Краткое содержание конармия бабеля точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Конармия Исаак Бабель – краткие содержания произведений по главам

Конармия И. Э. Бабель

Конармия

Мой первый гусь

Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак.

Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикомандировании к штабу дивизии.

Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днем. Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка ею накормила.

Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло».

Смерть Долгушова Даже повоевав и достаточно насмотревшись на смерть, Лютов по-прежнему остается «мягкотелым» интеллигентом. Однажды он видит после боя сидящего возле дороги телефониста Долгушова. Тот смертельно ранен и просит добить его. «Патрон на меня надо стратить, — говорит он. — Наскочит шляхта — насмешку сделает». Отвернув рубашку, Долгушов показывает рану.

Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца. Однако Лютов не в силах совершить убийство. Он отъезжает в сторону, показав на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде. Долгушов и Афонька коротко о чем-то говорят, раненый протягивает казаку свои документы, потом Афонька стреляет Долгушову в рот.

Он кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запале готов пристрелить и его. «Уйди! — говорит он ему, бледнея. — Убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…» Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим.

Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду.

Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается». Соль

Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случаи, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитем, якобы едущую на свидание с мужем.

Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребенка пеленки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос.

Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

Письмо Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказывает о братьях, воюющих, как и он, за красных. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Деникина, «стражник при старом режиме».

Он резал сына до темноты, «говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно», «пока брат Федор Тимофеич не кончился». А спустя некоторое время сам папаша, пытавшийся спрятаться, перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу.

Прищепа У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца.

В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее.

Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает. Эскадронный Трунов Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного.

Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.

История одной лошади Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади.

Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя.

В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

Афонька Била Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня. Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль.

В нем еще не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя. Пан Аполек У икон Новоградского костела своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия.

Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвел в святые простых людей. Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксендзом была доверена роспись нового костела.

Каково удивление приглашенных ксендзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костела хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей. Художник, приглашенный на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека.

Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще он передает ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

Гедали

Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках. Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает. Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью». Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».

Рабби Лютову жаль этого разметанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь.

Читайте также:  Краткое содержание гаргантюа и пантагрюэль франсуа рабле точный пересказ сюжета за 5 минут

Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть.

Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мертв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждет сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».

konarmija

Источник: http://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-konarmiya-isaak-babel-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

Краткий пересказ рассказов Бабеля: Конармия

Анкифиев Иван — конармеец, повозочный Ревтрибунала, получающий приказ отвезти в Ровно дьякона Ивана Агеева, симулирующего глухоту (рассказ “Иваны”). Отношения героев-тезок основаны на абсурдном сочетании ласки и ненависти. Анкифиев периодически стреляет у дьякона над ухом из револьвера, чтобы изобличить симулянта и иметь повод убить его.

От выстрелов дьякон действительно начинает плохо слышать; он понимает, что вряд ли доедет живым до Ровно, о чем и говорит Лютову. В дальнейшем Анкифиев, несмотря на тяжелое ранение, остается в строю (“Чесники”). После боя при Чесниках он обвиняет Л готова в том, что тот идет в атаку с незаряженным наганом (“После боя”); падая па землю в припадке, Акинфмев разбивает лицо.

Аполлинарий (Аполек) — старый монах, художник-иконописец.

Тридцать лет тому назад (“Пан Аполек”) он явился в Новоград-Волынский вместе с приятелем, слепым музыкантом Готфридом, и получил заказ на роспись нового костела.

Персонажам икон Анкифиев придает черты горожан, вследствие чего его обвиняют в богохульстве: в течение тридцати лет длится война между церковью и богомазом, который “производит в святые” реальных людей. Прихожане защищают Анкифиева, и церковникам не удается уничтожить его росписи.

В беседе с Лютовым Анкифий излагает “истинные” версии агиографических сюжетов, придавая им такой же бытовой колорит, как и своим иконам.

Рассказы Анкмфиева сурово осуждает костельный служка пан Робацкий. В дальнейшем (“У Святого Валента”) Лготов видит росписи Анкифиева в костеле Берестечка; манера художника характеризуется как “обольстительная точка зрения на смертные страдания сынов человеческих”. Афопька Вида -конармеец-взводный, которого Лютоп вначале называет свои! другом.

“в рассказе “Путь и Броды” Анкифиев рассказывает ему притчу о пчеле, не захотевшей ужалить Христа, после чего заявляет, что пчелы должны претерпеть мучения войны, ибо она ведется п для их пользы.

После этого Анкпфий поет песню о жеребенке по имени Джигит, который довез подъесаула, своего хозяина, на небо, однако тот хватился забытого на земле штофа водки п “заплакал о тщете своих усилий”.

Увидев, что Лютоп не: может застрелить смертельно раненного телефониста Долгушова, чтобы прекратить его мучения (“Смерть Долгушо-ва”), Анкифиев сам делает это, после чего начинает относиться к Лютову с ненавистью за его слабость и отсутствие, по мнению Анкифиева, истинного милосердия; пытается застрелить Лготова, но ему препятствует повозочный Грищук.

В рассказе “Афопька Вида” казаки взвода Анкифиева “для смеху” секут плетьми пеших ополченцев. Вскоре в перестрелке убивают копя Апкнфиева; наутро герой исчезает и отсутствует несколько недель, добывая нового коня.

Когда дивизия вступает в Берестечко, навстречу ей выезжает Апкпфиев па рослом жеребце; за это время Анкифиев потерял один глаз. Затем герой “гуляет”: пьяный, разбивает в костеле раку с мощами святого п пытается играть на органе, аккомпанируя своим песням (“У Святого Валента”). Балмашев Никита — конармеец.

В рассказе “Соль” — герой-рассказчик, автор письма в редакцию, посвященного теме “несознательности женщин, которые нам вредные”.

На станции Фастов бойцы из конармейского эшелона отбиваются от многочисленных мешочников, везущих соль н пытающихся сесть в поезд; однако Балмашев жалеет одну из женщин, па руках которой грудной ребенок, и сажает ее в вагон, причем убеждает бойцов не насиловать ее.

Однако через некоторое время Балмашев догадывается, что женщина обманула их, а в ее свертке — “добрый пудовик соли”. Оскорбленный низостью женщины, которую бойцы “возвысили как трудящуюся мать в республике”, Балмашев сначала выбрасывает ее на ходу из вагона, а затем, чувствуя, что это недостаточное наказание, убивает из винтовки. Письмо Балмашева завершается клятвой от имени бойцов второго взвода “беспощадно поступать со всеми изменниками”.

В рассказе “Измена” Балмашев — герой-рассказчик, автор заявления следователю, в котором повествует о том, как вместе с однополчанами Головицыным и Кустовым попал в Ы-..ский госпиталь в местечке Козине.

На предложение доктора Явейна сдать оружие, принять ванну и переодеться в больничную одежду бойцы отвечают решительным отказом и начинают вести еебя как в осаде.

Однако через неделю они, от ран и переутомления, теряют бдительность, и “немилосердным сиделкам” удается их разоружить и переодеть.

Обращение с жалобой к пре-дуревкома Бойдерману остается безрезультатным, и тогда конармейцы на площади перед госпиталем обезоруживают милиционера и из его нагана стреляют по стеклам больничной кладовки.

Через четыре дня после этого один из них — Кустов — “должен был скончаться от своей болезни”. Поведение всех окружающих Валмашев квалифицирует как измену, о чем с тревогой заявляет следователю.

Брацлавский Илья — сын житомирского раввина Мот;гл:> Брацлавекого; впервые Лютов ветре-чается с ним в доме отца (“Рабби”): это юноша “с могущественным лбом Спинозы, с чахлым лицом монахини”, он демонстративно курит в присутствии молящихся, его называют “проклятым сыном, непокорным сыном”.

Через некоторое время он уходит из дома, вступает в партию и становится командиром полка (“Сын рабби”); когда фронт прорван, полк Балмашева разбит, а сам герой умирает от тифа.

Галин — один из сотрудников газеты “Красный кавалерист”, “узкий в плечах, бледный и слепой”, влюбленный и прачку Ирину. Он говорит ей о русской истории, однако Ирина уходит спать с поваром Василием, “оставив Галина наедине с луной”.

Подчеркнутая тщедушность персонажа резко контрастирует с проявляемой им силой воли: он называет Лютова “слюнтяем” и говорит о “политическом воспитании Нерпой Конной” — в то время как из открывшейся двери кухни “высовываются в прохладу” ноги Ирины и Василия.

Гедалп — герой одноименного рассказа, старый слепой еврей-философ, хозяин лавочки в Житомире. В беседе с Люто-вым он выражает готовность принять революцию, но сетует, что в пей много насилия и мало “добрых людей”. Гедали мечтает об “Интернационале добрых людей”; он не может понять разницу между революцией и контрреволюцией, поскольку та и другая несут с собой смерть.

Дьяков — начальник конского запаса дивизии, бывший цирковой атлет. Когда конармейцы насильственно меняют своих измученных лошадей па более свежих крестьянских (“Начальник конзапаса”), мужики протестуют: один из них говорит Д.

, что доставшаяся ему “в обмен” лошадь не может даже встать.

Тогда Дьяков, которому придан романтически-театральный облик (черный плащ и серебряные лампасы вдоль красных шаровар), подходит к лошади, и та, почувствовав “умелую силу, истекавшую от этого седого, цветущего и молодцеватого Ромео”, непостижимым образом поднимается на ноги.

Конкин — герой одноименного рассказа, бывший “музыкальный эксцентрик п салонный чревовещатель из города Нижнего”, ныне “политический комиссар Ы-..ской кавбригады и троекратный кавалер ордена Красного Знамени”.

На привале он “со всегдашним своим шутовством” рассказывает, как однажды, раненный во время боя, преследовал польского генерала, который еще дважды ранил его.

Однако Конкин настигает поляка и уговаривает сдаться; тот отказывается сдаться нижнему чипу, не веря, что перед ним — “высший начальник”. Тогда Кок-шш “но старинке” — не открывая рта — матерно ругает старика.

Узнав, что Конкин — комиссар и коммунист, генерал просит героя зарубить его, что тот и делает; при этом сам Конкин уже почти теряет сознание от потери крови.

Курдюков Василий — конармеец, мальчик экспедиции Политотдела, диктующий Лютову письмо к матери (“Письмо”), » котором бесстрастно повествует о судьбе своего брата Федора — красноармейца, зверски убитого их отцом, Тимофеем Родионовичем Курдюковым — командиром роты у Деникина; Тимофей пытает и самого Курдюкова, но тому удается бежать.

Он добирается в Воронеж к другому брату — Семену, командиру полка у Буденного. Вместе с ним Василий отправляется в Майкоп, где Семен, пользуясь авторитетом, получает в свое распоряжение отца, взятого в плен вместе с другими деникинцами, подвергает его жестокой порке, а затем убивает.

Курдюкова, диктующего письмо, больше, чем судьбы отца и братьев, волнует судьба его оставленного копя Степки.

Окончив диктовать, Василий показывает Лютову фотографию своей семьи — Тимофея “со сверкающим взглядом бесцветных и бессмысленных глаз”, “чудовищно огромных, тупых, широколицых, лупоглазых” Федора и Семена и “крохотной крестьянки с чахлыми светлыми и застенчивыми чертами лица” — матери, которой адресовано письмо.

Лёвка — конармеец, кучер начдива, бывший цирковой артист. В рассказе “Вдова” Л. упрашивает Сашку — “полковую жену” командира полка Шевелева — отдаться ему (сам Шевелев смертельно ранен).

Комполка дает Сашке и Левке последние распоряжения; как только он умирает, Левка требует у “вдовы”, чтобы та выполнила наказ и отослала матери Шевелева его “одежду, сподники, орден”; в ответ на слова Сашки о несвоевременности этого разговора Левка разбивает ей кулаком лицо, чтобы “помнила память” покойного.

Читайте также:  Краткое содержание чуковский краденое солнце точный пересказ сюжета за 5 минут

Лютов — главный герой-рассказчик цикла, фигурирующий в большинстве рассказов. “Кирилл Лютов” — псевдоним Бабеля в качестве военного корреспондента б-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии; естественно, что в образе героя явственно автобиографическое начало.

Лютов — еврей-одессит, брошенный женой; кандидат прав Петербургского университета: интеллигент, пытающийся примирить принципы общечеловеческого гуманизма с реальностью революционной эпохи -жестокостью, насилием, разгулом примитивных инстинктов.

Его “страшная” фамилия плохо сочетается с чувствительностью и душевной тонкостью. Получив назначение в штаб 6-й дивизии, Лютов является к начдиву Савицкому (“Мой первый гусь”), производя на того отрицательное впечатление своей интеллигентностью.

Квартирьер, провожающий Лютова к месту ночлега, говорит, что единственный способ стать “своим” среди красноармейцев — быть столь же брутальным, как и они.

Встретив весьма нелюбезный прием со стороны бойцов, проголодавшийся Лютов толкает кулаком в грудь старуху-хозяйку, отказавшуюся его накормить, затем убивает хозяйского гуся, раздавив ему голову сапогом, и приказывает старухе изжарить его.

Наблюдавшие сцену конармейцы приглашают Лютова к котлу; он читает им “Правду” с речью Ленина, затем они идут спать на сеновал: “Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло”.

Приехав в занятый Новоград-Волынский (“Переход через Збруч”), Лютов занимает квартиру в еврейском семействе и ложится спать рядом с заснувшим хозяином.

Герой видит страшный сон -беременная хозяйка будит Лютова, и оказывается, что тот спал рядом с ее мертвым отцом, убитым поляками.

Источник: http://www.slavkrug.org/kratkij-pereskaz-rasskazov-babelya-konarmiya/

Готовые школьные сочинения

Янв 28 2011

Изложение сюжет рассказов Бабеля из цикла «Конармия»

В рассказе “Костел в Новограде” Лютов отправляется с докладом к военкому, живущему в доме ксендза, пьет ром с помощником ксендза Ромуальдом, затем отправляется разыскивать военкома и находит его в подземелье костела: вместе с другими конармейцами они обнаруживают в алтаре деньги и драгоценности.

Иконы в Новограде-Волынском (”Пап Аполек”) явно напоминают Лютову знакомых горожан; он беседует с художником Аполеком. В рассказе “Письмо” Лютов записывает под диктовку Кур-дюкова его письмо к матери.

Б рассказе “Солнце Италии” читает отрывок письма, написанного его соседом по квартире Сидоровым к женщине по имени Виктория.

В Житомире (”Гедали”), под воздействием воспоминаний детства, Лютов в субботу ищет “первой звезды”, а затем беседует с лавочником-философом Гедали, убеждая его (и себя), что зло допустимо в качестве средства к добру, что революция невозможна без насилия, а Интернационал “кушают с порохом и приправляют лучшей кровью”.

В рассказах “Рабби” и “Сын Рабби” Лютов встречается с Ильёй Брацлавским — сыном житомирского раввина. В рассказе “Учение о тачанке” Лютов получает под командование повозочного Грищука и становится обладателем тачанки, перестав быть “парнем среди казаков”.

Во время сражения под Бродами Лютов не может найти в себе силы застрелить смертельно раненного телефониста Долгушова по его просьбе (”Смерть Дол-гушова”); это делает Афонька Вида, после чего пытается застрелить самого Л.

: сталкиваются два представления о гуманности; утешая Лютова, повозочный Грищук угощает его яблоком.

После перехода из Хотина в Берестечко (”Берестечко”) Лютов, бродя по городу, попадает в замок графов Рациборских; глядя оттуда па площадь, видит митинг, на котором воепком-див Виноградов говорит о Втором конгрессе Коминтерна; затем Лютов находит обрывок французского письма, датированного 1820 г.

, в котором идет речь о том, что умер Наполеон. В рассказе “Вечер” Лютов говорит о сотрудниках по газете “Красный кавалерист” — Галине, Слинкине и Сычеве (”три холостые сердца со страстями рязанских Иисусов”).

 Герой — “в очках, с чирьями на шее и забинтованными ногами” — жалуется Галину на болезнь и усталость, после чего тот называет Лютова слюнтяем.

В рассказе “У Святого Валента” Лютов, видя оскверненный конармейцами костел, пишет рапорт “об оскорблении религиозного чувства местного населения”. В рассказе “Эскадронный Трунов” Лютов жестоко бранится с Труновым, убившим двух пленных поляков.

В бою под Хотином (”Иваны”) убивают коня Лютова, и он на санитарной повозке подбирает раненых, после чего встречает двух Иванов — конармейца Акинфиева и дьякона Агеева, который ожидает скорой смерти; он просит Лютова написать его жене в Касимов: “пущаи моя супруга плачет обо мне”.

Во время ночевки в Замостье (”Замостье”) Лютов видит во сне женщину по имени Марго, “одетую для бала”, которая вначале ласкает его, а затем читает по нем поминальную молитву и кладет пятаки ему на глаза.

Наутро штаб дивизии перемещается в Ситанец; Лютов останавливается в хате вместе с квартирьером Волковым — однако противник наступает, и вскоре им приходится бежать на одной лошади; Лютов соглашается со словами Волкова: “Мы проиграли кампанию”.

В рассказе “После боя” Лютов в стычке с Акинфиевым признает, что ходит в атаку с незаряженным наганом; после этой стычки он “вымаливает у судьбы простейшее из умении — умение убить человека”. В рассказе “Песня” Лютов, угрожая оружием, требует у “злой хозяйки” щей, однако ему мешает своей песней Сашка Христос: “Сашка смирил меня полузадушенным и качающимся своим голосом”.

 В рассказе “Аргамак” Лютов решает перейти в строй — в 6-ю дивизию; его определяют в 4-й эскадрон 23-го кавполка и дают лошадь, отобранную по приказу командира эскадрона Баулина у казака Тихомолова в наказание за то, что тот убил двух пленных офицеров. Неумение Лютова обращаться с конем приводит к тому, что спина аргамака превращается в сплошную рану.

Лютову жалко коня; кроме того, оп переживает, что стал соучастником несправедливости, допущенной в отношении хозяина аргамака. Встретившись с Тихомоловым, герой предлагает ему “помириться”, но тот, увидев, в каком состоянии находится конь, отказывается.

Эскадронный Баулин за то, что Лютов “норовит жить без врагов”, прогоняет его, и герой переходит в 6-й эскадрон.

В Будятичах (”Поцелуй”) Лютов останавливается на квартире школьного учителя.

Ординарец Мишка Суровцев советует дочке учителя, Елизавете Алексеевне Томилином, лечь спать “поближе” к нему и Лютову, после чего в дом начинают собираться многочисленные старики и старухи, чтобы защитить женщину от грозящего насилия.

Лютов успокаивает Томилину; через два дня они становятся друзьями, затем любовниками. Полк по тревоге уходит из Будятичей; однако через несколько недель, оказавшись на ночевке в девяти километрах, Лютов и Суровцев вновь едут туда.

Лютов проводит ночь с Томили-ной, по перед рассветом ординарец торопит его уехать, хотя герой не понимает причин спешки. По дороге Суровцев сообщает Лютову, что парализованный отец Томилипой ночью умер. Последние слова рассказа (и всей книги): “В это утро наша бригада прошла бывшую государственную границу Царства Польского”.

Павличенко Матвей Родионович — конармеец, “красный генерал”, герой-рассказчик “Жизнеописания Павличенки Матвея Родноныча”. Будучи пастухом в Ставропольской губернии, женился на девушке по имени Настя. Узнав, что помещик Никитинский, у которого он работал, пристает к его жене, просит расчет; однако помещик заставляет его в течение десяти лет выплачивать долг.

В 1918 г. уже став командиром красно-казачьего отряда, Павличенко приезжает в усадьбу Никитинского и предает его мучительной смерти в присутствии сумасшедшей жены помещика.

Характерна мотивировка: “Стрельбой от человека только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается.

Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу пли более часу, мне желательно узнать, какая она у нас есть…” В рассказе “Чеснпки” Павличенко — начдив шесть — пререкается с Ворошиловым, не желая начинать атаку не в полном составе дивизии. В рассказе “Комбриг два” Павличепко назван “своевольным”.

Прищепа — конармеец, герой одноименного рассказа: “молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль”.

За то, что Прищепа бежал от белых, они убили его родителей; имущество было расхищено соседями. Вернувшись в родную станицу, Прищепа мстит всем, у кого находит вещи из своего дома.

Затем он, запершись в хате, двое суток пьет, поет, плачет и рубит шашкой столы; на третью ночь поджигает дом, убивает корову и скрывается из станицы.

Ромуальд — помощник ксендза в Новограде-Волынском, шпионящий за красноармейцами и расстрелянный ими. В рассказе “Костел в Новограде” Лютов (не зная, что Ромуальд -шпион) пьет с ним ром. В рассказе “Пан Аполек” Ромуальд оказывается “прототипом” Иоанна Крестителя на иконе, написанной Аполеком. Савицкий — начальник шестой дивизии.

В рассказе “Мой первый гусь” говорится о “гигантском теле” героя, о том, что от Савицкого “пахнет духами и приторной прохладой мыла”. Когда Лютов является к нему с приказом о назначении в дивизию, Савицкий называет его “паршивеньким”. В рассказе “Переход через Збруч” Лютову снится, что Савицкий убил комбрига за то, что тот “поворотил бригаду”.

В рассказе “Комбриг два” Савицкий назван “пленительным”; именно его выучкой Лютов объясняет молодецкую кавалерийскую посадку Колесникова, командира второй бригады.

После неудачных боев Савицкий смещен с должности (”Смерть Долгушова”, “История одной лошади”) и отправлен в резерв; он живет с казачкой Павлой в Радзивилове — “облитый духами и похожий на Петра Великого”.

В рассказе “Продолжение истории одной лошади” Савицкий вновь командует дивизией, которая ведет тяжелые арьергардные бои; об этом Савицкий пишет в ответном письме Хлебникову, обещая увидеться с ним разве что “в царствии небесном”.

Сашка — санитарка 31-го кавполка, “дама всех эскадронов”. В рассказе “Вдова” • “полевая жена” комполка Шевелева вплоть до его гибели.

В рассказе “Чесники” Сашка уговаривает казачонка Степку Дуплищева случить принадлежащего начдиву кровного жеребца Урагана с Сашкиной кобылой, обещая за это рубль; в конце концов, тот соглашается, однако после случки Сашка уезжает, не отдав Степке денег.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов ивана шмелёва за 2 минуты

В рассказе “После боя” Сашка не желает сесть за стол рядом с командиром первого эскадрона Воробьевым из-за того, что он и его бойцы не проявили себя в атаке должным образом.

Сашка Христос (Коняев) — конармеец, герой одноименного рассказа. Когда С. было 14 лет, он отправился в Грозный подручным к отчиму Тараканычу, который работал плотником. От прохожей нищенки они оба заразились сифилисом.

Когда они возвращаются в станицу, Сашка Христос, угрожая рассказать матери о болезни отчима, получает у него разрешение уйти в пастухи. Герой “прославился на весь округ простодушием”, за что получил прозвище “Христос”.

В рассказе “Песня” он назван “эскадронным певцом”; в избе, где стоит Л ютов, Сашка поет под гармонику кубанскую песню “Звезда полей” (песням его научил в 1919 г. браконьер на Дону).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Изложение сюжет рассказов Бабеля из цикла «Конармия» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/izlozhenie-syuzhet-rasskazov-babelya-iz-cikla-konarmiya/

Конармия краткое содержание и. бабаель краткое изложение и пересказ, — краткие содержания произведений

МОЙ ПЕРВЫЙ ГУСЬ Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак.

Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу.

Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикомандировании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днем.

Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила.

Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти свой, и только сердце его, обагренное убийством, во сне «скрипело и текло».

СМЕРТЬ ДОЛГУШОВА Даже повоевав и достаточно насмотревшись на смерть, Лютов по-прежнему остается «мягкотелым» интеллигентом. Однажды он видит после боя сидящего возле дороги телефониста Дол-гушова. Тот смертельно ранен и просит добить его.

«Патрон на меня надо стратить, — говорит он. — Наскочит шляхта — насмешку сделает». Отвернув рубашку, Долгушов показывает рану. Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца. Однако Л ютов не в силах совершить убийство.

Он отъезжает в сторону, показав на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде. Долгушов и Афонька коротко о чем-то говорят, раненый протягивает казаку свои документы, потом Афонька стреляет Долгушову в рот. Он кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запале готов пристрелить и его.

«Уйди! — говорит он ему, бледнея. — Убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…»

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПАВЛИЧЕНКИ, МАТВЕЯ РОДИОНЫЧА Лютов завидует твердости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости.

Красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду.

Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь.

Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается».

СОЛЬ Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, который произошел с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитем, якобы едущую на свидание с мужем.

Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с «ребенка» пеленки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос.

Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

ПИСЬМО Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказывает о братьях, воюющих, как и он, за красных. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Деникина, «стражник при старом режиме».

Он резал сына до темноты, «говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно», «пока брат Федор Тимофеич не кончился».

А спустя некоторое время сам папаша, пытавшийся спрятаться, перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу.

ПРИЩЕПА У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу.

Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом.

Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается как один из основных источников обращений и его преимущества над другими видами рекламы»>над его хатой.

Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее. Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.

ЭСКАДРОННЫЙ ТРУНОВ Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного.

Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародер Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив еще два мундира, он направляется к обозу, но возмущенный Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается.

Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемета, и оба погибают в этом бою.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛОШАДИ Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждет своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади.

Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя.

В результате Хлебников пишет заявление, где выражает обиду на коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

АФОНЬКА БИДА Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня.

Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль. В нем еще не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.

ПАН АПОЛЕК У икон Новоградского костела своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия.

Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвел в святые простых людей.

Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксендзом была доверена роспись нового костела.

Каково удивление приглашенных ксендзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костела хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей.

Художник, приглашенный на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксендза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Еще он передает ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

ГЕДАЛИ Лютов видит старых евреев, торгующих у желтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает свое детство и деда, поглаживающего желтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках.

Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золоченых туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мертвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает.

Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убежденно наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью».

Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушенно отвечает ему, что еще недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».

РАББИ Лютову жаль этого разметанного вихрем революции быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь.

Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть.

Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мертв, но Л ютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждет сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».

Источник: https://referatbooks.ru/literature/briefs/konarmiya-kratkoe-soderzhanie-i-babael-kratkoe-izlozhenie-i-pereskaz/

Ссылка на основную публикацию