Краткое содержание усомнившийся макар платонова точный пересказ сюжета за 5 минут

«Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

Краткое содержание Усомнившийся макар Платонова точный пересказ сюжета за 5 минут

Жили в деревне два мужика. Первый – Макар Ганушкин, который «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах». Второй – Лев Чумовой, считавшийся «наиболее умнейшим на селе». Местные жители полагали, что голова у него умная, вот только «руки пустые». Чумовой «руководил движением народа вперед». Ганушкина занимали более простые вещи.

Например, установка карусели или поиски железной руды. Бурная деятельность Макара привела к печальным последствиям. Пока народ смотрел на карусель, у Чумового убежал жеребенок. Сам Лев за ним гнаться не стал, а людей отвлекло устроенное Ганушкиным зрелище. Нового жеребенка Макар достать не сумел и замену ему смастерить тоже.

Чумовой «кругом оштрафовал его», из-за чего Ганушкину пришлось уйти в Москву на заработки.

Последний раз Макар ездил на поездах в 1919 году, десять лет назад. Тогда его возили бесплатно. «Пролетарская стража» считала, что Ганушкин беден и разрешала ехать дальше. Не подозревая об изменениях, Макар не стал покупать билет.

Сел он не в вагон, а на сцепки, чтобы посмотреть, «как действуют колеса на ходу». Контролер обнаружил его и сказал выйти на первом полустанке, где работает буфет. Он переживал, что на глухом перегоне Макар может умереть с голоду.

Ганушкин заботу оценил, но с поезда слезать не стал, а только переместился под вагон. Макар руководствовался простой логикой. Он считал, что помогает поезду доехать до Москвы. По мнению Ганушкина, чем предмет тяжелее, тем дальше он летит, когда его бросишь.

Следовательно, поезду лишний вес только пойдет на пользу. Немного не доехав до столицы, Макар вышел. Оставшийся путь он решил идти пешком.

По дороге в Москву Ганушкин заметил, как на платформе выгружали из вагона пустые бидоны, а вместо них загружали бидоны с молоком. Макару показалось это неразумным. Он подошел к начальнику, который заведовал бидонами, и посоветовал построить молочную трубу до столицы, чтобы технику зря не гонять.

Тот выслушал Ганушкина и объяснил, что сам ничего предпринять не может, – надо обращаться в Москву. Макар разозлился. По его мнению, столичное руководство издалека лишних расходов не видит. Впрочем, от начальника Ганушкин отстал. Вскоре Макар добрался до центра Москвы, где строился «вечный дом».

Ганушкин попросился на работу, но для этого нужно было сначала записаться в союз рабочих.

На стройку Макар официально не устроился, зато придумал способ улучшить рабочий процесс. Он считал, что бетон нужно подавать наверх по трубам. Изобретение свое Ганушкин назвал «строительной кишкой». Желая претворить его в жизнь, Макар пошел по разным инстанциям, но ничего толком не добился.

В итоге Ганушкин попал в ночлежный дом, где находили приют бедняки. Там он переночевал и утром познакомился с рябым Петром. Новые друзья пошли гулять по Москве.

Чтобы добыть еды, Петр привел Макара в милицию и выдал его за сумасшедшего, которого нашел на улице. Их отослали в «душевную больницу». При этом Петр выступил в роли сопровождающего.

Вместе с Ганушкиным он пришел в больницу, попросил еды. Их хорошо накормили, и Макар с Петром остались там ночевать.

Утром они отправились в РКИ (Рабоче-крестьянскую инспекцию), где встретили Льва Чумового. Макару и Петру дали там должности. Они сели за столы напротив Чумового и стали говорить с бедняками, решая их дела.

Вскоре народ в учреждение ходить перестал. Дело в том, что сотрудники думали слишком просто, – так бедняки и сами думать могли.

Остался в учреждении только Лев Чумовой, которого потом перевели в комиссию по делам ликвидации государства, где он и проработал 44 года.

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова
  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», анализ повести Платонова
  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова
  • «Юшка», анализ рассказа Платонова
  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова
  • «Возвращение», краткое содержание рассказа Платонова
  • «Сокровенный человек», краткое содержание повести Платонова
  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова
  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова
  • «Чевенгур», анализ романа Платонова
  • «Фро», краткое содержание рассказа Платонова
  • «На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова
  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова
  • «Корова», анализ рассказа Платонова

По произведению: «Усомнившийся Макар»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Источник: https://goldlit.ru/platonov/1201-usomnivshiisa-makar-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Усомнившийся Макар в сокращении (Платонов А П)

В юмористическом рассказе Андрея Платонова об усомнившемся Макаре, написаным в 1929 году, речь идет о строительстве социализма.

В отличие от хваленных партией и правительством произведений, этот рассказ едко высмеивает всю глупость и нелепость социалистического строя.

В произведении противопоставлены два члена государства Макар Ганнушкин, имеющий умелые руки и не умеющий думать, и Лев Чумовой, живущий голым умом, умнейший руководитель.

Становится ясно, что Макар Ганнушкин – это олицетворение трудящегося на благо социализма, а Лев Чумовой, ничего не умеющий, кроме, как руководить, – это бездарное партийное руководство страны советов.

Макара воспринимают как глупца, но это далеко не так. Он сообразителен, желает разобраться в механизмах, стремится облегчить труд рабочему. Однако, все его идеи не находят отклика, а Чумовой его штрафует за индивидуальность.

Сон Макара о наиученейшем человеке подтверждает тот факт, что партийное руководство социалистической страны видело вдали миражи светлого будущего, а конкретный человек с его проблемами был вне поля зрения, не интересовал партийную верхушку.

Еще один персонаж произведения Петр, не работающий, а думающий человек. Петр понимает, что в социалистическом обществе честным трудом не заработать на сытный кусок. Вот он и изворачивается, хитрит, ищет места поудобнее, отправляясь с Макаром

на государственную службу в РКИ.

Когда читаешь рассказ, вспоминаются слова Бахтина о народной душе, которую не затрагивают классовые идеи, вызывающие у народа лишь насмешку и скрытую иронию.

Роман А. Платонова об уездном городе Чевенгуре – это иллюстрация попытки построения коммунизма в отдельно взятой стране. Ожидание счастья после расстрела буржуев и изгнания полубуржуев – сущность социализма.

Горе для одних является ценою счастья для других людей. Работа ради работы, а не для улучшения жизни, не для пользы.

В конечном итоге, гибель Дванова на лошади Пролетарская Сила – это точная аллегория того, куда ведет пролетариат.

В повести о строительстве котлована и здании для пролетариата читатель снова видит черты строительства социализма. И, если в рассказе об усомнившемся Макаре все это выглядит комично, то в повести – вызывает ужас: грязная тупая работа, голодные сироты, нищие, радио в бараке, орущее директивы и лозунги, раскулачивание, безысходность. И.

Бродский впоследствии писал, что после прочтения этой повести необходимо немедленно изменить существующий строй, а Платонова признать первым сюрреалистом. Бродский отмечает, что Платонов, пишущий на языке утопии, на языке своей эпохи, отличается от своих современников писателей – стилистических гурманов. Литературный почерк писателя настолько своеобразен и оригинален, что Платонов непереводим.

Всю глубину его произведений можно понять лишь в оригинале.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-usomnivshijsya-makar-v-sokrashhenii-platonov-a-p/

Произведения А. Платонова, краткое содержание

Искусство и развлечения 23 апреля 2015

Рассказ А. Платонова – предлагаем его краткое содержание – «Усомнившийся Макар» был написан в 1929 году. В нем, по сути, описывается процесс зарождения бюрократизма в молодом государстве. А обычный человек — главный герой – становится обезличенным служащим.

Жизнь в деревне

Выделялись среди прочих трудящихся Макар Ганушкин, с порожней головой, но любивший промыслы, и Лев Чумовой – самый умнейший среди односельчан, но с пустыми руками. Первый часто устраивал в деревне зрелища.

То карусель народную придумает, то самоход попробует устроить. В результате Чумовой не раз отчитывал его за общественное беспокойство.

А после того как Макар получил железо из руды, добытой в колодце, Лев оштрафовал героя за утаивание «открытия народнохозяйственного значения». Так начинает свой рассказ А. Платонов.

Видео по теме

Усомнившийся Макар отправляется в Москву

Чтобы оплатить штраф, Макару пришлось заняться промыслом. Он без билета — так было еще в 1919 году, когда он в последний раз ездил по железной дороге — сел на поезд, идущий в Москву. Правда, его больше интересовало, как работают во время движения колеса, потому разместился на сцепках.

Но только он попытался думать – сила из ничего не делавших рук переместилась в голову – как стражник велел ему сойти на станции за неимением билета. Макар решил, что ему необходимо ехать дальше, чтобы не нарушать технические свойства машины, и спрятался под вагоном.

Так он добрался до станции, откуда была видна столица, и решил дальше идти пешком.

По пути в Москву

Чтобы не заблудиться, герой пошел вдоль дороги и стал свидетелем непонятных для него явлений. Вот их краткое содержание.

Усомнившийся Макар удивлялся обилию «испорченного добра», т.е. мусора, валявшегося рядом с платформой. «Человек живет и рожает близ себя пустыню», — с неудовольствием думает он. Не увидел он науки и техники, о которых так много говорили, и на станции, где сгружали бидоны с молоком.

Макар пытался доказать начальнику, что их действия ведут к пустым тратам. Ведь в одну сторону бидоны везут полными, а обратно – пустыми. Он предложил построить молочную трубу, чтобы не гонять технику. В Москве сидят умнейшие, которые этими вопросами занимаются – был ответ (это его краткое содержание).

Усомнившийся Макар осерчал и отправился дальше.

Знакомство с Москвой

Герой вошел в столицу поздним утром. Люди куда-то бежали, и Макар поблагодарил всех за то, что одевали и обували страну. «Только почему бы не работать дома – … силы не надо тратить», — вновь подумал усомнившийся Макар.

Краткое содержание знакомства с большим городом следующее. Герой влез в трамвай, из которого был изгнан хозяйкой, проверявшей билеты. Разглядывая огромные дома, посочувствовал советской власти: трудно поддерживать такую снасть в целости.

Увидев, как милиционер вытянутой рукой с кулаком указал путь подводе с ржаной мукой, решил, что в Москве «белыми жамками кормятся». Добравшись до центра, прислонился к большому камню и проникся уважением к себе и всему государству.

Таковы впечатления героя от встречи со столицей и их краткое содержание.

Усомнившийся Макар вышел на берег реки, где увидел строительство вечного дома – так сказал один из рабочих. Здесь его позвали в барак и дали поесть.

Совестливая тоска

После каши герой отправился на стройку. Его интересовала техника — символ будущей жизни. Вроде все шло благополучно: забивались сваи, бетон стекал в лотки… Но Макара не оставляло чувство, что чего-то здесь недостает.

Наконец он понял, что при строительстве бетон запаковывался в каркасы из железа вручную. А где же техника? – вновь задумался усомнившийся Макар. Анализ увиденного подвел героя к выводу: нужно сделать трубу-кишку, по которой бетон будет поступать наверх.

Тогда рабочие не станут уставать.

В московской научно-технической конторе и профсоюзе

Макар решил рассказать о своей догадке. Он нашел контору, где писец отправил его к главному инженеру. Тот выслушал и послал за рублем на харчи и обратным билетом. Но Макар домой не собирался и в соседней комнате взял бумагу в профсоюз – там могли денег дать для устройства кишки.

Читайте также:  Краткое содержание прощание с матёрой распутина точный пересказ сюжета за 5 минут

Только к вечеру дождался Макар начальника. Он дал ему бумажку-обращение к какому-то Лопину — тот должен был помочь в его открытии.

Дорога к пролетариату

Дом, где нужно было искать Лопина, оказался приютом-ночлежкой с подушками и крышей. Герою понравилось то, что сделала советская власть. Выяснив, что ему нужны сезонники, а не нищие, Макар остался ждать вечера.

Когда вернувшийся с работ пролетариат улегся спать, герой вошел в ночлежку и рассказал об обнаруженных им непорядках. И хотя раздались недовольные реплики, герой видел вокруг себя силу, которая не могла быть враждебной – отмечает Платонов.

Усомнившийся Макар поделился мыслями о молокопроводе и о кишке, которые сам придумал. Но когда кто-то упомянул о душе, изобретатель обнаружил, что его дела не пролетарские, и пришел в уныние.

А во сне увидел ученейшего идола, от которого пытался узнать: что нужно сделать, чтобы от его существования польза была? Когда же он влез на гору и дотронулся до руки статуи, она рассыпалась, а Макар проснулся.

Знакомство с Петром

В ночлежке был только рябой мужик. Порассуждав о товарище Ленине и коммунистической партии, они решили теперь действовать вместе. Сначала осмотрели город, а к вечеру решили где-нибудь поесть. Петр выбрал психиатрическую больницу, в которую привел якобы нездорового Макара.

Здесь их покормили и оставили на обследование. Вечером Петр с Макаром читали письма Ленина о том, что «наши учреждения … и законы … дерьмо», а социализм должны строить массы, а не бумажки учреждений. И тогда их осенило: нужно идти в РКИ, где они застали одного Льва Чумового.

Какое-то время все трое сидели в кабинете и принимали граждан. Однако советы их были так просты, что до них мог додуматься каждый. И вскоре в РКИ остался один Чумовой, который так и умер среди канцелярских бумаг уже после того, как была создана комиссия по ликвидации государства.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Произведения А. Платонова: краткое содержание. «Песчаная учительница» — рассказ

В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая, подобно Марии Нарышкиной из произведения, занималась лик…

Искусство и развлечения
Произведения А. Чехова, краткое содержание. «Злоумышленник» Чехова А.П.

Краткое содержание произведений А.П. Чехова, написанных в ранний период его творчества, дает возможность понять их сюжетную основу, но несколько отдаляет читателя от идейного замысла писателя. В его рассказах важна ка…

Искусство и развлечения
Произведение А. Платонова «Сокровенный человек»: краткое содержание

Краткое содержание «Сокровенного человека» Платонова помнит не каждый. Но сцена, с которой начинается повествование, со школьных времен осталась в памяти у многих. Главный герой режет колбасу на гробе свое…

Искусство и развлечения
Анализ «Котлована» Платонова, краткое содержание произведения

Оригинальностью мысли, реалистичностью сюжета и правдивостью истории отличается «Котлован» Андрея Платонова. Вместо вымышленных веселых будней тружеников автор описал боль и трагедию человека.Суров…

Искусство и развлечения
Образ дома в романе «Белая гвардия» М. А. Булгакова. Краткое содержание, главные герои

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний у…

Искусство и развлечения
Произведение «Белла» Лермонтова. Краткое содержание сюжета

Штабс-капитан в годах Максим Максимыч много лет служил на Кавказе и хорошо знал обычаи и жизнь горцев. Остановив свой караван с обозом на привал, он решил рассказать своему собеседнику очень грустную и неприятнейшую и…

Искусство и развлечения
«Сокровенный человек» Платонова: краткое содержание повести

Андрей Платонов — автор, который является признанным в отечественной литературе мастером слова. В этой статье мы расскажем вам о произведении «Сокровенный человек» Платонова. Краткое содержание познакомит вас с этой п…

Искусство и развлечения
Произведение «Бахчисарайский фонтан»: краткое содержание

Поэмы Пушкина представляют огромный интерес не только с художественной, но и с точки зрения изучения эволюции его литературных вкусов. В частности, в свое время поэт очень увлекался творчеством Байрона и написал неско…

Искусство и развлечения
И. А. Гончаров. Краткое содержание «Обломова» по главам

Эта статья представляет собой краткое содержание «Обломова&raqu…

Искусство и развлечения
«Чевенгур: краткое содержание. «Чевенгур» — роман русского писателя А. Платонова

Предлагаем вам познакомиться с одним из самых известных произведений Андрея Платоновича Платонова. Речь идет о социально-философском романе, в первой редакции озаглавленном «Строители весны». Сегодня это произведение …

Источник: http://monateka.com/article/128129/

Андрей Платонов — Усомнившийся Макар

Андрей Платонов

Усомнившийся Макар

Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся — товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и, благодаря уму, руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу. Зато все население деревни говорило про Льва Чумового, когда он шел где-либо мимо:

— Вон наш вождь шагом куда-то пошел, завтра жди какого-нибудь принятия мер… Умная голова, только руки пустые. Голым умом живет…

Макар же, как любой мужик, больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах, потому что у него была, по заключению товарища Чумового, порожняя голова.

Не взяв разрешения у товарища Чумового, Макар организовал однажды зрелище — народную карусель, гонимую кругом себя мощностью ветра. Народ собрался вокруг Макаровой карусели сплошной тучей и ожидал бури, которая могла бы стронуть карусель с места.

Но буря что-то опаздывала, народ стоял без делов, а тем временем жеребенок Чумового сбежал в луга и там заблудился в мокрых местах.

Если б народ был на покое, то он сразу поймал бы жеребенка Чумового и не позволил бы Чумовому терпеть убыток, но Макар отвлек народ от покоя и тем помог Чумовому потерпеть ущерб.

Чумовой сам не погнался за жеребенком, а подошел к Макару, молча тосковавшему по буре, и сказал:

— Ты народ здесь отвлекаешь, а у меня за жеребенком погнаться некому…

Макар очнулся от задумчивости, потому что догадался. Думать он не мог, имея порожнюю голову над умными руками, но зато он мог сразу догадываться.

— Не горюй, — сказал Макар товарищу Чумовому, — я тебе сделаю самоход.

— Как? — спросил Чумовой, потому что не знал, как своими пустыми руками сделать самоход.

— Из обручей и веревок, — ответил Макар, не думая, а ощущая тяговую силу и вращение в тех будущих веревках и обручах.

— Тогда делай скорее, — сказал Чумовой, — а то я тебя привлеку к законной ответственности за незаконные зрелища.

Но Макар думал не о штрафе — думать он не мог, — а вспоминал, где он видел железо, и не вспомнил, потому что вся деревня была сделана из поверхностных материалов: глины, соломы, дерева и пеньки.

Бури не случилось, карусель не шла, и Макар вернулся ко двору.

Дома Макар выпил от тоски воды и почувствовал вяжущий вкус той воды.

«Должно быть, оттого и железа нету, — догадался Макар, — что мы его с водой выпиваем.»

Ночью Макар полез в сухой, заглохший колодезь и прожил в нем сутки, ища железа под сырым песком.

На вторые сутки Макара вытащили мужики под командой Чумового, который боялся, что погибнет гражданин помимо фронта социалистического строительства. Макар был неподъемен — у него в руках оказались коричневые глыбы железной руды.

Мужики его вытащили и прокляли за тяжесть, а товарищ Чумовой пообещал дополнительно оштрафовать Макара за общественное беспокойство.

Однако Макар ему не внял и через неделю сделал из руды железо в печке, после того как его баба испекла там хлебы. Как он отжигал руду в печке, — никому не известно, потому что Макар действовал своими умными руками и безмолвной головой. Еще через день Макар сделал железное колесо, а затем еще одно колесо, но ни одно колесо само не поехало: их нужно было катить руками.

Пришел к Макару Чумовой и спрашивает:

— Сделал самоход вместо жеребенка?

— Нет, — говорит Макар, — я догадывался, что они бы должны сами покатиться, а они — нет.

— Чего же ты обманул меня, стихийная твоя голова! — служебно воскликнул Чумовой. — Делай тогда жеребенка!

— Мяса нет, а то бы я сделал, — отказался Макар.

— А как же ты железо из глины сделал? — вспомнил Чумовой.

— Не знаю, — ответил Макар, — у меня памяти нет.

Чумовой тут обиделся.

— Ты что же, открытие народнохозяйственного значения скрываешь, индивид-дьявол! Ты не человек, ты единоличник! Я тебя сейчас кругом оштрафую, чтобы ты знал, как думать!

Макар покорился:

— А я ж не думаю, товарищ Чумовой. Я человек пустой.

— Тогда руки укороти, не делай, чего не сознаешь, — упрекнул Макара товарищ Чумовой.

— Ежели бы мне, товарищ Чумовой, твою голову, тогда бы я тоже думал, — сознался Макар.

— Вот именно, — подтвердил Чумовой. — Но такая голова одна на все село, и ты должен мне подчиниться.

И здесь Чумовой кругом оштрафовал Макара, так что Макару пришлось отправиться на промысел в Москву, чтобы оплатить тот штраф, оставив карусель и хозяйство под рачительным попечением товарища Чумового.

* * *

Макар ездил в поездах десять лет тому назад, в девятнадцатом году. Тогда его везли задаром, потому что Макар был сразу похож на батрака, и у него даже документов не спрашивали. «Езжай далее, — говорила ему, бывало, пролетарская стража, — ты нам мил, раз ты гол».

Нынче Макар, так же как и девять лет тому назад, сел в поезд не спросясь, удивившись малолюдью и открытым дверям. Но все-таки Макар сел не в середине вагона, а на сцепках, чтобы смотреть, как действуют колеса на ходу. Колеса начали действовать, и поезд поехал в середину государства в Москву.

Поезд ехал быстрее любой полукровки. Степи бежали навстречу поезду и никак не кончались.

«Замучают они машину, — жалел колеса Макар. — Действительно, чего только в мире нет, раз он просторен и пуст».

Руки Макара находились в покое, их свободная умная сила пошла в его порожнюю емкую голову, и он стал думать. Макар сидел на сцепках и думал, что мог. Однако долго Макар не просидел. Подошел стражник без оружия и спросил у него билет.

Билета у Макара с собой не было, так как, по его предположению, была советская, твердая власть, которая теперь и вовсе задаром возит всех нуждающихся. Стражник-контролер сказал Макару, чтобы он слезал от греха на первом полустанке, где есть буфет, дабы Макар не умер с голоду на глухом перегоне.

Макар увидел, что о нем власть заботится, раз не просто гонит, а предлагает буфет, и поблагодарил начальника поездов.

На полустанке Макар все-таки не слез, хотя поезд остановился сгружать конверты и открытки из почтового вагона. Макар вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше.

Читайте также:  Краткое содержание перро рике с хохолком точный пересказ сюжета за 5 минут

«Чем вещь тяжелее, — сравнительно представлял себе Макар камень и пух, — тем оно далее летит, когда его бросишь; так и я на поезде еду лишним кирпичом, чтобы поезд мог домчаться до Москвы».

Не желая обижать поездного стражника, Макар залез в глубину механизма, под вагон, и там лег на отдых, слушая волнующуюся скорость колес. От покоя и зрелища путевого песка Макар глухо заснул и увидел во сне, будто он отрывается от земли и летит по холодному ветру. От этого роскошного чувства он пожалел оставшихся на земле людей.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/43195-andrey-platonov-usomnivshiysya-makar.html

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

/ Сочинения / Платонов А.П. / Разное / Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

  Скачать сочинение

    Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нем личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова. Писатель выступал против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие “массы”, покорные режиму. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов и своеобразием авторского языка.

    Эта тема косвенно затронута в рассказе “Усомнившийся Макар”, написанном Платоновым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях. “Нормальный мужик” Макар Ганушкин отправился в Москву, “чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей”.

Он задается вопросом: “Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?” Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мертв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.

    Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных людях, Макар пошел туда бороться за “общебедняцкое дело”. В результате он сам, как свежий человек из “низов”, был принят в ряды чиновников. Так поиски истины закончились у Макара обретением теплого местечка, где уже совсем не хотелось думать о тех самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь…

    История Макара Ганушкина — это рассказ о том, как “нормальный мужик” превращается в обезличенного служащего. Платонов пытается сказать тем самым, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними.

Платонов же видит такой выход: “Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи”.     Интересное развитие этой темы мы видим в романе “Чевенгур”.

Это произведение об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о “строителях страны”, об их идеях, мыслях и переживаниях. Главный герой романа — Александр Дванов — отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм.

По дороге он встречается с бывшим командиром “полевых большевиков” Степаном Копенкиным, мечтающим о всеобщем равенстве и об освобождении от “живых врагов коммунизма” мертвого тела Розы Люксембург. Они вместе направляются в Чевенгур.     И вот они уже в “революционном заповеднике”. Коммунизм установлен в Чевенгуре декретом Чепурного и его товарищей.

Чевенгурцы живут беззаботно, они не трудятся — труд “способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению”. Одной лишь силой веры чевенгурцы стремятся приблизить реальный коммунизм. Пока же в городе царят лишь отдельные его признаки — абсолютное равенство, понимаемое скорее как одинаковость физическая, умственная и духовная, а также взаимное обожание товарищей.

    Их руководители — Чепурной и его идеологический помощник Прокофий видят скорейшее приближение коммунизма в полном уничтожении “густой мелкой буржуазии”, населявшей город. К буржуазии же причислялся всякий, кто не рвался “обнять товарища” и “затихнуть в счастье полного душевного коммунизма”.

    В “Чевенгуре” Платонов показывает, как изначально светлые помыслы, забота о всеобщем благе вырождаются в свою противоположность: деление людей на “наших” и “не наших” и травлю последних. Самоуправство идеологов — людей номер один в тоталитарном государстве — не имеет границ.

Вот, к примеру, Прокофий, “имевший все сочинения Карла Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию как хотел — в зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки”. И мы видим, к чему привело такое идеологическое руководство в Чевенгуре.

Коммунары с уверенностью и воодушевлением борются с “буржуазным элементом”: “Буржуев в Чевенгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа”. Товарищи уже все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, имущество, ведущее к неравенству и эксплуатации, уничтожили.

Но так и не дождались они первого утра “нового века” — коммунизм не наступил…     Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению “нового века”. Чевенгур разрушается каким-то страшным вражеским отрядом. Роман заканчивается дорогой, открытостью в будущее, надеждой.

Андрей Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность друг от друга “не слишком далеко” и “не слишком близко”. Своим гротескным произведением Платонов выступил против нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная невозможна. Такое равенство остановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит автор.

    Тема, вынесенная в название сочинения, во всей полноте раскрывается Платоновым также в повести “Котлован”, написанной в 1929—30 гг., или, как говорится в самой повести, в “светлый момент обобществления имущества”. Главный герой “Котлована” Вощев, подобно Усомнившемуся Макару, задумался и засомневался в справедливости всего происходящего вокруг. А вокруг происходит вот что.

Герои повести согласно директиве сверху безостановочно роют Яму. При этом Котлован даже не углубляется и не принимает тех форм, которые напомнили бы конфигурацию будущего фундамента. Он просто расползается по земле — сначала вчетверо, а затем — благодаря стараниям исполнителей, в шесть раз. Создается впечатление, что Котлован будет распространяться до бесконечности.

Вот об этом и думает главный герой.     Задумавшийся “среди общего темпа труда” Вощев — фигура не только не нужная, но и вредоносная: он сомневается в “генеральной линии”, ищет собственную дорогу к истине. Вощев описан Платоновым как народный философ-правдоискатель.

В то же время он представитель первого поколения советской интеллигенции, призванной занять место уничтоженного старого культурного слоя. В “Котловане” показан также один чудом уцелевший интеллигент-инженер Прушевский, внутренне подготовивший себя к самоубийству и живший на строительстве “предсмертной, равнодушной жизнью”. Оба эти героя не могут найти смысла в той работе, которую они вынуждены делать.     Девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: “Зачем… теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?” Платонов пытается понять, что движет людьми, продолжающими рыть яму, несмотря на то, что их мечта уже похоронена. Он пишет, что кто-то Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачевых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. Заменить “упраздненного Бога” должен был массовый психоз — поклонение вождю тоталитарного режима. Именно об этом повесть Платонова. Человек в поисках истины постоянно натыкается на слепую силу всеобщего психоза, на авторитарность.

    Личность не может развиваться в тоталитарном государстве. Андрей Платонов всем своим творчеством пытался сказать, что государство не должно стоять над человеком, а людей нельзя стричь под одну гребенку.

Иначе история остановится, а светлые мечты о коммунизме превратятся в свою противоположность. Так оно и произошло…

Творческий путь самого писателя, программные произведения которого были опубликованы в нашей стране спустя более чем полвека после их написания, лишний раз доказывает, что в тоталитарном государстве нет места свободно мыслящему человеку.

7379 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Платонов А.П. / Разное / Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00073201184864024907

Проблема личности и тоталитарного государства в произведениях Андрея Платонова

Тему человека и тоталитарного государст­ва, подавляющего в нем личность, можно на­звать центральной в творчестве Андрея Пла­тонова. Писатель выступал против объедине­ния отдельных людей, индивидуальностей в безликие «массы», покорные режиму. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, ярких символичностью образов и своеобразием авторского языка.

Эта тема косвенно затронута в рассказе «Усомнившийся Макар», написанном Плато­новым в 1929 году. В нем автор показывает зарождение бюрократизма — машины, сто­ящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждени­ях. «Нормальный мужик» Макар Ганушкин отправился в Москву, «чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей».

Он задается вопросом: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был ну­жен?» Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мертвый идол верховной власти. Уже в этом рассказе Платонов ста­вит вопрос о ценности-идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного раз­вития.

Идол мертв, потому что мертва лю­бая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.

Услышав в дурдоме про статью Ленина о сидящих в учреждениях враждебных лю­дях, Макар пошел туда бороться за «обще­бедняцкое дело». В результате он сам, как свежий человек из «низов», был принят в ря­ды чиновников. Так поиски истины закончи­лись у Макара обретением теплого местеч­ка, где уже совсем не хотелось думать о тех самых трудящихся, ради интересов которых он двинулся в путь…

История Макара Ганушкина — это рассказ о том, как «нормальный мужик» превраща­ется в обезличенного служащего.

Платонов пытается сказать тем самым, что государст­во, провозгласившее себя народным, со­здает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними.

Платонов же видит такой выход: «Отпустить бы всех людей из учреж­дений на свободу, чтобы они наделали по­больше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и да­бы они сами перестали поедать чужие мяг­кие вещи».

Интересное развитие этой темы мы видим в романе «Чевенгур». Это произведение об Октябрьской революции в центральных гу­берниях России, о людях, которые защища­ли революцию в гражданской войне, о «строителях страны», об их идеях, мыслях и переживаниях.

Главный герой романа — Александр Дванов — отправляется в город Чевенгур, где образовался полный комму­низм.

По дороге он встречается с бывшим командиром «полевых большевиков» Степа­ном Копенкиным, мечтающим о всеобщем равенстве и об освобождении от «живых врагов коммунизма» мертвого тела Розы Люксембург. Они вместе направляются в Чевенгур.

И вот они уже в «революционном заповед­нике». Коммунизм установлен в Чевенгуре декретом Чепурного и его товарищей. Чевенгурцы живут беззаботно, они не трудят­ся — труд «способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению».

Читайте также:  Краткое содержание оперы хованщина мусоргский точный пересказ сюжета за 5 минут

Од­ной лишь силой веры чевенгурцы стремятся приблизить реальный коммунизм.

Пока же в городе царят лишь отдельные его призна­ки — абсолютное равенство, понимаемое скорее как одинаковость физическая, умст­венная и духовная, а также взаимное обожа­ние товарищей.

Их руководители — Чепурной и его идео­логический помощник Прокофий видят ско­рейшее приближение коммунизма в полном уничтожении «густой мелкой буржуазии», населявшей город. К буржуазии же причис­лялся всякий, кто не рвался «обнять товари­ща» и «затихнуть в счастье полного душев­ного коммунизма».

В «Чевенгуре» Платонов показывает, как изначально светлые помыслы, забота о все­общем благе вырождаются в свою противо­положность: деление людей на «наших» и «не наших» и травлю последних. Самоуправ­ство идеологов — людей номер один в тота­литарном государстве — не имеет границ.

Вот, к примеру, Прокофий, «имевший все сочинения Карла Маркса для личного упо­требления, формулировал всю революцию как хотел — в зависимости от настроения Клавдюши и объективной обстановки». И мы видим, к чему привело такое идеологичес­кое руководство в Чевенгуре.

Коммунары с уверенностью и воодушевлением борются с «буржуазным элементом»: «Буржуев в Че­венгуре перебили прочно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреля­на душа».

Товарищи уже все сделали для прихода коммунизма: гадов перебили, иму­щество, ведущее к неравенству и эксплуата­ции, уничтожили. Но так и не дождались они первого утра «нового века» — коммунизм не наступил…

Дальнейшие события романа показывают нам отношение автора к описываемому им построению «нового века». Чевенгур разру­шается каким-то страшным вражеским от­рядом. Роман заканчивается дорогой, от­крытостью в будущее, надеждой.

Андрей Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность друг от друга «не слишком далеко» и «не слишком близко». Своим гро­тескным произведением Платонов вы­ступил против нивелирования личности. Одинаковость физическая, умственная и духовная невозможна.

Такое равенство ос­тановило бы всякое развитие, саму жизнь, говорит автор.

Тема, вынесенная в название сочинения, во всей полноте раскрывается Платоновым также в повести «Котлован», написанной в 1929—1930 годах, или, как говорится в са­мой повести, в «светлый момент обобще­ствления имущества». Главный герой «Кот­лована» Вощев, подобно Усомнившемуся Макару, задумался и засомневался в спра­ведливости всего происходящего вокруг. А вокруг происходит вот что.

Герои повести согласно директиве сверху безостановочно роют Яму. При этом Котлован даже не углуб­ляется и не принимает тех форм, которые напомнили бы конфигурацию будущего фундамента. Он просто расползается по земле — сначала вчетверо, а затем — бла­годаря стараниям исполнителей, в шесть раз. Создается впечатление, что Котлован будет распространяться до бесконечности.

Вот об этом и думает главный герой.

Задумавшийся «среди общего темпа тру­да» Вощев — фигура не только не нужная, но и вредоносная: он сомневается в «гене­ральной линии», ищет собственную дорогу к истине. Вощев описан Платоновым как на­родный философ-правдоискатель.

В то же время он представитель первого поколения советской интеллигенции, призванной за­нять место уничтоженного старого культур­ного слоя.

В «Котловане» показан также один чудом уцелевший интеллигент-инже­нер Прушевский, внутренне подготовивший себя к самоубийству и живший на строи­тельстве «предсмертной, равнодушной жизнью». Оба эти героя не могут найти смысла в той работе, которую они вынужде­ны делать.

Девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «За­чем… теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет ма­ленького, верного человека, в котором исти­на стала бы радостью и движением?» Плато­нов пытается понять, что движет людьми, продолжающими рыть яму, несмотря на то, что их мечта уже похоронена.

Он пишет, что кто-то один (или несколько) вынул из чело­веческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачовых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. Заменить «упраздненного Бога» должен был массо­вый психоз — поклонение вождю тоталитар­ного режима. Именно об этом повесть Пла­тонова.

Человек в поисках истины постоян­но натыкается на слепую силу всеобщего психоза, на авторитарность.

Личность не может развиваться в тотали­тарном государстве. Андрей Платонов всем своим творчеством пытался сказать, что го­сударство не должно стоять над человеком, а людей нельзя стричь под одну гребенку.

Иначе история остановится, а светлые меч­ты о коммунизме превратятся в свою проти­воположность. Так оно и произошло…

Твор­ческий путь самого писателя, программные произведения которого были опубликованы в нашей стране спустя более чем полвека после их написания, лишний раз доказыва­ет, что в тоталитарном государстве нет мес­та свободно мыслящему человеку.

Источник: http://lit-helper.com/p_problema_lichnosti_i_totalitarnogo_gosudarstva_v_proizvedeniyah_andreya_platonova

А. П. Платонов, «Фро», «Усомнившийся Макар», «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение», повесть «Котлован»

Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов; 1899–1951) – советский писатель и драматург, самобытный по стилю и языку советский литератор первой половины XX века.

В рассказе «Фро» (краткое содержание) Платонов воплощает одну из своих излюбленных идей о том, что человек должен жить ради дела, а не ради мирских утех.

Так жили наши предки из поколения в поколение. Так назначено жить и нам.

Не случайно в разговоре с дочерью отец Фроси рассказывает о том, как ждала его с работы жена, и говорит о том, что и Фросе надо так преданно ждать мужа.

Тему человека и тоталитарного государства, подавляющего в нём личность, можно назвать центральной в творчестве Андрея Платонова, выступавшего против объединения отдельных людей, индивидуальностей в безликие «массы», покорные режиму.

Эта тема косвенно затронута в рассказе «Усомнившийся Макар», написанном Платоновым в 1929 году. В нём автор показывает зарождение бюрократизма – машины, стоящей над человеком и обезличивающей всех, кто приобщается к труду в учреждениях.

Макар Ганушкин отправился в Москву, «чтобы добывать себе жизнь под золотыми головами храмов и вождей». Он задаётся вопросом: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» Ответа нет ни в жизни, ни во сне, где ему приснился мёртвый идол верховной власти.

Уже в этом рассказе Платонов ставит вопрос о ценности идеи, оторванной от интересов человека, его гармоничного развития. Идол мёртв, потому что мертва любая мысль, направленная на разрушение личности, убежден писатель.

История Макара Ганушкина – это рассказ о том, как «нормальный мужик» превращается в обезличенного служащего.

Платонов показывает, что государство, провозгласившее себя народным, создает государственную машину, которая на самом деле не защищает интересы людей, а стоит над ними.

Из этой ситуации писатель же видит такой выход: «Отпустить бы всех людей из учреждений на свободу, чтобы они наделали побольше съедобных, носильных и жилищных вещей, дабы никто не серчал от нужды и дабы они сами перестали поедать чужие мягкие вещи».

«Река Потудань» – реалистическая повесть, написанная в 1936 году, – является одним из центральных произведений в творчестве писателя.

Сюжет повести

В годы Гражданской войны Андрей Платонов работал машинистом на паровозе, поэтому в рассказе «В прекрасном и яростном мире» со знанием дела повествует о трудностях этой работы.

Машинист курьерского поезда Мальцев всю жизнь отдал работе, никто не знал и не чувствовал машины так, как он. Поэтому, когда в очередной поездке на дороге произошло ЧП – разряд молнии ослепил Мальцева, – он уверенно продолжал вести машину.

Ослепший, он видел ту дорогу, по которой постоянно курсировал, семафоры работали, машина слушалась, хотя впереди, на пути несущегося курьерского поезда, стоял другой состав.

Неминуемой катастрофы удалось избежать: помощник Мальцева Константин, от лица которого ведётся повествование, остановил поезд.

Мальцева осудили за то, что он «сознательно» рисковал жизнью сотен человек, едущих в поезде.

Доказать, что Мальцев временно ослеп, было практически невозможно, так как машинист говорил: «Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своем уме, в воображении.

На самом деле я был слепой, но я этого не знал…» По счастливому стечению обстоятельств Мальцев получает свободу. Но каким образом? С ним проводят эксперимент: повторно ослепляют молнией искусственно созданной установкой Тесла.

Мальцев получает свободу и слепнет, кажется, навсегда.

И здесь ему помогает Константин – берёт с собой в дорогу, позволяет слепому Мальцеву управлять машиной и – чудо! – Мальцев прозрел.

Рассказ «Возвращение» (краткое содержание) увидел свет в 1946 году в журнале «Новый мир» под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.

Главным героем является прослуживший всю войну и вернувшийся домой гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов.

Герои произведения:

  • Любовь Васильевна, жена Алексея Алексеевича;
  • Петрушка, их сын, которому идёт 12-й год;
  • Настя, их дочь, которая была настолько мала, когда отец уходил на фронт, что даже не помнит его.

Эпизодические и внесценические персонажи рассказа:

  • девушка Маша;
  • дядя Семён, Семён Евсеевич, о котором мы слышим от Насти и от Любови Васильевны;
  • инструктор райкома, о котором рассказывает Любовь Васильевна;
  • дядя Харитон, его жена, о которых рассказывает Петрушка.

Идея произведения – показать, что человек ради семьи, ради детей, ради счастья должен уметь прощать.

Рассказ принадлежит к числу ключевых произведений Платонова, отражающих стержневой в его творчестве сюжетный мотив возвращения, причём, что характерно для Платонова, – возвращения, отменяемого новым уходом (и, в данном случае, новым возвращением). Другой принципиальный для Платонова мотив, нашедший отражение в рассказе, – мотив отвыкания и привыкания.

«Котлован» (краткое содержание) – антиутопическая повесть Андрея Платонова, написанная в 1930 году.

Сюжет. Повесть «Котлован» – это социальная притча, философский гротеск, жёсткая сатира на СССР времён первой «пятилетки»

В повести группе строителей дано задание построить так называемый «общепролетарский дом», цель которого – стать первым кирпичиком в утопическом городе будущего.

Однако строительство заканчивается на котловане будущего фундамента дома, дальше дело не идёт, и к строителям приходит понимание тщетности создания чего-либо нового на обломках уничтоженного старого, а возможно, и осознание того, что цель не всегда оправдывает средства.

На другом плане сюжета повести бездомная девочка Настя, являющаяся воплощением будущего, будущих жильцов дома, живущая на стройке (что символично, ввиду отсутствия кроватей строители подарили девочке два гроба, отобранных ими предварительно у бедных крестьян, – один в качестве кровати, второй – в качестве коробки для игрушек), умирает, так и не дождавшись постройки общего дома для всех: светлая когда-то утопия, логически зайдя в тупик, неотвратимо превращается в жёсткую антиутопию.

Повесть показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя тогдашнего СССР. Текст описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи.

Жёстко утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён изображены ярко и выразительно. Несмотря на гротескность описания и иносказания в тексте, в повести отражены многочисленные элементы реального быта в эпоху Сталина.

Повесть не была опубликована при жизни Платонова и до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом.

Использованы статьи:

1. Платонов, Андрей Платонович

2. Река Потудань (повесть)

3. Возвращение (рассказ)

4. Котлован (повесть)

Источник: https://www.itest.kz/lekciya_a_p_platonov_fro_usomnivshijsya_makar_reka_potudan_v_prekrasnom_i_yarostnom_mire_vozvrashenie_povest_kotlovan_ru

Ссылка на основную публикацию