Краткое содержание колокольчики мои… толстой а. к. точный пересказ сюжета за 5 минут

«Колокольчики мои» А. Толстой

Краткое содержание Колокольчики мои… Толстой А. К. точный пересказ сюжета за 5 минут

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни.

Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого».

Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов.

Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение.

Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом.

С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути.

Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель.

Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх».

Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

Источник: http://pishi-stihi.ru/kolokolchiki-moi-tolstoj.html

анализ стихотворения Колокольчики мои….А.Толстой ..А.Толстой

  • Это очень нежное в описании природы стихотворение. Автор явно любуется русской степной природой летом. В этом стихотворении граф Алексей Константинович размышляет о судьбах Святой Руси России. Он говорит здесь о вековечной традиции восточных славян: жить в единой могучей державе, которую они создавали веками.

    Ещ начиная с возникновения древнерусской государственности все восточнославянские племена стали жить в единой мощной империи — в Святой Руси. Так было и позднее во времена существования Московского Царства и во времена Российской Империи.

    Так было и при Советском Союзе, до возникновения которого автор не дожил (и слава Богу! Ведь не известно, что с ним сделали бы большевики!). Всех его исполнил вид и любви, и страха. На челе его горит шапка Мономаха, — это, по-моему, главное место в этом стихотворении, это апогей повествования.

    Автор явно является защитником монархических и традиционалистских принципов русской государственности.

    Он видит, как родные братья великоросский, малороссийский и белоросский народы кланяются своему Государю Самодержцу Всея Руси.

    Звуки, которые свидетельствуют о пире и о единении и укреплении братских уз между братьями, очень не нравятся немцам, туркам и венграм исконным врагам и соперникам России на мировой политической арене. Это и понятно.

    Ведь наши заклятые недруги стремятся во что бы то ни стало разъединить наши братские народы. На какое-то время это им удалось. Но, конечно, ненадолго. Россия ещ выживет без других республик, но вот Украина и Белоруссия навряд.

    Наши народы и наши республики могут быть сильными и стабильными только при условии своего полного единства.

    И недаром, идеолог борьбы США против СССР Бжезинский не раз говорил о том, что главная задача Запада разъединить наши народы, таким образом ослабив их. А ещ лучше: натравить русских, украинцев и белорусов друг на друга.

    Сделать их друг другу злейшими врагами и тогда задачи мирового закулисья будут выполнены. Но врагам победы над нами не видать!

  • Историко-литературный комментарий. В данном произведении на первый план выходят патриотические чувства лирического героя.

    В нм воссоздатся величественная картина объединения земель вокруг Москвы, соединения Руси, расширение е пределов. Поэт показывает, как представители многочисленных народов приходят в Москву

    и просят русского царя принять их под сво покровительство. Царь рад этому, принимает с отеческой заботой и любовью. Картина пира, данная в предпоследней строфе, создат атмосферу всеобщего ликования и радости.

    Поэт выражает надежду, что Русь будет сильной державой, способной отразить в нужный момент удар врага. Литературоведческий анализ. Стихотворение интересно с точки зрения композиции и организации пространства.

    В нм датся масштабный образ России, показанный во многих ракурсах. Читатель становится свидетелем постепенного расширения пространства: сначала его взору предстат поле, усеянное колокольчиками,

    он видит всадника, скачущего на коне, стремящегося в неизвестную даль. Затем перед взором читателя открывается картина столичного города,

    где происходит встреча русского царя с представителями иных народов. Толстой воссоздат здесь важнейший этап в жизни страны: объединение русских земель вокруг Москвы,

    что привело к укреплению могущества и величия Руси. К концу стихотворения пространство вновь сужается, взору читателя вновь предстат картина русского поля,

    которое мило сердцу лирического. Таким образом, здесь можно говорить о кольцевой композиции.

  • Сейчас бы его назвали экстремистским. .
    Интересно, модераторы удалят?

    Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тмно-голубые? И о чм звените вы В день веслый мая, Средь некошеной травы

    Головой качая?

    Конь нест меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьт своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня,

    Тмно-голубые!

    Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь нест меня лихой, —

    А куда? не знаю!

    Он учным ездоком Не воспитан в холе, Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле; И не блещет как огонь Твой чепрак узорный, Конь мой, конь, славянский конь,

    Дикий, непокорный!

    Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек —

    Знает бог единый!

    Упаду ль на солончак Умирать от зною? Или злой киргиз-кайсак, С бритой головою, Молча свой натянет лук, Лежа под травою, И меня догонит вдруг

    Медною стрелою?

    Иль влетим мы в светлый град Со кремлем престольным? Чудно улицы гудят Гулом колокольным, И на площади народ, В шумном ожиданье Видит: с запада идет

    Светлое посланье.

    В кунтушах и в чекменях, С чубами, с усами, Гости едут на конях, Машут булавами, Подбочась, за строем строй Чинно выступает, Рукава их за спиной

    Ветер раздувает.

    И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, На челе его горит

    Шапка Мономаха.

    «Хлеб да соль! И в добрый час! — Говорит державный. — Долго, дети, ждал я вас В город православный! » И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет

    Чаем господина! »

    Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук

    Немцам не по сердцу!

    Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем грустите вы В день веселый мая, Средь некошеной травы

    Головой качая?

  • Источник: http://www.domino22.ru/analiz-stihotvoreniya-kolokolchiki-moiatolstoj-atolstoj/

    Толстый и тонкий краткое содержание

    Рассказ Толстый и тонкий А. Чехова – читать онлайн

    На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

    Пахло от него хересом и флёр-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

    Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

    — Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

    Читайте также:  Краткое содержание твен принц и нищий точный пересказ сюжета за 5 минут

    — Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? 

    Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.

    — Милый мой! — начал тонкий после лобызания.

    — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

    Нафанаил немного подумал и снял шапку.

    — В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меʜя Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаʜя! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урождённая Ванценбах… лютеранка.

    Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. 

    — Ну, как живёшь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?

    — Служу, милый мой! Коллежским аᴄесᴄοром уже второй год и Стаʜᴎслава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ʜᴎм! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.

    Если кто берёт десять штук и более, тому, поʜᴎмаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальʜᴎком по тому же ведомству… Здесь буду служить.

    Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

    — Нет, милый мой, подʜᴎмай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

    Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во вᴄе стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул вᴄе пуговки своего мундира…

    — Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

    — Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитаʜᴎе!

    — Помилуйте… Что вы-с… — захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. — Милостивое вʜᴎмаʜᴎе вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

    Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговеʜᴎя, сладости и почтительной кислоты, что тайного советʜᴎка стошʜᴎло. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

    Тонкий пожал три пальца, поклоʜᴎлся всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уроʜᴎл фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

    Источник: http://referatwork.ru/kratko/tolstiy_i_tonkiy_kratko.html

    Пересказ сказки «Городок в табакерке»: краткое изложение

    Удивительную сказку о приключениях обитателей маленького городка, расположенного в миниатюрной коробочке для хранения табака, придумал известный литератор и общественный деятель XIX столетия В. Ф. Одоевский.

    В вымышленном мире царят свои законы и порядки. Маленький мальчик, случайно попавший туда, пытается разобраться в удивительных хитросплетениях игрушечного механизма, и в то же время не навредить уникальным жителям.

    Впервые это произведение было издано в 1834 году, однако до сих пор будоражит воображение малышей, а его сюжет вызывает неподдельный интерес. Автор сделал все, чтобы повествование понравилось детям, и ему это удалось. По своему необычному сюжету рассказ напоминает произведения немецкого сказочника Т.А. Гофмана.

    Краткий пересказ сказки «Городок в табакерке» часто задают в школе.

    Главным героем произведения выступает не вымышленный персонаж, а вполне обыкновенный маленький мальчуган по имени Миша. Отец вручает ему необычный и очень интересный подарок – табакерку, которая при поднятии крышки начинает играть различные мелодии. Волшебная коробочка затейливо украшена снаружи; не менее занимательные вещи таятся и внутри нее.

    Познакомиться поближе с устройством механизмом и принципами его работы Миша смог во сне. Проснувшись, он был рад, что главная пружина осталась целой, а его шалость (когда мальчик нечаянно уронил шкатулку) не стала причиной несчастий обитателей маленького мира.

    Ниже приведен приблизительный план пересказа сказки «Городок в табакерке», по которому будет легко ориентироваться школьникам при выполнении домашнего задания.

    В чем смысл произведения?

    Из каждого произведения, даже фантастического, ребенок сможет вынести для себя нечто полезное и ценное. Это верно подметил в свое время Одоевский, когда начал сочинять произведения для детей. Малыши любят не только побегать, попрыгать и поиграть. Они могут также:

    • размышлять (порой поражая взрослых глубиной мысли);
    • открывать что-то новое для себя;
    • быть чуткими и отзывчивыми, сопереживать сказочным героям;
    • рассуждать, делая интересные и неожиданные выводы.

    Вот почему в школе часто задают как домашнее задание пересказ сказки «Городок в табакерке» 4 класс.

    Примерный план краткого пересказа сказки «Городок в табакерке» выглядит так:

    1. О чем мечтал главный герой?
    2. Описание волшебного подарка – шкатулки.
    3. Приключения Миши во сне:
    • встреча с мальчиком-колокольчиком;
    • кто такие дядьки-молоточки, их роль;
    • функции надзирателя;
    • описание Царевны Пружинки;
    • что влечет за собой сбой в работе механизма (если его сломать)?
    1. Пробуждение Миши и его выводы.

    Смысл произведения заключается в том, чтобы сохранить в целости и сохранности любимые вещи, которыми ребенок хочет пользоваться и дальше. Прежде чем что-либо сделать, подумай, не навредишь ли ты! Все в нашем мире взаимосвязано: достаточно сломать одну деталь, и в негодность придет целый механизм. А ведь от этого могут зависеть и чьи-то судьбы!

    «Городок в табакерке» мультфильм: смотреть онлайн

    Источник: http://nochdobra.com/skazka-gorodok-v-tabakerke-kratkoe-soderzhanie/

    “Метель” Толстого, краткое содержание: непоколебимый оптимизм автора

    Рассказ «Метель» принято считать первым произведением Льва Толстого на «мирную» тематику. Сюжет рассказа появился во время переезда писателя с Кавказа в Ясную Поляну.

    Повествование ведётся от лица автора, отправившегося в опасное, но необходимое путешествие на санях в сильную метель.

    Рассказчик неоднократно просит извозчика повернуть обратно, так как боится, что непогода может усилиться, и сани занесёт снегом. Однако извозчик не торопится возвращаться и продолжает движение.

    Затем происходит встреча с обозом саней, одними из которых управляет извозчик Игнат (Игнашка). Путешествие продолжается.

    Вскоре извозчик, управляющий санями, в которых едет рассказчик, предлагает Игнату забрать у него пассажиров. После долгих уговоров Игнат соглашается. Новому извозчику без особых затруднений удалось доехать до места назначения.

    Характеристика персонажей

    Извозчик Игнашка

    По описанию рассказчика, Игнатий был небольшого роста, но при этом отличался хорошим телосложением. Лицо извозчика не было «благородным», как ожидал повествователь. Вместо смуглого цвета кожи, запавших щёк и прямого носа автор видит довольно приятную «курносую рожу» с голубыми глазами и огромным ртом. Во всех движениях Игнашки автор отмечает энергию.

    Извозчик Игнатий воплощает собой простого русского мужика, наделённого многими качествами человека, принадлежащего к его сословию. Извозчик неравнодушен к алкоголю, что не порицается рассказчиком. В метель и стужу водка становится единственным способом согреться.

    Как и всякий простой русский человек, Игнашка отличается неунывающим характером. Он привычен к трудностям своего ремесла и ничего не боится. Игнатия поддерживает не только алкоголь, но и его позитивный душевный настрой.

    Чтобы снять напряжение, извозчик громко поёт, заряжая своим позитивом окружающих.

    Образ рассказчика

    О жизни и происхождении рассказчика можно, в основном, узнать из его снов. Известно, что этот человек – выходец из состоятельной семьи. Он вырос или провёл какую-то часть своего детства в имении.

    В снах рассказчика фигурируют крепостные и некоторые эпизоды из их жизни. В частности, упоминается несчастный случай, во время которого утонул один из мужиков.

    У барина была тётка, занимавшаяся его воспитанием.

    О настоящем рассказчика известно немного. Его характер проявляет себя в том, как барин относится к простым людям. В рассказчике нет высокомерия по отношению к простолюдинам, свойственного людям его класса. Он наблюдает за Игнашкой и не чувствует неприязни. Бравый извозчик вызывает неоспоримое восхищение богатого барина.

    Главная героиня

    В рассказе присутствует и ещё один персонаж, который бесспорно может быть назван главным героем, а точнее, героиней. Это метель. Главная героиня не абстрактна. Она предстаёт перед другими персонажами в образе бескрайней белой равнины. Извозчики даже могут слышать её зловещий голос – завывание ветра.

    Читайте также:  Краткое содержание рыжий кот осеевой точный пересказ сюжета за 5 минут

    Беспощадная природа

    Метель, словно единоличная владычица, никого не пускает в свои владения. Но вот появились люди, самонадеянно решившие бороться с жестокой царицей, войти в белоснежное царство без её разрешения. Метель не намерена прощать подобной дерзости. Она вступает в яростную схватку, заставляя бояться себя.

    Но способна главная героиня и на уважение. Не один извозчик погиб от рук суровой королевы. Оказавшись на заснеженной равнине, люди поддаются панике и признают могущество метели, подписав себе тем самым смертный приговор.

    Извозчики, подобные Игнашке, не боятся жестокой хозяйки. Вместо этого они становятся хозяевами сами.

    Метель уважает смелых, выносливых и неунывающих, приклоняясь перед ними и предоставляя им возможность путешествовать по своим владениям.

    Главная идея

    Человек давно отделился от природы. Он вступил в конфликт с той силой, частью которой когда-то являлся. Обратного пути у человека больше нет.

    Стремление победить природу, перестроить её под свои нужды часто заканчивается трагедиями и катастрофами. Природе безразлично социальное положение человека, его материальная обеспеченность. Покорить её можно только духовной силой.

    Игнашка, не имея богатырской внешности, отважно бросается в бой с разъярённой стихией. Он показывает ей своё презрение, напевая песни и даже не пытаясь спрятать от пронизывающего ветра оголённую шею.

    Природа вынуждена отступить перед отважным человеком и позволить ему достигнуть своей цели.

    Анализ произведения

    Многим поклонникам классики хорошо знакома «Метель» Толстого, краткое содержание которой вряд ли сможет заменить полное прочтение. Только после того, как читатель ознакомиться с текстом полностью, ему становится понятно, что этот рассказ не только о метели.

    На протяжении всего повествования рассказчик, словно невзначай, обращает внимание читателя на бесконечные пространства, открывающиеся его взору. В этих случайных заметках слышится гордость автора за свою родину, огромную и необъятную страну.

    Можно увидеть и символичность в образе саней, мчащихся сквозь пургу и вьюгу. Сами сани – это символ современной автору России, а находящиеся в них люди – жители этой страны. На местах пассажиров сидят господа. Но править санями приходится простому Игнашке.

    Господа уверены, что в такую метель невозможно доехать до места назначения. Барин настроен слишком пессимистично. Он полностью положился на волю случая и старания извозчика.

    Барин не желает лицезреть неприятную ему действительность, постоянно засыпая и каждый раз принимая свой сон за настигшую его смерть.

    Простолюдин, не чувствуя никакой поддержки со стороны господ, вынужден решать не только свои проблемы, но проблемы всей страны самостоятельно. Но простой человек не имел заграничных учителей и гувернанток. Его скудных знаний недостаточно, чтобы управлять страной.

    На помощь простолюдину приходит оптимизм, тот самый, благодаря которому простой русский человек смог победить немалое количество неприятелей. Игнашка не видит нужных ориентиров, но он знает, что обязательно доедет, хотя и не может объяснить, почему он в этом так уверен.

    Метель – тоже символ. Это те враждебные силы, во власти которых так часто оказывается Россия. 1850-е годы были особенно тяжкими для Российской империи. Страна ещё не успела до конца восстановиться после разрушительной войны 1812 года, а на пороге уже стояло новое кровопролитие – война с Турцией.

    Льву Николаевичу Толстому всегда были враждебны любые вооружённые конфликты, требующие человеческих жертв. Писатель никогда не понимал назначения войн. Он был крайне возмущён тем, что люди не могут научиться мирно жить на одной планете.

    Однако обстоятельства и долг перед отечеством вынудили Толстого участвовать в войне с турками.

    Рассказ «Метель» – свидетельство огромного, непоколебимого оптимизма автора.

    Несмотря на то, что в 1855 году война с Турцией закончилась поражением для России, Толстой продолжает верить в непобедимость своей родины.

    Ведь пока в Российской империи живут неунывающие Игнашки, способные в любую метель доставить сонного барина туда, куда ему нужно, Россия будет жить и бороться со своими внутренними и внешними врагами.

    Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/metel.html

    Краткое содержание произведений А. К.Толстого – краткий пересказ “Князь Серебряный”

    Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

    Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увертливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застает там праздничные веселья.

    Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечет, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его.

    В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят.

    На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянет свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определенный ответ, в отчаянье уезжает.

    Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, — но Серебряный был в Литве.

    Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя “царскими слугами”.

    Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

    Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты.

    Во время пира приглашенный князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умир ает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино.

    Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену.

    Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращенный князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощен — до следующей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания.

    Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашенного рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню.

    Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи.

    Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своем, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, плененного Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

    Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный дает ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену.

    Приходит и приглашенный ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает “поцелуйный обряд”, полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств.

    Читайте также:  Краткое содержание последние холода лиханов точный пересказ сюжета за 5 минут

    К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчетом.

    Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу.

    Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

    В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощечину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту.

    Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном.

    На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает.

    Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня.

    Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

    Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом.

    Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подбивают князя.

    Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану.

    Хитрой выдумкой Перстня им удается смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношерстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

    На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царева приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку.

    В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им “суд Божий”: биться в Слободе с условием, что побежденный будет казнен.

    Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застает, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка.

    Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты.

    Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

    Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище.

    Морозову, приглашенному к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан.

    Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернется Иоанново правление. Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ.

    Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не дает убить блаженного.

    После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его.

    Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди “кромешников”.

    Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии.

    Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника. Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась.

    Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омраченной совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

    Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермакове посольство.

    Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб еще семнадцать лет назад.

    На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покоренной Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьет в его память.

    Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несет за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

    Источник: http://dp-adilet.kz/kratkoe-soderzhanie-proizvedenij-a-k-tolstogo-kratkij-pereskaz-knyaz-serebryanyj/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector