Краткое содержание твардовский за далью — даль точный пересказ сюжета за 5 минут

Анализ «За далью — даль» Твардовский

«За далью — даль» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Поэма «За далью — даль», за которую А.Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А.Т. Твардовского. Она состоит из 15 небольших глав.

Основной мотив поэмы — мотив дороги. Лирический герой отправляется на поезде в путь по просторам родной страны. В самом начале произведения мы узнаем, что этот путь через Урал и Сибирь он задумал давно. Лирический герой вспоминает войну, разруху и хочет посмотреть на новую, отстроившуюся за мирные годы страну.

Путешествие дает возможность лирическому герою посмотреть новые места, ощутить чувство сопричастности с другими людьми, пробуждает творческое вдохновение. Характерной особенностью поэмы является присутствие иронической интонации. «Преодолел, взошел на гору И отовсюду виден стал.

Когда он всеми шумно встречен, Самим Фадеевым отмечен, Пшеном в избытке обеспечен, Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен», — так пишет А.Т. Твардовский о своем лирическом герое. Достигнув славы, человек не должен оторваться от реальности, от общения, от развивающейся жизни. Герой поэмы признается, что край, где нет его, ощущает как потерю.

Он торопится жить, стремится везде поспеть. Путешествие в пространстве становится мощным стимулом для воспоминаний — путешествий во времени.

Первым крупным событием поездки становится встреча с Волг ой: « — Она! — И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов.

А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки.

Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом.

Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Воспоминания переносят лирического героя на его малую родину — в Загорье. Память детства характеризует жизнь в этом краю как скудную, негромкую, небогатую. Символом тяжелого, но честного и нужного людям труда в поэме становится образ кузницы, которая стала для молодого человека своеобразной «академией наук».

В кузнице «рождалось все, чем пашут ниву, Корчуют лес и рубят дом». Здесь же велись интересные разговоры, из которых складывались первые представления героя о мире. Через много лет он видит «кувалду главную Урала» в работе и вспоминает родную, с детства знакомую деревенскую кузницу.

При помощи сопоставления двух художественных образов автор соотносит тему малой родины с разговорами о судьбе всей державы. Композиционное пространство главы «Две кузницы» при этом расширяется, а поэтические строки достигают максимального эффекта художественного обобщения. Образ Урала заметно укрупняется.

Ярче воспринимается роль этого региона в индустриализации страны: «Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец».

Галерею областей и регионов родной земли продолжает Сибирь. А лирический герой вновь погружается в воспоминания о войне, о детстве, затем разглядывает с интересом своих попутчиков.

Отдельные строки поэмы обращены к соратникам по перу, псевдописателям, которые, не вникая в суть событий, пишут по заказу производственные романы по одной и той же основной сюжетной схеме: «Глядишь, роман, и все в порядке: Показан метод новой кладки, Отсталый зам, растущий пред И в коммунизм идущий дед».

Твардовский выступает против упрощений в литературном труде. Он призывает не подменять изображение подлинной действительности дежурными схемами и шаблонами. И вдруг монолог лирического героя прерывается неожиданным возгласом.

Оказывается вместе с поэтом в том же купе едет его редактор, который заявляет: «И н свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя». Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему. Ведь сам А.Т.

Твардовский, как известно, был не только поэтом, но и долгое время возглавлял один из лучших советских журналов — «Новый мир». Па проблему взаимоотношений автора и редактора он имел возможность посмотреть с обеих сторон. В итоге выясняется, что редактор только привиделся поэту, словно «сон дурной».

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная». Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как «издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда…».

В тайге на станции Тайшет лирический герой встречает старого друга. Когда-то жизнь разлучила этих двух людей. Их мимолетная встреча на станции становится определенным символом необратимости бега времени и жизни человеческой. Едва повстречавшись, герои вновь расстаются и разъезжаются в разные стороны огромной страны.

Вагонные споры, картины дорожного быта создают в поэме необходимый фон, на котором автор пытается поставить самые злободневные вопросы эпохи. Он рассуждает о карьеризме и призывает молодежь осваивать необжитую землю.

Примером такого подвижнического поступка становится судьба молодой пары, которая по зову сердца едет из Москвы работать в Сибирь.

Далее, подчеркивая масштабность и грандиозность проектов освоения Сибири, Твардовский рассказывает о строительстве гидростанции на Ангаре.

В финале поэмы лирический герой привозит свой поклон Владивостоку от матушки Москвы, от Волги-матушки, от батюшки Урала, от Байкала, от Ангары и от всей Сибири. Повторы и уменьшительно-ласкательные суффиксы придают строфе фольклорное звучание.

Поэт признается в любви к родине, к народу и прощается с читателем до новой встречи.

Автору удалось воплотить в поэме свой грандиозный замысел: представить обобщенный портрет родной земли и передать подвижнический дух эпохи «оттепели», размах индустриальных планов и широту души русского человека.

Источник: http://libaid.ru/katalog/t/tvardovskij-aleksandr/4299-analiz-za-dalyu-dal-tvardovskij

Сочинение по поэме Твардовского А.Т. «За далью — даль»

Твардовский А.Т. – писатель, который за свою непродолжительную жизнь оставил неизгладимый след в памяти читателей, написав замечательные произведения. Среди написанных работ и поэма Твардовского «За далью-даль», что является автобиографическим произведением, которое он начал писать, вдохновившись своим путешествием по нашей стране-матушке.

Произведение состоит из пятнадцати частей, где автор делится с нами путевыми своими зарисовками, своими раздумьями, впечатлениями, рассказывая нам о своей поездке, что началась в Москве по направлению на Дальний Восток. Чтобы быстро ознакомиться со всеми небольшими частями произведения «За далью — даль» Твардовского, предлагаем к вашему вниманию краткое содержание.

Уже вначале работы автор нам рассказывает о путешествии и о тех мотивах, что подвигли его на поездку. Герой весь в предвкушении от поездки поездом и от того, что ждет его там, впереди. Мы видим в части под названием «В дороге», настроение героя, который желает побывать в новых для себя местах. Настроение у него замечательное, он рад каждому попутчику.

Далее мы знакомимся с частью «Семь тысяч рек». Именно так отзывается герой о Волге. Этой реке автор посвятил целую часть. Он ее называет «срединой Земли родной», «Волга-матушка одна», несмотря на то, что есть и мощнее реки.

Писатель воспевает реку, рассказывает о том, как любуются ею люди, как «в нее смотрелось пол — России» и насколько она красивая и большая.

Далее мы переносимся в воспоминания героя, где он рассказывает о своем родном крае Загорье, где прошла его юность в кузнице, а далее проезд через Урал «Я еду мимо, И что-то сжалося в груди: Тебя, как будто край родимый, Я оставляю позади», а далее «за Уралом — Зауралье» и уже иная даль.

В следующей части «Две дали» автор прощается с Уралом и встречает новый край, Сибирь, знакомя нас со встречающимися пейзажами, которые герой наблюдает из окна.

Здесь же автор ведет разговор с нами, читателями «Читатель! Друг из самых лучших» «продолжим, стало быть, беседу». И беседа уже продолжается в части «Литературный разговор», где писатель знакомит нас со своими спутниками, давая их краткие характеристики.

Так герой нам повествует о молодой паре, дамочке в пижаме, майоре и вновь герой обращается к читателю.

В поэме Твардовского «За далью — даль» лирический герой встречается и со своим другом детства, вспоминая с ним прошлые беззаботные времена в части «Друг детства».

Также в путешествии автор нам рассказывает об исторических военных событиях, что происходили в стране, о которых мы узнаем из главы «Фронт и тыл».

Здесь автор рассказывает о споре, что завязался между попутчиками на тему фронта «шел спор о фронте и о тыле, — Не что важней, А где трудней». Далее Ангара, Байкал, Владивосток.

В конце автор вновь обращается к читателям, которые в своем воображении вместе с героем постигли дали. Автор пишет о желании читателей узнать героя поэмы, но как такового героя и нет, вернее, герои произведения «Ты да я, да мы с тобой», то есть, сам автор и читатели. Завершает автор свою работу прощанием с читателями «Прощай. До новой дали», называя читателей «Старым другом».

История создания За далью даль Твардовского

История создания «За далью-даль» Твардовского начинается в 1950 году. Написать поэму авто решил после того, как ушел из журнала «Новый мир», и отправился путешествовать страной, записывая все в свой дневник.

Писал автор свое произведение целых десять лет и завершил его в 1960 году.

Я же в своей работе над поэмой Твардовского «За далью-даль» и в своем сочинении хочу отметить большой талант писателя, который позволил нам представить величие нашей страны.

За далью даль Твардовский слушать

За далью даль, читает автор

На этой странице искали :

  • за далью даль краткое содержание
  • за далью даль краткое содержание по главам
  • за далью даль твардовский краткое содержание
  • твардовский за далью даль краткое содержание
  • за далью даль краткое
Читайте также:  Краткое содержание лавка древностей диккенс точный пересказ сюжета за 5 минут

(

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-poeme-tvardovskogo-a-t-za-dalyu-dal.html

«ДВЕ КУЗНИЦЫ» — ТВАРДОВСКИЙ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

ДВЕ КУЗНИЦЫ

 — даль»)

На хуторском глухом подворье,

В тени обкуренных берез

Стояла кузница в Загорье,

И я при ней с рожденья рос.

И отсвет жара горнового

Под закопченным потолком,

И свежесть пола земляного,

И запах дыма с деготьком —

Привычны мне с тех пор, пожалуй,

Как там, взойдя к отцу в обед,

Мать на руках меня держала,

Когда ей было двадцать лет…

Я помню нашей наковальни

В лесной тиши сиротский звон,

Такой усталый и печальный

По вечерам, как будто он

Вещал вокруг о жизни трудной,

О скудном выручкою дне

В той небогатой, малолюдной,

Негромкой нашей стороне,

Где меж болот, кустов и леса

Терялись бойкие пути;

Где мог бы все свое железо

Мужик под мышкой унести;

Где был заказчик — гость случайный,

Что к кузнецу раз в десять лет

Ходил, как к доктору, от крайней

Нужды, когда уж мочи нет.

И этот голос наковальни,

Да скрип мехов, да шум огня

С далекой той поры начальной

В ушах не молкнет у меня.

Не молкнет память жизни бедной,

Обидной, горькой и глухой,

Пускай исчезнувшей бесследно,

С отцом ушедшей на покой.

И пусть она не повторится,

Но я с нее свой начал путь,

И я добром, как говорится,

Ее обязан помянуть.

За все ребячьи впечатленья,

Что в зрелый век с собой принес;

За эту кузницу под тенью

Дымком обкуренных берез.

На малой той частице света

Была она для всех вокруг

Тогдашним клубом, и газетой,

И академией наук.

И с топором отхожим плотник,

И старый воин — грудь в крестах,

И местный мученик-охотник

С ружьишком ветхим на гвоздях;

И землемер, и дьякон медный,

И в блестках сбруи коновал,

И скупщик лиха Ицка бедный, —

И кто там только не бывал!

Там был приют суждений ярых

О недалекой старине,

О прежних выдумщиках-барах,

Об ихней пище и вине;

О загранице и России,

О хлебных сказочных краях,

О Боге, о нечистой силе,

О полководцах и царях;

О нуждах мира волостного,

Затменьях солнца и луны,

О наставленьях Льва Толстого

И притесненьях от казны…

Там человеческой природе

Отрада редкая была —

Побыть в охоту на народе,

Забыть, что жизнь невесела.

Сиди, пристроившись в прохладе,

Чужой махоркою дыми,

Кряхти, вздыхай — не скуки ради,

А за компанию с людьми.

И словно всяк — хозяин-барин

И ни к чему спешить домой…

Но я особо благодарен

Тем дням за ранний навык мой.

За то, что там ребенком малым

Познал, какие чудеса

Творит союз огня с металлом

В согласье с волей кузнеца

Я видел в яви это диво,

Как у него под молотком

Рождалось все, чем пашут ниву,

Корчуют лес и рубят дом.

Я им гордился бесконечно,

Я знал уже, что мастер мог

Тем молотком своим кузнечным

Сковать такой же молоток.

Я знал не только понаслышке,

Что труд его в большой чести,

Что без железной кочедыжки

И лаптя даже не сплести.

Мне с той поры в привычку стали

Дутья тугой, бодрящий рев,

Тревожный свет кипящей стали

И под ударом взрыв паров.

И садкий бой кувалды древней,

Что с горделивою тоской

Звенела там, в глуши деревни,

Как отзвук славы заводской.



Источник: https://scribble.su/short/all/396.html

Тема памяти в творчестве Твардовского («За далью даль», «По праву памяти»)

    Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин.

    Совсем иной характер носят поэмы Твардовского «За далью даль» и «По праву памяти», так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место уделяет теме памяти. Он считает, что нельзя забывать своего прошлого.

    Весьма интересно построение сюжета произведения: в центре находится образ поезда, который едет по просторам огромной страны.

Лирический герой размышляет о судьбе своей родины через призму собственной жизни и жизни своих близких. Важно отметить, что образ поезда объединяет временное и территориальное пространство.

Это позволяет видеть ту действительность, в которой живет герой, более точно и с разных сторон.

    Сначала Твардовский создает обширные картины природных богатств Родины:

    И эта лестница из шпал,

    Пройдя Заволжье,
    Предуралье,
    Войдет отлого на Урал.

    Главный герой не может представить своей жизни без этих «далей». Все пейзажные картины за окном поезда волнуют его душу и заставляют радоваться. В эти минуты лирический герой не может не вспомнить войны, в которой миллионы людей кровью заплатили за свободу и счастье своих земляков.

    Вспоминает герой и о своем детстве, о том, как сложно было людям сводить концы с концами. И даже в это время власти находили среди простого народа тех, кого называли «кулаками». Такое клеймо было своеобразным приговором, обрекавшим на вечные несчастья.

    В своей поэме обращается Твардовский и к образу Сталина. Он считает его эпоху весьма противоречивой. С одной стороны, это был один из самых жестоких, несгибаемых личностей в мировой истории. С другой – роль Сталина в Великой Отечественной войне была огромна, ибо люди шли в бой с его именем на устах.

    В поэме Твардовский обращается и к последующим поколениям, считая, что вступить в будущее можно, лишь зная прошлое. Но эти знания должны быть объективными:

    И правда дел – она на страже,

    Ее никак не обойдешь,
    Все налицо при ней – и даже
    Когда молчанье – тоже ложь…

    Таким образом, по мнению Твардовского, нельзя забывать о прошлом, ибо оно является частью существующей жизни человека, да и всей страны.

    К теме памяти Твардовский обращается и в поэме «По праву памяти»:

    Перед лицом ушедших былей

    Не вправе ты кривить душой, —
    Ведь эти были оплатили
    Мы платой самою большой…

    Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи. Автор вспоминает слова вождя: «Сын за отца не отвечает». Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие «враг народа», а позднее – и «дети врага народа»:

    Но в те года и пятилетки,

    Кому с графой не повезло, —
    Для несмываемой отметки
    Поставь безропотно чело.

    Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным. А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию «врагов народа»:

    Забыть, забыть велят безмолвно,

    Хотят в забвенье утопить
    Живую быль, и чтобы волны
    Над ней замкнулись. Быль забыть!

    Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких. Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»

    Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением. Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое:

    Зато и впредь как были – будет, —

    Какая вдруг ни грянь гроза –
    Людьми
    Из тех людей,
    Что людям,
    Не пряча глаз,
    Глядят в глаза.

    Таким образом, А.Т. Твардовский — из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки. Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tvardovskij-a-t/raznoe/8240-tema-pamyati-v-tvorchestve-tvardovskogo-za-dalyu-dal-po-pravu-pamyati

Краткий пересказ «Василий Теркин» Твардовский

«Василий Теркин»

(Поэма)

Пересказ.

От автора

Стихотворение, открывающее цикл поэтических пове­ствований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Тер­киным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что на­стоящее знакомство еще только впереди — когда бойца уви­дят в деле.

Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Тер­киным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла. Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жиз­ни, а закончилась для каждого по-своему.

Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала.

На привале

Рота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он ока­зывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собрав­шиеся вокруг него.

Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бой­ца — не терять самообладания и не унывать.

По виду солда­та становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью.

Перед боем

Автор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: сол­даты не бежали от войны, а шли за ней — двигались за сме­щавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин.

Как «более идейный» он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизмен­но сводились к одному: «Не унывай!» Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой- нибудь боец. И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки.

Пока от­дыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить.

Читайте также:  Краткое содержание мериме этрусская ваза точный пересказ сюжета за 5 минут

Переправа

В стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные — кто уцелел при обстреле — закрепились на левом берегу в ожидании.

Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плы­вущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, вы­слушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить пере­праву при огневом прикрытии.

Боец шутит и просит награ­дить его стопкой, «потому как молодец», чем поднимает на­строение остальных.

О войне

Обращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата.

Вывод Теркина (и автора): главное — исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело.

Теркин излагает эту мысль простым языком, без высо­ких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог — как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей.

Теркин ранен

Выполняя приказ «делать связь», Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало на­ступавшее подкрепление.

О награде

Теркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщесла­вия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу стано­вишься первым парнем на любой сельской гулянке. А глав­ное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить.

Гармонь

Вернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони — с ней бы лучше согрелись. Вы­ясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.

Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Тер­кину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в па­мять об ушедших, зачастил «стороны родной, смоленской грустный памятный мотив», а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс. Тогда во­дитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и даль­ше пела в умелых руках в память о погибшем командире.

Два солдата

Когда рота останавливается в одной из деревень, Тер­кин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен мо­лодым бойцом.

Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед ста­рухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец го­ворит, что немца Красная армия побьет.

О потере

Один из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно пережи­вая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет — беда. Но потом начинает возра­жать, уверяя, что есть потери и похуже. Принимается рас­сказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.

Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыд­но и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь — стыдно и страшно потерять Родину.

Поединок

Автор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Терки­на в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух сол­дат — советского и вражеского. А раз так, то нельзя не по­бедить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.

Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом — это не с бабами воевать. Но «война не вся», впереди еще много таких боев.

От автора

Небольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лиш­ний раз напоминает, что его стихи — «без особого сюже­та», поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них сол­дат — обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от «осколка-дурака». В строках звучит при­зыв к бойцам верно служить Родине.

«Кто стрелял?»

Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание май­ского жука. Неожиданно с неба раздается другое «жуж­жание» — показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем.

Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Гене­рал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит «орден как с куста».

Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет.

О герое

Теркин рассказывает о том, как в госпитале видал на­стоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за род­ной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и слов­но все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную зем­лю он старался, а не за личную славу.

Генерал

Теркин расположился на отдыхе — сушит выстиран­ную одежду и нежится на солнце. На войне таких день­ков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. При­шлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку. Дается описание генерала, крат­кий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех.

Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно — крепкое рукопожатие гене­рала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: дом сейчас на занятой немцами территории.

Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывает­ся: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца.

О себе

Небольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое.

Бой в болоте

Третий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз.

Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, не­плохо вооружены — разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели «Москва моя».

Не стоит сетовать на трудный бой — со временем он будет па­мятен, словно освобождали большой город.

О любви

Поэт славит женскую любовь, которая в тяжелые мину­ты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен ав­тор, «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Мно­го дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых.

И сам солдат, читая такое «письмецо», полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь? Любовь к солдату-защитнику делает всех жен уди­вительно добрыми.

Автор советует женщинам писать бой­цам чаще: это для солдат — лучшая награда.

Отдых Теркина

Пока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца та­кой рай — не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нель­зя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его — на фронте. И спешит подлечившийся сол­дат вернуться в строй.

В наступлении

Бойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: «За Родину! Вперед!» — командует он. Селение взя­то. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина.

Смерть и воин

Теркин тяжело ранен, к нему в облике старухи являет­ся смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отсту­пить. В обмен предлагает покой. Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом по­везет и вернется, то непременно калекой.

На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть все­общую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь — он решает жить, во что бы то ни стало.

Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых.

Теркин пишет

Письмо Теркина из больничной палаты боевым товари­щам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не уны­вать. Он обещает непременно вернуться «в родную часть», чтобы — если уж суждено будет погибнуть от пули — встре­тить смерть среди друзей.

Теркин-Теркин

Вернулся Теркин в родной полк, не может с ходу при­выкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернув­шимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин — Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоя­щий — балагур, гармонист, герой, имеет награды.

А то, что рыжий — так это даже лучше, таких девушки боль­ше любят. И уж засомневался Теркин — может, он не на­стоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали «своего Теркина», и велит всем спать.

Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы.

От автора

Небольшое отступление. Стихотворение написано поэ­том в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают — кто «видел», кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька. Автор успокаивает чи­тателей: не погибнет Теркин, «коль войне не вышел срок». И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли.

Дед и баба

Вновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у го­степриимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремон­тированных им часах.

Читайте также:  Краткое содержание ремарк ночь в лиссабоне точный пересказ сюжета за 5 минут

Все теперь по-другому: тогда отсту­пали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь — стал героем, вновь случится отступать — будешь просто ря­довым, как когда-то.

В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому.

На Днепре

Наконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы — с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом — бойцы Красной армии.

Про солдата-сироту

Когда рота остановилась под Смоленском, один из сол­дат отпросился у командира посетить родное село. Оказа­лось, там почти все погибли, включая и семью бойца, ко­торый остался сиротой.

Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и геро­ев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через ис­пытания войны и спасал Родину, зная, что «плакать неко­му о нем».

Автор велит всем помнить о «слезе его святой», которую проронил боец, осиротев на войне.

По дороге на Берлин

Рота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители — как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина — для всех солдат мать.

Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с со­бой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с ко­нем — не положено. Но один из бойцов успокаивает: «Ска­жешь, Теркин разрешил!»

В бане

«Глубоко в Германии» солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попа­риться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны — вехах фронтовых дорог. И в парной, как на войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает уста­лости. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек.

От автора

Заключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототи­пом в той или иной мере послужил каждый русский солдат. Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал «о сущем чуде» — чтобы от его выдумки, «на войне живущим людям было чуточку теплей».

На этой странице искали :

  • краткий пересказ василий теркин
  • василий тёркин краткий пересказ
  • пересказ василий теркин
  • василий теркин пересказ
  • василий теркин краткий пересказ по главам

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkij-pereskaz-vasilij-terkin-tvardovskij.html

«За далью — даль» (Твардовский): краткое содержание. Александр Твардовский, поэма

Поэма «За далью — даль» написана в послевоенное время, автор её — выдающийся писатель, подполковник и просто неравнодушный к Отечеству человек. Жизнь его была тернистой и короткой. Создавая данное произведение, он не пожалел себя, отдавшись странствиям и изложив на листе бумаги трагедии военного времени.

Немного об авторе

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Его отец зарабатывал на хлеб, будучи кузнецом, часто устраивал вечера чтения произведений великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Это стало первым решающим толчком в литературном развитии творца.

Мама Александра Трифоновича была очень чуткой и заботливой, об этом он неоднократно упоминал в своих стихотворениях и заметках. Поэт окончил Педагогический университет и Институт истории, философии, литературы в Москве (МИЛФИ). Первое стихотворение Твардовского было написано ещё в раннем детстве.

Во время войны был в рядах солдат с самого начала и до победы в борьбе с немецкими фашистами. За что не единожды награждён орденами и медалями. Война по-особому коснулась души поэта, что невозможно не заметить, прочитав хотя бы одно стихотворение Твардовского.

В последние годы Александр Трифонович был главным редактором литературного журнала «Новый мир», с этой должности его долго и разными методами пытались снять. Александр Трифонович был непоколебим до того, пока не уволили его заместителей, взамен поставив врагов.

После ухода из журнала Александр Трифонович осел на даче с грустью о былом, а затем решил объездить матушку-родину. Великий поэт недолго прожил, оставив в памяти читателей и товарищей по перу неизгладимый след. Умер Твардовский в 1971 году.

«За далью даль» (Твардовский): краткое содержание

Произведение относят к лирическому жанру написания с эпическим наклоном. Оно состоит из 15 глав с плавным переходом от одной к другой. Вдохновением для поэмы стало путешествие по России, включающее в себя Сибирь, Урал, Дальний Восток.

Поэма имеет автобиографический характер, присутствуют диалоги и описание пейзажей родины. На одной из остановок автор встречает своего друга детства, которому посвящает одну из глав поэмы.

Если говорить коротко, то основа произведения — размышления, воспоминания и описание видов из окна вагона.

«За далью — даль» (Твардовский): история создания

Поводами для создания произведения стали уход автора из журнала «Новый мир» и тяжкие, пережитые во времена войны события. Долгие десять лет писал поэму «За далью — даль» Твардовский. Краткое содержание следует предварить объяснением мотивов для ее создания.

Поэт в сомнениях и горьких воспоминаниях решается отправиться в путешествие по России, начиная с Урала, потом в Сибирь и на Дальний Восток. Все эти ощущения от поездок и составляют путеводный дневник «За далью — даль». В одной из поездок Твардовский встречает друга, которому посвящён один из разделов поэмы. Также не забывает автор упомянуть о своей малой Родине.

После выхода в свет произведение стало лидером среди современных поэм. Но особой критики и обсуждения не было удостоено.

Подробнее о главах поэмы

Вступление и первая глава повествуют о мотивах путешествия писателя. Рассуждения из окна вагона о далях и предвкушении предстоящих впереди событий окаймлены весёлым нравом автора.

Прощаясь с Москвой, лирический герой радостно ожидает чего-то от этой поездки. Глава «В дороге» показывает авторское настроение и желание новых ощущений в неизведанных местах родины. Радуется каждому новому попутчику и образу за окошком Александр Твардовский.

«За далью — даль» по главам описывает порядок поездок в разные уголки страны.

Далее писатель описывает необъятную Волгу, называя её «Семь тысяч рек». Он пишет о Волге как о вездесущей реке, в которую «смотрело пол-России». Все с нескрываемым восторгом рассматривают реку, забывая даже, чем были заняты. Называя её матушкой, поэт желает донести величавость и красоту Волги. Поистине она проходит вдоль большой части русской земли и наполняет множество озёр.

Глава «Две кузницы» отображает воспоминания автора о своей юности в Загорье, где он вырос в кузнице отца, и приезд на Урал. Две кузницы как отражение отца-добытчика в семье и Урала-добытчика, кузнеца всей державы. В поэме писатель называет Урал батюшкой, что также говорит о его побуждениях прославить и отдать честь русской местности.

Сопоставление «двух далей»

В разделе «Две дали» автор прощается с Уралом и приветствует Сибирь, описывая её пейзажи и всё, что попадает в его поле зрения. Представляя себе одну и наблюдая за второй далью, одновременно приходит в восторг и печалится.

Поэт вложил в эту главу и более глубокий смысл, прошлое и настоящее страны: горести войны, трагические потери и радость новостроек, кипящий труд, восстановление державы.

Но память переполняется пережитым горем, о чём достаточно эмоционально написал Твардовский.

Друг юности как отголосок прошлого

Поэма Твардовского «За далью — даль» наполнена красочными и чувственными размышлениями. В каждой из глав автор ведёт диалог с читателем, что добавляет живость тексту.

В «Литературном разговоре» он рассказывает про своих попутчиков, с которыми уже едет третьи сутки: тут и майор, и молодая пара, и дамочка в пижаме.

Не упуская из виду внешние особенности каждого из них, добавляет свои домыслы и предположения по поводу их дальнейших действий. Также здесь присутствует диалог с читателем.

Во время путешествия Александр Трифонович встречает своего давнего друга, с которым у него завязывается разговор. Они вспоминают детство, как вместе пасли скот, палили костры в лесу, школу и комсомол. Товарищи юности, не видевшись 17 лет, имеют пять минут для разговора на станции «Тайшет». С безумной грустью расстаются друзья. Эта встреча оставляет нотку печали на душе у автора.

Отрывки воспоминаний о войне

Вся поездка длится десять дней, но включает в себя столетие истории народа и масштабное описание территории России. Здесь и холодный могучий Урал, и Сибирь — «завод и житница державы», и Дальний Восток.

Исторические военные моменты описываются в главе «Фронт и Тыл».

Играющая мыслями и образами поэма «За далью — даль» (Твардовский), краткое содержание которой достаточно объёмное, ведь и само произведение имеет глубокий смысл и долгий период написания, соединила в себе прошлую и настоящую жизнь народа.

Отнесся к этой работе, как к последней, вложил всего себя в написание поэмы «За далью — даль» Твардовский. Краткое содержание даже малую долю всех прелестей и тонкостей произведения не вмещает в себя.

Прочитав хотя бы один отрывок, читатель перенесётся в глубокие размышления и воспоминания автора.

В последних главах о путешествии обратно в Москву писатель на листе отдаёт честь судьбе за столь решающий шаг в его жизни.

Глубокий смысл понятия далей в произведении

Анализ поэмы Твардовского «За далью — даль» — это повествование о невероятном мастерстве описания лесов и долин, рек и озёр великой родины, о жизни и воспоминаниях автора, о фрагментах войны, взятых из памяти поэта.

Но более важной сутью векового произведения является сопоставление времён, печали и радости обитателей эпохи и осознание приходящего нового века.

Автор как будто сквозь всю свою жизнь пронёс воспоминания, гармонично вместил их в лирично-эпическую поэму «За далью — даль», добавил масштабы и красоты державы. Вот так и получился шедевр отечественной поэзии прошлого века.

Источник: http://renbow.ru/article/192188/za-dalyu—dal-tvardovskiy-kratkoe-soderjanie-aleksandr-tvardovskiy-poema

Ссылка на основную публикацию