Краткое содержание джованьоли спартак точный пересказ сюжета за 5 минут

“Спартак”, Рафаэлло Джованьоли. Рецензия и описание книги

Краткое содержание Джованьоли Спартак точный пересказ сюжета за 5 минут

Рецензии на все книги собраны здесь.
Моя проза находится в этом разделе.

Не успев получить свободу и толком вкусить все её прелести, он находит давно, казалось бы, потерянную сестру Мирцу. Встречает свою настоящую любовь — Валерию, супругу Римского правителя Суллы.

Одновременно с этим он вместе с друзьями Эномаем, Криксом и Граником продолжает подготавливать гладиаторов к восстанию, поводом и толчком для которого служит смерть Суллы.

Пока римский сенат ссорится, кто будет следующим правителем, Спартак с Эномаем покидают Рим и отправляются в Капую. Там их ждут десять тысяч гладиаторов из дома Ботиака.

Вместе с ними Спартак с боем пробивается из города. К нему на помощь из соседнего города спешит Крикс, за которым следуют ещё несколько тысяч гладиаторов. Но им всем просто катастрофически не хватает оружия и доспехов. Спасаясь от преследования римских солдат, Спартак и его войско укрываются на вершине Везувия.

У них преимущество в высоте и любая атака легионеров обречена на провал. Римлянам остаётся только ждать, когда голод и отчаяние вынудят бывших рабов спуститься и сдаться на милость победителей.

Но не так прост вожак рабов! Из виноградных лоз, коих на горе большое множество, он и его люди сплетают гигантскую верёвку, по которой в течение двух суток армия Спартака спускается вниз и внезапно нападает на неожидающих подвоха римлян.

Первые победы рабов пугают жителей Италии. На войну с крепнущей не по дням, а по часам армией Спартака отправляют Марка Красса.

Число легионеров в его армии приблизительно равно количеству гладиаторов, сплотившихся под знамёнами Спартака, но римские солдаты лучше экипированы, вооружены и обучены. Это опытные ветераны, прошедшие не одну битву.

Но даже им было суждено допустить слабину в схватке со Спартаком, за что Красс подверг их жестокому и давно забытому наказанию — децимации. Это стимулировало их быть более смелыми и решительными.

Но фракиец оказался опасным противником — талантливый полководец и стратег, он продолжает одерживать победу за победой. Ряды армии Спартака постоянно пополняются новыми гладиаторами. Беглые рабы со всей Италии спешат к нему, чтобы кровью и потом отвоевать своё право на свободную жизнь.

Беда пришла, откуда её меньше всего ждали. Прелестная гречанка, некогда тоже бывшая рабыней-куртизанкой, а ныне — свободная женщина Эвтибида, воспылала нездоровой страстью к могучему предводителю рабов, но тот отверг её, сохраняя верность Валерии. Гречанка в отместку соблазняет Эномая и подбивает его на предательство.

Легионы германцев, которыми командовал Эномай, покидают армию Спартака, обвинив последнего в измене, вступают в неравный бой с римлянами и терпят поражение. Эномай умирает, а чудом выжившая Эвтибида переходит в лагерь Красса.

Она всё никак не может простить Спартаку оскорбление, которое он якобы нанёс ей своим отказом и не оставляет мечту отомстить фракийцу.

Следующей жертвой она наметила для себя Мирца, сестру Спартака. Но волей богов она сама попадает в ловушку, которую уготовила для бедной девушки. Интриганка умирает под проклятия гладиаторов, пронзённая стрелами ею же подговорённых убийц.

Мирца и Арторикс, молодой галл, влюбляются друг в друга. Но девушка отказывается идти на сближение с юношей. Арторикса терзают сомнения — люб ли он ей, но когда узнаёт причину холодности Мирцы, то успокаивается.

Девушке просто стыдно признаться, что она была некогда проституткой и теперь боится, как бы Арторикс, узнав правду, не отказался от неё и не начал презирать.

Но для истинной любви разве может быть преградой такая мелочь? Ведь во всём виноваты жестокие римляне и им отвечать за бесчестие, а не бедной девушке.

https://www.youtube.com/watch?v=3_ZRemLEEZ4

Спартак получает письмо от Валерии, в котором она уговаривает его вернуться в лоно семьи. Мол, его дома ждут верная жена и любящая дочь. Расчувствовавшийся Спартак решается на переговоры с Крассом, но самовлюблённый полководец и слышать не хочет о том, чтобы сохранить жизнь войску гладиатора.

Его недавняя победа над легионами Крикса, ставшими жертвами коварного предательства всё той же Эвтибиды, заставляет его раздуваться от гордости за себя любимого. Высокомерный Красс пообещал смерть всем гладиаторам, кроме Спартака, дабы другие рабы на их горьком опыте осознали, насколько ошибочны любые мечты о свободе.

Разгневавшись, лидер восставших гладиаторов решительно отверг встречное предложение римского главнокомандующего и уходит готовиться к последней битве.

Вскоре армия Спартака терпит поражение от ветеранов Красса. Сам отважный фракиец, возвышаясь над горой трупов своих врагов, достойно принимает смерть, сражённый издалека дротиками легионеров, так как в ближнем бою его никто не смог одолеть.

Арторикс умирает на руках Мирцы, которая, не желая дальше жить без двух самых любимых на свете мужчин, перерезает себе горло и падает замертво на грудь молодого галла. Тело Спартака увозят слуги Валерии, дабы с почестями похоронить его. Так закончилась длившаяся четыре года война рабов с их хозяевами.

Пока ещё сильная и единая Римская Империя доказала всем, что в состоянии долгое время править миром.

Роман о восстании рабов по достоинству оценили во всём мире. Её автор, Рафаэлло Джованьоли, сам сражался в рядах войска Гарибальди, который воевал с экспансией испанцев.

Вожди мирового пролетариата, Маркс и Ленин, неоднократно упоминали Спартака в своих письмах, ставя в пример доблесть и отвагу фракийца, попытавшегося вместе со своими единомышленниками сбросить рабские ошейники и установить всеобщее равноправие в мире.

Мальчишки во всех уголках Земли зачитывались книгой, завидуя приключениям гладиатора. Девушки плакали над трагической судьбой Мирцы и Арторикса. Этот роман угодил всем: и стар и млад находили в нём что-то интересное для себя.

Книга выдержала не одну экранизацию, в честь Спартака в нашей стране называли футбольные клубы, кинотеатры, магазины, пионерские отряды и так далее.

Источник: https://www.fabishek.com/2016/05/spartak-rafaello-dzhovanoli-recenziya-i-opisanie-knigi/

Рафаэло Джованьоли — Спартак

Здесь можно скачать бесплатно «Рафаэло Джованьоли — Спартак» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Спартак» читать бесплатно онлайн.

Для того, чтобы по достоинству оценить положительные и отрицательные стороны романа Джованьоли, необходимо, прежде всего, вспомнить реальный ход событий, каким он представлялся по немногим дошедшим до нас историческим источникам. …

Джованьоли Рафаэло

Спартак

Рафаэло ДЖОВАНЬОЛИ

СПАРТАК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Спартак — один из самых славных героев древнего мира — не может не привлекать горячих симпатий и искреннего восхищения советской молодежи.

Гладиатор, выступавший в цирках Рима на потеху кровожадной аристократической черни, раб-фракиец, презираемый римскими патрициями, как представитель низшего сословия и низшей расы, варвар и враг Рима — он обладал гениальной прозорливостью подлинного вождя демократических масс.

Став во главе грандиозного восстания рабов, Спартак превратился в «великого генерала» (Маркс), в полководца «античного пролетариата», потрясшего основы Рима, и имя его на многие века стало знаменем революционной борьбы.

На всем протяжении новой истории славный образ вождя гладиаторов всегда символизировал благородное служение возвышенным идеалам освобождения угнетенного народа, неуклонную последовательность в борьбе за достижение поставленной цели, железную волю и великолепную отвагу. Во Франции — в эпоху подготовки буржуазной революции 1789 г.

, в грозный баррикадный 1848 год, в дни Коммуны, в России — в период созревания декабристских обществ и в годы пропаганды революционного марксизма, в Германии — в годы деятельности Лессинга и в эпоху роста коммунистического влияния после Первой мировой войны — образ Спартака вдохновляет многочисленных поэтов, драматургов, художников, ваятелей.

Роман Рафаэлло Джованьоли создан в одну из таких эпох революционного подъема: в 70-е годы прошлого столетия Италия, под водительством Мадзини и Гарибальди, вела упорную борьбу за воссоединение, за национальную независимость против полчищ оккупантов Наполеона III, против австрийского владычества и папской власти.

Возникший на гребне народного движения, «Спартак» Джованьоли исполнен такого пламенного освободительного пафоса, такой страстной ненависти ко всяческому угнетению и рабству, что до сих пор, несмотря на ряд существенных недостатков, продолжает оставаться одним из наиболее любимых нашей молодежью исторических романов.

Недаром советские издательства несколько раз переиздавали произведение Джованьоли, недаром «Молодая Гвардия» снова предлагает его молодому советскому читателю.

https://www.youtube.com/watch?v=tHthoHzaDVc

Для того, чтобы по достоинству оценить положительные и отрицательные стороны романа Джованьоли, необходимо, прежде всего, вспомнить реальный ход событий, каким он представлялся по немногим дошедшим до нас историческим источникам.

Восстание италийских рабов, руководимое фракийцем Спартаком, принадлежит к числу самых крупных движений угнетенных масс античного общества.

Таким его делает и большое число восставших, и широкие территориальные рамки, и необычайная напряженность борьбы. Восстание вспыхнуло в самом сердце римской державы, в Италии, охватив ее значительную часть.

Никогда еще рабовладельческое общество не стояло так близко к гибели, и никогда задача освобождения рабов не была, казалось, так близка к решению.

Восстание Спартака было подготовлено всей предшествующий историей гражданских войн в Риме. Оно вспыхнуло в конце 70-х гг. I в, до нашей эры, что не было случайным. В это время политическая атмосфера в Италии и в провинциях была чрезвычайно накалена. Не так давно закончилось грозное восстание италиков («союзническая война»), с трудом подавленное римлянами.

Малая Азия и Греция были опустошены в результате ликвидации движения Митридата. Борьба марианцев и сулланцев закончилась реставрацией сенаторского режима, обострявшей противоречия среди свободного населения Италии. В Испании продолжалось весьма опасное для правящего класса Рима восстание, во главе которого стоял Серторий. На море чрезвычайно усилилось пиратство.

В Италии самой революционной силой в этот момент были рабы. В то время, как италийская демократия, испытавшая в предыдущие годы ряд тяжелых поражений, была уже в значительной степени ослаблена, многочисленные рабы Италии еще не выступали самостоятельно. Отдельные вспышки мятежей рабов не выходили за местные рамки и быстро подавлялись.

С другой стороны, в течение 80-х гг, рабы систематически втягивались в выступления италийской демократии, — в частности, в восстание италиков и в марианское движение. Это было для них школой политического воспитания: классовое сознание италийских рабов росло.

Наиболее развитые и смелые из них пришли к мысли, что они смогут добиться освобождения только собственными силами.

Таковы были предпосылки крупнейшего восстания античных рабов, во главе которого стоял Спартак.

Ход восстания нам известен очень плохо. Основной источник — «Истории» Саллюстия (I в, до нашей эры) — сохранился только в отрывках. Остаются несколько страниц в «Гражданских войнах» Аппиана (II в, нашей эры), краткий рассказ Плутарха (I — II вв, вашей эры) в биографии Красса и отрывочные сообщения второстепенных римских историков.

Читайте также:  Краткое содержание сказки три поросенка михалкова точный пересказ сюжета за 5 минут

Все эти источники, кроме их краткости, страдают также большими противоречиями в изложении внешнего хода событий и отсутствием внутреннего анализа. Тщетно мы стали бы искать в них ответа на вопросы о социальном составе восставших, об участии в восстании беднейших слоев свободного населения, программе восстания.

Здесь современному историку приходится лишь строить более или менее вероятные гипотезы.

Начать с того, что нам совершенно неизвестна биография Спартака до его появления во главе заговора гладиаторов.

Из беглых указаний Аппиана и Флора можно сделать предположение, что Спартак — родом фракиец, раньше служил в римских вспомогательных войсках, бежал оттуда, был пойман и в наказание продан в рабство. Благодаря своей выдающейся физической силе, Спартак попал в гладиаторы.

Судя по тому, что источники подчеркивают его образованность, можно предположить, что ранее он принадлежал к фракийской знати, получавшей в эту эпоху греческое образование.

Фактическая сторона восстания может быть установлена только а самых общих чертах. Весной 73 (или 74) г, до нашей эры в гладиаторской школе Лентула Батиата в Капуе был открыт заговор. Несколько десятков гладиаторов успели вырваться из школы и, вооруженные, чем попало, бежали из города.

Во главе их стояли Спартак, Крикс и Эномай. Восставшие ушли на Везувий и стали делать оттуда набеги на окрестности. Отряд Спартака быстро увеличивался за счет беглых рабов и батраков из соседних имений — многих привлекало и то, что Спартак делил захваченную добычу поровну между всеми.

В первый момент власти не придали большого значения этому инциденту, так как подобные случаи происходили в Италии довольно часто. Из Капуи против Спартака был послан небольшой отряд. Однако вскоре он был разбит. В руки рабов попало настоящее оружие. В Риме начали беспокоиться. На Везувий выслали отряд в три тысячи человек под командой пропретора Гая Клодия.

Не желая тратить силы на штурм, Клодий расположился лагерем у подножья горы в том месте, где находился единственный удобный спуск с вершины. Но Спартак перехитрил римлян. Из лоз дикого винограда беглецы сплели канаты, с помощью которых спустились по отвесным склонам горы и неожиданно напали на Клодия. Римляне обратились в бегство, а их лагерь достался рабам.

Это была первая крупная победа Спартака, за которой скоро последовали и другие. Осенью в Кампанью направили претора Публия Вариния с двумя легионами. Войска у него были неважные. Спартак поочередно разбил обоих помощников Вариния, а затем и его самого.

https://www.youtube.com/watch?v=jOu3rTS2iA8

Вскоре восстание охватило почти весь юг полуострова: Кампанию, Луканию и, возможно, Апулию. Многие города были захвачены и опустошены. Саллюстий рассказывает о массовом истреблении рабовладельцев и о тех жестокостях, которые совершали рабы, вырвавшиеся на свободу. Но Спартак сразу же всю свою энергию направил на организацию армии и на создание в ней революционной дисциплины.

Войско Спартака насчитывало уже около семидесяти тысяч человек. Рабы спешно изготовляли оружие. Была организована конница.

Вставал вопрос, что же делать дальше? Можно утверждать, что в этот период у Спартака существовал определенный план: собрать как можно больше рабов и вывести их из Италии через Восточные Альпы.

Очевидно, Спартак понимал все трудности вооруженной борьбы с Римом и остановился на самом реальном из всех возможных планов. Очутившись вне Италии, рабы становились свободными и могли вернуться в свои родные места.

Римское правительство поняло всю степень опасности и двинуло против рабов войско обоих консулов 72 г — Люция Геллия и Гнея Корнелия Лентула. Как раз в этот критический момент среди восставших начались разногласия.

Они привели к тому, что крупная часть их (около двадцати тысяч человек) под командованием Крикса отделилась от главных сил и начала действовать самостоятельно.

Помощник Геллия, претор Квинт Аррий, напал на отделившийся отряд и разбил его около горы Гаргана в Апулии. Крикс при этом погиб.

Источник: https://www.libfox.ru/251028-rafaelo-dzhovanoli-spartak.html

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Книга о крупнейшем в истории восстании рабов под предводительством фракийского воителя Спартака, бывшего раба и гладиатора. Рим, первый век до нашей эры.

Получив свободу за невероятную победу в неравном гладиаторском сражении, герой не пожелал просто наслаждаться славой и почестями и примириться с рабством своих друзей и сотен тысяч других.

Спартак поднимает отчаянное и безрассудное восстание гладиаторов и рабов. Это книга о мужестве и доблести, о любви и предательстве, о чести и бесчестьи.

Входит в:

— антологию «Древний мир», 1994 г.



Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

MikeGel, 5 августа 2012 г.

Зачитывался «Спартаком» Джованьоли в детстве.

Собственно, одна из немногих книг, оставшихся в памяти несмотря на годы.

Много позже, когда читал беспристрастного Плутарха, невольно сравнивал с Джованьоли, и образ бойца, созданный им, не хотел уходить и заменяться на гораздо более прагматичного и наверняка более близкого к действительности Спартака, о котором говорил Плутарх.

Но не суть. Спартак — видимо, самый известный и знаменитый исторический персонаж древнего мира, имя которого прошло через века и стало символом.

Джованьоли удалось сделать Спартака живым человеком и заставить поверить, что именно так было дело. И хотя умом я понимаю, что вовсе не любовь к сомнительной репутации Валерии Мессале сделала Спартака тем, кем он был, и вовсе не предательство брошеной гречанки его погубило… Да, умом понимаю, а верю всё равно Джованьоли, чей роман некогда был зачитан до дыр.

Недавно я взялся перечитывать «Спартака». И — стал бранить переводчика, попортившего роман корявостями, а потом, одолев первые две главы, понял, что продолжать не буду.

Эту книгу надо читать без житейского скепсиса. Наверное, только в юности. И верить, что так вот оно и было.

V-a-s-u-a, 5 декабря 2011 г.

Для меня, именно это(а не, скажем, «Три мушкетёра» или «Айвенго») — идеал историко-приключенческого романа. Спартак предстаёт этаким идеалом воина, полководца и борца за демократию, при этом ни разу не кажется картонным, как это часто случается с чересчур идеальными образами — он герой, значит именно таким он и должен быть.

Также по традиции у героя должна быть любовь — и она есть.

А месть отвергнутой поклонницы, объясняющая финальное поражение гладиатора — просто таки замечательная выдумка Джованьоли, введённая с целью не бросить тень на гений Спартака, показывает — не просчёты в тактике и стратегии сделали своё дело, но хитрые интриги умного врага, прикинувшегося другом.

Всё это создаёт замечательную легенду об истовом древнеримском поборнике справедливости. Написанная в позапрошлом столетии, книга ничуть не устарела и даже сейчас читается на одном дыхании.

Исторические сведения не перегружают повествование, а дают читателю прочувствовать эпоху, стратегии армии рабов в разных битвах описаны чрезвычайно занимательно, так, что не можешь нарадоваться изобретательности фракийца.

В итоге, я и по сегодня нахожусь(хотя книгу читал в далёком детстве:biggrin:)в таком впечатлении от книги и описанной в ней трактовки событий, что мне совершенно не хочется знать, что и как именно автор додумал, что переврал — посему историческое исследование Валентинова на ту же тему я бросил на середине.

puma444, 20 сентября 2015 г.

Долго не отваживался написать отзыв на этот роман Джованьоли.

Настолько мощное произведение, что после прочтения остается долгое послевкусие. Послевкусие потрясающего разум впечатления.

Великолепное и красочное описание исторических событий, которые слегка приукрашены манерой речи автора. Интриги, любовь, военные действия, опять любовь. Все это в полной мере отражается в книге.

Спартак — военнопленный раб, который борется за права угнетенных. Долгие годы своей жизни он посвятил этому делу. После многолетней подготовки восстание принимает реальное положение, а не только как идея, или замысел тысячи людей.

Он тот, кто отдает свою жизнь за сотни тысяч людей и их свободу. Он полностью отдается своему делу, и идет до конца.

Спартак умирает, но идея остается жить. Он — воплощение идеального вождя и лидера. Никогда и ни за что не предаст ни свое дело, ни своих людей. Мужественный, честный и благородный человек.

Можно еще много рассказывать здесь о Спартаке, о его доблести и т.п., но книгу это не заменит.

Приятного чтения.

ffzm, 21 июня 2012 г.

Одна из любимых книг моего подросткового возраста, прочитал её в этом возрасте три раза, и каждый раз после прочтения был под впечатлениями. Спартак- один из любимых персонажей книг того времени, сильный и непобедимый гладиатор, образ его в романе как и его дело благородны, как же не полюбить такого героя.

Роман «Спартак»-это одна из тех «нужных» книг, которые надо читать в детском и юношеском возрасте.

UnrealQW, 28 мая 2016 г.

5/10 Раффаэло Джованьоли «Спартак» – исторический приключенческий роман. Начну с утверждения: Джованьоли — посредственный писатель по современным меркам; он не Пушкин, чтобы спустя 2 века его стиль изложения не вызывал удивления, а порой и усмешки. Позвольте процитировать момент наказания легиона путем казни каждого десятого за бегство с поля боя:

Спойлер (раскрытие сюжета)
Плакали все собравшиеся около претора, который был бледен и расстроен. На слова юноши он ответил:

— Я согласен исполнить твою просьбу, доблестный Эмилий Глабрион. Сожалею, что строгий закон наших предков запрещает мне сохранить тебе жизнь, как ты того заслужил…

— Умереть ли на поле брани от руки врага или здесь на претории под топором палача — одно и то же, потому что жизнь моя принадлежит родине. Я рад, что все здесь знают, и в Риме узнает мать моя, узнает сенат и римский народ, что я не был трусом… Смерть не страшна мне, раз я спас свою честь.

— Ты не умрешь, юноша герой! — закричал один из солдат, выходя из рядов войска Муммия; он подбежал к претору и, проливая слезы, громко воскликнул дрожавшим от волнения голосом…

Напыщенность речей, самоотверженность, гордость и чрезмерная сентиментальность героев-гладиаторов уровня дамских романов заставляет задуматься, а не оттуда ли черпал вдохновение автор.

На этом фоне очень странно выглядят сухие исторические описания мастерских стратегических решений Спартака по ведению военной кампании восставших рабов против Рима.

Добавьте к этому кровопролитные баталии с десятками тысяч убитых и раненых, которые описываются всего лишь как необходимость жертвовать бывшими рабами (пешками?) на пути к маячащей вдалеке свободе всего мира..

Читайте также:  Краткое содержание мериме венера илльская точный пересказ сюжета за 5 минут

И на десерт — неожиданно резкие антирелигиозные выпады автора, а также несколько любовных линий. Все это добавляет неразберихи в стилистику изложения. Мне роман не показался монументальным или всеохватывающим, а напротив — разрозненным и поверхностным. По-моему, современному читателю читать подобную несуразицу будет тяжело.

Резюме: безнадежно устаревший и неровный по стилю повествования роман

Hirus, 3 ноября 2014 г.

Интересная книга!

Незаметно зачитываешься и уже сам бьешься за справедливость и свободу! Образ Спартака подкупает, как не пойти за таким честным, благородным и отважным Лидером. Его принципы — стоять до конца, брат за брата. Мужественно встречать все испытания, не бросать своих, биться за свои цели и идеалы до конца. Это восхищает.

Женщины вокруг Спартака (сестра, Валерия и поклонница-мстительница Эвтибида) добавили красок в повествование, эмоциональности другого плана. Что по мне пошло только на пользу живому описанию этого великого восстания.

Не смотря на то, что это книга, думается мне, что и в действительности Спартак был таким смелым и благородным человеком. А после прочтения книги, меня уже в обратном не переубедить =).

Недавно прочитал цитату которую приписывают Оруэллу (не знаю, может это и не он говорил, тут главное суть): «Вся военная пропаганда, все крики, ложь и ненависть, исходят всегда от людей, который на эту войну не пойдут». Читая Спартака думал о том, что какие раньше лидеры были.

Которые в сердце имели огонь, знали за что они бьются и умели вселить свою веру в своих соратников и биться за это в первых рядах. Честь, хвала и вечная слава таким людям.

Обратил внимание на момент в книге, когда решали, кто же возглавит последнюю армию против Спартака — Цезарь взвесил, что победа над рабами не даст ему требуемого Триумфа… И так рассуждали большинство Римских полководцев.

Все таки когда человек бьется за идею, у него больше шансов на успех, чем когда за славу, деньги, власть…

Batman, 23 января 2014 г.

Честно говоря, заинтересовался историей Спартака по ходу просмотра сериала «Спартак: Кровь и песок» и других сезонов. Конечно, он изрядно приправлен сценами насилия и секса, все-таки толика истории там тоже есть.

Нечто похожее я ожидал и от книги, но получил более изысканное блюдо. Роман на самом деле мощный, интересный, достоверный. Хотя мне, не смотря на высокую оценку, книга местами абсолютно не понравилась, а мест этих чуть ли не половина.

Ну вот не люблю я исторические романы, поэтому даже к чтению «Спартака» походил с опаской.

Примерно первая треть книги происходит вообще без главного героя, а уж памятное восстание начинается во второй половине книги. Я конечно понимаю историческую достоверность, но четверть книги рассказывать о генеалогию римских патрициев, и подробно рассказывать историю применения штор кажется излишним.

Притом это никак не влияет на сюжет, на персонажей, на действо. Смутило меня и то, как долго повествование идет без Спартака, и как долго начинается восстание. Описания битв завораживают, хотя они в некоторых моментах и скупы, есть в этой манере что-то.

Автор показывает нам главного героя, не просто как предводителя бунтовщиков — он предстает перед читателями как человек, живущий для других и ради других. Образ Спартака кажется излишне идеализированным. Спартак посвятил всего себя делу освобождения и, не смотря на это, не стал черствым воякой.

Он постоянно думает о рабах, сомневается в своем решении начать эту войну, понимает, что скорее всего, его людей ждет страшная смерть во имя дела свободы. Герой еле находит в себе силы сражаться дальше. Моральные качества этого человека не могут не вызывать восхищения у читателя.

Спартак победил — он умер свободным и счастливым человеком, на поле боя, как подобает великому войну, сражаясь за правое дело без оков на руках и ногах. Разве это не победа — умереть свободным человеком?

Вторая половина насыщена действием, интригами, неожиданными поворотами сюжета. Вторая половина романа мне понравилась, оправдала ожидания: здесь полно битв, хитрых военных уловок, тактических приемов и интриг, неожиданных поворотов сюжета. Женские персонажи играют значительную роль в повествовании.

В общем после прочтения роман оставил после себя положительные впечатления, не смотря на скучную первую половину. В итоге получаем хороший исторический роман, местами динамичный, местами слишком дотошный. Эта книга отчасти исправила мои предрассудки по поводу исторических романов, так что теперь я вполне могу взяться какой-нибудь следующий роман.

Podebrad, 19 октября 2017 г.

Литературные приёмы Джованьоли выглядят несколько архаично даже для его эпохи. Поведение повстанцев отличается исключительной гуманностью. Нетрудно представить, как на самом деле выглядело восстание рабов. Пафос речей зашкаливает.

Так не стали бы говорить не то что гладиаторы и патриции (хотя патриции могли бы, но только с высокой трибуны), но и современники Джованьоли. Соответственно, и герои не слишком убедительны. Положительные герои получились непомерно благородными, остальные просто никакими.

И всё же книга захватывает даже теперь, спустя полтора столетия. Это настоящий гимн борьбе за свободу. И свобода для повстанцев — это не абсолютная свобода для себя, любимого. Такая свобода подходит Сулле и Катилине, как их представляет автор.

Свобода товарищей Спартака — свобода жить для тех, кто тебе дорог, свобода равных среди равных. Вот меня тоже потянуло на пафос.

Хроника походов и битв занимает не менее трети текста. Всё, что можно накопать сколько-нибудь достоверного в источниках, займёт не больше страницы. Вообще, римские историки, очень подробно и толково описавшие последнее столетие республики, при разговоре о восстании Спартака начинают путаться, противоречить себе и другим, вводить фантастические детали.

Похоже, истинный ход событий страшно было вспоминать и историкам, и их первым читателям, а мы теперь гадаем. Вот Джованьоли и пришлось сочинить собственную историю войны, и он сделал это очень грамотно и убедительно. Даже когда повзрослеешь и начнёшь разбираться в реальной истории, всё равно версия Джованьоли держится в памяти как самая правильная.

И ещё одно. «Спартак» вышел через несколько лет после воссоединения Италии. Даже теперь областные этносы итальянского народа — ломбардцы и сицилийцы, неаполитанцы и венецианцы — отличаются друг от друга намного сильнее, чем украинцы от русских. Тем не менее, объединение Италии стало праздником для подавляющей части жителей полуострова.

Отпраздновав, итальянские демократы и либералы предъявили претензии на все окружающие Италию земли. Тут им очень пригодились воспоминания о Древнем Риме. Джованьоли был безусловным демократом, но его книга стала ответом его же товарищам по партии. Не может быть свободен народ, который пытается лишить свободы другие народы, не имеющие с ним абсолютно ничего общего.

Сначала, если дела пойдут успешно, он сделает рабами других, затем и сам станет рабом.

Velary, 8 сентября 2016 г.

Это, конечно, романтизм во всей красе. Если герой — то смелый-благородный-прекрасный, если любовь — то безумная страсть, если ненависть — то убийственная… Стиль соответствующий: все эти «о, моя возлюбленная Валерия!» чересчур уж приторны.

Но странно — я очень не люблю подобный стиль, а здесь он мне даже понравился. Может, о великих событиях и великих людях так и надлежит рассказывать?

SBENDA, 8 ноября 2015 г.

Дочитал «Спартак» и на свежести впечатлений пишу отзыв. Книга атмосферная, интересная. Читается легко. В ней достаточно много описаний, которые обычно меня напрягают, но здесь они не были уж настолько затянуты, чтобы раздражать. Вобщем понравилось, можно советовать к прочтению. И да… не удивляйтесь тому, что гладиаторы плачут….

часто…. на каждой пятой странице))). Они ведь тоже люди. И то, что в древнем Риме жили одни красавицы — тоже уже как-то не удивляет, ведь и парни у них такие же — брутально-сладкие). Можно еще много интересных особенностей выковырять, но зачем — увлекательно ведь получилось. Под таким соусом хоть как-то можно подучить историю.

Aelius Messalla, 13 октября 2017 г.

И я – Брут! Потому что взял книгу уже вслед за популярным сериалом. Конечно, после обнажёнки, гуро и бухла роман Джованьоли кажется детским, наигранным, любовно-романтическим: «Если погибать – то с музыкой! Если придаваться оргиям – то разнузданным! Если любить – то до смерти!».

Говорятся пафосные речи, творятся великие дела, гладиаторы и легионеры льют крокодиловы слёзы, и даже сам Красс даёт слабину! Да, не хватило подробностей, и можно такую схоластику размусолисть, но речь идёт всё-таки о художественном произведении. Это прекрасно выписанная история о благородном человеке.

Роман поистине фундаментальный, атмосферный, живой и многосторонний. Я неподдельно переживал за Спартака и его неустрашимых гладиаторов, требовал подать мне коня и гладиус, чтобы лично отделить голову хитрой гречанки от всеми вожделенного тела.

Думаю, из нынешних историй не каждая может похвастать тем, что берёт тебя за причинное место и крепко держит до финала. А этой «притче» почти полтора века.

Самое интересное, что за две с лишним тысячи лет в нашем обществе ничего не поменялось, патриции и рабы – все на своих местах. Значит, Гай Юлий Цезарь в беседе со Спартаком был прав. Аве ему!

marusazloblivaiz, 24 апреля 2017 г.

Начала читать Джованьоли «Спартака», так как все что можно перечитала. Я пока в начале пути. Очень тяжелый слог, очень много описаний героев (причем так подробно, что зубы сводит), очень пафосно. Ну и конечно, споры на философско — политические темы нищего и могильщика (мягко говоря) раздражают. Не знаю, дойду ли до конца с его героями…

Дочитала, увы, мое мнение не изменилось — книга не понравилась!

Написать отзыв:<\p>

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work200583

Восстание Спартака – кратко — Русская историческая библиотека

Восстание Спартака – кратко

В то время, когда Помпей боролся с восстанием Сертория в Испании, другой полководец той же партии, Марк Лициний Красс, оказал большую услугу римскому государству, подавив в Италии страшное невольничье восстание Спартака, которое одно время грозило сделаться очень опасным.

Войска римского правительства должны были в одно и то же время вести воину против трёх врагов государства: Митридата, Сертория и сильных киликийских пиратов.

Читайте также:  Краткое содержание гофман золотой горшок точный пересказ сюжета за 5 минут

Кроме того, восстание Спартака породило застой в сельском хозяйстве, и даже, в случае счастливого окончания, могло совершенно подорвать его, потому что неизбежные после победы казни невольников естественно должны были уменьшить число рабочих рук.

Восстание Спартака было страшным мщением рабов за грубые насилия римских аристократов, приобретавших на государственный счёт огромные поместья и обрабатывавших их при помощи многих тысяч невольников.

В Сицилии и Италии свободное сельское сословие после Второй и Третьей Пунических войн было большею частью уничтожено и заменено огромным числом рабов, подобно тому, как в наше время часть фабричных работников заменена машинами. Незадолго до восстания Спартака опасность, грозившая государству от рабов, увеличилась еще более.

Расположение народа к гладиаторским играм и стремление знатных римлян превзойти друг друга в устройстве для народа этих ужасных удовольствий необыкновенно размножили число рабов, отличавшихся силою и дикостью нравов.

Во Фракии, Галлии и других варварских странах рабы покупались целыми толпами, приучались к гладиаторским битвам и продавались для боя на жизнь и смерть особенным должностным лицам, заведовавшим общественными увеселениями. Продажа рабов составляла даже особенный род промышленности.

Торговцы невольниками рассчитывали при этом и на гражданские беспокойства. Выбирая сильных и отважных невольников и приучая их к битвам, они продавали их честолюбивым народным трибунам и другим нарушителям общественного спокойствия, которые и употребляли их вместо своей стражи, для того, чтобы иметь возможность, в случае нужды, прибегнуть к открытой силе.

Гладиаторы. Древнеримская мозаика

Главные заведения для воспитания гладиаторов находились в Равенне и Капуе, потому что в обоих этих городах жизнь была гораздо дешевле, чем в Риме и других местностях.

О выгодах этой промышленности можно судить по тому, что даже многие свободные люди поступали в гладиаторы, а некоторые сенаторы и всадники не считали унизительным для своего достоинства заводить гладиаторские школы и лично руководить упражнениями невольников.

Впрочем, гладиаторство в сущности едва ли грубее столь популярного сейчас во всём мире бокса.

Спартак. Под маской легенды

Страшная невольничья война Спартака, вспыхнувшая в 73 году до Р. Х., началась в одной из школ для бойцов, в Капуе. Семьдесят три невольника бежали из тюрьмы, в которую были заключены своим жестоким владельцем, Лентулом Батиатом, для обучения гладиаторскому искусству.

Беглецы захватили в соседних харчевнях и мясных лавках ножи и вертела, освободили своих собратий и удалились из города.

Выходя оттуда, они намеревались или достигнуть одного из вольных городов, или же, в случае крайности, с оружием в руках дорого продать жизнь свою, вместо того чтобы жертвовать ею для забавы жестокого народа.

Недалеко от города восставшим случайно попался транспорт с оружием, назначенный для их владетелей. Овладев транспортом, они заняли крепкую позицию при подошве Везувия, отбили войска, посланные за ними в погоню, и захватили бывшее у них оружие.

После того восставшие невольники избрали предводителем фракийца Спартака, главного виновника их освобождения. Выбор их был чрезвычайно удачен: Спартак обладал талантами полководца, превосходно знал местность и умел искусно пользоваться ею.

Под начальством Спартака восставшие рабы разрушили несколько темниц, в которых были заключены невольники, и привлекли на свою сторону даже многих свободных граждан, жаждавших грабежа или доведенных нуждою до отчаяния.

В короткое время число повстанцев увеличилось до такой степени, что они в состоянии были захватить и ограбить многие города Кампании. К восстанию Спартака присоединились многие невольники, которые в городах до самой Лукании пасли стада римских аристократов.

Пастухи и бедные горцы, занимавшиеся тем же промыслом, могли быть очень полезны бежавшим невольникам; это были люди, закаленные в непогодах и чрезвычайно способные для войны в горах. Число восставших рабов, сплотившихся вокруг Спартака, возросло наконец до семидесяти тысяч человек, состоявших преимущественно из фракийцев и галлов.

Последних было особенно много. Составив, под предводительством своих вождей, Эномая и Крикса, отдельный отряд, они производили в стране такие же ужасные опустошения, как впоследствии во время крестьянской войны и французской революции ожесточенная толпа народа опустошала южную Германию и Францию.

Спартак разбил несколько посланных против него римских отрядов и, захватив их оружие, вооружил свои толпы, как регулярное войско. Но он напрасно старался ввести между своими ордами дисциплину и правильную организацию; восставшие невольники продолжали опустошать страну, и война, как и все подобные возмущения, принимала страшный характер.

Сам Спартак должен был нередко прибегать к жестокостям для удовлетворения жажды мщения своих подчиненных. Восставшие рабы поступали с римлянами так же, как в последнее время возмутившиеся негры на Сан-Доминго с европейцами, или как поступали римляне с ними самими.

Они устраивали торжественные игры в честь своих павших собратий, и сотни пленных римлян должны были сражаться друг с другом, как гладиаторы.

Несмотря на недостаток дисциплины в войске невольников, Спартак вел войну с большим искусством и в продолжение двух лет удерживал за собой всю полосу земли, занимаемую ныне провинциями Базиликатой и Калабрией.

Наконец убедившись, что с восставшими толпами нельзя ожидать ничего хорошего в будущем, Спартак стал уговаривать войско, воспользоваться своими победами, чтобы бежать из Италии и соединенными силами пробиться к Альпам, откуда каждый с отнятыми сокровищами мог возвратиться на родину. Галльские невольники воспротивились намерению Спартака, и войско разделилось на две части.

Большая часть галлов под предводительством Крикса отправилась по восточному берегу Италии, а Спартак с остальными двинулся по подошве Апеннин к Верхней Италии.

Первые вскоре были встречены римскою армиею и совершенно уничтожены. Победитель их, один из двух консулов 72 г. до Р. Х., тотчас после битвы поспешил соединиться со своим товарищем, который во главе другого войска шел против Спартака. Но последний преградил ему путь и в один и тот же день нанес поражение обоим консулам.

Через несколько времени Спартак разбил в Верхней Италии еще две армии, находившиеся под начальством проконсула и претора. Теперь ничто не могло воспрепятствовать благополучному окончанию похода к Альпам, но Спартак, ослепленный счастьем, оставил свой, почти уже исполненный план и решил идти на Рим.

Римское войско, намеревавшееся остановить его движение, было разбито наголову; но победа эта была последней победой восстания Спартака.

Марк Лициний Красс

После поражения римляне поручили ведение войны Марку Лицинию Крассу, хотя не отличавшемуся природными дарованиями, но приобревшему в школе Суллы опытность в военном деле.

Красс принадлежал к числу предводителей господствовавшей тогда олигархии; поэтому он мог располагать гораздо большим числом войск, нежели все его предшественники, и пользовался влиянием, необходимым для восстановления приведенной в крайнее расстройство дисциплины, что было у римлян неизбежно во всех несчастных войнах. Одних этих условий было довольно для того, чтобы дать борьбе с восстание Спартака другой оборот. Но кроме того Красс считался тогда великим полководцем, и в Риме полагали, что Сулла был обязан ему своею последнею и самою значительною победою. Пользуясь своею репутацией, Красс легко мог призвать к оружию ветеранов Суллы, и таким образом придать своему многочисленному войску силу, какой не имели армии его предшественников.

Спартак скоро увидел, что имеет дело не с прежними полководцами и войском; он тотчас же оставил план движения на Рим и направился с восставшими толпами к Лукании. Красс следовал за ним по пятам.

Оба военачальника с одинаковым искусством избегали решительного сражения; но Красс уничтожал все неприятельские отряды, отваживавшиеся отделяться от главных сил, отрезывал им подвозы продовольствия и гнал невольников все далее к югу.

Тогда Спартак вошел в переговоры с морскими разбойниками, надеясь, при помощи их, переправить войско восставших в Сицилию, где невольников было еще более чем в Италии.

Морские разбойники взяли условленную плату за переезд в Сицилию, но удалились от берега, как только сокровища возмутившихся невольников были нагружены на их корабли, и оставили Спартака с его восставшими толпами на итальянском берегу. Обманутые невольники направились к лесистой горе Силе (Sila) в Бруттии.

Здесь Красс так тесно окружил лагерь валами и окопами, что Спартаку оставалось только погибнуть голодною смертью или стремительно прорваться сквозь неприятельские укрепления. Он избрал последнее и счастливо пробился чрез окопы Красса.

Римляне пришли сначала в такое смятение, что думали даже вызвать из Испании Помпея, но скоро успокоились, увидев, что, до сих пор согласные между собою, невольники рассорились, и галлы снова отделились от войска.

Гибель Спартака. Иллюстрация работы Н. Саньези, XIX век

Получив об этом известие, Красс всеми силами старался устранить прибытие Помпея, который в таком случае пожал бы плоды его трудов.

Напав вначале на галлов и совершенно истребив их, Красс поставил войско Спартака в такое критическое положение, что ему не оставалось никакого другого исхода, как добровольно отдаться в руки неприятелей, или вступить в битву при самых неблагоприятных для себя обстоятельствах. Спартак решился на последнее, но был разбит и умер желанною смертью героя. Красс преследовал рассеянные толпы рабов, истребляя их без всякой пощады. Римский полководец не щадил даже пленных и повесил или распял шесть тысяч из них на деревьях по большой дороге из Капуи в Рим (71 г. до Р. Х.). Число рабов, погибших во время восстания Спартака, простиралось более чем до семидесяти тысяч.

Распятые рабы в Древнем Риме. Картина Ф. Бронникова, 1879

Красс возвращался в Рим с полною уверенностью, что освободил отечество от великой опасности. Он не предвидел, что Помпею, который шел тогда из Испании чрез Верхнюю Италию, придется собрать остатки его жатвы.

В отдаленнейшей части Лукании осталось небольшое число восставших невольников, с которыми соединились значительные толпы беглецов, спасшихся от последней битвы, так что вся масса их простиралась до пяти тысяч человек.

Эта толпа из бывшего войска Спартака искала спасения за Альпами, но совершенно случайно была настигнута и разбита Помпеем. За эту пустую схватку Помпей открыто предъявлял притязания на свою долю в славе Красса.

Донося сенату о своем мнимо-геройском подвиге, Помпей говорил, что Красс разбивал невольников в правильных битвах, но что он вырвал самый корень восстания Спартака. Это необходимо должно было посеять раздор между Помпеем и Крассом, тем более, что они и прежде из зависти и честолюбия не совсем дружелюбно смотрели друг на друга.

Источник: http://rushist.com/index.php/greece-rome/2563-vosstanie-spartaka-kratko

Ссылка на основную публикацию