Учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему: «Мир детства твоего ровесника в рассказе М.А. Шолохова «Нахалёнок» урок по литературе в 5 классе
МБОУ ТСОШ №3 Учитель: Бордзикули Н.О.
Урок в 5 классе по литературе Дона.
Тема: «Мир детства твоего ровесника в рассказе М.А. Шолохова «Нахалёнок» ».
Цели: – познакомить учащихся с биографией донского писателя
М.А. Шолохова;
– углубить представление детей о творчестве писателя;
– показать судьбу ребёнка в общем русле исторической жизни русского народа.
Особенность М.А. Шолохова
(а это свойство подлинного художника) в том,
что его книги прочно врезаются в память,
они не забываются, в какой бы обстановке
ты ни находился, о чём бы ты ни думал,
как бы тяжело или легко тебе ни было.
Юрий Бондарев.
Ход урока.
- Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, Вёшенской станице. В самом центре этого хутора и теперь стоит небольшой, крытый чаканом курень, в котором прошли годы раннего детства.
Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. Он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни.
Озорные игры на пыльных, поросших травой улицах родного хутора с ровесниками-казачатами, росшими без присмотра занятых в поле родителей, дни, проведённые в степи и на рыбалке под палящим солнцем на Чиру, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы, будни донских станиц и хуторов, быт казаков с их каждодневным трудом на земле и тяжкой военной службой – вот атмосфера, которая с детства окружала писателя, которой он дышал и в которой рос.
В семье Шолоховых не жалели средств, чтобы дать любимому сыну хорошее образование. Александр Михайлович – отец – был человеком развитым, любил книгу и много читал. Рано потянулся к знаниям и Михаил. Уступая просьбам сына, родители начали учить его ещё в дошкольном возрасте.
В 1912 году Шолохов поступает в Каргинское приходское училище. С 1915 года перевёлся в богучаровскую мужскую гимназию.
Филипповна нарекла…
Назарова Христиния Филипповна, жительница хутора Кружилинского.
– Мою бабушку звали Агафьей, а по-уличному – Гашкой. Она жила в этом же доме, где теперь и я, по соседству с Шолоховыми. Бабушка тоже была Филипповна и считалась хорошей повитухой. Со всех сторон ехали к ней.
Один раз пришла Анастасия Даниловна после полудня и говорит: «Бабуня, что-то животик болит», – «Ложись, я погляжу.» Глядь, а у неё роды начинаются. «Он у тебя, бабуня, помрёт, не живой будет», – это она говорит. «Не помрёт, он ещё большим начальником будет», – сказала бабка.
Потом приехал на дрожках Александр Михайлович с подушками и одеялом, и забрал Анастасию Даниловну с дитём.
А после спрашивали у Филипповны: «Как ты угадала, что из Мишки такой человек выйдет?»
В памяти навсегда…
Каргин Андрей Андреевич:
– Я родился в хуторе Климоском Грачёвского сельсовета, но с 1917 по 1922 год жил в станице Каргинской, у родной тётки. Это по соседству с Шолоховыми. В доме Шолоховых я бывал часто. Александр Михайлович был образованный интеллигентный человек. У него была большая библиотека. И я у Шолоховых впервые брал и читал некоторые произведения Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.М. Горького.
II. «Нахалёнок».
Они выходили сборниками. Первый назывался «Донские рассказы», второй – «Лазоревая степь», а затем автор объединил их в один – «Лазоревая степь. Донские рассказы» (1931г.)
«Лазоревая» значит светло-синяя, настраивает на что-то спокойное, мирное, мечтательное, как, впрочем, и название «тихий» применительно к Дону.
Ранние рассказы – это увиденное, услышанное, пережитое автором. Иметь к 18 годам такое обилие фактического материала – редкость даже для писателя. Что ни рассказ – то сюжет целого романа.
- Анализ произведения «Нахалёнок».
– Ребята, давайте вспомним встречу Фомы Коршунова с Владимиром Ильичом. (Учащиеся пересказывают диалог Ленина с Фомой.)
– Шолохов воссоздаёт образ вождя. Подчёркивает его простоту, человечность, умение поговорить с представителями масс.
– Как протекает жизнь детей во время гражданской войны? (Станица живёт в напряжённом ожидании: чья сторона победит. Разговоры детей далеко не детские. Они повторяют то, что слышат в семьях. Из-за этого между детьми возникают споры, которые нередко заканчиваются «кулаками».)
– Каким образом Мишке удалось осуществить свою мечту, стать красным воином?
– Какими качествами наделил писатель главного героя? (Стремление идти за отцами, служить народу, бедным. Так и кажется, что мы видим его на полотне живописца.)
– Найдите в тексте описание внешности героя.
– Он творение природы, и его внешний вид как бы тоже зависит от ветра, обжигающего солнца, воды, растёт под открытым небом, как подсолнечник, порхает как птица. Его лица не портят ни пегие вихры, ни веснушки и даже шелуха на носу.
– Какие черты характера присущи главному герою? (Непоседливый, проказник, вездесущий, увёртливый, стремящийся скорее войти в круг взрослых. Можно надеяться: Мишка вырастит деловым честным тружеником). Несмотря на военные события, дети не уставали быть именно детьми. Они успевали шалить и проказничать. Вспомните наиболее смешные эпизоды в произведении.
– Как относятся окружающие к «нахалёнку»? (Для родных он – Минька, Минюшка, пострелёныш. Для всей станицы – Мишка «нахалёнок». Многие готовы его уничтожить, как попадья).
– В чём особенность речи героев рассказа Шолохова? (Она достоверна, колоритна, своеобразна. Здесь и просторечные слова и диалектизмы: откель, займаешься, опосля. В диалоге: «- А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!..» «- Скоро вечерять будем?
– Успеешь, непоседа, оголодал!..
– Ма-а-амка! Ско-реича вечерять!..
– Да отвяжись ты, короста липучая!!.. Жрать захотел – взял кусок и лопай.»)
– Как связаны между собой описание природы и событий, происходящих с героями рассказа? (Авторская речь в рассказе поэтична, особенно, когда он изображает природу, придавая ей символический смысл.
«Дед во сне мычит, жуёт губами, а в оконце видно, как за прудом нежно бледнеет небо и розовой кровянистой пеной клубятся плывущие с востока облака».
Этот образ предваряет страшное событие: налёт банды, смерть Фрола, страдание матери, деда…)
– Вспомните описание природы в ту зловещую ночь, когда погиб отец «нахалёнка».
– Вспомните состояние Мишки, когда он едет с донесением о банде, и состояние природы в этот момент.
III. Итог урока.
– Каким был мир детства в страшные годы гражданской войны?
– Где происходили события в рассказе «Нахалёнок»?
– Смогли бы вы так же мужественно перенести это жуткое время, как герой-ровесник данного рассказа?
Домашнее задание.
– Нарисуйте портрет главного героя.
– Подготовьте пересказ (близко к тексту) понравившегося эпизода.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06/09/mir-detstva-tvoego-rovesnika-v-rasskaze-m-a-sholohova
Анализ рассказа М. Шолохова “Нахалёнок”
Сочинения › Шолохов М.А. › Нахаленок
Готовые Домашние Задания
Рассказ «Нахаленок – один из первых в творческой биографии М.А. Шолохова. Написанный в 1925 году, он вобрал в себя и воспоминания писателя о его собственном детстве, и реалии эпохи гражданской войны, и, как это ни печально, пропагандистские настроения Шолохова.
«Нахаленок» произвел на меня неоднозначное впечатление как произведение «неровное», не обладающее целостностью, внутренней гармонией.
Некоторые эпизоды в рассказе вызывают у меня стойкое неприятие как что-то инородное, лишнее, неискреннее.
А некоторые моменты «Нахаленка» трогают практически до слез – настолько они «выписаны по-настоящему», мастерски передают человеческие чувства, эмоции, переживания.
В центре рассказа находится фигура семилетнего мальчика Миши, который «для всей станицы – Мишка и Нахаленок». Герой живет с матерью и дедом в казачьем хуторе, вокруг которого бушует гражданская война.
Мы понимаем, что мишкина семья – из хуторской бедноты, у нее на счету каждый кусок хлеба. Это положение усугубляется и тем, что отец Мишки воюет «за большевиков» – в доме нет кормильца. Однако действие в рассказе завязывается именно с приездом отца героя, который, после плавания на «большом белом пароходе», возвращается домой.
Это событие – счастье для всей семьи: «…следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет». Особое значение имеет оно и для Мишки – приход отца нарушает привычное течение жизни героя.
Теперь игры с мальчишками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом отходят для него на второй план. В жизни Нахаленка появляется нечто важное, что можно назвать ориентиром, еще смутной, до конца неосознанной, но целью.
Отец рассказывает мальчику о большевиках, о Ленине, о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите?.. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все – ваше!..» И с этого момента наряду с фигурой отца в жизни Мишки появляется еще один важный авторитет, может быть, даже более значимый, чем отец, – Ленин.
Наверное, этот «высоченный человек в красной рубахе» стал представляться мальчику каким-то добрым всесильным волшебником, который может защитить, спасти, сделать так, чтобы всем было хорошо.
Недаром во сне Ленин обещает Мишке совершить настоящее чудо – спасти героя от гнева деда, если тот будет ругаться, что мальчик ушел воевать «против буржуазов»: «Но ежели дедуня меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись!..
– Обязательно заступлюсь! – сказал товарищ Ленин…»
А в том, что Мишка – это будущий большевик, продолжатель дела своего отца, нет никаких сомнений. Эту мысль Шолохов сознательно проводит на протяжении всего произведения.
Недаром маленького героя так очаровывает идея борьбы с богатыми ради счастья всех бедных, недаром он голосует на выборах председателя Совета, недаром стремится уйти воевать вместе с отрядом большевиков.
А смерть отца, убитого бандитами в конце рассказа, и «подвиг» Нахаленка, пробравшегося ночью в соседний хутор и рассказавшего «своим» о зверствах бандитов, окончательно убеждают нас в этой мысли.
В связи с этим можно сказать, что «Нахаленок» – некое подобие обобщенной биографии будущего образцового большевика. Мишка предстает перед нами практически идеальным мальчишкой – сорванцом и хулиганом, но наделенный сильным характером и искренними чувствами.
Позже мальчик узнает, как на самом деле выглядит Ленин – он видит его фотографию у чужака с портфелем: «крепко, навовсе, навсегда вобрал в память изогнутые брови, улыбку, притаившуюся во взгляде и в углах губ, каждую черточку лица запомнил». Эта выпрошенная фотография становится единственным другом героя, которой он стал доверять все свои тайны, обиды, разочарования.
И это не удивительно – ведь на всем протяжении рассказа мы не обнаруживаем у Нахаленка ни одного настоящего друга. На хуторе Мишку не любят: сначала за его буйный и задиристый нрав, а затем потому, что он сын коммуниста – «коммуненок, коммунячев недоносок».
Шолохов показывает, что в казачьем хуторе, как и всей стране, свирепствует классовая ненависть. Она коснулась даже детей, которые слышат разговоры своих родителей, стараются перенимать их поведение и относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: «Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает!..»
Важно, как мне кажется, отметить, что в «Нахаленке», в отличие от гениального «Тихого Дона», не чувствуется объективная позиция автора, здесь нет столь необходимой отстраненности во взгляде на ситуацию, сложившуюся в стране. В этом рассказе симпатии Шолохова прозрачны – они полностью на стороне «новых хозяев».
Это «проглядывает» и в описаниях Нахаленка, очарованного борьбой большевиков, Лениным и его политикой (вспомним эпизод с продразверсткой, когда Мишка выдал запасы поповской семьи). Видно это и из субъективных описаний «буржуазов» и их детей. Так, резко отрицателен в рассказе образ всей семьи местного попа.
У попова сына Витьки, с которым общается Мишка, «из ушей воняет дюже». Кроме того, он труслив, слаб, любит жаловаться и ненавидит Нахаленка, потому что завидует ему.
А еще Витька все время твердит о каком-то высшем суде, который приговорит всех коммунистов к жуткой расправе – адских муках на раскаленной сковороде.
Жена попа с «вороватым взглядом» жадна, пытается утаить свое добро от большевиков, способна избить ребенка (вспомним эпизод, когда она колотит Мишку за то, что тот выдал их хлеб). Да и сам глава семьи лицемерен, суетлив, жалок, лишен чувства собственного достоинства: «Батюшка, путаясь в подряснике, выбежал навстречу им, засуетился, попросил пройти в комнаты…»
В противовес этим героям образы людей, присланных на хутор совершать продразверстку, идеализированы. Это сугубо положительные персонажи, несущие с собой справедливость и равенство.
Они умны и беспристрастны – берут у каждого столько зерна, сколько можно взять, не разоряя хозяев: «Солдат с трубкой обмерил взглядом закрома и улыбнулся: – Отвези, дедушка, вот из этого закрома, а остальное тебе на прокорм и на семена».
Солдаты видят насквозь все уловки священника и творят свое «праведное» дело, невзирая ни на что.
Такое разделение героев на сугубо положительных и отрицательных, идеализация большевиков и их сторонников, на мой взгляд, искусственна.
Все это лишает произведение правды жизни, превращает эпизоды, связанные с упомянутыми персонажами, в лубочные картинки.
Особенно неестественными и наигранными они кажутся нам, современным читателям, которым известны многие исторические подробности того, как устанавливалась власть красных, какая политика и какими методами проводилась ими.
Но есть в «Нахаленке» и моменты, которые не могут не тронуть, не задеть души и сердца. Именно в них, на мой взгляд, проявляется еще не совсем ограненный талант Шолохова, который в полной мере раскроется в его эпопее «Тихий Дон».
Одним из «сильнейших» эпизодов рассказа является описание убитого отца героя и того горя, которое пришло в его семью вместе с этим событием. До глубины души Мишку потрясает вид изрубленного тела отца, который описывается Шолоховым в натуралистическом ключе.
Очень точно, с психологической точки зрения, автор показывает, что больше всего в этом зрелище мальчика шокировала одна, но страшная, деталь – «на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха».
Мы понимаем, что именно эта подробность будет потом сниться герою в кошмарах.
Огромное впечатление производит описание реакции мальчика, когда он понял, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок». Так же убиты горем и дед Мишки, и мать героя, которые со смертью Фомы потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.
Помимо этого, самого сильного, на мой взгляд, эпизода в рассказе, вызывают симпатию и сцены, наполненные знаменитым шолоховским юмором, отражающим любовь писателя к своим землякам, к родной земле, к людям вообще.
«Смешные нотки» в произведении связаны в основном с отношениями Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно «воспитывает» внука: «Эй, Михаило Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А тот, конечно, тоже не остается в долгу: «- Погоди, погоди, дедунюшка!..
Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!»
Таким образом, рассказ «Нахаленок» я считаю во многом «ученическим» произведением М.А. Шолохова. В нем, несомненно, виден талант автора, но он еще требует практики, совершенствования, потому что в целом этот рассказ не производит впечатления цельного произведения.
В нем четко видны сильные и слабые части и эпизоды, во многих образах нет жизненной правды, сложности и «выпуклости». Наиболее удались Шолохову, как мне кажется, образы Нахаленка и деда.
Они, как, впрочем, и некоторые другие персонажи, получат свое развитие в последующих произведениях Шолохова и найдут законченное выражение в главном произведении писателя – романе «Тихий Дон».
Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/nahalenok/analiz-rasskaza-m-sholohova-nahalenok
помогите пожалуйста!!! краткое содержание Шолохов Нахаленок найдите плиз!!! нигде не могу найти
помогите пожалуйста!!! краткое содержание Шолохов Нахаленок найдите плиз!!! нигде не могу найти
- мамка, пришей помочь)))
- Жизнь восьмилетнего Миньки проходит в обществе матери и деда. Нахаленок получил такое прозвище из-за неугомонного характера и за то, что мать родила его вне брака.
В скором времени, с войны приходит отец Миньки участник красной гвардии. Имя отца Фома, до войны он был пастухом в селе.
Мальчик, поначалу побаивается Фому, но спустя время, привыкает к нему и начинает уважать и любить. Отец рассказывает о событиях на войне; о товарище Ленине; о борьбе господ; а Минька с большим интересом слушает его.
Нахаленок защищает отца от сельских мальчишек, которые обзывают его неприятными для него словами комуняка, кровопийца.https://www.youtube.com/watch?v=_hqj-I-3hRY
На местном собрании отца Миньки выбирают председателем колхоза, правда, многие из высших слоев, не очень довольны таким исходом дела.
Позже, в селе появляются люди из продотряда. Они требуют, чтобы местные жители отдали им лишнюю пшеницу, в добровольном порядке. Дедушка Нахаленка признается, что у него есть пшено, и отвозит его на обоз.
Рядом с Минькой живет поп, которые славится жадностью. Как-то раз продотряд приходит к нему в дом и просит показать его запасы пшеницы, но поп отрицает, говорит, что нет у него никак запасов. Вместе с продотрядом проник в дом и Нахаленок, он то и показал, где находится тайник попа. После этого случая поп и все местные ребята озлобились на мальчишку, ему не с кем было играть во дворе.
Отец Миньки снова собрался на войну. Его жена, мать Нахаленка, просит остаться. Дедушка молча вытирает слезы и в душе не хочет отпускать Фому на войну.
Вместе с отрядом добровольцев Фома покидает село, чтобы с честью защитить советскую власть.
Не успев дойти до оврага, раздались выстрелы, где прибежавший в село мужик, стал рассказывать, что на отряд напали и нужно забирать тела убитых. Среди них был и отец Миньки.Расстроенный дедушка привозит тело сына в село и дает поручение Нахаленку, чтобы тот ехал за реку, где находилась другая группа красногвардейцев, за помощью.
Минька едва выполнил поручение деда, немного не доехал до отряда, упав с лошади и сломав себе ногу.
- Восьмилетний Минька живет в селе с матерью и дедом. За характер и то, что мать его родила не венчанная, получил он прозвище “нахаленок”. Скоро домой с войны возвращается отец мальчика – красногвардеец Фома, в прошлом сельский пастух. Минька сначала пугается отца, но потом проникается к нему уважением и любовью, слушает его рассказы о войне, о борьбе с господами и товарище Ленине. Нахаленку постоянно приходиться защищать отца перед местными мальчуганами, которые называют его “комунякой” и кровопийцей. На очередном собрании Фому избирают председателем колхоза, хотя богатые люди поселка недовольны таким выбором. Потом в село приходит продотряд и начинает забирать у населения излишки пшеницы.
Дед Миньки честно показывает свои запасы и отвозит на обоз восемь мешков пшеницы. Затем продотряд заходит во двор местного попа. Вместе с ними туда же проскакивает Минька. Попадья сразу начинает плакаться, что пшеницы у них нет вообще и они с мужем ничего не могут отдать продотряду. Военные начинают искать в доме подпол, но он тщательно скрыт от посторонних глаз.
Помогает его найти Минька. Подпол оказывается до самого верха заполненным пшеницей. Продотряд забирает излишки, а попадья в спину проклинает нахаленка. В селе Миньке не с кем играть, все местные пацаны в обиде на него за то, что он сдал запасы попа. А тут еще и отец снова засобирался на войну.
Мать Миньки не хочет отпускать отца, дед тоже тихонько смахивает слезы и пытается уговорить сына остаться.
Но тот непреклонен: он должен отстаивать советскую власть. Фома и еще двадцать добровольцев отправляются в путь.
Практически сразу раздаются выстрелы, после приходит мужик и рассказывает, что в овраге напали на отряд красногвардейцев и местные должны забрать тела своих родственников. Рыдающий дед привозит на повозке тело убитого Фомы.
Потом он садит Миньку на коня и наказывает скакать за помощью к отряду красногвардейцев, которые стоят за рекой. Минька поручение выполнил, но уже у самого отряда упал с лошади, в результате чего поломал ногу.
- там совсем мало читать – то)
- Речь идет от лица мальчика лет 8-10, он один у матери. отца не было, есть было нечего. он залезал под амбар к богатому на селе человеку. и проделав дырочку . ел пшеницу. и так несолько раз. пока не поймали и не выпороли!! ! так как он когда то бил своего щенка. .
- Эх ты, “читатель”! С детства учишься обманывать. Пока в Интернете пересказ ищешь – уже бы прочитала полностью этот маленький рассказ – и сама сообразила, как кратко изложить. Если не хочешь, чтобы тебя считали тупой овцой – ЧИТАЙ САМА! И как можно больше. Человеком вырастешь, а не пустышкой. Классику читай, а не только фанфики и манги. “А “Нахалнок” – это, между прочим, история твоего народа и твоей страны – глазами ребнка. Посмотри, это же интересно: “Снится Мишке, будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго так говорит. А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!. . За что, дедуня? спрашивает Мишка. А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!. . Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях! в страхе кричит Мишка. Но дед степенно разгладил бороду да как топнет ногой: Ложись, постреленыш, и спущай портки!. .
Вскрикнул Мишка и проснулся. Сердце бьется, словно в самом деле хворостины отпробовал.
Для отца он Минька. Для матери Минюшка. Для деда в ласковую минуту постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю! А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы Мишка и нахаленок .
Девкой родила его мать. Хотя через месяц и обвенчалась с пастухом Фомою, от которого прижила дитя, но прозвище нахаленок язвой прилипло к Мишке, осталось на всю жизнь за ним.
Как на грех, в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка выручать: попробовал калитку открыть свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и по двору к гумну вскачь.
Мишка пятками в бока ее толкает, мчится так, что ветром волосы назад закидывает. У гумна соскочил глядь, а дед на крыльце стоит и пальцем манит. Подойди ко мне, голубь мой! Не догадался Мишка, зачем дед кличет, а тут опять про адскую сковородку вспомнил и рысью к деду.
Дедуня, дедуня, а на небе черти бывают?
Я тебе зараз всыплю чертей!. . Поплюю в кой-какие места да хворостиной высушу!. . Ах ты, лихоманец вредный, ты на что ж это свинью объезжаешь?. .
Не успел Мишка рта раскрыть в свое оправдание, как дед снял ремешок, левой рукой портки держит, чтобы не упали, а правой Мишкину голову промеж колен просовывает. Выпорол и при этом очень строго говорил:
Не езди на свинье!. . Не езди!. .
…
Повернулся Мишка к деду, размазал кулаком последнюю слезу, сказал, упираясь в дверь задом: Ну, дедунюшка попомни! Ты что ж это, поганец, деду грозишь? Мишка видит, как дед снова расстегивает ремень, и заблаговременно чуточку приоткрывает дверь. Значит, ты мне грозишь? переспрашивает дед. Мишка вовсе исчезает за дверью. Выглядывая в щелку, пытливо караулит каждое движение деда, потом заявляет:
Погоди, погоди, дедунюшка!. . Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!. . Хоть не проси тогда!
…
Теряя сознание, прошептал Мишка: Банда в станице Батяньку убили Сполком сожгли, а дедуня велел вам скорейча ехать туда! Перед тускнеющим Мишкиным взором поплыли цветные круги Прошел мимо батянька, усы рыжие крутит, смеется, а на глазу у него сидит, покачиваясь, большая зеленая муха. Дед прошагал, укоризненно качая головой, маманька, потом маленький лобастый человек с протянутой рукой, и рука указывает прямо на него, на Мишку.
Товарищ Ленин!. . вскрикнул Мишка глохнущим голоском, силясь, приподнял голову и улыбнулся, протягивая вперед руки”.
Дед Миньки честно показывает свои запасы и отвозит на обоз восемь мешков пшеницы. Затем продотряд заходит во двор местного попа. Вместе с ними туда же проскакивает Минька. Попадья сразу начинает плакаться, что пшеницы у них нет вообще и они с мужем ничего не могут отдать продотряду. Военные начинают искать в доме подпол, но он тщательно скрыт от посторонних глаз.
Помогает его найти Минька. Подпол оказывается до самого верха заполненным пшеницей. Продотряд забирает излишки, а попадья в спину проклинает нахаленка. В селе Миньке не с кем играть, все местные пацаны в обиде на него за то, что он сдал запасы попа. А тут еще и отец снова засобирался на войну.
Мать Миньки не хочет отпускать отца, дед тоже тихонько смахивает слезы и пытается уговорить сына остаться.
Но тот непреклонен: он должен отстаивать советскую власть. Фома и еще двадцать добровольцев отправляются в путь.
Практически сразу раздаются выстрелы, после приходит мужик и рассказывает, что в овраге напали на отряд красногвардейцев и местные должны забрать тела своих родственников. Рыдающий дед привозит на повозке тело убитого Фомы.
Потом он садит Миньку на коня и наказывает скакать за помощью к отряду красногвардейцев, которые стоят за рекой. Минька поручение выполнил, но уже у самого отряда упал с лошади, в результате чего поломал ногу.
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/pomogite-pozhalujsta-kratkoe-soderzhanie-sholohov-nahalenok-najdite-pliz-nigde-ne-mogu-najti/
Поднятая целина
Поднятая целина
Краткое содержание:
Книга 1
Роман открывается картиной предвесеннего сада.
Январским вечером 1930 года в хутор Гремячий Лог въезжает верховой. У встречной женщины он спрашивает, где здесь живет Яков Лукич Островнов, та указывает. Верховой входит в хату к Якову Лукичу и спрашивает хозяина, помнит ли он Половцева.
Островнов пугается, узнает в верховом есаула Александра Анисимовича, с которым они вместе прошли германскую войну, а расстались в Новороссийске, — Островнов думал, что есаул вместе с казаками уплыл в Турцию.
Поужинав, хозяин и гость уединяются, чтобы поговорить.
Давыдов, один из «двадцатипятитысячников», приезжает в райком партии, задержавшись в Ростове по болезни. Давыдов работает на Путиловском заводе, в прошлом он был моряком.
Секретарь райкома объясняет стоящую перед Давыдовым задачу — ехать сегодня же в качестве уполномоченного проводить сплошную коллективизацию.
Они обсуждают тактику поведения с кулаками: спуску не давать, но в то же время не отпугнуть середняка неоправданно завышенными требованиями. Упоминают также, что необходимо также бороться со всевозможного рода уклонистами.
Давыдов приезжает в Гремячий Лог, прибытие его замечают казаки, они балагурят, обсуждают его лошадь. Давыдов отправляется в сельсовет, где застает секретаря партячейки Макара Нагульнова. Вскоре приходит и председатель сельсовета Андрей Размет- нов.
Давыдов заговаривает о колхозе, Нагульнов упоминает, что у них есть «товарищество по совместной обработке земли», но у него нет ни средств, ни техники, так как туда входит одна беднота.
Нагульнов добавляет, что в 20-м году у них была коммуна, куда он также входил, но она «распалась от шкурничества». Кроме того, там неудачно назначен председатель, который меняет племенного быка на испорченный мотоцикл (после этого его так и прозвали — Менок).
Разметнов говорит, что им бы хорошо в председатели Островнова Якова Лукича, который «свой человек» и рачительный хозяин. Нагульнов, напротив, не доверяет Островнову.
Яков Лукич и Половцев проговорили всю ночь. Островнов интересуется, везде коллективизация или только у них, Половцев отвечает, что везде. Яков Лукич жалуется на многочисленные обиды, которым его подвергла Советская власть — забирают хлеб, а взамен дают расписки — «скоро этих бумаг мешок насобираю».
Островнов рассказывает о своем хозяйстве, в котором он знает толк, о том, как он вырастил кобылу, которая заняла на сельскохозяйственной выставке призовое место, о том, как он начал «прислухаться» к агрономам, о том, как стал «культурным хозяином», о том, что Советская власть приказывала сеять как можно больше, и теперь Островнов боится, что его зачислят в кулаки. Яков Лукич не хочет в колхоз, так как он свое хозяйство потом и кровью наживал, а другие ничего не делали. Половцев вспоминает, что еще при отступлении в Екатеринодаре говорил казакам: «Горько ошибетесь, ребята! Прижмут вас коммунисты, в бараний рог скрутят. Всхомянитесь вы, да поздно будет». Половцев рассказывает, что ему не удалось уйти из Новороссийска, так как их предали добровольцы и бросили союзники. Половцев вступил в Красную Армию, командовал эскадроном. Однако по дороге на польский фронт фильтрационная комиссия проверяла бывших офицеров. Половцева от должности отрешили, арестовали и отправили в ревтрибунал. Половцев понимает, что его либо расстреляют, либо отправят в концентрационный лагерь, так как кто-то из станичников донес, что он участвовал в расстреле Подтелкова (во время казачьего восстания, о котором говорится в романе «Тихий Дон»). По дороге в ревтрибунал он сбежал, долго скрывался, жил под чужой фамилией, а в 23-м году вернулся в свою родную станицу. Документ, что он воевал в рядах Красной Армии сохранился, и, несмотря на то, что поначалу Половцеву пришлось давать объяснения в ЧК, вскоре его оставили в покое. До последнего времени Половцев учительствовал. На вопрос Якова Лукича, зачем нужны колхозы, есаул отвечает, что таков путь к коммунизму — полнейшее уничтожение собственности. «Вначале быки и коровы общие, а потом и все будет общее — дети, жены, чашки, ложки. Ты хотел бы лапши с гусиным потрохом покушать, а тебя квасом кормить будут. Крепостным возле земли будешь». Половцев упоминает, что читал Карла Маркса и знаменитый «Манифест Коммунистической партии» и что из них именно это и вытекает. На возражения Островнова Половцев отвечает, что его никто и спрашивать не будет. Яков Лукич соглашается, что нужно бороться. Половцев утверждает, что у них много единомышленников и в Москве, и в Красной Армии, и среди казаков. На неуверенность Островнова, пойдет ли за ними народ, Половцев замечает: «Народ — как табун овец, его вести надо». На прямой вопрос, с ними он или нет, Яков Лукич просит один день подумать. На следующее утро он решается и подписывает бумагу, обязательство до последней капли крови воевать с коммунистами-большевиками.
Источник: https://scribble.su/short/kratkoe/242.html
Краткое содержание рассказа “Судьба человека” Шолохова М.А
В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со «светлыми, как небушко, глазами » .Во время перекура встречный (он был шофером) рассказал о своей жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=v88Gc0BWa1E
Все трудности, переживаемые страной, перенес и Андрей Соколов.
В Гражданскую войну воевал, вернулся — семья от голода погибла. Работал сначала на заводе. Женился на женщине, может быть, и не красивой, но с золотой душой.«Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить.
Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь:«Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось» . И опять у нас мир, и у меня покой на душе….Вот что это означает — иметь умную жену-подругу» .Было дело, выпивал Андрей, но как родился у него сын, а потом и две дочки, отошел от пьющих товарищей.
«Изучил автодело, сел за баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод.За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли как будто во сне.
Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека — приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил!»Выстроил Андрей дом, завела жена двух козочек, дети учились хорошо, особенно старший — Анатолий.Да вот — грянула война.Плакала жена Ирина, прощаясь, когда муж на фронт уходил. Так плакала, как по мертвому. Так плакала, что он даже рассердился, оттолкнул ее…
И целовал потом в холодные губы, и утешал, а до сих пор простить себе не может, что все-таки — оттолкнул.Писал Андрей с фронта не много, не хотел жаловаться — ведь и в тылу было не сладко.
«Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!»На войне Андрей шоферил, дважды был ранен, и вот в мае сорок второго года попал в плен.Оглушило его снарядом, подобрали немцы, увидели, что мужик сильный — и забрали работать на рейх.
Сапоги с него один из фашистов снял, Андрей же в насмешку протянул ему и портянки. Чуть не застрелили его за эту «шутку» .Сила духа Андрея проявляется не только в умении посмеяться над врагом, но и в том, что он помнит добро.Согнали пленных в разрушенную церковь, один из них врачом оказался. Бродил всю ночь среди бойцов и спрашивал:— Раненые есть?Кому мог — помогал.
Герою рассказа вправил вывихнутую руку. И благодарность к врачу, верному своему долгу, живет в сердце Соколова многие годы.Но и подлецов он помнит. Был один такой, который сказал офицеру: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет.
Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя!»Придушил Соколов предателя, как «гада ползучего».А фашисты наутро расстреляли все-таки несколько человек, тех, которые были похожи на евреев, — кудрявые и нос горбинкой.Отчаянный Соколов решился на побег.
«Только ничего у меня не вышло из моего мечтания: на четвертые сутки, когда я был уже далеко от проклятого лагеря, поймали меня. Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошеном овсе».
«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголек откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить. Природа везде там, браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково.
А били Богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево».«Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь.
Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии. И кормили везде, как есть, одинаково: полтораста грамм эрзац-хлеба пополам с опилками и жидкая баланда из брюквы… До войны весил я восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу» .В одном из лагерей работали на каменном карьере. «Комендантом лагеря, или, по-ихнему, лагерфюрером, был у нас немец Мюллер. Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате.По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на «о» налегал, будто коренной волжанин».
Это был не человек, а настоящий зверь.
«Бывало, выстроит нас перед блоком, идет перед строем со своей сворой эсэсовцев, правую руку держит на отлете. Она у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идет и бьет каждого второго в нос, кровь пускает. Это он называл «профилактикой от гриппа».Однажды один доносчик сообщил коменданту о критическом замечании Соколова о лагерном режиме.
На следующий день по доносу вызвали Андрея на расправу.
«За столом — все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. Мигом оглядел я всю эту жратву, и — не поверишь — так меня замутило, что за малым не вырвало.
Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою…»Полупьяный Мюллер грозит русскому пленному пистолетом.«А потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».
За немецкую победу Соколов не выпил, выпил за свою погибель. Полный стакан шнапса — и закусывать не стал: «Я после первого стакана не закусываю».« Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: о Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться».
Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему свое: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать».Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол.
Захотелось мне им, проклятым, показать, что, хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».Отпустили храброго русского солдата, даже дали с собой сала и хлеба.
В бараке на хлеб не напали (Андрей был без памяти: три стакана шнапса голодному изработавшемуся человеку —.не шутка!), а ждали, пока он придет в себя.Соколов, конечно, сказал, что делить надо на всех поровну.«Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, — только губы помазать.
Однако поделили без обиды».Потом определили Соколова в водители к толстому немецкому майору. Улучил Андрей подходящий момент и тюкнул майора заранее подготовленной гирькой в левый висок.Привез майора и папку с важными документами к советским войскам.Отправили Андрея в госпиталь.
Там он и получил письмо от соседа: фашистская бомба попала в его родной дом, погибли жена и дочки. А сын ушел добровольцем на фронт.« Попал Анатолий в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике.
Через год с отличием закончил училище, пошел на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали. Словом, обштопал родителя со всех концов. И опять я возгордился им ужасно! Как ни крути, а мой родной сын — капитан и командир батареи, это не шутка! Да еще при таких орденах.
Это ничего, что отец его на «студебеккере» снаряды возит и прочее военное имущество. Отцово дело отжитое, а у него, у капитана, все впереди.Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…»После войны отправился Соколов подальше от родных мест — из Воронежа в Урюпинск.Поселился у приятеля, опять стал грузы возить.
Там он в шоферской чайной и нашел своего нового сынишку.«Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился — кто что даст».
Отец маленького Ванюшки погиб на фронте, мать умерла. Ночует где придется, ест что достанет.«Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И Сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.
Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю:«Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром».Бездетные хозяева дома приняли Ванюшку растроганно, накормили. Хозяйка пошила одежонку.«Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его, но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…»Из Урюпинска Андрей Соколов решил перебраться в другие места. Вот, кочует вместе с сыном.
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_rasskaza_Sud-ba_cheloveka_Sholohova_M_A