Краткое содержание грин золотая цепь точный пересказ сюжета за 5 минут

“Золотая цепь” Александра Грина: следуя за мечтой

Страницы биографии Александра Грина в 1920-х годах сообщают о тяжелом материальном состоянии писателя. Мечтательность, романтичность его героев, отрыв от актуальных проблем современности, витиеватость авторского стиля, все это сказывалось на том, что писателя не понимали и не публиковали.

Однако Грин продолжал быть верным своим убеждениям и стилю, говоря, что не нужен таким своей стремительной эпохе, но другим он быть не хочет и не может.

После публикации своего первого символистского романа «Блистающий мир» в 1924 году, уверенность Грина в собственных силах возрастает, и один за другим появляются на свет новые произведения, увлекающие за собой читателя в мир опасных приключений и героев, которые, последовав за мечтой, становятся счастливыми.

Одним из самых загадочных произведений Александра Грина этого периода критики считают роман «Золотая цепь», написанный в 1925 году в Феодосии. Автор сам описал свой творческий замысел так: история мальчика, который искал чудес и нашел их.

Система персонажей романа «Золотая цепь»

В романе «Золотая цепь» автором все продумано до мелочей, каждая деталь появляется в произведении для раскрытия идейно-смысловой нагрузки или создания индивидуального характера героя. Система персонажей романа достаточно многогранна, среди которой можно выделить несколько групп: моряки, обитатели дворца, интриганы и ведущие персонажи.

Главными героями произведения являются Сандро, Дюрок, Эстамп, Ганувер и Молли. Роман Александра Грина «Золотая цепь» достаточно противоречив и загадочен, не составляет исключения и вопрос о главном герое. Без сомнения, каждый читатель определит в качестве главного героя Сандро.

Однако некоторые критики, несмотря на высокую смысловую и событийную нагрузку данного персонажа, считают его второстепенным героем, а главным определяют Ганувера. Однако, это лишь одна из версий. Действительно, все интриги и события вращаются вокруг Ганувера.

Но развитие и становление личности, раскрытие внутреннего мира и стремлений, изменение действительности своими поступками, то есть все те черты, которые определяют главного персонажа, присущи именно Сандро.

Всю сюжетную линию романа сопровождает образ Сандро, от лица которого и ведется повествование, а все события произведения мы видим его глазами. Юноша является главным героем всех переломных моментов сюжета. Именно он узнает секрет о том, как разбогател Ганувер, а также раскрывает заговор Дигэ и Галуэя.

В начале произведения перед нами 16-летний матрос, немного неуверенный в себе. Он пытается понять кто он: мальчик или мужчина. Он ужасно расстраивается и вспыхивает, когда его не воспринимают всерьез. Чтобы казаться старше, Сандро показательно выражается бранными словами.

Однако его напыщенно «взрослое» поведение вызывает у окружающих лишь смех. Смелость к рискованным поступкам, горячее желание помочь другим, попытки исправить ситуацию и сопереживание чужой любви делают из неуклюжего юнца зрелого и ответственного мужчину.

Ведь помогая другим, он сумел победить свою ранимость и обидчивость, стать мудрее и сильнее духом.

Наиболее противоречивый в романе образ Эвереста Ганувера, который представляет собой олицетворение идеального героя – богатого, но не потерявшего человечность.

В 28 лет он становится живой легендой, сумевшей воплотить необычайную мечту в жизнь, в воздушный замок и реальный великолепный дворец. В пучине алчных заговоров, потеряв любимого человека, он начинает пить и падать духом.

Однако так и не теряет своего главного дара – способности любить.

Утверждение романтического идеала победы добра над злом невозможно без поддержки верных и преданных друзей, которых в романе воплотили Дюрок, Эстамп, библиотекарь Поп.

Идейное содержание романа

Основой проблематики произведения являются вечные противоречия между мечтой и гармонией, богатством и простым человеческим счастьем. Смелость и романтическое стремление к мечте прекрасны. Однако за все есть определенная плата. Обладатель золотой цепи, получивший все, чего только можно хотеть, остался одинок в огромном и многолюдном доме. Он стал узником своей золотой цепи.

А те, кому он пытался открыть свое страдающее сердце, оказались алчными охотниками за богатством. Любимая девушка Молли пытается спасти Ганувера от своих ненасытных братьев ценой собственного счастья. Таким образом, Александр Грин утверждает в романе истинные людские добродетели – честность, неподкупность и любовь, показывая стремления к богатству и власти жалкими и ничтожными.

Взросление духа персонажа – одна из основных идей произведения. Юный, ищущий себя мальчик, который пытался познать мир, читая книги, наблюдая и слушая, стремился изменить свою жизнь, стать взрослее, но не знал, как сделать это.

В романе «Золотая цепь» открывается истина: изменения манеры общения или внешнего вида не дадут возможности повзрослеть духом, стать истинным мужчиной.

Только в поступках и преодолении собственных страхов и комплексов возможно становление личности.

Анализ произведения

Академическая критика определяет жанр произведения как детективно-приключенческий роман. Многие литературоведы сходятся на мнении, что «Золотая цепь» – повесть с детективным сюжетом.

В пользу повести можно отнести сравнительно небольшой объем произведения и короткий временной промежуток протекания описываемых событий – действие происходит в течение 36 часов, что собственно перечит возможности назвать творение романом.

Однако более чем развитая система персонажей романа и постепенное становление главного героя позволяют определить жанр как роман.

Стилистическая принадлежность произведения

Спорным вопросом в литературоведение является и стилистическая принадлежность произведения «Золотая цепь». В произведении, которое большинство исследователей считает романтическим, присутствуют также черты реализма и символизма.

Повествование от первого лица, построение диалогов и динамика сюжета разворачиваются вполне в ключе реализма. Идейная насыщенность произведения соответствует романтическим признакам, которые подчеркивают приключения, загадки и тайны, сказочный дворец и интриги, надежды и мечты, любовь и коварство.

Основные идеи произведения автор старается передать все же не в реалистичной манере и даже не в традициях романтизма. Суть произведения открывается через символы, о чем свидетельствует уже название произведения «Золотая цепь».

Знаковыми образами символизма является книга «Что мы знаем о себе?», которую молодой юнга читает в экспозиционной части романа, татуировка с надписью: «Я знаю все», таинственный дворец, потайные комнаты, лабиринты, монеты и, наконец, золотая цепь.

Произведение «Золотая цепь» – пример нешаблонного авторского стиля, типа творческого мышления и мастерского использования живого языка.

Читая диалоги произведения, невольно оказываешься на пропахшем сыростью и рыбой корабле, в душной многолюдной кухне, среди лабиринтов дворца, чувствуя каждый намек и деталь, которые рисует автор.

«Золотая цепь» Александра Грина – одно из его великолепных творений, в которых для читателя открывается романтическая страна, где живет вера в мечту и торжествует красота человеческой натуры.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-grin/zolotaya-cep.html

Золотая цепь

Печатный театр

Александр Грин, прежде всего известный нам как автор повести-феерии «Алые паруса» является также автором романа «Золотая цепь», который повествует о шестнадцатилетнем пареньке по имени Санди Пруэль, волей случая оказавшемся участником некой запутанной (для него и для читателя) истории.

Это очень и очень общая фраза. Может быть вы даже вспомнили несколько произведений, подходящих под это описание. Но на самом деле «Золотая цепь» с этими остальными произведениями имеет только общий мотив.

Юноша 16 лет, по сути ещё мальчик, опыт которого исчисляется лишь количеством прочтённых им книг, попадает в реальную историю, в реальную жизнь, где невероятные и неожиданные события, стремительно сменяя друг друга в течение 36 часов буквально заставляют его взрослеть.

Форма же исполнения ну в самом деле необычная. Возможно, это называется индивидуальным стилем автора. Так вот, этот стиль, как говорится, узнаешь из тысячи.

У меня было ощущение, что я не книгу читала, а смотрела фильм, в руках я держала бумажный театр, а после прочтения натурально, перед глазами мелькали кинокадры. Каждое изменение в лице, в движениях – всё нашло отражения на страницах этого романа. А.

Грин, как дирижёр, руководит нашим воображением, он будто не хочет оставлять ни одного «пустого» места, он стремиться заполнить всю картину, как будто отчаянно пытается донести до нас историю такой, какой видит её сам и никак иначе.

Может, он остерегался того, что смысл, заключённый в каждом повороте головы, в каждом (то небрежном, то томном) взгляде героев исказится, если не описать их более подробно и ярко, а может это уже моя фантазия.

На примере этого романа можно смело говорить о том, как силён и могуч русский язык, ещё бы, передать столько оттенков эмоций, столько живописных картин по лунного вечера, то чудесного замка. Всё оживает на глазах.

Ещё одной особенностью этого романа является то, что почти до конца повествования вы прибываете в неведении (это немного роднит его с детективом). Желание узнать, что же там на самом деле было подстёгивает читать дальше.

Вы не знаете, кто! вы не знаете зачем! всё это делается и кто! кому! кем! приходится. То есть автор не даёт нам преимущества знать все обстоятельства (даже самые элементарные) заранее и наблюдать действие, нет. Он «прикрепляет» нас к мальчику и отправляет в путь по своему роману.

Всё, что нового видит Санди, всё так же ново и для нас.

Мне кажется, что совершенно не заслужено роман «Золотая цепь» так не популярен и даже в школе его не «заставляют» изучать. Что-то столь милое, завораживающе-обворожительное, тонкое и действительно красивое, если не сказать вкусное, не так уж и часто можно встретить.

Книга прочитана в рамках игры “Спаси книгу – напиши рецензию!” Тур №31

Источник: https://www.livelib.ru/work/1000877341/reviews-zolotaya-tsep-aleksandr-grin

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

«Тайна» и «Приключение» — вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…

«36 часов среди сильнейших волнений и опасности, восхищения, тоски и любви…»

Примечание:

Опубликовано: Новый мир. 1925. №№ 8 — 11.

Входит в:

— журнал «Новый мир 1925`8», 1925 г.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 124

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2682 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>

Экранизации:

— «Золотая цепь» 1986, СССР, реж: Александр Муратов

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

kerigma, 10 августа 2009 г.

Меня неожиданно осенило: романы Грина больше всего напоминают сны. Знаете, такие снятся, особенно в юности, длинные интересные, почти сюжетные сны, в которых происходит нечто обыденное, и в то же время точно знаешь, что за этим скрывается некая тайна, нечто волшебное и необычное. Потом просыпаешься и жалеешь, что это сделал — так там было здорово.

Романы Грина именно таковы: на первый взгляд, его мир вполне реалистичен, герои работают, устраивают личную жизнь, страдают от безденежья и слишком юного возраста и тд. И в то же время все окрашено в какие-то фантастические тона, и, кажется, вот сейчас, за поворотом, откроется тот самый блистающий мир.

Читайте также:  Краткое содержание станюкович матросик точный пересказ сюжета за 5 минут

«Золотая цепь» вполне подпадает под это определение. Я знаю, откуда вырос роман, из сна о чудесном доме, в котором наполненные диковинами роскошные комнаты соединяются длиннейшими потайными коридорами. Доме, в тайной комнате которого скрывается небывалое сокровище, которое дано увидеть не каждому. Именно в такой дом попадает наш юный герой.

От сна романы отличаются лишь тем, что волшебное сновидческое место внезапно наполняется реальными людьми, которые жестого разрушают магическую реальность. Хозяин волшебного дома тяжно болен, на душе у него незаживающая рана.

Сам того не понимая поначалу, наш юный герой принимает участие в плане по его спасению — от собственных тараканов и банды заезжих мошенников. Но тут-то волшебство и наталкивается на реальность; волшебный, блистающий мир мелькает в мгновение высочайшего напряжения — и исчезает.

Остается память на всю жизнь, которой достаточно, чтобы написать эту историю. Короткую, но пронизанную морем, солнцем и фирменной гриновской сновидческой магией))

Groucho Marx, 7 ноября 2016 г.

Очень атмосферный роман практически без сюжета. Всё сюжетное происходит где-то за кадром, а герой наблюдает лишь следствия бурных взаимоотношений основных персонажей романа.

Мне кажется, что поставить в центр авантюрного повествования симпатичного вуайера, который не только не принимает участия в действии, но и не видит, что, собственно, происходит, лишь догадывается о происходящем по отдельным намёкам и следам, это интересная экспериментальная идея.

Можно сказать, что эксперимент Александру Грину удался, но он сам почувствовал, что прошёл по тонкой линии на грани провала. Второй раз Грин попытался исполнить трюк «приключенческий роман без приключений» в последнем своём романе, пессимистической «Дороге никуда», примерно с тем же успехом. И второй раз тоже было удачно, но… на грани.

Оба раза книги спасала общая аура меланхолии, мягкой иронической отстранённости повествователя от описываемых событий, чья авантюрность лишь подразумевается.

Oreon, 29 июля 2011 г.

И да простят меня фанаты, но роман мне показался несколько смятым или скомканным… обрывки фраз.., оборванные линии..(как с похищенной лодкой), не понятные, рваные диалоги…

Даже складывается впечатление, что это огрехи переводчика, только вот перевода то нет:).

Повествование из-за этого напоминает сон, тогда все становится на свои места, явь переплетается с вымыслом в самых причудливых формах, чем-то сродни Алисе в стране чудес (я ее кстати тоже не самым высоким балом оценил :)).

Это что касается реализации, но и сама идея тоже несколько надумана и притянута, да во сне с героем случаются всякие разные вещи, но в реальности…

Сегодня ты оборванец на какой-то шлюпке, завтра тебя берут в доверенный круг своего светского общества, доверяют сердечные тайны и обещают сделать капитаном… Не бывает такого :).

Да и сердечные дела виновника торжества тоже мне показались не убедительными, или лучше не раскрытыми: возможно я бы понял почему все складывается именно так, но кроме нескольких намеков и недомолвок — меня в них не посвятили.

Концовка с одной стороны несколько подтягивает все произведение, выглядит несколько грустно и романтично, а с другой стороны — все тот же назойливый вопрос: Ну почему все именно так, а не иначе? Что этому послужило причиной? Так до конца и не ясно.

Не знаю, возможно это романтика подростка, когда хочется тайн и загадок (тут действительно вся атмосфера этим пропитана), а я уже (к сожалению :)) не в том возрасте, но мне больше по нутру романтика скажем Алых парусов. Кстати фильм по этому произведению я смотрел ближе к подростковому возрасту, но и он меня тоже, что называется, не зацепил.

fan2mas, 20 января 2011 г.

Моя самая любимая из гриновских. Еще ценю «Дорогу никуда» — и тут, и в ЗЦ замечательно передана атмосфера романтики. Никто так, как Грин, не способен передать ощущение чуда, того Несбывшегося, что витает совсем рядом, вокруг тебя, неуловимое, как сновидение.

Блестяще.

Paganist, 25 сентября 2013 г.

Наверное, после «Алых парусов» от Грина инстинктивно ожидаешь чего-то волшебного, невесомого, но в тоже время важного и неизбывного. Став заложником этой феерии, получаешь дикий контраст в других его творениях, как это произошло с «Золотой цепью».

В течение всего повествования ожидаешь какого-то взрыва, неожиданного поворота сюжета, парадоксальной развязки. Но этот роман несколько разочаровывает. Нет-нет, он не плох. Однако не производит впечатления целостного произведения. Ощущается некоторая искусственность линии сюжета.

Да и сам сюжет отнюдь не крут, хоть и завлекает сладостными магнитами: море, любовь, золото, интриги…

Положительной стороной романа является неистребимая и вечная «гриновская» тема: противопоставление жёсткой реальности и мира романтических грёз, корыстолюбия и альтруизма.

тессилуч, 30 октября 2010 г.

На корабле Санди появляются два загадочных человека, которые приглашают его с собой. С этого момента таинственное начинает проростать через ткань повествования.

Санди попадает в гигантский дом, где в каждой комнате ждет неожиданность или необыкновенная встреча. Где в реальности можно найти такие здания? Санди находит легендарную золотую цепь и встречает биоробота Ксаверия.

Кстати, можно заглянуть в книгу В.Бугрова «1000 ликов мечты».

И где в этом романе реальность? Можно назвать его притчей, но никак реалистическим произведением.:dont:

narsyy, 23 июня 2017 г.

Потрясающий по своей неинтересности роман. Давно не читал такого стерильного чтива, которое не зацепило бы абсолютно ничем. Уже после сцен на корабле начался процесс разложения романа на нечто непонятное, сверкающее и шумное, которое так до самого конца и дошло, не считая чуть оживившей действие сцены с освобождением Молли.

Ничего цельного не получилось и, видимо, не планировалось, т.е. как мальчик-моряк должен был соотнестись с мексиканскими интригами, механическим человеком и целой прорвой бесполезных персонажей, и к чему была такая странная развязка, осталось неясным.

Вообще же, очень трудно читать гриновские романы, и если Алые Паруса еще хороши, то вот Блистающий Мир уже на порядок слабее и на два порядка безумнее, а Золотая Цепь и вовсе первому не чета по всем параметрам.

Короче говоря, мне роман совсем не понравился, и я буду первым отзывистом (отзывантом? отзывщиком?), который среди прочих восторженных читателей начнет тут качать головой и хмурить брови.

ивалан, 19 октября 2009 г.

Великолепный романтическо-фантастический роман. Море, пиастры и любовь.

И детские мечты, которые сбываются.

десять. Читать и ещё раз читать.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work27341

Алые паруса – краткое содержание

37693cfc748049e45d87b8c7d8b9aacd

37693cfc748049e45d87b8c7d8b9aacd

37693cfc748049e45d87b8c7d8b9aacd

37693cfc748049e45d87b8c7d8b9aacd

   Лонгрен, бывший когда-то моряком, жил со своей дочерью Ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и кораблей. Соседи не любили его. Они считали Лонгрена виновным в смерти трактирщика.

Меннерс когда-то не оказал помощи Мери, жене Лонгрена, которая пытаясь спасти от голода малютку Ассоль, обратилась к нему за деньгами. Ей пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо. После этого она заболела и умерла. Поэтому, когда Меннерс тонул, стоявший на берегу Лонгрен не оказал ему помощи.

Из-за истории с отцом, земляки не жаловали и Ассоль. Она росла одна, заменяя общение с другими детьми мечтами. 

   В один из дней, отец отправил Ассоль в город с товаром. Играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. Ручей подхватил игрушку и понес по течению. Малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла. Ей помог незнакомец.

Старик Эгль вернул девочке игрушку и пообещал, что когда-нибудь, года Ассоль уже будет большой, к берегу их деревни подойдет яхта с алыми парусами. На виду у изумленных жителей деревни прекрасный храбрый принц заберет ее в страну розовых грез.

С тех пор Ассоль не переставала ждать яхту с алыми парусами. Жители деревни смеялись над ней. 

   Артур Грей был рожден в богатой семье. Несмотря на воспитание в аскетичной атмосфере он был отзывчив. Восхищаясь картиной мариниста юноша понял порыв рвущейся на волю души и поступил на службу на шхуну «Ансельм».

Он очень любил море и через несколько лет упорный молодой человек стал владельцем галиота «Секрет». Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны – местечка, где жила Ассоль. Молодой капитан отправился с матросом на рыбалку.

Выспавшись на берегу у костра Грэй отправился прогуляться и увидел спящую девушку, которая поразила его своей красотой. На ее мизинец он надел кольцо. 

   В трактире погибшего Меннерса, где делами заправлял его сын, Грэй услышал историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Угольщик, выгнанный из трактира, сказал Грэю, что Ассоль вовсе не сумасшедшая. У этой девушки богатый и интересный внутренний мир.

Пораженный историей, молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. «Секрет» огибал мыс у берега Каперны. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. Прибежала туда и Ассоль. В причалившей к берегу лодке ее встретил Грэй.

Он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на «Секрет», который уже на следующий день был далеко от Каперны.

Источник: http://szhato.ru/grin/23-alye-parusa.html

Кратчайший пересказ книги алые паруса по главам

Рассказ Александра Грина «Алые паруса» давно стал эталоном любовной романтики не только в русской, но и в мировой литературе. Основные элементы сюжета произведения развиваются на фоне любовной истории главной героини, юной Ассоль, её взаимоотношений с отцом, молодым знатным юношей Артуром Грэем и окружающими жителями деревни.

Эта книга часто входит в список литературы, задаваемой школьникам на лето. Для того, чтобы облегчить ведение читательского дневника, предлагаем вам ознакомиться с кратчайшим пересказом Алые паруса.

Глава 1

В первой главе мы знакомимся с моряком Лонгреном, который после трагической смерти молодой жены вынужден бросить службу и воспитывать свою маленькую дочь Ассоль. Семья живёт бедно, окружающие недолюбливают Лонгрена за честность и бескомпромиссность, а девочка почти не имеет друзей из числа соседних ребятишек и проводит большую часть времени за играми в одиночестве.

Для того, чтобы иметь средства к существованию, бывший моряк вырезает деревянные игрушки на продажу. Однажды, запуская по лесному ручью маленький кораблик, Ассоль встречает доброго путешественника Эгля и тот предсказывает ей большие перемены в жизни.

Старик обещает девочке встречу с любимым, который прибудет в город на судне с алыми парусами и увезёт её в новую жизнь.

Малышка делится радостными новостями с отцом. Случайно об этом разговоре узнают местные жители, которые не верят в предсказание, насмехаются над мечтой Ассоль и объявляют её безумной.

Глава 2

Этот фрагмент рассказывает о молодом аристократе Артуре Грэе, его детстве и юношестве. Богатый, изнеженный мальчик рос в большом старом замке, но с самого рождения бредил морем и мечтал стать капитаном. Вопреки воле родителей, Артур тайно устраивается юнгой на шхуну «Ансельм», где три года постигает морскую науку и, к достижению двадцатилетнего возраста, становится помощником капитана.

Читайте также:  Краткое содержание сказки три поросенка михалкова точный пересказ сюжета за 5 минут

Только после этого юноша возвращается домой. Мать, которая осталась одна после смерти отца Артура, давно простила сына и поддерживает его в осуществлении своей мечты. Молодой человек покупает быстроходный корабль «Секрет», на котором снова уходит в море.

Глава 3

Проведя в морских путешествиях почти три года, капитан Артур приобретает значительный опыт и репутацию странного, непрактичного человека. Он отказывается от выгодных, но неинтересных, по его мнению, заказов в пользу перевозки экзотических товаров или других необычных поручений.

Однажды Грэй становится на причале в Лисе.

Пользуясь свободным временем, молодой капитан вместе с матросом своего корабля Летикой отправляются на ночную рыбалку и попадают в деревушку Каперну – родину Ассоль и её старика – отца.

Прогуливаясь по лесу, Артур встречает спящую на поляне среди деревьев девушку. Поражённый её красотой и безмятежностью, Грэй надевает на палец незнакомки старинное кольцо.

Вернувшись в таверну, молодой человек начинает расспрашивать о странной красавице, однако слышит в её адрес только грязь и ложь. Трактирщик называет Ассоль полоумной, а её отца – убийцей. Так же с насмешками передаётся и история о корабле с алыми парусами, на котором должен приплыть долгожданный принц.

Однако Артур не склонен верить злым россказням, а, увидев проходящую мимо Ассоль, убеждается в её душевном здоровье и понимает, что у девушки просто добрая, доверчивая и романтичная душа.

Эта глава рассказывает о событиях накануне встречи Артура и Ассоль. За день до этого торговец отказался принимать в продажу игрушки Лонгрена, назвав их старыми и несовременными.

Отец принимает решение снова заняться морским промыслом, чтобы прокормить семью, и уходит в море. Расстроенная девушка идёт в лес, где всегда чувствует себя уютно и защищено.

Этой ночью, во время сна, её и встречает Артур. Проснувшись утром и увидев на пальце старинное кольцо, Ассоль не на шутку удивлена и встревожена. Не зная, как поступить, она решает сохранить это событие в тайне ото всех.

Глава 5

Вернувшись на «Секрет», Грэй приказывает перегнать корабль в устье реки и даёт указание Летике подробно разузнать, что случилось с семьёй Ассоль. Сам же в это время направляется в торговые кварталы Лиса на поиски лучшей шёлковой ткани алого цвета. Отдав несоразмерно большую цену за две тысячи метров шёлка, молодой человек возвращается на корабль.

Команда в недоумении – возможно капитан решил заняться контрабандой? Но Артур успокаивает встревоженный экипаж, объясняя свои действия желанием подарить любимой воплощение её мечты.

По дороге в порт Грэй встречает уличного музыканта Циммера, которого приглашает помочь в исполнении своего плана. Циммер с удовольствием соглашается и собирает целый бродячий оркестр.

Глава 6

Вернувшись с рыбалки, старый Лонгрен сообщает дочери о своём решении наняться на почтовый корабль и вскоре отправиться в рейс. Ассоль воспринимает новость с растерянной улыбкой, её мысли явно блуждают где – то далеко.

Встревоженному отцу не хотелось оставлять девушку одну, но нужда гнала его на заработки и, оставив дочери для самообороны ружьё, он отправляется в море на десять дней.

Ассоль занимается хозяйством, но не перестаёт думать о странном событии накануне. Не выдержав, она бросает домашние дела и идёт на прогулку в Лисс. Встретив по дороге местных жителей, девушка рассказывает о скорых переменах, которые должны произойти в её жизни.

Глава 7

На корабле Грэя происходят невероятные события. Ветер развивает новые алые паруса на мачтах, на палубе играет небольшой оркестр, а вся команда, в самых лучших нарядах, встречает своего капитана.

Артур сам становится за штурвал и направляет шхуну к берегам Каперны. По пути им встречается военный крейсер, но, узнав, причину, по которой «Секрет» движется в порт, командир не только уступает судну дорогу, но и провожает его залпами из орудий.

Ни о чём не подозревающая Ассоль читает книгу, сидя у открытого окна. Услышав странный шум, она поднимает голову и видит необыкновенную картину – огромный белоснежный корабль под алыми парусами идёт по направлению к берегу.

Звучит музыка, алая ткань гордо реет на фоне голубого неба и моря. Все жители деревни выбежали посмотреть на это чудо. Они смущены и с завистью смотрят на происходящее. А счастливая Ассоль проходит сквозь угрюмо молчащую толпу навстречу своей мечте.

От корабля отчаливает лодка, на которой находится Артур. Ассоль, не в силах больше ждать, бросается в море, где её подхватывает любимый. Взойдя под звуки прекрасной мелодии на борт, Ассоль признаётся Грэю, что это именно та сказка, о которой она мечтала с детства.

Счастливые влюблённые решают забрать к себе старого Лонгрена и уходят праздновать свою помолвку. «Секрет» с алыми парусами уплывает в морскую даль.

Заключение

«Алые паруса» не зря причисляют к жанру феерии. Именно при помощи волшебных элементов раскрывается сюжет, подчёркиваются черты главных героев и поступки окружающих.

В книге поднимается вечная тема противопоставления мечты и реальности, верности и подлости, преданности своим убеждениям, несмотря на внешние обстоятельства.

В этой статье представлен очень краткий пересказ повести. Здесь выделены только главные фрагменты и события сюжета. После того, как вы получили возможность прочитать в кратком содержании этот образец романтической любовной литературы, настоятельно советуем ознакомиться с полным оригиналом произведения.

Источник: https://LadyTrand.ru/kratkoe-soderzhanie/alyie-parusa.html

«Алые паруса», краткое содержание по главам повести Александра Грина

В маленькую рыбацкую деревушку Каперна возвращается из длительного плавания матрос Лонгрен. На пороге дома, вместо красавицы жены Мери, его встречает пожилая соседка. Она рассказывает Лонгрену, что Мери родила дочь в сильных муках. На врача ушли последние средства.

Молодая женщина пыталась одолжить денег у местного трактирщика Меннерса, но тот начал приставать к ней. Отчаявшись, Мери пошла в город, чтобы продать обручальное кольцо. По дороге она попала под ливень и сильно простудилась. За три месяца до возвращения мужа Мери умерла от двустороннего воспаления легких, оставив малышку Ассоль на попечение соседки.

Лонгрен вынужден бросить службу на корабле и, поселившись на берегу, стал воспитывать дочь. Чтобы прокормиться, он решил вырезать из дерева игрушечные кораблики, а затем продавать их в городе.

Однажды трактирщик Меннерс попал в сильный шторм. Мужчина пытался прибиться к берегу, но волны подхватывали его легкое суденышко и уносили в море.

Единственным свидетелем происходящего был Лонгрен, но матрос даже не пошевелился, чтобы спасти потенциального виновника в смерти своей жены. Полуживого Меннерса подбирает пароход, но через два дня трактирщик умирает, проклиная и обвиняя во всем Лонгрена.

После этого случая односельчане начинают сторониться моряка, а дети дразнят Ассоль и не хотят с ней дружить.

В один из солнечных дней девочка играется в лесу одна, пускает в ручей кораблик с алыми парусами, который накануне сделал отец. Игрушку подбирает старый бродячий сказочник. Он сообщает Ассоль, что однажды за ней приплывет прекрасный принц на таком же корабле с алыми парусами.

II. Грэй

Артур Грэй родился в семье аристократов в настоящем замке, но с детства фанатично мечтал о море. Мальчик хотел стать капитаном, но родители были категорически против.

Тогда Артур сбегает из дома и устраивается юнгой на корабль «Ансельм». Капитан шхуны Гоп уверен, что изнеженный мальчик скоро заплачет и попросится домой. Но этого не случается.

Артур, стиснув зубы и обдирая в кровь руки, успешно проходит нелегкую морскую науку.

Через три года юнга Артур Грэй становится отличным матросом. Капитан уже не один раз замечает, как широкоплечий загорелый парень ловко вяжет паруса. Гоп принимает решение. Он начинает обучать Артура навигации, морскому праву и другим капитанским премудростям. Двадцатилетний Грэй становится помощником капитана.

Артур ненадолго возвращается домой. Там он узнает о смерти отца и утешает поседевшую мать. Но море снова зовет отважного парня. Грэй приобретает собственный корабль и сердечно прощается с капитаном Гопом. Теперь он является хозяином и капитаном прекрасного быстроходного брига «Секрет».

III. Рассвет

Уже несколько лет «Секрет» бороздит моря, а капитан Артур стал известен своими странностями. Он не берется за выгодные, но неинтересные фрахты. Зато с удовольствием перевозит экзотические товары и может долго стоять в порту в ожидании интересного заказа.

В очередной раз «Секрет» выгрузился в порту, но подходящего фрахта пока нет. Грэй тоскует от безделья. Ближе к ночи он отправляется на рыбалку вместе с матросом Летикой. Мужчины высаживаются на берег недалеко от Каперны. Летика ловит рыбу, а Артур дремлет у костра. Он просыпается на рассвете и решает прогуляться по окрестностям. На лесной поляне Грэй неожиданно видит спящую Ассоль.

Артур долго любуется прекрасной незнакомкой, а затем надевает ей на палец фамильное кольцо. Вместе с Летикой Грэй заходит в деревенский трактир, которым управляет человек по имени Хим, сын покойного Меннерса. Там капитан расспрашивает о девушке, которую видел в лесу.

Трактирщик рассказывает, что в деревне все считают Ассоль сумасшедшей, а ее отца – мерзавцем, из-за которого погиб Меннерс. Монолог Хима перебивает пьяный угольщик. Он совсем другого мнения об Ассоль. Старик говорит, что часто беседует с девушкой, она ведет себя совершенно нормальная. Просто у Ассоль очень добрая, нежная, поэтичная душа, девушка верит в предсказание старика-сказочника.

Артур оставляет Летику в трактире. Он просит матроса узнать все подробности, а сам возвращается на корабль.

IV. Накануне

За день до появления в Каперне Грэя, Ассоль возвращается из города с полной корзинкой. Торговец отказался брать на продажу ее игрушки, сказал, что они не пользуются спросом. Постаревший Лонгрен помышляет о том, чтобы вновь пойти служить матросом. Опечаленный, он уходит ловить рыбу, а Ассоль управляется по хозяйству.

Отец долго не возвращается с рыбалки, но девушка не беспокоится: Лонгрен часто уходит рыбачить на ночь. Ассоль никак не может заснуть. Странные мечты и раздумья охватывают девушку.

Еще затемно она выходит в лес, чтобы поговорить со своими настоящими друзьями: деревьями, цветами, первыми лучами солнца. На рассвете Ассоль внезапно засыпает на лесной полянке, а когда просыпается, обнаруживает на пальце кольцо Грэя.

Девушка очень удивлена. Она прячет подарок незнакомца и спешит домой.

V. Боевые приготовления

Грэй приказывает направить «Секрет» в ближайшее устье реки. Это уединенное место, куда редко заходят корабли. Затем он отправляется в город и выбирает в лавке самый лучший алый шелк. Неподалеку выступают бродячие музыканты. Артур предлагает им собрать оркестр таких же бродяг, которые играют для души, и прибыть на «Секрет». Туда же приглашены мастера, чтобы пошить новые паруса.

Команда пребывает в недоумении. Старший помощник Пантен подозревает, что Грэй задумал контрабанду шелка. Тогда Артур объясняет всем, что едет за невестой. Его сердечно поздравляют. Команда корабля любит своего странного капитана и искренне желает ему счастья.

Читайте также:  Краткое содержание фаулз коллекционер точный пересказ сюжета за 5 минут

VI. Ассоль остается одна

Лонгрен плавает всю ночь под парусом, напряженно думая о будущем. Он боится оставлять Ассоль одну, но другого выхода нет. На заре моряк решает, что устроится на почтовый пароход, который курсирует между ближайшими городами. Заработок будет там небольшой, но Лонгрену не придется отсутствовать дома дольше десяти дней.

С этим решением моряк возвращается домой. Не встретив там дочь, он не удивился: Ассоль часто убегает в лес на рассвете. Вскоре девушка появилась. Ассоль уверяет отца, что с ней все в порядке, соглашается с его решением о работе и собирает Лонгрена в путь. Моряк прощается с дочкой и отправляется в порт.

Ассоль охватывает странное беспокойство. Девушка смотрит вокруг, словно прощаясь с домом и родными местами, предчувствуя, что скоро ее жизнь изменится. Она идет в город и долго бродит там по улицам. На обратном пути Ассоль встречает угольщика. Девушка сообщает ему, что скоро уедет из Каперны навсегда, поэтому хочет проститься.

VII. Алый «Секрет»

«Секрет» с алыми парусами выходит ранним утром из устья реки и берет курс на Каперну. Артур сам стоит за штурвалом, а рядом сидит хмурый Пантен. Грэй объясняет своему помощнику, почему придумал такой необычный способ жениться.

Чудесная сказка, которую он создаст своими руками, всегда будет освещать их любовь.

Что может быть прекраснее сбывшейся мечты, да еще такой невероятной? Каждый должен хотя бы на мгновение сделать счастливым другого человека, раскрасив яркими красками его жизнь.

К полудню моряки встречают военный крейсер. «Секрет» получает приказ остановиться. У молодого офицера с крейсера есть приказ: разобраться, что за странный корабль и куда он плывет? Вскоре офицер выходит из каюты капитана с улыбкой. Он возвращается на свой корабль и разрешает «Секрету» продолжить путь. Крейсер салютует из всех орудий.

Корабль Грэя подходит к Каперне в то время, когда Ассоль читает книгу у открытого окна. Она поднимает глаза, чтобы согнать со страницы надоедливого жучка, и замечает в море белоснежный корабль, который идет прямо к берегу под алыми парусами. Ассоль выбегает из дома.

На берегу уже собрались все жители деревни. Они с ужасом и злобой смотрят на приближающийся корабль. Когда появляется Ассоль, все замолкают и расступаются. С корабля спускается украшенная лодка, раздается прекрасная музыка. Взволнованная девушка устремляется навстречу лодке.

Артур подхватывает Ассоль и прижимает к груди. Девушка счастливо смеется: прекрасный принц оказался совершенно таким, каким она его представляла. Грэй приводит Ассоль в свою каюту, где им предстоит поговорить о многом. На палубе Артур открывает бочку со столетним вином. Команда дружно пьет за лучший груз «Секрета».

Утро. Все, кроме вахтенного и рулевого, спят. Только старый музыкант на палубе «Секрета» тихонько играет на виолончели.

По произведению: «Алые паруса»

По писателю: Грин, Александр Степанович

Источник: https://goldlit.ru/green/862-alye-parusa-kratkoe-soderzhanie

Эдгар По «Золотой жук» – краткое содержание – Русская историческая библиотека

Эдгар По «Золотой жук» – краткое содержание

Человек, от лица которого Эдгар По ведёт повествование «Золотого жука» (в дальнейшем – Рассказчик), знавал некоего Вильяма Леграна. Легран некогда был богат, но потом разорился и стал жить на Сэлливановом острове, у берегов Южной Каролины.

Он обитал там в сооружённой им самим хижине, вместе со старым негром Юпитером. Юпитер некогда был семейным рабом, потом получил вольную, но даже и после этого не прекратил ухаживать за бывшим хозяином.

Легран был человеком недюжинных способностей, имел немало книг и богатейшую коллекцию насекомых.

В один октябрьский день 18.. года Рассказчик посетил жилище Леграна. Возбуждённый хозяин поведал ему, как только что поймал неизвестного науке жука. По цвету этот жук был золотым, по весу очень тяжёлым – как будто он и правда сделанным из золота. На спине золотой жук имел три пятна.

Эдгар Аллан По, автор рассказа «Золотой жук». Дагерротип, сделанный за четыре месяца до смерти писателя (1849)

По пути домой Легран на время дал жука одному офицеру из соседнего форта, а для Рассказчика решил нарисовать его. Не найдя в столе бумаги для рисунка, Легран изобразил жука на каком-то грязном клочке, вынутом из жилетного кармана. Едва он передал рисунок Рассказчику, как в дом вбежал пёс Леграна. Зная гостя, он стал ласкаться к нему. Рассказчик дружески погладил собаку.

Рассмотрев рисунок Леграна, гость поразился сходству золотого жука с черепом. Три пятна на спине насекомого находились как раз в тех местах, где у черепа глазницы и оскал. Да и форма жука весьма напоминала мёртвую голову.

Рассказчик обратил на это внимание Леграна. Тот удивился, взял рисунок в руки – и вдруг пришёл в сильное волнение: стал пересаживаться с место на место, поворачивая бумагу так и этак.

Под конец он спрятал рисунок в бюро и закрыл ящик на ключ.

Через месяц негр Юпитер приехал к Рассказчику в соседний город Чарльстон и сообщил, что его хозяин нездоров. Когда они вдвоём нашли золотого жука, тот укусил Леграна. В этом Юпитер и видел причину болезни.

Сам он избежал укуса потому, что поднял валявшийся на земле клочок бумаги и завернул жука в него. Легран же теперь целыми днями сидит дома, пишет какие-то чудные цифры, а во сне постоянно говорит о золоте.

Юпитер передал и записку от Леграна, где тот просил Рассказчика приехать к нему сегодня же вечером «по делу великой важности».

Заинтригованный Рассказчик отправился к другу вместе с Юпитером. Негр вёз с собой две лопаты и косу, купленные в городе по поручению хозяина.

Легран встретил их в большом возбуждении. Он не расставался с привязанным на конец шнурка засушенным золотым жуком и повторял странные слова о том, что жук вернёт ему утраченное ранее богатство.

Гость поначалу тоже счёл Леграна больным, но удостоверился в отсутствии у него лихорадки.

Легран объявил, что сегодня вечером они с Юпитером идут на важную прогулку в горы, и пригласил Рассказчика участвовать в ней.

Эдгар По «Золотой жук». Аудиокнига

После обеда все трое вышли из дома, переплыли с острова на материк и около двух часов шли вглубь горной гряды. Дойдя до мрачного плато у подножья одного неприступного склона, Легран приказал негру выкосить тропинку к стоявшему здесь большому тюльпановому дереву.

Он спросил, сможет ли Юпитер взобраться на него. Ловкий негр полез вверх до толстого сука, находившегося на большой высоте. Легран велел Юпитеру ползти по этому суку до седьмой ветки.

Добравшись туда, Юпитер вдруг закричал от страха: в этом месте на дереве был прибит гвоздём человеческий череп.

Перед тем как негр полез на дерево, Легран дал ему золотого жука. Теперь он велел Юпитеру продеть шнур с жуком на всю длину через левый глаз черепа, а потом отпустить, чтобы жук упал вниз.

Место падения жука Легран отметил колышком, а потом вынул землемерную ленту, соединил колышек с деревом, отступил по образованной этими двумя точками прямой на пятьдесят футов назад и сказал, что они втроём должны копать здесь.

Было уже темно. Рытьё продолжалось при фонарях не менее двух часов. Трое мужчин вырыли глубокую яму, но, ничего не найдя в ней, прекратили работу и двинулись домой. Легран выглядел крайне разочарованным.

Однако через несколько шагов он резко повернулся и потребовал, чтобы Юпитер показал ему, где находится левый глаз. Негр положил руку на правый. Стало ясно: Юпитер не различал правую и левую сторону и пропустил золотого жука через правую глазницу черепа.

Обрадованный Легран повёл спутников обратно к дереву. Юпитер вновь залез на него и повторил свой прежний опыт уже с верной стороны. Легран отметил новое место падения жука на землю, так же соединил его с деревом и отступил по этой прямой на пятьдесят футов.

Новый результат его расчётов находился довольно далеко от предыдущего.

Они снова начали копать. Сопровождавший их пёс на сей раз стал тревожно лаять. Перед тремя мужчинами вскоре открылись в земле два человеческих скелета и большой сундук, окованный железными полосами.

Открыв его, торжествующие золотоискатели увидели груды монет и драгоценных камней.

Сокровищ было так много, что в хижину Леграна на острове их не удалось перенести за один раз – пришлось возвращаться во второй.

Иллюстрация к рассказу Эдгара По «Золотой жук»

Рассказчика интересовало, как же Легран определил местонахождение богатств. Вот что тот сообщил ему.

Грязный листок бумаги, на котором он рисовал золотого жука, был подобран Юпитером на месте, где они вдвоём нашли насекомое. Негр завернул жука в этот листок.

Когда Рассказчик рассмотрел рисунок и вернул его Леграну, тот неожиданно заметил: на листке был не его беглый набросок, а изображение черепа, сделанное неизвестно кем. Леграна осенило: гладя подбежавшую собаку, его гость поднёс руку с листком к огню камина.

Череп был нарисован особыми тайными чернилами. Незаметные в обычном состоянии, они проступали на бумаге под действием жара.

При случайном движении руки к камину Рассказчик «проявил» лишь один угол листка. Когда гость ушёл, Легран прогрел его на огне целиком. Череп сразу напомнил ему о пиратском флаге.

Теперь же в другом углу листка, там, где обычно ставят подпись, выявилось изображение козлёнка (kid).

Легран вспомнил о знаменитом пиратском капитане Кидде: поговаривали, что тот зарыл награбленные сокровища где-то неподалёку.

Между черепом и козлёнком стояла длинная и странная комбинация цифр, скобок, черт и звёздочек. Это явно была тайнопись. Леграну были знакомы способы дешифровки.

Зная, какие буквы с какой частотой встречаются в английском языке, он постепенно сопоставил их с частотой отдельных знаков пиратской записки и сумел прочесть её.

Записка гласила, что нужно пойти в «Трактир епископа», посмотреть там в подзорную трубу с «чёртова стула» в определённом, указанном градусами направлении, потом «стрелять из левого глаза мёртвой головы» и пойти по «прямой от дерева на 50 футов».

Одна древняя старушка рассказала Леграну, что «Трактиром епископа» в старину назывался один скалистый утёс в окрестностях. Отправившись к этому утёсу, Легран увидел в нём выступ, напоминавший стул.

Он уселся туда с подзорной трубой, глянул в указанном направлении и внезапно увидел череп на дереве. Легран догадался, что выражение «стреляй» значит «опусти пулю» из левого глаза черепа. Дальше уже всё было понятно.

Вместо пули он использовал золотого жука, благодаря которому был найден заветный листок.

Двое скелетов в яме были, скорее всего, двумя пиратами, которые помогали Кидду зарыть сокровища. Он убил их как ненужных свидетелей.

Автор краткого содержания

на нашем сайте вы можете прочесть и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ рассказа Эдгара По «Золотой жук»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3102-edgar-po-zolotoj-zhuk-kratkoe-soderzhanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector