Краткое содержание чехов скрипка ротшильда точный пересказ сюжета за 5 минут

«Скрипка Ротшильда» краткое содержание

Краткое содержание Чехов Скрипка Ротшильда точный пересказ сюжета за 5 минут

Гробовщик Яков Иванов на прозвище Бронза — житель маленького городка, он злится из-за того, что его земляки умирают очень редко и он терпит через это ущерб. «Жил он бедно, как обычный мужик, в небольшом старом доме, где была одна лишь комната, и в этой комнате содержались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гроба, верстак и все хозяйство».

Мозг семидесятилетнего гробовщика и днем, и ночью грызет невыносимая мысль об огромных убытках, об утраченных возможностях заработать, жить в собственном доме в губернском городе, пользоваться почетом земляков.

Эти мысли выпалили душу старика мужчины, сделали Якова черствым, равнодушным к людям, которых он воспринимает лишь как возможных потребителей его товара — гробов.

Прожив с женой Марфой пятьдесят лет, он “ни разу не приласкал ее, не пожалел, не делал подарков, а лишь кричал на нее, ругал за ущерб, бросался на нее с кулаками, правда, он некогда ее не бил, но все же таки пугал, и она пила лишь воду”.

Все эти мысли об отношении к жене возникли у самого Якова, когда старая женщина тяжело заболела и ждала на смерть.

Смотря на удивительно радостное, даже счастливое лицо, герой вдруг понимает, что для женщины смерть — это утеха, освобождение от бремени невыносимого существования, и он приходит в ужас и переживает духовный излом.

После смерти Марфы он еще ощущает удовлетворение, которые почти никаких затрат на похороны жены у него не было. Но по возвращении из кладбища его охватывает тоска, мучит жажда, он тяжело дышит и ощущает слабость. Лежа один в доме, он снова упоминает умершую, на которую за все длинные годы общей жизни “не обращал внимания, будто бы она была кошка или собака”.

“Жизнь минула без пользы, без любого удовлетворения… впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад -там ничего, кроме потерь, и таких страшных, что аж жутко…” — думал гробовщик.

Промучившись, ночь, Яков тянется через силу к больнице. Из выражения лица фельдшера он понимает, что ничего уже ему не поможет, что и за ним пришла смерть.

“Идя потом домой, он думал, что от смерти будет одна только польза! Не нужно ни есть, ни пить, ни платить налоги, ни обижать людей… От жизни человеку убыток, а от смерти польза… но все же таки оскорбительно и горько: зачем в мире такой странный порядок, что жизнь, которой дается человеку лишь один раз, проходит без пользы?”

Все, связанное с болезнью и смертью Марфы, а потом и Якова, — это одна линия рассказа. Друга возникает из-за того, что у гробовщика, кроме умения хорошо делать “сундук для последнего покоя”, есть еще настоящий талант — он очень хорошо, с душой играет на скрипке. Вместе с местечковым оркестром, в котором большинство музыкантов евреи, он играет на свадьбах.

Но через грубость гробовщика и его ненависть, и пренебрежение к евреям, ему зовут только тогда, когда это позарез необходимо.

Особенно противно относится Яков к рыжему, худому, несчастному музыканту со смешным для этого бедняги фамилией Ротшильд (смешным, так как эта фамилия богатейшей в Европе семья банкиров).

Высокий на рост, могущественный, как дуб, гробовщик-скрипач к исступлению берет на испуг чахлого флейтиста Ротшильда, который любую мелодию играет жалобно и этим бесит Бронзу. Горько оскорбленный мужчина смешанным ломанным языком издали грозится Якову, от чего становится еще мешнее.

Здесь важно, что бедный музыкант понимает и высоко уважает музыкальное дарование своего зловредного коллеги. В рассказе Яков дважды обижает Ротшильда, натравливает на него собаку, но тот приходит к нему в третий раз, так как никому играть на богатой свадьбе и дирижер послал несчастного за скрипачом.

Ротшильд пугливо ждет на новые обиды, но умирающий старый, пережив перед смертью духовное прозрение, кротко подзывает музыканта к себе. Он в последний раз импровизирует на своей любимой скрипке какую-то трогательную мелодию, которая в обеих вызывает слезы.

Настоящее искусство очищает грешную душу, объединяет в общем светлом чувстве таких разных, вражеских одно одному людей.

А после смерти Яков оставил Ротшильду свою скрипку и тот, отвергнув флейту, играет на скрипке грустную мелодию, которую люди охотно слушают и плачут.

Источник: http://ktoikak.com/skripka-rotshilda-kratkoe-soderzhanie/

Анализ рассказа А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” (стр. 5 из 6)

«И потом весь день Яков лежал и тосковал », – это было предчувствие смерти, которая уже близко-близко, до которой подать рукой.

Когда батюшка, исповедующий Якова, спрашивает его, «не помнит ли он за собою какого-нибудь особенного греха», Якову в голову приходят «несчастное лицо Марфы и отчаянный крик жида, которого укусила собака».

Это два самых страшных греха, два самых больших убытка в жизни Якова: холодное безразличие к жене и жестокая злоба по отношению к окружающим, ничем перед ним не провинившимся. Одного он не сможет исправить уже никогда: Марфа умерла и получила избавление от своей несчастной жизни, от гробов и от Якова – он в силах только умереть с понимаем этого.

Но второе он ещё может успеть искупить – и он успевает: «Скрипку отдайте Ротшильду». Это первый поступок за последние пятьдесят лет жизни Якова. Это самое важное, что он сделал за всю свою жизнь. И это то, к чему он шёл на протяжении всего рассказа, то, ради чего он тосковал, терпел, страдал и плакал, играя свою «последнюю песню».

Смысл финала рассказа и заглавия

«И теперь в городе все спрашивают: откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка?… Он давно уже оставил флейту и играет теперь только на скрипке .

Из-под смычка у него льются такие же жалобные звуки, как в прежнее время из флейты, но когда он старается повторить то, что играл Яков , сидя на пороге, то у него выходит нечто такое унылое и скорбное , что слушатели плачут , и сам он под конец закатывает глаза и говорит: «Ваххх !.» И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз ».

Сильнейший финал рассказа открывает перед читателями и перед Яковом истинную жизнь. Герой получает всё, о чём мечтал и жалел последние дни: это настоящая, истинная известность и признание, это польза и материальный достаток (не для себя, для другого), наконец, это память , которая является родом бессмертия.

Ведь даже если люди не знают, что автор музыки Яков или не слышат мелодию в его собственном исполнении, всё равно весь город знает и любит то, что сотворил Яков-музыкант, а не Яков-гробовщик.

Песня любима, она заставляет плакать слушателей, она понятна всем и каждому и она каждый раз передаёт те его чувства, которые он испытывал, играя её первый раз. Это память о нём среди живых людей, а не среди мертвецов, как гробы, которые он делал всю жизнь.

Его музыка – это символ его души, которая при помощи его любимой скрипки раскрывается всем людям, желающим её увидеть.

И оказывается, что таких людей много, что независимо от сословия, материального состояния («приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники»), возраста, национальности и других кажущихся, исключительно поверхностных и визуальных различий, люди способны понять и принять душу другого человека. Но для этого душа должна быть выражена , а чтобы её выразить, нужно пройти долгий и тяжёлый путь, пережить трагедию, искупить грех и понять истинную ценность жизни другого и своей собственной.

В этом аспекте заглавие рассказа приобретает новый смысл. На протяжении всего повествования скрипка принадлежит Якову.

Причём она принадлежит ему не только материально, как мы узнаём по ходу развития действия, она составляет основную, бо льшую часть внутреннего мира героя, его души.

Передавая скрипку Ротшильду, который в силу глупых и умозрительных убеждений всегда вызывал у Якова неприязнь, он передаёт ему свою душу. Избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, Яков обретает ту народную, житейскую мудрость, которую предполагал в начале рассказа его портрет.

Сочиняя мелодию и передавая её вместе со скрипкой Ротшильду, как наследство, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, – это памятник Якову, постоянное напоминание о нём. Называя произведение «Скрипка Ротшильда», Чехов называет его «Душа Якова».

Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого

Относительная просветлённость позднего творчества А.П. Чехова сближает его с Л.Н. Толстым. В поздних рассказах Чехова мы регулярно сталкиваемся с ситуацией, когда герои «договорились», когда жизнь героев изменилась, благодаря воздействию другого или взаимодействию с другим, когда герой относительно или частично «прозрел».

Это наблюдается в таких произведениях, как «Студент», «Случай из практики», «Невеста» и многие другие.

Все эти ситуации не однозначны, и говорить о «счастливом финале» довольно проблематично, так как чеховская ирония постоянно заставляет читателя сомневаться в серьёзности авторской оценки, но во всех этих произведениях появляется надежда и, следовательно, свет.

«Скрипка Ротшильда» относится к числу именно таких поздних просветлённых рассказов, но, на наш взгляд, относительно изменения в характере главного героя этого произведения, его прозрения, сомнений не возникает, так как в тексте не слышна ирония в адрес Якова и его нового мироощущения. Напротив, финал рассказа в высшей степени поэтичен.

Предлагаем сравнить проблематику и сюжеты некоторых рассказов Л.Н. Толстого с рассматриваемым нами произведением А.П. Чехова. Вспомним поздний рассказ Толстого «Смерть Ивана Ильича», над которым автор работал с 1882 по 1886 годы.

«Он [Иван Ильич] вспомнил о лекарствах, приподнялся, принял его, лег на спину, прислушиваясь к тому, как благотворно действует лекарство и как оно уничтожает боль. «Только равномерно принимать и избегать вредных влияний; я уже теперь чувствую несколько лучше, гораздо лучше». Он стал щупать бок, – на ощупь не больно.

«Да, я не чувствую, право, уже гораздо лучше». Он потушил свечу и лег на бок… Слепая кишка исправляется, всасывается. Вдруг он почувствовал знакомую старую, глухую, ноющую боль, упорную, тихую, серьезную. Во рту та же знакомая гадость. Засосало сердце, помутилось в голове. «Боже мой, Боже мой! – проговорил он.

Читайте также:  Краткое содержание гофман золотой горшок точный пересказ сюжета за 5 минут

– Опять, опять, и никогда не перестанет». И вдруг ему дело представилось совсем с другой стороны. «Слепая кишка? Почка, – сказал он себе. – Не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и… смерти. Да, жизнь была и вот уходит, уходит, и я не могу удержать ее . То свет был, а теперь мрак.

То я здесь был, а теперь туда! Куда?”».

Так размышляет герой рассказа Толстого, внезапно понимая, что жить осталось совсем немного и что ничем уже ему не помогут ни врачи, ни лекарства, и собственные душевные силы, которыми он пытается отогнать болезнь. Внезапно к нему приходит сознание того, что дело не в болезни и не в причинах вообще, а в том, что «жизнь была и вот уходит , уходит, и я не могу удержать ее».

Похожие переживания должен испытывать и Яков Бронза, хоть Чехов и не говорит об этом прямо. Когда Марфа заболевает, а потом умирает, он понимает, что есть нечто большее, чем убытки, книжка, в которую он записывает их, и неутешительный годовой итог. Это что-то сильнее и страшнее всех его переживаний. И это что-то он не в силах остановить.

«Смерть, Да, смерть. И они никто не знают , и не хотят знать , и не жалеют. Они играют . (Он слышал дальние, из-за двери, раскат голоса и ритурнели.) Им все равно, а они также умрут. Дурачье. Мне раньше, а им после; и им то же будет. А они радуются. Скоты!» Злоба душила его».

Одиночество, которое испытывает Иван Ильич, сходно с одиночеством Якова, шатающегося по городу после похорон Марфы, погружённого в свои мысли, тоскующего, идущего «куда глаза глядят». Злоба же и раздражение Ивана Ильича напоминают реакцию Якова на внезапное и неуместное появление Ротшильда, предлагающего работу.

Уместно также вспомнить динамический, живой пейзаж, на который мы обращали внимание выше. Природа, живущая своей жизнью и не обращающая ни малейшего внимания на тоску, одиночество и скорбь Якова, соотносится с миром гостиной, из которой до Ивана Ильича доносятся пение и музыка.

Гости празднуют, веселятся, выпивают и проводят время так, как это бывает обычно. Ощущение же смерти, подошедшей очень близко, уже даже легонько дотронувшейся до героев (Иван Ильич болен уже долгое время, а Яков внезапно чувствует, что «захворал»), необычно, исключительно, оно пришло, как откровение, как новое знание.

Оно резко противопоставляет героев окружающему миру и сближает их характеры.

«Тот пример силлогизма, которому он [Иван Ильич] учился в логике : Кай – человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему .

То был Кай-человек , вообще человек , и это было совершенно справедливо ; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо .

И Кай точно смертен, и ему правильно умирать , но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, – мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».

Переломный момент в «Скрипке Ротшильда», как мы уже неоднократно замечали, – смерть Марфы.

Именно сознание Яковом того, что он – следующий, что он держится за пятку и теперь его очередь ломает его мировоззрение, все его устоявшиеся и удобные взгляды, все подсчёты убытков.

Мысль, ставшая у Толстого одной из главных, и у Чехова служит вектором, задающим направление развития героя, а значит, и действия.

Жизнь, которая прошла, в «Смерти Ивана Ильича» изображается так:

«И он [Иван Ильич] стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но – странное дело – все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь совсем не тем, чем казались они тогда .

Все – кроме первых воспоминаний детства .

Как только начиналось то, чего результатом был теперешний он, Иван Ильич, так все казавшиеся тогда радости теперь на глазах его таяли и превращались во что-то ничтожное и часто гадкое ».

Источник: http://MirZnanii.com/a/134958-5/analiz-rasskaza-ap-chekhova-skripka-rotshilda-5

“Скрипка Ротшильда”: анализ рассказа Чехова (подробный)

Рассказ” Скрипка Ротшильда”, анализ которого мы проведем, был написан в том же 1894 году, что и «Студент».

Смысл названия 

Фамилия Ротшильд в те времена была именем нарицательным. Баснословно богатый французский банкир еврейского происхождения, удостоенный титула барона, стал символом финансового успеха, сказочной роскоши, власти и славы. Соединение его фамилии со словом «скрипка» парадоксально: возвышенное искусство и деньги.

Анализ первой фразы

Первая фраза в любом, а тем более в таком небольшом произведении, как рассказ, чрезвычайно важна: она задает тон всему повествованию. «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Фраза составлена не просто парадоксально — абсурдно.

Логика языка заставляет нас ждать, что после слов «городок был маленький» будет сказано: “меньше деревни”. У Чехова — «хуже деревни». Конечно, город не может быть меньше деревни, город все-таки. Но почему «хуже»? Потому что «хуже деревни» ничего быть не может? И если уж городок «хуже»… Далее — вообще отсутствие какой-либо логики: «Старики…

умирали так редко, что даже досадно». В первой фразе поражает сочетание абсурдности и бесчеловечности, отсутствие логики и смысла. Нет смысла в речи, нет и в жизни. Кому принадлежат эти слова? Автору? Следующие предложения все разъясняют: так думает Яков Бронза. Однако первая фраза все же не взята в кавычки. Она принадлежит и Якову, и Чехову.

Это пример несобственно-прямой речи, когда автор по тем или иным причинам передает свои мысли и чувства герою. Так, кстати, построено повествование в рассказе «Студент».

Почему же в рассказе «Скрипка Ротшильда» Чехов ни разу не прибегает к прямой речи для передачи размышлений Якова, ограничиваясь несобственно-прямыми высказываниями (а ведь Яков — главный герой!)? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.

Имя главного героя

В первом абзаце Чехов дает четыре варианта имени главного героя: Яков Иванов, Яков Матвеич, Яков, Бронза. Но в ходу только два — Яков и Бронза. В литературе давно используются «говорящие» имена и фамилии. Чехов и здесь нарушает традицию.

Иванов — фамилия такая «редкая», что назвать героя Ивановым все равно, что назвать его человеком. Впрочем, никто Якова Ивановым и не называет.

И Яковом Матвеичем тоже, потому что живет он не в губернском городе в собственном доме, а «бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната». Зовут его просто Яковом, а уличное прозвище, которым дразнят его мальчишки, — Бронза. Почему Бронза? «Почему-то», — отвечает Чехов.

В этом прозвище логики и смысла не больше, чем в первой фразе рассказа, которая отражает мысли Якова. Абсурдность жизни отражается в именах героев. Загадочный Ротшильд — нищий еврей-музыкант – словно в насмешку носит эту блестящую фамилию.

Сюжет рассказа

Этот рассказ о том, как у гробовщика Якова Иванова умирает жена, а вскоре умирает и он сам, завещая перед смертью свою скрипку еврею Ротшильду. Как всегда у Чехова, сюжет лишь один из элементов произведения, причем не самый важный. Однако попробуйте ответить на простой, можно сказать, «детский» вопрос: “Как заканчивается рассказ — хорошо или плохо?”

Герои “Скрипки Ротшильда”

 Главный герой рассказа Яков Бронза — гробовщик. Смерть для него — источник дохода. Удивительная чеховская деталь: для мужиков и мещан он делает гробы на свой рост. Объясняется это просто: «выше и крепче его» никого в городе нет. Однако есть что-то жутковатое в этой подробности: словно всю жизнь он делает гробы для себя.

И в этой детали все та же абсурдность: природа отпустила Якову и рост, и сложение для другой жизни, а не для профессии гробовщика. И еще: «выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»…

Выходит, самые крепкие, жизнеспособные должны находиться не на воле, а в тюрьме?
Все образы, в том числе и образы героев, в художественном произведении расположены по принципу сопоставления. Полная, казалось бы, противоположность Бронзе — флейтист Ротшильд, «рыжий, тощий жид».

К нему Бронза чувствует безотчетную ненависть, потому что «Ротшильд даже самое веселое умудрялся играть жалобно». Ротшильд боится Якова, но именно он почувствовал в своем враге то, что скрыто под налетом душевной черствости, — талант.

Марфа, жена Якова, беззащитное и забитое существо, которое он просто разучился замечать, как старую мебель в доме, своей смертью открывает ему глаза. Он вдруг впервые видит свою жену радостной: ведь смерть для нее — избавление от жизни. Смерть жены заставляет его задуматься о прошедшей жизни, и мысли его, такие тяжелые и неповоротливые, вращаются вокруг того, что доступно его пониманию: убытков и пользы, пользы и убытков…

Слова-мотивы

Это ключевые в тексте слова, которые высвечивают и сюжет, и образы героев, и все детали произведения.

В несобственно-прямой речи, передающей мысли и ощущения Якова, чаще всего встречаются слова “убыток” и “польза” — 25 раз на сравнительно небольшом пространстве текста! Всю свою жизнь Бронза подсчитывал убытки, и во всем он видел убытки: в праздниках и выходных, в детских гробиках, в Марфе.

Как бедны были его мысли, так и беден мир его чувств, если можно назвать миром одно-единственное, на все лады донимающее его чувство тоскливой злобы. Когда же приходит время задуматься о прошедшей жизни, то только убытки видит в ней Бронза и приходит к дикому, абсурдному выводу: «от жизни человеку — убыток, а от смерти — польза».

Вывод абсурден, потому что бесчеловечен, однако для Якова он совершенно естествен.

Своим омраченным умом Бронза, продолжая мыслить об убытках и пользе, доходит до того, что понятно по-человечески, а для него абсурдно, поскольку никогда даже не приходило и не могло прийти в голову: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Это запоздалый переворот в сознании героя, вдруг осознавшего, что жизнь — и его собственная, и всеобщая — могла и должна быть иной. Но этот переворот подготовлен не только смертью жены, не только болезнью Якова. Было, значит, что-то живое в его душе, а иначе как бы она могла проснуться?

Читайте также:  Краткое содержание опера лоэнгрин вагнера точный пересказ сюжета за 5 минут

Символы в “Скрипке Ротшильда”

Символы — это детали, которые относятся к предметному миру произведения (портрету, интерьеру, пейзажу), но звучат особенно сильно и становятся смысловыми опорами текста. Так, в оркестровой пьесе ведущими становятся один-два инструмента. В нашем рассказе это скрипка и река. Скрипка — не только инструмент, который приносит Бронзе доход.

Скрипка – это часть его души, в существовании которой он сам себе не признается и которую почувствовал в нем Ротшильд, это талант, человечность, чуткость — словом, то, что на протяжении всей жизни им самим загонялось в угол и втаптывалось в грязь. Но все это живет, и в самые тоскливые минуты Яков берет в руки скрипку.

Оказывается, что эта игра на скрипке и была тем настоящим, мимо чего прошла жизнь. Не доходы и убытки, не гробы, а удивительная мелодия остается после Якова в этом мире.

Мелодия, которая «жалобно и трогательно» спрашивает каждого: «Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» Скрипка переходит к Ротшильду, которого Яков называл «пархатым» и «чесноком», а сейчас, перед смертью, назвал братом.

Река в чеховском рассказе — это и река времени, которая заставляет Якова вспомнить то, что он, казалось, забыл навсегда: и старую вербу, и младенчика с белокурыми волосами, и свою молодость. Река — это и часть того мира, который у Чехова противопоставлен людской жизни.

Люди не замечают его красоты или забывают о его существовании, как Яков Бронза, который сорок или пятьдесят лет не был на реке, или пытаются извлечь из него свою маленькую пользу: вырубить лес, распахать дуга, наложить и продать рыбы, развести гусей. Существует-то этот мир для того, чтобы человек подивился ему и поднялся до него, чтобы на прекрасной земле жили прекрасные люди, чтобы река, душа и скрипка говорили на одном языке.

Анализ последней фразы

«И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз». Ротшильд играет мелодию Якова, но выходит у него еще жалобнее. На тоску Якова накладывается еще и печаль целого народа.

И эта тоска по настоящей, красивой, полезной жизни знакома каждому, а иначе зачем купцам и чиновникам выслушивать эту песню по десять раз? Бесчеловечности первой фразы рассказа противостоит очень ясная, прозрачная и тихая, искренне человечная интонация финала.

Можно было бы говорить еще о многих других особенностях рассказа, о его композиции, второстепенных персонажах, речевых и портретных характеристиках и о прочих вещах.

Однако важнее было другое: показать хотя бы некоторые приемы вхождения в чеховский стиль, в его художественный мир, в котором сюжет перестает быть главным, а главным становится «музыка», создающая настроение читателя. Этого литература еще не знала.

Прозу Чехова можно назвать лирической в прямом смысле слова: она не столько рассказывает, сколько внушает. В свое время Ю. Айхенвальд заметил: “Чехова меньше чем кого-либо расскажешь: его надо читать”. Попробуйте пересказать «своими словами» “Скрипку Ротшильда”. Что останется от рассказа?

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/skripka_rotshilda_analiz_rasskaza_chekhova_podrobnyj/79-1-0-601

Краткое содержание “Скрипки Ротшильда” Чехова

В маленьком городке живет семидесятилетний мастер-гробовщик Яков Матвеевич Иванов, по прозвищу Бронза. Дела идут скверно – людей мало, умирают редко, поэтому и заказов немного.

Кроме основного ремесла, небольшой доход приносит ему игра на скрипке – периодически его приглашают в еврейский оркестр, когда не хватает людей. Играя иногда с оркестром, гробовщик проникается ненавистью к жидам, а особенно к флейтисту Ротшильду, который даже самую веселую композицию умудряется играть жалобно.

Яков всегда находится в дурном расположении духа, поскольку терпит убытки, и мысль о них постоянно донимает его. Вот и в этот день он подсчитывает убытки. От этого занятия его отвлекает умирающая жена Марфа.

Она глядела в потолок и шевелила губами, и выражение у нее было счастливое, точно она видела смерть, свою избавительницу, и шепталась с ней.

Глядя на супругу, Яков Матвеевич вдруг понимает, что за всю свою жизнь не сказал жене ласкового слова, никогда не принес какой-нибудь сласти со свадеб, на которых играл, часто бросался на нее с кулаками и запрещал пить слишком дорогой чай, а она всегда была рядом… Ему становится ясно, почему у умирающей жены такое “странное, радостное лицо”.

Утром он берет у соседа лошадь и везет Марфу в больницу. Стариков принимает фельдшер Максим Николаевич, который после беглого осмотра подводит итог – Марфе не жить. Он прописывает порошки и холодный компресс. На просьбы Якова банки поставить или пиявками полечить фельдшер отвечает отказом.

Пожилые супруги возвращаются домой. Яков вспоминает о предстоящих православных праздниках, на которых работать грешно, и принимается делать гроб для старухи. Вечером старуха начинает вспоминать, что дал им Бог когда-то давно ребеночка, да не повезло, умерла девочка. Сам Яков ничего не помнит и отвечает, что этой ей мерещиться.

Приходит батюшка соборовать. Марфа принимается что-то бормотать, а к утру умирает. Похороны обходятся почти даром:… Яков вместо дьячка читает псалтырь, кладбищенский сторож, его кум, предоставляет бесплатную могилку, да и гроб до кладбища тоже доносят бесплатно.

Яков был очень доволен, что все так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно.

Прощаясь с женой, Яков невольно отмечает, какой хороший гроб он сделал.

По дороге с кладбища Яковом овладевает тоска. Он встречается с Ротшильдом, которого послал за ним Моисей Ильич – управляющим оркестром. Яков набрасывается на Ротшильда с кулаками, и еврей убегает.

Не желая возвращаться домой, Яков шляется вдоль речки. Проходя мимо вербы, он вспоминает про младенчика, о котором говорила старуха. Гробовщик думает о своей жизни, которая прошла мимо, об убытках, и о том, что многих людей просто так обижал.

Ночью не спалось. Утром Яков через силу поднимается и идет в больницу. По глазам фельдшера Иванов понимает – дела плохи. Ему не жалко умирать – от смерти будет одна только польза и никаких убытков. Дома он видит скрипку, и ему становится жалко ее оставлять. Яков Матвеевич выходит из избы, садиться у порога, начинает играть и думать об убыточной своей жизни.

Он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.

Приходит Ротшильд и сообщает, что оркестру очень нужен скрипач для выступления на свадьбе. Услышав мелодию, которую играет Яков, флейтист начинает плакать.

Вечером батюшка исповедует Иванова. Напоследок Яков Матвеевич говорит: “Скрипку отдайте Ротшильду”.

С тех пор Ротшильд забрасывает флейту, играет только на скрипке. Он пытается повторить те звуки, которые слышал в исполнении Якова. Получается настолько скорбная композиция, что и сам исполнитель плачет. Эта новая песня так нравится в городе, что скрипача наперебой зовут к себе купцы и чиновники, заставляя играть по многу раз.

Краткое содержание “Скрипки Ротшильда” Чехова

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание повести Чехова “Каштанка” Каштанка – молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой – блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Ее хозяин…
  2. Краткое содержание рассказа Чехова “Пересолил” Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остается 30-40 верст. После продолжительных поисков землемер…
  3. Краткое содержание “Шуточки” Чехова Молодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик ее уговаривает,…
  4. Краткое содержание пьесы Чехова “Чайка” Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, – актриса, гостит в его имении вместе со…
  5. Краткое содержание рассказа Чехова “Хирургия” В земской больнице вместо отлучившегося доктора больных принимает фельдшер Курятин. Приходит дьячок Вонмигласов, приносит просфору и жалуется на сильную зубную…
  6. Краткое содержание повести Чехова “Дуэль” В городке на берегу Черного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми,…
  7. Краткое содержание рассказа Чехова “Смерть чиновника” Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков смотрит в театре спектакль “Корневильские колокола”. Во время представления Червяков чихает и обрызгивает старичка, в котором…
  8. Краткое содержание рассказа Чехова “Дом с мезонином” Рассказчик (повествование идет от первого лица) вспоминает, как шесть-семь лет назад жил в имении Белокурова в одном из уездов Т-ой…
  9. Краткое содержание рассказа Чехова “О любви” Иван Иваныч и Буркин проводят ночь в усадьбе Алехина, Утром за завтраком Алехин рассказывает гостям историю своей любви. Он поселился…
  10. Краткое содержание рассказа Чехова “Мальчики” Приехал Володя с другом домой. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный черный…
  11. Краткое содержание рассказа Чехова “Дама с собачкой” Дмитрий Дмитриевич Гуров, моложе сорока лет, москвич, по образованию филолог, но работающий в банке, отдыхает в Ялте. В Москве остались…
  12. Краткое содержание повести Пушкина “Гробовщик” Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна…
  13. Краткое содержание рассказа Чехова “Беззащитное существо” Несмотря на ночной приступ подагры, Кистунов отправляется на службу, где своевременно начинает прием просителей и клиентов банка. Первой он принимает…
  14. Краткое содержание повести Чехова “Степь” Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви…
  15. Краткое содержание рассказа Чехова “Невеста” Вечером в доме Шуминых накрывали на стол после всенощной. Из сада, через большое окно, Надя видела, как в гостиной накрывают…
  16. Краткое содержание рассказа Куприна “Гамбринус” “Гамбринус” – пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, веселый, вечно пьяный…
  17. Краткое содержание рассказа Чехова “Попрыгунья” Осип Иванович Дымов, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти…
  18. Краткое содержание “Драмы на охоте” Чехова В апрельский полдень 1880 года в кабинет редактора вошел высокий широкоплечий мужчина лет сорока. Он был красив, одет модно и…
  19. Краткое содержание “Вишневого сада” Чехова Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять…
  20. Краткое содержание повести Чехова “В овраге” Село Уклеево известно тем, что “на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть…
Читайте также:  Краткое содержание гроссман жизнь и судьба точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-skripki-rotshilda-chexova/

Перевод произведения Чехова “Скрипка Ротшильда”. Кратко

Содержание “Скрипки Ротшильда” в сжатом изложении несложный, как в большинстве рассказов Чехова. Гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза — житель маленького заштатного городка. Он недоволен всем и всеми на свете, особенно тем, что его земляки умирают очень редко и он терпит за этого убытки.

«Жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двуспальная кровать, гробы, верстак и все хозяйство».

Мозг семидесятилетнего гробовщика и днем, и ночью грызет нестерпимая мысль об огромных убытках, об утраченных возможностях заработать, жить в собственном доме в губернском городе, пользоваться уважением земляков.

Он постоянно подсчитывает реальные и вымышленные расходы, и сумм, которые у него получаются, его бросает в жар, он без ума от злобного отчаяния, жажды обогащения. Идея-фикс о потерянных деньгах выжгли душу старика, сделали Якова черствым, безразличным к людям, которых он воспринимает только как возможных потребителей его товара — гробов.

Прожив с женой Марфой пятьдесят лет, он “ни разу не приласкал ее, не пожалел, ни разу не догадался купить ей платочек или принести со свадьбы чего солоденькогст а лишь кричал на нее, бранил за убытки, бросался на нее с кулаками, правда , он никогда ее не бил, но все же пугал, и она пила только горячую воду.

Все эти мысли об отношении к жене возникли у самого Иакову старая женщина тяжело заболела и ждала смерть. Несмотря на П удивительно радостное, даже счастливое лицо, герой вдруг понимает, что для женщины смерть — это радость, освобождение от бремени невыносимого существования, и он страшится.

Может, впервые, задумавшись о своей судьбе, Яков переживает духовный перелом. После смерти Марфы он еще подсчитывает по привычке и чувствует удовлетворение, что почти никаких расходов на похороны жены у него не было. Но после возвращения с кладбища его охватывает тоска, мучает жажда, он тяжело дышит и чувствует слабость.

Лежа одинок в доме, он вновь вспоминает умершую, на которую за все долгие годы совместной жизни “не обращал внимания, будто она была кошка или собака. Мнения переходят на все прожитые серые годы, и везде старый видит лишь убытки.

“Жизнь прошло без пользы, без всякого удовольствия, пропала ни за понюшку табаку, впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад — там ничего, кроме потерь, и таких страшных, что аж жутко.

И почему человек не может жить так, чтобы не было этих убытков и потерь … Зачем люди всегда делают именно не то, что надо? … Зачем люди вообще мешают жить друг другу? От этого же ущерб! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу “.

Промучившись ночь, Яков тянется через сив в больницу. По выражению лица фельдшера он понимает, что ничего уже ему не поможет, что и за ним пришла смерть.

“Идя потом домой, он размышлял, что от смерти будет одна только польза! Не надо ни есть, ни пить, ни платить налоги, ни обижать людей … От жизни человеку ущерб, а от смерти пользу … но все же обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которое дается человеку только один раз , проходит без пользы? “

Все, связанное с болезнью и смертью Марфы, а затем Иакова — это одна линия рассказа. Вторая возникает потому, что у гробовщика, кроме умения хорошо делать “сундуки для последнего упокоения”, есть еще настоящий талант — он очень хорошо, с душой играет на скрипке. Вместе с местечковым оркестром, в котором большинство музыкантов евреи, он играет на свадьбах.

Но через грубость гробовщика и его ничем не объяснимую ненависть и презрение к евреям, его зовут только когда это крайне необходимо.

Особенно отвратительно относится Иаков рыжего, худощавого, несчастного музыки с затейливым для этого бедняги фамилией Ротшильд (смешным, потому что это фамилия самого богатого в Европе семьи банкиров.

Рослый, могучий, как дуб, гробовщик-скрипач безумно запугивает тщедушного флейтиста Ротшильда, который любую мелодию играет жалобно и этим раздражает Бронзу. Горько обиженный человек смешанной ломаном языке издали угрожает Якову, от чего становится еще смешнее. Но вся его фигура трагикомическая и вызывает не смех, а жалость.

Дрожа от возбуждения и страха, флейтист восклицает в адрес Иакова: “Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошко. Здесь важно, что бедный музыка понимает и высоко чтит музыкальный талант своего зловредного коллеги.

В рассказе Яков дважды оскорбляет Ротшильда, натравливает на него собаку, но тот приходит к нему в третий раз, поскольку некому играть на богатом свадьбе и дирижер послал несчастного за скрипачом. Ротшильд испуганно ждет новые образы, но умирающий старик, пережив перед смертью духовное прозрение, ласково пидзивае музыку к себе.

Он раз импровизирует на своей любимой скрипке какую трогательную мелодию в обоих вызывает слезы. Настоящее искусство очищает грешную душу, объединяет в общем светлом чувстве таких разных, враждебных друг другу людей. “А потом весь день Яков лежал и тосковал. Когда вечером батюшка, исповедуя его, спросил, не помнит он за собой некий особый грех, то он, напрягая угасающую память, вспомнил несчастное лицо Марфы и отчаянный крик жида, которого укусила собака, и сказал едва слышно:

— Скрипку отдайте Ротшильду — Хорошо, — ответил батюшка.

И вот Ротшильд, отбросив флейту, играет теперь на скрипке Якова эту его печальную, щемящую мелодию, а люди охотно слушают музыку и плачут.

Почти все рассказы “Скрипка Ротшильда” — это поток мыслей семидесятилетнего злого и завистливого накопителя, который вдруг под влиянием определенных событий осознает, что потратил собственно и чужую жизнь, скорбит, кается и умирает. Вмешательство автора в размышления, воспоминания, нехитрые философские рассуждения героя минимальное.

Авторское слово, конечно, есть, и при внимательном чтении можно даже заметить кое мысленно Якова Иванова, глубже и мудрее его. Но вообще писатель психологически точно показывает тяжелое, болезненное пробуждение в заскорузлой, почти мертвой души совести и таких человеческих чувств — жалости, тоски по неосуществленным, раскаяния.

Если перефразировать название известного произведения Фридриха Ницше, перед нами “рождение трагедии из духа музыки”, ибо музыка — это то лучшее, найщнрише, на что способен изображен, как кажется, сплошной черной краской гробовщик.

Это она выплескивает, когда Яков играет в часы неизбывной тоски на своей скрипке, его загнаны глубоко в подсознание, забытые человеческие чувства. Именно музыка в предсмертную час преподносит низменной душу этого человека на уровень трагедии, вызывает сочувствие к угробленного жизни существа физически мощной, трудолюбивой и умелой, наделенного талантом, но погублено стремлением обогащения, скупостью.

Мировая литература знает много образов накопителей и скряг. Вспомним хотя бы мольеровского скупого Гарпаг-на, бапьзакивського Гобсек, гоголевского Плюшкина. Накопителя для каждого из этих состоятельных или даже богатых людей — своеобразная мания, а в Плюшкина — настоящее безумие.

Персонаж Чехова-человек бедный, его корысть — это не жажда золота, как в Гарпагона, или стремление безграничной власти, как в Гобсек, а искаженное, искривленная мечта о другой жизни, не такое убогое, серое, безнадежное. Он несчастный, хотя и не осознает этого, и это порождает в нем злость, гнев, жестокость.

Так называемый комплекс неполноценности оборачивается бессмысленной агрессивностью к малым мира сего (в рассказе это Марфа и Ротшильд.

музыку и плачут. Почти все рассказы “Скрипка Ротшильда” — это поток мыслей семидесятилетнего злого и завистливого накопителя, который вдруг под влиянием определенных событий осознает, что потратил собственно и чужую жизнь, скорбит, кается и умирает.

Вмешательство автора в размышления, воспоминания, нехитрые философские рассуждения героя минимальное.

Авторское слово, конечно, есть, и при внимательном чтении можно даже заметить кое мысленно Якова Иванова, глубже и мудрее его. Но вообще писатель психологически точно показывает тяжелое, болезненное пробуждение в заскорузлой, почти мертвой души совести и таких человеческих чувств — жалости, тоски по неосуществленным, раскаяния.

Если перефразировать название известного произведения Фридриха Ницше, перед нами “рождение трагедии из духа музыки”, ибо музыка — это то лучшее, найщнрише, на что способен изображен, как кажется, сплошной черной краской гробовщик.

Это она выплескивает, когда Яков играет в часы неизбывной тоски на своей скрипке, его загнаны глубоко в подсознание, забытые человеческие чувства. Именно музыка в предсмертную час преподносит низменной душу этого человека на уровень трагедии, вызывает сочувствие к угробленного жизни существа физически мощной, трудолюбивой и умелой, наделенного талантом, но погублено стремлением обогащения, скупостью.

Мировая литература знает много образов накопителей и скряг. Вспомним хотя бы мольеровского скупого Гарпаг-на, бапьзакивського Гобсек, гоголевского Плюшкина. Накопителя для каждого из этих состоятельных или даже богатых людей — своеобразная мания, а в Плюшкина — настоящее безумие.

Персонаж Чехова-человек бедный, его корысть — это не жажда золота, как в Гарпагона, или стремление безграничной власти, как в Гобсек, а искаженное, искривленная мечта о другой жизни, не такое убогое, серое, безнадежное. Он несчастный, хотя и не осознает этого, и это порождает в нем злость, гнев, жестокость.

Так называемый комплекс неполноценности оборачивается бессмысленной агрессивностью к малым мира сего (в рассказе это Марфа и Ротшильд.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2244

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector