет туда идти. Хорошо подумав, командир принимает решение отправить на маркерную батарею Володю и Вланга. На протяжении всего вечера младший Козельцов изучает различные пособия по стрельбе.

Однако, как только наступает время отправляться на поле боя, он понимает, что все знания, полученные из книг, неприменимы в реальной жизни. Многие солдаты из его команды получают тяжелые ранения. Да и сам Володя только чудом смог избежать гибели.

Сложившаяся ситуация не на шутку перепугала Вланга, который начинает думать о том, как покинуть место военных действий. Однако Володя и думать не может о побеге. Он радуется тому, что остался жив, и пытается показать остальным солдатам пример храбрости.

Когда ночью начинается штурм, Михаил выходит к своей роте. Не отойдя ото сна, он берется за свою саблю и с разгоном бежит на врага, стараясь поднять боевой дух солдат.

Если произведения «Севастопольские рассказы» читать краткое содержание, то узнаем, что спустя некоторое время он получает смертельное ранение в грудь. В госпитале Михаил спрашивает у священника, какой же был исход битвы.

Тот, не желая огорчать умирающего, сообщает ему, что русские победили. Старший Козельцов умирает с улыбкой на лице и гордостью за своих солдат.

Володя во время штурма ведет себя довольно смело. Он умело командует солдатами, однако вскоре понимает, что французы их обступили. Растерявшись, он застывает на месте. Вланг кричит своему товарищу, чтобы тот бежал за ним. Не услышав ответа, юнкер подходит к траншее и видит, что Володя получил смертельное ранение.

Вместе с несколькими солдатами Влангу удаётся отойти на безопасное расстояние. Сев на пароход, они перебираются в ту часть города, которую французы ещё не успели обступить.

Юнкер с горечью в сердце вспоминает своего погибшего товарища и замечает печаль на лицах солдат, которые вынуждены отступать из Севастополя под натиском врагов.

Цикл «Севастопольские рассказы» на сайте Топ книг

Цикл Толстого «Севастопольские рассказы» читать настолько популярно, что это позволило им занять высокое место среди лучших книг русской классики. Хотя в большой степени этот интерес обусловлен наличием произведения в школьной программе. Тем не менее мы прогнозируем попадание данного цикла рассказов Толстого и в наши последующие рейтинги лучших книг.  

Севастопольские рассказы:

  1. Севастополь в декабре месяце       
  2. Севастополь в мае       
  3. Севастополь в августе 1855 года       

Источник: http://top-knig.ru/sevastopolskie-rasskazy/

«Севастопольски­е рассказы»: краткое содержание по главам, что писать?

В первом рассказе «Севастополь в декабре» мы видим город, в котором, несмотря на военные действия, кипит жизнь: офицеры ходят в белоснежных перчатках, работают рынки, магазины, трактиры. Автор пишет, что, после того как привыкаешь не обращать внимание на звуки разорвавшихся снарядов и выстрелов, начинаешь думать, что находишься не в прифронтовом городе, а где-нибудь в Саранске или в Туле.

Не то в госпитале: зрелище солдат с ампутированными руками и ногами приводит к тому, что

и начинаете понимать защитников, которые говорят о смерти с какой-то лихостью и бесстрашием, воспринимая ее как самое обыденное, ежедневное явление.

Чем ближе линия фронта, тем сильнее меняется картина происходящего. Здесь уже меньше народу, почти нет женщин и все чаще попадаются санитары с носилками. Снаряды рвутся совсем рядом и здесь эти звуки воспринимаются совсем иначе, чем в городе.

Рядом с матросами и солдатами, видя их «простоту и упрямство», в душе автора возникает мысль о невозможности взять город.

Прошло почти шесть месяцев. Севастополь в мае — несмотря на тысячи погибших, держится, но, говорит Толстой, возникает понимание того, что

Бравада и бретерство защитников города постепенно сменяются пониманием того, что война — это сумасшествие.

Бросается в глаза сильное расслоение общества: несмотря на то, что смерть одинаково косит всех- как «аристократов, так и неаристократов», первые относятся ко вторым с заметным высокомерием:

говорит князь Гальцин.

Тщеславие настолько неестественно соседствует с храбростью, что, мысли штабс-капитана Михайлова, чудом избежавшего смертельной опасности, о том что

кажутся вполне обычными.

**

А вечером в городе на бульваре опять играла музыка.

Севастополь в августе по меткой характеристике одного из солдат:

Читатель знакомится с двумя братьями Михаилом и Владимиром Козельцовыми. Младший Владимир только что приехал в Севастополь: непривычный звук то здесь, то там рвущихся снарядов зарождает в нем сомнение в своей храбрости.

Старшего брата, вернувшегося из госпиталя, солдаты уважают. На вопрос, как обстоят дела, Михаил получает такой ответ:

Немного привыкнув к снарядам, Володя почувствовал к себе уважение: боязнь за свою жизнь уступила место какой-то… молодцеватости. Теперь он хвастался своей храбростью перед другими солдатами, «франтил».

**

А тем временем неприятель пошел на штурм Малахова кургана. Оба брата погибли во время штурма. Небольшое количество спасшихся солдат и офицеров покинули город на пароходе.

Линия обороны представляла собой ужасное зрелище:

Рассказ заканчивается такими словами:

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2421158-sevastopolskie-rasskazy-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-chto-pisat.html

Краткое содержание «Севастопольские рассказы» Толстого Помощь по литературе

Утро. Над Сапун-горой невероятно красивая заря: темное синее море, легкий холодок и туман. Снега уже нет, но мороз еще жжет щеки, а шум моря прерывается выстрелами в городе Севастополь. При взгляде на этот прекрасный город возникает мысль некоего мужества, великой гордости, а кровь будто застывает во всех венах.

Читайте также:  Краткое содержание лондон морской волк точный пересказ сюжета за 5 минут

В Севастополе все еще бушует война, но если не смотреть на все происходящее, жизнь продолжается, и на рынках продаются различные товары. Здесь давно все перемешалось, люди не обращают ни на что внимания, они заняты своими проблемами. Лишь на бастионах возможно увидеть душераздирающие зрелища.

В больницах раненные делятся своими впечатлениями о боевых действиях и тем, как каждый из них терял свое здоровье. В соседней комнате проводятся операции и перевязывают раненных. Всем очень неловко и страшно, ведь врачи с легкостью удаляют части тела и равнодушно выкидывают их в угол.

Один из офицеров ведет себя очень странно, жалуясь на грязь, а не на падающие на головы бомбы. Но и на это никто здесь давно не обращает внимания, так как люди в шоке. В четвертом бастионе очень много военных и достаточно много раненных.

Но, несмотря на это, артиллерист очень спокоен. Офицер-артиллерист делится, что недавно у них оставалось всего одно оружие, а помощников вообще почти не было, но к утру, он, как ни в чем небывало, стоял на пушке.

Он рассказал, как умерло 11 человек от одного взрыва.

В лицах солдат отчетливо видно весь русский дух: здесь и упрямство, и злоба, и простота с достоинством. Злоба выражается в мщении врагу. Всем солдатам страшно, но когда над ними летит бомба, это создает чувство завороженности и игры в жизнь и смерть.

Но русский народ непоколебим, и ни за что не отдаст врагу свой Севастополь. Любовь к родине побеждает все страхи и сомнения, а все нестерпимые условия меркнут по сравнению со стыдом которое народ испытает, если отдаст свой город Севастополь.

И навсегда оставит след в истории героический русский народ этого великого города.

Севастополь в мае

Боевые действия идут уже шесть месяцев.

Самый справедливый и оригинальный выход из конфликта был бы, если бы сразились по одному человеку с каждой стороны армий, и тот, кто сможет победить и выиграть, тот бы и всю битву выиграл.

Так как этот метод был бы более безопасный для мирных жителей и всех граждан в целом. Войны это совсем не логично и примитивно, считает Толстой. Война это сумасшествие, и люди сами это сумасшествие создают.

По улицам города Севастополь ежедневно блуждают люди в военной форме. Михайлов, являющийся штабс-капитаном, один из них, он высокий сутулый мужчина. Михайлов несколько дней назад получил послание от друга, в нем рассказано, что жена его наблюдает за тем, как передвигается полк офицера и за его достижениями.

Штабс-капитан с грустью вспомнил свой прежний круг друзей. Ведь тогда он был на балах у самого губернатора, перекидывался в карты с генералом, его все уважали, но недоверчиво и равнодушно, и ему приходилось отстаивать свои позиции. Михайлов задумывается, когда его повысят в должности.

Повстречав Обжогова с Сусликовым, которые служат в его полку, он без особого желания пожимает руки, но и дел с ними он давно уже вести не желает. Аристократы очень тщеславны, да не аристократы ведут себя подобным образом, а так как народа в городе великое множество и смерть уже полгода зависает у каждого над головами, то уже и мирные жители стали вести себя с неким тщеславием.

Это, вероятнее всего, на каждой войне так, чтобы как то выживать.

В это время существует три вида граждан: только вступающие на путь тщеславия, принимающие его как условие выживания, и стадо которое следует за первыми двумя… Штабс-капитан не желает ни с кем встречаться, но немного походив кругами, он подходит к «аристократам». До этого он побаивался их, так как они могут уколоть в самое «нежное» и больное, да и вообще они могли даже не изволить поздороваться.

«Аристократы» относятся к штаб-офицеру очень высокомерно, Гальцын берет его за руку и ведет его прогуляться из-за того, что хочет доставить Михайлову немного удовольствия. Но немного погодя все перестают обращать на него всякое внимание, и Михайлов понимает, что они ему здесь не очень то и рады.

Михайлов возвращается домой с воспоминанием, что давал обещание выйти к утру на службу, заменяя офицера. Михайлова не покидает ощущение, что он либо умрет, либо его повысят в звании. Он считает, что поступает честно. В дороге он пытается угадать, куда же его ранят.

Все собираются у Калугина выпить чая, поиграть на пианино и вспомнить жизнь до войны. Все они крайне напыщенны, и показывают себя важными личностями, как бы объясняя, что они «аристократы».

Офицер-пехотинец приходит к генералу, что бы сообщить нечто важное, все находящиеся в помещении делают вид, что не видят вошедшего. Как только посыльный уходит, Калугин начинает переживать. Гальцын задает вопрос о выходе, Калугин его отговаривает, зная, что тот не собирается выходить. Гальцын нервничает и начинает ходить кругом, спрашивая у прохожих. как проходит битва.

Штаб-офицер Калугин отправляется к бастиону, по пути демонстрируя окружающим, что он храбрец. Он не замечает пули над головой, принимая различные позы. Он в недоумении от того, что командир боится. Калугин идет осматривать бастион в сопровождении молодого офицера. Праскухин уведомляет батальон штаб-капитана о передислокации.

Михайлов с Праскухиным ночью начинают движение, но каждый из них размышляет о том, как он выглядит в глазах другого. Праскухин умирает, а Калугин ранен в голову. Михайлов не идет на перевязку, так как считает что долг превыше всего.

Он еще не знает, что его товарищ мертв, поэтому, несмотря ни на что, ползет обратно. Тучи кровавых трупов, которые совсем недавно были полны желаний и надежд, лежат на цветущем поле. Столько стона и страданий не…

видели еще стены Севастополя.

А заря все продолжает изо дня в день восходить над Сапун-горой: уже поблекшие звезды, густой туман почти черного моря, разбежавшиеся тучи по ярко-рыжему горизонту, которые все еще обещают прекрасные радостные дни, и мир во всем мире. На следующий день все военные гуляют по аллее, и пересказывают события минувшего дня, показывая окружающим всю свою храбрость.

Все они ощущают себя Наполеонами, так как готовы вновь вступить на тропу боя, что бы иметь возможность поймать звезду и повышенное жалование. Русские с Французами объявляют перемирие, военные с легкостью общаются между собой, и нет в этом абсолютно никакой вражды. Они даже рады подобному общению, подозревая об уме каждого из сторон. Они понимают, насколько бесчеловечна война.

Мальчишка прогуливается по поляне и, не замечая вокруг трупов, собирает полевые цветы. Вокруг белые флаги. Бесконечное количество людей улыбаются окружающим. Все они поклоняются одному богу, все исповедуют одни законы жизни и любви, но все равно они не смогут упасть на колени и просить за смерть близких прощения.

Но флаги сняты. И вновь граждане обеих сторон берутся за ружье, и вновь текут красные реки, и неистовые стоны доносятся из каждого уголка города. Но герой этой повести, прекрасен и мужественен, он смог проявить себя как офицер, достойнее которого не может быть, подобные ему хоть и редки, но все же живут во всех странах и во все времена.

Севастополь в августе 1855года.

После лечения на поле битвы появляется Козельцов, этот глубокоуважаемый офицер независим в своих рассуждениях. Он весьма не глуп и очень талантлив. Умеет составлять казенные бумаги. У него был некий вид самолюбия, который давно уже слился с повседневной жизнью, при нем возможно и унижаться и первенствовать одновременно.

Все повозки с лошадьми пропали, на остановке скопилось довольно много жителей. Часть офицеров совершенно не имеют средств на существование. Здесь же и брат Михаила Козельцева по имени Владимир. Несмотря на планы, он не попал в гвардию и был назначен солдатом. Как и любому новичку, ему нравятся боевые действия.

Владимир горд за своего брата и едет с ним в Севастополь. Владимир несколько смущен, он уже не так рвется в бой, сидя на станции, он проиграл деньги.

Его старший брат помогает выплатить долг, и они отправляются в путь. Володя в ожидании подвигов героя, которые как он думает, совершит с Михаилом.

Он размышляет над тем, как он будет убит и всех тех упреках, которые он скажет перед смертью людям, которые не умеют ценить жизнь.

Когда они прибывают, их отправляют в балаган. В балагане офицер сидит над кучей денег, которые ему предстоит посчитать. Никто не понимает, почему Владимир приехал в Севастополь. Братья уезжают спать на 5 бастион, но до сна им еще предстоит навестить умирающего друга в больнице. Братья расходятся.

Командир предложил Владимиру переночевать, хотя на кровати у них уже спит Вланг. Он уступает место прибывшему прапорщику. Владимир с трудом засыпает, перед сном его пугает ночь, и он думает о своей гибели. Но все-таки засыпает под свистящие пули. Михаил вступает в распоряжение своего командира, который совсем недавно был с ним в одной должности.

Новый командир возмущен вступление в строй Козельцова. Но все остальные рады его возвращению, он пользуется у всех успехом, и устраивают ему весьма теплый прием. На утро военные действия вновь набирают обороты. Владимир входит в круги офицеров артиллерии. Все ему симпатизируют здесь. Но особое внимание ему уделяет юнкер Вланг. Он пытается всячески ублажить нового прапорщика Владимира.

С войны неожиданно вернулся капитан Краут, по происхождению немец, но излагается на русском языке, как на своем родном, весьма красиво и без ошибок. Между ними начинается беседа о законном воровстве в высоких должностях. Владимир краснеет и уверяет всех, что если он доживет до такой должности, то ни за что так поступать не будет.

Владимир попадает на обед командира. На нем достаточно много интересных разговоров ведется, и даже скромное меню не мешает беседам.

Начальник артиллерии присылает письмо, в нем говорится, что на мортирную в город Малахов необходим офицер, но так как это неспокойное место, никто не соглашается.

Кто-то предлагает на эту должность Владимира, через некоторое время он соглашается. Вланг отправляется вместе с ним.

Офицер начинает изучать ведение артиллерийского боя. Но как только он прибывает в пункт назначения, все его познания не принимаются, так как война происходит без порядка, а все что описано в книгах, даже близко не похоже на настоящие боевые действия.

Даже починить некому боевые орудия. Офицер несколько раз был на волосок от смерти. Юнкеру страшно, он может размышлять только о смерти. Володя ко всему относится с неким юмором. Володе нравится общаться с Мельниковым, ведь он считает, что умрет не на войне.

Владимир весьма быстро находит общий язык с командиром.

Солдаты разговаривают, так как вскоре к ним собирается прибыть подмога князя Константина, и они наконец-то смогут немного передохнуть. Володя ведет разговор с Мельниковым до самого утра, на пороге дома, он уже не обращает внимания ни на пули, ни на бомбы. Владимир, позабыв о страхе, искренне рад высокому качеству исполнения собственных обязанностей.

Штурм. Сонный Козельцев выходит на бой, его не смущает его невыспавшееся состояние, гораздо сильнее он переживает за то, чтобы его не посчитали трусом. Выхватив саблю, он несется на французов. Володя сильно ранен.

Священник, чтобы обрадовать перед смертью Володю, говорит, что русские победили. Он очень рад, что смог послужить своей родине, и до последнего вздоха думает о своем старшем брате.

Володя продолжает командовать, но через некоторое время понимает, что французские войска обходят их. Недалеко от него лежит труп Мельникова. Вланг все еще бьется, не замечая смерть командиров. Над курганом Малахов появляется знамя французов.

Вланг уезжает в безопасное место. Солдаты, наблюдают за брошенным Севастополем…

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/1088_kratkoe_soderzhanie_sevastopolskie_rasskazy_tolstogo.htm

Ссылка на основную публикацию