Краткое содержание деревья растут для всех астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех”

Краткое содержание Деревья растут для всех Астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Ы

Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от всех недугов, брызгает святой водой, пользует травами и порошками из города и заговаривает на сухой осине.

Болезнь, несмотря на бабушкины усилия, Витю не оставляет. Тогда за дело берется тетка и внезапно выливает мальчику за шиворот ковш ледяной воды, чтобы “выпугнуть” лихорадку. После этого “лечения” Витю начинает трясти не только по утрам и вечерам, но и ночью.

Бабушка поит мальчика хиной, тот глохнет и начинает “жить как бы сам в себе”.

Витя находит для себя “тайный уголок” в углу огорода, за сеновалом. Раньше там лежали старые телеги и сани. Дед их убрал, а обнажившуюся землю покрыла трава-ползунок. Там Витя играет все лето. Иногда к нему прилетает птичка мухоловка, до гнезда которой добралась… кошка и съела птенцов.

Я засыпал под тихий, неслышный дождь и думал о том, что хорошо бы посадить на “моей земле” дерево. Выросло бы оно большое-пребольшое, и птичка свила бы на нем гнездо.

Витя находит за баней росточек, садит его в своем уголке и уже представляет огромное цветущее дерево. Но росток, по заключению бабушки, оказался дикой гречкой. Вите стало обидно, и он перестает ходить за сеновал. К этому времени мальчик выздоравливает, и бабушка начинает пускать его на улицу.

Осенью бабушка приносит из лесу корзину с травами. Витя находит в ней росток лиственницы. Вместе с бабушкой они выкапывают за сеновалом большую яму, наполняют ее навозом, черной землей и садят росток. Витя снова принимается мечтать и все время спрашивает у бабушки, когда же вырастет его дерево, на что бабушка отвечает: деревья растут для всех.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах” Ы Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все…
  2. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  3. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…
  4. Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе” Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
  5. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  6. Краткое содержание “Коня с розовой гривой” Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  7. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  8. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  9. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  10. Сочинение на тему: “Деревья зимой” Сочинение на тему: “Деревья зимой” Описание темы: Небольшое сочинение про деревья зимой. О том, как они спят, о том, что…
  11. Краткое содержание повести Астафьева “Царь-рыба” Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за…
  12. Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет….
  13. Краткое содержание “Витя Малеев в школе и дома” Первого сентября Витя Малеев приходит в четвертый класс. Никогда не успевавший по арифметике, Витя за лето забыл даже таблицу умножения….
  14. Краткое содержание повести Астафьева “Звездопад” Повесть написана от лица Миши Ерофеева. Конец Великой Отечественной войны. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев лежит в Краснодарском госпитале. У него тяжелое…
  15. Сочинение-рецензия рассказа В. П. Астафьева “Пролетный гусь” Рассказ “Пролетный гусь” – одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале “Новый мир” в январе…
  16. Краткое содержание рассказа Брэдбери “Зеленое утро” Тридцатиоднолетний Бенджамин Дрисколл мечтает увидеть Марс зеленым и наполнить кислородом марсианскую атмосферу. Для осуществления своей мечты Бенджамин работает не покладая…
  17. Краткое содержание романа Астафьева “Прокляты и убиты” Книга первая. Чертова яма Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном…
  18. Краткое содержание повести Астафьева “Пастух и пастушка” По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах…
  19. Краткое содержание романа Астафьева “Печальный детектив” Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа….
  20. Краткое содержание рассказа Куприна “Белый пудель” По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-astafeva-derevya-rastut-dlya-vsex/

В. Астафьев

Искусство и развлечения 11 октября 2017

Иногда из-за различных событий человек начинает по-другому смотреть на вещи. Так произошло и с главным героем рассказа Астафьева “Деревья растут для всех”.

Витя из-за болезни не мог полноценно взаимодействовать с окружающими, но благодаря этому он стал ближе к природе и наблюдательнее. Ниже будет написано краткое содержание “Деревья растут для всех” Астафьева.

Главный герой

Описывать произведение “Деревья растут для всех” Астафьева (краткое содержание) следует начать со знакомства с главным действующим лицом – мальчиком Витей. Случилось так, что он заболел малярией.

Несмотря на все бабушкины старания, вылечить ее никак не удавалось. Позже у Вити появилось осложнение: он перестал слышать окружающих. Из-за этого он замкнулся в себе и стал жить в собственном мирке.

Тайное место

В произведении “Деревья растут для всех” Астафьева, краткое содержание которого мы изучаем, рассказывается, что из-за того, что мальчик перестал общаться с окружающими, он начал более внимательно наблюдать за миром. Его любимым местом стал отдаленный небольшой уголок огорода. Там Витя всегда находил себе занятие – это его отвлекало от грустных мыслей.

Чтобы компенсировать потерю слуха, мальчик стал более внимательным к окружающему миру и старался не упустить ни одной детали. Вскоре его внимание привлекла мухоловка – это маленькая птичка, поселившаяся в его любимом уголке. Ему нравилось наблюдать за тем, как она живет, как обустраивает гнездо, а потом смотреть, как она заботится о своих птенчиках.

Видео по теме

Решение посадить дерево

Далее в произведении “Деревья растут для всех” (кратким содержанием постараемся передать суть) объясняется, почему Витя решил вырастить свое дерево.

Однажды гнездо маленькой птички нашла кошка и съела всех птенцов. Бедная мухоловка спала под лопухом, и Вите было очень жалко ее.

Тогда он решил вырастить собственное дерево, чтобы она свила новое гнездо и кошка не смогла бы уже съесть ее птенцов.

Он находит маленький росток и начинает ухаживать за ним. Но почему-то ничего у мальчика не получается. Бабушка сказала, что это дикая гречиха. Витя расстроился и перестал ходить в свой любимый уголок. Но окружающие увидели, что во время забот за мухоловкой и мечтая о большом цветущем дереве, мальчик выздоровел. Бабушка разрешает внуку гулять на улице.

Когда наступает осень, бабушка отправляется в лес и приносит полную корзинку всяких трав. Мальчик находит там новый росток дерева. Бабушке тогда стало жаль внука, и она принесла ему лиственницу. Они вместе посадили саженец.

Витя снова начинает мечтать и все интересуется у бабушки, когда вырастет его дерево. На что бабушка ему отвечает, что деревья растут для всех.

Почему такое название

Произведение Астафьева “Деревья растут для всех”, краткое содержание которого мы привели, имеет интересное название. Можно порассуждать о том, почему рассказу было дано именно оно.

Мальчик, несмотря на то, что хотел вырастить дерево для птички, чтобы та смогла свить новое гнездо, тем не менее продолжал считать его своим.

В своих мечтах Витя представлял его большим и цветущим, ему оно было нужно для того, чтобы любоваться и с гордостью рассказывать другим, что он вырастил такое дерево.

Но бабушка этой фразой объясняет внуку, что деревья не могут быть чьей-то собственностью. Они являются домом для животных, птиц, насекомых, любой человек может прийти и полюбоваться ими. Делая добро (а посадив лиственницу, Витя сделал хорошее дело) другим, человек становится счастливее.

В рассказе Астафьева “Деревья растут для всех” повествуется о том, как мальчик, несмотря на болезнь и переживания, продолжал интересоваться жизнью. Он научился видеть прекрасное даже в маленьких вещах и осознал, что нужно творить добро и помогать другим. Тогда мир станет лучше, заиграет новыми красками, а все окружающие станут счастливее и добрее.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов михаила зощенко за 2 минуты

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Еда и напитки
Как приготовить вино из крыжовника в домашних условиях. Рецепт для всех

Для того чтобы побаловать своих родных, а также гостей чем-то необычным на праздничном застолье, научитесь готовить вино из крыжовника в домашних условиях. Рецепт его очень прост. Однако данный напиток всегда вызывает…

Еда и напитки
Горбуша, запеченная в духовке. Универсальные рецепты для всех красных рыб

Горбуша, запеченная в духовке целиком, – это практически универсальное блюдо. Оно сможет накормить всю семью и стать красивым дополнением праздничного стола. В статье имеется несколько вариантов ее приготовления, от с…

Искусство и развлечения
Н.В. Гоголь, “Вечер накануне Ивана Купала”: краткое содержание

В этой статье мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Вечер накануне Ивана Купала». Произведение считается одним из лучших творений Н. В. Гоголя. Оно наполнено мистицизмом и фольклорными преданиями о не…

Искусство и развлечения
“Конь с розовой гривой”: главные герои. Астафьев, “Конь с розовой гривой”: краткое содержание

В этой статье мы поговорим о рассказе «Конь с розовой гривой». Астафьев Виктор Петрович, автор произведения, давно вошел в школьную программу. Писатель часто обращался к деревенской теме. К таким рассказам…

Искусство и развлечения
М. В. Ломоносов, “Ода на день восшествия”: краткое содержание и анализ произведения

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно …

Искусство и развлечения
“Хлеб для собаки”: краткое содержание. Рассказ Тендрякова “Хлеб для собаки”

«Человек» и «недочеловек»… Где грань между ними? Какая она? Где проходит? Вопросы спорные и сложные. Одно можно сказать – грань тонкая, очень тонкая, и у каждого она своя. Одному д…

Искусство и развлечения
Рассказ Астафьева В. П. “Конь с розовой гривой”: краткое содержание произведения

Рассказ «Конь с розовой гривой» входит в сборник произведений В. П. Астафьева под названием “Последний поклон”. Этот цикл автобиографических рассказов автор создавал на протяжении нескольких лет. Лето, лес…

Искусство и развлечения
В помощь школьникам. М.И.Пришвин. Краткое содержание «Кладовая солнца»

Повесть Пришвина «Кладовая солнца» – произведение, написанное не только для детей, но и для взрослых. Замечательный знаток родного края, натуралист и учёный, всем сердцем влюбленный в родину, в её уд…

Образование
Профессия пожарный: описание для детей (краткое содержание)

Профессия пожарный (описание для детей) – что это за работа такая? Каждый год пожары губят множество жизней и уничтожают драгоценные гектары собственности. Пожарные помогают защитить людей и имущество. Часто они прибы…

Образование
История Костромы (кратко). Кострома – история города для детей: краткое содержание

А вы знаете, где родилась Снегурочка? Да-да, история Костромы включает в себя и такой любопытный факт. А еще этот славный город, наряду с Владимиром и Ярославлем, входит в удивительную тройку самых больших городов зна…

Источник: http://monateka.com/article/252553/

Читать

Руководитель проекта, макет – Юрий Кирюшин

Рецензент – Валентин Курбатов, член Президентского совета по культуре

Составители: Надежда Артамонова, директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Библиотека-музей В.П. Астафьева»; Ирина Владимирова – заместитель директора по научной работе МБУК БМА.

Авторы вступительной статьи – Людмила Винская, главный редактор альманаха «Русское поле», член Международной федерации журналистов; Дарья Мосунова, исполнительный директор Фонда имени В.П. Астафьева

Художники – Виктор Бахтин, Людмила Антипина

Иллюстрации к рассказам выполнили воспитанники студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Хранители радуги» Красноярского краевого Дворца пионеров.

Руководитель студии – Людмила Антипина, заслуженный работник культуры РФ

Издание осуществляется при поддержке государственной грантовой программы Красноярского края

© Артамонова Н.Я., составление, 2016

© Винская Л.А., Мосунова Д.А., вступительная статья, 2016

© Бахтин В.В., оформление обложки, 2016

© Антипина Л.А., иллюстрации, 2016

© Издательство «РАСТР», 2016

* * *

Книги бывают разные, и они во многом похожи на людей. Так что выбор книжек для чтения – дело серьёзное, ребята. Не зря же Сенека Младший – был такой поэт, живший давным-давно, – изрёк: «Польза не во многих, но в хороших книгах».

Общение с книгами похоже на общение с людьми: тут можно легко угодить или в дурную компанию, или наоборот – оказаться в обществе, где в цене доброжелательность, честь, самоотверженность.

В первом случае и не заметишь, как свернул на скользкую дорожку, способную завести в тупик, из которого иной и рад бы потом выбраться, да не знает, как. Да, бывает, и поздно уже. Шёл по жизни без оглядки, заметин никаких не оставлял, вот и забрёл невесть куда. Про таких в народе говорят: сбился с пути.

А во втором случае – всё иначе. Компания хороших книжек, если вы попали в неё с детства, познакомит вас с добрыми, совестливыми людьми и убережёт от больших ошибок. Эти книжки не будут занудно бубнить вам, требуя: «Это не делай, туда не ходи, с тем не дружи…» Читая их, вы сами поймёте, что делать, с кем дружить и куда идти.

Люди, с которыми вас познакомят эти книги, – самые обычные: они ссорятся, мирятся, ошибаются, иногда совершают плохие поступки. Да-да, именно плохие (рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» именно о таком проступке мальчишки, это большой русский писатель вспоминает себя маленького).

Но герои хороших книг всегда находят в себе силы, чтобы признать свои ошибки и свою вину. Например, Виктор Петрович всю жизнь корил себя за тот случай. Мне самой не раз приходилось слышать от него самого это горькое признание.

И в рассказе вы почувствуете всю глубину его раскаяния: «Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти. Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?»

Писатель, рассказывая о самых разных ситуациях, ненавязчиво преподаёт своим читателям простые, но мудрые житейские уроки. Поверьте мне, когда вы вырастете и станете взрослыми, эти уроки, полученные в детстве, ещё не раз вам пригодятся. И рассказы Виктора Петровича, которые он написал специально для ребятишек, убеждена, запомнятся вам на всю жизнь.

Ведь если вы сейчас держите в руках эту книгу, написанную талантливым и честным мастером и изданную добрыми людьми, значит, вы уже сделали свой выбор: вы попали в хорошую компанию. Вы заглянули в то окошко, «через которое дети видят и познают мир и самих себя». Таким «окошком» великий педагог Василий Сухомлинский называл чтение.

Почаще открывайте это окошко – не пожалеете.

А рассказы из этой книжицы «Деревья растут для всех» станут для вас уже в начале вашего жизненного пути своего рода затесями, которые не дадут вам заблудиться. Затесь – это специальный стёс на дереве. Такие стёсы-затеси делали топорами или ножами таёжные первопроходцы, чтобы не сбиться с пути.

Так и ходили от меты к мете, зная, как выйти к тому месту, откуда начали путь, а заодно и показывая дорогу идущим следом.

«…Белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете; часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город», – говорил Виктор Петрович, объясняя смысл книги «Затеси». Он писал её всю жизнь, и состоит она из коротких рассказов, каждый из которых – алмаз бесценный.

Надеюсь, вы тоже прочитаете «Затеси», когда подрастёте. А пока команда единомышленников (сотрудники библиотеки-музея В. П. Астафьева, издатель Юрий Кирюшин, художник Виктор Бахтин) подобрала для вас «ребячьи затеси», как можно назвать небольшие рассказы Виктора Петровича Астафьева, собранные под одной обложкой «Деревья растут для всех».

Наверняка вам доставят удовольствие иллюстрации к рассказам писателя, которые выполнили дети изостудии «Хранители радуги» Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников. А вдохновительницей юных «хранителей радуги» стала руководитель студии Людмила Александровна Антипина, заслуженный работник культуры России, лауреат Всероссийского конкурса программ дополнительного образования детей.

…Недаром первоначальное название взрослых «Затесей» было «Дыханье родной земли». Это дыханье – во всём творчестве Виктора Петровича. Вы без труда поймёте и почувствуете это, когда будете читать любой из рассказов.

Оно разное, это дыхание, – то восторженно весеннее, то прерывисто горькое, как в рассказе «Белогрудка» – о трагической судьбе белогрудой куницы, которая ценой своей жизни, сама того не ведая, перевоспитала обитателей сразу двух деревень. «До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку.

До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки.

И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Хочется верить, что астафьевские рассказы для детей станут для вас, ребята, ещё и «затесями», которые укажут вам путь к прекрасной литературе, которой богата земля российская, а не к однодневкам-пустышкам, созданным на потребу невзыскательной толпы.

Читайте также:  Краткое содержание михалков праздник непослушания точный пересказ сюжета за 5 минут

А ещё осмелюсь посоветовать, дорогие читатели… Обратите внимание на язык астафьевской прозы – чистый русский язык, без всяких иноземных примесей. Он напоминает мне прозрачный прохладный ключ, к которому всегда с жадным ожиданием приникаешь после долгого пути по пыльной дороге под знойным солнцем, делаешь глоток, другой, третий… И не хочется отрываться.

А когда отрываешься, ты уже смотришь на мир другими глазами. И совсем по-другому относишься к тому, что тебя окружает, и к тем, кто рядом с тобой.

С надеждой на понимание

Людмила ВИНСКАЯ,

главный редактор альманаха «Русское поле», член Международной федерации журналистов

В своих «Беседах о жизни» Виктор Петрович признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью». Рассказы для детей особенно давались между сложными, глубокими, ранимыми произведениями о войне.

И выдохнувши всё больное во взрослую прозу, Астафьев, будто желая «написаться» чистого, отчиститься, – садился за писательский стол, вспоминал себя пацанёнком, тем мальчишкой, что бегал по улицам в Овсянке и которому бабушка Екатерина Петровна грозила в шутку.

Этот восьмилетний деревенский пацанёнок, с тонкой шейкой, любящий птиц, рыбалку, лес, исцелял больное сердце Виктора Петровича. Пожалуй, не найти более писателя, который бы мог сравниться с Астафьевым по силе света, исходящей из исповедальной детской прозы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=573827&p=2

Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»

Астафьев – писатель, который в своих произведениях часто прибегал к теме войны и Родины, эти темы прослеживаются и в книге Астафьева «Последний поклон».

Для начала предлагаем ознакомиться с работой Астафьева «Последний поклон» в кратком его содержании, чтобы познакомиться с сутью и иметь возможность без проблем написать анализ.

Так вот, в произведении «Последний поклон» Виктора Астафьева идет речь о мальчике, которому пришлось жить у бабушки, так как его отец бросил семью и уехал, а мать утопилась в реке Енисей. Бабушка и занималась воспитанием внука. Жизнь ребенка была, как и у всех ребят из деревни. Он помогал по хозяйству, в свободное время резвился, рыбачил, ходил по грибы, ягоды.

Его жизнь была интересной, пока не настало время идти в школу. По причине того, что в деревне не было школы, он едет к отцу в город и здесь его жизнь меняется не в лучшую сторону. Здесь ему приходилось спасаться от смерти, голода, другими словами, не жить, а выживать.

И только с помощью терпения, прощения, умения увидеть даже в плохом крупицу добра, чему научила его бабушка, мальчику удалось выжить. А ведь, попав в город, он оказался среди одиночества. Он понял, что никому не нужен, что он попал в мир бессердечности. Мальчик дичает, становится грубым, но бабушкино воспитании берет верх.

Он сумел в городских условиях выживаемости, голодая и испытывая боль, сохранить свою душу. Далее он попадает в детский дом.

Рассказы Астафьева ведают нам о юности мальчика, о его учебе в школе, далее участие в войне и его возвращение. И первым делом герой произведения едет к бабушке, где все было, как прежде и даже бабушка сидела за столом, как обычно, сматывая нитки в клубок.

Затем герой уезжает работать на Урал, где и получил известие о смерти бабушки, но на похороны попасть не смог, так как начальство не пустило, хотя бабушка при встрече его просила приехать.

Этого себе Виктор простить не мог, и, если бы можно было вернуть время, он бы все бросил и помчался туда, где ему было очень хорошо в свое время.

Он себе не простил, но уверен, что бабушка простила и не держала зла, так как очень любила своего внука.

Астафьев Последний поклон анализ

Работая над произведением Астафьева «Последний поклон» и делая его анализ, скажу, что здесь автор изображает жизнь деревни, того родного края, где родился и вырос автор, а вырос среди сурового климата, среди дикой природы, красивых рек, среди гор и густой тайги. Это все и было изображено в произведении Астафьева «Последний поклон». Также в работе автор затрагивает тему войны.

«Последний поклон» – это биографическая работа, которая состоит из отдельных рассказов, что связаны одной темой. В произведении автор пишет о своей жизни, делится своими воспоминаниями, где в каждом рассказе описывается отдельный случай из его жизни.

Так Астафьев поделился с нами воспоминаниями о своей родине – сибирской деревне, которая была трудолюбивой и не избалованной. Показал нам, насколько красива природа, что окружала его.

Астафьев изобразил насущные проблемы людей, что жили в сложные периоды жизни.

Астафьев Последний поклон герои

Главным героем произведения «Последний поклон» является Витя – мальчик, что стал сиротой.

На его долю выпали разные испытания, но он все выдержал и это благодаря бабушке, которая научила любви, добра, научила находить хорошее даже там, где его нет.

Детство мальчика прошло в деревне, после чего Виктор едет в город к отцу, где видит его предательство, где испытывает на себе все тягости жизни бедного подростка, в том числе, уход на войну, ее окончание, и возвращение на малую родину.

Бабушка в произведении Астафьева «Последний поклон» также героиня, которая сыграла немалую роль в жизни мальчика. Это «генерал в юбке». Она могла быть ворчливой, грозной, была доброй.

Всех любила, за всеми ухаживала, всегда хотела быть всем полезной. Она предстает перед нами не только как воспитатель мальчика, но и как врач, как целитель.

При этом главная героиня является прототипом бабушки писателя, а главный герой, это прототип самого Астафьева.

На этой странице искали :

  • анализ последний поклон
  • астафьев последний поклон сочинение
  • в астафьев последний поклон воспитание бабушки
  • главные герои последний поклон
  • последний поклон астафьев чему учит

(2 голоса, в среднем: 3.5 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-po-povesti-astafeva-v-p-poslednij-poklon.html

“Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева”

“Подготовка к изложению с изменением лица рассказчика по тексту В.П. Астафьева”

Урок русского языка в 5-м классе

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, особенности).

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев  — выдающийся советский и российский писатель. Автор произведений: «До будущей весны», «Тают снега», «Царь-рыба» и др. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 30-х), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами. [

РОДНЫЕ БЕРЕЗЫ

Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно. Но плохо больному человеку, везде плохо, даже у моря под южным солнцем. В этом я убедился очень скоро. 

Какое-то время я с радостью первооткрывателя бродил по набережной, по приморскому парку, среди праздной толпы, подчеркнуто веселой, бесцельно плывущей куда-то. Но уже через неделю мне стало здесь чего-то недоставать, сделалось одиноко, и я начал искать чего-то, рыская по городу и парку. 

Часами смотрел я на море, пытаясь обрести успокоение, наполненность душевную и тот смысл и красоту, которые всегда находили в пространстве моря художники, бродяги и моряки.

Море нагоняло на меня еще большую тоску мерным, неумолчным шумом. В его большом и усталом дыхании слышалась старческая грусть.

Оно много видело, это древнее, седобровое море, и оттого в нем было больше печали, чем веселости. 

В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира: платаны, чинары, кипарисы, магнолии, пальмы. Эти заморские растения удивляли, но не радовали. 

Бродил я по приморскому парку и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиною в детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на полянке в густой мягкой травке, опустив долу ветви.

Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторваться глазу.

Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. 

Садовник широкодушно высвободил место березам в этом тесном парке, где обязательно кто-то и кого-то хотел затмить. Березы часто поливали, чтобы не сомлели и не умерли они от непосильного для них южного солнца. 

Читайте также:  Краткое содержание арап петра великого пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже. 

Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа. Даже за ремешками картузов у парней — березовые ветки.

Подкараулив девок с водою, парни бросали им в ведра свои ветки, а девушки старались не расплескать воду из ведер — счастье выплеснуть! В кадках вода долго пахла березовым листом. Крыльцо и пол сеней были застелены молодыми ветками папоротника.

По избам чадило таежным летом, уже устоявшимся, набравшим силу. В этот день — в Троицу — народ уходил за деревню с самоварами и гармошками. 

Ах, как сладко пахнет береза!

Работа с текстом. Часть 1

От чьего лица идет рассказ? 

(От лица автора)

Почему главному герою дали путевку? 

(Он заболел)

Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? 

В каком словаре мы можем узнать значение слов?

(“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)

«Словарь русского языка»

Путёвка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2.Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

Каково лексическое значение слова  санаторий ?

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

Работа с текстом. Часть 1

– Где находится санаторий? 

(На юге страны)  

Бывал ли там раньше автор?

  (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? 

(В парк)  

Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? 

(Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? 

(Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

Фикус

Платан

Чинара

Кипарис

Пальма

Работа с текстом. Часть 1

– Как характеризует автор все эти растения? 

(Деревья с африканским отливом в широких листьях)  

Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов? 

(Они росли не в кадках, а на улице)

– Автор пишет, что платаны и чинары “воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова  ода.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? 

(На мохнатые шарики с ниточками)

– Какие пальмы увидел главный герой?<\p>

(Низкие, высокие, разлапистые)

– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм?

(С шевелюрами современных молодых людей)

– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.

Работа с текстом. Часть 2

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части?<\p>

(В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Такой прием называется противопоставлением.

– Что увидел автор среди заморских кущ? 

(Березы)

– Как вы понимаете значение слова  куща

в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное  кущение , которое значит “то, что кустится”.

Запись в тетрадях

1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? 

(Глазел, дивился, увидел) 

Какое из названных слов является стилистически нейтральным? 

(Увидел)  

А какие употребляются в просторечии? 

(Глазел, дивился)

– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? 

(Березы здесь не растут)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? 

(Во фразеологическом словаре)

Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному

– Почему автор называет березы сиротами? 

(Так как они одиноки среди заморских растений)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.

Запись в тетрадях

2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…

– Каково лексическое значение слова  лопотали ? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? 

(Говорили неясно)  

Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?

– Знакомо ли вам значение слова  долу ? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.

– То есть, березы опустили вниз ветви.

– Каково значение устойчивого сочетания  нельзя было оторвать глаз ? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чём-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.

– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях

Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений?

Сравним:  покойно взгляду  после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

– Как появились березки в парке?

3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…

– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях

листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

– Как вы думаете: почему? 

(Они будто стремились на Родину)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.

4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

– Что представляют собой  козырьки воротНаличники окон ?

козырьком ворот  является небольшой навес над ними, а  наличником  – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа ”?

Определение типа речи 2 части текста.

–  Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?

Запись в тетрадях.

Прогулка по парку.

Березки на полянке.

История деревьев.

Воспоминания автора.

– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. 

(Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).

– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут 

(какие они: стволы, листики березки)?

– Какой еще тип речи представлен в тексте? 

(Описание)  

Какой является ведущим?

( Повествование)

(2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)

– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.

  • Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
  • Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
  • Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
  • Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
  • Прогулка по парку.
  • Березки на полянке.
  • История деревьев.
  • Воспоминания автора.

Определение стиля

– Вспомним автора текста. 

(В.П. Астафьев)

– Кто он? 

(Писатель)

– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев?<\p>

(Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? 

(Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)

Анализ выразительных средств

– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические средства и заполним таблицу.

Лексические

синонимы

глазел, дивился, увидел

фразеологизмы

глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз

эпитеты

заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности

метафоры

пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности

олицетворения

березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились

сравнения

кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку

устаревшие слова

долу

просторечные слова

глазел, дивился

Подведение итогов.

–  Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.

художественный

повествование с элементами описания

Любовь к родной земле

Нужно уметь любоваться красотами родных мест

Домашнее задание

– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения  он , можете употреблять контекстные синонимы  главный геройВ.П. Астафьев .

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  • 1. Русский язык: Учеб: для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений  Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян  и др. – М.: Просвещение, 1999.
  • 2. Курилова А.Д.  Новый фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык МЕДИА, 2009.
  • 3. Ожегов С.И.  Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.
  • 4. http://festival.1september.ru/articles/560805 /
  • 5. http://yandex.ru/yandsearch?text= Тема.%20%20Идея.%20рассказа%20Астафьева%20родные%20березы%205%20класс%20изложение& clid=9403&lr=54
  • 6. http:// www.uchportal.ru/load/32-1-0-59734
  • 7. http:// www.shishkova.ru/students/synopsis07.htm
  • 8. http:// sci-book.com/russkiy-yazyik/rodnyie-berezyi-73609.html

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-izlozhieniiu-s-izmienieniiem-litsa-rasskazchika-po-tiekstu-v-p-astaf-ieva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector