Краткое содержание сказок павла бажова за 2 минуты

Бажов Павел сказка

Краткое содержание сказок Павла Бажова за 2 минуты

Автор: Бажова Павла Петровича

Название произведения: Серебряное копытце

Число страниц: 24

Жанр произведения: сказка

Главные герои: кошечка Муренка, девочка Даренка и дедушка Кокованя.

Краткое содержание сказа “Серебряное копытце”

Жил-был одинокий дедушка Кокованя, на старости лет остался он без жены и детей.

Соседи рассказали, что есть в их деревни маленькая девочка Даренка, которая осталась сиротой.

Услышав это, решил Кокованя взять себе сиротку на воспитание.

Когда пришел ее забирать, то решил забрать еще и Даренкину кошечку – Муренку.

Чтобы Даренка пошла к нему жить, старичок поведал ей историю о серебряном копытце.

Стали они вместе жить Кокованя, Даренка и Муренка.

Дед ходил на работу, а девочка готовила кушать и убирала.

Как-то Кокованя пошел на охоту в лес и взял с собой Даренку и Муренку. 

В лесу у него был домик, где они вместе поселились.

Когда дедушка уехал по делам, Дарена в окошечко увидела, как Муренка играется с Серебряным копытцем – волшебным козликом.

Когда она вышла на улицу, чтобы подойти к нему, то увидела, что волшебный козлик бьет копытом по крыше.

Буквально за пару минут весь дом был усыпан драгоценными камешками.

Как Кокованя пришел домой, то они вместе с Даренкой насбирали полную шапку драгоценностей и зажили в достатке.

Только Муренка после встречи с Серебряным копытцем куда-то исчезла.

План пересказа сказки “Серебряное копытце”

1) Дед Кокованя, сиротка Даренка и кошка Муренка

2) Сказ о серебряном копытце

3) Жизнь втроем

4) Охота зимой на козлов

5) Зимний дом Коковани.

6) Встреча с волшебным козликом.

7) Подарок Серебряного копытца – драгоценные камни.

8) Возвращение Коковани и Даренки домой.

Рисунок – иллюстрация сказки “Серебряное копытце”

Главная мысль сказки “Серебряное копытце”

Если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.

Чему учит произведение?

Сказка “Серебряное копытце” учит милосердию и добру. Добрые дела всегда будут вознаграждены.

Старик Кокованя взяв к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку, приобрел не только семью, но большое богатство.

Отзыв по произведению “Серебряное копытце”

Мне очень понравилась сказка “Серебряное копытце” тем, что она учит любви к ближнему и вере в чудеса.

Именно любовь и забота привела к тому, что у Коковани появилась семья, а вознаграждением за его доброе сердце стало чудесное появление волшебного козла.

Серебряное копытце помог этой крепкой семье своими драгоценными камнями, чтобы они жили в достатке.

Очень советую прочитать это чудесное произведение русской литературы.

Пословицы к произведению “Серебряное копытце”

Доброму Бог помогает.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Мир не без добрых людей.

Даст Бог роток, даст и кусок.

Каково аукнешь, таково и откликнется.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Пособник – помощник, похлебка – суп, пожитки – вещи, душной – запах животного, угрузнешь – провалишься, несподручно – неловко, взъесться – рассердиться, солонина – засоленное мясо, балаган – временный, легкий домик, покосные ложки – широкий овраг для покоса, статочное дело – нужное ли дело, горюн – печаль, хризолиты – драгоценные камни зеленого цвета.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/bazhov-pavel-skazka-serebrianoe-kopyttse

Сказка Серебряное копытце — П. Бажов

Смотреть мультфильм «Серебрянное копытце»:

Читать текст сказки с картинками онлайн:

Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят:

— Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.

— Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить-то стану?

Потом подумал-подумал и говорит:

— Знавал я Григория да и жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?

Соседи объясняют:

— Плохое житье у нее. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и въедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка.

— И то правда, — отвечает Кокованя, — уговорю как-нибудь.

В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит — полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:

— Это у вас Григорьева-то подаренка? Хозяйка отвечает:

— Она самая. Мало одной-то, так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!

— Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет. Потом и спрашивает у сиротки:

— Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить? Девчоночка удивилась:

— Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?

— Да так, — отвечает, — само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.

— Ты хоть кто? — спрашивает девчоночка.

— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да все увидеть не могу.

— Застрелишь его?

— Нет, — отвечает Кокованя. — Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.

— Тебе на что это?

— А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, — ответил Кокованя.

Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик веселый да ласковый. Она и говорит:

— Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.

— Про это, — отвечает Кокованя, — что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.

Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.

Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:

— Пр-равильно придумал. Пр-равильно. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчонка ободранная за ними попрыгивает.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:

— Пр-равильно говорит. Пр-равильно.

Только после всякой сказки Даренка напомнит:

— Дедо, про козла-то скажи. Какой он? Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:

— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.

Сказал это да и не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле.

— Дедо, а он большой?

Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:

— Дедо, а рожки у него есть?

— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.

— Дедо, а он кого ест?

— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.

— Дедо, а шерстка у него какая?

— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.

— Дедо, а он душной? Кокованя даже рассердился:

— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.

Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:

— Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу.

Кокованя и объясняет ей:

— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел.

Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:

— Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

— А как же, — спрашивает Даренка, — зимой-то в лесу ночевать станешь?

— Там, — отвечает, — у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.

Даренка опять спрашивает:

— Серебряное копытце в той же стороне пасется?

— Кто его знает. Может, и он там. Даренка тут и давай проситься:

— Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, — я и погляжу.

Старик сперва руками замахал:

— Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!

Только Даренка никак не отстает:

— Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею. Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:

«Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится». Вот он и говорит:

— Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.

Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться.

Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку.

«Нельзя ли, — думает, — этой веревкой Серебряное копытце поймать?»

Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:

— Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу.

Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:

— Пр-равильно придумала. Пр-равильно.

Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:

— Из ума выжил старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!

Как стали Кокованя с Даренкой из заводу выходить, слышат — собачонки что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто зверя на улицах увидали. Оглянулись, — а это Муренка серединой улицы бежит, от собак отбивается. Муренка к той поре поправилась. Большая да здоровая стала. Собачонки к ней и подступиться не смеют.

Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Муренка до лесу да и на сосну. Пойди поймай!

Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше.

Читайте также:  Краткое содержание джон грин виноваты звёзды точный пересказ сюжета за 5 минут

Глядят, — Муренка стороной бежит. Так и до балагана добралась.

Вот и стало их в балагане трое. Даренка хвалится:

— Веселее так-то. Кокованя поддакивает:

— Известно, веселее.

А кошка Муренка свернулась клубочком у печки и звонко мурлычет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Козлов в ту зиму много было. Это простых-то. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили — на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! А Даренка попривыкла в лесу-то. Сама говорит старику:

— Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти. Кокованя даже удивился:

— Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна! Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.

— Чего, — отвечает, — бояться. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь. А ты поскорее ворочайся все-таки!

Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько.

Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит — по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела — это козел бежит.

Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Воротилась да и говорит:

— Видно, задремала я. Мне и показалось. Муренка мурлычет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно. Легла Даренка рядом с кошкой да и уснула до утра. Другой день прошел. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Даренке, а не плачет. Гладит Муренку да приговаривает:

— Не скучай, Муренушка! Завтра дедо непременно придет.

Муренка свою песенку поет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом — где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и думает:

«Не козел ли тот вчерашний прибежал?»

И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел — тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял — вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:

— Ме-ка! Ме-ка!

Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.

Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:

— Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.

Муренка, знай, свою песенку поет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.

Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:

— Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.

Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, — и будет.

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?

Сказка Серебряное копытце — П. Бажов Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vse-skazki24.ru/bazhov-pavel/skazka-serebryanoe-kopyttse-p-bazhov.html

Серебряное копытце

Всю свою жизнь он проработал школьным учителем, так как очень любил детей. Красота родного края, его история и культура очень повлияла на творчество писателя.

Еще с раннего детства он любил собирать уральские легенды, которые рассказывали ему местные старожилы. Старинные устные предания позже легли в основу первых произведений автора. 

В сказах Бажова особе место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев. Главные герои произведений – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду.

Серебряное копытце: краткий пересказ

Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.

Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.

Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.

Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.

Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.

Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.

Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.

Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Астафьев «Капалуха»: краткое изложение и анализ
Следующая тема:   Барто «Вовка – добрая душа»: серия стихотворений и их анализ

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/bazhov-p-serebryanoe-kopytce

Отзыв о сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Главные герои сказки «Серебряное копытце» — старый охотник по имени Кокованя и его воспитанница, девочка по имени Даренка. Родители у Даренки умерли и старик, знавший их, взял ее на воспитание.

А Даренка в дом старика еще и кошку привела, которую подобрала на улице и приютила. Назвали ту кошку Муренка, уж больно звонко она мурлыкала. Вот и зажили они втроем.

Дед работал днем, девочка по дому хозяйничала, а кошка мышей ловила. Каждый был при своем деле.

Вечерами старик рассказывал воспитаннице разные сказки. И однажды услышала она сказку про чудесного козла, у которого на правой передней ноге серебряное копытце. Стоит козлу этой ножкой топнуть и появляется драгоценный камень.

Сколько раз топнет, столько и камней появляется. Девочке сказка до того понравилась, что она замучила потом Кокованю расспросами про Серебряное копытце. Очень ей хотелось увидеть это чудное животное.

Но охотник сказал, что увидеть Серебряное копытце можно только зимой.

Когда наступила зима, и Кокованя стал собираться в лес на охоту, Даренка напросилась вместе с ним идти. И Муренка за ними увязалась. Поселились они в зимней избушке.

Дед охотился на козлов, и настолько хорошо шла охота, что добычу на санках увезти бы не получилось. Надо было идти за лошадью, но Кокованя боялся оставить девочку одну в лесу.

Даренка его уговорила идти, сказав, что бояться не будет.

В первый же вечер, как старик ушел, увидела Даренка в окошко, как из лесу к избушке выбежал маленький козел, по описанию похожий на волшебного козла с серебряным копытцем. Девочка выбежала на улицу, но никого не увидела.

На второй вечер Серебряное копытце опять появился возле зимовья. Но когда Даренка попыталась его приманить, чтобы поймать, он убежал. А в третий вечер девочка обнаружила, что кошка Муренка пропала. Стала она ее искать, да увидела, как та на улице с Серебряным копытцем играет.

Сначала они друг другу головами кивали, словно разговаривали, а потом наперегонки стали бегать. Козел вдруг запрыгнул на избушку и стал своим волшебным копытом бить. А из под копыта камни драгоценные полетели. Когда вернулся с лошадью Кокованя, вся избушка была камнями засыпана.

Тут Муренка на крышу к Серебряному копытцу запрыгнула, и они оба исчезли.

На радостях стал старик камни собирать, но Даренка его отговорила, хотелось ей еще назавтра полюбоваться на них. Только полшапки камней и успел старый охотник собрать. А наутро снег выпал и камни прикрыл.

Потом старик с девочкой пытались камни под снегом найти, да не нашли ничего. Но горевать они не стали, им и собранных драгоценных камней достаточно было.

А Серебряное Копытце и кошку Муренку они уже больше никогда не видели.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Серебряное копытце» состоит в том, что удача – осторожная особа и не любит она шума и суеты. Стоило деду Коковане уйти с зимовки за лошадью, как Серебряное копытце тут же объявился в тех местах и Даренке показался.

Да не просто показался, а своим волшебным копытом бил до тех пор, пока всю избушку драгоценными камнями не засыпал, подарив ее обитателям огромное богатство. Немалую роль тут и кошка Муренка сыграла.

Помнила она, что Даренка ее на улице подобрала и приютила, вот и отблагодарила девочку, уговорив Серебряное копытце для нее подарок сделать.

Сказка «Серебряное копытце» учит тому, что творить добро — дело хорошее.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов федора абрамова за 2 минуты

Какие добрые дела мы видим в сказке? Кокованя не дал пропасть сиротке, Даренка пожалела кошку, Серебряное копытце расстарался для лесных гостей… Ещё сказка учит тому, что неожиданной удачей надо пользоваться сразу.

Не захотела Даренка, чтобы дед камни драгоценные прибрал с виду и пропали они в снегу на следующий день. Хорошо, что Кокованя немного камней успел таки набрать. Но им с Даренкой и такого богатства с лихвой хватило, не жадные они были.

Какие пословицы подходят к сказке «Серебряное копытце»?

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Доброе слово и кошке приятно.

Лучше в малом, да удача, чем в большом, да провал.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_serebryanoe_kopytse/

Краткое содержание сказа «Медной горы хозяйка»

Как почти все сказы Бажова, «Малахитовая шкатулка» представляет собой «предание гор Уральских». Сказы Бажова в основном посвящены уральским самоцветам и связанными с ними легендами. Нужно отметить, что именно Павел Бажов одним из первых среди писателей занялся литературной обработкой уральских сказов.

И Хозяйка дала подарок девушке Степана — малахитовую шкатулку с серьгами, кольцами и другими богатыми украшениями. Имея своеобразный язык и манеру изложения событий, сказы не являются легкими произведениями для детского восприятия. Сказ «Малахитовая шкатулка» является продолжением рассказа «Медной горы хозяйка», так как в нем речь идет о дочери Степана и Настасьи — Танюшке.

Сам рассказ не очень большой, но мы постараемся еще больше сократить его, предоставив вашему вниманию краткий пересказ. Все уцелевшие в книге сказы были прочтены залпом, один за другим. Вопреки всему, что было известно об авторе сказов, он представлялся мне даже в виде деда Слышко, этого живого носителя трудовой поэзии уральских заводов.

Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр. Образ Малахитницы у Бажова значительно сложнее.

Хозяйка велела Степану на следующий день передать заводскому приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался.

Навлечь на себя гнев приказчика Степану было страшно, но гнев Хозяйки Медной горы был еще страшнее и Степан всё же передал приказчику слова Хозяйки. Но Хозяйка Медной горы позаботилась о Степане, малахит у него был в избытке, а вода из шахты ушла. Вскоре Хозяйка повела Степана смотреть своё приданое. Степан нашёл малахитовую глыбу, но его обманули и не освободили.

Говорили, что это гнев Хозяйки Медной горы на, что столбы в церкви стоят. Степан женился, но был всё время невесёлый, часто ходил к заброшенному руднику на охоту, но добычи домой не приносил.

По своему объему произведение не является большим. Глубокий смысл, заложенный в этом коротком произведении, позволяет включать его в круг чтения детей и взрослых. Родители у Ланко Пужанко и Лейко Шапочки жили по соседству, а сами ребята были друзьями не разлей вода. С ними-то и происходят все события, описанные в произведении.

На протяжении всего произведения читатели следят за событиями, участниками которых являются два маленьких мальчика. Их жизнь наполнена самыми разными делами, главные из которых — это игры и развлечения.

Девушка очень обиделась на мальчишек и, решив отомстить за злую шутку, пожелала им встречи с Голубой Змейкой. В тех краях это считалось самым жестоким проклятьем. Юным читателям необходимо помочь понять эти мысли.

Ведь в жизни случается так, что люди бывают вознаграждены именно за добро, истинную любовь и понимание.

Краткое содержание сказки «Огневушка-поскакушка»:

Эти сказы создавались в 1936-1938 годах, и позже были объединены ним в сборник «Малахитовая шкатулка». Сквозным персонажем во всех рассказах сборника выступает сама Хозяйка. Чтобы выжить, Настасья принимает решение продать шкатулку, и покупатель находится моментально. Между тем Турчанинов, решив осмотреть свое уральское имущество, покинул Петербург и появился в Полевой.

Причем церемония знакомства должна произойти в палатах, украшенных малахитом, который добыл покойный Степан, а пока она считает себя условной невестой и временной хранительницей содержимого шкатулки.

Несколько опешив от таких требований, Турчанинов соглашается и отправляется в столицу, чтобы подготовить все к визиту невесты.

Такая новость взволновала весь столичный бомонд, и сама императрица пожелала увидеть это уральское чудо красоты.

Договорившись, что жених встретит ее на ступенях дворца, Татьяна Степановна надела на себя все драгоценности из шкатулки и пешочком отправилась на встречу. А на Урале с тех пор стали являться народу две Хозяйки…

В 1975 году режиссёр Олег Николаевский снял кукольный мультфильм «Медной горы хозяйка» по мотивам сказа Бажова. На нашем сайте Вы можете читать сказы Бажова онлайн, без регистрации. Главная мысль этого сказа Бажова в том, что красота природы вдохновляет человека на творческие искания.

Источник: http://kakbypridaser.ru/kratkoe-soderzhanie-skaza-mednoy-gory/

Краткое содержание “Голубой Змейки” Бажова для читательского дневника

Прочитав краткое содержание сказки «Голубая змейка», вы уже через 5 минут будете знать сюжет произведения, которое написал Павел Петрович Бажов.

В статье есть пояснения, помогающие понять старинные выражения, которые были в разговорной речи во времена жизни автора, но сейчас являются мало потребляемыми.

Краткое содержание «Голубой змейки» для читательского дневника тоже ценно. Так как оно поможет ученику получить хорошую оценку.

Знакомимся с главными действующими лицами

Начинается рассказ с описания двух героев произведения. Одного из них звали Ланко, другого Лейко. Автор пишет, что жили они при заводе. Здесь следует пояснить, что он имел в виду. Поможет в этом краткое содержание «Голубой змейки». Бажов П. П.

собирал русский фольклор, запечатлел уральские сказы, предварительно обработав их на бумаге. В тех местах, на Уральских горах, добывали полезные ископаемые, поэтому были построены заводы. Они состояли в том числе из шахт. Рабочие спускались сюда, добывали руду, полудрагоценные, а иногда и драгоценные металлы.

Около заводов были построены поселки, где жили рабочие и их семьи.

Вот отцы ребят работали на этих шахтах, а мальчики жили при заводе. Матери их занимались домашним хозяйством.

Другие ребята дали Ланко прозвище Пужанко. Лейло часто заступался за друга, когда кто-то называл того не очень приятным словом и говорил, что друг никого не пугается, не боится.

У Лейко тоже было прозвище, его иногда называли Шапочкой, но мальчик даже гордился им. Он не раз спрашивал мать, когда та купит ему новую шапку, ведь он ходил в старом отцовском малахае.

Старинное гадание

Краткое содержание «Голубой змейки» продолжается. Вот так и жили ребята небогато, но дружно. В теплое время года они постоянно находились на улице, приходили домой только поесть, а вечером поспать.

Зимой было сложнее долго быть на свежем воздухе. Теплой одежды, в которой бы можно долго гулять в холода, у детей не было, поэтому они вынуждены много времени проводили дома.

Но друзья всё равно не расставались, старались быть вместе, то у одного, то у другого.

Как-то в такой зимний вечер забрались они на полати, которые находились около печи, и смотрели, что делают старшие. Нужно сказать, что оба были в семье младшими детьми, поэтому у них имелось много свободного времени – не нужно было приглядывать за малышами.

В этот вечер к Марьюшке, старшей сестре Лейко, пришли подружки. Приближался Новый год, и девушки рассказывали о гаданиях, которые знают. Марьюшка не верила в них. Она была хорошей девушкой, но у нее рот был немного кривым, поэтому она никак не могла найти жениха.

Тогда подруга рассказала Марье про самое точное гадание. Она поведала, что нужно повесить гребень на ночь на повети, а утром рассмотреть его. Если в зубьях есть волосы, значит, девушка скоро найдет жениха. Что было дальше, про это прямо сейчас поведает краткое содержание «Голубой змейки».

Проделка друзей

Мальчики всё это слышали. Нужно сказать, что они затаили на Марьюшку обиду, так как она не разрешила им посидеть вместе с пришедшими к ней подругами, а наградила ребят тумаками, чтобы не мешали.

Ребята из своего укрытия следили и видели, как девушка тайком вышла на улицу. Они прокрались вслед за ней и смотрели, как та вешает гребень, затем быстро вернулись. Когда Марья пришла в дом и уснула, ребята опять встали, сняли гребень, вычесали им лошадь по кличке Голубко и повесили гребенку на место.

Утром девушка встала, посмотрела на атрибут гадания и обрадовалась, что в нем находится так много волос. Но подруги разочаровали Марью, сказав, что это волосы с лошадиного хвоста. После этого девушку стали звать голубковой невестой и шансов найти жениха у нее стало еще меньше.

Марьюшка поняла, чьих это рук дело, стала ругать мальчиков и в сердцах пожелала, чтобы им привиделась голубая змейка.

Поселковая легенда

О ней тотчас же поведает краткое содержание рассказа «Голубая змейка». Ребята никогда не слышали про нее. Они стали спрашивать, но никто мальчикам ничего не рассказывал на эту тему. Некоторые взрослые даже пугались таких расспросов и грозились выпороть ребят, если не отстанут.

Но те были любознательными и не хотели отступать. Краткое содержание «Голубой змейки» приоткроет завесу тайны. Легенду им рассказал отец Ланка, когда был выпивши.

Оказывается, некоторые люди видели небольшую змейку голубого цвета. Она была такой легкой, что когда передвигалась, не приминала траву, не оставляла следы на песке.

С одной стороны маленькая змея оставляла шлейф золотого, с другой – черного цвета.

Если ее видел один человек – это был хороший знак. Про это поведает краткое содержание сказки. Голубая змейка указывала человеку, где нужно копать, чтобы найти золото. Но если он брал больше, чем мог унести, оно превращалось в камень.

В компании змейку лучше не видеть. Так как тогда люди начинали ссориться, драться и могли даже убить друг друга. Так однажды и случилось, и за это пять человек из поселка пошли на каторгу.

Иногда змейка могла предстать в виде женщины, она шла, не приминая травы и оставляя с одной стороны золотой, а с другой черный след.

Встреча со сказочным персонажем

Продолжается краткое содержание «Голубой змейки». Бажов далее пишет, что наступила весна. Ребята строили на ручьях запруды. Лейко находился ниже, а Ланко выше ручья. Чтобы было веселее, Лейко придумал небольшую песенку, в которой просил голубую змейку показаться.

Вдруг мальчик увидел, что на него с горы катится небольшой шар, присмотрелся, эта была змейка. А в это время она же поднималась в гору, так увидел змейку Ланко.

Друзья захотели копать там, где была, но уже исчезла золотая струя.

Мальчики показывали в разные стороны, поссорились и подрались, но не из-за жадности, а потому, что каждый хотел уберечь другого от копания под черной струей, что не сулило хорошего.

Это было весной. Летом они опять решили позвать змейку, она им показалась, и ребята снова не добыли золота. Тогда они решили не искушать судьбу и забыть про волшебное животное.

По заслугам и награда

Но третий раз змейка предстала им в образе женщины. Та шла, не приминая травы. Она дала ребятам по кожаному кошельку с пещинками золота, похвалив их за то, что мальчики раскаивались в том, что плохо обошлись с Марьюшкой. Они пожелали сестре Лейко выйти замуж.

От хороших слов количество золотой пыли в кошельке прибавлялось, а от плохих уменьшалось. Когда друзья пришли домой, то увидели, что к Марье приехали сваты, и она очень счастлива. Рот девушки стал безукоризненным.

Читайте также:  Краткое содержание быков круглянский мост точный пересказ сюжета за 5 минут

Этим заканчивается краткое содержание «Голубой змейки». Для читательского дневника оно непременно будет полезным.

Источник: http://4responsible.ru/article/167639/kratkoe-soderjanie-goluboy-zmeyki-bajova-dlya-chitatelskogo-dnevnika

Павел Петрович Бажов- Каменный цветок

Автор: Павел Петрович Бажов (1879-1950)

Название: Каменный цветок

Краткая биография автора:

У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был “рядовым тружеником”.

И вдруг, что называется в одночасье пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ “Девка Азовка”. В 1939 в “Сведлгизе” вышел первый сборник сказов “Малахитовая шкатулка”. В 1942 и 1944 “Малахитовая шкатулка”, заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году “Малахитовая шкатулка” переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 – в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, – на 100 языков мира.

О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление “этот Бажов” – фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: “В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности.

Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы”… “…Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком…” А.Сурков. “С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель”… Игорь Грабарь.

“Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова”. “…Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я “добыл” на Урале”Лев Кассиль. “Автору “Малахитовой шкатулки”, который открыл секрет создания сказки, тысячелетиями хранившийся втайне. Не много открытий равных по значению Вашему.

Спасибо Вам за это от одного из тех, кому сказка близка и мила…” Дмитрий Нагишкин. “Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…” Евгений Пермяк. Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно.

На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: “Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец – рабочий.

А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение”.От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или переведя разговор на другую тему. ” Большое спасибо за фотографии и приятное письмо. За пожелания.

Словом за все кроме заключительного комплимента, – писал он, – это лишнее. Мы, журналисты, должны обходиться без этого. Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал.

И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других.

А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить”.Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. “Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе”, – писал он.

“Да еще хотят, – говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, – всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада – за счет “голого таланта”, а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству. Разве наш национальный гений А.С.

Пушкин не поразителен и своей трудоспособностью? Работая над историей пугачевщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолете и даже не в вагоне, а на перекладных.

Попробуйте представить, что кто-нибудь из наших современников проделал адекватный труд! Да он бы написал несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, четыре пьесы, пять сценариев и один малоформистский сборник, а у Пушкина все это вошло частично в “Капитанскую дочку” да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо.

Читаем современников и говорим: “А у предшественников лучше!” Да. Потому что у предшественников больше предшествовало, чем у нас. Словом, был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно”.
У писателя Бажова было позднее цветение.

Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию “настоящая литература”, слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А.С. Пушкина, “у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта”, и Л.Н.

Толстого, “сказки и детские рассказы которого – неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым”. В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П.П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: “Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная”…10-го декабря 1950-го года в морозный день мы похоронили отца на высоком холме, с которого виден Урал – леса и перелески, горы и пруды – все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу.

Взято с: http://www.bazhov.ru/b1.htm, биографию писала дочь Павла Бажова.

Главные герои:

Данила мастер.

Прокопыч.

Характеристика главных героев:

Данила мастер- умный, трудолюбивый, хитрый.

Прокопыч- умный, трудолюбивый, заботливый, несдержанный.

Краткое содержание:

Данила был сиротой и его взял к себе мастер Прокопыч,

Данила хорошо познаёт своё дело (он обрабатывал камни добытые с уральских гор, там же ходят легенды про хозяйку медной горы, легенды гласят что она заманивает мастеров по каменному делу в горы навсегда, также ходят легенды о магическом и очень красивом каменном цветке который растёт у хозяйки медной горы в саду)

Данила очень хочет посмотреть на цветок и решает отправиться на его поиски, невеста и Протопыч его отговаривают но нечего не получается. Так и начались эти увлекательные приключения.

Отрывок или эпизод, понравившийся тебе больше всего:

е одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт – выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься: как ему помогло.Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.- Пущай-де переймут все до тонкости.Только Прокопьич, – то ли ему жаль было расставаться со своим мастерством, то ли еще что, – учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет да и говорит приказчику:- Не гож этот… Глаз у него неспособный, рука не несет. Толку не выйдет.Приказчику, видно, заказано было ублаготворять Прокопьича.- Не гож, так не гож… Другого дадим… – И нарядит другого парнишку.Ребятишки прослышали про эту науку… Спозаранку ревут, как бы к Прокопьичу не попасть. Отцам-матерям тоже не сладко родного дитенка на зряшную муку отдавать, – выгораживать стали свои-то, кто как мог. И то сказать, нездорово это мастерство, с малахитом-то. Отрава чистая. Вот и оберегаются люди.Приказчик все ж таки помнит баринов наказ – ставит Прокопьичу учеников. Тот по своему порядку помытарит парнишку да и сдаст обратно приказчику.- Не гож этот… Приказчик взъедаться стал:- До какой поры это будет? Не гож да не гож, когда гож будет? Учи этого…Прокопьич, знай, свое:- Мне что… Хоть десять годов учить буду, а толку из этого парнишки не будет…- Какого тебе еще?- Мне хоть и вовсе не ставь, – об этом не скучаю…Так вот и перебрали приказчик с Прокопьичем много ребятишек, а толк один: на голове шишки, а в голове – как бы убежать. Нарочно которые портили, чтобы Прокопьич их прогнал. Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что – на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, потом рукой махнули:

– Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет.

Значения каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги?

Однем- одним.

Смотник (-ца) – сплетник

Ровно- будто.

Понравилась ли эта книга?

Да, мне вобще сказки Бажова нравятся, они необычные, в них есть что-то такое, чего нет у других писателей.

Они у него тнеобычные, они очень близк к природе, мне это очень нравится!

Я прочитала все его книжки и рассказы, это один из моих любимых писателей.

Чему учит эта книга?

Эта книга учит многому,например верности своей проффесии да и вообще людям.

Также, учит упорству, если ты этого захотел, ты этого добьёшься!

Иллюстрация:

Источник: http://literatura2008-anna.blogspot.com/2008/08/blog-post_719.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector