Краткое содержание лермонтов смерть поэта точный пересказ сюжета за 5 минут

Смерть поэта

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Погиб Поэт — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!., к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог;

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок, — они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!



Источник: https://scribble.su/short/all/115.html

“Смерть поэта” – анализ стихотворения Лермонтова

Вы здесь

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ стихотворения “Смерть поэта”, которое было написано Михаилом Лермонтовым. Включим также мысли о истории его написания, обратим внимание на проблематику, тему произведения и основные образы.

Стихотворение было написано в 1837 году, и связана задумка его написания непосредственно со смертью великого поэта Александра Пушкина. Надо сказать, что Лермонтов сам был болен в этот период, и стихотворение стало его обращением, в котором он открывает всем тайну и обстоятельства смерти Александра Сергеевича.

Жанр, композиция и образы

Стихотворение “Смерть поэта”, анализ которого мы сейчас проводим, состоит из двух частей, которые соответственно можно назвать элегией и сатирой.

Первая часть повествует о том, что поэта убил не Дантес, а общество, которое обрекло его на одинокую жизнь. Пушкин не смог вынести одиночества и от этого решился на дуэль, заранее понимая, на что он идет.

Вторая часть содержит в себе немного измененные высказывания других поэтов и ответ Лермонтова тем, кто оказался на стороне убийц.

Проблематикой стихотворения ярко выраженно является борьба добра и зла. Читатель сам приходит к выводам, что можно назвать добром и что злом. Тема тоже весьма злободневна и сразу понятна – это тема поэта и поэзии на реальном примере судьбы Александра Пушкина.

Как и должно быть, анализ “Смерть поэта” должен раскрывать основные образы произведения. Ими являются:

  • Образ Пушкина, который представлен, как “святило русской поэзии”, но при этом это очень одинокий человек с чуткой романтичной натурой.
  • Образы убийц, которых поэт называет “надменные потомки”. Он показывает их злобными, жадными, алчными.
  • Лирический герой есть сам Лермонтов. От своего лица и лица современников он высказывает свое отношение, довольно резкое, к смерти поэта.

Непосредственно сам анализ стихотворения “Смерть поэта”

Это стихотворение наполнено трагичным настроем по отношению к обществу и содержит в себе некий призыв. Одинокий Пушкин бросил вызов обществу и на самом деле был убит еще до своей физической смерти. Лермонтов считает, что Пушкин не нуждался в светском обществе и в общении с людьми, вышедшими из него.

Важно понимать, что образ Пушкина – собирательный, и Лермонтов подразумевает, что такова судьба всех поэтов, вступивших в борьбу с обществом.

В то время, в 34 года, Пушкину было присвоено звание, которое мог получить 16-летний юноша. Такое его положение постоянно высмеивалось в светских кругах.

Всем известно, что Пушкин был готов к смерти и даже знал как он умрет заранее, ведь именно такой исход ему предсказывала гадалка, и он верил в это.

Именно золотая молодежь, обеспеченная и глупая, способна уничтожить тонкую натуру гениального поэта. Обращаясь к божьему суду, Лермонтов обращает внимание “убийц” Александра Сергеевича, что есть кара не только земного суда.

Михаил Юрьевич чувствовал в Пушкине родного человека и пытался через литературу донести до читателей всю тайну смерти гения. Чтобы остальные поняли, к чему может привести травление души. Научить людей быть добрее и отзывчивее к окружающим.

Вы прочитали краткий анализ стихотворения “Смерть поэта” Михаила Лермонтова, и надеемся, что он оказался для вас полезным.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/smert-poeta-analiz-stihotvoreniya-lermontova

Анализ стихотворения «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов

Хотя Лермонтов и не знал Пушкина лично, но был знаком с его творчеством, которое высоко ценилось им. Когда до него дошло известие о смерти поэта от пули Дантеса, он был потрясен до глубины души этим горестным известием.

Он приступает к созданию первой части стихотворения «Смерть поэта», которое по своему содержанию явилось своего рода ответным выстрелом в адрес как явных, так и тайных убийц поэта.

Очевидцы рассказывали, что рукописные копии стихотворения молниеносно распространились не только по столице, но и по всей России.

Произведение получилось очень эмоциональным. В каждой ее строчке чувствовался еле сдерживаемый гнев вперемешку с приглушенными рыданьями. А как только речь заходит о Дантесе, то в стихах прорывается явное негодование. Благодаря точному созвучию стихов Лермонтов добился того, что читатель, словно сам собственными глазами, видит долгое кощунственное прицеливание убийцы.

