Краткое содержание бальзак отец горио точный пересказ сюжета за 5 минут

Отец Горио

Краткое содержание Бальзак Отец Горио точный пересказ сюжета за 5 минут

Главные события происходят в пансионе «мамаши» Воке. В конце ноября 1819 г.

здесь обретается семь постоянных «нахлебников»: на втором этаже — юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем — отставной чиновник Пуаре и загадочный господин средних лет по имени Вотрен; на четвёртом — старая дева мадемуазель Мишоно, бывший хлеботорговец Горио и студент Эжен де Растиньяк, приехавший в Париж из Ангулема. Все жильцы дружно презирают папашу Горио, которого некогда именовали «господином»: поселившись у госпожи Воке в 1813 г., он занял лучшую комнату на втором этаже — тогда у него явно водились деньжата, и хозяйка возымела надежду покончить со своим вдовьим существованием. Она даже вошла в некоторые затраты на общий стол, но «вермишельщик» не оценил её усилий. Разочарованная мамаша Воке стала косо на него поглядывать, и он полностью оправдал дурные ожидания: через два года съехал на третий этаж и перестал топить зимой. О причине такого падения зоркие слуги и жильцы догадались очень скоро: к папаше Горио изредка заходили тайком прелестные молодые дамы — очевидно, старый развратник проматывал состояние на любовниц. Правда, он пытался выдать их за своих дочерей — неумная ложь, которая всех только позабавила. К концу третьего года Горио перебрался на четвёртый этаж и стал ходить в обносках.

Продолжение после рекламы:

Между тем размеренная жизнь дома Воке начинает меняться. Молодой Растиньяк, опьянённый блеском Парижа, решает проникнуть в высший свет. Из всей богатой родни Эжен может рассчитывать лишь на виконтессу де Босеан. Послав ей рекомендательное письмо своей старой тётушки, он получает приглашение на бал.

Юноша жаждет сблизиться с какой-нибудь знатной дамой, и внимание его привлекает блистательная графиня Анастази де Ресто. На следующий день он рассказывает о ней своим сотрапезникам за завтраком, и узнает удивительные вещи: оказывается, старик Горио знаком с графиней и, по словам Вотрена, недавно оплатил её просроченные векселя ростовщику Гобсеку.

С этого дня Вотрен начинает пристально следить за всеми действиями молодого человека.

Первая попытка завязать светское знакомство оборачивается для Растиньяка унижением: он явился к графине пешком, вызвав презрительные ухмылки слуг, не сумел сразу найти гостиную, а хозяйка дома ясно дала ему понять, что хочет остаться наедине с графом Максимом де Трай.

Взбешённый Растиньяк проникается дикой ненавистью к высокомерному красавцу и клянётся восторжествовать над ним. В довершение всех бед, Эжен совершает оплошность, упомянув имя папаши Горио, которого случайно увидел во дворе графского дома.

Удручённый юноша отправляется с визитом к виконтессе де Босеан, но выбирает для этого самый неподходящий момент: его кузину ждёт тяжёлый удар — маркиз д’Ажуда-Пинто, которого она страстно любит, намерен расстаться с ней ради выгодной женитьбы. Герцогиня де Ланже с удовольствием сообщает эту новость своей «лучшей подруге».

Виконтесса торопливо меняет тему разговора, и мучившая Растиньяка загадка немедленно разрешается: Анастази де Ресто в девичестве носила фамилию Горио. У этого жалкого человека есть и вторая дочь, Дельфина — жена банкира де Нусингена. Обе красотки фактически отреклись от старика отца, который отдал им все.

Виконтесса советует Растиньяку воспользоваться соперничеством двух сестёр: в отличие от графини Анастази баронессу Дельфину не принимают в высшем свете — за приглашение в дом виконтессы де Босеан эта женщина вылижет всю грязь на прилегающих улицах.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Вернувшись в пансион, Растиньяк объявляет, что отныне берет папашу Горио под свою защиту. Он пишет письмо родным, умоляя прислать ему тысячу двести франков — это почти непосильное бремя для семьи, но юному честолюбцу необходимо обзавестись модным гардеробом.

Вотрен, разгадавший замыслы Растиньяка, предлагает молодому человеку обратить внимание на Викторину Тайфер. Девушка прозябает в пансионе, потому что её не желает знать отец — богатейший банкир. У неё есть брат: достаточно убрать его со сцены, чтобы ситуация переменилась — Викторина станет единственной наследницей.

Устранение молодого Тайфера Вотрен берет на себя, а Растиньяк должен будет заплатить ему двести тысяч — сущий пустяк в сравнении с миллионным приданым. Юноша вынужден признать, что этот страшный человек в грубой форме сказал то же самое, что говорила виконтесса де Босеан.

Инстинктивно чувствуя опасность сделки с Вотреном, он принимает решение добиться благосклонности Дельфины де Нусинген. В этом ему всячески помогает папаша Горио, который ненавидит обоих зятьёв и винит их в несчастьях своих дочерей. Эжен знакомится с Дельфиной и влюбляется в неё.

Она отвечает ему взаимностью, ибо он оказал ей ценную услугу, выиграв семь тысяч франков: жена банкира не может расплатиться с долгом — муж, прикарманив приданое в семьсот тысяч, оставил её практически без гроша.

Растиньяк начинает вести жизнь светского денди, хотя денег у него по-прежнему нет, а искуситель-Вотрен постоянно напоминает ему о будущих миллионах Виктории.

Однако над самим Вотреном сгущаются тучи: полиция подозревает, что под этим именем скрывается беглый каторжник Жак Коллен по прозвищу Обмани-Смерть — для его разоблачения необходима помощь кого-либо из «нахлебников» пансиона Воке.

За солидную мзду роль сыщиков соглашаются исполнить Пуаре и Мишоно: они должны выяснить, есть ли у Вотрена клеймо на плече.

За день до роковой развязки Вотрен сообщает Растиньяку, что его приятель полковник Франкессини вызвал Тайфера-сына на дуэль. Одновременно юноша узнает, что папаша Горио не терял времени даром: снял для Эжена с Дельфиной прелестную квартирку и поручил стряпчему Дервилю положить конец бесчинствам Нусингена — отныне дочь будет иметь тридцать шесть тысяч франков годового дохода.

Это известие кладёт конец колебаниям Растиньяка — он хочет предупредить отца и сына Тайферов, но предусмотрительный Вотрен подпаивает его вином с примесью снотворного. Наутро такой же трюк проделывают с ним самим: Мишоно подмешивает ему в кофе снадобье, вызывающее прилив крови к голове, — бесчувственного Вотрена раздевают, и клеймо выступает на плече после хлопка ладонью.

Дальнейшие события происходят стремительно, и мамаша Воке в одночасье теряет всех своих постояльцев. Сначала приезжают за Викториной Тайфер: отец вызывает девушку к себе, ибо брат её смертельно ранен на дуэли.

Затем в пансион врываются жандармы: им дан приказ убить Вотрена при малейшей попытке к сопротивлению, но тот демонстрирует величайшее хладнокровие и спокойно сдаётся полиции. Проникшись невольным восхищением к этому «гению каторги», обедающие в пансионе студенты изгоняют добровольных шпиков — Мишоно и Пуаре.

А папаша Горио показывает Растиньяку новую квартиру, умоляя об одном — позволить ему жить этажом выше, рядом со своей ненаглядной Дельфиной. Но все мечты старика рушатся. Прижатый к стене Дервилем, барон де Нусинген сознаётся, что приданое жены вложено в финансовые махинации.

Горио в ужасе: его дочь оказалась в полной власти бесчестного банкира. Однако положение Анастази ещё хуже: спасая Максима де Трай от долговой тюрьмы, она закладывает Гобсеку фамильные бриллианты, и об этом узнает граф де Ресто.

Ей нужно ещё двенадцать тысяч, а отец потратил последние деньги на квартиру для Растиньяка. Сестры начинают осыпать друг друга оскорблениями, и в разгар их ссоры старик падает как подкошенный — его хватил удар.

Папаша Горио умирает в тот день, когда виконтесса де Босеан даёт свой последний бал — не в силах пережить разлуку с маркизом д’Ажуда, она навсегда покидает свет. Простившись с этой изумительной женщиной, Растиньяк спешит к старику, который тщетно призывает к себе дочерей.

Несчастного отца хоронят на последние гроши нищие студенты — Растиньяк и Бьяншон. Две пустые кареты с гербами провожают гроб с телом на кладбище Пер-Лашез.

С вершины холма Растиньяк смотрит на Париж и даёт клятву преуспеть любой ценой — и для начала отправляется обедать к Дельфине де Нусинген.

Источник: https://briefly.ru/balzak/otec_gorio/

«Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака

«Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака

Пансион «Дом Воке», 1819 год. Хозяйка пансиона, мадам Воке – вдова, пятидесяти лет. Дом состоит из четырёх этажей. Лучшие комнаты находятся на втором: их занимают сама мадам Воке и г-жа Кутюр, вдова интендантского комиссара времен Республики, с молодой воспитанницей Викториной Тайфер. На третьем этаже живут старик Пуаре и г-н Вотрен, бывший купец, сорока лет.

Четвёртый этаж делят между собой старая дева – мадемуазель Мишано, бывший макаронный фабрикант – папаша Горио и студент – Эжен де Растиньяк. В мансарде живёт кухарка Сильвия и слуга Кристоф. Почти все жильцы «Дома Воке» носят потрёпанные вещи, их лица выглядят старообразно.

На общем фоне выделяется только Викторина Тайфер – молодая особа, непризнанная своим отцом-миллионером.

Папаша Горио – «всеобщее посмешище». Ему 69 лет. В «Доме Воке» он поселился в 1813 году, когда отошёл от дел. Первоначально он занимал комнаты г-жи Кутюр, хорошо одевался и платил 1200 франков в год. Все обращались к нему «г-н», а вдова Воке мечтала стать его женой. Не добившись своего, женщина возненавидела жильца.

Со временем Горио перебрался на третий этаж, чтобы платить на 300 франков меньше, и стал именоваться «папашей». Периодически Горио навещают две дочери: старшая (брюнетка) и младшая (блондинка). Обе они – изысканно одетые молодые дамы.

За четыре года, прошедшие с момента вселения, отец Горио существенно обеднел, постарел и переселился на самый дешёвый, четвёртый этаж.

В конце ноября 1819 года Эжен де Растиньяк попадает на бал к виконтессе де Босеан и знакомится с графиней Анастази де Ресто.

Утром на кухне Кристоф говорит Сильвии, что Вотрен, как всегда, дал ему сто су за молчание о ночных визитёрах. Вотрен говорит Воке, что видел, как папаша Горио заходил к Гобсеку – ростовщику, скупающему старое столовое серебро. За завтраком Эжен рассказывает о том, как встретил на улице Анастази. Вотрен уверяет всех, что папаша Горио содержит графиню.

Придя с визитом к графине де Ресто, Эжен встречает у неё папашу Горио. У Анастази Эжен знакомится с её любовником – графом Максимом де Траем и мужем – г-ном де Ресто. В начале со студентом мило беседуют, но как только он упоминает фамилию Горио, его вежливо выставляют из дома.

Эжен отправляется к виконтессе де Босеан. Её любовник португальский вельможа, маркиз д’Ажуда-Пинто с радостью покидает дом, так как боится признаться в измене. Виконтесса подслушивает у окна, куда направляется неверный, и догадывается, что он хочет жениться на мадемуазель де Рошфид.

Беседу де Босеан с Эженом прерывает приход герцогини де Ланже. Дамы обмениваются колкостями насчёт бросивших их любовников. Эжен узнаёт, что Анастази – дочь папаши Горио. Вторая дочь – блондинка Дельфина, замужем за бароном Нусингеном, банкиром. Горио дал каждой из них в приданое по 500-600 тысяч франков.

Через несколько лет после замужества обе дочери отказались от него. Герцогиня рассказывает Эжену, что Горио сделал состояние во время Французской буржуазной революции, продавая втридорога муку. Де Босеан учит Растиньяка, как нужно вести себя, чтобы завоевать положение в обществе.

Для начала она предлагает ему влюбить в себя Дельфину.

Вернувшись в «Дом Воке», Растиньяк берёт под свою защиту папашу Горио. Он пишет письма матери и сёстрами, в которых просит денег. Общими усилиями семья собирает 1500 франков.

Вотрен предлагает Эжену сделку: найти ему невесту с приданым в миллион франков взамен на 200 тысяч. Такой невестой прохвост видит Викторину. Он говорит, что убьёт её брата, и отец, желающий наследников, наконец-то признает свою дочь. Эжен отказывается: он в шоке и хочет всего добиться собственным трудом.

Растиньяк обедает у де Босеан. В театре д’Ажуда-Пинто знакомит его с Дельфиной. Эжен ещё ближе сходится с Горио и рассказывает ему о посещении г-жи де Нусинген. Растиньяк выигрывает для Дельфины, которой муж практически не даёт денег на жизнь, семь тысяч франков.

Проходит месяц. Эжен влюбляется в Дельфину и остаётся без денег. Он начинает заигрывать с Викториной, но ещё не соглашается на предложение Вотрена. Между тем, Пуаре и Мишано общаются в Ботаническом саду с агентом парижской сыскной полиции, где узнают, что Вотрен – это беглый тулонский каторжник Жак Коллен по кличке «Обмани смерть».

Эжен признаётся в любви Викторине. Папаша Горио сообщает ему об квартире, снятой Дельфиной. Узнав от Вотрена, что на следующий день брат Викторины будет убит, Эжен хочется предупредить отца молодых людей, но каторжник усыпляет его вином.

На следующее утро все узнают о дуэли, на которой был смертельно ранен брат Викторины. Мишоно подмешивает в кофе Вотрена снотворное и убеждается, что он и есть тот, кого ищет парижская полиция. Вечером Обмани смерть арестовывают. Жильцы выгоняют Мишоно из «Дома Воке». Вслед за ней уходит Пуаре. Г-жа Кутюр и Викторина после смерти брата девушки остаются жить в доме г-на Тайфер.

Эжен узнаёт, что за его квартиру и обстановку заплатил папаша Горио, продав свою ренту. В «Доме Воке» он случайно подслушивает разговор папаши Горио с Дельфиной, которая говорит о том, что её муж занимается противозаконными махинациями и, если она потребует назад своё приданое, то разорит и себя, и её.

Читайте также:  Краткое содержание сорокин голубое сало точный пересказ сюжета за 5 минут

Затем в «Дом Воке» является Анастази и рассказывает, как оплатила вексель на сто тысяч франков Максима де Трая. Муж узнал обо всём, принудил её признать, что является отцом только старшего ребёнка и приказал написать запродажную на всё имущество. При этом Максим всё ещё должен 12 тысяч франков.

Эжен исправляет вексель, выданный ему папашей Горио, и даёт его Анастази.

Несчастья дочерей приковывают Горио к постели. Пока он умирает Дельфина веселится на балу у де Босиан вместе с Эженом. Виконтесса, еле оправившись от удара из-за будущей свадьбы д’Ажуда, уезжает в Нормандию.

Папаша Горио умирает долго и мучительно. Находясь в агонии он, наконец-то, решает признать жестокую правду о том, что дочери его не любят. Покойника Эжен хоронит за свой счёт. На кладбище приезжают пустые кареты дочерей Горио.

  • «Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • «Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», краткое содержание по главам романа Бальзака
  • «Человеческая комедия», сочинение
  • «Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
  • Разрушительная власть золота в романе “Гобсек” Оноре де Бальзака
  • «Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака
  • «Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака

По произведению: «Отец Горио»

По писателю: Бальзак Оноре де

Источник: https://goldlit.ru/balzac/260-otec-gorio-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание романа Бальзака «Отец Горио»

События романа «Отец Горио», принадлежащего перу великого французского писателя девятнадцатого века Оноре де Бальзака, разворачиваются в пансионе Воке, которая сдает комнаты постояльцам, отличающиеся по цене и уровню комфорта, удобствам и условиям.

У нее поселились семеро подопечных, из которых особое внимание привлекает бывший хлеботорговец Горио, которого раньше при его приезде в пансион все именовали не иначе, как господином, он занимал вначале лучшую комнату пансиона, у него были сбережения, даже хозяйка Воке строила планы по поводу Горио, чтобы перестать быть вдовой, превратившись в зажиточную госпожу Горио, но надежды ее рухнули, когда на второй год своего проживания у нее он съехал в более дешевую комнату и даже прекратил зимой топить, дабы сэкономить на дровах.

Остальные жильцы поспешили выяснять причину финансового упадка, и тут же приписали его к старым развратникам, поскольку приходящих богато одетых знатных дам принимали за его любовниц, на которых он якобы истратил свое благосостояние.

А когда он выдает их за собственных дочек, эта идея всех только рассмешила и позабавила.

На третий год проживания в пансионе Горио съехал в самую дешевую комнату и ходил лишь в обносках, что еще больше обозлило всех против него, поскольку после этого репутация расточительного развратника за ним укрепилась еще больше.

Другой постоялец пансиона, Эжен де Растиньяк, бедный студент, страстно желает попасть в высший свет, преследуя честолюбивые мечты.

Однажды по рекомендации своей знатной родственницы, виконтесы де Босеан, он попадает на бал, где его внимание приковывает прелестная Анастази де Ресто, жена графа.

В пансионе он рассказывает о привлекательной графине и узнает от Вотрена, другого постояльца, что Горио поддерживает с графиней знакомство, даже погасил ее просроченные векселя известному в округе ростовщику Гобсеку.

В дальнейшем загадка разрешается: в девичестве графиня имела фамилию Горио, у нее есть сестра Дельфина, которая замужем за банкиром де Нусингеном. Обе они практически отреклись от престарелого отца, хотя он отдал им все. В пансионате Растиньяк объявляет, что берет Горио под свое покровительство.

Растиньяк добивается благосклонности Дельфины, ему помогает отец Горио, на последние гроши снимает им квартиру, умоляя жить этажом выше.

Но другой дочери срочно нужны деньги, чтобы выкупить фамильные драгоценности у ростовщика, заложенные ради Максима де Трая, ее любовника, а деньги отца ушли на любовное гнездышко Дельфины.

Сестры переходят к взаимным оскорблениям, у отца случается удар. Дочери даже не явились на похороны, его хоронят за свои деньги бедные студенты Бьяншон и Растиньяк, а пустые кареты его дочек следуют за ними.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/04/otec-gorio-kratkoe-soderzhanie.html

Роман Оноре де Бальзака “Отец Горио”: краткое содержание, главные герои :

Известный писатель, беллетрист, ставший родоначальником реализма в Европе девятнадцатого века, французский вершитель слова, чьи книги до сих пор оставляют глубокий отпечаток в душе современного читателя – это Оноре де Бальзак.

Знаменитая книга Бальзака “Отец Горио” была написана в 30-х годах XIX века и легла в основу сюжета нескольких экранизаций. Первая публикация романа была обнародована в ведущем журнале Парижа, а само творение стало частью сборника “Человеческая комедия”.

Родоночальник реализма в литературе

Бальзак был рожден в обеспеченной французской семье крестьянина Бернара. Детство его прошло в городе Тур.

Изначально семья имела фамилию Бальса, но узнав о том, что их фамилия очень похожа по звучанию на одну из дворянских, отец быстро сменил ее на Бальзак.

А сам Оноре, уже будучи в тридцатилетнем возрасте, добавил частицу “де”, этот факт окончательно возвел род Оноре де Бальзака в дворянское сословие.

Большинство критиков считают, что Бальзак уделял много внимания в своих произведениях теме взаимоотношений между супругами.

В кратком содержании “Отца Горио”, можно проследить историю его личных переживаний. Данные предположения связаны с ситуацией в семье Оноре де Бальзака, которая стала известна общественности.

Его отец был старше матери на тридцать лет, молодая женщина имела связи с другими мужчинами.

В подростковом возрасте будущий писатель любил много читать. Во время проживания в пансионе колледжа города Вандом мальчик чувствовал себя очень одиноко. Сверстники не понимали его увлечений чтением и учебой. Позже этот период он отразит в романе с философским уклоном “Луи Ламбер”.

Из юриста в писатели

Будучи двадцатилетним юношей, Оноре поступил в школу права. Однако его успешная карьера в роли клерка прерывается неожиданной любовью к письму.

В 20-30 годы XIX века публикуются первые остросюжетные романы Бальзака, в которых он придумывает кодекс нравственности и правильного поведения в светском обществе. Изначально его творчество носило анонимный характер.

Но постепенно популярность его романов начала набирать обороты, в частности среди женского населения. В познании женской психологии писателю помогла его первая возлюбленная, которая была не только старше писателя на двадцать два года, но и состояла в официальных отношениях.

В итоге одна из читательниц добилась прямого внимания Оноре и стала его женой (польская графиня Ганская).

К 1840 году писатель был на пике популярности, однако это не сделало его жизнь безмятежной. Будучи авантюрным человеком, Бальзак вкладывал много денег в совершенно нерентабельные проекты. Например, покупка загородного дома, без хорошего денежного обеспечения или основание периодического издания, ставшего совершенно провальным.

Главная идея книг Бальзака

Изначальная цель писательской деятельности Бальзака – изображение современного общества со всеми присущими ему пороками. Он описывал социум, подразделяя его на виды, объясняя свой выбор многообразием внешних условий и разницу людских характеров.

Он сравнивал саму идею с чем-то материальным, пытался донести смысл порабощения человеческого ума больной целью, которая, в конечном счете, приведет к гибели владельца, несмотря на его социальный статус. Например, это можно заметить при прочтении краткого содержания “Отца Горио”. Герои романов Бальзака – это целые истории столкновений между их безумным увлечением и социальными реалиями.

Сюжетные линии романа

Роман Бальзака “Отец Горио” считается главной работой автора. Это эпопея, которая включает в себя с десяток разнохарактерных персонажей. В центре сюжетной линии рассказ об утрате юношеских надежд и иллюзий. Роман делится на три тематические линии, которые сначала кажутся разными, но в конечном итоге читатель находит связующие их звенья.

Первой читатель узнает историю преданности отца – старика Горио, который отдал последние штаны своим дочерям, а сам ушел в мир иной нищим. Этот сюжет открывает главную беду человечества – власть денег над людьми.

Вторая история – это тема честолюбия. В ней рассказывается судьба студента из провинциального города, Эжена Растиньяка, который использует все возможности, чтобы статья частью высшего общества Парижа.

Третья сюжетная линия романа «Отец Горио» – тема философии криминала. Будучи беглым каторжником, Вотрен ведет борьбу за право пренебрегать законом таким сильным личностям, как он.

Роман “Отец Горио”: главные герои

Центральным персонажем является отец Горио. Его отношение к миру воспринимается через любовь к каждой из дочерей, а смысл жизни состоит в том, что бы исполнять их прихоти. Он предстает так называемым мучеником родительской преданности.

Младшая из детей, Дельфина де Нусинген, является женой банкира. Однако ее супружеская жизнь сразу же дала трещину и впоследствии с мужем они начали жить совершенно разной жизнью: спать в разных комнатах и заводить романы на стороне, не скрывая их друг от друга.

Старшая же дочь, Анастази де Ресто, вступила в брак с графом и всем сердцем полюбила светскую жизнь. Старшая дочь Горио тоже далеко не ангел. Оказывается, что все ее дети были зачаты от любовника Максима де Трайя. После неоднократных обращений к отцу с просьбой о помощи в покрытии долгов Максима, Анастази сбегает с любовником, оставив свою семью.

В описании краткого содержания “Отца Горио” отдельное внимание стоит уделить юному студенту из деревенской семьи, Эжену де Растиньяку, который становится одним из любовников Дельфины. Однако он является практически единственным персонажем, проявляющим уважение к старику Горио.

Преступник Вотрен, который ведет скрытную жизнь, – бежавший каторжник, настоящий циник, он играет судьбами людей.

Но, несмотря на свой скверный характер, является голосом совести, он прямолинеен, у него нет страха перед осуждением со стороны общества, когда он высказывает свою точку зрения. Вотрен симпатизирует студенту, предлагая ему стать мужем дочери миллионера.

У студента есть двоюродная сестра, виконтесса. Она замужем, но имела отношения с неким маркизом, после свадьбы которого бежала от горя на север, в поместье своего супруга.

Держательница пансиона – вдова пятидесяти лет. Воке имела определенные виды на отца Горио. Однако он отверг ее, поэтому к старику она относится агрессивно и с открытой неприязнью.

И наконец, доктор Бьяншон, являющийся студентом и другом Эжена. Он приходит на помощь к своему другу, когда тот сообщает, что отец Горио тяжело болен. Он содействует в организации похорон старика.

Краткое содержание “Отца Горио”

История развивается в пансионе “Дом Воке”, названном в честь вдовствующей хозяйки. Четырехэтажное здание заселено персонажами совершенно разных характеров. Четвертый этаж самый дешевый, второй – самый лучший и дорогой. Причем на втором этаже проживают две вдовы: сама хозяйка и госпожа Кутюр, жена погибшего комиссара, которая содержит вдобавок молодую воспитанницу Викторину Тайфер.

Третий этаж занят стариком Пуарсе и бывшим каторжником Вотреном. На четвертом этаже расположились апартаменты старой девы Мишано, отца Горио (в прошлом владельца макаронной фабрики), а так же юного студента Растиньяка. Есть и мансардный этаж, где живут кухарка и слуга Кристоф.

Жильцы пансиона ходят в потрепанной одежде, а лица их поникшие, кроме девушки Викторины, которую не признал отец миллионер.

В центре всех событий оказывается старик Горио. После ухода от дел на фабрике в 1813 году он поселился в пансионе и, будучи при деньгах, занял комнату на самом престижном этаже.

Вдовствующая хозяйка желала выйти за него замуж, однако, не добившись своего, буквально воспылала ненавистью к Горио. С течением времени старик обнищал, и ему пришлось переехать на самый верхний этаж. Ему дали прозвище “папаша”.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин песнь о вещем олеге точный пересказ сюжета за 5 минут

Иногда к нему приезжают его дочери, которые одеты и обуты очень богато в отличие от своего отца.

События у Горио развиваются печально. Вотрен застает его за походом к ростовщику, принимающему старые столовые серебряные приборы, о чем сообщает хозяйке. Он пытается доказать всем, что отец содержит своих дочерей.

Бурные события в жизни пансиона

Дальше начинается круговорот событий. Студент сталкивается в доме Анастази с ее супругом и ее любовником – графом Максимом.

Однако после упоминания об отце Горио Растиньяка выпроваживают, и он направляется в дом виконтессы де Босеан.

В этот момент любовник виконтессы, португалец д'Аджула Пинто, без разочарования спешно уходит из ее дома, чтобы не признаваться в измене. Но его сподвижница по греху слышит о его намерениях жениться на другой даме.

В этот момент в доме де Босеан появляется герцогиня де Ланже. Самое интересное, что студент не подозревал о семейных узах Горио и Анастази.

Эжен так же узнает, что отец заработал свое состояние во времена буржуазной революции во Франции и отдал дочерям огромную сумму денег в качестве приданого (по пятьсот тысяч франков).

Тогда Босеан предлагает Эжену завести связь с младшей из дочерей и рассказывает, каким манерам нужно научиться, чтобы завоевать расположение дам высшего общества.

После возвращения в пансион Растиньяк принимает на себя роль опекуна старика Горио. В этот момент Вотрен договаривается о сделке со студентом, смысл которой в том, чтобы Эжен нашел ему невесту с миллионом франков в приданое.

Растиньяк сразу смекнул, что если запугать отца Викторины, для признания отцовства, то никого искать не надо. В итоге события складываются так, как хочет студент, однако он отказывается от денег Вотрена за проделанную работу.

И на это у него есть свой скрытый умысел.

Эжен все-таки знакомится с Дельфиной и дает ей денег, которых она совсем не видит от мужа. Со временем студент понимает, что влюбился в младшую дочь Горио и остается без средств.

Параллельно Пуарсе и Мишано выясняют, что Вотрен – сбежавший каторжник, называющий себя «Обмани смерть». Вотрен сообщает студенту о дуэли с братом Викторины.

У дочерей Горио появляются проблемы. Выясняется, что муж младшей занимался противозаконными делами. Старшая дочь всеми правдами и неправдами пытается помочь своему любовнику с выплатой долгов. На фоне переживаний за своих детей Горио слег с тяжелой болезнью.

Однако ни одна из дочерей не волнуется за отца. Горио умирает очень мучительной смертью, и только студент находится все это время у его постели. В предсмертном бреду Горио признается сам себе, что дети его совершенно не любили.

Эжен убеждается в этом во время похорон, которые он организовывает за свои деньги.

Экранизации романа

Существует пять экранизаций “Отца Горио” с одноименными названиями.

Самая первая из них появилась в 1910 году (режиссёр Арман Нюмес). Следующая экранизация вышла после окончания войны, в 1945 году. Итальянцы сняли свою версию в 1970 году. Через два года появляется телевизионный фильм по роману “Отец Горио”.

Экранизация 2004 года

Самая свежая экранизация – это телевизионный фильм 2004 года (режиссер Жан-Даниэль Верхак). Шарль Азнавур на экране воплотил образ несчастного отца Горио. Сюжет фильма практически идентичен книге. Отец Горио платит за свою любовь к дочерям высокую цену, отдавая им все свои сбережения. Его чувства отцовской любви являются скорее неким помешательством.

Упомянутый в кратком содержании “Отца Горио” образ студента также хорошо раскрыт в телевизионном фильме. Его роль исполнил актер Малик Зиди.

Источник: https://www.syl.ru/article/359882/roman-onore-de-balzaka-otets-gorio-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

Оноре де Бальзак “Отец Горио”: обзор книги

Оноре де Бальзак “Отец Горио”: обзор книгиshvetsovmn1 августа, 2014Пост навеян прочтением романа Оноре де Бальзака “Отец Горио” (Honoré de Balzac “Le père Goriot) о беззаветной и безответной любви отца к своим дочерям.

Краткое содержание романа Бальзака “Отец Горио”
В одном из парижских пансионов средней руки проживает достаточно разнородная и интересная публика: тут и молодой студент Эжен Растиньяк, и старая дева мадемуазель Мишоно, и тетя с племянницей Викториной, которую не признает родной отец, и хваткий человек Вотрен. Есть среди них и пожилой человек по имени Горио.

Он некогда был зажиточным торговцем, а теперьдоживает свой век в пансионе.Около десяти лет назад отец Горио, тогда очень богатый и хваткий человек, прекрасно устроил двух своих дочерей, Анастази и Дельфину, выдав их замуж с огромным приданым. Мало-помалу его зятья, а потом и дочери стали его сторониться, отказывая ему в посещении.

ОНи испытывали чувство неловкости, так как Горио был торговцев и не имел светских манер. Убедившись, что у него уже нет тех больших денег, что были ранее (он все отдал им), они практически вычеркнули его из жизни, обращаясь к нему только в случае крайней нужны.Постояльцы пансиона относятся к Горио с пренебрежением, считая его престарелым распущенным сластолюбцем.

Они не верят Горио, который говорит, что посещающие его красивые женщины – его дочери. Мало-помалу студент Растиньяк узнает о Горио все больше и больше: он видит, что Горио сдает в ломбард свои ценности, общается с ростовщиками, посещает известную на весь город графиню Анастази де Ресто и баронессу Дельфину Нусинген.

Они действительно оказываются его дочерьми, которых он любит до самозабвения. Они же, в свою очередь, относятся к нему холодно, с пренебрежением, стесняются его. Старшая Анастази при этом часто образается к нему за деньгами.Эжен Растиньяк, небогатый студент, хочет преуспеть и с помощью своей родственницы виконтессы де Босеян пытается выйти в свет, что ему вполне удается.

Он сближается с Дельфиной и со временем становится ее любовником. При этом ему удается сохранить остатки чести и достоинства: он отклоняет план Вотрена, беглого каторжника, по женитьбе на Викторине, отец которой является очень богатым человеком.Эжен приводит в действие мечту Дельфины – ее, наконец, приглашают на бал виконтессы. На этом же балу должна быть и Анастази.

Обе дочери Горио несчастливы в семейной жизни: у обеих есть любовники, с мужьями обе в разладе, обе испытывают затруднения в финансах, несмотря на то, что отец Горио дал им огромное приданое. Обе дочри почти одновременно приходят к Горио, каждая со своей проблемой.

Последовавшая сцена ссоры и безуспешных попыток помирить дочерей почти убивает Горио: у него удар и жить ему остается совсем немного. Тем не менее Горио выполняет просьбу Анастази и раздобывает ей необходимые ей деньги, продав все, что у него есть. Обе дочери направились на бал, несмотря на то, что Горио был при смерти.

Горио агонизирует, очень хочет видеть своих дочерей, но они к нему не идут под разными предлогами, не желая иметь дело ни с врачами, ни с организацией похорон. Всем этим заимаются Растиньяк и его друг Бьяншон. Не приходят дочери и на похороны собственного отца, послав для приличия кареты с фамильными гербами.Роман “Отец Горио” Бальзака заканчивается тем, что Растиньяк, понимая, что из себя представляет высший свет, решает во что бы то ни стало преуспеть в нем.

Смысл

Роман Бальзака “Отец Горио” о невзаимной отцовьей любви к дочерям. Ради своих дочерей Горио лилишся состояния, здоровья, а потом и жизни. Взамен же он не получил ничего: дочери выжали из него все, что смогли, и бросили его, даже не придя на его похороны.

Понимая, что причиной этому был сам отец Горио, он все же считает карйне несправедливым, что дочери растоптали его, тогда как он положил все ради из счастья. Умирает Горио в компании Растиняка и Бьяншона, которые оказались отзывчивее его родных дочерей.

Вывод

Роман “Отец Горию” Бальзака мне очень понравился своей честностью: в нем сурово показаны отношения любящего отца и стесняющихся его дочерей, обменявших его на возможность вести комфортный образ жизни. Тема, надо сказать, весьма актуальная и в наше время. У меня у самого 2 дочери 🙂 В общем, роман “Отец горио” читать обязательно! Бальзак, как обычно, великолепен.

Другие книги Оноре де Бальзака:

1. “Шагреневая кожа”;
2. “Отец Горио”Гобсек”.

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):

1. Эрих Мария Ремарк “Жизнь взаймы” – самый популярный пост моего блога
2. Аркадий Гайдар “Тимур и его команда”;
3. Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”;
4. Артур Хейли “Отель”;
5. Чарльз Диккенс “Рождественская песнь в прозе”

Источник: https://shvetsovmn.livejournal.com/52190.html

Анализ романа Бальзака “Отец Горио”

Иллюстрация к роману “Отец Горио”

Первое произведение, созданное по общему плану эпопеи, – роман “Отец Горио” (1834) – имел большой читательский успех. Это, пожалуй, самый главный роман Бальзака.

И потому, что здесь впервые встречаются несколько десятков персонажей, которые затем будут путешествовать страницами “Человеческой комедии”; и потому, что здесь создается завязка последующих событий; и потому, что в центре сюжета – типичная для писателя история утраченных иллюзий юности; и потому, что в полной мере проявил себя знаменитый Бальзаковский метод проникновения в сущность конфликта и психологию человека через мир вещей, который его окружает.

Сюжет романа состоит из трех тематических линий, хотя и связанных между собой по смыслу, но способных существовать отдельно.

Связь этих линий, их взаимодействие и одновременно кульминация – это особенности типично бальзаковского сюжета, который строится независимо и одновременно параллельно. В этом отличие романтического мастерства Бальзака от Стендаля.

Последний, как вы помните, придерживался линейно-хронологического принципа развития сюжета.

Какие три тематические линии переплетаются, сосуществуют, развиваются в романе “Отец Горио”? Первая – тема преданного отцовства – старый Горио, который все отдал двум своим дочкам и умер в нищете одиноким.

Вторая – тема честолюбия – студент-провинциал Эжен Растиньяк, используя связи, постепенно входит в высший “парижский мир”.

Третья – тема философии преступления – беглый каторжник Вотрен ставит под сомнение добродетельную мораль общества и отстаивает право сильной личности пренебрегать законом.

Первая сюжетная линия связана с темой власти денег над человеком. Она отражена и в повести “Гобсек”, и в романе “Евгения Гранде” и др. Некоторые критики даже утверждают, что именно эта тема и является главной для писателя. Хотя Бальзак считал основной линией “Отца Горио” историю Растиньяка. Однако борьба героя с самим собой была уже не такой и ожесточенной.

Это произведение условно можно отнести к жанру “воспитательный роман”, но воспитание здесь происходит не в том значении, которое придавало этому жанру 18 столетии – век Разума, а в смысле потери иллюзий, вхождение в мир лицемерия и жестокости.

Победа аморального мира над Растиньяком была легкой: каждый раз, когда его соблазняли аристократическим обедом или новым модным нарядом, он забывал о своих намерениях быть трудолюбивым и честным, достичь всего собственными силами и трудом. Поэтому, по мнению автора, зло, которое уничтожает человека, кроется в нем самом, в его сердце, в его душе.

В том, что когда человек ошибся и поставил материальное благополучие выше собственной совести.

Несколько лет писатель работает над романом “Утраченные иллюзии” в трех частях. Главный герой произведения – Люсьен Шардон – молодой честолюбец, прибывший из провинции в Париж, чтобы сделать карьеру.

Поэтически одаренный красавец, воспитанный с детства как вундеркинд и любимиц семьи, Люсьен считает, что гению позволено переступать законы морали. К тому же он не способен на тяжелую постоянную работу. Конечно, в конце Люсьен потерпит поражение и в конце романа “Блеск и нищета куртизанок” погибнет.

Читайте также:  Краткое содержание гёте рейнеке-лис точный пересказ сюжета за 5 минут

Люсьену в романе противопоставлен его родственник и друг Давид Сешара – талантливый изобретатель.

Положительная программа автора воплощена не только в характере и планах Давида, но и в истории членов союза “Содружество”, которые поставили себе цель творческой работы, служение любимому делу.

Однако трудно полностью отдаться творческому труду в обществе, в котором царит идея богатства. Благородного Сешара уничтожают жестокие конкуренты.

После романа “Утраченные иллюзии” был опубликован следующий – “Блеск и нищета куртизанок”, где на первый план выступает уже знакомый читателям каторжник Вотрен. Его жизнь претерпевает кардинальных изменений: вчерашний бандит работает в парижской полиции.

Среди последних романов Бальзака тесно связаны два – “Кузина Бета” (1846) и “Кузен Понс” (1847), посвященные теме распада родственных связей. Роман “Крестьяне” описывает борьбу за землю как источник экономической и политической власти.

В истории литературы существует миф, согласно которому Бальзак был плохим предпринимателем. И в перспективе каждый деловой выбор писателя оказывался не только правильным, но и мог приносить в будущем огромную прибыль. Ирония судьбы заключается в том, что Бальзак умер, не узнав о своем деловом успехе.

Так, в 40-х годах он вложил все свое состояние и часть денег Ганской в компании Северной железной дороги. Дело было новое, железные дороги только начинали развиваться, поэтому сначала акции этой компании резко падали и стоили не дорого. Это закон биржи. После его смерти Ганская распродали акции, потеряв большие средства на их падении.

Вместе с Бальзаком вложил деньги в Северную железную дорогу другой известный человек. Он не продал ни одной акции – и стал одним из богатейших людей мира. Это был Ротшильд, прототип барона Нусингена в “Человеческой комедии”.

Ирония судьбы заключается и в том, что небольшой дом на улице Фортюне, с любовью обустроенный Бальзаком, был с годами снесен и на его месте построили большой особняк для одной из наследниц Ротшильда.

Бальзак мог бы быть талантливым консультантом по делам коммерции и бизнеса. Но случилось так, что он стал гениальным писателем.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/02/otets-gorio.html

Краткое содержание “Гобсека”: богатейший источник литературного вдохновения

Повесть «Гобсек» была опубликована Оноре де Бальзаком в 1830 году, а в 1842 году стала одним из ключевых произведений «Человеческой комедии», войдя в раздел «Сцены частной жизни» («Этюды о нравах»).

Сегодня это самое читаемое произведение Бальзака, оно входит в школьную и вузовскую программы, является предметом множества научных исследований, широким полем для анализа и богатейшим источником вдохновения.

Как и многие произведения Бальзака, изначально «Гобсек» публиковался частями. Первый эпизод, озаглавленный «Ростовщик», появился на страницах журнала «Мода» в феврале 1830 года.

Затем повесть фигурировала под названием «Папаша Гобсек» и была разделена на смысловые части – «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». В 1842-м повесть вошла в «Человеческую комедию» под лаконичным названием «Гобсек» без деления на главы. Именно такой вид произведения принято считать классическим.

Центральный персонаж – ростовщик Жан Эстер ван Гобсек (прим. – в данном случае фамилия Гобсек «говорящая», в переводе с французского – Живоглот). Кроме произведения, в котором он солирует, Гобсек также появляется в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Брачном контракте» «Чиновниках».

Адвокат Дервиль, он же рассказчик, является героем «Отца Горио», «Полковника Шабере», «Темного дела», романа «Блеск и нищета куртизанок».

Это культовое произведение имеет два киновоплощения. В 1936 году повесть экранизировал советский режиссер Константин Эггерт («Медвежья свадьба», «Хромой барин»), роль Гобсека сыграл Леонид Леонидов. В 1987-м вышел одноименный фильм под началом Александра Орлова («Женщина, которая поет», «Похождения Чичикова»), на этот раз Гобсека сыграл Владимир Татосов.

Давайте вспомним сюжет этого бессмертного шедевра от гениального Оноре де Бальзака.

В гостиной виконтессы де гранлье

Действие повести начинает развиваться в салоне виконтессы де Гранлье. Была зима 1829-30-го года. За окном мел снег и никому из полуночных обитателей гостиной не хотелось удаляться от уютного тепла камина.

Виконтесса де Ганлье была самой знатной, богатой и почтенной дамой Сен-Жерментского предместья.

В столь поздний час она вычитывала свою семнадцатилетнюю дочь Камиллу за слишком явную расположенность, которую она выказывает в адрес молодого графа Эмиля де Ресто.

Свидетелем этой сцены становится друг семьи адвокат Дервиль. Он видит, как пылают щечки Камиллы при упоминании имени графа де Ресто.

Нет сомнений, девочка влюблена! Но почему графиня противится союзу молодых сердец? На это есть веская причина – поясняет графиня. Ни для кого не секрет, каким неподобающим образом вела себя его мать.

Сейчас она, конечно, остепенилась, но ее прошлое накладывает несмываемый отпечаток на потомство. Кроме того, де Ресто беден.

– А если не беден? – лукаво усмехается Дервиль. – Это бы несколько изменило положение вещей, – уклончиво отмечает виконтесса.

– Тогда я поведаю вам одну романтическую историю, которая произошла со мной много лет назад.

Жан Эстер ван Гобсек

Когда Дервилю было двадцать пять лет, он снимал комнату в одной бедной парижской гостинице. Его соседом был известный ростовщик по фамилии Гобсек. Не познакомившись с Гобсеком лично, Дервиль уже был много наслышан о нем.

Жан Эстер ван Гобсек одиноко жил в своей аккуратной скромной квартирке. Его прошлое было скрыто тайнами. Говорят, в десять лет его отдали юнгой на морское судно.

Долгое время Гобсек бороздил моря и океаны, а потом приехал в Париж и сделался ростовщиком.

Последнее пристанище для страждущих

Ежедневно в его комнатку приходили визитеры, но это были не добрые друзья, а убитые горем, задушенные пороками и собственной ненасытностью жалкие просители. В его скромных покоях бывали когда-то успешные купцы, молодые франты, знатные дамы, стыдливо прикрывающие лица вуалями.

Все они приходили к Гобсеку за деньгами. Они молили Гобсека, как бога, и, сбросив спесь, смиренно прижимали руки к грудям.

За неумолимость и черствость Гобсека ненавидели.

Его называли «золотым истуканом» и фамильярным «папаша Гобсек», его философию считали бездуховной, а нелюдимость, по меньшей мере, странной – «если человечность считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом». Но все это никак не отражалось на количестве клиентов папаши Гобсека. К нему шли, потому что только он мог дать шанс на спасение или хотя бы отсрочить полный крах.

Адвокат и ростовщик

Однажды молодой Дервиль также появился на пороге дома своего соседа. Он не имел за душой ни гроша, но, получив образование, мечтал открыть свое юридическое дело. Амбициозный юноша понравился старику Гобсеку, и он согласился вложить в него деньги с условием выплаты солидного процента.

Благодаря таланту, подкрепленному стараниями и здоровой бережливостью, Дервиль в конце концов полностью рассчитался с Гобсеком. За время сотрудничества адвокат и ростовщик стали добрыми друзьями. Дважды в неделю они встречались за обедом.

Беседы с Гобсеком были для Дервиля богатейшим источником жизненной мудрости, приправленной необычной философией ростовщика.

Когда Дервиль сделал последний платеж, он поинтересовался, почему Гобсек продолжал брать с него, своего друга, огромные проценты, и не оказал услугу бескорыстно. На это старик мудро ответил: «Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан. И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья».

Сейчас дело Дервиля процветает, он женился по любви, его жизнь – беспрерывно счастье и благополучие. Так что полно о Дервиле, ведь счастливый человек – тема нестерпимо скучная.

Падение дома де Ресто

Однажды Дервиль привел к Гобсеку своего знакомого Максима де Трая – красавца, блестящего парижского ловеласа и повесу.

Максим крайне нуждался в деньгах, однако Гобсек отказывает де Траю в ссуде, потому что знает о его многочисленных невыплаченных долгах. На следующий день просить за Максима приходит красивая дама.

Забегая вперед, отметим, что это была графиня де Ресто, мать того самого Эмиля де Ресто, что сегодня безуспешно сватается к Камилле де Гранье.

Ослепленная страстью к мерзавцу де Траю, графиня заложила за него молодого любовника фамильные бриллианты. Надо сказать, несколько лет назад графиня оплатила первый вексель де Трая именно у папаши Гобсека. Сумма была небольшой, но еще тогда Гобсек предсказал, что этот подлец вытянет все деньги из семейства де Ресто.

Вскоре к Гобсеку ворвался граф де Ресто, законный супруг сумасбродной графини и владелец заложенных бриллиантов. Вернуть драгоценности ростовщик отказался, но посоветовал графу обезопасить свое наследство, иначе его детям будет не суждено увидеть деньги.

Посоветовавшись с Дервилем, граф передает все свое имущество Гобсеку и составляет встречную расписку, в которой говорится, что продажа имущества фиктивная – когда старший сын станет совершеннолетним, ростовщик передаст права управления имуществом законному наследнику.

Граф заклинает Дервиля хранить расписку у себя, поскольку не доверяет своей алчной жене. Однако, по злой насмешке судьбы, тяжело заболевает и не успевает передать документ, от которого зависит судьба его мальчика.

Пока граф в беспамятстве прикован к постели, графиня не покидает его комнаты, правдоподобно изображая убитую горем супругу. Никто, кроме Гобсека и Дервиля, не знает истинной подоплеки этой «привязанности».

Подобно хищнице, графиня ждет заветного часа, когда ее жертва испустит последний вздох.

Вскоре граф умирает. Дервиль с Гобсеком мчатся в дом де Ресто и становятся свидетелями страшной картины. Все в комнате графа было перевернуто вверх дном, посреди этого хаоса, растрепанная со сверкающими глазами, металась графиня. Ее не смущало присутствие умершего, его тело было презрительно откинуто на край кровати, как ненужная более вещь.

В камине догорали какие-то бумаги. Это была расписка. «Что вы наделали? – вскрикнул Дервиль – Вы только что разорили собственных детей. Эти документы обеспечивали им богатство…»

Казалось, графиню хватит удар. Но ничего исправить уже было нельзя – Гобсек стал полноправным владельцем состояния де Ресто.

Величайший скряга

Гобсек отказался помогать юному наследнику де Ресто. «Несчастье – лучший учитель. В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям… Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем».

Гуманист Дервиль не мог понять жестокости Гобсека. Он отдалился от друга, со временем их встречи свелись на нет. Свой следующий визит к Гобсеку Дервиль совершил спустя много лет. Говорят, что все эти годы Гобсек вел обеспеченную жизнь, а в последнее время стал совсем нелюдим и не покидал своих пышных покоев.

Дервиль застал Гобсека умирающим. Ростовщик сообщил старому другу, что сделал его своим душеприказчиком. Все нажитое состояние он завещал правнучке своей сестры, публичной девушке по прозвищу Огонек. «Она хороша, как Купидончик, – слабо улыбался умирающий, – разыщи ее, друг мой». А законное наследство пусть теперь вернется к Эмилю де Ресто. Наверняка, он стал хорошим человеком.

Осматривая после смерти дом Гобсека, Дервиль был шокирован: кладовые ломились от еды, большинство из которой пропала. Все портилось, кишело червями и насекомыми, но обезумевший скряга никому не продавал свое добро. «Я увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».

К счастью, Гобсек успел передать свое и вернуть чужое богатство. Госпожа де Гранлье слушала рассказ адвоката с большим интересом. «Хорошо, дорогой Дервиль, мы подумаем насчет Эмиля де Ресто, – произнесла она, – К тому же Камилле вовсе не обязательно часто видеться со своей свекровью».

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/onore-de-balzak/gobsek.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector