Краткое содержание лесков дурачок точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Дурачок Лесков

Краткое содержание Лесков Дурачок точный пересказ сюжета за 5 минут

Панька был сиротой, жил при господском дворе и все служащие в этом дворе могли сваливать на него любую работу. Должность у него была такая “всем помогать”. А он беспрекословно выполнял и никогда не отказывался.

Раньше всех вставал, позже всех ложился, за всех делал работу и никогда не отказывался и не жаловался. Одевался он плохо и скромно, что отдадут ненужное, то и носит. Принимали его за дурачка да и называли также, и не жалел парня никто.

Однажды новый управитель ехал по господе и увидел, как жеребята в молодых хлебах пасутся, да не сколько пасутся, сколько копытами топчут, вместе с корнями выдергивают. В то время на пастбище выгонял жеребят Пашка, сын коровницы, ленивый да избалованный матерью паренек лет двенадцати.

Выгнал он жеребят с утра, продрог, накрылся курткой да и задремал пригревшись на солнышке, а они в это время и пошли в хлеба.

Управитель Петю стегнул, да и отправил в разрядную контору получить 20 розг, а если не пойдет и не получит до возвращения управителя домой, то вечером по возвращению получит все 40.

Петруша слезами заливается, боится. Панька погладил его, пожалел и пошел, как он сказал договариваться к выборному. На самом же деле, как выяснилось позже, пошел он и сам за Петьку получил те 20 розг. И все смеялись над Панькой, ну не дурак он? За других спину свою подставлять.

Так и жил Панька всех выручая пока не

наступила война в Крыму. Начали рекрутов набирать, плачут все, сыновей жалко отдавать. А Панька сам пошел и просится в рекруты, а года-то уже вышли, не берут. Ели-ели упросил, повезли его в город – отдали в рекруты. Сдатчики по приезду рассказывали, что с Паньки и там все смеяться сразу стали, а он накупил всем пирожков на выданные ему деньги и раздал, а себе не осталось.

Тут все свои ломать начали делиться с ним, а он отказывается – не берет. С утра встал раньше всех, убрался в казарме, да старым солдатам сапоги начистил, удивляются все и тут дурачком называют.

Так со своим дурачеством и войну всю прошел, а после домой не возвратился, а нанялся у степных татар конские табуны пасти.

Служил местному богачу Хан-Джангару, что вел себя на территории русских властей покорно, а дома у себя в степи, кого хотел – наказывал, кого хотел – миловал. Появился в тех краях вор лихой Хабибула, угонял он у Хан-Джангара самых лучших лошадей. Вот раз ранили Хабибулу, так только и смогли в плен взять, а богачу как раз в Пензу ехать, не может он показаться с вором там.

И оставил он Панька стеречь Хабибулу, окованного цепями, оставив им еды и воды, наказав при этом стеречь, как свою душу.

Уехал Хан-Джангара, а Панька и отпустил Хабибулу, при этом сказав, что исправляться нужно и все свои силы на добро, а не в зло, обращать. Хабибула ускакал, а Панька остался дожидаться возвращения Хана.

По своем возвращении богач не обнаружил Хабибулу и был удивлен тем, что Панька его отпустил.

На что неудавшийся сторож ему и ответил, что я все сделал по твоему велению: “Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…”

Позвал тогда Хан всех своих и сказал им потихоньку: “А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…” И согласны с ним были все.

(2

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-durachok-leskov/

Краткое содержание рассказа Лескова Левша: пересказ и суть произведения

Рассказ «Левша» был написан Н. С. Лесковым в 1881 году. Кто такой Левша в произведении? Это талантливый тульский оружейник, который смог превзойти английских мастеров. Однако на родине его умения не были оценены по достоинству, и он умирает в больнице, позабытый всеми. Называя свое произведение рассказом, писатель, скорее всего, хотел подчеркнуть особую «сказовую» форму повествования.

Рассказ ведется от имени цехового мастера и только в заключительной главе приводятся размышления автора. Ниже вам предлагается краткое содержание «Левша» Лескова.

Краткий пересказ произведения

Персонажи

Главные герои:

  • Левша — оружейный мастер, сумевший подковать механическую блоху вместе с другими мастерами.

Описание других персонажей:

  • Платов — казачий атаман.
  • Александр Павлович — русский император, получивший в подарок от англичан заводную блоху.
  • Николай Павлович — русский император, который приказал тульским оружейникам улучшить английскую блоху.
  • Тульские мастера — оружейники, которые смогли подковать заводную блоху микроскопических размеров.
  • Английские мастера — оружейники и инженеры, пораженные умением тульских мастеров.
  • Мартын-Сокольский — врач, который пытался передать последние слова Левши русскому императору.
  • Чернышев — министр иностранных дел.

Рассказ «Левша»: краткое содержание по главам

Глава 1

В 1814 году русский император Александр I в сопровождении атамана Платова отправился в путешествие по Европе, чтобы увидеть достижения науки и искусства в других странах. Император восхищен изобретениями иностранцев, а Платов уверен, что русские мастера не уступают иностранным.

Глава 2

Император Александр I и донский казак Платов посещают Англию, где тоже смотрят на лучшие изобретения. Александра I вновь восхищают достижения иностранцев. Платов все еще уверен, что мастера из России ничем не хуже.

Глава 3

Англичане хотят впечатлить своих гостей и показывают им свое гениальное изобретение — заводную танцующую блоху, которую можно разглядеть только в микроскоп. Царь покупает блоху за миллион, а Платов ворует микроскоп, чтобы ее можно было рассмотреть. После чего Александр I и Платов возвращаются на родину.

Глава 4

В 1825 году, после смерти Александра І, его брату — Николаю І – достается шкатулка с блохой. Платов рассказывает Николаю историю, связанную с блохой. Посмотрев на блоху в микроскоп, царь отправляет Платова в Тулу. Император хочет, чтобы тульские мастера смогли превзойти английских.

Глава 7

Приехав в Тулу, Платов просит местных мастеров найти способ превзойти инженеров из Англии. На это он отводит мастерам две недели.

Глава 8

Услышав поручение Платова, трое лучших тульских оружейника покидают свои дома и уходят неизвестно куда. Среди этих оружейников был и Левша.

Глава 7

Оружейники добираются до города Мценска с целью поклониться иконе Св. Николая, который считался покровителем торговли и военного дела. После чего они возвращаются домой. Оружейники закрываются в доме и не выходят из него две недели.

Глава 8

По прошествии двух недель Платов приезжает в Тулу, чтобы забрать блоху. Он зовет трех мастеров, которые должны были выполнить работу.

Глава 9

Отправленные за мастерами курьеры пришли к дому, где закрылись оружейники. Но курьеров в дом не пускали и потому они снимают крышу с дома. Тем временем оружейники заканчивают работу и направляются к Платову.

Глава 10

Оружейники отдают механическую блоху Платову. Не заметив никаких изменений, Платов злится на них. Обиженные оружейники говорят, что их работу заметит только император. Платов сердится, бросает в свою повозку Левшу и уезжает в Петербург.

Глава 11

В Петербурге Платов говорит царю, что оружейники ничего не сделали и просто вернули блоху. Император в это не поверил и решил проверить сам.

Глава 12

Когда блоху заводят, выясняется что она больше не прыгает. Это привело Платова в ярость и он бьет Левшу, говоря что тот обманщик. На это мастер отвечает, что работу оружейников можно разглядеть только в очень сильный микроскоп.

Глава 13

Даже в очень сильный микроскоп царь не может разглядеть работу оружейников. Тогда Левша говорит, что следует обратить внимание на ноги блохи. После этого император, наконец, замечает, что блоха подкована. Это удивляет и радует царя.

Глава 14

Левша рассказывает императору, что на подковах можно увидеть имена самих мастеров. А имя Левши выгравировано на гвоздях, которыми подбиты подковы, хотя настолько сильных микроскопов еще не изобрели. Царь отправляет Левшу в Англию, чтобы тот показал иностранцам свою гениальную работу.

Глава 15

В Лондоне англичане восхищаются работой русских мастеров. Английские мастера даже уговаривают Левшу остаться, чтобы он мог получить образование и работать в Англии. Однако мастер отказывается поскольку любит свою родную страну, но он решает немного погостить.

Глава 16

Левше показывают заводы Англии. Ему нравится как в этой стране заботятся о рабочих и какой у них порядок. Также он замечает, что ружья у иностранцев в лучшем состоянии, чем у русских. После чего Левша отплывает обратно в Россию и на корабле знакомится с полшкипером.

Глава 17

По пути домой Левша с полшкипером много выпивают, отчего заболевают. Однажды Левша едва не падает за борт. Пьяных товарищей держат в каюте до окончания путешествия.

Глава 18

В Петербурге полшкипера отвозят в английское посольство, а Левша, ослабевший и не в состоянии даже разговаривать, попадает в квартал. Полицейские пытаются оставить его в какой-нибудь больнице, но без документов его нигде не принимают. Тогда его оставляют на полу в больнице для простонародья.

Глава 19

Полшкипер обнаруживает Левшу на больничном полу. Он находит мастеру доктора с помощью Платова, однако слишком поздно. Умирая, мастер просит доктора передать царю, что англичане «ружья кирпичом не чистят». Врач пытается донести послание мастера, но его не слушают и продолжают чистить ружья кирпичами аж до самой войны.

Глава 20

В конце произведения писатель размышляет о том, что в век технического прогресса гениальных мастеров заменили машины. Но память о талантливых людях, таких как Левша, будет жить вечно.

Заключение

Суть рассказа Лескова заключается в том, что огромное количество народных умельцев и талантливых людей не может полностью раскрыться по причине жизненных условий. Короткий пересказ произведения Лескова не передает всей силы таланта писателя. Поэтому лучше читать рассказ полностью.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-levsha-pereskaz-po-glavam.html

Краткое содержание Старый гений, Лесков по главам читать

Краткое содержание Старый гений

Глава первая

Несколько лет назад с одной доброй и сердобольной старушкой-помещицей приключилась неприятная история. Она по простоте своей заложила свой единственный домик, чтобы помочь одному светскому франту расплатиться с долгами. Дом был заложен за пятнадцать тысяч, а франт обещал все выплатить в кратчайший срок.

Она искренне ему верила, так как молодой человек принадлежал к известной фамилии, имел блестящую карьеру, а в затруднительном положении оказался случайно, вследствие мимолетного увлечения. Также, старушка знавала его мать. Но, как часто бывает в таких случаях, франт уехал в Петербург и не давал о себе знать.

Читайте также:  Краткое содержание антоновские яблоки бунина точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда подошли сроки, старушка стала писать ему письма, сначала вежливые, затем более требовательные, но ответа на них не получала. Уже приближался и срок закладной. Тогда она решила сама поехать в город и найти должника. В этом доме, как-никак, жила не только она, но и ее больная дочь с маленькой внучкой.

Глава вторая

По приезду в Петербург ей встретился хороший адвокат. Судебное дело прошло успешно, и судья вынес справедливый приговор. Но была одна небольшая загвоздка: у этого франта было какое-то знатное «родство», из-за чего никто не хотел идти против него. Все в один голос говорили, что он не только ей должен, но никогда долга не выплачивал.

Старушка не понимала петербуржцев, она была уверена, что он должен поделить свое состояние так, чтобы все было справедливо. Однако люди ее не понимали. Ведь известно, что тот у кого «много», никогда не насытиться, а наоборот, ему всегда всего будет мало. Ей стали даже советовать бросить это дело, пока не сотворил он с ней чего неприятного. Но старушка не сдавалась.

Тогда, ей посоветовали идти к высшим инстанциям.

Глава третья

Там ее ждало новое разочарование. С «высшими» вообще разговаривать невозможно было. Они лишь советовали искать его, а коли найдется, то и вручат ему бумаги. Не помогала даже попытка «подмазать», то есть дать взятку. Тут открылись новые подробности о франте-должнике. Как оказалось, он и живет не в своем доме, а в доме жены, которая и сама на него жалуется.

Никто толком не знает, где его искать и как арестовать. Не добившись успеха у «высших», старушка стала действовать сама, искать пути решения этой проблемы. Однажды у нее появилась надежда. Ей встретился один человек, который пообещал вручить должнику бумаги всего за пятьсот рублей.

Во время обеда в Мариинском пассаже, старуха пыталась побольше узнать об этом сыщике, но безуспешно. Называл он себя Иван Иваныч, говорил, что в его кругах не принято называть свой чин, да и рекомендаций как таковых не имел, а лишь называл себя гением, который может решить ее проблему и знает нужных людей, которые помогут всего за триста рублей из обещанных пятисот.

Тогда рассказчик спросил у старухи, отчего она доверяет незнакомцу, она сказала, что предчувствие у нее такое, что не обманет.

Глава четвертая

Положение старухи ухудшалось, поджимали сроки. ­Под самое Рождество, в таком горестном состоянии она пришла к рассказчику и рассказала, что дом уже поступает на продажу. На днях она видела злополучного должника. Будучи в отчаянном состоянии, старушка устроила слежку за ним и знала теперь о каждом его шаге.

Как оказалось, он с какой-то богатой дамочкой собирался уехать на неопределенное время в отпуск за границей. Она была в отчаянии, и последней ее надеждой был тот самый человек «с чином из четырнадцати овчин». Рассказчик очень хорошо относился к старушке и знал о ее честности. Поэтому он занял ей денег на это дело. Так, она отдала заветные пятьсот рублей загадочному чиновнику и стала ждать.

То, что произошло потом, превзошло все ожидания, как старушки, так и рассказчика.

Глава пятая

Старушка пришла на третий день Рождества. Первое, что она сделала, это вернула рассказчику долг из пятисот рублей и показала карточку с переведенными на нее пятнадцатью тысячами рублей.

На вопрос, как ей удалось забрать свои деньги у франта-должника, она сказала, что это все заслуга Ивана Иваныча и рассказала, как это произошло. Иван Иваныч нашел некоего «сербского сражателя», который должен был им помочь в этом деле. С утра он предложил напоить «сражателя» водкой для храбрости.

Старушка, ничего не понимая, согласилась. В душе она была спокойна, так как доверяла Иванычу. Втроем они отправились на вокзал, откуда должен был уезжать со своей дамой сердца франт. Старушка сразу же узнала его и показала своим спутникам. Тогда за дело взялся «сражатель».

Он стал смело расхаживать перед самым носом франта и затем сказал: «Чего это вы на меня так смотрите?». Тут началась неразбериха. Сражатель трижды влепил франту оплеуху. Когда тот с дамой хотел бежать, к ним подскочила полиция и задержала.

Должнику тут же вручили чек на пятнадцать тысяч, который он, будучи в безвыходном положении, благополучно подписал. Так, старушка вернула себе дом и покой на душе. А человека, который все это придумал, можно было без сомнения назвать гением.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Старый гений, Лесков

Сочинения по произведению Старый гений, Лесков

Краткая биография Николая Лескова

Источник: http://www.sdamna5.ru/staryj_genij_kratko

Пересказ «Левша» Лескова Н.С

План пересказ1. Император Александр и донской казак генерал Платов осматривают английскую кунсткамеру (собрание редкостей, диковинных вещей).2. Александр покупает металлическую блоху и везет ее в Россию.3. После смерти Александра другой царь, Николай Павлович, велит показать эту блоху русским мастерам.4.

Платов оставляет блоху у мастеров.5. Платов, не разобравшись, какую работу выполнили тульские умельцы, увозит левшу с собой.6. Царь, его дочь, Платов видят подкованную блоху.7. Левша едет в Лондон, осматривает фабрики, заводы.8. Возвратившись на Родину, Левша заболевает.9.

Разное отношение к английскому полшкиперу и к Левше в России.

10. Предсмертные слова Левши и отношение к ним графа Чернышева и рассказчика.

Пересказ

Глава 1

Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил».

И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру.

Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».

Глава 2

На следующий день приехали они в кунсткамеру — «пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел. Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный.

Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства…Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».

Глава 3

На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.

Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул.

Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете…» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил.

Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.

Глава 4

В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил.

Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.

Глава 5

Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам.

Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.

Глава 6

Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», попрощались с товарищами и пошли в лес в сторону Киева.

Многие даже думали, что хотят они скрыться со всем этим добром (золотой табакеркой царя, бриллиантом), но «однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава 7

Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела.

«Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете». Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».

Глава 8

Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.

Глава 9Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.

Глава 10

Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами».

Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им.

А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».

Глава 11

Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

Глава 12

Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».

Глава 13

Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел.

А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут.

Ведь они английскую блоху подковали!

Глава 14

Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.

Глава 15

Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть.

Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу…» и хвалят.Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем».

Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «…наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Глава 16

Левша «смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет…

» Все ему нравилось, и всех он чистосердечно хвалил. Но захотелось ему как-то домой — сил нет, и пришлось англичанам везти его в Россию. Одели его как надо, денег дали и отправили на корабле.

А он все время в даль смотрел и спрашивал: «Где наша Россия?» А потом с полшкипером стали пить до самого «рижского Динаминде».

Глава 17

Так напились, что начали буянить. Подшкипер хотел даже левшу за борт кинуть, но матросы увидели, доложили капитану, а потом заперли порознь. До Петербурга их так везли, а потом «англичанина — в посланческий дом на Аглицкую набережную, а левшу — в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться».

Глава 18

Англичанина как привезли в посольство, так сразу к нему врача, теплую ванну, «гуттаперчевую пилюлю». А левшу в квартале свалили и начали требовать документы, а он ослабел и ответить ничего не может. Много на холоде он в санях лежал, пока искали, в какую больницу его поместить.

Ни в одной больнице без документов не принимают, так до утра его и возили. «Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».А англичанин выздоровел уже и побежал левшу искать.

Глава 19

Нашел подшкипер быстро своего русского товарища, когда тот уже почти умирал. Левша ему: «Мне бы два слова государю непременно надо сказать». Ко многим англичанин обращался, но все помочь отказывались, даже Платов сказал: «…

не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил — теперь меня больше не уважают…» И только комендант Скобелев врача Мартын-Сольского позвал к левше.

А тот, бедный, уже на последнем издыхании сказал ему: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть .чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Перекрестился и умер.

Мартын-Сольский пошел к графу Чернышеву с этой новостью, а тот: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Глава 20

Все это были дела дней минувших. Имя левши утеряно, как и имена «многих величайших гениев», но эпоха отражена метко и верно. Таких мастеров больше в Туле не осталось. Работники, конечно, умеют ценить выгоды механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.

Источник: http://lit-helper.com/p_Pereskaz_Levsha_Leskova_N_S

«Левша» краткое содержание по главам

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») — повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году.

В «Левше» автор рассказывает о том, как проходило путешествие царя Александра Первого в Европе.

Часто у нас не хватает времени читать произведения полностью, и тогда лучше воспользоваться кратким содержанием по главам «Левша» Лескова, с него вы тоже сможете понять о чем эта повесть.

Глава 1

Когда закончился венский совет, император Александр захотел «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Александр человек был общительный, со всеми разговаривал, всем интересовался. При нем состоял донской казак Платов, «который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил».

И как царь заметит что-то диковинное, он говорит, что, мол, и на Руси не хуже есть. А англичане к приезду государя хитростей разных напридумывали, «чтобы его чужестранностью пленить», и договорились с Александром на следующий день ехать в оружейную кунсткамеру.

Платову это не по душе пришлось, потому «велел он денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки», а пререкаться с царем не стал, думал: «Утро ночи мудренее».

Глава 2

На следующий день приехали они в кунсткамеру — «пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности». Посмотрел император на Платова, а тот и глазом не повел.

Англичане показывали все свое добро, а царь за них порадовался и спросил У Платова, почему тот такой бесчувственный.

Казак ответил, что «мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». А иноземцы сказали:

— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства…

Александр дивился вещи, а потом подал ее Платову, чтобы и он полюбовался. Тот поковырял замок и прочитал сделанную на сгибе русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так и ахнули, что промаху дали. А царю их жалко стало за такой «конфуз».

Глава 3

На следующий день поехали они опять кунсткамеры смотреть. Платов все царя домой зазывал и потешался над иностранцами, а Александр ему: «Пожалуйста, не порть мне политики». Привели их в последнюю кунсткамеру, где было все, «начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи». Вроде ничему не удивляется государь, и Платову от этого спокойно и радостно.

Вдруг царю подносят подарок на пустом подносе. Александр в недоумении, а англичане просят его самую маленькую соринку на подносе взять себе на ладошку. Это, оказывается, металлическая блоха, для которой даже ключик есть, чтобы завести ее, и тогда она «пойдет дансе». Государь сразу за такое чудо миллион отстегнул.

Платов сильно раздосадовался, ведь англичане «дар сделали», а он за него платить должен. А Александр только и повторял, чтобы тот политики ему не портил. Положил он блоху в бриллиантовый орешек, а потом в свою золотую табакерку. А англичан похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете…» А Платов взял тайком мелкоскоп и в карман себе положил.

Ехали они в Россию, по дороге смотрели в разные стороны и не разговаривали.

Глава 4

В России после смерти Александра никто из придворных не понимал, что с этой блохой делать надо, даже выбросить хотели. Но царь запретил.

Тут, кстати, Платов и сказал: «Это, ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». Николай Павлович согласился, надеясь, что русские мастера не хуже будут.

Глава 5

Платов взял стальную блоху и поехал к тульским оружейникам.

Мужики согласились, что вещь хитро сделана, и пообещали Платову, что к его приезду с Дона что-нибудь придумают: «Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Платова этот ответ не устроил, но делать нечего. Он только предупредил, чтобы мастеровые тонкой работы не испортили.

Глава 6

Платов уехал, а три самых лучших мастера, один из них косой левша, у которого «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», попрощались с товарищами и пошли в лес в сторону Киева.

Многие даже думали, что хотят они скрыться со всем этим добром (золотой табакеркой царя, бриллиантом), но «однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации».

Глава 7

Описываются туляки. Туляк умен, сведущ в металлическом деле, очень религиозен. Вера туляков и мастерство помогают им строить великолепной красоты соборы.

Мастера направились не в Киев, а «к Мценску, к уездному городу Орловской губернии», где находится икона святого Николая, покровителя торгового и военного дела.

«Отслужили они молебен у самой иконы, потом у каменного креста и, наконец, возвратились они домой нощию, и, ничего никому не рассказывая, принялись за дело в ужасном секрете».

Сидели они все в домике у левши, ставни закрыли, двери заперли. Дня три сидели, не выходя, «ни с кем не видались и не разговаривали».

Глава 8

Приехал Платов в Тулу, послал людей за работой. Да и самому любопытно и не терпится посмотреть.

Глава 9

Тульские мастера уже почти доделали свою работу, осталось последний винтик вкрутить, а к ним в двери уже ломятся, кричат. Мастера обещают принести скоро. И вправду, вышли -у двоих в руках пусто, а левша царскую шкатулку несет.

Глава 10

Отдали шкатулку Платову. Сел в экипаж, а самому интересно, решил посмотреть, открывает, а блоха какая была, такая и осталась. Спросил он у усталых мастеров, в чем загвоздка. А те говорят: «Смотрите сами».

Платов ничего не увидел, разозлился и накричал на них, мол, того, такую вещь испортили. Те обиделись на него и сказали, что не откроют секрет, в чем работа их была потому, что не доверяет он им.

А Платов взял левшу к себе в коляску и увез без «тугамента».

Глава 11

Платов боялся, что царь вспомнит о блохе. И правда, как только он приехал, царь велел ее сразу подать. А Платов говорит: «Нимфозория все в том же пространстве». На что царь ответил: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

Глава 12

Вытащили блоху, царь позвал свою дочь Александру Николаевну, чтобы она своими тонкими пальчиками завела ключиком блоху. Но блоха не танцует. Тогда Платов схватил левшу и начал таскать его за волосы, а мастеровой говорит, что они ничего не испортили, и просит принести «самый сильный мелкоскоп».

Глава 13

Государь уверен, что русские люди его не подведут. Приносят микроскоп. Посмотрел царь и велит привести к нему левшу. Левша весь в рваной одежде, «без тугамента», пришел к царю. Николай говорит, что смотрел, но ничего не увидел.

А левша отвечает: «Надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Все так и сделали. Царь как посмотрел, так и засиял, обнял грязного левшу и сказал, что был уверен, что его не подведут.

Ведь они английскую блоху подковали!

Глава 14

Все посмотрели в микроскоп и тоже начали обнимать левшу. А Платов перед ним извинился, дал сто рублей и велел вымыть его в бане и сделать прическу в парикмахерской. Сделали из него приличного человека с приличным видом и повезли в Лондон.

Глава 15

Привез курьер левшу, посадил его в номер гостиницы, а шкатулку с блохой куда надо забрал. Левше есть захотелось. Отвели его в «пищеприемную комнату». Но есть их пищу он отказался и «ждет курьера в прохладе за баклажечкой». А англичане тем временем на блоху посмотрели и захотели сразу мастера увидеть. Курьер проводит их в номер к левше, «англичане хлоп-хлоп его по плечу…» и хвалят.

Четыре дня вместе вино пили, потом, отойдя, начали расспрашивать тульского мастера, где он учился. Левша отвечает: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арихметики мы нимало не знаем».

Иностранцы удивляются и предлагают ему у них остаться, «образованности выучиться», жениться и их веру принять. Левша отказывается: «…наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

Уговорили его только погостить остаться на короткий срок, а потом они его сами на своем корабле в Петербург отвезут.

Глава 16

Левша «смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания.

Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет…» Все ему нравилось, и всех он чистосердечно хвалил. Но захотелось ему как-то домой — сил нет, и пришлось англичанам везти его в Россию. Одели его как надо, денег дали и отправили на корабле.

А он все время в даль смотрел и спрашивал: «Где наша Россия?» А потом с полшкипером стали пить до самого «рижского Динаминде».

Глава 17

Так напились, что начали буянить. Подшкипер хотел даже левшу за борт кинуть, но матросы увидели, доложили капитану, а потом заперли порознь. До Петербурга их так везли, а потом «англичанина — в посланческий дом на Аглицкую набережную, а левшу — в квартал. Отсюда судьба их начала сильно разниться».

Глава 18

Англичанина как привезли в посольство, так сразу к нему врача, теплую ванну, «гуттаперчевую пилюлю». А левшу в квартале свалили и начали требовать документы, а он ослабел и ответить ничего не может.

Много на холоде он в санях лежал, пока искали, в какую больницу его поместить. Ни в одной больнице без документов не принимают, так до утра его и возили.

«Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».

А англичанин выздоровел уже и побежал левшу искать.

Глава 19

Нашел подшкипер быстро своего русского товарища, когда тот уже почти умирал. Левша ему: «Мне бы два слова государю непременно надо сказать».

Ко многим англичанин обращался, но все помочь отказывались, даже Платов сказал: «…не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь; потому что я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил — теперь меня больше не уважают…» И только комендант Скобелев врача Мартын-Сольского позвал к левше. А тот, бедный, уже на последнем издыхании сказал ему: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть .чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Перекрестился и умер. Мартын-Сольский пошел к графу Чернышеву с этой новостью, а тот: «Знай свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.

А доведи они левшины слова в свое время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Глава 20

Все это были дела дней минувших. Имя левши утеряно, как и имена «многих величайших гениев», но эпоха отражена метко и верно. Таких мастеров больше в Туле не осталось. Работники, конечно, умеют ценить выгоды механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью.

Источник: http://ktoikak.com/levsha-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Лесков «Дурачок»

 Тема  :   ЛЕСКОВ  « Д УРАЧОК»

Технологическая цепочка проблемного обучения

Этапы урока

Дидактическая цель

Содержание урока

Содержание работы учителя

Приемы и способы

Содержание работы учащихся

Возникновение проблемной ситуации

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе

1. Предмет литературы — человек и его мир. Мир д уша д уховность н равственность. 2. Нравственные ценности: — добро, — правда, — совесть, — долг, — милосердие, — справедливость,

— ответственность

Ставим проблему

Рассказ

Восприятие цели

урока, исходного материала

Анализ ситуации, постановка проблемы

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока

«Другой» герой — «странный, убогий, блаженный.

Как понимает русская литература слово «дурачок»?

Намечаем пути решения проблемы

Показывает, как возникла проблема

Отработка навыка сопоставительно-оценочного анализа вопроса. Работа с текстом литературного произведения

Попытка решения проблемы

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления, осознания связей и общего в изучаемом материале

Почему со времен устной поэзии до сегодняшнего дня есть в литературе другой — убогий, блаженный герой? (Иванушка-дурачок в русских сказках, Панька (Н. Лесков «Дурачок»))

Формируем проблемный вопрос

Организует размышление над проблемой, помогает выстроить логический, доказательный, ассоциативный ряд в движении «сквозной» темы

Эвристическая беседа: вопросно-ответный диалог

Эвристическая беседа способом постановки системы
вопросов

Структурирование полного ответа в разрешении проблемного вопроса

Поиск нового способа решения проблемы путем выдвижения предположений

Проблемный вопрос. Его решение (начало

Формирование понимания, системы вопросов, помогающих решению проблемной ситуации

Как авторы характеризуют своего героя? Каковы их главные качества? Входят ли они в круг нравственных ценностей? Можно ли говорить, что они несут черты русского национального характера?

Ваше восприятие в цвете. Обоснуйте

Устное изложение результатов работы над решением проблемного вопроса.

Строят ассоциативный ряд

Гипотеза, ее обоснование и доказательство

Обсуждение проблемного вопроса. Его решение (итог

Формирование системы и понимание связей: часть — целое, общее – отличное

Можно ли на примере истории жизни Паньки написать житие?

Организует работу по «наполнению» житийного канона содержанием рассказа «Дурачок» Лескова

Устное сочинение с использованием канона жития

Проверка и подтверждение

Обобщение и систематизация. Вывод

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив дальнейшей работы

Так почему «странные герои» — дурачки, убогие, блаженные интересны писателю? А читателю?

Метод творческого чтения

Работа с текстом, вывод читателя, подтвержденный текстом произведения

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/lieskov_durachok

Ссылка на основную публикацию