Краткое содержание журавлёнок и молнии крапивина точный пересказ сюжета за 5 минут

Журавлёнок и молнии, сюжет

Краткое содержание Журавлёнок и молнии Крапивина точный пересказ сюжета за 5 минут

Название Журавлёнок и молнии
Жанр роман для детей и взрослых
Автор Владислав Крапивин
Язык оригинала русский
Написан 1981

Журавлёнок и молнии — роман Владислава Крапивина для детей и взрослых, написанный в 1981 году. Первоначально печатался в журнале «Пионер».

Сюжет

В маленьком городе Картинске живёт одиннадцатилетний Юра Журавин, по прозвищу Журка. Отец у него — шофёр, мать — машинистка, любимое занятие которой — шить костюмы. В областном центре живёт дед со стороны матери. Журка видится с дедом редко по причине непростых отношений, сложившихся между дедом и отцом Журки.

Тем летом, когда Журка переходит в пятый класс, дед умирает. После него остаётся квартира. Родители Журки принимают решение переехать в эту квартиру, тем более что в Картинске они живут в коммуналке, а квартира деда — не только отдельная, но ещё и двухкомнатная.

Квартира, в которую они переехали, оказывается полна книг — дед в течение многих лет коллекционировал книги. В комнате, где поселился Журка, стоит стеллаж, полный книг, которые дед завещал лично Журке.

Среди этих книг много старинных, изданных в прошлые века, и Журка проникается романтикой тех эпох.

Отец не понимает увлечения сына пыльными фолиантами, считая, что намного практичнее было бы продать все эти книги и на вырученные деньги обставить квартиру по-человечески.

Листая «Трёх мушкетёров», Журка обнаруживает письмо, которое дед написал ему незадолго до своей кончины. В письме дед призывает Журку быть настойчивым и не бояться идти против мнения других, если он уверен, что он прав.

В первые же три дня Журка знакомится со своей ровесницей Иринкой — дочерью местного художника, а также с сыном милиционера Горькой (сокращённо от Горислав), который в своё время очень дружил с Журкиным дедом. У Горьки трудная жизнь, так как отец воспитывает его сурово и порет за проступки — покойный дед Журки не раз укрывал Горьку, когда у того случался очередной конфликт с отцом.

В тот же день после знакомства Журки с Горькой с последним происходит неприятность — местная шпана под началом Капрала рекрутирует Горьку, чтобы тот украл для них из магазина бутылку коньяка. Горька попадается на месте преступления и оказывается в отделении милиции.

Узнав, что Горька — сын милиционера, из милиции его отпускают и звонят отцу, чтобы тот разобрался со своим сыном сам. Журка знает, что его новому товарищу предстоит жестокая порка, и вступается за него, объясняя Горькиному отцу, что Горьку занялся воровством из-за наущения Капрала и его компании, а отнюдь не по собственной инициативе.

Это избавляет Горьку от возмездия, но сам Журка в тот же день попадается в плен компании Капрала. Однако, вопреки Журкиным опасениям, Капрал предотвращает расправу над Журкой и пытается объяснить ему, что тот ошибается лишь в одном — вина Горьки, по мнению Капрала, была не в том, что тот занялся воровством, а в том, что попался.

Всевозможными же мелкими хищениями и взятками, по мнению Капрала, занимаются абсолютно все и никто не считает это неправильным. Когда Журка не верит, Капрал называет его идеалистом и отпускает с миром.

Источник: http://www.cultin.ru/books-zhuravljonok-i-molnii

Журавленок и молнии

Команда: г. Березовский, Гимназия №5

Размышления о прочитанном Роман Владислава Крапивина «Журавленок и молнии», написанный в 1981 году, я советую прочитать всем. Почему? На мой взгляд, книга учит нас жить правильно, рассматривать всевозможные ситуации с различных сторон. Прочитав роман, я убедился, что все держится на правде, справедливости. А мы, каждый из нас, и взрослые, и дети, должны уметь исправлять свои ошибки, должны уметь нести ответственность друг за друга. Эта книга о настоящей дружбе, о любви, о взаимовыручке. Я бы главного героя, Юру Журавина, назвал рыцарем.

В главном герое этого романа, адресованного взрослым и детям, Юрии Журавине, я увидел то, чего не видел ни в одном герое какого-либо другого произведения. А самое главное, я понял, что мы с ним очень похожи.

В Журке я увидел некоторые черты своего характера, понял то, что я и он мыслим очень схоже. Как мне показалось, для своих лет Журка очень хорошо развит.

Возможно, это черта детей прошлого, поскольку сейчас таких как он осталось очень мало.

А как Журка относится к ситуациям или иначе говоря «молниям»? Приведу одну из его цитат: «От грозы можно закрыть окна, поставить громоотводы. А если беда врывается к тебе при ясном небе… Это не молнии, которые в тучах. Это черные молнии. Каждая такая беда – черная молния. Знать бы, как их отбивать»

Никто не знает, когда ударит молния. Но молния бьет, ударяет. Ударяет слепо и неотвратимо. Так и беда, как молния, приходит неожиданно.

Как не сломаться, не упасть духом, как выстоять в трудную минуту, остаться самим собой, никого не предать? Как при этом найти в себе силы помочь другому, когда тебе тяжело самому? На эти вопросы отвечает Юра Журавин своим поведением, своими поступками.

Приведу в пример четверостишие неизвестного мне автора, строки которого меня глубоко затронули и созвучны моим мыслям и убеждениям: И, словно крохотный кораблик, Гонимый ветром по волнам, Наивный маленький Журавлик Привык решать проблемы сам…

Я уверен, с Журки надо брать пример! Мне кажется, что автор, вкладывая в уста своего героя такие слова, хотел нам показать, что ситуация рассматривается как будто со стороны, учит нас подходить к решению наших проблем.

Это касается Журки. Но в романе есть и другие герои, совсем противоположные. Это Капрал и его компания. С одной стороны, Капрал – лидер шайки хулиганов, а с другой – иногда проявляет и отзывчивость.

Журка говорил: «Как плохо, если родной человек обижается, а враг жалеет». Можно сравнить Капрала и его компанию с пастухом и стадом. Но как печально, что таких людей много и по сей день. К сожалению, мы можем их встретить и на своем пути.

И как трудно нам будет разобраться: кто есть кто?

Роман мне понравился еще и тем, что учит нас не зацикливаться на неприятностях, а стремиться к хорошему, светлому, доброму, «учиться летать высоко и смело».

Мне понравилась мысль Журки о связи времен и географических местоположений. «Они (книги) как люди, которые связали разные поколения людей. Это старые мудрые книги. В них есть душа».

Журка сказал про книги: «Они живые…», но и «…все ручьи и реки текут в моря и океаны, а значит, опустив руки в Каменку, можно соединить себя с водами Атлантики и южных морей…».

Честно скажу, что о таком до прочтения книги я даже и не задумывался. А сейчас мне эта мысль запомнится надолго.

Автор показывает и взаимоотношения между героями, заставляет задуматься об отношениях между людьми. Очень часто «когда нам плохо, мы забываем, что кому-то может быть еще хуже», «прошлая жизнь, если ее не забывать, навсегда остается с человеком. И друзья, которые были, остаются навсегда».

Очень интересны для меня и взаимоотношения Журки с отцом. Я спрашиваю себя: всегда ли нас понимают взрослые? А мы можем объяснить их поступки, есть ли у нас желание понять их? Ведь Журка любил и любит отца, а отец – его. Они оба мучаются, но никто из них не решается сделать первый шаг.

И только случай – дорога в аэропорт – помирил близких людей, отца и сына. Та ситуация, когда камень рассек щеку отцу Журки, пробив лобовое стекло, разрешила их конфликт. Отступили все обиды друг на друга, недосказанности. Журка почувствовал страх – страх за отца, которого он любил и ненавидел одновременно.

И отец попросил прощения у сына. А Журка, как мне кажется, ждал извинений от отца. И получается, что и взрослые, и мы, подростки, носим обиды в себе, ненавидим родного человека. А когда «ударяет молния» и мы можем потерять близкого нам и родного человека, оказывается, что мы готовы простить ему все.

Я думаю, что попросить прощения, извиниться может только сильный человек. Как же этому научиться сейчас?

Книга заставила меня задуматься, а как поступил бы я, если бы оказался в ситуациях, подобных Журкиным.

Главный герой смелый, преданный, честный, справедливый и гордый! Юра Журавин учит нас верности и дружбе, тому, что жизнь дает выбор пути и только от нас зависит, каким он будет, наш путь! Эта книга учит добру, учит тому, что в жизни не только радости, но и горе, трудности. И сюжет романа показал, какими разными, многогранными, сложными, противоречивыми могут быть одни и те же люди. Значит, и во мне может соединяться добро и зло…?

Всего только один год из жизни Журки показал нам автор, а сколько поучительных поступков, уроков может вынести для себя каждый, кто прочтет эту книгу! И, если оклик Журавленка Услышишь ты издалека, Ты поспеши к нему на помощь: Ему нужна твоя рука! Книги – наши лучшие друзья и наставники. Как мне кажется, герои произведений Крапивина никого не оставят равнодушными и запомнятся на всю жизнь. Я-то точно не забуду эту книгу никогда и дальше буду интересоваться книгами Командора!

Егор Крашенинников, 8-а класс. БМАОУ «Гимназия №5», г. Березовский

Источник: http://bookmix-2011.blogspot.com/2016/04/blog-post_23.html

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Маленький Юрик Журавин, благодаря дедушке, очень полюбил книги. Каждую страничку в своей коллекции он знал наизусть. И не мог понять, что эти книги ценны не только воспоминаниями о пожилом человеке, не только тем, что переходили из рук в руки не один десяток лет, обрастая своей собственной историей… Оказывается, их ценность можно измерить и вполне прозаично — звонкой монетой.

Еще Журавленок дружит с девочкой и играет в школьном театре. И параллельно истории героя реального Крапивин рассказывает историю героя сказочного.

Книга о дружбе, первой любви, отношениях отцов и детей. И, конечно же, о книгах. Старых и новых. Тех, которые уже написаны и тех, которые только предстоит написать.

Примечание:

Год написания — 1981

Первая публикация: журнал «Пионер» 1982 г., №1-3, 9-11 , 1983 г. №1-4.

На основе третьей части романа Владиславом Крапивиным написана пьеса «Еще одна сказка о Золушке».

Входит в:

— журнал «Пионер 1982'01», 1982 г.

— журнал «Пионер 1983'01», 1983 г.

— журнал «Пионер 1983'02», 1983 г.

— журнал «Пионер 1983'04», 1983 г.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 254

Активный словарный запас: низкий (2536 уникальных слов на 10000 слов текста)

Читайте также:  Краткое содержание гоголь рим точный пересказ сюжета за 5 минут

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Страницы: 12

Kriptozoy, 30 марта 2009 г.

Эта история про мальчика Юру Журавина вылилась в полноценный роман, на триста с лишним страниц. Роман один из лучших в творчестве писателя. Роман, написанный уже зрелым, профессиональным автором, в творческом багаже которого насчитывались уже десятки произведений. Стиль отточенный, легко узнаваемый и от этого при чтении двойное удовольствие.

Эту книгу я читал ещё в раннем детстве, когда произведения Крапивина читал просто запоем. С тех пор часто перечитывал.

Для того, чтобы освежить впечатления, для того, чтобы окунуться в атмосферу детства, для того, чтобы просто вдоволь насладиться языком писателя, его манерой повествования, его взглядами на жизнь и её проблемы, пропущенными через призму мальчишеского сознания и от того такими понятными и волнующими.

Этот роман имеет основную сюжетную линию, экскурсы в прошлое, завязку, сверхидею, её раскрытие и такую душещипательную кульминацию. И всё это нисколько не делает книгу тяжеловесной и непростой для восприятия.

Наоборот, автор так крепко связал в своем произведении сотни ниточек, что в итоге получилось нечто абсолютно гармоничное, абсолютно цельное и невероятно правдивое.

Роман заряжает своей дерзкой энергетикой, он просто пронизан некой лирикой и поэзией, в нем много боли, боли телесной и душевной, много грусти и того, чего никак нельзя изменить, он очень взрослый, но в то же время любой взрослый, читая его, перестает быть взрослым и излечивается душой.

И несмотря на всё это, слезы, которые вызывает финальная часть романа — это слезы очищения, слезы радости, слезы облегчения. После прочтения последних строк уже совершенно точно знаешь, что всё будет хорошо. Что бы вокруг не происходило. Это и есть настоящий талант настоящего писателя.

В составе романа есть сказка, которая называется «Новая история Золушки». Очень хорошо эта сказка смотрится в тексте. Как нечто яркое на фоне довольно грустных происходящих на тот момент событий. Она мне напоминает более позднюю повесть-сказку Крапивина «Чоки-чок, или Рыцарь прозрачного кота».

Конечно не по сюжету. Но что-то общее есть. Наверное, в настроении. А ещё из любимых книга про Журавленка навеяла «Сказки Севки Глущенко». А ещё «Колыбельная для брата». Самые лучшие и самые сильные из эмоций вобрал в себя этот роман и подарил их читателю. Спасибо автору за это. Оценка — одиннадцать.

gamarus, 9 апреля 2015 г.

Не берусь судить, насколько интересна книга для сегодняшних детей, но могу сказать точно, что «Журавлёнок и молнии» просто сшибает с ног своей актуальностью для их родителей.

Мне роман попал в руки, когда мой сын учился ещё в начальной школе. Это нелёгкий период, как для ребёнка, так и для тех, кто его родил и воспитывает.

Сын учился быть самостоятельным, начинал принимать свои первые нелёгкие решения, часто без возможности спрятаться за мамину юбку или получить совет от отца.

Родители вдруг резко меняли своё отношение к ребёнку, перестали вытирать ему сопли, завязывать шнурки и давать нянечке конфету «Горьковская», что бы она угостила малыша перед тихим часом, да и тихий час уже ушёл в историю.

Мы в своём рвении воспитать ребёнка «не хуже чем воспитывали нас», требуем аккуратности, дисциплинированности, успехов в учёбе и местных спортивных рекордов, но совершенно забываем за этими, ставшими уже механическими и рутинными, требованиями, какой мир переживаний бушует в маленьком человечке, какие галактики эмоций ежедневно рождаются и трагически погибают в нём. И только лишь в редкие часы совместных походов в кино, цирк или зоопарк мы вдруг оказываемся близкими по настроению, желаниям и духу. Но сильнее всех, как оказалось, сближает книга. А что если это не просто книга, а книга про мальчика любившего читать? Что если это книга про Вас?

Ближе Крапивина к моему детству ещё никто не подбирался и дело не в том, что я жил в ту эпоху и всё мне было близко и понятно в книге, но главное насколько глубоко он заглянул в меня тогдашнего. Не просто заглянул, а прям так вытряс из меня всё, что уже успело заснуть и забыло как дышать…

Вот так, читая «Журавлёнка и молнии» я вдруг прочувствовал, сколько я на самом деле потерял и ежедневно теряю в жизни своего сына. Поймите, дети это Ваша персональная машина времени, единственный шанс, дарованный нам Господом Богом вернуться в детство, для этого надо лишь не просто наблюдать за детьми со стороны, а проживать их жизнь вместе.

Огромное спасибо Владиславу Петровичу за то, что открыл мне глаза и дал мне понять, что на самом деле важно в этом мире.

Ksand, 14 сентября 2010 г.

Хорошая, очень хорошая книга для подростка. Особенно для современного. Но боюсь, что не прочитают, не дочитают до конца. Мало действия и приключений для подростковой книги, я считаю. Но если получится, а пусть даже хоть и пол-романа, то здорово.

Такие чёткие и верные жизненные принципы и ориентиры! Дружба, порядочность, надёжность, честность, справедливость — всего этого в книге с избытком. И очень достоверно, ненавязчиво и правдиво показаны отношения детей.

Как завязывается знакомство, как оно перерастает в дружбу, как можно обидеть и предать человека, а как можно понять, выручить, поддержать и спасти. Человеческие отношения переданы в этом романе просто великолепно. И просто огромное спасибо за ту часть книги, в которой описаны отношения Журки с его дедом.

Письмо — это просто-таки образчик «отеческого наставления», разумного и дельного.

Но всё-таки лично мне книга показалась не очень «ровной». Не очень связная концовка.. Неужели к

Спойлер (раскрытие сюжета)
сцене со съемкой спектакля или с ямой на дорогевёл нас автор всю книгу? Мне показалось, что в изначально стройном повествовании про отношения чуть-чуть потерялась нить и роман частично превратился скорее в дневник, в зарисовки из жизни главного героя. В общем, душа моя просила в конце от Журки большего подвига ))

А, да, ещё. Замечательно просто, очень образно описан каждый герой. Эти штрихи, мелкие детали про прическу, про улыбку, про одежду, про маленькую ленточку на рубашке и т.д. так здорово дают представить людей. Как на картине прям!

В общем, образный и запоминающийся роман. Вот только чуть-чуть бы покороче и подинамичней..

prouste, 22 ноября 2010 г.

«Как любил я стихи Гумилева// Перечитывать их не могу». В детстве «Журавленок и молния», печатавшийся, кажется, в журнале «Пионер» я читал с восхищеньем, осталось сильнейшее впечатление. Я помнил какие-то яркие сцены: ссора героя с отцом, конфликт с педагогами из-за режиссера. По прошествии времени многое видится попроще.

Вообще говоря, «Журавленок» — вещь драматургически очень сильная и просящаяся к экранизации. По мере выхода ее не экранизировали и в общем-то понятно: недвусмысленно противопоставлен мальчишка-нонконформист и почти все взрослые( ярко выраженный охотник за вещами-отец, ограниченные педагоги).

Сейчас ставить книгу можно лишь в стиле-ретро- реалии современной школы отражены в сериале с одноименным названием. Все то, что запомнилось – наиболее ярко написано. Центральный персонаж, в принципе, такой же как и все у Крапивина( найдите отличия с другими протагонистами).

Удался образ Горьки – такого вечно второго, крученого приятеля героя. «Ударные сцены» — кража бутылки Горькой, ссора с отцом, финал – написаны здорово и психологически точно, а вот между ними книга иногда провисает. Золотой фонд юношеской классики составляют все-таки вещи, которые на все времена.

По прошествии времени впечатления все-же потусклее — как при пересмотре фильма «Чучело».

В детстве мне казалось, что там дети играют как боги — а вот сейчас, понимаешь, что основа фильма — сценарий и постановка, а многие ведущие роли — Кнопки да и Чучела сыграны деревянно, топорно ( сравните с естественностью и киногеничностью, например, Насти Михалковой в «Утомленных солнцем» — вне зависимости от отношения к фильму в целом). Много уже писалось о схематизме противопоставления Крапивиным взрослых и детей, своего рода «сектантстве» — все это так. И все же «Журавленок» — из лучших вещей Крапивина, которая в детстве производит сильнейшее впечатление. Я читал позднюю вещь — про трофейную банку — какая-то она более взрослая, организована зрелее, без порой подкупающего инфантилизма «Журавленка с молниями».

amak2508, 9 октября 2010 г.

Это не фантастика. Но зато это тот самый «ранний» Крапивин, которого мы так любим и ценим. За честность, за ясность, за глубину проникновения в духовный мир подростков.

За то, что его герои всегда такие, какими мы себя видим, увы, только во сне: добрые, честные, смелые, справедливые, умеющие чувствовать чужое горе и сопереживать ему.

И одновременно такие же, как мы с вами — необыкновенно живые, со всеми своими страхами и слабостями.

К сожалению, то, что на момент написания книги казалось просто хорошим романом и примером для подражания, на сегодня, увы, все больше выглядит красивой сказкой, утопией… Можно ли найти подобных ребят в жизни сегодня, в наше время..

При всем, при том и сейчас такие книги Крапивина наверняка оказываются в сотню раз более действенным инструментом воспитания, чем та же нынешняя школа.

zmey-uj, 15 июля 2008 г.

Столько важного сказать о жизни, об отношениях между людьми — и так просто, безо всяких «Слушай-ка, малец…», а с уважением. Крапивин дает правильные ориентиры детям, умеющим думать. И в первую очередь к этому и призывает — думать.

Показывая, что мир противоречив, и для того чтобы в нем ориентироваться, недостаточно слушать взрослых и полагаться на их слова. А доверять надо прежде всего чувству справедливости, которое наиболее сильно проявлено именно в детях. Особенно приятны живые и яркие герои.

Капрал — это же личность, а не абстрактный «хулиган и лоботряс».

Iluvatar, 24 сентября 2012 г.

Сейчас в меня полетят тухлые помидоры (а может что и похуже), но все же я выскажу свое мнение. Если Вам книга понравилась, то и не читайте этот отзыв. Незачем портить свое собственное впечатление от прочитанного чужим пониманием сюжета…

Люблю произведения Крапивина. И книга была бы замечательной, если бы не концовка. Я понимаю, что автор хотел проиллюстрировать принцип дедушки…

Я понимаю, что автор намеренно подчеркивает, что, собственно говоря, не важно, прав ли главный герой, а важно лишь умение не прогибаться под грудой чужих мнений.

Читайте также:  Краткое содержание ломоносов оды точный пересказ сюжета за 5 минут

Но ведь главный герой знает (!), что поступает нелогично, неправильно и его действия скорее вызваны протестом (сам факт противопоставления своего мнения правильным мнениям взрослых).

Вся концовка про сьемки мне лично показалась просто детским упрямством, желанием досадить нелюбимым учителям и упоением от ощущения собственного «Я» (с большой буквы) под прикрытием гордого и красивого дедушкиного принципа. При этом, главный герой жестоко обидел человека, поделившегося с ним своей сказкой и вложившего душу в этот спектакль.

Также, если честно, развязка с отцовской сюжетной линии мне лично показалась слишком надуманной.

Спойлер (раскрытие сюжета)
Да, мальчик испугался за отца во время аварии. А потом — главному герою просто надоело обижаться на отца (или просто хотел спасти Валеру? ), и он его, можно сказать, простил. Но ведь дело там совсем не в обиде. Осознанной обиды ведь могло и не быть, но была Стена. Такое простить нельзя. Можно попытаться найти оправдание поступку отца, тогда бы стена и пала. Но ведь в книге-то ничего подобно нет. Просто в последних главах герой решает, что, пожалуй, дуться уже надоело. Это разрушает то описание чувств, которое Крапивин давал в середине повести.

Страницы: 12

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work16041

Рецензии на книгу Журавленок и молнии

– Нити

Все важны и всё важно. Если Капрал вытряхивает из руки Журки камень-озлобление, то кто-то бросит его, и непременно в лобовое, чтобы сложение скоростей, чтобы как пуля.

Если мы услышим детскую спокоящую песенку, то она обязательно к нам вернётся песней уже не спокоящей. И вышитые на одинаковых ленточках названия яхты-игры станут названиями реальных затонувших кораблей.

А вообще тут можно написать курсовую по параллелям различным, если серьёзно.

– Игра и не игра

Ещё одно важнейшее противопоставление. Игру Крапивин воспринимает и как нечто, относящееся к детству, и как очень серьёзную дорожку в жизнь. Мы ведь играем всю жизнь, но про это хорошо почитать у Эко, Гессе и Бёрджесса, а мы снова к Журавлёнку.
А тут понарошечный расстрел вызывает самую настоящую тоску.

И понарошечная война заставляет волком смотреть на настоящего живого человека.
Тут игры на яхте с другом оборачиваются реальностью старой, отражённой в книгах, и крушение дружбы – как попадание молнии в мачту. Потому что не рассорились, потому что смерть.

Тут пренебрежительное «у Капрала свои игры, доиграется когда-нибудь» от серьёзного и смелого парня, который сам себя напугался от реалистичности «расстрела» и встретил сбежавшего от их «пуль» (а больше от них) словами «мы же всё равно тебя выследим». Ага. Затравим, сказал бы ещё. Но он не Капрал, он хороший. Люблю Крапивина.
Тут замечательнейшая сказка о Золушке, спектакль. И рядом Кергелен, которая смела эту сказку и превратила игру в бой.

И камень, да. Летящий в стекло бездумно. Или не летящий.

– Герои

Главный тут, конечно, «крапивинский мальчик» – 12-летний идеалист Журка. Сейчас надо аккуратно использовать слово «идеалист», его почему-то многие склонны с эгоистом путать, как показали отзывы на книгу. Или с глупым маленьким мечтателем.

Здесь своеобразное определение идеалисту Журке даёт Капрал – «ясная душа».

Идеалистом быть не просто. Во-первых, идеалист и идеальный – весьма разные вещи, само собой. И Крапивин умеет это показать ярко. И мысли по поводу друзей у Журки нехорошие появляются и склонность издеваться почти образовалась. Но выбирает-то идеалист не это совсем.

Вообще, по Крапивину выходит, что тяжела и неказиста жизнь дитя-идеалиста. Да и не только дитя. И главная проблема – понимание. Мотивы Журкины иногда слишком тверды и глубоки для его возраста, как окружающие думают. А он в силу возраста не всегда сам может их выразить и для себя-то ясно, не то что для других.

Но он чувствует и в умении смотреть на людей и чувствовать с ними не по дням растёт. Ему уже становится интересно, откуда бьёт чёрная молния беды, где истоки. И чуть не убившего их с отцом по глупости Валерика он греет, и в чём-то ведь это воспринимает как искупление за Капрала. Нет, он в таком ключе не думает, конечно.

Но не случайно Капрал посаженый покоя ему не даёт, не случайно он его сравнивает с топольком остриженным, не случайно жалеет, хоть и виноват.

А потом приходят и такие мысли в голову – а что, если бы пошёл тогда с ним? Ведь не тащили его в шайку, предложили помощь, а что, если бы он принял? Показал, что и Капралу поверить не грешно? И тут Валерик, который разом растёт из «волчонка» в затравленного мальчишку, которому остро хочется брата.

И даёт трещину мечта о кибернетической машине, которая предупредит о несчастье, потому что это ещё не понятно, но нужна не машина, другое нужно людям. Что же? И Журка греет. Стоит против хотя бы этой молнии. Валерика и пригреть полегче будет, всё ж у них разницы в годах меньше, меньше барьеров перескакивать.

Можно подумать, что Крапивин резко героев делит на хороших и плохих. И что идеалист Журка у него специально не растёт, чтобы не признаваться, что вырастет не идеалист. Это не так. Есть и взрослые идеалисты здесь. И они очень важны. И непоняты так же.

Дед Журки, умерший раньше, чем они успели познакомиться как следует, но давший ему эту странную штуку – понимание. Научивший сверяться с собой. Научивший стоять за свою правду, даже когда все вокруг говорят такие правильные вещи. Научивший при этом сомневаться, спрашивать себя.

Это очень важно уметь.

А ведь дед был одинок. Дочь не очень озабочена другими, больше собой, зять вообще разошёлся во взглядах раз и навсегда. Внук не успел подрасти до понимания.

Есть и другие идеалисты – Лидия Сергеевна, Журкин Учитель первый. Её семья – пример для Крапивина, это видно. Опять же, это не в рюшах и финтифлюшках семейство с картинки. Нет, живые люди. Но так уж подобрались, два идеалиста.

И вот интересно, не работает Лидия Сергеевна более в школе. Нет, никто не выгонял, причина вполне благопристойная – высшее образование получает человек. Но сама рвётся к ученикам как в бой.

А Крапивин её от школы держит тоже не случайно.

А потому держит, что школа здесь – ад на колёсах. Аттракцион «сломай меня, если сможешь». Полный либо откровенно мерзких людей, либо хороших, но слабых, которые в решительную минуту пройдут мимо. Ну, загрустят, может, чуток. Не место для идеалиста, да? Даже взрослого.

– Взрослые

Взрослые здесь – песня отдельная. Они в общем и целом даже очень укладываются в представления о них Капрала. Но они не безнадёжны, ошибается разочаровавшийся идеалист.
Пример – отец Журки. Неприятный для меня персонаж.

Неприятный от его истерик тихих и громких – «ой, я простой шофёр, куда мне до вас, интеллигентов» – так и хочется сказать, что шофёр и отстающий в развитии не синонимы, и мучишься от комплексов – расти до жены и сына, в театр вон хоть с ними сходи раз, а не требуй им срочно потупеть.

Неприятно его упрямство. И в Журке оно тоже сказывается крайне неприятно. Вот не желаю сына понимать, и хоть тресни! Вот не желаю! Бить проще, понимать, это ж надо совесть от пыли отряхивать. Надо было дожидаться беды, чтобы помириться.

Но им на моё мнение начхать, им они важнее, вот и растут оба, и понимать друг друга учатся, и прощать.

Мать Журки вот в детстве стороной прошла для меня, а теперь я её разглядела получше. И лучше б не разглядывала. Очень странная женщина. Очень. Сперва поступок папаши оценивает как звериный, идёт к сыну, слушает подробности, включая плевания кровью и путешествия по улицам с котом, и после этого заявляет, что это было полезно.

Ведь дитё её солнечное слишком, горя-то не знало, а тут научилось. Он ей пытается возразить про две смерти, что пережил. Но разве ж это горе? От горя волосы рвут на себе, а это ему только кажется. Он и согласиться даже готов. Но когда о смерти Ромки рассказывает, надо следить за руками, трясутся. И деда он, конечно, не знал. До письма.

А с письмом и понимание явилось, и тоска. И сердце-то ожгли. Уж никак он на Звёздного мальчика уальдовского не походит. А матери что надо? Чтобы было как раньше. Вместо того, чтобы посадить их рядом, как поостынут, и привести к пониманию хотя бы друг друга, она просто будет ждать. Изредка взрываясь.

Одинарный, в общем, случай, непонятно, отчего я так нервничаю.

Есть ещё взрослые – домашние садисты. И женщины, которые по ним, ушедшим, так убиваются, что ребёнку дома быть не хочется.
Есть хорошие люди, которые не выдерживают молний. Есть мерзкие, что им радуются и их творят. А есть Капрал.

– Капрал

Личность противоречивая и интересная. Его катастрофически мало, но он не случайно появляется.
Почему он не с детьми и не со взрослыми?

Потому что он на границе. Парнишка, как его описывает автор, даже не парень. Ну, сколько ему там лет может быть? Усы есть, в школе ещё очень помнят, восемнадцати нет, раз в колонию отправили для несовершеннолетних. Лет 16-17 и выходит.

Видел он больше, чем Журка. И очарованности жизнью там нет уже. Но нет и шкурничества. Есть много юношеского цинизма, с одной стороны, очень взрослого. Есть одиночество, тотальное какое-то, вообще ни одной души рядом, кроме «надёжных людей». И есть вопрос, который Журка себе задаёт и нам и ответа не находит – зачем Капралу это всё?

Он не тупой бездельник, как те, кого собрал вокруг. Учится, учится неплохо. Есть мать, он ей помогает, но предпочитает, как видим, не с ней проводить время.

Отца на горизонте не наблюдается, если гараж его – то в тюрьме отец, причём «папаша», как о нём отзывается автор пренебрежительно. Но гараж может быть и Студента. Злости в Капарле нет, желания помучить.

Сильного какого-то желания властвовать тоже. Зачем это всё?

Чтобы юный читатель не слишком-то очаровывался, автор постоянно станет напоминать, что Капрал жулик. Да, вот этим вот не очень затёртым словом, чтобы по глазам сразу било и розовые очки снимало. Романтического шиллеровского разбойника из него не делает никто.

Воровать его толкает не нужда, не какое-то тяжёлое положение. Что-то другое. Он да, будет с юношеским цинизмом описывать мир как сборище ворюг, но сам к этому сборищу присоединится, с юношеской такой уверенностью, что его-то уж точно не поймают.

Читайте также:  Краткое содержание распутин последний срок точный пересказ сюжета за 5 минут

Или с полным к этому безразличием, тут только гадать остаётся. Он человечности не лишён, но умеет и играть ей. Вон как Горьку окрутил, нашёл же против него оружие – попросить надо по-человечески и подавить немножко, мягко, как кошка лапой, а главное – дать выбор.

Всё, твой Горька, затравленный, затюканный, ласкового слова не слышащий, твой. Дальше его проблемы, как будет не попадаться.

Журка Капрала привлекает именно силой. Что уж там, казалось бы, за сила? А свет – тоже она. Капрал к нему тянется. И делает Журке одно добрейшее дело, важность которого, может, и сам не понял. Журка тоже не понял, может, со временем до них дойдёт.

Капрал его спас. Тот камень, что Журка кинуть был готов в обрызгавшую его машину, не соображающий от боли, Капрал из руки вытряхнул. Озлобление вытряхнул. Тут же на него и проверив, мол, бросай во встречную. Куртку свою дал.

С собой позвал. А ребёнок, конечно, гордо не пошёл. Но вот вспомнил, что есть у него люди, к которым он может пойти. До встречи с Капралом он не к кому-то шёл ведь. А тут понял, что надо к кому-то. Потому что рядом был человек.

И да, как я уже говорила, остался с ним рядом этот человек, хоть и затихла его линия, свелась на нет, но не забыта, верю.

– Дети

Друзья Журки не идеалисты. Что Иринка, опасно повторяющая с чужих слов, но в сердце хранящая всё же и свои чувства.

Что Горька, который с очень гадкой штукой столкнулся – что же делать, если у самого твоего близкого друга есть кто-то ближе? А что делать, дружить. И меньше пьедесталов.

Маленький Максимка не идеалист, хотя пока рано говорить. Не идеалист Валерка. Восьмиклассники, реалистично играющие в войну.

Автор не сахарен. Автор нежен к детям, даже будь они самыми замученными и не склонными к идеализму. Ведь хороший человек – далеко не всегда идеалист. Да и не рождаются им, а становятся, благодаря и вопреки. Автор слишком ценит братство, чтобы границы разводить.
А я ему очень-очень благодарна.

#БК_2017 (9. Любимая книга из вашего детства).

Гарри Поттер и Орден Феникса

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/book/11503/reviews/

Сайт педагога | “Не бояться молний”( по роману В.Крапивина “Журавлёнок и молнии”)

Автор: Локтионова Елена Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани “СОШ № 29”
Населённый пункт: г.

Астрахань
Наименование материала: Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе,7 класс
Тема: “Не бояться молний”( по роману В.Крапивина “Журавлёнок и молнии”)
Дата публикации: 21.01.

2017
Раздел: среднее образование

Назад

«Не бояться молний»

(урок внеклассного чтения по роману Владислава Крапивина

«Журавлёнок и молнии»

7 класс)

Цель урока:

познакомить учащихся с творчеством В.А.Крапивина на примере романа «Журавлёнок и молнии»

Задачи:

Образовательная

: расширить кругозор учащихся, организовать лексическую работу по осмыслению понятий

«дружба», «благородство»,

«принципиальность»,

«сила духа», «самопожертвование», «героизм»,

создать условия по самоопределению учащихся по нравственным проблемам романа

Развивающая

: уметь анализировать прочитанный текст, выделять главное и второстепенное, выражать своё отношение к поступкам героев, передавать своё видение художественного текста на бумаге посредством живописи

Воспитательная

: воспитывать в детях умение дружить, отвечать за свои поступки, честность, порядочность, совестливость, верность данному слову

Наглядность

: книги писателя с иллюстрациями художника Е.Медведева, иллюстрации детей к произведению, презентация на тему «Творчество В.П.Крапивина»

Предварительное задание

: прочитать летом роман Владислава Крапивина «Журавлёнок и молнии»

Задание перед уроком

: вспомнить сюжетную линию произведения; нарисовать рисунок к наиболее яркому, на взгляд учащегося, эпизоду романа; ответить на ряд вопросов (вопросы заранее записаны в тетради), индивидуальное задание – подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя с использованием 5-6 слайдов.

Эту книгу мы будем вспоминать, когда мы будем взрослыми

(из опроса юных читателей 80-ых годов 20-ого века)

Слово учителя:

Владислав Петрович Крапивин, наряду с Ю.Я.Яковлевым, А.Г.Алексиным, В.К.Железниковым и многим другими мастерами слов, входит в созвездие замечательных детских писателей, создавших поистине светлые и добрые произведения, прочитав которые один раз, хочется перечитывать раз за разом.

Его книги обладают какой-то необыкновенной силой. Читая их, ты погружаешься в удивительно притягательный мир детства, взаимоотношений детей и подростков. Не всё безоблачно в этом мире, как и в жизни взрослых людей.

Наряду с хорошими, спокойными, счастливыми днями, бывают и «грозовые» будни, когда «молнии» начинают бить в тебя со всех сторон. И как важно в такой момент не отступать от собственных принципов, а, стиснув зубы, стоять до последнего, как это и делал главный герой романа «Журавлёнок и молнии»- Журка.

Итак, тема сегоднящнего урока …(записывается в тетради). Но сначала поговорим о жизни и творчестве самого писателя.

(

Во время выступления ученика желательно записать основные факты, кающиеся жизни и творчества В.П.Крапивина

)

Сообщение заранее подготовленного ученика

(презентация о жизни и творчестве писателя, 5-6 слайдов, на последнем слайде желательно отобразить информацию о многочисленных наградах и премиях В.П.Крапивина, подчёркивающих весомый вклад этого писателя в литературу для детей и юношества )

Учитель:

А сегодня наш разговор пойдёт о романе «Журавлёнок и молнии». Кстати, интересна история моего знакомства с этим произведением (краткий рассказ учителя). Факты моей биографии полностью подтверждают слова, вынесенные в эпиграф.

Хотя это утверждение и относилось к другому произведению писателя (роману «Мальчик со шпагой»), но, я думаю, эти слова с полным основанием можно отнести и к роману «Журавлёнок и молнии». Надеюсь, время подтвердит истинность этих слов.

Беседа по вопросам:

С какими чувствами вы читали произведение? ( с интересом, повествование захватывает, увлекает, в то же время роман написан простым, доступным для читателя языком)

Кто он, главный герой?

Журка-это прозвище. А как по-настоящему звали главного героя? Что больше подходит к характеру главного героя: имя или прозвище? Почему?

Опишите внешность Журки (можно зачитать портретную характеристику)

Рассмотрим, как выглядит Журка на обложке, иллюстрациях к книге. Почему именно так изобразил художник Е.Медведев главного героя? Какие качества хотел подчеркнуть в мальчике?

Почему автор не наделяет своего героя внешней силой, а изображает его стройным, даже хрупким?

В чём, по-вашему, заключается сила человека? Дайте своё определение понятию

«сила духа»(*)

. (Писатель намеренно подбирает своему литературному персонажу такую внешность. Он хочет донести до читателя мысль о том, что настоящая сила заключается в силе характера, стойкости духа. Кстати, большинство главных героев произведений В.П.Крапивина обладают именно такой внешностью, в литературу даже вошло понятие

«крапивинские мальчики»

).

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, черты главного героя и вспомните те эпизоды произведения, где эти черты наиболее ярко проявляются.

Учащиеся должны назвать следующие черты характера Журки: – умение работать над собственными слабостями (решение пройти ночью «от забора до забора через кладбище», чтобы наказать себя за проявленное малодушие в походе и доказать самому себе, что «ты ещё ничего») – умение

дружить

– одно из главных качеств мальчика (память о погибшем друге Ромке, отстаивание чести Ирины и её отца, помощь Горьке и многие другие эпизоды) –

благородство,

порядочность (отношения с Валериком – мальчиком, покалечившим отца) –

принципиальность

, твёрдость характера, совестливость (ключевая сцена – отказ участвовать в съёмке спектакля режиссёра Эммы Львовны Кергелен, так как это было бы предательством по отношению к уехавшему другу – Ирине,можно зачитать отрывок со слов «Журавин, ты слышишь»до слова «Нет») – готовность к

самопожертвованию (

финал произведения)

(*)

по мере работы с этими

понятиями

учащиеся дают свои определения этим словам и показывают иллюстрации к прозвучавшим эпизодам. Иллюстрации по мере комментария прикрепляются к доске

Выразительное инсценированное чтение отрывка из финала

романа заранее подготовленным учеником со слов «Журка машинально встал под этот луч…»(под звуковое сопровождение: звуки дождя и грома) – Финал романа автор оставил открытым.

Почему? Опасно ли было для Журки находиться под ударяющими молниями со шпагой в руке? Можно ли утверждать, что ведет себя героически? Почему он не мог поступить иначе? – Подумайте, какие возможны варианты концовки романа.

-Обратим внимание на слова, вынесенные в название темы урока? Что такое «молнии»? Всегда они встречаются в жизни людей? Что значит «не бояться молний»? (молнии – непредвиденные обстоятельства, трудности, удары судьбы; «не бояться» – это значит не пасовать, не уклоняться от них, уметь преодолевать , как бы тяжело тебе ни было) – А какие ещё молнии были в жизни Журки? (из неназванных : ссора с отцом- очень сложный момент в жизни главного героя) Кратко обрисуйте причины возникновения конфликта. Кто пришёл на помощь мальчику в эту трудную для него минуту? Какой вывод можно сделать? (Крапивин хочет сказать, что настоящим другом для подростка может быть и взрослый человек, а именно учитель) И последний вопрос: – Кто из героев произведения помогает Журке сформироваться как личность? (прежде всего дедушка, его письма и книги, а также учительница Лидия Сергеевна) Запишите завет дедушки, которому мальчик всегда старался следовать:

«Но если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что

прав ты, а не они, – делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными

словами».

-Согласны ли вы с этим утверждением?

Подведение итогов урока.

Продолжите предложение:

Этот урок заставил меня задуматься … Этот урок научил меня

Я бы хотел спросить у главного героя о …

Учитель:

Подводя итог сегодняшнему разговору, ещё раз хотелось бы подчеркнуть мысль о том

,

что, соприкасаясь с миром произведений Владислава Крапивина, воспитываешь в себе доброго, честного, благородного человека, умеющего дружить по – настоящему и не боящегося ничего, никаких молний. Надеюсь, что сегодняшний разговор не пройдет для вас бесследно. Спасибо всем за урок.

Домашнее задание

: дать развёрнутый ответ на вопрос: «Хотел бы я иметь такого друга, как Журка?»

В раздел образования

Источник: https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=545

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector