«Беспризорная кошка. С вопросами и ответами для почемучек» А. А. Мосалов, Борис Житков
mvpphila Дек 28, 2016(Пока оценок нет)
Загрузка…
Название: Беспризорная кошка. С вопросами и ответами для почемучек Автор: А. А. Мосалов, Борис Житков Год: 2016
Жанр: Детская проза, Книги для детей: прочее, Природа и животные, Русская классика
Читать онлайн
Скачать книгу
О книге «беспризорная кошка. с вопросами и ответами для почемучек» а. а. мосалов, борис житков
Борис Житков — известный детский писатель, который в своем сборнике “Беспризорная кошка” знакомит юных читателей с миром живой природы. В сборник вошли остросюжетные рассказы о животных с элементами приключений, читать которые очень увлекательно. Остановимся на произведении, по заглавию которого был назван этот сборник.
В рассказе “Беспризорная кошка” автор показал повадки кошек, а также всю палитру отношений между кошками и собаками. Сюжет книги простой и понятный для детей.
Главный герой, от лица которого ведется повествование, жил на берегу моря и любил рыбачить. Однажды он увидел бездомную кошку, которая жила в кроличьей норе.
Оказывается, бродячие коты пришли из города в поисках жилища и, выгнав диких кроликов из своих нор, заняли их места.
Рыбак стал замечать, что кошка наблюдает за ним и приходит к месту рыбалки полакомиться рыбой. Он решает заманить ее в дом и приручить. Но свободолюбивая кошачья натура не поддавалась ни на какие уловки. Чем только главный герой ее ни прикармливал — все впустую.
Но со временем кошачье сердце немного “оттаяло”, и Мурка — такое имя ей дали — приблизилась к дому. В дом она не пошла, но подружилась с собакой рыбака.
Борис Житков показал трогательные моменты их дружбы: Рябка — собака автора — всегда уступала будку Мурке, когда та хотела в ней поспать или просто отдохнуть.
Когда кошку отправляют в другое место — к рыбакам, чтобы собаки не обижали новорожденных котят, поражает сцена расставания Мурки и Рябки. Рассказ “Беспризорная кошка” наглядно показывает, как собаки ценят дружбу и всегда остаются верны.
Мурка была не только свободной, но и смелой, отчаянной кошкой. Она постоянно “встревала” в уличные драки с собаками, и Борис Житков подчеркивал ее триумфальные победы.
Независимость, ловкость, смелость, желание охотиться, забота о своем потомстве — основные качества, которые присущи котам от природы.
Автор описывает образ Мурки ярко и красочно, показывая ее сильную кошачью натуру в разных приключениях и испытаниях, чтобы дать детям точное представление о жизни этих удивительных животных.
Мурка оказалась верна своим кошачьим принципам и после переселения на новое место. Она так же жила на улице и продолжала добывать рыбу, однако прибавилась забота о маленьких котятах.
В книге раскрыт ярко выраженный материнский инстинкт Мурки: как она кормила свое потомство, учила котят охотиться за мышами.
Читать эти строки весело и трогательно: ты как будто вливаешься в кошачий мир, и образ Мурки становится близким и понятным.
Книга “Беспризорная кошка” просто необходима для прочтения младшими школьниками. Автор учит детей наблюдать за животными, изучать их повадки и бережно относиться к своим меньшим братьям.
На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Беспризорная кошка. С вопросами и ответами для почемучек» А. А. Мосалов, Борис Житков в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.
Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Скачать бесплатно книгу «Беспризорная кошка. С вопросами и ответами для почемучек» А. А. Мосалов, Борис Житков
В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt: Скачать
В формате a4.pdf: Скачать
В формате a6.pdf: Скачать
Рекомендуем к прочтению:
Источник: http://LifeInBooks.net/chto-pochitat/besprizornaya-koshka-s-voprosami-i-otvetami-dlya-pochemuchek-a-a-mosalov-boris-zhitkov/
Беспризорная кошка
I
Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, — Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было.
Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы.
Вытянется на цепи, подвизгивает.
Обернешься к нему и скажешь сердито:
— Плохи наши дела, Рябка! Вот как…
Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.
Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно.
Хорошая была собака!
II
А вот кошки у меня не было, и мыши одолевали. Сетки развесишь, так они в сетки залезут, запутаются и перегрызут нитки, напортят. Я их находил в сетках — запутается другая и попадется. И дома все крадут, что ни положи.
Вот я и пошел в город. Достану, думаю, себе веселую кошечку, она мне всех мышей переловит, а вечером на коленях будет сидеть и мурлыкать. Пришел в город. По всем дворам ходил — ни одной кошки. Ну нигде!
Я стал у людей спрашивать:
— Нет ли у кого кошечки? Я даже деньги заплачу, дайте только.
А на меня сердиться стали:
— До кошек ли теперь? Всюду голод, самим есть нечего, а тут котов корми.
А один сказал:
— Я бы сам кота съел, а не то что его, дармоеда, кормить!
Вот те и на! Куда же это все коты девались? Кот привык жить на готовеньком: нажрался, накрал и вечером на теплой плите растянулся. И вдруг такая беда! Печи не топлены, хозяева сами черствую корку сосут. И украсть нечего. Да и мышей в голодном доме тоже не сыщешь.
Перевелись коты в городе… А каких, может быть, и голодные люди приели. Так ни одной кошки и не достал.
III
Настала зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг, смотрю, на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.
Я присел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.
Что, думаю, за зверь такой завелся?
Я сорвал хворостинку — и в нору. А оттуда как зашипит!
Я назад попятился. Фу ты! Да это кошка!
Так вот куда кошки из города переехали!
Я стал звать:
— Кис-кис! Кисанька! — и просунул руку в нору.
А кисанька как заурчит, да таким зверем, что я и руку отдернул.
Ну тебя, какая ты злая!
Я пошел дальше и увидел, что много кроличьих нор раскопано. Это кошки пришли из города, раскопали пошире кроличьи норы, кроликов выгнали и стали жить по-дикому.
IV
Я стал думать, как бы переманить кошку к себе в дом.
Вот раз я встретил кошку на берегу. Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит. Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает. Ждет, что я буду делать.
А я достал из кармана корку хлеба и бросил ей. Кошка глянула, куда корка упала, а сама ни с места. Опять на меня уставилась. Я обошел стороной и оглянулся: кошка прыгнула, схватила корку и побежала к себе домой, в нору.
Так мы с ней часто встречались, но кошка никогда меня к себе не подпускала. Раз в сумерки я ее принял за кролика и хотел уже стрелять.
V
Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. Вдруг слышу — лает мой Рябчик. И смешно как-то лает: бестолково, на разные голоса, и подвизгивает.
Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал. Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей посуше ступить.
Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил.
Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела.
И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.
Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь.
Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал. Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.
Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.
Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место.
VI
Рябчик так скучал, что рад был кошке.
Раз шел дождь. Я смотрю из окна — лежит Рябка в луже около будки, весь мокрый, а в будку не лезет.
Я вышел и крикнул:
— Рябка! В будку!
Он встал, конфузливо помотал хвостом. Вертит мордой, топчется, а в будку не лезет.
Я подошел и заглянул в будку. Через весь пол важно растянулась кошка. Рябчик не хотел лезть, чтобы не разбудить кошку, и мок под дождем.
Он так любил, когда кошка приходила к нему в гости, что пробовал ее облизывать, как щенка. Кошка топорщилась и встряхивалась.
Я видел, как Рябчик лапами удерживал кошку, когда она, выспавшись, уходила по своим делам.
VII
А дела у ней были вот какие.
Раз слышу — будто ребенок плачет. Я выскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у ней что-то болтается. Подбежал, смотрю — в зубах у Мурки крольчонок.
Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребенок. Я отнял его у кошки. Обменял у ней на рыбу. Кролик выходился и потом жил у меня в доме.
Другой раз я застал Мурку, когда она уже доедала большого кролика. Рябка на цепи издали облизывался.
Против дома была яма с пол-аршина глубины. Вижу из окна: сидит Мурка в яме, вся в комок сжалась, глаза дикие, а никого кругом нет. Я стал следить.
Вдруг Мурка подскочила — я мигнуть не успел, а она уже рвет ласточку. Дело было к дождю, и ласточки реяли у самой земли. А в яме в засаде поджидала кошка. Часами сидела она вся на взводе, как курок: ждала, пока ласточка чиркнет над самой ямой. Хап! — и цапнет лапой на лету.
Другой раз я застал ее на море. Бурей выбросило на берег ракушки. Мурка осторожно ходила по мокрым камням и выгребала лапой ракушки на сухое место. Она их разгрызала, как орехи, морщилась и выедала слизняка.
VIII
Но вот пришла беда. На берегу появились беспризорные собаки. Они целой стаей носились по берегу, голодные, озверелые. С лаем, с визгом они пронеслись мимо нашего дома. Рябчик весь ощетинился, напрягся. Он глухо ворчал и зло смотрел. Володька схватил палку, а я бросился в дом за ружьем. Но собаки пронеслись мимо, и скоро их не стало слышно.
Рябчик долго не мог успокоиться: все ворчал и глядел, куда убежали собаки. А Мурка хоть бы что: она сидела на солнышке и важно мыла мордочку.
Я сказал Володе:
— Смотри, Мурка-то ничего не боится. Прибегут собаки — она прыг на столб и по столбу на крышу.
Володя говорит:
— А Рябчик в будку залезет и через дырку отгрызется от всякой собаки. А я в дом запрусь.
Нечего бояться.
Я ушел в город.
IX
А когда вернулся, то Володька рассказал мне:
— Как ты ушел, часу не прошло, вернулись дикие собаки. Штук восемь. Бросились на Мурку. А Мурка не стала убегать. У ней под стеной, в углу, ты знаешь, кладовая. Она туда зарывает объедки. У ней уж много там накоплено.
Мурка бросилась в угол, зашипела, привстала на задние лапы и приготовила когти. Собаки сунулись, трое сразу. Мурка так заработала лапами — шерсть только от собак полетела.
А они визжат, воют и уж одна через другую лезут, сверху карабкаются все к Мурке, к Мурке!
— А ты чего смотрел?
— Да я не смотрел. Я скорее в дом, схватил ружье и стал молотить изо всей силы по собакам прикладом, прикладом. Все в кашу замешалось. Я думал, от Мурки клочья одни останутся. Я уж тут бил по чем попало. Вот, смотри, весь приклад поколотил. Ругать не будешь?
— Ну, а Мурка-то, Мурка?
— А она сейчас у Рябки. Рябка ее зализывает. Они в будке.
Так и оказалось. Рябка свернулся кольцом, а в середине лежала Мурка. Рябка ее лизал и сердито поглядел на меня. Видно, боялся, что я помешаю — унесу Мурку.
Х
Через неделю Мурка совсем оправилась и принялась за охоту.
Вдруг ночью мы проснулись от страшного лая и визга.
Володька выскочил, кричит:
— Собаки, собаки!
Я схватил ружье и, как был, выскочил на крыльцо.
Целая куча собак возилась в углу. Они так ревели, что не слыхали, как я вышел.
Я выстрелил в воздух. Вся стая рванулась и без памяти кинулась прочь. Я выстрелил еще раз вдогонку. Рябка рвался на цепи, дергался с разбега, бесился, но не мог порвать цепи: ему хотелось броситься вслед собакам.
Я стал звать Мурку. Она урчала и приводила в порядок кладовую: закапывала лапкой разрытую ямку.
В комнате при свете я осмотрел кошку. Ее сильно покусали собаки, но раны были неопасные.
XI
Я заметил, что Мурка потолстела, — у ней скоро должны были родиться котята.
Я попробовал оставить ее на ночь в хате, но она мяукала и царапалась, так что пришлось ее выпустить.
Беспризорная кошка привыкла жить на воле и ни за что не хотела идти в дом.
Оставлять так кошку было нельзя. Видно, дикие собаки повадились к нам бегать. Прибегут, когда мы с Володей будем в море, и загрызут Мурку совсем. И вот мы решили увезти Мурку подальше и оставить жить у знакомых рыбаков. Мы посадили с собой в лодку кошку и поехали морем.
Далеко, за пятьдесят верст от нас, увезли мы Мурку. Туда собаки не забегут. Там жило много рыбаков. У них был невод. Они каждое утро и каждый вечер завозили невод в море и вытягивали его на берег. Рыбы у них всегда было много.
Они очень обрадовались, когда мы им привезли Мурку. Сейчас же накормили ее рыбой до отвала. Я сказал, что кошка в дом жить не пойдет и что надо для нее сделать нору, — это не простая кошка, она из беспризорных и любит волю.
Ей сделали из камыша домик, и Мурка осталась стеречь невод от мышей.
А мы вернулись домой. Рябка долго выл и плаксиво лаял; лаял и на нас: куда мы дели кошку?
Мы долго не были на неводе и только осенью собрались к Мурке.
XII
Мы приехали утром, когда вытягивали невод. Море было совсем спокойное, как вода в блюдце. Невод уж подходил к концу, и на берег вытащили вместе с рыбой целую ватагу морских раков — крабов. Они, как крупные пауки, ловкие, быстро бегают и злые. Они становятся на дыбы и щелкают над головой клешнями: пугают.
А если ухватят за палец, так держись: до крови. Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идет наша Мурка. Она ловко откидывала крабов с дороги. Подцепит его лапой сзади, где он достать ее не может, и швырк прочь.
Краб встает на дыбы, пыжится, лязгает клешнями, как собака зубами, а Мурка и внимания не обращает, отшвырнет, как камешек.
Четыре взрослых котенка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. А Мурка залезла в воду, вошла по шею, только голова одна из воды торчит. Идет по дну, а от головы вода расступается.
Кошка лапами нащупывала на дне мелкую рыбешку, что уходила из невода. Эти рыбки прячутся на дно, закапываются в песок — вот тут-то их и ловила Мурка. Нащупает лапкой, подцепит когтями и бросает на берег своим детям. А они уж совсем большие коты были, а боялись и ступить на мокрое. Мурка им приносила на сухой песок живую рыбу, и тогда они жрали и зло урчали. Подумаешь, какие охотники!
XIII
Рыбаки не могли нахвалиться Муркой:
— Ай да кошка! Боевая кошка! Ну, а дети не в мать пошли. Балбесы и лодыри. Рассядутся, как господа, и все им в рот подай. Вон, гляди, расселись как! Чисто свиньи. Ишь, развалились. Брысь, поганцы!
Рыбак замахнулся, а коты и не шевельнулись.
— Вот только из-за мамаши и терпим. Выгнать бы их надо.
Коты так обленились, что им лень было играть с мышью.
XIV
Я раз видел, как Мурка притащила им в зубах мышь. Она хотела их учить, как ловить мышей. Но коты лениво перебирали лапами и упускали мышь. Мурка бросалась вдогонку и снова приносила им. Но они и смотреть не хотели: валялись на солнышке по мягкому песку и ждали обеда, чтоб без хлопот наесться рыбьих головок.
— Ишь, мамашины сынки! — сказал Володька и бросил в них песком. — Смотреть противно. Вот вам!
Коты тряхнули ушами и перевалились на другой бок.
Лодыри!
Источник: http://VseSkazki.su/rasskazi-boris-zhitkov/besprizornaya-koshka.html
Б.Житков, «Беспризорная кошка» — Кототека — самое интересное о мире кошек
I Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах — Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал.
Спросишь его: «Рябка, где Володя?» — Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет и всегда верно. Бывало придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, повизгивает. Обернешься к нему и скажешь сердито: — Плохи наши дела, Рябка! Вот как… Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит больше, понимает.
Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег. И вот хочу отойти от него, а он встанет на задние лапы, натянет цепь и обхватит меня лапами. Да так крепко — не пускает. Не хочет долго один оставаться: и скучно и голодно. Хорошая была собака! II А вот кошки у меня не было, и мыши одолевали.
Сетки развесишь, так они в сетки залезут, запутаются и перегрызут нитки, напортят. Я их находил в сетках — запутается другая и попадется. И дома все крадут, что ни положи. Вот я и пошел в город. Достану, думаю, себе веселую кошечку, она мне всех мышей переловит, а вечером на коленях будет сидеть и мурлыкать. Пришел в город. По всем дворам ходил — ни одной кошки. Ну, нигде.
Я стал у людей спрашивать: — Нет ли у кого кошечки? Я даже деньги заплачу, дайте только. А на меня сердиться стали: — До кошек ли теперь? Всюду голод, самим есть нечего, а тут котов корми.
А один сказал: — Я бы сам кота съел, а не то что его, дармоеда, кормить! Вот те и на! Куда же это все коты девались! Кот привык жить на готовеньком: накрал, нажрался и вечером на теплой плите растянулся. И вдруг такая беда! Печи не топлены, хозяева сами черствую корку сосут. И украсть нечего. Да и мышей в голодном доме тоже не сыщешь.
Перевелись коты в городе… А каких, может быть, и голодные люди приели. Так ни одной кошки не достал.
III Настала зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики. Вдруг, смотрю, на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Я присел и заглянул в нору. Темно.
А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся. Что, думаю, за зверь такой завелся? Я сорвал хворостинку и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился. Фу ты! Да это кошка! Так вот куда кошки из города переехали! Я стал звать: — Кис-кис! Кисонька! — и просунул руку в нору. А кисонька как заурчит, да таким зверем, что я и руку отдернул.
Ну тебя, какая ты злая!
Я пошел дальше и увидел, что много кроличьих нор раскопано. Это кошки пришли из города, раскопали пошире кроличьи норы, кроликов выгнали и стали жить по-дикому.
IV Я стал думать, как бы переманить кошку к себе в дом. Вот раз я встретил кошку на берегу. Большая, серая, мордастая. Она, как увидела меня, отскочила в сторону и села. Злыми глазами на меня глядит.
Вся напружилась, замерла, только хвост вздрагивает. Ждет, что я буду делать. А я достал из кармана корку хлеба и бросил ей. Кошка глянула, куда корка упала, а сама ни с места. Опять на меня уставилась.
Я обошел стороной и оглянулся: кошка прыгнула, схватила корку и побежала к себе домой, в нору.
Так мы с ней часто встречались, но кошка никогда меня к себе не подпускала. Раз в сумерках я ее принял за кролика и хотел уже стрелять.
V Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. Вдруг слышу — лает мой Рябчик. И смешно как-то лает: бестолково, на разные голоса, и подвизгивает. Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. Я сразу ее узнал.
Она нисколько не боялась Рябчика, даже не глядела на него, а выбирала только, где бы ей посуше ступить. Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. Я скорее побежал в дом, достал рыбешку и бросил. Она схватила рыбу и прыгнула в траву. Мне с крыльца было видно, как она стала жадно жрать. Ага, думаю, давно рыбы не ела.
И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости. Я все ее задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить. А кошка все дичилась и близко к себе не подпускала. Сожрет рыбу и убежит. Как зверь. Наконец мне удалось ее погладить, и зверь замурлыкал.
Рябчик на нее не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой. Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти.
Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке. Рябчик совсем сжался в комок, чтобы дать место.
VI Рябчик так скучал, что рад был кошке. Раз шел дождь. Я смотрю из окна — лежит Рябка в луже около будки, весь мокрый, а в будку не лезет. Я вышел и крикнул: — Рябка! В будку! Он встал, конфузливо помотал хвостом. Вертит мордой, топчется, а в будку не лезет.
Я подошел и заглянул в будку. Через весь пол важно растянулась кошка. Рябчик не хотел лезть, чтобы не разбудить кошку, и мок под дождем. Он так любил, когда кошка приходила к нему в гости, что пробовал ее облизывать, как щенка. Кошка топорщилась и встряхивалась.
Я видал, как Рябчик лапами удерживал кошку, когда она, выспавшись, уходила по своим делам.
VII А дела у ней были вот какие. Раз слышу — будто ребенок плачет. Я выскочил, гляжу: катит Мурка с обрыва. В зубах у ней что-то болтается. Подбежал, смотрю — в зубах у Мурки крольчонок. Крольчонок дрыгал лапками и кричал, совсем как маленький ребенок. Я отнял его у кошки.
Обменял у ней на рыбу. Кролик выходился и потом жил у меня в доме. Другой раз я застал Мурку, когда она уже доедала большого кролика. Рябка на цепи издали облизывался. Против дома была яма с пол-аршина глубины.
Вижу из окна: сидит Мурка в яме, вся в комок сжалась, глаза дикие, а никого кругом нет. Я стал следить. Вдруг Мурка подскочила — и я мигнуть не успел, а она уже рвет ласточку. Дело было к дождю, и ласточки реяли у самой земли. А в яме, в засаде, поджидала кошка.
Часами сидела она вся на взводе, как курок: ждала, пока ласточка чиркнет над самой ямой. Хап! — и цапнет лапой на лету.
Другой раз я застал ее на море. Бурей выбросило на берег ракушки. Мурка осторожно ходила по мокрым камням и выгребала лапой ракушки на сухое место. Она их разгрызала, как орехи, морщилась и выедала слизняка.
VIII Но вот пришла беда. На берегу появились беспризорные собаки. Они целой стаей носились по берегу, голодные, озверелые. С лаем, с визгом они пронеслись мимо нашего дома. Рябчик весь ощетинился, напрягся. Он глухо ворчал и зло смотрел. Володька схватил палку, а я бросился в дом за ружьем. Но собаки пронеслись мимо, и скоро их не стало слышно.
Рябчик долго не мог успокоиться: все ворчал и глядел, куда убежали собаки. А Мурка хоть бы что: она сидела на солнышке и важно мыла мордочку. Я сказал Володе: — Смотри, Мурка-то ничего не боится. Прибегут собаки — она прыг на столб и по столбу на крышу. Володя говорит: — А Рябчик в будку залезет и через дырку отгрызется от всякой собаки. А я в дом запрусь.
Нечего бояться.
Я ушел в город.
IX А когда вернулся, то Володька рассказал мне: — Как ты ушел, часу не прошло, вернулись дикие собаки. Штук восемь. Бросились на Мурку. А Мурка не стала убегать. У ней под стеной в углу, ты знаешь, кладовая. Она туда зарывает объедки. У ней уж много там накоплено.
Мурка бросилась в угол, зашипела, привстала на задние ноги и приготовила когти. Собаки сунулись, трое сразу. Мурка так заработала лапами — шерсть только от собак полетела.
А они визжат, воют и уж одна через другую лезут, сверху карабкаются все к Мурке, к Мурке! — А ты чего смотрел? — Да я не смотрел. Я скорее в дом, схватил ружье и стал молотить изо всей силы по собакам прикладом, прикладом. Все в кашу замешалось. Я думал, от Мурки клочья одни останутся.
Я уж тут бил по чем попало. Вот смотри, весь приклад поколотил. Ругать не будешь? — Ну, а Мурка-то, Мурка? — А она сейчас у Рябки. Рябка ее зализывает. Они в будке.
Так и оказалось. Рябка свернулся кольцом, а в середине лежала Мурка. Рябка ее лизал и сердито поглядел на меня. Видно, боялся, что я помешаю — унесу Мурку.
X Через неделю Мурка совсем оправилась и принялась за охоту. Вдруг ночью мы проснулись от страшного лая и визга. Володька выскочил, кричит: — Собаки, собаки! Я схватил ружье и, как был, выскочил на крыльцо. Целая куча собак возилась в углу. Они так ревели, что не слыхали, как я вышел.
Я выстрелил в воздух. Вся стая рванулась и без памяти кинулась прочь. Я выстрелил еще раз вдогонку. Рябка рвался на цепи, дергался с разбегу, бесился, но не мог порвать цепи: ему хотелось броситься вслед собакам. Я стал звать Мурку.
Она урчала и приводила в порядок кладовую: закапывала лапкой разрытую ямку.
В комнате при свете я осмотрел кошку. Ее сильно покусали собаки, но раны были не опасные.
XI Я заметил, что Мурка потолстела, — у ней скоро должны были родиться котята. Я попробовал оставить ее на ночь в хате, но она мяукала и царапалась, так что пришлось ее выпустить. Беспризорная кошка привыкла жить на воле и ни за что не хотела идти в дом. Оставлять так кошку было нельзя. Видно, дикие собаки повадились к нам бегать.
Прибегут, когда мы с Володей будем в море, и загрызут Мурку совсем. И вот мы решили увезти Мурку подальше и оставить жить у знакомых рыбаков. Мы посадили с собой в лодку кошку и поехали в море. Далеко, за пятьдесят верст от нас, увезли мы Мурку. Туда собаки не забегут. Там жило много рыбаков. У них был невод.
Они каждое утро и каждый вечер завозили невод в море и вытягивали его на берег. Рыбы у них всегда было много. Они очень обрадовались, когда мы им привезли Мурку. Сейчас же накормили ее рыбой до отвала. Я сказал, что кошка в дом жить не пойдет и что надо для нее сделать нору, — это не простая кошка, она из беспризорных и любит волю.
Ей сделали из камыша домик, и Мурка осталась стеречь невод от мышей. А мы вернулись домой. Рябка долго выл и плаксиво лаял; лаял и на нас: куда мы дели кошку?
Мы долго не были на неводе и только осенью собрались к Мурке.
XII Мы приехали утром, когда вытягивали невод. Море было совсем спокойное, как вода в блюдце. Невод уж подходил к концу, и на берег вытащили вместе с рыбой целую ватагу морских раков — крабов. Они — как крупные пауки, ловкие, быстро бегают и злые.
Они становятся на дыбы и щелкают над головой клешнями: пугают. А если ухватят за палец, так держись: до крови. Вдруг я смотрю: среди всей этой кутерьмы спокойно идет наша Мурка. Она ловко откидывала крабов с дороги. Подцепит его лапой сзади, где он достать ее не может, и швырк прочь.
Краб встает на дыбы, пыжится, лязгает клешнями, как собака зубами, а Мурка и внимания не обращает, отшвырнет, как камешек. Четыре взрослых котенка следили за ней издали, но сами боялись и близко подойти к неводу. А Мурка залезла в воду, вошла по шею, только голова одна из воды торчит.
Идет по дну ногами, а от головы вода расступается.
Кошка лапами нащупывала на дне мелкую рыбешку, что уходила из невода. Эти рыбки прячутся на дне, закапываются в песок — вот тут-то их и ловила Мурка. Нащупает лапкой, подцепит когтями и бросает на берег своим детям. А они уж совсем большие коты были, а боялись и ступить на мокрое. Мурка им приносила на сухой песок живую рыбу, и тогда они жрали и зло урчали. Подумаешь, какие охотники!
XIII Рыбаки не могли нахвалиться Муркой: — Ай да кошка! Боевая кошка! Ну, а дети не в мать пошли. Балбесы и лодыри. Рассядутся, как господа, и все им в рот подай. Вон, гляди, расселись как! Чисто свиньи. Ишь развалились. Брысь, поганцы! Рыбак замахнулся, а коты и не шевельнулись.
— Вот только из-за мамаши и терпим. Выгнать бы их надо. Коты так обленились, что им лень было играть с мышью. Я раз видел, как Мурка притащила им в зубах мышь. Она хотела их учить, как ловить мышей. Но коты лениво перебирали лапами и упускали мышь.
Мурка бросалась вдогонку и снова приносила им. Но они и смотреть не хотели: валялись на солнышке по мягкому песку и ждали обеда, чтоб без хлопот наесться рыбьих головок. — Ишь мамашины сынки! — сказал Володька и бросил в них песком. — Смотреть противно.
Вот вам! Коты тряхнули ушами и перевалились на другой бок.
Лодыри!
Источник: http://www.catgallery.ru/kototeka/2011-03-10/zhitkov_besprizornaya_koshka/
Урок литературного чтения по теме Б. Житков «Беспризорная кошка»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: Б. Житков «Беспризорная кошка».
Цели урока:
образовательные:
-
познакомить учащихся с новыми произведениями,
-
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
-
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
-
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
развивающие:
-
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
-
создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
-
помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
-
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к животным, заботы о них,
-
способствовать сплочению классного коллектива,
-
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
-
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
-
компьютер и проектор,
-
комплект слайдов по изучаемому разделу,
-
портрет писателя Б.Житкова,
-
макеты обложек произведений,
-
фрагменты мультфильмов.
Учебник: В. К. Павленко, Т. К. Абенова, Е. М.Лосева, А. А. Шмырёва. Литературное чтение. 2 класс. Алматы «Атамура» 2009.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
Основание для применения компьютерных технологий: использование демонстрационного материала в виде просмотра слайдов, фрагментов мультипликационных фильмов, прослушивание песни с клипами способствует продуктивной и рациональной организации урочной деятельности. Так как у учащихся начальных классов преобладает наглядно – образное мышление, демонстрационный материал актуален.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: сегодня у нас очередной урок литературного чтения. Мы изучаем раздел «Мы в ответе за всё живое на планете» Слайды – повторение.
– Как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке?
Ученик: На прошлом уроке мы читали рассказ «Тёма и Жучка».
Учитель: Кто автор рассказа?
Ученик: Рассказ «Тёма и Жучка» написал Николай Георгиевич Гарин – Михайловский.
Учитель: Кто является главным героем рассказа?
Какое домашнее животное было у мальчика?
Выборочное чтение.
а) диалог няни и Тёмы;
Перескажите рассказ по пунктам.
1. Где Жучка?
2. Спасение.
(Рассказ пересказывают 2 ученика).
Выборочное чтение.
а) вот и выбрались из колодца (итог).
Выставление оценок.
III Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведения о животных и
познакомимся с произведением известного русского автора Бориса Степановича Житкова. Узнаем, когда он жил, какие произведения он написал. Будем учиться читать правильно и выразительно. Научимся составлять план.
IV. Новый материал.
Рассказ о биографии автора. Слайды 1 – 2 портрет писателя.
ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился в 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский). Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916).
Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом(исследователем рыб), рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе XX в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч.
к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл.
в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.
Знакомство с книгами писателя (слайды № 2 – 12) – выставка книг.
Обзор рассказов Б. Житкова.
Учитель: Рассказы Бориса Степановича можно разделить на три раздела. О море, о животных, о технике.
V. Знакомство с произведением.
– Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б. Житкова. Один из героев – нового произведения – собака, а вот второго героя мы угадаем. Загадка:
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем мы знакомы.
У него усы как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это… (кот)
Рассказ называется «Беспризорная кошка».
1. Чтение учителем.
2. Работа над содержанием. Беседа:
– Понравился ли вам рассказ? Почему он так называется, что значит «беспризорная»?
– От чьего имени ведётся повествование? – от имени автора, т. е. от первого лица.
– Где жил автор?
– Чем он занимался?
– Какое домашнее животное было у автора рассказа?
– Кто портил сети и рыболовные снасти?
– Почему в доме было много мышей?
– Автор решил специально завести кошку. Нашёл ли он её?
-Что случилось однажды?
– Сразу ли привыкла кошка к хозяину и стала жить в доме?
– Как отнеслась к кошке собака?
– Как вы думаете, прижилась ли кошка в доме у автора?
– Теперь, когда у животного есть хозяин, правильно ли будет и дальше называть кошку беспризорной?
3. Чтение учащимися по цепочке.
4. Физ. минутка:
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия,
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее!
Сели киски на карниз,
Посмотрели прямо вниз,
И сказали три кота:
«Красота! Красота!»
5. Выборочное чтение:
а) описание собаки;
б) поступки и поведение собаки;
в) мыши одолели…
г) появление кошки;
д) кошка приходит в гости. Поведение кошки.
е) поведение животных в дождь.
6. Параллельно с выборочным чтением проводится словарная работа:
Задабривал кошку, кошка дичилась, помотал хвостом конфузливо.
6. Составление плана произведения (демонстрация слайдов «Картинный план»)
VI. Развитие речи и воспитание экологической культуры.
1. Беседа:
Мы прочитали рассказ, в котором кошка и собака подружились, но ведь обычно кошки и собаки не являются приятелями.
2. Послушайте стихотворение (читает заранее подготовленный ученик)
(Борис Заходер)
Если
Встречается Кошка с Собакой,
Дело —
Обычно! —
Кончается дракой.
Тем же —
Как правило! —
Дело кончается,
Если Собака
С Кошкой встречается!..
Ах, почему же,
Ах, отчего же,
Ах, для чего же
Так получается?..
3. Работа с фразеологизмом:
Есть такое выражение «Живут как кошка с собакой». Что оно обозначает?
С давних времён считалось, что собака и кошка – непримиримые враги. Сначала кошка смотрит на незнакомую собаку, осторожно отступая, а в случае опасности взбирается на дерево. А собака думает, что кошка – очередная добыча. Но животные, выросшие вместе, прекрасно уживаются друг с другом. А вот повадки и привычки у них разные.
4. Чтение и анализ стихотворения.
Автор историй про Маугли, английский писатель Редьярд Киплинг, написал такое стихотворение о кошке и собаке (Бинки – кличка собаки)
Кошка чудесно поет у огня,
Лазит на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой.
Все же с тобою мы делим досуг,
Бинки, послушный и верный,
Бинки, мой старый испытанный друг,
Правнук собаки пещерной.
Если, набрав из-под крана воды,
Лапы намочите кошке
(Чтобы потом обнаружить следы
Диких зверей на дорожке),
Кошка, царапаясь, рвется из рук,
Фыркает, воет, мяучит…
Бинки – мой верный, испытанный друг,
Дружба ему не наскучит.
Вечером кошка, как ласковый зверь,
Трется о ваши колени.
Только вы ляжете, кошка за дверь
Мчится, считая ступени.
Кошка уходит на целую ночь.
Бинки мне верен и спящий:
Он под кроватью храпит во всю мочь, –
Значит, он друг настоящий!
– О чём рассказал нам автор стихотворения?
5. Вывод: многие люди наблюдают за повадками животных у себя дома и считают, что кошки и собаки могут очень дружно уживаться между собой. Такие примеры мирного сосуществования кошек и собак можно встретить и в литературе, и в кино, и в мультфильмах.
6. Просмотр фрагментов мультфильмов о дружбе кошек и собак «Котёнок по имениГав», «Каникулы в Простоквашино».
Мы доказали, что кошки и собаки – не всегда враждуют, они могут дружно сосуществовать и радовать своих хозяев. Человек издревле приручал животных и первыми, кого он приручил, были кошки и собаки. Мы любим наших домашних животных не только за то, что они приносят нам какую-то практическую пользу, но и за их весёлый нрав, за привязанность к человеку, за их бескорыстие и преданность.
Чтение «Диалога о кошках» – (читают заранее подготовленные дети по ролям):
Для чего нужны коты?
Спpосил меня один знакомый:
– Вот для чего вам нужен кот?
Ведь кошек не деpжу я дома
А у тебя один живёт.
-Быть может стоpож он “от Бога”,
Чужих не пустит на кpыльцо?
-Hет, он мохнатым теплым боком
Щекочет ночью мне лицо.
-Hавеpное, он очень ценен,
Пpиносит в дом большой доход?
-Hет, он свеpнувшись на коленях
Hегpомко песенку поёт.
-Я понял! Он охотник ловкий,
Спасает вас от гpызунов?
-Он ловит ленты и веpевки,
Гpоза он обувных шнуpков.
-Пpослушал, видно, я случайно
Зачем вам кот, скажи скоpей.
И я сказала: “Для муpчанья.
И это мне всего важней.”
VII. Итог урока. Рефлексия.
1. Беседа:
– Сегодня на уроке мы познакомились с интересным автором, детским писателем. Как его зовут?
– Какое произведение мы прочитали?
– О чём этот рассказ?
– Что еще мы делали на уроке?
Оценивание работы на уроке.
Домашнее задание – стр. 88 – 91 чтение, составление плана, пересказ.
Мы продолжали разговор об ответственности человека за всё живое на нашей планете. Каждому из нас важно всегда помнить, что о братьях наших меньших – о животных необходимо заботиться.
Не обижайте животных и тогда они отдадут вам всю свою любовь и преданность. И пусть слова «Не дразните собак, не гоняйте кошек…» станут основным определением вашего отношения к животным.
Прослушивание песни «Не дразните собак, не гоняйте кошек» с просмотром видеоматериала.
10
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-b-zhitkov.html