Далее звучат упреки в адрес тех, кто направлял смертельное оружие убийцы. Хотя прямого называния имен и нет, но не трудно догадаться, кого подразумевает автор под теми, кто надел на поэта «увитый лаврами терновый венок». От Лермонтова досталось всем идейным защитникам самодержавия. Не случайно изображение автором на полях произведения профиля начальника штаба жандармского корпуса.

Читайте также:  Краткое содержание фицджеральд последний магнат точный пересказ сюжета за 5 минут

Позже, когда Лермонтов стал свидетелем несправедливой хулы в адрес убитого поэта, сильное негодование охватило его против всех защитников Дантеса. И вторая часть стихотворения не заставила себя долго ждать. Но в отличие от первой части, в котором звучали недвусмысленные намеки на убийц поэта, вторая часть зазвучала более резко и однозначно.

Все царедворцы, способствовавшие Николаю I в убийстве Пушкина, узнали во второй части стихотворения себя. Лермонтов утверждает, что суд потомков будет очень суровым. Он грозит кровавой расправой всем палачам декабристов и Пушкина. Грядет народная революция.

Так, во всяком случае, восприняли современники последние строки произведения. Об этом говорит и тот факт, что неизвестный послал стихотворение во дворец, добавив на рукопись приписку: «воззвание к революции».

Взбешенный царь пригрозился поступить с поэтом согласно закону.

Но отважного поэта не пугали угрозы. Его имя стало известно повсюду, потому что в то время, когда смерть поэта все оплакивали молча, а убийц проклинали шепотом, угрожающий голос Лермонтова зазвучал громогласно и во всеуслышание заклеймил позором высокопоставленных преступников.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/01/analiz-stihotvoreniya-smert-poeta-lermontov.html

«Смерть поэта» М. Лермонтов

Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника, Александра Пушкина, и считал его одним из ярких представителей русской литературы.

Поэтому гибель кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление.

Более, того, он оказался одним и немногих, кто правдиво рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых сильных и ярких своих произведений – стихотворение «Смерть поэта».

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года.

Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае.

Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства.

Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби.

«… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», — пытается обличить светское общество Лермонтов.

И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого – гибель одного из самых талантливых русских поэтов. Однако он подчеркивает, что убийца Пушкина «дерзко презирал земли чужой язык и нравы».

Тем не менее, люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчет в том, что на кон поставлена жизнь человека, который уже успел прославить русскую литературу.

Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами поэта.

Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта. Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов.

Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который « недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует.

Пусть не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», — убежден Лермонтов, не подозревая о том, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли.

И так же, как и Пушкин, погибнет не от пули, а от презрения и равнодушия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным, а поэты – к придворным шутам, не имеющим право на собственное мнение.

Источник: http://pishi-stihi.ru/smert-poeta-lermontov.html

М ю лермонтов – мцыри: краткое содержание

«Мцыри» — это одно из самых романтичных произведений М.Ю. Лермонтова. Практически 10 лет потребовалось для того, чтобы появилось это прекрасное творение. Замысел поэмы появился у поэта еще в юные годы.

Еще маленького Лермонтова бабушка привозила на Кавказ, где он впервые услышал легенды и предания, одна из которых нашла отражение в поэме. Это предание о встрече юноши и тигра, которое в поэме будет показано в сражении Мцыри и барса.

Уже будучи взрослым, поэт возвращается и все воспоминания о Кавказе вспыхивают с новой силой. Лермонтов – Мцыри: краткое содержание тема нашей статьи.

  • В 1830г. Лермонтов пишет «Исповедь», а спустя несколько лет создает «Боярин Орша».
  • В обеих поэмах в центре сюжета герои-монахи. Это были зарисовки для будущего шедевра, которые позже будут включены в «Мцыри».
  • Эти поэмы не принесли должного удовлетворения Лермонтову и послужили лишь подготовкой для его романтического творения.

В 1837г. во время поездки по Военно-грузинской дороге Михаил Юрьевич встретил пожилого монаха, точнее монастырского служка. У них завязалась беседа и поэт узнал, что его новый знакомый оказался последним из монастыря, который находился поблизости Мцхете.

Еще маленьким мальчиком его доставил в монастырь генерал Ермолов. Ребенок был болезненным, поэтому его было решено оставить. Когда он вырос, монах сделал несколько попыток сбежать и одна из таких попыток чуть не лишила его жизни.

Смирившись, он решил остаться  в монастыре.

Услышанная история настолько впечатлила Лермонтова, что он соединил ее со своими ранними набросками и получилась поэма «Мцыри». Поэт оставил практически без изменений рассказ монаха, но изменил одну важную деталь. В поэме герой не смог смириться с жизнью в монастыре. По мнению Лермонтова, это ключевой момент в произведении.

  1. Некоторые считают, что в основу сюжета легла история художника Захарова. По своему происхождению он был чеченцем, но его схватили в плен русские.
  2. Генерал Ермолов отвез его в Тифлис, где художник вырос. Литературоведы до сих пор спорят о том, какая история послужила основой для произведения.
  3. Поэту удалось создать образ романтического героя с бунтарской и страстной душой. Но чтобы не послужило источником вдохновения, Михаил Юрьевич создал одну из самых романтичных поэм в русской литературе.
Читайте также:  Краткое содержание станюкович матросик точный пересказ сюжета за 5 минут

Мцыри — горский юноша, получивший воспитание в монастыре, должен был получить постриг. Но он помнит о родном Кавказе и не может смириться с монашеской жизнью. Юноша делает попытку убежать, но она не удается и тогда он погибает от тоски. Перед смертью, Мцыри исповедуется и в исповеди он дает выход своим чувствам.

Другие герои

  1. Генерал — именно он привез мальчика в монастырь и оставил его там.
  2. Старик-монах — вылечил и дал воспитание Мцыри, позже выслушивает его исповедь.
  3. Девушка-грузинка — ее встречает юноша во время своего странствования и он влюбляется в нее.

Знакомство с историей Мцыри

Там, где сливаются две речки, Арагва и Кура, стоит монастырь, который уже разрушен. Там остался только монах-сторож, который обметает пыль с его плит. Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал, который вез с собой мальчика-горца. Но мальчик был болен и его пришлось оставить в монастыре.

Маленький горец растет замкнутым, сторонится людей. Один из монахов берет на себя заботу о нем, дает ему воспитание. Мцыри нужно готовиться к принятию пострига, но незадолго до этого юноша исчезает. Его возвращают в монастырь спустя три дня. Мцыри умирает и воспитавший его старец приходит исповедать его.

Воспоминания о Кавказе

Свою исповедь Мцыри начинает с упреков. Он упрекает монаха за его заботу, воспитание. Юноша молод, ему хочется жить полной жизнью. Старец тоже был когда-то молод, но в отличие от воспитанника, он жил, а Мцыри — нет.

Юноша рассказывает о виденном им на воле, и особое место в его рассказе занимает Кавказ. Он напоминает ему о его семье, доме, песнях, которые пели ему сестры, речке, у которой он играл на песке. Вспоминает Мцыри и свой аул, старцев и отца, облаченного в кольчугу и держащего в ружье. Это видение вызывает тоску по своему дому.

Восхищение природой и встреча с девушкой

Мцыри дал себе обещание, что он непременно сбежит, чтобы посмотреть на жизнь своими глазами. Когда до пострига оставалось три дня, он уходит из монастыря. Первое, что увидел юноша, была гроза.

Это природное явление его заворожило, он почувствовал, что ему по душе буйство стихий, ведь он чувствовал то же самое.

Мцыри хочет поймать молнию, но на этом месте прерывает свое повествование: он задает монаху вопрос о том, смог ли он увидеть все это в монастыре?

Когда гроза закончилась, Мцыри продолжил свое странствование. Он не знает куда податься: ведь общество людей ему чуждо, и он решает отправиться подойти к ручью. Ведь природа всегда была ему близка, он понимал о чем переговаривались птицы, шептались камни и деревья.

 Небо было настолько голубым и чистым, что юноша представлял полет ангела на небосводе. Мцыри наслаждался волшебными звуками, но он не может передать все те чувства, которые в нем пробудила природа.

Юноша мог бесконечно наслаждаться окрестностями, но он начал ощущать жажду и решил спуститься к потоку, несмотря на опасность.

У ручья юноша слышит прекрасный голос — это пела девушка-грузинка. Она двигалась легко, иногда поскальзывалась на камнях и смеялась над своей неловкостью. Мцыри видел всю ее красоту, но больше всего его восхитили ее глаза. В них он нашел отражение любовных тайн. Юноша покорен. Но он ненадолго прерывает свой рассказ: ведь старец не поймет любовных переживаний.

Сражение с барсом

Проснувшись ночью, Мцыри продолжает свой путь. Он хочет добраться до родных краев. Ориентиром ему служат горы, но все-таки сбивается с пути. Юноша понимает, что заблудился в лесу. Потому что воспитываясь в монастыре, Мцыри потерял природное чутье, которое свойственно горцам.

В лесу юноша встречает барса. Мцыри решает напасть на него. Он почувствовал вкус битвы, у него возникла мысль, что он мог бы быть храбрецом среди горцев. Схватка была долгой, Мцыри получил раны, которые еще были видны на его груди. Но юноша смог одолеть барса.

Возвращение в монастырь

Наконец, юноша выбрался из леса, но не может понять, где он находится. Постепенно к нему приходит осознание того, что Мцыри вернулся в монастырь. Он с ужасом понимает, что ему не суждено добраться до родных краев.

Юноша винит себя в том, что он вернулся в монастырь. Отчаяние сменяется предсмертным бредом. Ему кажется, что он находится на дне реки, а вокруг него плавают золотые рыбки. Они начинают разговаривать с юношей, и слушая их речи, Мцыри  забывается.

Там его находят монахи.

Исповедь подошла к концу. Юноша делится со своим воспитателем тем, что с раннего возраста у него внутри бушует пламя, которое и погубило его. Мцыри огорчает только одна вещь: его тело будет покоится не в родной земле. И что его рассказ о всех его переживаниях останется неведом людям.

Мцыри просит монахов перед смертью вынести его в сад, чтобы он смог в последний раз полюбоваться видом цветущей природы, горами Кавказа. Легкий ветерок напомнит ему заботливую руку родных или друзей, шум ветра споет ему о его родном крае. Воспоминания о родных краях принесут Мцыри успокоение.

Тест по повести Мцыри

Мцыри Я ответил(а) правильно на %%score%% из %%total%% вопросов

Источник: http://vse-kratko.ru/mcyri-kratkoe-soderzhanie/

Сочинение по стихотворению Лермонтова «Смерть Поэта»

Узнав о смертельной ране Пушкина, полученной на дуэли с Дантесом, Лермонтов сначала создал текст стихотворения без последних 16 строк.

Но когда ему стало известно, что в придворных кругах распространяют клевету на Пушкина, называя его виновником дуэли, Лермонтов был крайне возмущен.

Свое негодование он излил, как говорит Раевский, в «известном прибавлении», содержавшем 16 строк, первая из которых начинается словами, точно указывающими, кому они адресованы:

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…»

В дни прощания с Пушкиным Владимир Стасов (будущий художественный критик) — вместе с сокурсниками по Училищу правоведения — ощутил, как «заразителен был жар, пламеневший в этих (лермонтовских) стихах». «Навряд ли когда-нибудь еще в России,— утверждал Стасов,— стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление».

В наше время обнаружена неизвестная незавершенная статья о Лермонтове писателя и критика А. В. Дружинина.

Вот как в ней оценивается стихотворение «Смерть-Поэта»: «Когда погиб Пушкин перенесший столько неотразимых обид от общества, еще недозревшего до ого понимания, мальчик-Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека».

Читайте также:  Краткое содержание воробьёв убиты под москвой точный пересказ сюжета за 5 минут

Известный теоретик «чистого искусства», нападавший на проявления «тенденциозности» в художествергных произведениях, Дружинин тем Не менее был потрясен гигантской эмоциональной силой лермонтовского «тенденциозного», политического произведения, в котором к позорному столбу навсегда пригвождены гонители великого поэта, палачи Свободы, Гения и Славы.

При этом они названы если и не поименно, то настолько прозрачно, что современникам не стоило труда разгадать имена «потомков известной подлостью прославленных отцов». .Они хорошо были известны Лермонтову. В его архиве найдена рукопись «Смерти Поэта» с перечислением на последней странице фамилий обличаемых Лермонтовым «надменных потомков».

Кто они? Это «графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские, Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фрсдериксы». «Вот чьи потомки преследовали Пушкина! — пишет И. Андроников. — Их отцы достигли высокого положения при российском дворе и причислены к знати не за гражданские доблести, не за победы в сражениях и не за заслуги перед историей (…).

Это — темные убийцы, готовые па все ради положения, богатства и власти».

Им поэт противопоставляет «обломки игрою счастия обиженных родов».

Достаточно вспомнить пушкинское стихотворение «Моя родословная», чтобы понять, что, подобно Пушкину, Лермонтов отвергал наглые попытки царедворцев — Бенкендорфов, Клейнмихелей, Дубельтов, Нессельроде — принизить историческое и национальное достоинство и значение тех русских дворянских родов, которые верой и правдой служили своему Отечеству.

В начале второй половины февраля 1837 года Лермонтов был арестован, и его содержали под стражей в Главном штабе.

Шеф жандармов Бенкендорф писал об этом Николаю I: «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарпу, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-нибудь извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи и о взятии его бумаг, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не хотел назвать».

На донесении А. Бенкендорфа император написал: «Приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, но помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

Приведя эту царскую о резолюцию о, начертанную па письмо Бенкендорфа, И. Л. Андроников справедливо замечает, что сделать с Лермонтовым подобное тому, что было сделано с автором знаменитого «Философического письма» П. А. Чаадаевым (он незадолго до гибели Пушкина был объявлен сумасшедшим), Николай I не мог, ибо тогда нельзя было бы поступить с арестованным поэтом «по закону».

На другой день Святослав Раевский отправил камердинеру Лермонтова записку и черновик своего объяснения по «Делу о непозволительных стихах…», с Андрей Иванович! — просил Раевский.— Передай тихонько эту записку и бумаги Мишелю.

Надобно, чтобы он отвечал; согласно с нею, и тогда дело кончится ничем… А если он станет говорить иначе, то может быть хуже…» Заканчивалась эта записка просьбой «потом непременно сжечь ее».

Записка Раевского попала в руки жандармов и послужила добавочной уликой против него: он был наказан не только «за распространение сих стихов» («Смерть Поэта».— К. Л.), но «и, в особенности, за намерение тайно доставить сведения корнету Лермонтову о сделанном им показании…».

Младший родственник поэта рассказывает: «Лермонтова посадили под арест в одну из комнат верхнего этажа здания Главного штаба (…).

Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на» этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива…»; «Я, матерь божия, ныне с молитвою…»; «Кто б ни был ты, печальный мой сосед…» и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу…», прибавив к ней последнюю строфу «Но окно тюрьмы высоко».

В справедливости этого вывода убеждают не только лирические произведения Лермонтова, но и его поэмы «Мцыри» и «Демон», а также роман «Герой нашего времени».

Написанная Лермонтовым, когда он находился под арестом, «Молитва» вызвала одобрение такого убежденного атеиста, как В. Г.

Белинский, отметившего ее среди других произведений поэта той поры: «чудная «Молитва».

И действительно, сколько здесь душевного тепла, сколько тревоги за судьбу другого человека; ничего для себя не просит у богоматери лирический герой стихотворения: «Не за свою молю душу пустынную».

Одинокий странник, знающий жизнь и людей, страстно просит уберечь юную невинную девушку от бед и опасностей.

Я знал его: мы странствовали с ним

В гараж востока и тоску изгнанья

Делил и дружбу.

Одному из них не суждено было дождаться возвращения из ссылки:

Под бедною походкою палаткой

Болезнь его сразила, и с собой,

В могилу он инее летучий рой

Еще незрелых, темных вдохновения,

Обманутых надежд и горьких сожалений!

Сколько нежной ласки, доброй грусти в словах прощания:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

И с какой силой звучит заключительная, седьмая строфа о последнем подарке судьбы тому, чья «могила неизвестная» окружена радовавшей его при жизни величественной синей степью, которую «серебряный Кавказ объемлет», а рядом — любимое Одоевским море, и о нем — пронзительная, щемящая сердце последняя строка стихотворения:

А море Черное шумит не умолкая.

В лирике Лермонтова стихотворение «Памяти А. И. Одоевского» — одно из самых поразительных но неразрывной, трагических нот прощаиия с близким человеком и мужественного оптимизма, восторга перед героем, в котором, вопреки всему, что его угнетало, жила «вора гордая в людей и жизнь иную».

Кавказ, куда Лермонтова привозили на лечение в детские и отроческие годы, оказал на него и на этот раз самое благотворное влияние: «…для меня горный воздух — бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь»,— писал Лермонтов из Тифлиса С. А. Раевскому во второй половине ноября — начале декабря 1837 года.

В том же письме поэт сообщил другу новость: «Начал учиться по-татарски, язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе,— да жаль теперь не доучусь, а впоследствии могло бы пригодиться» Стремление овладеть татарским (азербайджанским) языком было вызвано живейшим интересом Лермонтова к восточному фольклору, о чем свидетельствует сделанная поэтом в 1837 году запись народной сказки «Ашик-Кериб», рассказанной ему «каким-либо местным ашугом, несомненно азербайджанцем по происхождению.

Источник: http://www.rlspace.com/sochinenie-po-stixotvoreniyu-lermontova-smert-poeta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector