Краткое содержание сказка о рыбаке и рыбке или золотая рыбка пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Источники сюжета «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке или Золотая рыбка Пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Сергей Курий  

 Как немецкая камбала братьев Гримм стала русской Золотой рыбкой

 После истории о попе и Балде ещё одной сказкой, где Пушкин воспроизвёл особенности народного стиха, стала «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная второй Болдинской осенью в 1833 г. и опубликованная в 1835 г. Б. Дехтерев

В рукописи поэта эта сказка помечена как «18 песнь сербская», что говорит о том, что поначалу он хотел включить её в свой цикл «Песни западных славян».

Об этом свидетельствует и её нерифмованный сказовый стиль.

Сравните, например:

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…»

с отрывком из «Песен…»:

«Полюбил королевич Яныш

Молодую красавицу Елицу,

Любит он ее два красные лета,

В третье лето вздумал он жениться…»

Если с размером всё ясно, то с народными источниками сюжета дела обстоят сложнее. Какое-то время считалось, что основой произведения Пушкина была аналогичная сказка, отраженная в сборнике русских народных сказок А.

Афанасьева (более нигде в русском фольклоре подобный сюжет не встречается). Но М.

Азадовский вполне справедливо указал, что сказка в сборнике настолько похожа на вариант Пушкина, что почти наверняка мы имеем дело с обратным заимствованием, когда авторское произведение уходит в народ (также произошло и с «Коньком-Горбунком» Ершова).

Зато подобный сюжет мы легко можем обнаружить в сборнике братьев Гримм в «померанской» сказке «О рыбаке и его жене».

Давайте же посмотрим, как гениальное перо Пушкина превращает немецкую сказку в исконно русскую.

Во-первых, поэт заменяет волшебную камбалу (которая к тому же заколдованный принц) на золотую рыбку без родословной. Хотя почему же без родословной?

Похожий образ можно встретить в былине о Садко, где герой ловит в озере Ильмень «рыбу – золотое перо».

Из былины о Садко:

«…Закинули тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли рыбку – золоты перья;

Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли другую рыбку – золоты перья;

Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,

Добыли третью рыбку – золоты перья».

Пушкин даже хотел перенести действие сказки на это самое озеро (первый зачин сказки звучал так: «На Ильмене на славном озере…»), но потом оставил «самое синее море».

Возможно из-за поэтического эффекта, когда «гнев» моря нарастает сообразно амбициям старухи (в сказке Гримм оно тоже меняется). «Видит, – море слегка разыгралось…» «Помутилося синее море…» «Не спокойно синее море…» «Почернело синее море…» «Видит, на море черная буря…» Если у Гримм старуха сразу требует себе новый дом, то у Пушкина появляется, ставшее хрестоматийным, корыто.

Была в немецкой сказке и сцена, где жена рыбака просит сделать её самим… римским папой!

Столь забавная просьба брала свои истоки в средневековой легенде (порождённой падением нравов в Ватикане IX-X вв.) о том, что одно время в Риме действительно правила женщина под именем Иоанна VIII. Пушкин шутку оценил и даже написал этот отрывок.

«Воротился старик к старухе.

Перед ним монастырь латынский-

На стенах монахи

Поют латынскую обедню.

Перед ним вавилонская башня.

На самой на верхней на макушке

Сидит его старая старуха,

На старухе сорочинская шапка,

На шапке венец латынский,

На венце тонкая спица,

На спице Строфилус птица».

Но в окончательную версию он так и не вошёл, потому что «латынская обедня» сразу лишала сказку русского колорита. Впрочем, и колоритом Пушкин старался не злоупотреблять – например, убрал «конкретную» строчку «Я тебе госпожа и дворянка, а ты мой оброчный крестьянин».

Зато поэт внёс самое важное изменение в сюжет сказки Гримм. Если в немецком варианте рыбак вместе с женой поднимается по «карьерной лестнице» и пользуется всеми благами, то у Пушкина старуха начинает относиться к старику как к своему рабу, и даже не пускает на порог.

«Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна».

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»…»

Изменил Пушкин и последнюю просьбу старухи. У Гримм, вслед за римским папой, жена вполне логично хочет стать Богом. У Пушкина же поначалу старуха хотела стать «владычицей солнца», но потом поэт изменил просьбу на «владычицу морскую».

Это сразу же усилило наглость притязаний старухи – ведь теперь она хотела обрести власть над самой благодетельницей («…Чтоб служила мне рыбка золотая / И была б у меня на посылках»).

Блестяще и то, что в конце сказки – там, где камбала Гримм прямо говорит: «Ступай домой, сидит она снова на пороге своей избушки» – возмущённая Золотая рыбка впервые не отвечает на просьбу:

«Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море…»,

что усиливает развязку, которая позже войдёт в поговорку:

«Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

Так сказка из немецкого сборника стала исконно русской – и по слогу, и по духу. На этом рассказ о сказках Пушкина не закончен. До встречи! 

Источник: https://subscribe.ru/group/pole-chudes/11927974/

Сказка о рыбаке и рыбке

Наверное, нет ни одного человека, кто бы ни слышал об этой известной сказке Пушкина. Поймал рыбак волшебную рыбку, которая предложила в обмен на свободу выполнить его три желания. Жена рыбака, старуха, требовала у рыбки каждый раз все больше и больше, но осталась у разбитого корыта.

Сказка о рыбаке и рыбке скачать: 

Сказка о рыбаке и рыбке читать

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод — Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод — Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод — Пришёл невод с одною рыбкой, С не простою рыбкой — золотою.

Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю Не посмел я взять с неё выкуп; Так пустил её в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вот пошёл он к синему морю; Видит — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка и спросила; «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не даёт старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом.

Будет вам новое корыто».

Читайте также:  Краткое содержание набоков камера обскура точный пересказ сюжета за 5 минут

Воротился старик ко старухе, У старухи новое корыто. Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошёл он к синему морю (Помутилося синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонись рыбке: Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошёл старик к синему морю (Неспокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает. Говорит старик своей старухе: «Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна». На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает: «Воротись, поклонись рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь. Насмешишь ты целое царство». Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдёшь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вина; Заедает она пряником печатным; Вкруг её стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

Как увидел старик-испугался! В ноги он старухе поклонился, Молвил: «Здравствуй, грозная царица! Ну теперь твоя душенька довольна?» На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали.

А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила, А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит, Ещё пуще старуха вздурилась: Царедворцев за мужем посылает. Отыскали старика, привели к ней. Говорит старику старуха: «Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить. Вот идёт он к синему морю, Видит, на море чёрная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою: Чтобы жить ей в окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke

О чем сказка о золотой рыбке?

В этой статье мы совершенно с другой стороны посмотрим на сказку, которая нам всем известна с детства благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Мы поговорим, о чем сказка о золотой рыбке («Сказка о рыбаке и рыбке»), о смысле и тайне, заключенной в ней. 

Краткое содержание сказки

Если любого из нас спросить, о чем сказка о золотой рыбке, мы со знанием дела изложим краткое содержание этого произведения. Главными героями выступают здесь старик, старуха и золотая рыбка.

У самого синего моря жили старик со старухою. Однажды произошло  чудо. Старик бросил невод в море и ничего не выловил, только одна рыбка попалась. Но рыбка была не простая, а золотая и говорящая. Рыбка сказала старику, что если он отпустит ее в море, то она исполнит для него три желания.

Вернулся старик в землянку и рассказал об этом своей старухе, которая сидела возле разбитого корыта. Старуха оказалась очень жадной, и всего ей было мало. Захотела она стать владычицей морской, и чтобы рыбка ей самой служила. Рыбка рассердилась, и закончилось все это для старика и старухи все тем же разбитым корытом.

Выводы

Вывод напрашивается сам собой: жадность еще никого до добра не доводила. Не нужно было старухе так жадничать, а довольствоваться тем, что есть.

Можно сказать еще, что старик был не прав, так как доверял во всем своей жене и не сумел ее вовремя остановить. Но, как оказывается, смысл сказки гораздо глубже. Это аллегория.

На самом деле, то, о чем сказка о золотой рыбке, имеет глубокий смысл.

Смысл сказки

Пурана – это историческое ведическое произведение. В Матсье-пуране есть замечательная история, рассказанная в виде аллегории. Она тоже повествует о старике, старухе и рыбке. Техника аллегории, которая применяется ведическими мудрецами, помогает человеку понять более глубокие и возвышенные истины. Вот как раскрывается в Матсья-пуране смысл аллегории этой самой истории о старике и рыбке.

Старик – это Истинное Я человека или живая душа, которая есть у любого живого существа, не только у человека. Согласно Ведам, материальный мир, в котором наша душа находится, является для нее средой чуждой и искусственной. А истинная ее природа – духовная.

Синий океан олицетворяет собой как раз этот самый материальный мир. Он очень могущественен, велик и сложен. Получается, что душа бросает невод своих кармических желаний в материальный мир, и он поглощает ее. И старик, которого влечет вожделение, пытается выловить удовольствие и счастье, каждый раз закидывая невод в море.

Согласно Ведам, человек не может быть счастлив в материальном мире, поскольку он полностью противоречит его природе. Отсюда вопрос: почему же душа так тянется к нему, чем этот мир ее привлекает и почему ей не удается выйти из-под его влияния? Ведь природа души на самом деле более возвышенная и чистая.

И сейчас нужно перейти к следующему герою сказки, точнее, к героине, старухе. В этой истории старуха – это Ложное Эго человека. Духовное Истиннное Я человека – это Изначальное Эго или самосознание.

Когда человек попадает в материальный мир, его чистое сознание оскверняет ложное самоотождествление.

Читайте также:  Краткое содержание житие феодосия печерского нестор летописец точный пересказ сюжета за 5 минут

Он забывает о своей духовной природе и начинает переносить на материальные объекты понятия своего Изначального Эго.

То есть, перенося Истинное сознание на материю, человек оскверняет его. В оскверненном виде оно получает черты Ложного Эго. Человек начинает считать себя тем, кем он на самом деле не является. Истинная душа, оскверненная материей, приобретает оболочку Ложного Эго. Эта оболочка скрывает истинное знание о Боге и о душе. Старуха и есть олицетворение этой самой материальной оболочки.

Третьим действующим лицом в сказке является рыбка. Золотая рыбка в ведической культуре олицетворяет Бога. В сказке описан крах Истинной души (старика), которая попала во власть материального Эго.

Бог (золотая рыбка) приходит на помощь душе, желая помочь ей выбраться из могущественного океана материальной жизни (море).

Душа, которая находится под властью Ложного Эго (старухи), вместо того, чтобы услышать голос своего разума, пытается получить от Бога только материальные блага. А ведь истинное благо – это духовная жизнь.

Мы  рассмотрели, о чем сказка о золотой рыбке, с точки зрения ведических мудрецов.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/o-chem-skazka-o-zolotoj-rybke

О чем «сказка о золотой рыбке»

Сказка о золотой рыбке или, если говорить точнее, «Сказка о рыбаке и рыбке», принадлежит перу великого русского поэта и сказочника — Александра Сергеевича Пушкина. Написана она была в 1833 году.

Старик-рыбак жил со своей женой у берега моря. Однажды в сети старика попадается рыбка не простая, а золотая. Она заговаривает с рыбаком человеческим голосом и просит отпустить ее. Старик делает это и не просит никакой для себя награды.

Вернувшись в свою старую избушку, он рассказывает о происшедшем супруге. Та ругает мужа и вынуждает в итоге вернуться к берегу, чтобы потребовать от чудесной рыбки награды – хотя бы новое корыто взамен старого, разбитого.

У моря старик зовет рыбку, та появляется и советует рыбаку не печалиться, а идти спокойно домой. Дома старик видит у старухи новое корыто.

Однако та по-прежнему недовольна тем, что есть и требует найти более полезное применение волшебству рыбки.

В дальнейшем старуха начинает требовать все большего и посылает старика к рыбке снова и снова, чтобы он попросил в качестве награды новую избу, затем дворянство, а после и вовсе царский титул. Старик каждый раз идет к синему морю и выкликает рыбку. Рыбка до поры выполняет все просьбы.

Став царицей, старуха отсылает от себя «простофилю» мужа, велев выгнать его из своего дворца взашей, однако вскоре вновь требует привести его к себе. Она собирается и дальше использовать его как рычаг воздействия на золотую рыбку.

Больше она не хочет быть царицей, а хочет быть морской владычицей, чтобы сама золотая рыбка служила ей и была у нее на посылках. На эту просьбу золотая рыбка ничего не ответила, а молча уплыла в синее море. Вернувшись же домой, старик застал жену в своей старой землянке, а перед ней – разбитое корыто.

Как и большинство сказок Пушкина, «Сказка о рыбаке и рыбке основана на народном фольклорном сюжете и содержит определенный аллегорический смысл. Так, у нее одинаковая сюжетная линия с померанской сказкой «О рыбаке и его жене» в изложении братьев Гримм.

Кроме того, некоторые мотивы перекликаются с историей из русской народной сказки «Жадная старуха». Правда, в этой истории источником волшебства вместо золотой рыбки выступило волшебное дерево.

Интересно, что в сказке, изложенной братьями Гримм, старуха в итоге пожелала стать римским папой.

Это можно рассматривать как намек на папессу Иоанну, единственную в истории папу-женщину, которой удалось занять этот пост обманом.

В одной из первых известных редакций пушкинской сказки старуха также запросила себе папскую тиару и получила ее перед тем, как потребовать себе пост морской владычицы. Однако впоследствии этот эпизод был удален автором.

Распечатать<\p>

О чем «сказка о золотой рыбке»

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-824000-o-chem-skazka-o-zolotoy-rybke

Сказка о рыбаке и рыбке

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Жанр: волшебная авторская сказка в стихах

Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик, тридцать три года он ловил рыбу на берегу моря, но однажды в его невод попала рыбка не простая, а золотая. Отпустил добрый старик эту рыбку и тогда началось…
  2. Старуха, верная спутница жизни старика, но когда получила возможность исполнения желаний, сразу стала жадной и грозной. Много бед причинила она старику, но осталась опять у корыта своего разбитого.
  3. Золотая рыбка, морская царица, могла любые желания исполнять, была благодарна старику, но не стерпела жадности старухи.

План для пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке»

  1. Старик и море
  2. Золотая рыбка
  3. Старуха и корыто
  4. Старуха и столбовое дворянство
  5. Старуха и вольная царица
  6. Старуха и владычица морская
  7. Разбитое корыто.

Кратчайшее содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик поймал в сети золотую рыбку, но отпустил ее без выкупа
  2. Старуха отправляет старика к рыбке за новым корытом
  3. Старуха требует новый дом
  4. Старуха хочет стать дворянкой, а потом царицей
  5. Старуха просит рыбку сделать ее морской владычицей
  6. Старик видит старый дом и разбитое корыто

Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»

Жадность одних приносит беды не только им, но и тем, кто находится рядом с ними.

Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»

Эта сказка учит нас знать меру в своих желания, но также учит не быть простофилями и не слушать тех, кто говорит глупости.

Отзыв на «Сказку о рыбаке и рыбке»

Эта сказка Пушкина мне очень понравилась. У нее увлекательный и забавный сюжет, она наполнена глубоким внутренним смыслом. Автор показывает, как легко может попасть человек в зависимость от своих желаний, если его ничто не ограничивает. Поэт показал превращение доброй и любящей старухи в злую и заносчивую жадину. Но также поэт высмеял и старика, который не мог образумить свою супругу.

Пословицы к «Сказке о рыбаке и рыбке»

  1. Не в свои сани не садись (используется в тексте сказки)
  2. Жадность последнего ума лишает
  3. Съесть не могу, а оставить жаль

Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Золотая рыбка оказывается в неводе старика и просит отпустить ее. Старик отпускает рыбку и ничего не просит взамен. Старуха отсылает старика назад к рыбке за новым корытом. Рыбка дает старикам новое корыто, но старуха недовольна.

Она посылает старика к помутившемуся морю за избой. Рыбка дает старику и старухе избу, но опять недовольна старуха. Посылает она старика к неспокойному синему морю за столбовым дворянством.

Делает рыбка старуху дворянкой, а та таскает слуг за чупрун и отправляет старика на конюшню. 

Через неделю вновь посылает старуха старика к почерневшему синему морю за царским титулом. Стала старуха вольной царицей, прогнала она старика — не садись не в свои сани. 

Через две недели старуха вновь посылает старика к бурному морю и хочет стать владычицей морской Выслушала просьбу рыбка, только хвостом махнула, а возвратился старик к разбитому корыту.


Иллюстрации и рисунки к «Сказке о рыбаке и рыбке»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_30.html

Сказка о рыбаке и рыбке, сюжет, театрально-музыкальные и экранизированные постановки

Название Сказка о рыбаке и рыбке
Жанр сказка
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Написан 1833
Публикация 1835

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть помета: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.

Читайте также:  Краткое содержание санаев похороните меня за плинтусом точный пересказ сюжета за 5 минут

Сюжет

Старик с женой живут у моря. Старик добывает пропитание рыбной ловлей, и однажды в его сети попадается необычная золотая рыбка, способная говорить человеческим языком. Рыбка молит отпустить её в море, и старик отпускает её, не прося награды. Возвратившись домой, он рассказывает о произошедшем жене.

Она называет его дурачиной и простофилей, но требует, чтобы он вернулся к морю, позвал рыбку и потребовал награду, хотя бы новое корыто. Старик зовёт рыбку у моря, она появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Ступай себе с Богом». Возвратившись домой, он видит у жены новое корыто.

Однако «аппетиты» старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя (для себя) всё новых и новых наград. Море, к которому подходит старик, каждый раз изменяется от спокойного ко всё более взволнованному, а под конец — штормящему.

В определённый момент старуха демонстрирует презрение к супругу, который является источником её успехов, и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна была бы служить у неё «на посылках» (то есть в услужении).

Рыбка не отвечает на просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, лишённую всего дарованного, сидящую у старого разбитого корыта.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — т. е. остаться ни с чем.

Театрально-музыкальные и экранизированные постановки

В 1937 году на студии «Мосфильм» был снят цветной (по методу П.М.Мершина) кукольный мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор сценария и постановщик А.Л.Птушко, художник — П.Баженов, композитор — Л.Шварц, оператор — Ф.Фирсов

В 1950 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Михаила Вольпина выпустили мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Михаил Цехановский, композитор — Юрий Левитин.

В фильме «После дождичка в четверг» (1986) Иван-царевич и Иван-подкидыш разыгрывают перед Кощеем кукольное представление этой сказки.

В 1998 году театром кукол Московского Городского Дворца детского (юношеского) творчества был поставлен спектакль-опера «Сказка о рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Елена Плотникова, композитор — Елена Могилевская.

В 2002 году на киностудии «Союзмультфильм» по сценарию Наталии Дабижи вышел мультипликационный фильм «О рыбаке и рыбке». Режиссёр-постановщик — Наталия Дабижа, композитор — Григорий Гладков.

Источник: http://www.cultin.ru/books-skazka-o-rybake-i-rybke

Смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

Вряд ли найдется человек, разговаривающий на русском языке и не слышавший в детстве «Сказку о рыбаке и рыбке». И все мы знаем, как дважды два, что смысл сказки заключается в том, что надо уметь умерять свои желания, иначе беспредельная наглость приведет к тому, что в результате останешься у разбитого корыта. Но только ли в этом заключается смысл сказки?

По изначальному замышлению А.С.Пушкина, в цепи желаний старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» находилось еще одно: в первой рукописной редакции сказки старуха хотела быть «римскою папой».

Говорит старику старуха: «Не хочу быть вольною царицей,

А хочу быть римскою папой».

Стал он кликать рыбку золотую

«Добро, будет она римскою папой»

Воротился старик к старухе. Перед ним монастырь латынский, На стенах латынские монахи Поют латынскую обедню. Перед ним вавилонская башня. На самой верхней на макушке Сидит его старая старуха: На старухе сарачинская шапка, На шапке венец латынский, На венце тонкая спица, На спице Строфилус птица. Поклонился старик старухе, Закричал он голосом громким: «Здравствуй ты, старая баба,

Я, чай, твоя душенька довольна?»

Отвечает глупая старуха: «Врёшь ты, пустое городишь, Совсем душенька моя не довольна — Не хочу я быть римскою папой,

А хочу быть владычицей морскою…»

Неизвестно, почему этот фрагмент был вычеркнут Пушкиным из окончательного варианта сказки. Возможно, гротесковое описание старухи-папессы слишком выбивается из русской атмосферы сказки, а может, поэт не захотел иметь проблемы с цензурой.

Так или иначе, изначально в цепи статусов, которые хотела заполучить старуха, присутствовал еще один — она желала быть столбовой дворянкой, царицей, римскою папой и владычицей морскою — именно в этой последовательности, ведь, когда-то в Европе ступень Римского Папы на иерархической лестнице находилась выше ступени королей.

Так что изначально, с учетом корыта и богатой избы, рыбка должна была выполнить пять желаний старухи и все разрушить на шестом.

Так почему на владычице морской халява закончилась? Не наглей. Ни одной золотой рыбке не захочется, чтобы ею командовала какая-то глупая старуха. Но есть еще один смысл, который приходит в голову, если учесть тот факт, что Пушкин интересовался древнерусским язычеством, которое, возможно, правильнее было бы назвать Русскими Ведами.

Понятие море-окияна интерпретировалось древними не только в прямом смысле, но и как океан Мироздания, а Золотая Рыбка в Индийских Ведах — это один из аватаров Бога. Выходит, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, она захотела подняться выше Бога, что по определению невозможно.

Помните тот самый неразрешимый вопрос: может ли Бог сотворить камень, который Он не в состоянии поднять?

Кстати, об Индии. В индийском варианте сказки старуха признает главенство мужа и требует, чтобы он попросил у рыбки сделать не ее, а его старостой, а потом махараджей. В пушкинском варианте старик — бескорыстный безотказный бессеребренник.

Если в индийском варианте, да и в аналогичных сказках других народов мира, старик со старухой соответствуют поговорке «муж и жена — одна сатана», в пушкинском варианте между персонажами сказки царит полный разлад.

Но в народных сказках старуха и не требует от золотой рыбки, волшебной птички или какой-либо другой ипостаси Высших Сил прыгнуть выше головы. Ее пожелания просты: царствовать, роскошно жить и иметь слуг.

Сказка Пушкина имеет куда более широкий смысл, чем мораль о том, что жадность наказуема. Нельзя стать выше Бога, заставить Бога служить себе и быть на посылках. Бог в состояние удовлетворить любое желание, в том числе абсурдное — сделать женщину римскою папой.

Но сделать кого-то Богом над Богом — того, кто не ощущает единства со всем сущим, не способен узреть Божественные проявления (увидеть в рыбке аватара), мало того, не читает знаки, даваемые свыше (море-то все сильнее беспокоится раз от раза), — совершенно невозможно.

Итак, пожелание стать выше Бога исходит от отсутствия ощущения единства в высшем смысле и приводит оно к полнейшему разладу и со своей половиной, и с самим собой. Причем, как правило, еще до того, как это пожелание озвучено.

Помните, когда старуха пожелала стать вольною царицей, старик еще пытается ей возражать: «Что ты, баба, белены объелась?» Однако, когда старуха возжелала стать владычицей морскою, старик ей не перечит.

Молча идет к рыбке и жалуется: «Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, хочет быть владычицей морскою…» В последних словах старика, как видно, содержится иная просьба — помочь ему повлиять на жену, с которой он больше не в силах справиться.

Показателен и финал сказки. Старик и старуха остались с тем, что у них было в начале сказки.

Наказана не только старуха, потерявшая все, чем одарила ее рыбка, но и старик, которому в руки попало счастье и который из-за своего потакания прихотям своей жены не смог реализовать свои возможности.

Испытание счастьем — не менее серьезное испытание, чем преодоление невзгод. Итогом прохождения испытаний должен стать духовный рост, иначе обязательно останешься у разбитого корыта.



Око Ра © 2014<\p>

Источник: http://www.oko-ra.ru/interesnye-fakty-o-skazke-o-rybake-i-rybke-pushkina.html

Ссылка на основную публикацию