Краткое содержание у лукоморья дуб зелёный пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

У лукоморья… тайный смысл сказок пушкина, или за что убили поэта?

Краткое содержание У Лукоморья дуб зелёный Пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

29 января по старому стилю, 10 февраля по новому 180 годовщина гибели одной из самых великих фигур в мировой и российской  культурах – Александра Сергеевича Пушкина.

Многочисленные исследователи его биографии установили, что это было заказное убийство. Но вот заказчик и мотивы этого величайшего преступления до сих пор под вопросом.

Сформулируем новую и неожиданную гипотезу, которая расставляет по местам многие известные факты. Начнём с неожиданного и незнаемого.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Что же здесь неожиданного и незнаемого? Этот вопрос снисходительно задаст любой, кто имел приличную оценку в советской школе.

Знания  нынешних школьников, слушая ответы студентов престижных в моё время ВУЗ-ов, на самые простые вопросы, гарантировать не могу. Так вот, в том, что это начальные строки поэмы «Руслан и Людмила», действительно нет ничего  неожиданного.

А вот то, что Лукоморье – реальный географический объект и обозначен на зарубежных картах и глобусах средневековья?

Ну, а чтобы не напрягать головы читающих сопряжением иностранных слов на старинных атласах и глобусах, дадим и привязку «Лукоморья» к современной географии.

Кстати, золотой цепи, как говорится в стихотворении, на древних картах нет. Зато некая «Золотая Баба» присутствует. И это не название «незнаемого» артефакта, известный легендарный идол, предмет поклонения населения не только Северо-Западной Сибири, в точном соответствии с указанным объектом на картах, но и Северо-Восточной Европы.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом» (XIII в.). Интересно, что в Сибири Золотую Бабу иначе называют «Сиби́рский фарао́н».

Вообщем,  сюжет достойный приключенческого фильма, которых, на этот  интригующий материал, лично видел два подобных сценария: один – с аналогичным «идолу» названием, а другой – одна из серий похождений «Пираньи».

Но это тема, требующая отдельного освещения и анализа, поскольку дошедшая до нас информация обширна и крайне противоречива. Вернёмся к нашему расследованию.

Приуроченный к очередной годовщине гибели великого поэта, несколько лет назад, на телевизионных экранах  прошел сериал, посвященный его семейной жизни. В нем семейная пара соревнуется по навешиванию ветвистых рогов друг другу. Впрочем, такая версия истоков дуэли давно уже фигурирует в качестве официальной.

Никто и не сможет отвергнуть, что это, действительно, было ПОВОДОМ для убийства, замаскированного под дуэль.

Об этом говорят версии того, почему ответный ТОЧНЫЙ выстрел поэта даже не ранил Дантеса (надетая под верхнюю одежду кираса, не полный заряд пистолетов), поскольку официальная версия с отклонившей пулю пуговицей – смехотворна.

Не объяснены и факты участия в подготовке этого убийства: зарубежного дипломата; отсутствие суровых санкций, которые применялись к участнику дуэли со смертельным исходом со стороны власти; быстрый карьерный рост и причины быстрого обогащения Дантеса.

Не объясняют столь радикального отношения российской власти к поэту, чтобы пойти на убийство, и анализ многочисленных «пушкинистов».

Да, по молодости лет, поэт, как и большинство юношей, был заражён идеей либерализма.

Но, по-возмужании, он не только с уважением стал относиться к власти, но и власть отвечала ему взаимностью, что и проявлялось даже в его придворном статусе, а значит и материальном положении.

В качестве подтверждения вышесказанному.

У Пушкина есть уничтожающе острая характеристика американского, до сих пор считающегося образцом либерализма, государственного устройства в его позднем произведении «Джон Тернер»: «С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нетерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort)…». Разве не актуальны его слова к нынешней действительности?

Так что же было НАСТОЯЩИМ ПОВОДОМ УБИЙСТВА? Ещё раз, несмотря на то, что его деятельность исследована, казалось-бы, вдоль и поперёк, попытаемся найти корни произошедшего в его творческом наследии.

Естественно, что они не могли быть изложены открытым текстом, иначе многочисленные исследователи наследия поэта давно бы нам всё разжевали и в рот положили. Обычно «эзопов» язык традиционен в символике басен.

Но Пушкин, попробовав свой талант во всех литературных жанрах (эпиграмма, стихотворение, пьеса, поэма, рассказ, повесть, роман), как ни странно, НЕ НАПИСАЛ НИ ОДНОЙ БАСНИ. Поэтому, наиболее подходит для сокрытия  многочисленное сказочное наследие поэта.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».

Попробуем выделить суть этих произведений. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке», сюжет которой очень прост и известен нам с самого детства.

Пойманная Золотая рыбка обещала и выполнила желания семейной четы: корыто, изба, столбовое дворянство, царский трон.

И только последнее желание, поставить саму Золотую рыбку в услужение, приводит к тому, что страдающие чрезмерными амбициями остаются у «разбитого корыта». На первый взгляд ничего особенного. Если не знать широко известных символов того времени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ см. ЗДЕСЬ

Источник: https://geogen-mir.livejournal.com/719582.html

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Видеоурок. Литература 5 Класс

Александр Сергеевич Пушкин приглашает нас в мир славянского волшебства. Мы вчитываемся в строки, которыми открывается поэма Пушкина «Руслан и Людмила», и что-то пленительное, родное, таинственное и немного пугающее открывается нам в этих строчках:

«У лукоморья дуб зеленый (рис. 1);

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Рис. 1. Дуб зелёный (Источник)

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…» (рис. 2)

Рис. 2. Иллюстрация к строчкам из пролога (Источник)

Эти стихи кажутся простыми и прозрачными, но стоит помнить, что каждое слово у Пушкина, как правило, содержит какой-то секрет.

Читайте также:  Краткое содержание ницше так говорил заратустра точный пересказ сюжета за 5 минут

Рассмотрите слово лукоморье. Русский писатель Владимир Набоков с досадой рассказывал, как один раз иностранный переводчик перевёл это слово так «на берегу лукового моря».

Действительно, в слове лукоморье спрятались два корня лук и мор, а о – соединительная гласная между ними.

В древнерусском языке лукоморье – это изгиб, морская излучина, побережье, залив. А ещё словом лукоморье древние славяне называли особое пространство – центр Вселенной, то место, в котором растёт Мировое Древо.

Мировое Древо – это нечто вроде магического стержня, на котором держится Вселенная. Дерево это находится на пересечении двух земных пространств. Одно пространство – «своё» – знакомое, родное, а другое – неизведанное, мистическое и пугающее. Для древнего человека очень важным оказывается это противопоставление – своё и чужое.

По вертикали Мировое Древо тоже находится на пересечении двух пространств: мир небесный (ветви дерева как бы упираются в небо) и потусторонний (корни его уходят в мир тёмный) (рис. 3).

Рис. 3. Мировое древо (Источник)

И дуб в стихах Пушкина тоже не простой. Но всё же это не грозный страж между мирами, а символ русской древности, поэтического вдохновения.

Охраняет этот дуб непростое существо – кот учёный (рис. 4).

Рис. 4. Кот учёный (Источник)

Конечно, мы понимаем, что слово учёный вряд ли означает, что он дрессированный, скорее это кот, знающий человеческий язык, владеющий какими-то волшебными словами. У образа учёного кота есть свой славянский предшественник.

В славянской мифологии мы находим такое существо, как Кот Баюн (рис. 5).

Рис. 5. Кот Баюн (Источник)

Почувствуйте это слово. Рассмотрите однокоренные слова:

Кот Баюн – баюкать

                  – баюшки-баю

Все эти однокоренные слова восходят к праславянскому глаголу баять – говорить красиво, усыпляюще, убедительно.

В древней мифологии Кот Баюн – не просто сказочное, волшебное существо, но ещё и существо грозное и даже страшное. По поверьям древних славян, Кот Баюн обитает как раз в том месте (в центре Вселенной), в котором находится магическая сила.

Кот Баюн живёт на железном столбе, разделяющем мир «свой» и «чужой». Он надзирает над этими мирами: то поднимается на столб, то спускается с него. Спускаясь по столбу, Баюн поёт, поднимаясь – рассказывает сказки.

У него настолько громкий голос, что слышно его за много-много вёрст (рис. 6).

Рис. 6. Кот Баюн (Источник)

Сам кот отличается небывалой силой. Одолеть его может разве что Иван Царевич, но и ему приходится очень постараться.

Чтобы не слышать чарующего убаюкивающего пения (это пение может погубить человека), Иван-Царевич надевает железный колпак, чтобы справиться с котом – железные рукавицы.

Таким образом, Ивану-царевичу удаётся победить чудище, доставить его во дворец к царю-батюшке, и там кот начинает служить царю: лечить убаюкивающим пением и рассказывать дивные сказки.

В стихотворных строчках Пушкина это уже не чудовище, а, скорее, добрый приятель автора. Кроме того, кот сидит не на железном столбе, а на дубе. И ходит он не вверх и вниз, а направо или налево. Выбор пути – очень частый элемент волшебной сказки, когда герой выбирает свою дальнейшую судьбу.

В сказке открывается перед нами мир древней славянской мифологии, и конечно, эта мифология языческая. Русь приняла христианство, но верования её ещё очень долгое время содержали в себе язычество.

Древнеязыческий миф основывался на противопоставлении «своего» и «чужого». «Свой мир» (благополучный, понятный, естественный, привычный) не содержал в себе тревожных, непонятных свойств. А мир потусторонний, конечно же, вызывал тревогу, ведь именно оттуда приходят оборотни, злые духи, ведьмы.

По мере того как языческие верования уходят, уходит и страх перед «чужим миром», и таким образом появляется сказка. В сказке уже герой может победить злую Бабу-Ягу, он уже может пойти в Тридесятое царство (а это как раз и есть тот «чужой мир») и вернуться живым и здоровым.

Сказка – это просветлённый, переосмысленный древний мир.

Если в древнем мифе встреча с потусторонним пространством почти однозначно была связана со смертью, то теперь почти во всех волшебных сказках мы видим другую схему.

Герой отправляется за своей целью (это может быть какой-то волшебный предмет, это может быть Жар-птица или таинственная невеста), преодолевает некоторую границу.

В этом Тридевятом царстве ему встретятся необычные существа: волк-оборотень, Баба Яга (рис. 7), Кощей Бессмертный.

Рис. 7. Баба Яга (Источник)

Герой будет проходить испытания, в которых ему встретятся волшебные помощники, которые помогут ему справиться с нереальной задачей, поставленной перед ним. Таким образом, герой достигнет своей цели и, благополучно преодолев границу, вернётся домой.

Возникает уже совершенно другое ощущение. Уже нет страха перед миром «чужим», а скорее и в народных сказках, и в сказках Пушкина мы чувствуем необычную атмосферу древности. И нам очень хочется в неё окунуться.

Аромат этой древности, её атмосфера и вправду пленительны.

«Там лес и дол видений полны…»

Обратите внимание на слово дол. Это место не совсем обычное. Это не ровное, просторное поле, где всё видно, не гора, которая открыта всем, а нечто сырое и таинственное. И мы погружаемся в атмосферу тайны. Это самое подходящее место для встречи с необычным.

Рассмотрим некоторые, не совсем привычные, слова. Например:

«Там о заре прихлынут волны…»

Предлог о в данном случае является синонимом предлога на. Предлог о очень древний.

Часто в русских сказках он встречается нам в каком-то не совсем привычном значении. Например, «змей о трёх головах» означает «змей с тремя головами».

Такое нестандартное, несовременное использование предлога о придаёт строчке Пушкина ощущение древности и старины.

«И с ними дядька их морской…»

Слово дядька означает воевода, командующий.

«В темнице там царевна тужит…» (рис. 8)

Рис. 8. Царевна и бурый волк (Источник)

Тужит – однокоренное слово туга – грустит, печалится. Очень часто девушка в русской народной сказке оказывается беззащитной перед злом. Василиса Прекрасная, Алёнушка, Марья Царевна могут надеяться только на героя, который вернётся из «чужого мира», благополучно преодолеет испытания и спасёт её.

«Там царь Кощей над златом чахнет…»

Чахнет – слабеет от жадности, от напряжения, мучается от своего богатства (рис. 9).

Рис. 9. Кощей (Источник)

Сколько смысла, сколько красоты откроется перед вами, когда вы просто поработаете со значением непонятных слов.

Церковный славянизм

Церковнославянские слова (церковнославянизмы) очень похожи на слова русские. В корне церковнославянского слова вместо двух привычных гласных мы находим другой звук и другую букву.

Сравните слова:

Церковнославянизмы

Глава

Глас

Заклать

Младой

Хлад

Страна

Враг

Страж

Млечный

Русские слова

Голова

Голос

Заколоть

Молодой

Холод

Сторона

Читайте также:  Краткое содержание дудинцев не хлебом единым точный пересказ сюжета за 5 минут

Ворог

Сторож

Молочный

Эти слова создают особое возвышенное, торжественное, древнее звучание. Обращайте на них внимание, когда читаете художественные тексты.

Попытайтесь всмотреться в сказочные образы, которые встречаются в стихах Пушкина.

Подумайте, о каких существах говорит автор, употребляя фразу «следы невиданных зверей». Это могут быть такие существа, как звери-оборотни, говорящие человеческим языком, – волк, медведь. Эти существа ведут себя двойственно: они угрожают герою, представляют для него опасность или, наоборот, помогают ему, порой даже спасают ему жизнь.

«Там лес и дол видений полны…»

Пушкин специально не говорит, что это за видения, чтобы пробудить читательскую фантазию. Видения – это что-то настолько необычайное, открывающееся нашему взору, что мы не верим своим глазам.

Может быть, это волшебные славянские птицы – Сирин, Алконост, Гамаюн или Финист – Ясный сокол (рис. 10).

Это волшебные птицы, вещие птицы, которым открывается будущее, которые поют песни своими неземными, чарующими голосами.

Рис. 10. Сирин и Алконост (Источник)

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/a-s-pushkin/poema-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila-sobiratelnaya-kartina-syuzhetov-obrazov-i-sobytiy-narodnyh-skazok?seconds=0

Методическая разработка (5 класс) по теме: “У Лукоморья…”

Творческая мастерская «У Лукоморья».

(по  прологу из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).

Цели: Создание рефлексивно – познавательной среды  для осмысления и переосмысления сказочных образов и героев; совместного проживания содержания художественного материала; перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному; совместной групповой и коллективной работы; развития воображения, творческих способностей и креативного мышления учащихся.

 Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов – открытие учащимися для себя “нового” Пушкина; личностное восприятие учащимися пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина; сопричастность сказочным образам и героям.

Организационный момент.

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Слово учителя: Поэзия Пушкина обладает удивительной способностью – она не только не устаревает, но и расцветает всё новыми смысловыми красками. Сказки Пушкина вы впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними в школе, наверное, каждый раз открывая для себя все новые грани его творчества.

Так и знаменитый пролог к поэме «Руслан и Людмила»… Одни ищут и стараются обосновать географические корни лукоморья. Другие воспринимают его как попытку подражания фольклору и видят в «Лукоморье» мозаику из сказочных осколков. Мы попробуем по-своему интерпретировать его.

 Возможно, вы откроете для себя сегодня “нового” Пушкина и надеюсь, что создадите интересные творческие работы.

Выразительное чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

Словарная работа.

– Что такое Лукоморье? Кто знает? – Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря – Лукоморье. Получается залив. Кто нарисует на доске Лукоморье?

– А каким вы представляете себе Кота учёного? Эпитет ученый – выученный, наученный чему-нибудь. Это определение подтверждает, что кот волшебный.

– «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми.

А почему он не идёт, а бродит? Бродить – ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись, тащиться; идти тихо, вяло, лениво или с трудом, через силу.

                          ( «Толковый словарь» В.И.Даля)

– Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Название “русалка” (в слав. миф) происходит от слова “русый”, что означает на древне славянском “светлый”,”чистый”.

 Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами.

 Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

– Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

 – Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?

Там лес и дол видений полны;

– Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

Там о заре прихлынут волны (на заре)

На брег песчаный и пустой… (т.е. берег)

И тридцать витязей прекрасных (витязь – храбрый воин ,богатырь)

Чредой из вод выходят ясных, (по очереди), ( ясные, т.е. чистые)

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя; (т.е. берёт в плен).

 – А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею частью – люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой.

В темнице там царевна тужит, (т.е. грустит, тяжело ей, туго ей приходится)

А бурый волк ей верно служит; В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой, (т.е. идти с трудом, волоча ноги)

– Баба- Яга – злая колдунья. У Бабы-Яги отталкивающая внешность.  Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи в  неподпоясанной рубахе с косматыми  седыми волосами, костяной ногой, морщинистым, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кащей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. (Чахнет,  т.е. сохнет)

Разминочная игра с элементами пластики “Пластилин”.

– Ребята, представьте, что вы кусочек пластилина. Но для того, чтобы вылепить, то, что нам захочется, необходимо “пластилин” размять. Вот и начинаем мять своё тело. Итак, мнём, мнём, мнём его хорошенечко, а потом попробуем из него вылепить  змею! На кого похожа змея? Что её тело напоминает?

Вот наша змея греется на солнышке, вдруг она увидела птичку и захотела её проглотить. Змея высунула свой раздвоенный язычок и облизнулась. Её тело стало вытягиваться вверх, как вдруг она заметила над собой ладонь ребёнка. Ребёнок не хотел, чтобы змея получилась такая злюка и решил перелепить её во что-нибудь доброе и хорошее.

Читайте также:  Краткое содержание мольер школа жён точный пересказ сюжета за 5 минут

Он так вдавил змею в стол, что от неё остался только длинный блин! Затем он начал мять пластилин, катать из него круглый аккуратный шарик, затем ещё один, ещё и вот у него получился весёлый снеговик! Но пришла весна снеговик начал таять, и вскоре не осталось ни одного Снеговика, а были лишь кучи… пластилина.

Зачем пластилину просто так  лежать?

Предлагаю вам самим его ещё раз хорошенько размять и  вылепить любого героя из Лукоморья. Вы разминаете себя и лепите, кого хотите. Вы лепите, я считаю до 10-ти. На счёте 10 вы замираете, а я угадываю, кого вы лепили и… кто у вас получился.

6.Инсценировка пролога к поэме «Руслан и Людмила».

А теперь, ребята, давайте попробуем «оживить» знаменитые пушкинские строки «У Лукоморья дуб зелёный…»

7. Презентация  Фроловского Даниила «И строчка каждая рисунком хочет стать…» к прологу поэмы «Руслан и Людмила».

– А вот какая интересная творческая работа получилась у Фроловского Даниила.

Рефлексия:

– Ребята, а теперь давайте подведём итог нашей работе, и я предлагаю вам оценить её. Игра «Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу,  когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу,  ставит оценку всему классу и обосновывает ее.

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Расставаться пришла нам пора!

Литература:

Абрамович В.В. «Формирование творческой индивидуальности детей средствами театрального искусства», – Минск, 2008.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».

Пушкин А.С.  «Руслан и Людмила».

Шилина И.С. «Интересные способы организации рефлексии в среднем звене». Из опыта работы, – Лисиковск, 2010.

Приложение.

А.С. Пушкин.        Из поэмы “Руслан и Людмила”.

  У лукоморья дуб зелёный;                         Там русский дух… там Русью пахнет!

Златая цепь на дубе том:                               И там я был, и мёд я пил;                  

И днём и ночью кот учёный                           У моря видел дуб зелёный;                        

Всё ходит по цепи кругом;                            Под ним сидел, и кот учёный

Идёт направо – песнь заводит,                      Свои мне сказки говорил.

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/10/22/u-lukomorya

У лукоморья дуб зеленый

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне.

В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет». Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать.

Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного  сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

 Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.

 А все стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.  Давайте и мы с вами вспомним прекрасный мир Лукоморья, описанный А.С. Пушкиным

Из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом

Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

там чудеса, там леший бродит. Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

И с ними дядька их морской

Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

там королевич мимоходом пленяет грозного царя

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

колдун несет богатыря

Там в облаках перед народом Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой

Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

Там царь Кащей над златом чахнет

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Источник: http://detochki-doma.ru/u-lukomorya-dub-zelenyiy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector