Краткое содержание лермонтов максим максимыч (глава из героя нашего времени) точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание романа «Герой нашего времени»

Краткое содержание Лермонтов Максим Максимыч (глава из Героя нашего времени) точный пересказ сюжета за 5 минут

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широко известно и входит в список русской классической литературы. Его жанр определяется как психологический роман.

Написание романа пришлось на период с 1838 по 1840 год. Когда он был опубликован, мнения читателей разделились.

Одни увидели в сюжете горькую правду, другие не хотели верить в действительность характеров, подобных Печорину.

Композиционная структура

Композицией романа предусмотрено расположение глав вопреки хронологическому порядку. Сначала читатель смотрит на события глазами постороннего человека, а затем ему предоставляется возможность сделать собственные выводы о личности главного героя, читая записи из его дневника.

В произведении главы расположены таким образом:

  1. Бэла.
  2. Максим Максимыч.
  3. Тамань.
  4. Княжна Мери.
  5. Фаталист.

В хронологическом же порядке события происходили следующим образом.

  1. Происшествие на Тамани.
  2. Встреча с княжной Мери.
  3. Столкновение с фаталистом.
  4. Похищение Бэлы.
  5. Знакомство рассказчика с Максим Максимычем.

Название произведения отражает отношение автора к его главному персонажу. Сюжет, вкратце приведённый далее, поможет понять, кого же Лермонтов считал «героями нашего времени».

Краткое содержание по главам

Повествование ведется от первого лица. Автор находится на Северном Кавказе, где и происходят основные события.

Предисловие

В небольшом предисловии к роману Михаил Юрьевич обращается непосредственно к своим читателям. Первые реакции на книгу зачастую были негативными в связи с возмутительными действиями его героя.

Лермонтов объясняет, что характер Печорина был создан для того, чтобы показать лицо и истинную жизнь его современников, обуреваемых пороками.

Но при этом он просит не переносить отношение к Григорию на создавшего его образ автора.

Рассказ берёт своё начало на Кавказской территории XIX века, где время от времени вспыхивают противостояния с горцами.

Повесть Бэла

Некий офицер, который играет роль рассказчика в тексте, движется на Кавказ и по пути встречает штабс-капитана по имени Максим Максимыч. Мужчины производят друг на друга положительное впечатление и вскоре становятся приятелями. Однажды у них завязывается беседа о событиях прошлых лет, в которой штабс-капитан рассказывает о бывшем подчинённом Печорине.

Этот молодой офицер привлекал внимание красотой и умом, но имел непостоянный характер. Он мог тяготиться пустяками и высказывать капризы, но в то же время обладал завидным мужеством и бесстрашием. Служили они в то время в военной крепости, где было достаточно тоскливо.

По доброте Максим Максимыч решил пригласить с собой Печорина на свадьбу к дочери князя. На торжестве Григорий познакомился с младшей сестрой невесты и решил, что должен добиться её расположения.

В этом ему невольно помог штабс-капитан, ставший свидетелем разговора между братом Бэлы Азаматом и разбойником Казбичем, в котором родственник девушки просил продать ему коня Карагёза за любую цену. Он даже был готов украсть свою сестру, но черкес не соглашался на это.

Печорин, узнавший о разговоре, решил использовать его в своих планах. Он попросил Азамата украсть Бэлу для него, за что Григорий пообещал достать юноше желанного коня. Сделка состоялась, и Печорин получил не только пленницу, но и врага в лице Казбича.

Девушка поселилась в доме Григория, который был настолько ласковым и заботливым, что сумел покорить её сердце.

Но как только Бэла проявила ответное чувство, сердце Печорина охладело, и она стала страдать. Максим Максимыч пытался отвлечь её и помочь развеяться, но всё становилось только хуже.

Девушка увидела Казбича недалеко от военной крепости. Разбойник уже убил её отца и брата, и она испугалась за свою жизнь.

К сожалению, у неё были все основания для опасений. Казбич похитил её, а когда офицеры бросились в погоню, разбойник ранил девушку и скрылся. Спустя два дня Бэла умерла, сожалея только о том, что больше никогда не увидит возлюбленного.

Штабс-капитан признался, что такая судьба ожидала молодую красавицу в любом случае. Бэла сама не смогла бы пережить безразличия Григория, и рана, нанесённая Казбичем, лишь приблизила неизбежное. Спустя время Печорин покинул крепость, больше Максим Максимыч его не видел.

Повесть Максим Максимыч

Пути рассказчика и штабс-капитана разошлись, чтобы вскоре снова встретиться во Владикавказе. И тут же случается остановиться Печорину, направлявшемуся в Персию.

Молодой человек оказался действительно красивым и уверенным в себе человеком, хорошо держал себя в обществе и одевался со вкусом.

Но его холодный и проницательный взгляд, а также нежелание идти на контакт с Максим Максимычем удивили рассказчика. Сколько бы ни пытался штабс-капитан вытянуть Печорина на разговор, ничего не получалось.

Он был крайне огорчён поведением бывшего подчинённого, к которому хорошо относился, несмотря ни на что.

Не желая хранить никаких воспоминаний о нём, он отдал дневники Григория рассказчику, который открыл и сокращённо опубликовал их после неожиданной кончины двадцативосьмилетнего Печорина, так и не добравшегося до Персии из-за болезни.

Глава Тамань

На страницах своего дневника Печорин описал приключение, случившееся с ним на Тамани. Там он встретил слепого мальчика и понял, что тот хранит какую-то тайну. Решив узнать её, герой начал слежку, во время которой стал свидетелем встречи мальчика с красивой девушкой и человеком Янко. Последний передал странной паре какие-то мешки.

Печорин пытался узнать у ребёнка, что было в этих мешках, но тот не желал ни говорить, ни слушать. Тогда он встретился с девушкой, которой дал имя Ундина. Девушка стала звать его на свидание.

Однако во время вечерней встречи на пристани она попыталась утопить Печорина, догадывавшегося о контрабандисткой деятельности троицы. Мужчина победил в этой схватке, и Ундина оказалась в воде, где её подобрал на своей лодке Янко.

Пока происходили все эти события, мальчик украл вещи Григория, и на следующее утро герой решил покинуть Тамань.

Княжна Мери

Краткое содержание этой главы начинается с посещения героем Кисловодска, где он познакомился с юнкером Грушницким. Юноша был влюблён в княжну Мери Лиговскую, и Печорина забавляло его чувство.

Григорий цинично расписывал достоинства и недостатки девушки, будто речь шла о скаковой лошади. Колкости в адрес Мери, раздражение княжны и влюблённость юнкера должны были вылиться в какую-то драму, как предугадал доктор Вернер.

Так оно вскоре и случилось.

К Мери приехала родственница Вера. Оказалось, что женщину когда-то связывали с Григорием романтические чувства, которые не имели никаких шансов теперь, когда она была уже замужем. Холодный и циничный Печорин вдруг вспомнил свои страстные чувства к Вере. Чтобы утихомирить отозвавшиеся в нём страдания и боль, он загнал свою лошадь, скача на ней по окрестностям.

После всех выходок Печорина Грушницкий сделал вывод, что ему никогда не придётся частить к Лиговским и никогда не стать у них желанным гостем. Тогда Григорий решил доказать обратное.

Попав на бал, устраиваемый княгиней, он вдруг сделался необычайно учтивым и вежливым. К тому же ему представилась возможность защитить девушку от пьяного офицера.

Семейство оценило это впоследствии молодой человек стал всё чаще бывать в доме и рассмотрел женскую притягательность Мери.

От скуки, желания подразнить Грушницкого и показать бывшей возлюбленной Вере свою привлекательность, он использовал всё обаяние, чтобы очаровать княжну.

Влюблённость Мери стала беспокоить Веру, и она просила Печорина оставить ухаживания за девушкой и не помышлять о женитьбе на ней. Хотя женщина была очень больна и опасалась запятнать репутацию, она обещала Григорию ночное свидание.

Тот вскоре устал от внимания женщин и ревности Грушницкого. Желая избавиться от них, он стал вести себя вызывающе, но Мери от этого только страдала и всё больше влюблялась.

В городе шли слухи, что близится свадьба княжны с Печориным. На самом деле молодой человек ждал признания в любви от княжны. Но когда оно, наконец, было произнесено, он отверг его, говоря, что её чувство безответно.

Мери страдала, понимая, что Григорий лишь смеялся над ней. Лермонтовский герой тоже понимал всю низость своего поступка, но считал себя слишком вольным и свободолюбивым человеком, неспособным составить чьё-то счастье. Кроме того, ему было предсказано умереть от руки жены.

Грушницкий, подозревавший Печорина в свиданиях с Мери, сходил с ума от ревности и вызвал соперника на дуэль. В ночь перед схваткой герой рассуждал о том, что если он будет убит, после его жизни ничего не останется. Однако в дуэли погиб Грушницкий.

Чтобы снять обвинения с Григория, были даны показания, что смерть юнкера — дело рук черкесов, но Вера догадалась о том, как всё было на самом деле. Обуреваемая чувствами, она призналась мужу в симпатии к главному герою, и он поспешил увезти её.

Печорин, попытавшийся догнать единственную любимую женщину в своей жизни, потерпел неудачу.

Тем временем слухи о дуэли распространялись, и Григорий должен был немедленно уехать. Посетив дом княжны, он получил предложение её руки и сердца от матери, но ответил отказом.

Глава Фаталист

Краткое содержание этой небольшой, но интересной повести берёт своё начало в казачьей станице, где оказался главный герой. Среди находившихся там офицеров разгорелся горячий спор о том, предсказана ли судьба человека или же каждый может сам выбрать, какой будет его жизнь.

Один серб, которого звали Вулич, объявил себя фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. Доказать свою точку зрения он был готов самым рискованным образом.

Поскольку он считал, что в этот день ему не было суждено умереть, он взял заряженный пистолет и приложил его к своему виску. Только смерть от выстрела доказала бы его неправоту.

Никто не соглашался спорить с ним на таких условиях. Никто, кроме Печорина.

Твёрдо сказав, что Вулич умрёт сегодняшней ночью, он предложил сербу выстрелить. Тот нажал на курок, но пистолет дал осечку, хотя следующий выстрел в сторону исправно прогремел.

Казалось бы, серб выиграл спор, но Григорий настаивал на том, что смерть настигнет несчастного очень скоро. Так и произошло. Утром Вулич был найден мёртвым.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов ирвина шоу за 2 минуты

Убийцу быстро нашли, но казак, совершивший преступление случайно, будучи пьяным, не желал признавать свою вину. Он заперся у себя и грозил зарубить любого, кто попытается войти.

Печорин решился наказать казака и попал в его жилище через окно. Подоспевшие офицеры сумели справиться с буяном.

Образ главного героя

Лермонтов написал очень сильный образ, пугающий, но в то же время вызывающий восхищение. Внешне Григорий Печорин представляется как статный и красивый молодой человек в чине офицера. Он умён и проницателен, понимание человеческой психологии позволяет ему легко находить общий язык с людьми даже после того, как он показывал им себя не в лучшем свете.

С такими качествами Печорин мог добиться многого, но в своей жизни он так и не обрёл смысл. Особенно остро он понял это накануне дуэли с Грушницким, после его смерти остались бы только воспоминания, да и те вряд ли принесли кому-нибудь радость.

За всё время Печорин не смог принести счастья любивших его женщин, встречи с бывшими сослуживцами проходили холодно и отстранённо с его стороны.

Судьба циничного зачастую жестокого героя в некоторые моменты даже вызывает сопереживание. Рассказчика подкупила искренность изложения самим Григорием событий своей жизни.

На страницах дневника он не занимается самооправданием, порой признаётся, что и сам понимает низость своих поступков, но уже не может поступать иначе.

Краткий пересказ «Героя нашего времени» отражает все сюжетные ходы, но, к сожалению, не может подарить того захватывающего волнения, которое охватывает читателя при знакомстве с первоисточником. По возможности стоит ознакомиться с полным содержанием истории, чтобы иметь возможность сделать свои заключения на поднимаемые писателем темы судьбы, любви и предназначения человека.

Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-romana-geroj-nashego-vremeni.html

Краткое содержание

Искусство и развлечения 23 мая 2015

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся классик 19 века, написавший множество известных произведений.

Одним из самых успешных его творений является поэма “Герой нашего времени”. Все произведение разделено на главы, каждая из которых призвана как можно более подробно раскрыть характер главного героя.

В данной статье представлен краткий пересказ главы “Максим Максимыч”.

Повествование ведется от имени странствующего офицера. Оценка происходящего дается со стороны, а не от непосредственного участника событий, что является отличительной чертой главы “Максим Максимыч”. “Герой нашего времени” – произведение, в котором объединились несколько, совершенно непохожих между собой, точек зрения.

Гостиница

Рассказчик, после небольшого путешествия через Кавказские горы, останавливается в гостинице, которой заправляют три инвалида. Обстоятельства складываются так, что он вынужден провести здесь несколько дней. Офицер ждет так называемую “оказию” (прикрытие, состоящее из пушки и половины пехотной роты, которая охраняет обозы), а она, как назло, задерживается.

На второй день его унылого пребывания в гостинице на горизонте показывается повозка, из которой выходит знакомый рассказчика, Максим Максимыч. “Герой нашего времени” – произведение, в котором нашлось место и по-настоящему положительному герою. Это отставной штабс-капитан, простой и добрый человек. От его имени велось повествование в первой главе поэмы (“Бэла”).

Офицер предлагает Максиму Максимычу расположиться в своем номере, но что тот без стеснения соглашается.

Рассказчик отмечает, что ему крупно повезло, так как штабс-капитан умел хорошо готовить, и после той скудной пищи, которая подавалась в гостинице, фазан Максима Максимыча казался особенно вкусным. Все остальное время после ужина мужчины проводили в полном молчании, так как им совершенно было не о чем разговаривать.

Полное произведение дает детальную характеристику каждому герою, однако таких подробностей не включает в себя краткое содержание.

Максима Максимыча отличают от других персонажей такие качества, как дружелюбие и общительность. Именно они и окажутся растоптанными главным героем поэмы.

Старый добрый друг Печорин

Затянувшееся молчание прерывает звук колокольчиков. На дворе появляется повозка с людьми, за которой следует пустая коляска, похожая на заграничную. Позади нее идет хорошо одетый лакей, имеющий замашки балованного слуги. Офицер и Максим Максимыч расспрашивают его. Из разговора становится понятно, что оказия наконец-то пришла, а коляска эта принадлежит господину Печорину.

Штабс-капитан с удивлением и радостью узнает в приезжем своего друга, с которым им пришлось через многое пройти. Максиму Максимычу не терпится поскорее увидеться с ним, однако слуга говорит, что Печорин остался ночевать у знакомого полковника. Старый капитан не в силах скрыть свое расстройство и неудовольствие. Он просит лакея передать хозяину, что в гостинице его ждет штабс-капитан.

Видео по теме

Ожидание (краткое содержание)

Максима Максимыча одолевает нестерпимое желание увидеться с другом. На протяжении всего вечера старый капитан не находит себе места.

Каждую минуту он ждет, что на горизонте вот-вот появится повозка, из которой выйдет Печорин. Однако его ожиданиям не суждено исполниться так скоро.

Рассказчику с трудом удается уговорить Максима Максимыча зайти в комнату и лечь спать. Всю ночь тот проводит в нескрываемом беспокойстве.

Долгожданный гость

Утром штабс-капитан вынужден отправиться к коменданту по делам, но настоятельно просит рассказчика позвать его при первом же появлении Печорина. Через некоторое время тот наконец появляется и сразу отдает приказ готовиться к отъезду.

Портрет Печорина

Рассказчик описывает читателям внешность главного героя. Оказывается, что это человек крепкого телосложения и среднего роста. Очень аккуратный, с аристократическими манерами. Офицер отмечает некоторые особенности походки Печорина: он не размахивает руками при ходьбе, что свидетельствует о скрытности его характера.

Садясь, Печорин очень сильно сутулится, создается ощущение, что у него в спине нет ни единого позвонка. Кожа у героя белая и нежная, как у женщины, что говорит о благородном происхождении. Кроме того, рассказчик отмечает светлые волосы и черные, как смоль, брови и усы, что свидетельствует о породе.

Одним словом, Печорин обладает привлекательной наружностью и, несомненно, нравится женщинам. Он имеет высокий лоб со следами морщин, которые ничуть не портят его привлекательности. В заключение рассказчик отмечает белоснежные зубы, глубокие карие глаза, которые никогда не улыбаются, даже если их хозяин смеется, и кудрявые волосы.

Взгляд Печорина одним может показаться грустным, а другим – злым.

Рассказчик представляет вниманию читателя именно такой портрет. Вы найдете в статье только его краткое содержание. Максима Максимыча же так подробно офицер не описывает.

Встреча

Все уже готово к отъезду, как вдруг прибегает запыхавшийся штабс-капитан. Печорин встречает его довольно холодно, чем вызывает некоторое недоумение старика. Выясняется, что тот держит путь в Персию и не намерен оставаться здесь.

Максим Максимыч пытается вывести старого друга на разговор, однако тот на контакт не идет и отделывается лишь общими фразами.

На вопрос о том, что делать с записями, которые штабс-капитан бережно хранил все это время, Печорин небрежно машет рукой и уезжает.

Прощание

Рассказчик просит Максима Максимыча отдать ему записи Печорина. Раздосадованный штабс-капитан со злостью бросает бумаги на землю, а офицер быстро собирает все и уносит к себе, не дожидаясь, пока старик передумает.

Передать всю горечь и печаль, которые испытал старый капитан, не в силах ни одно краткое содержание. Максима Максимыча душат гнев и чувство ненужности.

Через некоторое время приходит пора выезжать, но штабс-капитан не едет вместе с офицером. На вопрос о том, почему он остается, отвечает, что нужно уладить кое-какие дела с комендантом. Видно, что старый капитан злится, и офицер в какой-то мере сочувствует ему. Он понимает, что сброшенную завесу, которая застилала глаза штабс-капитана, в его года уже не заменить ничем.

Офицер уезжает в одиночестве. В заключение хотелось бы отметить, что глава “Максим Максимыч” очень интересна в полном содержании, более подробно можно узнать о многих происходящих в поэме событиях.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
«Княжна Мери», краткое содержание повести из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Самая большая по размеру повесть, входящая в роман, вышедший в 1840 году, который написал Лермонтов – «Княжна Мери». Писатель использует форму журнала, дневника, для того чтобы открыть читателю харак…

Искусство и развлечения
“Пир на весь мир”: краткое содержание. “Пир на весь мир” (Некрасов): о чем глава поэмы “Кому на Руси жить хорошо?”

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более чем десяти лет. Так получилось, что последней, четвертой, стала глава «Пир на весь мир». В финале она обретает некую з…

Искусство и развлечения
Глава “Максим Максимыч”: краткое содержание. “Максим Максимыч” – глава романа “Герой нашего времени”

«Герой нашего времени» – самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав – законченная история, отражающая одну из граней ха…

Образование
Чехов, “Хирургия”: краткое содержание Чехова “Хирургия” – о чем рассказ?

Известно, что Антон Павлович Чехов – автор многих коротких юмористических рассказов. По части описания характеров своих персонажей он был непревзойденным мастером.

Искусство и развлечения
Франц Кафка, “Замок”: краткое содержание и отзывы о книге

Является одним из выдающихся немецкоязычных писателей 20 века Франц Кафка. «Замок» – книга, которая сделала его всемирно известным. Как и многие произведения писателя, роман пропитан абсурдизмом, тревожнос…

Искусство и развлечения
Краткое содержание и отзывы о книге «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

Автор книги «Алиса в Стране чудес» по праву заслужил своё признание. На первый взгляд запутанная и странная, сказка на деле сводится к простой истине: весь мир вокруг безумен. Не только дети способны вынес…

Читайте также:  Краткое содержание рыжий кот осеевой точный пересказ сюжета за 5 минут

Искусство и развлечения
“Невеста”, А.П. Чехов: краткое содержание. “Невеста” – рассказ о выборе жизненного пути

В 1903 году был написан рассказ Чехова «Невеста». Краткое содержание, которое дается ниже, покажет, как обычная провинциальная девушка меняет отношение к действительности и принимает очень серьезное в свое…

Искусство и развлечения
“Иван”: краткое содержание. Повесть В. О. Богомолова

Владимир Осипович Богомолов – советский писатель, который прошел Великую Отечественную войну от начала до конца. На фронте он служил командиром отделения разведки, поэтому про все ужасы войны Богомолов знал не понаслы…

Искусство и развлечения
“Бэла” Лермонтова: краткое содержание. “Герой нашего времени”, краткое содержание главы “Бэла”

Роман «Герой нашего времени» – одно из значительнейших творений М.Ю. Лермонтова. Композиционное своеобразие произведения таково, что каждая глава и ее расположение в повествовании заключают в себе определе…

Искусство и развлечения
Краткое содержание “Трех сестер” Чехова по главам

Пьеса Чехова «Три сестры», которая была написана в 1900 году, сразу же вызвала немало споров и противоречивых суждений критиков. О произведении до сих пор говорят, его исследуют и трактуют уже в духе совре…

Источник: http://monateka.com/article/127777/

Глава “Максим Максимыч”: краткое содержание. “Максим Максимыч” – глава романа “Герой нашего времени”

«Герой нашего времени» – самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав – законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя.

Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» – глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

Роман «Герой нашего времени»

Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма.

Также произведению присущи черты социально-психологического романа.

Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как очерк, путевые заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть.

Совместив все эти формы, поэт добился того, что образ Печорина предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей.

То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» – глава, написанная в жанре рассказа.

Хронология повествования

Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, – главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина.

Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер – все они наделены своими характерами, привычками, историей.

Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина.

Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

Образ Печорина

Печорин – представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире.

Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин – эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает.

Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

Образ Максима Максимыча

Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

Максим Максимыч – один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой.

Максим Максимыч – штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям.

Главное для него – исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

Глава “Максим Максимыч”: краткое содержание

Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска.

Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания.

Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой – он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия.

Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

«Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, – глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

Вывод

Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.

Источник: http://fjord12.ru/article/173876/glava-maksim-maksimyich-kratkoe-soderjanie-maksim-maksimyich—glava-romana-geroy-nashego-vremeni

Краткое содержание Герой нашего времени краткое изложение романа краткий пересказ, – Краткие содержания произведений

Краткое содержание романа «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» Роман (1839— 1840)

30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть Военно-Грузинскую дорогу.

На ней-то и встречается автор, офицер русских колониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем. До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололед и внезапный буран вынуждают их дважды останавливаться на ночлег.

Под чаек из чугунного чайника Максим Максимыч и рассказывает любознательному, как все пишущие и записывающие люди, попутчику действительное происшествие из своей жизни.

Это сейчас пятидесятилетний штабс-капитан числится кем-то вроде интенданта, а пять лет назад был он еще строевым офицером — комендантом сторожевой крепости и стоял со своею ротой в только что замиренной Чечне.

Случается, конечно, всякое — «каждый день опасность» («народ кругом дикий»), — но в общем с замиренными «дикарями» замирители живут по-со-.седски, пока в «скучной» крепости не появляется Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, переведенный в армию и полусосланный на Кавказ за какую-то скандально-светскую провинность.

Прослужив под началом у Максима Максимыча около года, двадцатипятилетний прапорщик, с виду такой тоненький да беленький, успевает положить глаз на прехорошенькую дочку местного «мирного» князя, с помощью младшего брата Бэлы — Азамата — умыкнуть ее из отчего дома, приручить, влюбить в себя до страсти, а месяца через четыре сообразить: любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни. Уж на что прост Максим Максимыч, а понимает: затеянное Печориным (от скуки!) романтическое предприятие добром не кончится. Кончается и впрямь худо: переделом краденого. Дело в том, что Печорин расплачивается с Азаматом не своим золотом, а чужим — бесценным — конем, единственным достоянием удальца Казбича. Казбич в отместку похищает Бэлу и, поняв, что от погони не уйти, закалывает ее.

Рассказанная штабс-капитаном «историйка» так и осталась бы путевым эпизодом в «Записках о Грузии», над которыми работает автор, если б не дорожный сюрприз: задержавшись во Владикавказе, он становится очевидцем нечаянной встречи Максима Максимыча с Печориным, вышедшим в отставку и направляющимся в Персию.

Понаблюдав за бывшим подчиненным штабс-капитана, автор, замечательный физиономист, убежденный, что по чертам лица можно судить о характере человека, приходит к выводу: Печорин — лицо типическое, может быть, даже портрет героя времени, самой жизнью составленный из пороков бесплодного поколения.

Читайте также:  Краткое содержание яковлев рыцарь вася точный пересказ сюжета за 5 минут

Короче, тянет на суперсовременный, психологический роман, ничуть не менее любопытный, чем «история целого народа». Вдобавок он получает в полное свое распоряжение уникальный документ. Осерчав на Григория Александровича, Максим Максимыч сгоряча передает попутчику «печоринские бумаги» — дневник, забытый им в крепости при спешном отъезде за хребет — в Грузию.

Извлечения из этих бумаг — центральная часть «Героя нашего времени» («Журнал Печорина»).

Первая главка этого романа в романе — авантюрная новелла «Тамань» подтверждает: штабс-капитан, при всем своем простодушии, верно почувствовал характер погубителя Бэлы: Печорин — охотник за приключениями, из тех бессмысленно-действенных натур, что готовы сто раз пожертвовать жизнью, лишь бы достать ключ к заинтриговавшей их беспокойный ум загадке. Судите сами: трое суток в пути, приезжает в Тамань поздно ночью, с трудом устраивается на постой — денщик храпит, а барину не до сна. Охотничий инстинкт и дьявольская интуиция нашептывают: слепой мальчик, пустивший его «на фатеру», не так слеп, как говорят, а фатера — даром что кособокая мазанка — не похожа на семейную хату. Слепой и впрямь ведет себя странно для незрячего: спускается к морю по отвесному склону «верной поступью», да еще и волочит какой-то узел.

Печорин крадется: следом и, спрятавшись за прибрежным утесом, продолжает наблюдение. В тумане обозначается женская фигура. Прислушавшись, он догадывается: двое на берегу ждут некоего Янко, чья лодка должна незаметно пробраться мимо сторожевых судов. Девушка в.

белом тревожится — на море сильная буря, — но отважный гребец благополучно причаливает. Взвалив привезенные тюки на плечи, троица удаляется.

Загадка, показавшаяся Печорину замысловатой, разрешается легче легкого: Янко привозит из-за моря контрабандный товар (ленты, бусы да парчу), а девушка и слепой помогают его прятать и продавать.

С досады Печорин делает опрометчивый, шаг: в упор, при старухе хозяйке, спрашивает мальчика, куда тот таскается по ночам. Испугавшись, что постоялец «донесет» военному коменданту, подружка Янко (Печорин про себя называет ее ундиной — водяной девой, русалкой) решает отделаться от не в меру любопытного свидетеля.

Приметив, что приглянулась мимоезжему барину, русалочка предлагает ему ночную, тет-а-тет, лодочную прогулку по неспокойному морю. Печорин, не умеющий плавать, колеблется, но отступать перед опасностью — не в его правилах.

Как только лодка отплывает на достаточное расстояние, девушка, усыпив бдительность кавалера пламенными объятиями, ловко выкидывает за борт его пистолет. Завязывается борьба. Суденышко вот-вот перевернется.

Печорин — сильнее, но дева моря гибка, будто дикая кошка; еще один кошачий бросок — и наш супермен последует за своим пистолетом в набегающую волну. Но все-таки за бортом оказывается ундина. Печорин кое-как подгребает к берегу и видит, что русалочка уже там.

Появляется Янко, одетый по-походному, а затем и слепой. Контрабандисты, уверенные, что теперь, после неудачного покушения, господин офицер наверняка донесет властям, сообщают мальчику, что оставляют Тамань насовсем.

Тот слезно просит взять и его, но Янко грубо отказывает: «На что мне тебя!» Печорину становится грустно, ему все-таки жаль «бедного убогого». Увы, ненадолго. Обнаружив, что бедный слепец его обокрал, безошибочно выбрав самые ценные вещи (шкатулку с деньгами, уникальный кинжал и пр.), он называет воришку «проклятым слепым».

О том, что произошло с Печориным после отбытия из Тамани, мы узнаем из повести «Княжна 'Мери» (второй фрагмент «Журнала Печорина»).

В карательной экспедиции против причерноморских горцев он шапочно знакомится с юнкером Грушницким, провинциальным юношей, вступившим в военную службу из романтических побуждений: зиму проводит в С. (Ставрополе), где коротко сходится с доктором Вернером, умником и скептиком.

А в мае и Печорин, и Вернер, и Грушницкий, раненный в ногу и награжденный — за храбрость — Георгиевским крестом, уже в Пятигорске. Пятигорск, как и соседний Кисловодск, славится целебными водами, май — начало сезона, и все «водяное общество» — в сборе.

Общество в основном мужское, офицерское — как-никак кругом война, дамы (а тем паче нестарые и хорошенъкие) — наперечет. Самая же интересная из «курортниц», по общему приговору, — княжна Мери, .единственная дочь богатой московской барыни.

Княгиня Лиговская — англоманка, поэтому ее Мери знает английский и читает Байрона в подлиннике.

Несмотря на ученость, Мери непосредственна и по-московски демократична. Мигом заметив, что ранение мешает Грушницкому наклоняться, она поднимает оброненный юнкером стакан с кислой — лечебной — водой. Печорин ловит себя на мысли, что завидует Грушницкому.

И не потому, что московская барышня так уж ему понравилась — хотя, как знаток, вполне оценил и небанальную ее внешность, и стильную манеру одеваться. А потому, что считает: все лучшее на этом свете должно принадлежать ему.

Короче, от нечего делать он начинает кампанию, цель которой — завоевать сердце Мери и тем самым уязвить самолюбие заносчивого и не по чину самовлюбленного георгиевского кавалера.

И то и другое удается вполне. Сцена у «кислого» источника датирована

1. мая, а через одиннадцать дней в кисловодской «ресторации» на публичном балу он уже танцует с Лиговской-младшей входящий в моду вальс. Пользуясь свободой курортных нравов, драгунский капитан, подвыпивший и вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку.

Мери шокирована, Печорин ловко отшивает мужлана и получает от благодарной матери — еще бы! спас дочь от обморока на балу! — приглашение бывать в ее доме запросто. Обстоятельства меж тем усложняются. На воды приезжает дальняя родственница княгини, в которой Печорин узнает «свою Веру», женщину, которую когда-то истинно любил.

Вера по-прежнему любит неверного своего любовника, но она замужем, и муж, богатый старик, неотступен как тень: гостиная княгини — единственное место, где они могут видеться, не вызывая подозрений.

За неимением подруг Мери делится с кузиной (предусмотрительно снявшей соседний дом с общим дремучим садом) сердечными тайнами; Вера передает их Печорину — «она влюблена в тебя, бедняжка», — тот делает вид, что его это ничуть не занимает.

Но женский опыт подсказывает Вере: милый друг не совсем равнодушен к обаянию прелестной москвички. Ревнуя, она берет с Григория Александровича слово, что он не женится на Мери. А в награду за жертву обещает верное (ночное, наедине, в своем будуаре) свидание.

Нетерпеливым любовникам везет: в Кисловодск, куда «водяное общество» переместилось за очередной порцией лечебных процедур, приезжает знаменитый маг и фокусник. Весь город, за исключением Мери и Веры, естественно, там. Даже княгиня, несмотря на болезнь дочери, берет билет.

Печорин едет вместе со всеми, но, не дождавшись конца, исчезает «по-английски».

Грушницкий с дружком драгуном преследуют его и, заметив, что Печорин скрывается в саду Лиговских, устраивают засаду (ничего не зная про Веру, они воображают, что негодяй тайно свиданничает с княжной).

Поймать ловеласа с поличным, правда, не удается, но шум они поднимают изрядный — держи, мол, вора!

На поиски грабителей, то бишь черкесов, в Кисловодск срочно вызывается казачий отряд. Но эта версия — для простонародья. Мужская часть «водяного общества» с удовольствием смакует распускаемые Грушницким и его напарником коварные наветы на княжну. Печорину, попавшему в ложное положение, ничего другого не остается, как вызвать клеветника на дуэль.

Грушницкий, по совету секунданта (все того же пьяницы драгуна), предлагает стреляться «на шести шагах». А чтобы обезопасить себя (на шести шагах промахнуться практически невозможно, тем паче профессиональному военному), позволяет драгуну оставить пистолет противника незаряженным. Вернер, по чистой случайности проведавший о бесчестном заговоре, в ужасе.

Однако Печорин хладнокровно — и строго по правилам дуэльного кодекса — расстраивает мошеннический план. Первым, по жребию, стреляет Грушницкий, но он так взволнован, что «верная» пуля только слегка задевает его счастливого соперника. Прежде чем сделать ответный — смертельный — выстрел, Печорин предлагает бывшему приятелю мировую.

Тот, в состоянии почти невменяемом, отказывается наотрез: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу! Если вы меня не убьете, я вас зарежу из-за угла!»

Смерть незадачливого поклонника княжны не снимает напряжения внутри любовного четырехугольника. Вера, прослышав про поединок на шести шагах, перестает контролировать себя, муж догадывается об истинном положении вещей и велит срочно закладывать коляску. Прочитав прощальную ее записку, Печорин вскакивает на своего Черкеса.

Мысль о расставании навек приводит его в ужас: только теперь он осознает, что Вера для него дороже всего на свете. Но конь не выдерживает бешеной скачки — бессмысленной гонки за погибшим, погубленным счастьем.

Печорин пешком возвращается в Кисловодск, где его ждет пренеприятное известие: начальство не верит, что гибель Грушницкого — проделки черкесов, и на всякий случай решает заслать оставшегося в живых «поедин-щика» куда подальше. Перед отъездом Печорин заходит к Лиговским проститься. Княгиня, забыв о приличиях, предлагает ему руку дочери.

Он просит разрешения поговорить с Мери наедине и, помня о данной Вере клятве — «Ты не женишься на Мери?!», — объявляет бедной девочке, что волочился за ней от скуки, чтобы посмеяться. Разумеется, в эту вульгарную, годную разве что для мещанских повестей формулу нелюбви его чувства к Мери никак не укладываются.

Но он — игрок, а игроку важнее всего сохранить хорошую мину при плохой игре. И с этим — увы! — ничего не поделаешь! Стиль — это человек, а стиль жизни нашего героя таков, что он, вроде бы того не желая, губит все живое, где бы это живое ни обреталось — в горской сакле, в убогой мазанке или в богатом дворянском гнезде.

Палачом поневоле предстает Печорин и в остросюжетной новелле «Фаталист» (заключительная глава романа).

В офицерской картежной компании, собравшейся на квартире у начальника прифронтового гарнизона, завязывается философский диспут. Одни считают мусульманское поверье — «будто судьба человека написана на небесах» — сущим вздором, другие, напротив, убеждены: каждому свыше назначена роковая минута.

Поручик Вулич, родом — серб, а по расположению ума — фаталист, предлагает спорщикам поучаствовать в мистическом эксперименте. Дескать, ежели час его смерти еще не пробил, то провидение не допустит, чтобы пистолет, который он, Вулич, принародно приставит дулом ко лбу, выстрелил.

Кому, господа, угодно заплатить за редкостное зрелище N-ное количество червонцев? Никому конечно же не угодно. Кроме Печорина.

Этот не только выворачивает на игральный стол все содержимое своего кошелька, но и говорит Вуличу — вслух, глядя в глаза: «Вы нынче умрете!» Первый «раунд» опасного пари выигрывает серб: пистолет действительно дает осечку, хотя и совершенно исправен, следующим выстрелом поручик пробивает насквозь висящую на стене фуражку хозяина.

Но Печорин, наблюдая, как фаталист перекладывает в свой карман его золотые, настаивает: на лице у Вулича — знак близкой смерти. Вулич, сперва смутившись, а потом и вспылив, уходит. Один. Не дожидаясь замешкавшихся товарищей. И погибает, не дойдя до дому: его разрубает шашкой — от плеча до пояса — пьяный казак. Теперь и не веровавшие в предопределение уверовали.

Никому и в голову не приходит вообразить, как развернулась бы линия судьбы несчастного поручика, если бы слепой случай да охота к перемене мест не занесли Григория Печорина из скучной крепости, из-под надзора Максима Максимыча в прифронтовую казачью станицу.

Ну, пошумели бы господа офицеры, попугал бы их мрачный серб, да и вернулись бы к брошенным под стол картам, к штоссу и висту, и засиделись бы до рассвета — а там, глядишь, и протрезвел бы буйный во хмелю станичник.

Даже Максим Максимыч, выслушав рассказ Печорина об ужасной гибели бедного Вулича, хоть и попытался обойтись без метафизики (дескать, эти азиатские курки частенько осекаются), а кончил согласием с общим мнением: «Видно, так у него на роду было написано».

При своем, особом мнении остается лишь Печорин, хотя вслух его не высказывает: а кто из вас, господа, знает наверное, убежден он в чем или нет? А ну-ка, прикиньте — как часто каждый из вас принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка? И в самом деле — кто? Вот ведь и Григорий Александрович был убежден, что ему на роду написана погибель от злой жены. А помер — в дороге, возвращаясь из Персии, при так и оставшихся невыясненными (по желанию автора) обстоятельствах .

Источник: https://referatbooks.ru/literature/briefs/kratkoe-soderzhanie-geroj-nashego-vremeni-kratkoe-izlozhenie-romana-kratkij-pereskaz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector