Краткое содержание искандер кролики и удавы точный пересказ сюжета за 5 минут

«Кролики и удавы»: краткое содержание философской сказки

Краткое содержание Искандер Кролики и удавы точный пересказ сюжета за 5 минут

Философско-сатирическая сказка «Кролики и удавы» Фазиля Искандера была написана в 1973 году. Однако рядовой читатель смог познакомиться с текстом произведения лишь спустя 13 лет. Многие литературоведы тогда довольно критично отнеслись к ней.

Некоторые увидели в этой сказке антиутопию, не связанную с реальной жизни. Другие посчитали её небывалой клеветой на современное общество. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что «Кролики и удавы» – одно из лучших сатирических произведений со времён М.Е.

Салтыкова-Щедрина.

Все события происходят в далёкой африканской стране, где удавы поедают кроликов. Начинается сказка с диалога между удавом по имени Косой и его более юным собратом. Отсюда мы узнаём о том, как несчастный лишился глаза и главное – о самом царстве удавов во главе с Великим Питоном.

Разговор двух удавов подслушивает кролик Задумавшийся, который понимает, что «гипноз – это наш страх». Им удачно пользуются удавы, нападая на замерших без движения кроликов.

Об этом он рассказывает Королю и остальным собратьям, но правителю такая новость приходится не по душе.

По его мнению, на такую ужасную несправедливость как то, «что удавы глотают кроликов», они отвечают другой «маленькой, но очаровательной несправедливостью», воруя горох, капусту, фасоль и пр.

Задумавшийся остаётся героем в глазах других кроликов. Естественно, Королю это не нравится. Он идёт на довольно коварный поступок: подговаривает Находчивого, бывшего друга Задумавшегося предать того.

В итоге все удавы узнают о местонахождении кролика, открывшего всем тайну про гипноз. Юный удав находит Задумавшегося, но рассказывает о том, что Король предал его.

Кролик погибает, а осмелевший удав решает, что Великий Питон больше не должен править ими.

Находчивый и юный удав оказываются изгнанными в пустыню, где последнему приходит идея о том, что кроликов можно съедать через удушение. Такое «гениальное открытие» в дальнейшем помогает ему вернуться домой, заслужить прощение у Великого Питона и даже занять его место.

Теперь удавы по-прежнему едят кроликов, но уже не пользуются гипнозом, а предпочитают душить свою жертву. И те, и те с грустью вспоминают прошлое, а именно эпоху гипноза. Кроликам было не так больно умирать, а удавам легче ловить их.

Композиция философско-сатирической сказки имеет довольно сложную структуру. Она включает само повествование, диалоги, вставные рассказы, описание пейзажа и эпилог. Через разговоры персонажей и различные истории автору удаётся точнее передать абсурдность этого мира. Они намного чаще присутствуют в тексте произведения, чем голос самого повествователя.

Сказочный мир полностью перестаёт существовать в эпилоге, где автор как бы возвращает читателя к реальности. Правда, вся заключительная часть намекает, что такие кролики и удавы существуют по-настоящему.

Читатель с самого начала произведения замечает подтекст и выстраивает определённые параллели с действительностью. Поэтому роль эпилога – ещё больше усилить эффект гротеска и сатиры.

Из него мы узнаём, что есть «мрачнеющие слушатели» и слушатели-оптимисты, которые уж очень сильно напоминают кроликов.

Характеристика персонажей

В художественном мире сказки главными героями и действующими лицами оказываются животные. Естественно, большинство смыслов связано с парой кролики и удавы. Остальные звери – обезьяны, слоны и пр. введены автором как второстепенные персонажи.

Безжалостный питон

Кролики и удавы образуют интересную систему отношений между собой и внутри своего царства. Удавы олицетворяют тоталитарное государство, где вся власть принадлежит правителю – Великому Питону. Сам он не удав, но несмотря на это уже много лет управляет остальными. Его не уважают, а боятся. Во многом из-за жёстоких, несправедливых и вместе с тем глупых решений.

Например, тот, кто не встанет во время гимна в честь приветствия вожака, лишается жизни. Великий Питон правит лишь за счёт беспрекословного подчинения, пугая остальных кровожадными мерами наказаний.

Он отправляет Косого на Слоновую Тропу, чтобы его затоптали, а кролика «утрамбовали». Юного удава Великий Питон наказываем изгнанием в пустыню. Другим змеям напоминает о том, что раньше существовала казнь в виде самопоедания.

Хвост удава помещался ему в рот, и тот от голода и безысходности съедал сам себя до головы, которую потом расклевывали птицы.

https://www.youtube.com/watch?v=iC8wiJwXr_I

В царстве удавов все друг друга предают и обманывают. Такие понятия как чувство жалости или совесть им недоступны.

Исключение составляет Косой, который «старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли». За такую странную доброту он поплатился сначала глазом, а затем и жизнью.

При этом сами удавы считают себя гуманными, а их гипноз перед поеданием кролика они расценивают, как способ избавить тех от мучительной смерти.

Как ни странно, но кролики мало отличаются от удавов. В их царстве есть Король, а также чёткая иерархия среди остальных. Приближённые к правителю – это Стол, затем следуют придворные или допущенные к Столу. Есть также и Стремящиеся, т. е. те, кто хочет стать выше на одну ступень в этой социально-иерархической лестнице.

Король в царстве кроликов правит не только с помощью страха, но и хитростью. Он пугает своих «граждан» удавами, а также вселяет в них ложную надежду о том, что где-то есть Цветная Капуста, выращиванием которой в засекреченной лаборатории занимаются туземцы и другие кролики. Как только появится Цветная капуста, то жизнь всех станет настоящим праздником.

Зачастую кролик, который становился неугодным Королю, пропадал. Тогда все остальным говорили, что он ушёл в ту секретную лабораторию и трудится вместе с остальными такими же «пропавшими» над выведением Цветной Капусты.

«Если семья исчезнувшего кролика продолжала упорствовать» и пыталась узнать, что случилось с их родственником, «то она тоже исчезала…». Были в царстве кроликов и меры наказания.

Например, «по вегетарианским законам королевства кроликов наказывали путём подвешивания за уши», но, к счастью, их не убивали.

В изображении подобной системы персонажей и взаимоотношений между ними автор применяет несколько художественных приёмов. Это и сатира, и гротеск, и аллегория. Тем самым, мир сказки обнажает острые проблемы современной действительности.

Во-первых, это тоталитаризм, в рамках которого человек становится способным только на жестокость, насилие и предательство. Во-вторых, под постоянными исчезновениями неугодных Королю кроликов подразумеваются репрессии, когда действительно талантливых и деятельных людей лишали жизни или отправляли в ссылку.

Главная идея произведения

Неслучайно «Кролики и Удавы» Ф.Искандера большинство литературоведов считают философско-сатирической сказкой. Мир произведения полон абсурда и алогизмов, «говорящих» образов и безжалостной иронии.

Каждая страница повести проникнута сатирой на общество, которое слепо верит в тираническую власть, живёт в страхе и лжи. При таком политическом строе люди оказываются заложниками, пленниками системы.

Они не способны на добрые поступки, ведь такой мир заставляет их предавать, доносить друг на друга, проявлять жестокость и завидовать остальным.

Ф. Искандер выступает не просто как искусный сатирик, но и настоящий философ. Он говорит о том, что жизнь в условиях политической несвободы, массовых репрессий, мнимых идеалах и отсутствия морали обнажает в человеке самое плохое.

Это зависть, предательство, эгоизм, глупость, невежество, жадность и многое другое.

Трудно оставаться самим собой, сохранить порядочность, развиваться духовно и нравственно, если власть диктует собственные правила, основанные на тирании, корысти, страхе и жестокости.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов дюма за 2 минуты

Кроме того, темы, затронутые писателем, можно назвать «вечными» и актуальными во все времена: предательство, трусость, измена своим принципам и идеалам, стремление к власти и судьба той личности, которая пытается восстать против общества. В произведении «Кролики и удавы» автор с разных ракурсов показывает нам проблемы современности, пытаясь вместе с читателем найти пути их решения.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/fazil-iskander/kroliki-i-udavi.html

«Кролики и удавы» (Искандер): анализ произведения

Советский читатель понимал сказку Искандера прежде всего как ёмкую, язвительную и страшную аллегорию на историческое время страны 1930-1970-х годов, то есть видел в ней конкретное общество.

В самом деле, можно усматривать в образе Великого Питона реальный прототип или в повадках и рассуждениях кроликов и удавов определённые черты разных слоёв населения, а под принципами правителей — государственную политику закабаления страхом и несбыточной мечтой.

Так, Великий Питон (обратите внимание, что он не удав по биологическому виду) сочиняет казуистическую идеологию, призванную поддерживать общественный баланс, согласие между поедающими и поедаемыми: «…кролик, переработанный удавом, превращается в удава.

Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы».

Король кроликов, со своей стороны, понимает, что удерживать народ в повиновении возможно, только обещая им светлое и сытное будущее — сладкую морковку, сохраняя в них страх и чувство неизбежности кроличьей судьбы быть «обработанным» в желудке удава.

Однако Искандер вовсе не ограничивается изображением параллелей между миром своей сказки и тираническим режимом, рабством, реальным и духовным. Писатель показывает, что резкая грань, которую мы обычно проводим между поработителями и угнетёнными, для понимания общих правил жизни людей весьма условна.

Оказывается, что и те и другие образуют единый общественный организм и не хотят изменения к лучшей жизни. Удавы — хищники по своей природе, но власть их далеко не безусловна: они страшно боятся бунта кроликов и невероятно жестоки по отношению друг к другу, если им угрожает опасность, например ужасное наказание в виде самопоедания.

Узость, ложь и ограниченность общества удавов состоит в их самодовольстве и жажде сохранить свою зыбкую власть. Кролики же, узнав о великом прозрении своего собрата по имени Задумавшийся, что страх — это гипноз, а гипноз — это страх, предпочитают оставить всё как есть.

Они радуются открытию Задумавшегося, но между гипнозом и сытой жизнью выбирают первое.

Искандер показывает и неизбежные в истории и эволюции изменения и преобразования, но не обольщается их результатами. Так, в африканском мире сказки произошли, казалось бы, революционные сдвиги: удавы поняли, что они не смогут более с лёгкостью гипнотизировать своих жертв.

И тогда у них появилась новая доктрина поведения и насыщения — удушение жертв. Теперь-то уж и кролики должны понять, что враг поменял стратегию и надо решиться на сопротивление и борьбу.

Но они принимают безвольный лозунг — размножаться, то есть словно бы ответить удавам так: удушайте — и вам хватит, и из нас кто-нибудь останется.

Сказка Искандера рождает много мыслей, и, чтобы разобраться в них, надо обратиться к нашей общей истории и постараться понять, что отличает человека от животных.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/kroliki_i_udavy_iskander_analiz_proizvedenija/63-1-0-2003

“Кролики и удавы”, краткое содержание

События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их.

Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта.

Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу «удивительный рассказ» о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там «утрамбовываться» и «не переставая вопил» из его живота всякие дерзости.

Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны «утрамбовали» дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни «жалкого» удава Косого, ибо «удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен». Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.

Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: «Ваш гипноз — это наш страх. Наш страх — это ваш гипноз».

С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам.

Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя «то, что удавы глотают кроликов, — это ужасная несправедливость», но за эту несправедливость кролики пользуются «маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами»: горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что «в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда».

Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне — приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с «намеками» на местонахождение Задумавшегося.

Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав. Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава.

Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает «Великого кролика».

Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему «весь свой опыт изучения удавов».

Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню.

Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов — через удушение — и глотает изумленного Находчивого.

Удав логично решает, что с «таким гениальным открытием» Великий Питон его «примет с распростертыми объятиями», и возвращается из пустыни.

Читайте также:  Краткое содержание рыбаков дети арбата точный пересказ сюжета за 5 минут

А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов — он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны.

В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: «открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами». В результате появляется «огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу».

Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем.

Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами — «размножаться с опережением».

Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет «все меньше и меньше успеха». Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы — потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.

Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед «с презрительной уверенностью» сообщил ему, «что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей».

Источник: http://interesnyeknigi.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/kroliki-i-udavy-kratkoe-soderzhanie/

Фазиль Искандер — Кролики и удавы

Здесь можно купить «Фазиль Искандер — Кролики и удавы» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Кролики и удавы» читать бесплатно онлайн.

Фазиль Искандер

Кролики и удавы

ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ДАЛЕКИЕ-ПРЕДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА В ОДНОЙ ЮЖНОЙ-ПРЕЮЖНОЙ СТРАНЕ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ, В АФРИКЕ.

В этот жаркий летний день два удава, лежа на большом мшистом камне, грелись на солнце, мирно переваривая недавно проглоченных кроликов. Один из них был старый одноглазый удав, известный среди собратьев под кличкой Косой, хотя он был именно одноглазый, а не косой…

Другой был совсем юный удав и не имел еще никакой клички. Несмотря на молодость, он уже достаточно хорошо глотал кроликов и поэтому внушал достаточно большие надежды. Во всяком случае, он еще недавно питался мышками и цыплятами диких индеек, но теперь уже перешел на кроликов, что было, учитывая его возраст, немалым успехом.

Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, где росли слоновые и кокосовые пальмы, банановые и ореховые деревья. Порхали бабочки величиной с маленькую птичку и птицы величиной с большую бабочку. Вспыхивая разноцветным оперением, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить.

Иногда на вершинах деревьев трещали ветки и взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык дремлющего поблизости льва. Услышав рык, обезьяны переходили на шепот, но потом, забывшись, опять начинали взвизгивать, и опять лев рыком предупреждал их, что они ему мешают спать, а он с вечера отправляется на охоту.

Обезьяны снова переходили на шепот, но совсем замолкнуть никак не могли. Они вечно о чем-то спорили, а чего они не поделили, было непонятно.

Впрочем, два удава, отдыхающие на мшистом камне, не обращали внимания на эти взвизги. Какие-нибудь глупости, думали они, иногда мимоходом улавливая обезьянью возню, какой-нибудь гнилой банан не поделили, вот и спорят…

– Я одного никак не могу понять, – сказал юный удав, только недавно научившийся глотать кроликов, – почему кролики не убегают, когда я на них смотрю, ведь они обычно очень быстро бегают?

– Как – почему? – удивился Косой. – Ведь мы их гипнотизируем…

– А что такое «гипнотизировать»? – спросил юный удав.

Следует сказать, что в те далекие времена, которые мы взялись описывать, удавы не душили свою жертву, но, встретившись, или, вернее, сумев подстеречь ее на достаточно близком расстоянии, взглядом вызывали в ней то самое оцепенение, которое в простонародье именуется гипнозом.

– А что такое «гипнотизировать»? – стало быть, спросил юный удав.

– Точно ответить я затрудняюсь, – сказал Косой, хотя он не был косой, а был только одноглазый, – во всяком случае, если на кролика смотреть на достаточно близком расстоянии, он не должен шевелиться.

– А почему не должен? – удивился юный удав. – Я, например, чувствую, что они у меня иногда даже в животе шевелятся…

– В животе можно, – кивнул Косой, – только если он шевелится в нужном направлении.

Тут Косой слегка поерзал на месте, чтобы сдвинуть проглоченного кролика, потому что тот вдруг остановился, словно услышал их разговор.

Дело в том, что в жизни этого старого удава был несчастный случай, после которого он лишился одного глаза и едва остался жив. Каждый раз, когда он вспоминал этот случай, проглоченный кролик останавливался у него в животе и приходилось слегка поерзать, чтобы сдвинуть его с места. Вопросы юного удава опять напомнили ему этот случай, который он не любил вспоминать.

– Все-таки я не понимаю, – через некоторое время спросил юный удав, – почему кролик не должен шевелиться, когда мы на него смотрим?

– Ну, как тебе это объяснить? – задумался Косой. – Видно, так жизнь устроена, видно, это такой старинный приятный обычай…

– Для нас, конечно, приятный, – согласился юный удав, подумав, – но ведь для кроликов неприятный?

– Пожалуй, – после некоторой паузы ответил Косой. В сущности, Косой для удава был чересчур добрый, хотя и недостаточно добрый, чтобы отказаться от нежного мяса кроликов. Он делал для кроликов единственное, что мог, – он старался их глотать так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что, в конце концов, поплатился.

– Так неужели кролики, – продолжал юный удав, – никогда не пытались восстать против этого неприятного для них обычая?

– Была попытка, – ответил Косой, – но лучше ты меня об этом не спрашивай, мне это неприятно вспоминать…

– Но пожалуйста, – взмолился юный удав, – мне так хочется послушать про что-нибудь интересное!

– Дело в том, – отвечал Косой, – что восстал именно мой кролик, после чего я и остался одноглазым.

– Он что, тебе выцарапал глаз? – удивился юный удав.

– Не в прямом смысле, но, во всяком случае, по его вине я остался одноглазым, – сказал Косой, прислушиваясь, как воздействуют его слова на движение кролика внутри живота. Ничего, кролик как будто двигался…

– Расскажи, – снова взмолился юный удав, – мне очень хочется узнать, как это случилось…

Косой был очень старый и очень одинокий удав. Взрослые удавы к нему относились насмешливо или враждебно, поэтому он так дорожил дружеским отношением этого еще юного, но уже вполне умелого удава.

Читайте также:  Краткое содержание река потудань платонова точный пересказ сюжета за 5 минут

– Ладно, – согласился Косой, – я тебе расскажу, только учти, что это секрет, младые удавы о нем не должны знать.

– Никогда! – поклялся юный удав, как и все клянущиеся в таких случаях, принимая жар своего любопытства за горячую верность, клятве.

– Это случилось лет семьдесят тому назад, – начал Косой, – я тогда был ненамного старше тебя. В тот день я подстерег кролика у Ослиного Водопоя и вполне нормально проглотил его. Сначала все шло хорошо, но потом, когда кролик дошел до середины моего живота, он вдруг встал на задние лапы, уперся головой в мою спину и…

Тут Косой внезапно прервал свой рассказ и стал к чему-то прислушиваться.

– Уперся головой в твою спину и что? – в нетерпении спросил юный удав.

– Сдается мне, что нас подслушивают, – сказал Косой, поворачиваясь зрячим профилем в сторону кустов рододендрона, возле которых они лежали.

– Нет, – возразил юный удав, – тебе это показалось, потому что ты плохо слышишь. Рассказывай дальше!

– Я косой, а не глухой, – проворчал старый удав, но постепенно успокоился. По-видимому, подумал он, шорох ветра в кустах рододендрона я принял за шевеление живого существа.

И он продолжил свой удивительный рассказ. Так как он часто прерывался – то занимаясь своим кроличьим запором, то подозревая, что его кто-то подслушивает, с чем юный удав никак не соглашался, потому что опасения за чужую тайну всегда кажутся преувеличенными, – мы более коротко перескажем эту историю.

Не опасаясь подслушивания, да и, признайтесь, приятно быть смелым за счет чужой тайны, мы расскажем все, как было.

Итак, Косой, который тогда не был ни старым, ни косым, проглотил кролика у Ослиного Водопоя. И действительно, сначала все шло как по маслу, пока кролик вдруг не встал на задние лапы и снизу не уперся головой ему в спину, давая понять, что он дальше двигаться не намерен.

– Ты что, – говорит ему Косой, – баловаться вздумал? Переваривайся и двигайся дальше!

– А я, – кричит кролик из живота, – назло тебе так и буду стоять!

– Делай им после этого добро, – сказал Косой и, подумав, Добавил: – Посмотрим, как ты устоишь…

И стал он лупцевать его своим молодым, еще эластичным и сильным хвостом. Лупцует, лупцует, аж самому больно, а кролику ничего.

– А мне не больно, а мне не больно! – кричит он из живота.

В самом деле, подумал удав, ведь шкура у меня толстая, и вся боль, предназначенная этому негодяю, приходится на меня самого.

– Ладно, – все еще спокойно говорит Косой, – сейчас я тебя сдерну оттуда…

Он посмотрел вокруг, нашел глазами огромную кокосовую пальму, у которой один из корней, подмытый ливнями, горбился над землей. Он осторожно прополз под корень до того самого места, где живот его растопырил этот живучий кролик.

– Ложись! – крикнул он. – Сейчас молотить начну!

– Молоти! – отвечал ему из живота этот бешеный кролик. – Сейчас покрепче упрусь!

Тут удав в самом деле разозлился и давай ерзать изо всех сил под своим корнем: взад-вперед! взад-вперед!

Пальма трясется, кокосовые орехи летят на землю, а кролику хоть бы что!

– Давай! – кричит. – Еще! – кричит. – Слабо! – кричит.

Косой от ярости так растряс пальму, что обезьяна, с любопытством следившая за его странным поведением, неожиданно свалилась ему на голову.

Удар был очень чувствительный, потому что обезьяна летела с самой вершины этой пальмы. Он попытался ее укусить, но она, шлепнувшись ему на голову, успела отлететь в сторону.

Он метнулся было за нею, но кролик, стоявший у него поперек живота, не дал ему дотянуться до нее.

Уже до этого достаточно оскорбленный поведением кролика, а теперь и вовсе обесчещенный падением обезьяны на голову, удав пришел в неимоверную ярость и так дернулся, что корень оборвался, и он изо всех сил ударился головой о самшитовое дерево, росшее рядом, и потерял сознание.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/70498-fazil-iskander-kroliki-i-udavy.html

15 цитат из сказки-притчи Фазиля Искандера «Кролики и удавы»

В философской сказке-притче Фазиля Искандера изображено общество, где удавы и кролики, несмотря на существенные различия в образе жизни, ценностях и вкусах, прекрасно сосуществуют столетиями в странном симбиозе. Они ненавидят, презирают, не понимают друг друга — но обходиться друг без друга уже не могут.

***

Как всегда, на гибель наших братьев мы решили отвечать сокрушительной бодростью духа! Нас глотают, а мы поем! Мы поем, следовательно, мы живем! Мы живем, следовательно, нас не проглотишь!!!

***

Кролики иногда прислушивались к его голосу, сравнивая любовь к овощам с любовью к высшему предназначению, и каждый раз удивлялись, что любовь к овощам они ясно ощущают в своей душе, а любовь к высшему предназначению они чувствуют очень смутно, точнее, даже совсем не чувствуют.

***

Когда какого-нибудь кролика обвиняют в государственной измене, требовать доказательств существования этой измены считается у кроликов ужасной бестактностью. Такой нежный, такой интимный вопрос, как верность или неверность Королю, и вдруг какие-то грубые, зримые, вещественные доказательства. С точки зрения кроликов это было некрасиво и даже возмутительно.

Раз Бог создал кролика — он имел в виду кролика!

***

Потерявшие идеал начинают идеализировать победу. Победа из средства достижения истины превращается в самую истину. Запомни: там, где много говорят о победах, — или забыли истину, или прячутся от нее.

***

— Чем лучше запасной выход, — говаривал Король среди Допущенных, — тем меньше шансов, что он потребуется…

***

В королевстве кроликов страшнее всего было оказаться под огнем патриотического гнева. По обычаям кроликов, патриотический гнев следовало всегда и везде поощрять. Каждый кролик в королевстве кроликов в момент проявления патриотического гнева мгновенно становится рангом выше того кролика, против которого был направлен его патриотический гнев.

Жестокость — это храбрость трусов.

***

Существо, имеющее профессию выявлять в другом существе возможности враждебных мыслей или действий, не может рано или поздно не постараться обнаружить такие мысли и такие действия. Долгое время ничего не обнаруживая, оно слишком явно обнаруживает ненужность своей профессии.

***

Что может быть унизительнее для предавшего, чем сознание того, что его предательством не смогли как следует воспользоваться?

***

— Правильно! Правильно! — стали кричать рядовые кролики, потому что в трудную минуту решение не принимать никакого решения было для кроликов самым желанным решением. Фазиль Искандер «Кролики и удавы»

Надо бороться с удавами, даже находясь в желудке удава.

***

Для чего-то нужно, чтобы среди кроликов был такой кролик, который наставлял бы их на путь истины, даже если они не собирались идти по этому пути.

***

Интересно отметить, что каждый кролик, аплодируя, был уверен, что он лично аплодирует идее союза прекрасных продуктов питания с кроликами. Но при этом он думал, что другие аплодируют не только этому союзу, но и всей речи Короля.

И поскольку все думали так и все считали, что признаться в эгоистической узости своих аплодисментов по меньшей мере уродство, они аплодировали изо всех сил, чтобы скрыть эгоистическую узость собственных аплодисментов и слиться с общим восторгом, с которым они в конце концов сливались, и уже подхваченные этим восторженным потоком сами тащили его дальше. Так, маленькие ракеты личных аплодисментов, слившись, давали могучую силу двигателю общественного мнения…

***

Cмелость слишком часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда следствие ложного преувелечения ее ценности.

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/mysli/15-tsitat-iz-skazki-pritchi-fazilya-iskandera-kroliki-i-udavy/

Ссылка на основную публикацию