Краткое содержание блок 12 (двенадцать) точный пересказ сюжета за 5 минут

Двенадцать

Краткое содержание Блок 12 (Двенадцать) точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о преданной России.

Среди прохожих — «невесёлый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идёт отряд из двенадцати человек.

Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнём-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую».

По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Продолжение после рекламы:

Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвёртая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеётся.

Следующая глава — слова Ваньки, обращённые к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам.

Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников.

В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооружённые люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остаётся лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идёт дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей.

Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи.

Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».

Глава девятая — романс, посвящённый гибели старого мира. Вместо городового на перекрёстке стоит мёрзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пёс.

Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твёрдо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пёс — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идёт впереди. «Так идут державным шагом — позади — голодный пёс, впереди — с кровавым флагом 

Источник: https://briefly.ru/blok/dvenadcat/

Краткое содержание «12»

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «12». Для проверки знания сюжета рекомендуем пройти тест, составленный по пересказу поэмы.

Отряд из двенадцати – красногвардейцы.

Ванька  – бывший красногвардеец, ставший солдатом.

Катька  – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.

Петруха  – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

«Черный вечер. Белый снег. Ветер». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах», перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!».

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб».

На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой», проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы,

Прохожих косит».

Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.

2

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг».

«Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] – В кондовую, В избяную, В толстозадую!

Эх, эх, без креста!»

3

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».

В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови», заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!».

4

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает», называя ее «толстоморденькой».

5

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами». Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.

«Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила –

С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души».

6

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу».

7

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба», и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!».

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться».

«Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!»

8

Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно».

9

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй», упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».

10

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас»? Они называют Петьку «бессознательным», ведь у него уже все равно «руки в крови», а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный».

11

«…И идут без имени святого Все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы,

Ничего не жаль…»

В глаза ветром «бьется красный флаг». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг». Вьюга «пылит им в очи», но рабочий народ движется вперед.

12

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир». Но «волк голодный», «пес безродный» скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».

Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим,

И от пули невредим»

«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира».

Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник: https://obrazovaka.ru/books/blok/dvenadcat

Краткий пересказ поэмы Блока «Двенадцать»

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917-18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то — «должно быть, писатель — вития» — говорит о проданной России.

Читайте также:  Краткое содержание оперы глинки иван сусанин (жизнь за царя) точный пересказ сюжета за 5 минут

Среди прохожих — «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние — поэта? кого-то из прохожих? — описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек.

Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую».

По дороге бойцы обсуждают своего приятеля — Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья — лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава — слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое — проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам.

Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле — шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников.

В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего — «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца — Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей.

Товарищи осуждают его — «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи.

Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава — путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами — «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».

Глава девятая — романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой — паршивый пес.

Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, — это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным — «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес — старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом — позади — голодный пес, впереди — с кровавым флагом Исус Христос».

Источник: http://www.testsoch.info/kratkij-pereskaz-poemy-bloka-dvenadcat/

Краткое содержание стихотворения Двенадцать. Блок

1

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

На улице холодно и скользко. На протянутом от здания к зданию канате висит плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка плачет, никак не поймет, зачем столько материи израсходовали, — из нее можно сшить что-нибудь полезное, жалуется на то, что большевики «загонят в гроб».

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Некто с длинными волосами обзывает кого-то предателями, сетует: «Погибла Россия!», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый —

Сторонкой — за сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Барыня в каракуле рассказывает, как они «плакали, плакали», и, поскользнувшись, падает. Слышны слова проституток о том, что у них было собрание, на котором постановили: «на время — десять, на ночь — двадцать пять… И меньше — ни с кого не брать…». По пустой улице, ссутулившись, идет одинокий бродяга.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди в оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Э

ти двенадцать говорят о Ваньке с Катькой, сидящих в кабаке, бранят Ваньку, вспоминают: «Был Ванька наш, а стал солдат».

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

3

«Ребята» пошли служить в Красной гвардии:

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

4

В пролетке мчат Ванька с Катькой. Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус», «Катьку-дуру обнимает, заговаривает…».

5

У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила»,

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила —

С солдатьем теперь пошла!

6

Двенадцать нападают на Ваньку с Катькой, стреляют. Ванька убегает, Катька остается с простреленной головой лежать на снегу.

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

7

Двенадцать идут дальше. У Петрухи, убившего Катьку, свою бывшую девушку, «не видать совсем лица». Его утешают. Петруха стонет:

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил…

Остальные предлагают ему держать «над собой контроль»: «Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

8

Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко

Проведу, проведу…

Ужь я темячко

Почешу, почешу…

Ужь я семячки

Полущу, полущу…

Ужь я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровушку…

Успокой, Господи, душу рабы Твоея…

Скучно!

9

Городовых больше нет, «гуляй, ребйта, без вина», буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

Стоит буроюуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Поднимается вьюГа, за четыре шага ничего не видно. Петруха поминает Бога. Над ним смеются:

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Добавляют, что негоже поминать Бога, когда руки в Катькиной крови.

11

…И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

12

Двенадцать идут сквозь вьюгу. Замечая кого-нибудь за сугробом или домом, велят сдаться, стреляют. «И только эхо откликается в домах».

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Источник: https://lit-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-stihotvorenija-dvenadcat-blok/

Двенадцать – а. а. блок – краткое содержание – сокращенные произведения по русской литературе – краткое изложение книг – подробный анализ – конспекты критических статей – все произведения школьной программы в кратком изложении – подготовка к экзамену

Краткое содержание:

1

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря — из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб».

Ветер хлесткий,

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый —

Сторонкой, за сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как, бывало,

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло Брюхо на народ?..

Барыня в каракуле говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время — десять, на ночь — двадцать пять… И меньше — ни с кого не брать…» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ, гляди в оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом — огни, огни, огни…

В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат».

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Читайте также:  Краткое содержание куприн синяя звезда точный пересказ сюжета за 5 минут

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

 В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

3

«Ребята» пошли служить в красной гвардии —

Эх, ты, горе-горькое,

Сладкое житье,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

4

Мчится лихач, в пролетке — Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».

5

У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила».

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила —

С солдатьем теперь пошла!

6

Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу.

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

7

Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

Эх,эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

8

Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко

Проведу, проведу…

Ужь я темячко

Почешу, почешу…

Ужь я семячки .

Полущу, полущу…

Ужь я ножичком.

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку за зазнобушку,

Чернобровушку…

Упокой, господи, душу рабы твоея…

Скучно!

9

Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

10

Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные роднимают его на смех, говорят:

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови.

Шаг держать револьюционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

11

…И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.  

12

Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. Стреляют. «И только эхо откликается в домах».

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.



Источник: https://scribble.su/short/kratkoe/191.html

Блок. Поэма «Двенадцать». Краткое содержание

На главную > История > Обозрения > Блок. Поэма «Двенадцать». Краткое содержание

Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер — На всем божьем свете! На улице холодно и скользко, прохожие скользят.

На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию! » Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря, из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное.

Сетует на то, что «большевики загонят в гроб». Ветер хлесткий, Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый — Сторонкой, за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп?

Помнишь, как, бывало, Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Барыня в каракуле говорит другой, что они оплакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время — десять, на ночь — двадцать пять… И меньше — ни с кого не брать…» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга.

Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба… Товарищ, гляди в оба! Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни… В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! В Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат». Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! «Ребята» пошли служить в красной гвардии — Эх, ты, горе-горькое, Сладкое житье, Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови, Господи, благослови! 4 Мчится лихач, в пролетке — Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус». У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она кружевном белье ходила», «с офицерами блудила». Гетры серые носила, Шоколад «Миньон» жрала, С юнкерьем гулять ходила — С солдатьем теперь пошла!

Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу.

Револьюционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил».

Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».

Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел». Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, – Нынче будут грабежи!.

Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, Смертная!

Ужь я времячко Проведу, проведу… Ужь я темячко Почешу, почешу…

Ужь я семячки Полущу, полущу… Ужь я ножичком Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку… Упокой, господи, душу рабы твоея…

Скучно! 9 Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес». Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога.

Остальные поднимают его на смех, говорят: От чего тебя упас Золотой иконостас? Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови. Шаг держать револьюционный! Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ! …И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. стреляют.

«И только эхо откликается в домах». Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос.

  • Какие бывают ветры?
  • Какие бывают ветры? Ветер это движение воздуха и ничего более. Теплый воздух поднимается вверх, а его место занимают соседние, более холодные слои воздуха. Это движение и создает ветер. Ветер дует из областей высокого давления в области низкого давления. Экватор область низкого давления, полюса — высокого. Из-за вращения Земли с запада на восток ветры в северном полушарии дуют направо, а в южном — налево. Это называется «эффектом Кориолиса». Итак, ветер возникает в результате

  • Откуда берётся ветер?
  • Ветер… Обычное природное явление, на которое люди особо и не обращают внимания. Ветер повсюду, и он привычен нам, как, например, птицы, небо или солнце. Однако на вопрос – откуда же всё-таки берётся ветер? – может ответить далеко не каждый взрослый человек. Итак, какой же ответ у этой «загадки»? 🙂 Ни для кого не секрет, что Солнце неодинаково светит на разные участки Земли, и, соответственно, по-разному нагревает воздух над ними. Например, на Южном

  • Сиротина Катерина, 10 клас “Б” школи
  • Сиротина Катерина, 10 клас “Б” школи №1308 Велика Вітчизняна війна трагічна подія в історії Росії. Але життя тривало й у ті страшні роки. Події… Долі… Один раз мій дідусь розповів таку історію, случившуюся з ним у військові роки: «19 квітня 1944року наш загін вирішив зупинитися в найближчому лісі. Місце ми вибрали дуже зручне, адже поруч була річечка із чистою питною водою. Загін складався з восьми чоловік. Всіх їх я пам'ятаю

  • Что делается в эпицентре урагана?
  • Что делается в эпицентре урагана? Ураган — это ветер, закручивающийся в несколько спиралей со страшной скоростью. Когда ветер дует со скоростью 120 км/час, давление по оси воздушного столба падает очень быстро. Эта область низкого давления в центре называется эпицентром урагана. Иногда это имеет название «глаз» урагана. Эпицентр может быть от 15 до 30 км в ширину. Низкое давление в эпицентре служит причи-, ной того, что морская вода легко всасывается в эпицентр и

  • Важен ли для нас фотосинтез?
  • Важен ли для нас фотосинтез? Все живое на Земле существует благодаря солнечной энергии. Освещенные лучами солнца растения как бы тянутся к нему и накапливают питательные вещества — углеводы. Этот процесс называется фотосинтезом. В свою очередь люди и животные, потребляя в пищу растения, черпают из них необходимую для жизни энергию. Мощь солнца доходит до нас в виде тепла и света. Тепло рождает ветер, а ветер пригоняет дождевые тучи, вода из которых необходима

Разместил: Библиотекарь и опубликовал 5 Июнь 2015   В разделе: Обозрения

Источник: http://www.wlgdh.com/blok-poema-dvenadcat-kratkoe-soderzhanie/

Пересказ поэмы Блока «Двенадцать»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Пересказ поэмы Блока «Двенадцать»!!! =>>>

Первая песня поэмы носит характер экспозиционный. Герои появляются во второй песне.

В разговоре о Ваньке и Кате принимает участие несколько человек;  Петрухе принадлежит последняя реплика:  — Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,  Мою, попробуй, поцелуй!  Это личная тема Петрухи, голос его ревности и злобы на  изменщицу и разлучника.

Здесь он звучит как случайный выкрик и сразу же заглушается голосом общего долга:  Революционный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг!  Товарищ, винтовку держи, не трусь!  и т.д.  Третья песня развивает эту тему: «Как пошли наши ребята в  красной гвардии служить…»

Зато в четвертой, пятой, шестой и  седьмой песнях мы оказываемся в кругу совершенно иных мотивов: Ванька с Катей раскатывают на лихаче, Петруха любовно  и грубо вспоминает Катю и ее неверность, всячески показывает  свою забубённую удаль («Эх, эх, согреши! Будет легче для души!»),  красногвардейцы охотятся за Ванькой, и шальная Петрухина пуля  настигает Катю. В сцене погони и убийства участвуют все двенадцать («Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..»), но здесь и дальше, в песнях седьмой и восьмой, Петруха  — главный герой.

 Начинается, развертывается и завершается его  драма, до которой остальным особого дела нет. Сцена убийства  знаменательно в этом смысле заканчивается уже знакомым призывом не забывать об общем долге: «Революционный держите  шаг! Неугомонный не дремлет враг!»  Петруха остается один на один со своей малой человеческой  трагедией.

Сейчас он человек глубоко несчастный, тяжко нагрешивший и впавший в горькое, надрывное раскаяние:  И опять идут двенадцать,  За плечами — ружьеца.  Лишь у бедного убийцы  Не видать совсем лица…  Все быстрее и быстрее  Уторапливает шаг.

  Замотал платок на шее —  Не оправиться никак…  Он настолько пал духом, что товарищи, которым вовсе не до  его маленькой трагедии, стараются его подбодрить. Сперва — по-  дружески, ласково…

Потом (поскольку Петруха надрывается  все пуще) — гораздо более сурово, требовательно и непримиримо:  — Не такое нынче время,  Чтобы нянчиться с тобой!  Потяжелее не будет бремя  Нам, товарищ дорогой!  Последний аргумент — решающий: Петруха замедляет торопливые шаги, вскидывает голову. Опять, как видно, торжествует тема общего долга. Последний куплет — по своей идейной  нагрузке — один из самых важных в поэме. Здесь вполне проясняется природа ее коллективного героя: красногвардейцы сознают величие времени и знают, что впереди их ждут еще более  суровые испытания.

Пристыженный Петруха перестает выворачивать душу, пробует взять себя в руки, «он опять повеселел». Но веселье его — горькое, надсадное, — не веселье, а все та же показная, залихватская, крикливая удаль, за которой прячутся и тяжелая тоска, и неутихающие угрызения совести.

Тут-то он и начинает «пугать», грозится  кровью залить память о «зазнобушке», всуе поминает господа бога:  Эх, эх!  Позабавиться не грех!  Запирайте етажи,  Нынче будут грабежи!  Отмыкайте погреба —  Гуляет нынче голытьба!  Однако кого же он пугает? Ответ на это дает следующая, восьмая, гениальная по стиху песня, с удивительным мастерством воссоздавшая дух, колорит и форму народной «заплачки».

И тут эта горькая, надсадная, напускная удаль находит единственную цель:  Ты лети, буржуй, воробышком!  Выпью кровушку  За зазнобушку,  Чернобровушку…  В этой яростной вспышке есть своя глубокая психологическая  достоверность: у Петрухи — свои счеты с буржуйским миром, с  которым спуталась его Катя (гулявшая с офицерами и юнкерами)  и который в конечном счете оказался виновником ее нечаянной  гибели — ведь Ванька, из-за которого она погибла, тоже «буржуй».  А товарищи Петрухи поют совсем другие песни. «Скучно» —  так кончается Петрухина заплачка. И сразу вслед за ней идет  бодрая, задорная, насмешливая песня двенадцати — переиначенный ими на новый лад старинный «городской романс».

Восьмая и девятая песни — центральный и поворотный пункт  поэмы. Здесь сюжет ломается: все личное, выдвинувшееся было  на первый план повествования — бесшабашная удаль, любовная  трагедия, ревность, преступление, отчаянье и «горе-горькое»  убийцы — поглощается широкой, вольной и мощной мелодией.

  Именно здесь, в песне красногвардейцев, впервые возникает  образ старого мира — «паршивого пса».

  Спрашивается: почему Блок отвел столь большое место личной драме Петрухи, а потом свел ее на нет? Потому что эта сюжетная ситуация полностью отвечала его глубочайшему убеждению: в  рево
люции все побочное, мелкое, частное, личное должно стушеваться перед основным, главным, общим, историческим. «Не та-  кое нынче время» — вот формула этого убеждения.

В своем  личном плане Блок решал этот вопрос категорически: «Революция  — это я — не один, а мы»; личного нет — «потому что содержанием  всей жизни становится всемирная Революция»; человек, которому  выпало на долю быть свидетелем рождения нового мира, должен  «как можно меньше помнить о личных слабостях и трагедиях».  Только не нужно упрощать. Категоричность решения не означала, что принять его было делом простым и легким. «Все прекрасное  трудно», — недаром твердил Блок.

Порывая со старым миром, он утверждал: «Лишь тот, кто так любил, как я, имеет право ненавидеть».  Ненависть к старому миру была в Блоке чувством господствующим,  всепоглощающим, оправдывающим все.

Он понимал: конечно, вместе с насилием, ложью, подлостью и пошлостью старого мира в огне  революции неизбежно сгорит кое-что из того, что он «так любил», с  чем были связаны его одинокие «демонические восторги».

Сочинение опубликовано: 23.11.2010 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Пересказ поэмы Блока «Двенадцать»

Источник: http://www.getsoch.net/pereskaz-poemy-bloka-dvenadcat/

Краткое содержание: Двенадцать, Блок

ДВЕНАДЦАТЬ

Поэма начинается с описания темного зимнего вечера. Дует такой сильный ветер, что сбивает с ног.

Кажется, что нигде от него нельзя спрятаться. Метет метель, роняя на землю белый снег. Снег при­крывает лед, скользящий под ногами и затрудняю­щий движение.

Между двумя зданиями протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» На него со слезами смотрит старушка, подсчиты­вая, сколько портянок вышло бы раздетым ребя­тишкам из такого огромного лоскута.

Она перехо­дит через сугроб, ругая большевиков.

Мороз крепчает, что заставляет буржуя на пе­рекрестке прятать нос в воротник. Тут же какой- то длинноволосый (должно быть, писатель) рассуж­дает о том, что Россия погибла.

За сугробами прячется невеселый поп, вспоми­ная, как раньше гордо нес свое брюхо с сияющим крестом на народ.

На льду растянулась барыня в каракуле. А ве­тер, злой и веселый, продолжает крутить подолы прохожих и трепать большой плакат. Проходит группа людей с собрания. Улица пустеет, на ней остается один бродяга.

Появляется группа военных из двенадцати че­ловек: «В зубах — цигарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз!» Военные разговари­вают о Ваньке, который стал солдатом и с кото­рым гуляет Катька. Кругом свобода без креста:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Спешащие военные — это красногвардейцы, которые в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями все же способны раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. По улице летит лихач. Вань­ка с физиономией дурацкой, в солдатской шине­ли, закручивая черный ус, катается с Катькой на санях.

Эта женщина в лучшие свои времена гуля­ла с офицерами, ела шоколад, а сейчас опустилась до солдат. Катька ведет насыщенную и довольно опасную жизнь: у нее на шее шрам от ножа, под грудью свежая царапина.

Однако мужчины без ума от ее ножек, поэтому она часто оказывается в центре всевозможных скандальных историй.

Лихач налетает на красногвардейцев, начина­ется перестрелка, поскольку один из красногвар­дейцев узнает в девице свою любимую. Катьку случайно убивают. Лихач мчится прочь. Красно­армейцы как ни в чем не бывало продолжают свой путь, оставляя женщину на снегу. Только убийца Катьки Петруха невесел.

Он рассказывает това­рищам, как любил женщину. Красногвардейцы успокаивают Петруху и внушают, что сейчас не время разводить нюни. Они призывают его дер­жать себя в руках и «поправить осанку». Доволь­но скоро молодой человек снова вскидывает голо­ву и заметно веселеет.

Он думает о том, как будет грабить этажи и погреба, гуляя вместе с такой же, как он, голытьбой:

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку За зазнобушку,

Чернобровушку…

Улица пустынна, уже нет городовых. Только бур­жуй стоит на перекрестке, спрятав нос в воротник. К нему жмется паршивый пес, поджавши хвост. Словно пес, стоит за буржуем старый мир. Опять разыгралась вьюга такая, что за четыре шага ни­кого не видно, однако это не останавливает крас­ногвардейцев:

…И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль,

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

И днем и ночью эти двенадцать человек готовы защищать Россию от незримого врага, заглядывая даже в пустынные переулочки, где «одна пылит пурга». С красным флагом они несут свою службу, ожидая, что проснется лютый враг. Нельзя стано­виться у них на пути. Красногвардейцы никогда не теряют бдительность.

Вот показалось, что кто- то впереди, но это только ветер, играющий с крас­ным флагом. Впереди сугроб холодный, кто хоро­нится за ним? Опять никого. Только шелудивый пес ковыляет позади. Красногвардейцы хотят от­вязаться от него, как от воплощения всего ненуж­ного, от воплощения старого мира.

Однако пес, ска­ля зубы, не отстает.

Впереди все же кто-то есть. Этот кто-то идет беглым шагом, прячась за дома и размахивая красным флагом. Однако как ни пытаются крас­ногвардейцы, они не могут его ни догнать, ни до­стать пулей.

Только эхо от выстрелов отражается в домах, да хохочет в снегах вьюга. Так продолжают идти державным шагом двенадцать красногвар­дейцев. Сзади тащится шелудивый пес.

А впереди, с флагом в руках, невидимый за вьюгой и непод­властный пуле, еще один персонаж:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Здесь искали:

  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1825 3TslAGksJ8dMP7S5Y6An7OE3k-j4tT0Me-KETaNfFC99wNC9t-WwN30HiNKUHKR4 bc15aaabb4a1fafeb5d3fc07a9dc964b092a2c27&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhnie-dvenadtsat-blok/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector