Краткое содержание собор парижской богоматери гюго точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Собор Парижской Богоматери» Гюго Помощь по литературе

Краткое содержание Собор Парижской Богоматери Гюго точный пересказ сюжета за 5 минут

В предисловии говорится о том, что книга была рождена под влиянием слова «АМАГКН», увиденного автором на стене Собора Парижской Богоматери.

Книга первая

6 января 1482 года Париж оглашается перезвоном колоколов. Жители французской столицы собираются во Дворце правосудия, чтобы посмотреть мистерию, дающуюся в честь фландрских послов. Представление задерживается. Усталая толпа ругается и сплетничает.

Начавшееся представление не нравится публике. Все ее внимание сосредотачивается на иностранных гостях и кардинале Карле Бурбонском. Автор мистерии – поэт и философ Пьер Гренгуар приходит в отчаяние от провала. Зрители выбирают Папу шутов. Им становится Квазимодо – уродливый звонарь Собора Парижской Богоматери.

Книга вторая

Пьер Гренгуар отправляется на Гревскую площадь, где танцует Эсмеральда – ослепительно красивая шестнадцатилетняя цыганка. Закончив танец, девушка заставляет белоснежную козочку Джали отвечать на свои вопросы с помощью бубна.

Представление красавицы прерывает затворница Роландовой башни – женщина, ненавидящая цыган. Шутовской парад останавливает архидьякон Клод Фролло. Он «свергает» Квазимодо и уводит его за собой. Пьер Гренгуар следует за Эсмеральдой.

Он видит сцену похищения девушки Квазимодо и ее последующее освобождение начальником королевских стрелков – Фебом де Шатопером.

Плутая по улочкам Парижа, Пьер оказывается в воровском квартале «Двор чудес». Эсмеральда спасает его от смерти, взяв в мужья на четыре года.

В каморке цыганка отказывается от любовных ласк Пьера. Гренгуар не интересен ей, как мужчина – она хотела спасти его от виселицы и не более того. Пьер рассказывает историю своей жизни в надежде на то, что Эсмеральда, полюбит его, узнав получше. Девушка не слышит поэта – она думает о Фебе.

Книга третья

Автор описывает архитектурные особенности Собора Парижской Богоматери, сочетающего в себе признаки романского и готического стиля. Затем он предлагает читателю подняться на верх храма, чтобы увидеть средневековый Париж с высоты птичьего полета.

Гюго рассказывает историю формирования города, разросшегося к пятнадцатому веку до трех крупных районов – Сите (Старый город, основные здания – церкви, власть находится в руках епископа), Университета (левый берег Сены, учебные заведения, ректор) и Города (правый берег, дворцы, торговый старшина). Описание Парижа автор заканчивает колокольным перезвоном, доносящимся на Пасху из тысяч местных церквей и храмов.

Книга четвертая

Шестнадцать лет назад в деревянные ясли Собора Парижской Богоматери был подкинут четырехлетний Квазимодо. Горожане видели в уродливом ребенке дьявола. Молодой священник Клод Фролло усыновил подкидыша.

В юности Клод активно учился, в девятнадцать лет стал сиротой и единственным опекуном своего младшего брата Жеана, в двадцать – принял духовное звание.

Квазимодо вырос уродливым как телесно, так и духовно. Он плохо воспринимал окружающий мир, был злобен и невероятно силен. Он почти не выходил из Собора и больше всего на свете любил своего господина – Клода Фролло и колокола, от которых когда-то оглох.

Младший брат Клода вырос лентяем и распутником. Разочаровавшийся в родственных привязанностях и изучивший все, что только мог, архидьякон стал заниматься поисками философского камня. В народе Клод прослыл колдуном.

Книга пятая

Как-то раз Клода Фролло посетил королевский медик Жак Куактье вместе с «провинциальным дворянином кумом Туранжо», оказавшимся королем Франции – Людовиком XI.

Автор объясняет смысл слов архидьякона «это убьет то» тем, что раньше слово воплощалось в виде зодчества, а сейчас – в виде книги. Монументальная мысль превратилась в мысль подвижную и бессмертную. Истинное зодчество умерло в эпоху Возрождения. Архитектура со временем стала обычной геометрией.

Книга шестая

Младший судья Шатле, глухой Флориан Барбедьен допрашивает глухого Квазимодо. Присутствующие смеются над комичностью сложившегося положения. Парижский прево, мессир Робер д’Эстутвиль не понимает, что Квазимодо глух и приговаривает его к жестокому наказанию у позорного столба.

Провинциалка Майетта рассказывает двум парижанкам историю Пакетты Шантфлери– дочери бывшего рейнского менестреля, после смерти отца вставшей на путь проституции и родившей в двадцать лет обожаемую дочку Агнесу. Прелестную девочку похитили цыгане, а вместо нее подбросили несчастной матери маленького Квазимодо. В затворнице Роландовой башни (сестре Гудуле) Майетта узнает несчастную Пакетту.

Квазимодо вертят в колесе на Гревской площади и бьют тонкой плеткой с «когтями» на концах. Пока он стоит привязанный к столбу, толпа неистовствует и кидает в него камни. Эсмеральда дает Квазимодо воды. Звонарь плачет.

Книга седьмая

Начало марта. В доме вдовы г-жи де Гонделорье собираются девушки благородного происхождения. Дочь хозяйки дома Флер-де-Лис вышивает. Ее…жених Феб выглядит растерянным и задумчивым. Девушки приглашают танцующую на площади Эсмеральду в дом. Они завидуют красоте цыганки и потешаются над ее нарядом. Джали выводит из букв имя «Феб». Флер-де-Лис падает в обморок.

Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за танцем цыганки. Выступающий вместе с Эсмеральдой Пьер Гренгуар рассказывает архидьякону историю девушки.

Жеан Мельник идет к старшему брату за деньгами и видит, как Клод Фролло тщетно пытается сосредоточиться на занятиях алихимией. Архидьякон отказывается дать нерадивому школяру деньги, но приход королевского прокурора церковного суда Жака Шармолю заставляет его изменить свое решение.

Выйдя из собора Жеан встречает Феба. Они отправляются пропивать деньги архидьякона. Клод Фролло идет за ними и узнает о готовящемся свидании Феба с Эсмеральдой.

Он подкарауливает молодого человека, чуть не затевает с ним дуэль, но затем дает денег на комнату у старухи Фалурдель в обмен на возможность увидеть судьбоносную встречу.

В разгар любовных утех Клод Фролло покидает свое убежище и вонзает кинжал в горло Феба. Эсмеральду арестовывают.

Книга восьмая

Через месяц Пьер Гренгуар случайно заходит во Дворец правосудия, где видит суд над Эсмеральдой. Цыганка поначалу отпирается, но первая же пытка «испанским сапогом» заставляет ее «сознаться» в преступлении и колдовстве.

Торопящиеся на ужин судьи выносят девушке смертный приговор. Эсмеральду помещают в подземную тюрьму Турнель, где ее навещает Клод Фролло и рассказывает о своей страсти.

Архидьякон просит цыганку сжалиться над ним, подарив хоть немного ласки, и предлагает бежать. Девушка отталкивает его.

Феб поправляется и скрывается в полку. В мае он возвращается в Париж и попадает на казнь Эсмеральды. Архидьякон делает последнюю попытку спасти цыганку, но она вновь отвергает его. Девушка видит на балконе Феба и падает в обморок от счастья и горя. Квазимодо вырывает Эсмеральду из рук палача и прячет ее в Соборе Парижской Богоматери.

Книга девятая

Клод Фролло бежит за город. Весь день он проводит в мучениях. Вечером архидьякон наблюдает за свиданием своего брата Жеана с уличной потаскушкой у старухи Фалурдель. В полночь в Соборе он видит Эсмеральду и принимает ее за призрака.

Квазимодо помещает цыганку в келью, служащую убежищем. Он делится с ней своей постелью и едой.

Душевные раны Эсмеральды зарубцовываются. Она находит общий язык с Квазимодо, считает себя виноватой в том, что Феб видит в ней преступницу. Заметив на площади капитана, Эсмеральда просит Квазимодо привести его к ней. Феб отказывается идти за звонарем, считая его посланцем с того света.

Клод Фролло ревнует цыганку к Квазимодо. В одну из ночей он пробирается в келью Эсмеральды и пытается овладеть девушкой. Звонарь оттаскивает архидьякона от цыганки.

Книга десятая

Клод Фролло предлагает Пьеру Гренгуару обменяться одеждой с Эсмеральдой, чтобы вывести ее из собора. Поэт не хочет быть повешенным. Он предлагает спасти девушку иначе.

Жеан Мельник просит у брата деньги. В противном случае он грозится податься в бродяги. Архидьякон в сердцах кидает ему кошелек.

Двор чудес готовится к освобождению Эсмеральды. Жеан Мельник несет пьяный бред. Квазимодо сбрасывает на головы бродяг тяжелое бревно, камни и расплавленный свинец. Жеан пытается проникнуть в Собор с помощью лестницы, но Квазимодо сбрасывает ее на площадь. Вслед за ней летит и младший брат архидьякона.

В Бастилии Людовик XI знакомится с государственными счетами, осматривает новую деревянную клетку, читает корреспонденцию. Узнав о бунте парижской черни, король посылает к Собору стрелков.

Книга одиннадцатая

Пьер Гренгуар и Клод Фролло помогают Эсмеральде сбежать. Поэт уводит с собой Джали, оставляя цыганку на попечение архидьякона. Последний приводит девушку на Гревскую площадь и ставит перед мучительным выбором: он или виселица. Эсмеральда в очередной раз отвергает Клода. Он отдает ее в руки Гудулы, а сам бежит за народом.

Затворница Роландовой башни показывает цыганке башмачок дочери. Эсмеральда узнает в ней свою мать. Гудула затаскивает девушку в башню и пытается направить королевских стрелков по ложному следу.

Цыганка выдает себя, услышав голос Феба. Стрелки ломают башню, вырывают Эсмеральду из рук матери и ведут к виселице. Обезумевшая от горя Гудула кусает палача.

Женщину толкают на мостовую, она ударяется головой и умирает.

Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за казнью Эсмеральды. Звонарь сталкивает архидьякона с Собора.

Квазимодо умирает на теле Эсмеральды, сброшенном в Монфокон.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/452_kratkoe_soderzhanie_sobor_parizhskoy_bogomateri_gyugo.htm

«Собор Парижской Богоматери» пересказ

«Собор Парижской Богоматери» — первый исторический роман на французском языке Виктора Гюго.

6 января 1482 года в Париже идут «гуляния, объединяющие праздник Крещения Господня с древним языческим праздником шутов». В этот день, по традиции, на Гревской площади зажигают потешные огни, украшают деревья (своего рода прообраз рождественской ёлки).

По приказу кардинала Бурбонского Карла в центральном зале Дворца правосудия («Большая зала») должны были представить пьесу с участием персонажей из Библии, а также древнеримских богов — «Мистерию».

Пьеса была посвящена планировавшемуся в то время бракосочетанию «сына льва Франции», наследника французского престола дофина Карла иМаргариты Австрийской.

После мистерии должно было состояться избрание главного комедианта Парижа — шутовского папы.

Состоялось избрание шутовского папы — им стал горбатый звонарь собора Парижской Богоматери Квазимодо. Пьер Гренгуар, автор «Мистерии», в отчаянии бежал из дворца. Ему негде было скоротать ночь, ведь на вырученные за «Мистерию» деньги он рассчитывал расплатиться за жильё. Он решил разделить с народом радость и отправился к огню на площади.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов брэдбери за 2 минуты

Там Пьер увидел танцующую девушку «такой красоты, что сам Бог предпочел бы её Деве Марии». После танца Эсмеральда стала демонстрировать необычные способности своей козочки Джали, за что Эсмеральду критиковал стоящий в толпе священник Клод Фролло, наставник горбуна Квазимодо. Воры, нищие и бродяги чествовали своего нового горбатого короля.

Увидев это, Клод срывает с Квазимодо одежду, отбирает скипетр и уводит горбуна.

Цыганка собирает деньги за свой танец и отправляется домой. Пьер следует за ней, в надежде на то, что у неё, помимо прекрасной внешности, доброе сердце, и она поможет ему с жильём. На глазах Пьера цыганку похищают Квазимодо и ещё некто с закрытым лицом. Эсмеральду спасает капитан королевских стрелков Феб де Шатопер. Эсмеральда влюбляется в него.

Следуя за девушкой, Гренгуар оказывается во Дворе чудес, где проживают парижские нищие. Клопен обвиняет Пьера в незаконном вторжении на территорию Двора чудес и собирается его повесить.

Поэт просит принять его в их сообщество, но не выдерживает сложного испытания; нужно было вытащить кошелёк у чучела с бубенчиками, да так, чтобы они не зазвенели.

В последние минуты перед казнью нищие вспомнили, что по закону Пьер должен спросить, нет ли женщины, которая выйдет за него замуж. Если таковая найдётся — приговор отменяется. Стать женой поэта согласилась Эсмеральда. Он узнал её. Их «обвенчали» на 4 года.

Однако девушка не даёт Гренгуару притронуться к себе. Как оказалось, Эсмеральда носила амулет, который должен был помочь ей найти родителей, но было одно весомое «но» — талисман действует только до тех пор, пока цыганка остается девственницей.

После «свадьбы» Гренгуар сопровождает Эсмеральду во время её выступлений на площади. Во время очередного танца цыганки архидиакон Фролло узнаёт в её новом спутнике своего ученика Гренгуара и начинает подробно расспрашивать поэта о том, как он связался с уличной плясуньей.

Факт женитьбы Эсмеральды и Гренгуара возмущает священника, он берёт с философа слово, чтобы тот не прикасался к цыганке. Гренгуар сообщает Фролло, что Эсмеральда влюблена в некого Феба и грезит им дни и ночи напролёт.

Эта новость вызывает у архидиакона небывалый приступ ревности, он решает во что бы то ни стало узнать, кто этот Феб, и разыскать его.

Поиски Фролло увенчиваются успехом. Движимый ревностью, он не только находит капитана Феба, но и наносит ему серьёзную рану во время его свидания с Эсмеральдой, чем ещё больше настраивает против себя цыганку.

Эсмеральду обвиняют в убийстве Феба (Клоду удается покинуть место преступления, выпрыгнув через окно в реку), заключают под стражу и подвергают пыткам, не вынеся которых, девушка признаёт свою «вину». Эсмеральда приговорена к казни через повешение на Гревской площади. В ночь перед казнью в темницу к девушке приходит архидиакон.

Он предлагает пленнице бежать с ним, но она в гневе отталкивает несостоявшегося убийцу своего любимого Феба. Даже перед казнью все её мысли заняты капитаном. Судьба даровала ей шанс увидеть его в последний раз. Он стоял совершенно хладнокровный на балконе дома своей невесты Флёр-де-Лис Гонделорье.

В последний момент её спасает Квазимодо и прячет в соборе.

Эсмеральда и тогда не перестаёт грезить капитаном королевских стрелков (рана его оказалась несмертельной), не веря в то, что он давно её забыл.

Свою невиновную сестру идут вызволять все обитатели Двора чудес. Они штурмуют Собор Парижской Богоматери, который ревностно защищает Квазимодо, полагая, что бродяги пришли для того, чтобы казнить цыганку.

В этой схватке погибли Клопен Труйльфу и Жеан Фролло.

Когда началась осада собора, Эсмеральда спала. Внезапно в её келью приходят двое: её «муж» Пьер Гренгуар и некий человек в чёрной одежде. Объятая страхом, она всё же идёт следом за мужчинами. Они тайно выводят её из собора.

Слишком поздно Эсмеральда понимает, что таинственный молчаливый спутник — не кто иной, как архидиакон Клод Фролло. На другом берегу реки Клод последний раз спрашивает, что она выбирает: быть с ним или быть повешенной. Девушка непреклонна.

Тогда разгневанный священник отдаёт её под охрану затворнице Гудуле.

Затворница жестока и бесцеремонна с девушкой: ведь та цыганка. Но всё решается самым необычным образом — оказывается, что малышка Агнесса, которую похитили цыгане у Гудулы (Пакетты Шантфлери) и Эсмеральда — один и тот же человек.

Гудула обещает спасти дочь, и прячет её в своей келье. За девушкой приходят стражники, среди них и Феб де Шатопер. В порыве любви Эсмеральда забывает об осторожности и зовёт его. Все старания матери напрасны. Дочь забирают.

Она до последнего пытается спасти её, но в итоге погибает сама.

Эсмеральду вновь приводят на площадь. Только тогда девушка осознаёт ужас неминуемой смерти. С вершины собора за этой трагической сценой наблюдали Квазимодо и, конечно, Клод Фролло.

Понимая, что Фролло виновен в смерти цыганки, обезумевший от гнева Квазимодо скидывает своего приёмного отца с вершины собора. После этого горбун исчезает.

В финальной сцене романа повествуется о том, как в гробнице Монфоконской виселицы были найдены два скелета, один из которых обнимал другой. Это были останки Эсмеральды и Квазимодо. Когда их попытались разъединить, скелет Квазимодо рассыпался в прах.

Источник: http://ktoikak.com/sobor-parizhskoy-bogomateri-pereskaz/

Собор Парижской Богоматери

Вы здесь

Роман «Собор Парижской Богоматери» это первый исторический роман, который был написан на французском языке.

Виктор Гюго, работавший над романом, имел цель особо выделить готический собор Парижа, так как в то время его планировали сносить или модернизировать.

  Можно сказать, что роман достиг своей цели так как после его выхода во всей Европе поднялось движение за сохранение готических памятников.

Роман Собор Парижской Богоматери множество раз экранизировался. Прочтение краткого содержания поможет вам вспомнить основные моменты романа.

В закоулках одной из башен великого собора чья-то давно истлевшая рука начертала по-гречески слово «рок». Затем исчезло и само слово. Но из него родилась книга о цыганке, горбуне и священнике.

6 января 1482 г. по случаю праздника крещения во дворце Правосудия дают мистерию «Праведный суд пречистой девы Марии». С утра собирается громадная толпа. На зрелище должны пожаловать послы из Фландрии и кардинал Бурбонский.

Постепенно зрители начинают роптать, а более всех беснуются школяры: среди них выделяется шестнадцатилетний белокурый бесёнок Жеан — брат учёного архидьякона Клода Фролло. Нервный автор мистерии Пьер Гренгуар приказывает начинать. Но несчастному поэту не везёт; едва актёры произнесли пролог, появляется кардинал, а затем и послы.

Горожане из фламандского города Гента столь колоритны, что парижане глазеют только на них. Всеобщее восхищение вызывает чулочник мэтр Копиноль, который не чинясь, по-дружески беседует с отвратительным нищим Клопеном Труйльфу.

К ужасу Гренгуара, проклятый фламандец честит последними словами его мистерию и предлагает заняться куда более весёлым делом — избрать шутовского папу. Им станет тот, кто скорчит самую жуткую гримасу. Претенденты на этот высокий титул высовывают физиономию из окна часовни.

Победителем становится Квазимодо, звонарь Собора Парижской Богоматери, которому и гримасничать не нужно, настолько он уродлив. Чудовищного горбуна обряжают в нелепую мантию и уносят на плечах, чтобы пройти согласно обычаю по улицам города.

Гренгуар уже надеется на продолжение злополучной пьесы, но тут кто-то кричит, что на площади танцует Эсмеральда — и всех оставшихся зрителей как ветром сдувает.

Гренгуар в тоске бредёт на Гревскую площадь, чтобы посмотреть на эту Эсмеральду, и глазам его предстаёт невыразимо прелестная девушка — не то фея, не то ангел, оказавшийся, впрочем, цыганкой.

Гренгуар, как и все зрители, совершенно зачарован плясуньей, однако в толпе выделяется мрачное лицо ещё не старого, но уже облысевшего мужчины: он злобно обвиняет девушку в колдовстве — ведь её белая козочка шесть раз бьёт копытцем по бубну в ответ на вопрос, какое сегодня число.

Когда же Эсмеральда начинает петь, слышится полный исступлённой ненависти женский голос — затворница Роландовой башни проклинает цыганское отродье. В это мгновение на Гревскую площадь входит процессия, в центре которой красуется Квазимодо. К нему бросается лысый человек, напугавший цыганку, и Гренгуар узнает своего учителя герметики — отца Клода Фролло. Тот срывает с горбуна тиару, рвёт в клочья мантию, ломает посох — страшный Квазимодо падает перед ним на колени. Богатый на зрелища день подходит к концу, и Гренгуар без особых надежд бредёт за цыганкой. Внезапно до него доносится пронзительный крик: двое мужчин пытаются зажать рот Эсмеральде. Пьер зовёт стражу, и появляется ослепительный офицер — начальник королевских стрелков. Одного из похитителей хватают — это Квазимодо. Цыганка не сводит восторженных глаз со своего спасителя — капитана Феба де Шатопера.

Судьба заносит злосчастного поэта во Двор чудес — царство нищих и воров. Чужака хватают и ведут к Алтынному королю, в котором Пьер, к своему удивлению, узнает Клопена Труйльфу.

Здешние нравы суровы: нужно вытащить кошелёк у чучела с бубенчиками, да так, чтобы они не зазвенели — неудачника ждёт петля. Гренгуара, устроившего настоящий трезвон, волокут на виселицу, и спасти его может только женщина — если найдётся такая, что захочет взять в мужья.

Никто не позарился на поэта, и качаться бы ему на перекладине, если бы Эсмеральда не освободила его по доброте душевной.

Осмелевший Гренгуар пытается предъявить супружеские права, однако у хрупкой певуньи имеется на сей случай небольшой кинжал — на глазах изумлённого Пьера стрекоза превращается в осу. Злополучный поэт ложится на тощую подстилку, ибо идти ему некуда.

На следующий день похититель Эсмеральды предстаёт перед судом. В 1482 г. омерзительному горбуну было двадцать лет, а его благодетелю Клоду Фролло — тридцать шесть. Шестнадцать лет назад на паперть собора положили маленького уродца, и лишь один человек сжалился над ним.

Потеряв родителей во время страшной чумы, Клод остался с грудным Жеаном на руках и полюбил его страстной, преданной любовью. Возможно, мысль о брате и заставила его подобрать сироту, которого он назвал Квазимодо.

Клод выкормил его, научил писать и читать, приставил к колоколам, поэтому Квазимодо, ненавидевший всех людей, был по-собачьи предан архидьякону. Быть может, больше он любил только Собор — свой дом, свою родину, свою вселенную.

Вот почему он беспрекословно выполнил приказ своего спасителя — и теперь ему предстояло держать за это ответ. Глухой Квазимодо попадает к глухому судье, и это кончается плачевно — его приговаривают к плетям и позорному столбу. Горбун не понимает, что происходит, пока его не начинают пороть под улюлюканье толпы.

На этом муки не кончаются: после бичевания добрые горожане забрасывают его камнями и насмешками. Он хрипло просит пить, но ему отвечают взрывами хохота. Внезапно на площади появляется Эсмеральда.

Читайте также:  Краткое содержание блеск и нищета куртизанок бальзака точный пересказ сюжета за 5 минут

Увидев виновницу своих несчастий, Квазимодо готов испепелить её взглядом, а она бесстрашно поднимается по лестнице и подносит к его губам флягу с водой. Тогда по безобразной физиономии скатывается слеза — переменчивая толпа рукоплещет «величественному зрелищу красоты, юности и невинности, пришедшим на помощь воплощению уродства и злобы». Только затворница Роландовой башни, едва заметив Эсмеральду, разражается проклятиями.

Через несколько недель, в начале марта, капитан Феб де Шатопер любезничает со своей невестой Флёр-де-Лис и её подружками. Забавы ради девушки решают пригласить в дом хорошенькую цыганочку, которая пляшет на Соборной площади. Они быстро раскаиваются в своём намерении, ибо Эсмеральда затмевает их всех изяществом и красотой.

Сама же она неотрывно глядит на капитана, напыжившегося от самодовольства. Когда козочка складывает из букв слово «Феб» — видимо, хорошо ей знакомое, Флёр-де-Лис падает в обморок, и Эсмеральду немедленно изгоняют. Она же притягивает взоры: из одного окна собора на неё с восхищением смотрит Квазимодо, из другого — угрюмо созерцает Клод Фролло.

Рядом с цыганкой он углядел мужчину в жёлто-красном трико — раньше она всегда выступала одна. Спустившись вниз, архидьякон узнает своего ученика Пьера Гренгуара, исчезнувшего два месяца назад. Клод жадно расспрашивает об Эсмеральде: поэт говорит, что эта девушка — очаровательное и безобидное существо, подлинное дитя природы.

Она хранит целомудрие, потому что хочет найти родителей посредством амулета — а тот якобы помогает лишь девственницам. Её все любят за весёлый нрав и доброту. Сама она считает, что во всем городе у неё только два врага — затворница Роландовой башни, которая почему-то ненавидит цыган, и какой-то священник, постоянно её преследующий.

При помощи бубна Эсмеральда обучает свою козочку фокусам, и в них нет никакого колдовства — понадобилось всего два месяца, чтобы научить её складывать слово «Феб». Архидьякон приходит в крайнее волнение — и в тот же день слышит, как его брат Жеан дружески окликает капитана королевских стрелков по имени. Он следует за молодыми повесами в кабак.

Феб напивается чуть меньше школяра, поскольку у него назначено свидание с Эсмеральдой. Девушка влюблена настолько, что готова пожертвовать даже амулетом — раз у неё есть Феб, зачем ей отец и мать? Капитан начинает целовать цыганку, и в этот момент она видит занесённый над ним кинжал.

Перед Эсмеральдой возникает лицо ненавистного священника: она теряет сознание — очнувшись, слышит со всех сторон, что колдунья заколола капитана.

Проходит месяц. Гренгуар и Двор чудес пребывают в страшной тревоге — исчезла Эсмеральда. Однажды Пьер видит толпу у Дворца правосудия — ему говорят, что судят дьяволицу, которая убила военного. Цыганка упорно все отрицает, невзирая на улики — бесовскую козу и демона в сутане священника, которого видели многие свидетели.

Но пытки испанским сапогом она не выдерживает — признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба де Шатопера. По совокупности этих преступлений её приговаривают к покаянию у портала Собора Парижской Богоматери, а затем к повешению. Той же казни должна быть подвергнута и коза. Клод Фролло приходит в каземат, где Эсмеральда с нетерпением ждёт смерти.

Он на коленях умоляет её бежать с ним: она перевернула его жизнь, до встречи с ней он был счастлив — невинный и чистый, жил одной лишь наукой и пал, узрев дивную красоту, не созданную для глаз человека. Эсмеральда отвергает и любовь ненавистного попа, и предложенное им спасение. В ответ он злобно кричит, что Феб умер.

Однако Феб выжил, и в сердце его вновь поселилась светлокудрая Флёр-де-Лис. В день казни влюблённые нежно воркуют, с любопытством поглядывая в окно — ревнивая невеста первой узнает Эсмеральду. Цыганка же, увидев прекрасного Феба, падает без чувств: в этот момент её подхватывает на руки Квазимодо и мчится в Собор с криком «убежище».

Толпа приветствует горбуна восторженными воплями — этот рёв доносится до Гревской площади и Роландовой башни, где затворница не сводит с виселицы глаз. Жертва ускользнула, укрывшись в церкви.

Эсмеральда живёт в Соборе, но не может привыкнуть к ужасному горбуну. Не желая раздражать её своим уродством, глухой даёт ей свисток — этот звук он способен расслышать. И когда на цыганку набрасывается архидьякон, Квазимодо в темноте едва не убивает его — только луч месяца спасает Клода, который начинает ревновать Эсмеральду к уродливому звонарю.

По его наущению, Гренгуар поднимает Двор чудес — нищие и воры штурмуют Собор, желая спасти цыганку. Квазимодо отчаянно обороняет своё сокровище — от его руки гибнет юный Жеан Фролло.

Между тем Гренгуар’тайком выводит Эсмеральду из Собора и невольно передаёт в руки Клода — тот увлекает её на Гревскую площадь, где в последний раз предлагает свою любовь. Спасения нет: сам король, узнав о бунте, распорядился найти и повесить колдунью.

Цыганка в ужасе отшатывается от Клода, и тогда он тащит её к Роландовой башне — затворница, высунув руку из-за решётки, крепко хватает несчастную девушку, а священник бежит за стражей. Эсмеральда умоляет отпустить её, но Пакетта Шантфлери только злобно смеётся в ответ — цыгане украли у неё дочь, пусть теперь умрёт и их отродье.

Она показывает девушке вышитый башмачок своей дочурки — в ладанке у Эсмеральды точно такой же. Затворница едва не теряет рассудок от радости — она обрела своё дитя, хотя уже лишилась всякой надежды.

Слишком поздно мать и дочь вспоминают об опасности: Пакетта пытается спрятать Эсмеральду в своей келье, но тщетно — девушку тащат на виселицу, В последнем отчаянном порыве мать впивается зубами в руку палача — её отшвыривают, и она падает замертво. С высоты Собора архидьякон смотрит на Гревскую площадь.

Квазимодо, уже заподозривший Клода в похищении Эсмеральды, крадётся за ним и узнает цыганку — на шею ей надевают петлю. Когда палач прыгает девушке на плечи, и тело казнённой начинает биться в страшных судорогах, лицо священника искажается от смеха — Квазимодо его не слышит, но зато видит сатанинский оскал, в котором нет уже ничего человеческого. И он сталкивает Клода в бездну. Эсмеральда на виселице, и архидьякон, распростёршийся у подножия башни, — это все, что любил бедный горбун.

Вы прочитали краткое содержание романа Собор Парижской Богоматери. В разделе нашего сайта – краткие содержания, вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 848 с.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/sobor-parizhskoy-bogomateri

Собор Парижской Богоматери

Действие романа разворачивается в Париже 1482 году. Большой праздник на Гревской площади. Приезжает сам кардинал. Разыгрывают поучительную пьесу молодого поэта Гренгуара, но она успеха не имеет. Тогда устраивают конкурс гримас.

Наиболее отталкивающего решили объявить Папой шутов. Это «почетное» звание получил Квазимодо — звонарь собора Парижской Богоматери. Несчастный был очень страшный на вид: одноглазый, горбатый да еще и глухой.

Настоящее чудовище! Но этот горбун был очень сильный.

На площади среди костров танцует цыганка Эсмеральда. Она такая хрупкая и красивая, что кажется поэту похожей на эльфа. Вместе с цыганкой выступает ее козочка Джали. Девушка хорошо научила ее передразнивать вельможных господ города. Белая козочка такая умная, что даже может, ударив по бубну копытом, покрытым позолотой, показать, который час.

Спектакль цыганки всех восхищает, ей сыплют в бубен деньги.

— Все это волшебство! — Бормочет суровый лысый мужчина, архидиакон Клод Фролло.

Он ненавидит красоту и веселье. Увидев Квазимодо, счастливого из того, что он — Папа шутов, Фролло жестоко ругает несчастного калеку. Великан подчиняется Клод.

Поэт Гренгуар, пораженный красотой цыганки, идет за ней. Он видит, как два человека схватили девушку и вызывает охрану. Один из нападавших — Квазимодо. Он ударил Гренгуара, но появился ночной дозор. Глухого звонаря схватили и связали. Капитан королевских стрелков, которые спасли девушку, — красавец Феб де Шатопера. Девушка посмотрела на него очень нежно и убежала.

Гренгуар, пораженный всем, что произошло, путал улицам города и неожиданно оказался во дворе См., где обитали воры, разбойники, нищие. Это было страшное место. Король нищих велел повесить бедного поэта. Вот поэтому уже закинули веревку на шею. Вдруг король вспомнил: «Если какая-то женщина захочет взять обреченного на смерть мужа, то жизнь его будет спасена!

Но отвратительные, старые и неопрятные женщины двора Чудес не имели желания спасать бедного поэта. Неужели погибать?

Но вдруг все гнусные низменные существа расступились. Появилась Эсмеральда. Ее обаяние имеет странную власть даже над этими жестокими сердцами.

Цыганка согласилась взять поэта мужчины. Бросили на землю глиняную кружку, он раскололся на четыре части. Поэтому было объявлено, что Эсмеральда и Гренгуар — мужчина и женщина. На четыре года.

Девушка привела спасенного поэта к довольно уютной комнатки. Когда Гренгуар попытался обнять Эсмеральду, она выхватила острый кинжал. Козочка наставила на наглеца свои не менее острые рожки.

Гренгуар понял, что девушка совсем не хочет, чтобы он был ее мужем или любовником. Она спасла его, потому что имела доброе сердце. Цыганка соглашается, чтобы поэт стал ее другом. А полюбить она может только хорошего мужа со шпагой в руках.

Только героя, который сможет только хорошего мужа со шпагой в руках. Только героя, который сможет защитить ее.

В беседе выясняется, что Эсмеральда шестнадцать лет, что она не знает, кто ее отец и мать. На шее цыганка носит амулет с зеленой бусинкой, похожей на изумруд. Может, поэтому ее зовут Есмеральдой, потому испанском это означает как раз «изумруд».

— А что значит имя «Феб»? — Спрашивает цыганка у поэта.

— Солнце! — Объясняет тот .- Так звали прекрасного бога, который очень хорошо умел стрелять.

Цыганка мечтательно повторила его слова. Феб — это было имя капитана, спасшего ее.

Рассказав о потешный «брак» поэта и цыганки, автор романа переходит к подробному описанию собора Парижской Богоматери и самого средневекового Парижа. Затем Гюго переходит к рассказу о Квазимодо.

Шестнадцать лет назад его подбросили в собор в ясли для подкидыш. Он был уже не маленький, с кривыми зубами, и такой уродливый, что монахини даже думали, является ли это чудовище ребенком. Неожиданно для монахинь чудовище усыновил Клод Фролло, молодой священник.

Он с детства готовил себя к церковной деятельности, много читал теологических книг, изучал медицину, латинский, древнегреческий и древнееврейский языки. В восемнадцать лет он окончил все четыре факультета университета.

Он думал, что в жизни существует только одна цель — наука.

Но от чумы умерли его мать и отец, оставив младенца — Жеака, брата Клода. Священник нашел братцу кормилицу.

Когда он увидел маленького сироту-чудовище, вспомнил своего братика и, преисполненный жалости к ребенку-найди, решил заботиться о нем. Клод назвал калеку Квазимодо — то есть, «почти Фома». Это потому, что найдено было малыша в день святого Фомы.

Читайте также:  Краткое содержание достоевский крокодил точный пересказ сюжета за 5 минут

Квазимодо вырос в соборе Парижской Богоматери, словно цыпленок в яйце. Он враждебно относился к людям, ибо они смеялись над его бедой. Он любил собор, его статуи, его причуд, которые были так похожи на него. Больше всего вия любил большой колокол, в который безумно звонил. Он был словно душой собора.

Единственный человек, которого Квазимодо любил, как преданная собака, был Клод Фролло.

Священник стал суровым и мрачным, всюду искал крамолу, ненавидел цыганок и все, что сдалалося ему похожим на колдовство. Его брат Жеак вырос веселили развратником. Это очень огорчает Фролло, но он утешается алхимией. Его взгляды очень далеки от настоящей науки, как ее понимают сейчас. Но во времена средневековья и химия, и медицина были полны предрассудков.

Гюго показывает читателю убогое помещение возле собора — так называемую крысиной нору. Там за решеткой живет сумасшедшая женщина. Все зовут ее сестрой Гудулы. Когда мать научила ее шить золотом, а потом на красоту девушки стали посягать бесчестные мужчины.

В четырнадцать лет ее соблазнил некий граф, а потом она стала блудницею и очень быстро потеряла красоту. Большим счастьем для нее было то, что она родила дочь — настоящее ангелочек. И малую украли цыгане. Бедная мать уже пятнадцать лет живет в норе, босая и полуголая даже зимой. Она раскаивается, оплакивает свою погибшую дочь.

Как увидит цыган или цыганок (особенно Эсмеральду), проклинает это дьявольское племя.

От ребенка в затворницы остался только розовый башмачок, который она когда-то сама вышивала для своего любимого младенца.

А рядом на площади закованного в колодки Квазимодо бьют плетьми и выставляют на смех толпы. Квазимодо просит пить. Но все только издеваются над ним.

Но вот появляется Эсмеральда. За нападение на нее Квазимодо и наказывают. Добрая девушка достает флягу и дает несчастному пить. И он плачет — видимо, первый раз в жизни. И вся толпа начал кричать: «Слава! Слава », потому что это как самое милосердия пришло к грешному чудовища.

А что же делает Феб, спасший когда цыганку и запал ей в сердце? Этот капитан действительно красавец, но вкусы у него были довольно низкопробные. Его невеста, благородная Флер-де-JIic, немного нашла бы чувств в его душе. Неприхотливы красавицы с веселой корчмы, вино и пошлые солдатские развлечения — вот и все, чем жил капитан Феб.

Однажды он беседовал с почтенными дамами. Они услышали пение цыганки и пригласили ее к себе. У барышень, хотя они и считались благородными, не было такой благородной черты, как в Эсмеральды. Они не имели милосердия.

Начали издеваться над яркой одежды уличной артистки. Но она не обижалась, потому что смотрела на Феба — на свое солнце. Цыганка влюбилась в Феба. Даже научила свою белую козочку Джали составлять из отдельных букв его имени.

Этот фокус случайно увидели барышни и произнесли свой приговор: «Колдовство!

Эсмеральда даже не подозревает, как много глаз наблюдают за ней. Священник Клод придирчиво расспрашивает Гренгуара о юной цыганке. Гренгуар говорит, что его жена — девственница, ведь ее талисман помогать ей, только пока она будет беречь свою невинность.

Священник влюбился в Эсмеральду. Он считает, что это его проклятие, рок. Но Клод никак не может избавиться страсти.

Случайно эта суровая человек узнает, что у капитана Феба свидание. С кем? Феб смеясь отвечает, что никак не может запомнить это басурманская имя.

Священник понял, что встреча будет именно с Есмеральдой. Бесстыдный капитан соглашается, чтобы Фролло наблюдал за свиданием из соседней комнаты. За это священник дает капитану монету, чтобы тот мог заплатить за помещение хозяйке то подозрительного притона.

На свидании, куда она пришла со своей верной козочкой, Эсмеральда слышит от капитана слова любви, которые он говорит каждой привлекательной девушке. Она верит ему. Невинна, как ребенок, Эсмеральда даже думает, что Феб женится на ней. Но услышав, что этого не может быть, она не сопротивляется объятиям и поцелуям капитана. Она же любит! Она согласна стать любовницей, игрушкой, даже рабой …

Вдруг в комнате появляется возмущен священник. В руке кинжал. Девушка от ужаса потеряла сознание. На своих устах она почувствовала поцелуй — страстный, как огонь. Это был поцелуй Клода Фролло.

Когда цыганка очнулась, все было залито кровью. Она услышала слова: «Колдунья убила капитана!

Во дворе См. все были обескуражены. Эсмеральда исчезла. Козы Джали тоже никто не видел. Гренгуар, поселившийся среди воров и нищих, не верил, когда ему говорили, что видели его «жену» с каким офицером. Он знал, что Эсмеральда бережет свою невинность.

Случайно Гренгуар вместе с разбойником Жеаком, братом Клода Фролло, оказался на открытом судебном заседании. Обвиняли какую женщину, которая убила офицера. Убийство было то связано с колдовством. Гренгуар решил посмеяться — глупость судов его всегда забавляла.

Подсудимой оказалась Эсмеральда. Она не оправдывалась. Когда ей сказали, что капитан при смерти, она сделалась равнодушной ко всему.

Старуха, впустила в свои отвратительные номера пару любовников, рассказала и о священнике. Она-то бормотала о том, что капитан дал ей экю, но монета обернулась на сухой лист. Бедненькая козочку называли «козлом», а каждому известно, что козел — это воплощение самого Сатаны. Вот и Джали была обвинена. Милое разумное существо показывало свои фокусы, а люди видели во всем сатанинские козни.

Когда Эсмеральда наконец ответила, что она невинна, а страшное убийство учиСм. священник, который преследовал ее, судьи решили применить пытки.

«Испанский сапог» сжал маленькую красивую ножку. Эсмеральда призналась во всем: и в том, что убила, и в том, что колдовала, и в том, что бедная Джали действительности — сам Дьявол.

Судьи вынесли приговор: повесить Эсмеральду. И козочку тоже.

В темницу, где ждет казни бедная девушка, приходит Клод Фролло. Он раскрывает перед ней свою грешную душу, сожженную страстью. Он предлагает ей бежать. Но девушка только говорит:

— О мой Феб!

И несчастная, некогда потеряла свою дочь, которую украли цыгане, радуется, что будут казнены ту, которую она считает своим врагом. Маленький ребенок, от которого остался только башмачок, погибла, а эта красавица танцует и поет! Еще колдует! Пусть она тоже погибнет!

Но вот повезли Эсмеральду к виселице. Она была совершенно равнодушна, потому Клод сказал ей, что ее возлюбленный Феб умер. Но капитан выздоровел. Так случилось, что когда цыганку везли к месту казни, Феб со своей невестой вышел на балкон. Капитан не хотел вспоминать Эсмеральду, она была только эпизодом в его жизни — да еще и неприятным эпизодом.

Священник уговаривает бедную девушку, чтобы она согласилась бежать с ним. Но она отказывается: Феб умер, и для нее нет смысла жить. Но вот она внезапно видит капитана на балконе. Девушка вспыхивает счастьем: ее любимый жив! Живой!

Священник, возмущенный ее искренней радостью, дает приказ к смертной казни. Все это видит Квазимодо. На канате он спускается прямо на площадь, хватает девушку и несет ее в собор Парижской Богоматери. Он кричит: «Приют! Приют!

Это правда: в соборе никого не могут схватить и убить или отвезти на казнь. Это старинный устав.

В этот момент уродливый Квазимодо был прекрасным.

Эсмеральда живет в соборе в келье Квазимодо. Возвращается к ней козочка Джали. Звонарь предупреждает, что девушке нельзя выходить из собора, ибо тогда ее ждет смерть.

Эсмеральда сочувствует несчастному чудовищу, но его мучает, что сердце ее отдано красивом Фебови. Звонарь обещает девушке привести к ней капитана, но тот отталкивает Квазимодо. Даже бьет его. Несчастный говорит, что не мог дождаться капитана, и девушка обижается на него, перестает с кем общаться.

Квазимодо дает ее металлический свисток: если она захочет его увидеть, пусть свистнет. Этот звук глухой способен услышать. И свисток пригодился. Клод Фролло узнал, где находится Эсмеральда, и однажды ночью пришел к ней снова молить о любви.

Он уже был готов прибегнуть к насилию, и Эсмеральда успела свистнуть. Квазимодо прибежал вовремя и был готов убить насильника, которого не узнал в темноте. Но своего названного отца он пощадил. Даже подал тесак: «Убейте сначала меня.

А потом делайте что угодно »И Клод убил бы его, но Эсмеральда получила свой кинжал, после чего Клод отступил.

Священник начал ревновать девушку не только к Феба, но и к Квазимодо. Коварный Клод подговаривает Гренгуара, ее фальшивого мужа, но настоящего друга, освободить цыганку из собора.

Мол, уже подписан приказ забрать колдунью из собора и казнить. Гренгуар зовет толпу со двора См. пойти на приступ собора, чтобы освободить Эсмеральду.

Квазимодо не понимает, что происходит, он защищает собор и в борьбе убивает Жеака — брата Клода Фролло.

Гюго рисует жадного, безжалостного и капризного короля Людовика XI. Он отдает приказ уничтожить народ, а колдунью-цыганку повесить. Армию поведет капитан Феб де Шатопера.

Гренгуар и Клод Фролло, который закрыл лицо плащом, уговаривают Эсмеральду бежать из собора. Но священник, поняв, что цыганка никогда не полюбит его, отдает несчастную в руки палача.

Уже в конце романа женщина, сидевшая в норе за решеткой около собора, узнает в Эсмеральда свою дочь. Она пытается спасти ее, но поздно. Невинную, чистую, волшебную, любящую юную девушку повесили.

Клод Фролло смотрел на казнь с крыши собора, и Квазимодо столкнул его вниз. Коварный священник погиб.

В эпилоге Гюго кратко сообщает о судьбе других персонажей.

Поэта Гренгуара удалось спасти козочку Джали. Феб женился и в браке ему было очень плохо. Квазимодо умер, обнимая мертвое тело Эсмеральды.

Источник: http://www.1kessay.ru/brief/5195

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector