Краткое содержание лиханов благие намерения точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга Альберта А. Лиханова

Краткое содержание Лиханов Благие намерения точный пересказ сюжета за 5 минутНе бывает чужих детей. Как остро начинаешь осознавать эту истину, прочитав «Благие намерения» Альберта Лиханова. Жаль только, что эту истину не все могут понять и принять.В центре повествования дети со взрослыми глазами и старушечьими вздохами, дети с недетской судьбой, заложники мира бездушных взрослых – дети-сироты.

Многие из них сироты при живых родителях. Обездоленных детей мы видим глазами неискушенного человека – выпускницы пединститута, которая устроилась работать в интернат. Именно ее благие намерения помочь сиротам обрести друзей в мире взрослых и результаты являются сюжетом повести.

Жаль, не у всех людей хватает сердца, как сказала мама героини, чтобы принять в него, полюбить одинокого маленького человека. Но ведь из детей, которых никто не любит, вырастут морально уродливые взрослые, которые и сами не смогут полюбить.

Поэтому и становится понятным выбор Победоносной Надежды, отложившей на неопределенное время свое женское счастье и благополучие, ради того, чтобы всецело посвятить себя своим малышам из Б класса. Удивительно простое и пронзительное произведение!Трудно сказать почему, но раньше творчество автора обходило меня стороной.

Не знаю чего, но определенно очень зря! Сейчас, когда мне посчастливилось читать «Благие намерения», я пожалела, что не познакомилась с автором раньше. Теперь я определенно буду продолжать знакомство с его творчеством, осваивая новые книги. Выпускница пединститута, молодая девушка, попадает на работу в интернат.

Здесь есть не только обычные дети, но и сироты. Как раз о них и идет повествование. Повесть небольшая, но очень глубокая и емкая. Очень много вопросов здесь поднимается. Эти темы касаются не только детей, но и тех отношений, которые существуют между людьми.

Это человеческие судьбы, понимание между родителями и их чадами, отношения с коллегами и многое другое. Все описано так тонко и четко, что порой видишь себя в авторских описаниях, кажется, будто книга о нас.

Очень понравилось само название – оно точно отражает суть того, о чем хочет рассказать нам автор.

Недавно, в очередной раз, читала «Благие намерения» замечательного автора Альберта Лиханова.Каждый раз, читая эту повесть, я не могу выбрать сторону, на которую я бы хотела встать. Первый раз я увидела эту книгу в «Роман-газете». Сказать, что книга меня потрясла, это ничего не сказать. Каждый раз, я пропускаю ее через себя.

Наверное, здесь сказывается личный опыт. Моя мама работала в детском доме, и я много раз была свидетелем того, как добрые, отзывчивые и не бессердечные люди усыновляют детей.Следует отметить, что дети из детского дома – это не простые дети, это дети, которые имеют тяжелую судьбу, с которыми тяжело найти общий язык.

И люди, которые набрались смелости, чтобы одного из таких сложных детей, сделать членом своей семьи, заслуживают бесконечного уважения.А так же, нужно отдавать особую дань уважениям, тем учителям, которые посвятили свою жизнь обучению таких детей. Каждого ребенка из повести очень жалко.

Хотелось бы, чтобы каждый нашел свое место в жизни, и чтобы люди, которые взяли их в свою семью, так же были счастливы.

В один прекрасный зимний вечер, мне захотелось прочитать чего-то необычного для меня. Я постоянно читаю детективы, ужасы, а вот на этот раз решила прочитать «Благие намерения». Что я могу сказать.

Книга явно написана не под наше время. Я там не увидела ни одного злого и негативного героя, более того, там все были настолько приветливыми, милыми, доброжелательными. В наше время таких людей уже не встретишь.

Эта книга писалась еще при советской власти, и мне не известно, действительно ли в то время была такая реальность, или автор преувеличивает. Это в наше время без денег никуда не возьмут, даже ребенка в садик. Везде очереди, выигрывает только тот, у кого больше денег.

Мне даже самой захотелось в те времена, хоть немного пожить вокруг тихих и мирных людей. Пускай бедно, пускай меньше возможностей, зато люди настоящие. И если действительно в то время были люди как эта повесть, то низкий им поклон. Отдельное спасибо автору, ничего подобного я еще не читала.

Читала, не отрываясь. Очень хорошо

Всем известна простая истина о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Кто-то с ней согласен на все сто, кто-то допускает вариации на тему, кто-то откровенно против такой точки зрения, но иногда просто подругому нельзя. Нельзя отвернуться от побуждения творить добро, невозможно закрыть глаза на то, что происходит – нужно действовать, иначе никак.

Вне зависимости от того, куда это приведёт…Волею судьбы молоденькую Надежду сразу после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где она оказывается не преподавателем литературы, как ожидалось, а воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки.

Вот как в такой ситуации можно не повиноваться сердцу и не попытаться помочь ребятишкам? Вот она и пытается, в силу своих возможностей.Знаете, вот пока не сталкиваешься с этим нос к носу – вроде как и не замечаешь.

Да, где-то там далеко есть дети без родителей, есть семьи без детей, есть педагоги, которым довелось исполнять роль и мамы, и папы, и наставника, и жилетки, и ещё множество всяких в силу специфики работы. Но вот из моего окна этого не видно. И, стыдно признаться, такое и не хочется видеть, такое до поры до времени получается не замечать.

Пока в руки не попадается книга, настолько пронизанная состраданием и горечью, что слёзы невольно наворачиваются. Будоражит от эмоций.Короткое произведение, но безумно трогательное и щемящее. Оно не только о молодой училке, не о маленьких людях без родительского тепла, а об ответственности. Либо ты к ней готов, либо – нет.

Так вот, если есть хотя бы капля сомнения – то лучше сразу уйти в сторону и продолжать закрывать глаза на проблему, ибо здесь ошибка недопустима – она останется шрамом в душе ребёнка. Можно либо принять этого маленького человечка, обогреть и защитить, либо вообще не появляться в его жизни. Причинить боль каждый сможет, а вот сделать счастливым …

Источник: http://rubuki.com/books/blagie-namereniya-2

Книга: А. Лиханов «Благие намерения»

«У сердца нет ученых степеней» (с) А. Лиханов

Хорошая книга: добрая, чистая и бесконечно наивная, как и ее главная героиня, от лица которой ведется повествование – молодая учительница Надежда Георгиевна.

Повесть невелика – всего 176 страниц в моем планшете. Но если б эту повесть я прочитала в 16-17 лет, то возможно и не пошла бы в педагогический.

А может наоборот, пошла бы и посвятила всю свою жизнь служению детям: искреннему и преданному.

«Благими намерениями выстлана дорога в ад» — красной нитью проходит эта поговорка через всю книгу. Повесть представляет собой воспоминания учительницы. Она окончила институт, став учителем-словесником, из-за болезни матери опоздала к началу учебного года, а когда приехала в город распределения, место было уже занято.

Вчерашнюю студентку берут работать воспитателем в школу-интернат, где дают ей особую группу первоклашек – среди трех десятков учеников 22 детдомовские. Повествование ведется от лица 32-летней учительницы. Она в подробностях вспоминает первую встречу, первую неделю с ее малышами, первые и дальнейшие победы и поражения.

И все время анализирует-анализирует-анализирует.

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Наде-Вной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Я под большим впечатлением не столько от лаконичного сюжета и кратко прописанных судеб детей, сколько от мыслей и замечаний главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

С самых первых строк она пишет об «искуплении своей вины». Лишь спустя неделю после начала работы, Надежда Георгиевна узнает, что в ее группе большая часть детей из детского дома. Остальные же немногие днем в субботу уходят домой, а возвращаются в интернат лишь в воскресенье вечером.

И тогда она придумала найти своим малышам взрослых друзей – людей за пределами интерната, которые могли бы дарить внимание мальчишкам и девчонкам: не по обязанности, а от души. Решение педсовета, заметка в газете, комиссия-собеседование – и вот у каждого ребенка появляется взрослый друг.

Еще одну цитату просто не могу не привести в данный момент:Честно признаюсь, я, читатель, ждала того момента, когда героиня совершит ошибку, о которой в первых же строках пишет. что за нее «искупает вину». Страница за страницей, а ошибки-то я и не видела. Да, нашла она своим подопечным взрослых – кому одиноких женщин и мужчин, кому супружеских пар, кому крепкие и сложившиеся семьи. Да, далеко не все союзы сложились. И это жизнь. Почему молодой воспитатель берет на себя вину за то, что кто-то взрослых переоценил свои силы или разочаровался в себе или в ребенке? Каждый человек имеет право на ошибку, но почему ответственность за это несет педагог? Очень хорошей иллюстрацией к этому будет следующая цитата:

«Жертвовать своим покоем, своими удобствами, всем-всем-всем своим» решила эта молодая учительница, волею судьбы ставшая воспитательницей семилеток-сирот.

Так их учили будущих советских учителей в педагогических институтах: думать перед тем, что что-то сделать, а начав делать – идти до конца. А еще анализировать свои поступки и исправлять ошибки, если случится их совершить.

Не получится исправить – искупать, пусть даже и ценой собственных след и сердечных ран. Нас, будущих российских учителей (в 3-5% случаев пед.

вузов идут работать в школы) в педагогических университетах учили другому: делать трассировку текста, правильно подчеркивать предложения да пользоваться десятками томов словарей, экземпляры которых найдутся далеко не в каждой библиотеке. Даже полвека не прошло, а акцент на душевных качествах профессии учителя сменился чисто утилитарным подходом.

Люблю, когда в книгах название и основная тема раскрыты до конца. Здесь – раскрыта:

«Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. Я думаю, и дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными»

Читайте также:  Краткое содержание твен принц и нищий точный пересказ сюжета за 5 минут

Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Киров в самой обычной семье. Отец – слесарь, мать – сотрудник медицинской лаборатории.

После окончания школы Альберт учится в Уральском государственном университете на отделении журналистики, а затем возвращается из Свердловская в родной Киров, где устраивается работать литературным сотрудником в «Кировскую правду».

В 1960 году он становится непосредственным участником истории, на основе которой написана повесть «Благие намерения». В течение 3 лет он работает главным редактором газеты «Комсомольское племя», а затем едет в Новосибирск собкором «Комсомольской правды».

Первый рассказ Лиханова был опубликован под названием «Шагреневая кожа» в 1962 году в журнале «Юность». Молодой автор переезжает в Москву, где много лет работает ответственным секретарем, а потом и главным редактором молодежного журнала «Смена».

В 1976 году увидел свет первый двухтомник избранных произведений Лиханова. В 1986-1987 годах выходит первое собрание сочинений в четырех томах.

Всю свою жизнь Альберт Лиханов уделяет немало времени общественной деятельности. В 1985 и 1987 годах в СССР принимаются Постановления Правительства о помощи детям-сиротам, что является результатом писем Лиханова.

В 1987 году уже известный в Союзе писатель и журналист создает Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразуется в Международную ассоциацию детских фондов. В 1991 году появляется Российский детский фонд, председателем которого избирается Лиханов.

Альберту Анатольевичу принадлежит идея и реализация Научно-исследовательсокго института детства, чьим директором он является.

В 2010 году опубликован 15-томник произведений Альберта Лиханова, на страницах которого использован крупный шрифт и размещены цветные иллюстрации.

PS: Мне бесконечно стыдно, что я, филолог, только сейчас, в 30 лет, открыла для себя этого замечательного писателя, человека и гражданина.

О книге

Повесть «Благие намерения» была впервые опубликована в журнале «Знамя» в 1980 году, затем ее публиковали в 1981 году в «Роман-газете» и «Литературной России». Сам Лиханов так говорит о произведении:

«Это повесть о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых»

Спустя 3 года после первой публикации повесть автора повести Альберта Лиханова за повесть «Благие намерения» удостаивают Международной премии социалистических стран им. Максима Горького.

В 1985 году по книге Лиханов пишет сценарий, который становится основой фильма «Благие намерения» (режиссер А.Бенкендорф, киностудия им. А.Довженко)

Скачать книгу А. Лиханова “Благие намерения”Фильм

  • «На плоском цветном листе бумаги существовал четырехмерный мир во взаимосвязи перемещений земных пластов, дробящих его трещин, взрывы глубинных…
  • Библиотека, или зал общих занятий, находилась непосредственно за центральным постом управления, как на всех звездолетах. Кари и Тайна открыли…
  • Зашла в ЖЖ, чтобы кое-что из заметок скопировать для личного дневника, а тут мне из черновиков запись восстановилась. Не помню, когда писала, но…

Источник: https://ozma-lipetsk.livejournal.com/78696.html

Читать Благие намерения

Альберт Анатольевич Лиханов

Благие намерения

1

Снова навалилась бессонница.

Дверь на балкон распахнута, и в комнату вливается душный аромат черемухи. Может, из-за него я не могу уснуть? Надо бы встать, прикрыть дверь, но я не в силах шевельнуть рукой. Точно опьяняющий наркоз сковал меня. Голова ясная, утренняя, а тело налито неимоверной тяжестью, не то что рукой, пальцем шевельнуть немыслимо.

Я живу на втором этаже и когда-то – совсем недавно! – мечтала, чтобы черенки черемухи, высаженные у дома, скорей поднялись и сравнялись с моим балконом. Тогда весной цветы будут перед окном, точно сад приподнялся на цыпочки прямо в мою келью. И вот это сбылось, а я не рада. Запах черемухи дурманит и не дает спать.

Впрочем, все это глупости, и черемуха тут ни при чем.

Ветер колышет прозрачную штору и вносит в комнату волну пряного аромата.

Я точно купаюсь в нем.

Я говорю себе: наслаждайся, ты хотела этого, и твое желание сбылось. Наслаждайся и спи, все условия для волшебных снов: ведь, вдыхая черемуху, можно увидеть во сне только сказки.

Но сказки не приходят.

Я облокачиваюсь и таращусь в неверные июньские сумерки, в белую северную ночь, стараюсь разглядеть черемуховые ветви там, за окном. Смутные тени колышутся у балкона. Я знаю: ветви унизаны белыми гроздьями.

Я вдыхаю полной грудью и чувствую, как приливает к вискам кровь. Завтра у меня необыкновенный день, точнее, вечер.

Выпускной вечер моего класса.

Первый мой выпуск. Об этом знают все.

Искупление моей вины. Об этом знают немногие.

День исполнения моей клятвы. Про это известно одной мне.

Остался один день. И эта ночь.

2

Я пришла в школу-интернат десять лет назад, оказалась тут почти случайно. Впрочем, в каждой случайности есть своя закономерность…

В начале августа у мамы случился инфаркт, я дала в гороно телеграмму, заверенную врачом, и осталась возле нее.

У меня было странное ощущение – как будто я не нужна ни маме, ни Ольге и Сергею, старшей сестре и старшему брату. Всю весну и лето, с тех пор как я получила назначение, они во главе с мамой без устали дулись на меня.

О матерях не принято говорить дурно, не скажу и я, хотя теперь, спустя десять лет, мне многое стало ясным. Кажется, я протрезвела за эти годы. Точно во мне бродил молодой хмель, но вот шибануло меня об острый угол раз-другой, и все стало очевиднее, реальней, что ли. И мама стала реальней. Ее взгляды.

А тогда я не могла ничего понять – я ухаживала за мамой, сидела в больнице возле нее дни и ночи, и рядом непременно сидела Ольга, или Сергей, или Сережина жена Татьяна, и они ухаживали за мамой с таким видом, будто меня здесь нет.

Я старалась не обращать на это внимания, но не так-то это легко, когда ты только окончила институт, а взрослые и любимые люди, точно сговорившись, в один голос осуждают тебя, да еще осуждают высокомерно, с презрением, мол, молодые должны внимать благодарственно, а не высказывать собственных суждений, пользоваться чужим опытом, пока, скажите спасибо, его предлагают, и жизнь начинать по общепринятым правилам, а не так, как ты…

Это был молчаливый спор, который начала мама.

Мама вообще очень властный человек. Тогда мне казалось, что она совершенно не любит меня. Собственная прихоть была для нее всегда важней моих намерений. Она подавляла.

И не отдельные дни и часы, а всегда. Теперь я думаю совсем иначе. Мама любит меня. Может быть, даже сильнее, чем Ольгу и Сергея, ведь я младшая, для нее последняя.

Просто любовь у нее властная, вот в чем дело. Властная, как и сама мама.

У нее всегда были странные отношения со всеми нами. Даже явно ошибаясь, мама говорила уверенно и требовательно, никогда не сознаваясь в ошибке.

– Оля, тебя, кажется, опять провожал этот парень из соседнего подъезда. Так запомни, он тебе не подходит, тебе больше подходит Эдик.

– Но почему? – спрашивала Оля. – Николай очень милый, ты же знаешь, мы из одной группы, – Оля тогда заканчивала иняз, – а Эдик мне надоел! И вообще он сухарь!

Эдик был одноклассником Оли, учился в политехе и был некрасив до предела – длинный, плоский, как бы вырезанный из бумаги, а главное – скучно-сухой, протокольно-стандартный, точно параграф из учебника математики. Словом, розовощекому баскетболисту-крепышу Николаю Эдик, бесспорно, уступал, и Оля спрашивала маму, округляя глазки:

– Но почему?

– Он тебе не подходит! – резала мама, выделяя последние слова, выставляя над ними знаки ударения величиной, пожалуй, со столб, и добилась-таки того, что потом, позже, Оля вышла все же за своего плоского Эдика и живет, по-моему, без намека на счастье…

Однако это другая история, я потом еще вспомню про нее, но тогда, в ту пору, возле мамы, которая уставилась в потолок больничной палаты тяжелым немигающим взглядом, я еще не все понимала.

Да, не все понимала, но все чувствовала.

Иначе почему же я поступила по-своему? Единственная из троих детей ослушалась мать?

Перед распределением мы дали слово – вся наша группа – не финтить, не подключать родителей, словом, не пользоваться отработанной тактикой и ехать на работу туда, куда пошлют.

Слово, конечно же, не было сдержано, конфузливо улыбаясь, две девчонки, редкие посредственности, вышли из деканата с направлениями в школы того города, где все мы учились, а я родилась и жила.

Мы было бросились их поздравлять, не чуя подвоха, но девицы, не откладывая, признались, что только вчера – надо же, накануне! – вышли замуж за здешних жителей.

Да еще одному парню пришел персональный вызов из специальной – с английским уклоном – школы, хотя в английском он был ни в зуб ногой, а всю жизнь учил немецкий.

Все остальные повели себя честно, так что даже никакой злости не осталось против тех троих, лишь легкое недоумение: зачем они так?

Меня больше занимало другое: как скрыть от мамы, от сестры и брата с его женой три исключения из честного договора? Я скрыла. Удалось. Только ничуточки не помогло.

Мама замолчала, как всегда умолкала она, если кто-нибудь в чем-нибудь – хотя бы в пустяке! – не признавал ее властной силы. Я приходила с улицы не домой, а в какую-то сурдокамеру, так, кажется, это называется. Мама говорила с Олей, говорила с Сережей, говорила с Татьяной, Татьяна говорила с Олей, Оля с Сережей, и никто из них не говорил со мной.

Когда я пробовала заговорить с мамой, она произносила жестким голосом:

– Ты останешься здесь!

Я спрашивала, к примеру, включая телевизор:

– Посмотрим этот фильм?

А мама неизменно произносила одно и то же:

– Ты останешься здесь!

– Но у меня в руках распределение!

– Ты останешься здесь!

– Это же бесчестно! Мы договорились всей группой! Меня, наконец, ждут!

Читайте также:  Краткое содержание оперы вебера вольный стрелок точный пересказ сюжета за 5 минут

– Ты останешься здесь!

И это еще в лучшем случае. Мама разговорилась. А то просто молчит. Молчание гораздо тяжелее. Оно давит на сердце, на душу, на голову. Где-то в области затылка. И кажется, лучше сделать, как она требует, только бы не эта тишина.

Я так всегда и делала. «В магазин?» – «Не гулять с мальчиком таким-то?» – «Хорошо, мамочка дорогая, как скажешь!» – «Соседи по лестничной площадке нагловатые люди?» – «Можно с ними не здороваться!» И хоть лично мне ничего плохого эти соседи не сказали, не сделали, я вела себя, как хотела того мама, в зависимости от ее настроения.

Не замечая сама, я глядела на мир мамиными глазами, оценивала людей с ее точки зрения, даже телевизионным фильмам выставляла отметки по ее шкале ценностей – правда, шкала была высокая, но все-таки не моя.

Так что до институтского распределения я никогда ни о чем не спорила с мамой и никогда, таким образом, не была наказуема в отличие от Оли и Сергея, которые время от времени карались тишиной, давившей на затылок. Впрочем, легко мне жилось только до встречи с Кириллом.

Источник: http://online-knigi.com/page/17422

План-конспект урока (9 класс) по теме: Обсуждение книги А.Лиханова “Благие намерения”

Обсуждение книги А. Лиханова «Благие намерения» (учитель русского языка и литературы Лузина Т.А. и заведующая библиотекой Янина С. Д.)

        Вступительное слово: Сочувствие. Соучастие. Сопережевание. Сострадание. Ведь за этими словами – изначальные нравственные устои, нормы поведения, обязательные для каждого – независимо от образования, образа жизнми, воспитания. Со – значит вместе.  Ведь в основе  основ человеческого общежития  – любовь родительская к детям, забота старших о младших… И вот всё-таки, дети без родителей.

Да, они остаются без родителей – в силу стихийных бедствий, катастроф, всегда нежданных, беспощадных.

Но есть беда другого толка: дети остаются без родителей в силу родительской подлости, слабости.

Настаёт миг, когда дети остаются никому не нужными, кроме нашего государства, социальная суть, полнокровное родительство которого проявляется в заботе, ответственности за этих детей, может быть, с не сравнимой ни с кем и ни с чем гуманистической силой. (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3)

Дети без родителей… Мирное сиротство… – это тема, проходящая через всё произведение «Благие намерения». Сегодня мы обсудим главные, на наш взгляд темы, отражённые в повести.

Действие, как вам известно, происходит в школе-интернате, где в первом классе вместе с детьми, у которых есть семьи, учатся 22 ребёнка из детского дома.

И я приглашаю всех присутствующих в нашей аудитории к разговору на тему:

Начинает разговор лидер первой группы Павлишин Виталий (выступление включает объяснение ключевых терминов: детский дом, интернат, семья). Слайд 8,9.

Вопросы для обсуждения:

  • для детей-сирот нет разницы между школой интернатом и детским домом, почему?
  • Одна из героинь в книге, Лепестинья, рассуждает: «Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?» Приведите примеры из повести, кто эти сироты и откуда они взялись?
  • Знаете ли вы, сколько детских домов в Сургуте? Кто посещал детский дом? Кто общался с детьми из детского дома? Ваши впечатления.
  • Как вы считаете, можно ли в нашем обществе решить эту проблему? Как?
  • Выход ли из этой проблемы семейный детский дом?

Вывод: Ребёнок должен жить в семье, тогда он получит полноценное воспитание, заботу, тепло. Детский дом не может заменить семью.

 Но всё-таки, если ребёнок живёт в детском доме, то его воспитанием занимаются люди, которым государством доверена судьба ребёнка. Прежде всего – это воспитатели. А. Лиханов в предисловии к книге «Дети без родителей» (Лиханов, А. От автора // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн.

для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 3) отмечает, что книга адресуется молодым педагогам, посвящающим себя в первую очередь малому человечеству, оставшимся  без родительской опоры, как впрочем, и педагогу опытному, бывалому. Итак, отношение к профессии учителя.

  1. Профессия учителя-воспитателя. Слайд 10,11.

Лидер группы Мартынов Женя наряду с выступлением объясняет термины: учитель, воспитатель.      

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, трудно воспитывать детей- сирот?

Во время обсуждения зачитать ответы учителей нашей школы.

на вопрос анкеты: «С какими трудностями в воспитании детей-сирот вы сталкиваетесь?»

  • На протяжении всего повествования Надежда Георгиевна рассуждает о правильности выбора профессии, о долге учителя… «Я твёрдо знаю, что учительдолжен уметь погрузиться в человека…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 177-178). Согласны вы с таким утверждением? Примеры из текста.
  • Учителям был задан вопрос в анкете: «Как Вы считаете, почему эмблемой конкурса учитель года является пеликан?». Ваш и варианты ответов.

Дети отвечают, приводя примеры из произведения. Наряду с их отвеиами зачитываются ответы учителей.

  • Лучше, чем директор школы-интернат, куда пришла работать Надежда Георгиевна, просто не скажешь: «..подвиг во имя детей…» (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 85)

 Вывод:  Отношение к профессии учителя-воспитателя: подвиг во имя детей.

Очень часто Надежда Георгиевна рассуждает об ответственности, прежде всего отнесся её к себе: «За несостоявшиеся намерения других людей единственная в ответе ты сама». (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 180).

  1. Ответственность. Слайд 12.

  Лидер группы Рязанов Стас даёт определение терминов: ответственность, опекун и рассматривает с его точки зрения: ответственность родителей перед детьми, воспитателей перед детьми, опекуны пред детьми, государство перед сиротами.

Вопросы для обсуждения:

  • Всё-таки, кто, во-вашему мнению прежде всего несёт ответственность пред детьми?
  • Ответственность – безответственность. Приведите примеры из  повести, в чём проявилась безответственность взрослых?
  • Дети-сироты при живых родителях.. Как можно, по-вашему это назвать: безответственность, преступление?..
  • Должна ли быть наказуема безответственность? Каким образом?

Вывод:  Безответственность должна быть наказуема.

Повесть, которую мы сегодня обсуждаем, называется «Благие намерения». Почему такое название?  И заключительный блок вопросов на тему:

  1. Благие намерения – это благо?

Лидер группы Кряжева Аня наряду с выступлением объясняет термины: благо, намерения.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с утверждением, что благими намерениями вымощенва дорога в ад?
  • Всегда ли благие намерения – благо? (Зачитать ответы учителей из анкет.)
  • Кто из героев действительно совершил благо?

Почему Надежда Георгиевна приводит соотношение 6 и 16? (Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 183-184).

  • Почему  ударили благие намерения шестерых малышей? Как Надежда Георгиевна относит это к себе?
  • Всё-таки, почему такое название повести?

Вывод: Жить надо благими намерениями и делами. ((Лиханов, А. Благие намерения // Лиханов, А.  Дети без родителей: кн. для учителя / А. Лиханов. – М.: Просвещение, 1987. – С. 184).

Слайд 15 (из фильма).

 Вопрос к аудитории: Вы знаете, как заканчивается книга, как заканчивается фильм. Автор не даёт точного  ответа, что дальше? Давайте выступим в роли автора и закончим повесть так, как вы этого хотите. И в конце нашей конференции мы вернёмся к обсуждению этого вопроса: что дальше?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/11/04/obsuzhdenie-knigi-alikhanova-blagie-namereniya

Нравственный облик педагога-современника в повести А. Лиханова «Благие намерения» и ее краткое содержание

Искусство и развлечения 8 июля 2016

Слоган Российского детского фонда, который возглавляет писатель и журналист Альберт Лиханов, звучит так: «Ни дня без добрых дел».

Лаконичная, легко запоминающаяся фраза как нельзя лучше отражает мнение признанного общественного деятеля (он возглавляет известную Международную ассоциацию детских фондов, является директором НИИ детства, академиком, Почетным гражданином города Кирова и Кировской области).

Лиханов считал и считает, что самые искренние человеческие замыслы ничто, если за ними не следуют реальные действия. Сегодня речь пойдет об известном произведении «Благие намерения». Книга увидела свет в 1981 году. Она о высоком нравственном облике педагога-современника.

“Да будет солнце!”

Чтобы лучше понять человека, активно влияющего на умы родителей, но больше всего желающего быть услышанным самим ребенком, познакомимся с биографией писателя А. А. Лиханова. Он родился 13 сентября 1935 года в Кирове, в простой советской семье. Отец – слесарь, мать – лаборант в больнице, а в военные годы – в эвакогоспитале.

В 1958 году окончил отделение журналистики УрГУ (Уральский госуниверситет, г. Свердловск, ныне Екатеринбург). В родном городе известен как литсотрудник газеты «Кировская правда». В 1961 г. здесь же, на малой родине, возглавил периодическое издание «Комсомольское племя». Кировчане старшего поколения помнят публикации этого автора.

На кировской земле увидело свет первое литературное детище Лиханова («О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах», 1959). Сам писатель за точку отсчета взял повесть «Да будет солнце!» (1963). Прошли годы и десятилетия, и читатели стали узнавать «в лицо» скромный томик с надписью: А. Лиханов, «Благие намерения». Анализ этого произведения мы произведем сегодня.

Подростки – наша смена

Позже были Новосибирск и газета «Комсомольская правда», собкором которой Альберт Анатольевич проработал два года, перевод в аппарат Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и журнал «Смена». Последний стал судьбой писателя на два десятилетия. 13 лет, начиная с 1975-го, А.А. Лиханов был главным редактором этого издания с мощными литературными традициями.

Молодежная печать позволила с головой окунуться в жизнь детей и подростков огромной страны под названием СССР, рассмотреть аспекты взаимоотношений отцов и детей с разных ракурсов.

Однажды выбранная тема навсегда стала главной в творчестве автора. Писатель уверен: растущий человек (наше будущее) заслуживает самого пристального внимания общества.

Особую роль в воспитании подрастающего поколения он отводит семье и школе. Много книг Лиханов посвятил детям войны.

Пик писательской активности А. А. Лиханова пришелся на 1970-1990 гг. В 1983-ом за книгу «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983) литератор получил Международную премию им. Я. Корчака. С 1987-го творческая деятельность писателя сочетается с общественной, направленной на защиту детства. Повесть «Благие намерения» тоже о прочном щите для хрупкого мира семилетних.

Читайте также:  Краткое содержание фицджеральд великий гэтсби точный пересказ сюжета за 5 минут

Мир не без сирот

Повесть А.А. Лиханова «Благие намерения» затрагивает тему сиротства при живых родителях, детское одиночество вне войны и бомбежек, под тихим голубым небом, покрытым белыми облаками. Мирное сиротство. Сердца вдумчивых читателей XXI века особенно тревожит то, что книга, написанная более 35 лет назад, как никогда, актуальна сегодня.

Действительно, отказ от исполнения родительского долга – явление в современной России распространенное. Существует мнение, что ситуация усложнена тем, что сегодня «Наде-Вны» – так называли маленькие герои повести свою любимую учительницу Надежду Георгиевну – становятся большой редкостью.

О книге «Благие намерения» отзывы читателей практически одинаковы. Они называют книгу доброй, наивной, пронизанной чистотой помыслов молодого педагога-словесника Надежды.

Девушка всей душой переживает за надломленные судьбы своих учеников, стремится к тому, чтобы ее одинокие «умки» познали любовь мам – «медведиц» (в одноименном художественном фильме по сценарию Альберта Лиханова есть трогательный эпизод, когда девчушки и Наде-Вна смотрят мультфильм «Умка»), отеческую ласку, даже если их подарят чужие по крови люди.

Куда ведут благие намерения?

Напомним фабулу: пединститут позади, распределение, начало трудовой биографии. Так случилось, что скромная девушка Надежда, словно на фронт, попадает в коллектив первоклассников, 22 из которых – сироты из детского дома.

Воспитанная в лучших традициях высокого советского патриотизма и самоотверженности («с ними, дева, сердца жалеть нельзя»), живя в обществе, где считалось, что человек человеку друг, товарищ и брат, учительница не допускает мысли отказаться от высокой задачи учить и воспитывать подранков. Ее намерения благие.

Но куда ведут они? Таково краткое содержание. Благие намерения Лиханов одобряет, но не в чистом «мечтательном» виде.

32-летняя Надежда бесстрашно принимает на себя отголоски предательства горе-матерей и таких же отцов. Она хочет найти взрослого друга каждому ребенку-сироте, чтобы «маленькие люди» хоть таким образом познали тепло семейного очага.

Поначалу все складывается как нельзя лучше. Люди готовы (или думают, что могут) проявить милосердие. Но все не так просто: найти взрослых друзей для сирот оказалось легче, чем удержать их.

Причины разрыва можно понять, но что из этого?

По ходу изложения становится все яснее. Речь не просто о семилетних мальчиках и девочках, вынужденных расти без родителей, а о том, что на белом свете всему есть место: «рядом с добром уживается зло».

А еще об умении отвечать за свои поступки и безответственности. А ведь миры детей и взрослых, хоть порой такие полярные, по сути, должны быть едиными. Иначе – беда.

В повести «Благие намерения» Альберт Анатольевич Лиханов говорит и об этом.

Матери-кукушки

Птенцы из-под родительского крыла хорошо различают дом и школу-интернат, где они живут и учатся от выходных до выходных. Дети-сироты не ощущают разницы между учебным заведением и детдомом.

Для них текут будни-клоны: везде воспитатели, строгий режим дня, общий быт. Какая разница, как называется такое место? Это можно отметить, прочтя краткое содержание.

«Благие намерения» Лиханов выстроил так, что невозможно не прочувствовать всю боль и безысходность сиротства.

Героиня книги Лепестинья никак не может взять в толк, откуда берутся сироты, ведь не голодуха, не тяжелое время. А вот поди-ка, находятся! И тогда, и сейчас.

Может ли современное общество решить проблему сиротства? Многие считают, что задача разрешима (если не полностью, то в большей степени), если укреплять семейные ценности не на словах («благие намерения»), а на деле.

Престижность материнства и отцовства, ориентир на духовное, а не на материальное благополучие – вот «таблетка» от «кукушиной болезни». Детский дом не способен заменить семью.

Долг педагога

Легка ли профессия учителя-воспитателя? Конечно, нет! Практически на каждой странице повествования можно встретить строки, которые отражают размышления Надежды Георгиевны о высоком долге педагога, способного беззаветно погружаться в человека. Любовь – вот основной вид «топлива», поддерживающий горение души учителя.

Это чувство (если оно есть!) невозможно погасить или дозировать. Идеальный учитель – это благородный максималист, таким его рисует Альберт Лиханов.

В подтверждение его мысли руководитель школы-интерната называет учительское дело подвигом во имя детей. Можно сказать, что это сути профессии педагога краткое содержание.

Благие намерения Лиханов трактует широко и мощно: они не должны быть капризом, вспышкой эмоций.

Окунувшись в трудовые будни, молодая учительница, не виновная в том, что намерения «взрослых друзей» не реализовались, корит не их, а себя, потому что считает, что несет личную ответственность за все происходящее вокруг. Такая самоотверженность многим читателям кажется непостижимой. Или недостижимой? А может, все же не врет поговорка, что «в жизни всегда есть место подвигу», тем более если он во имя детей?

Преступление и наказание

Ответственность за судьбы сирот – чей же это крест? Опекунов? Государства? Всех, вместе взятых? Это общая задача, и решать ее нужно всем миром, чтобы не процветало, как сорная трава, противоположное человеческое качество, когда никто никому ничего не должен, а спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

В повести «Благие намерения» есть примеры как высокой сознательности, так и безответственности взрослых, что больно ранит детей. А уж не подлежащие контролю действия «родителей», приведшие к мирному сиротству, так и вовсе можно расценивать как преступление, за которым должно следовать наказание.

В путь, за надеждой

Надежда Георгиевна – главная героиня повести – способна и на высокие намерения, и на поступок, чем вызывает симпатию у большинства читателей. Книга призывает, но не заставляет стройными рядами следовать ее примеру – заставить любить невозможно. К этому каждый приходит (возможно, и нет) ценой многих жизненных проб и ошибок.

Тяжко, когда ошибки ранят наше сердце, но еще хуже, когда они оставляют «зарубки» на нежных детских душах – неокрепших, доверчивых, ранимых.

Мечтать не вредно, надо действовать

Примечательно, что ни в книге, ни в вышедшем вслед за ней на широкие экраны художественном фильме Альберт Лиханов не ставит точки над i, дает возможность каждому представить, как и чем закончилась история мирного сиротства в каждом конкретном случае.

Непосредственная педагогическая сила книг Альберта Лиханова в целом и повести «Благие намерения» в частности заключается в том, что они наполнены милосердием. Писатель не боится таких слов, как жалость, доброта, прощение, помощь.

Таково в широком смысле этого произведения краткое содержание. «Благие намерения» Лиханов, думается, считает «криком души». Он говорит, что сложилось так, что сегодня все дети России, по сути, – сироты. В людях, не ждущих «милости от природы», подчинивших, как им кажется, все вокруг, становится все меньше милосердия, они больше уповают на силу и деньги.

А ведь спасение человечества кроется не в них, а в любовном отношении к другому человеку и миру вокруг. Альберт Лиханов является убежденным противником искаженного восприятия жизненных ценностей. Он считает, что сейчас самое время прочно соединить благие намерения и реальные дела.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Н. А. Некрасов “Дед Мазай и зайцы”. Краткое содержание произведения

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ход…

Искусство и развлечения
Характер Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина

В повести «Дубровский», которую написал Александр Сергеевич Пушкин, главный герой является молодым барином. Он уверен в себе, уверен в своем будущем. Он совсем не задумывается о деньгах, а точнее о том, от…

Искусство и развлечения
Он и Она в повести Куприна «Олеся». Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся»

Повесть “Олеся” (Куприн) основана на автобиографических воспоминаниях автора 1897 года, когда он жил в Полесье. В то время, разочаровавшись в репортерской карьере, Куприн оставил Киев. Здесь он занимался управлением и…

Образование
Сочинение «”Гранатовый браслет”. Тема любви в повести А. Куприна»

Александр Куприн – один из лучших представителей русской реалистической прозы. Но тема любви в его произведениях затронута, пожалуй, как никакая иная. Она в творчестве этого писателя самоотверженная, всепоглощаю…

Образование
Краткая характеристика Аси в повести “Ася”

Повесть И.С. Тургенева «Ася» носила для автора личный характер.

Еда и напитки
Приготовление свинины в духовке, а также приготовление буженины и шашлыка в духовке.

Существует множество мясных блюд, которые легко приготовить в духовке. Это может быть мясо с картофелем, овощами, грибами, сыром; буженина, шашлык и много других. В этой статье хотелось бы поделиться самыми вкусными и…

Еда и напитки
Маринад для курицы в духовке, а также для мяса и рыбы

При запекании мяса, курицы или рыбы важно использовать правильный маринад. Вариантов много, и поэтому каждый применяет проверенный и привычный. От маринада зависит вкус мяса, рыбы или птицы. Он делает блюдо мягким и н…

Искусство и развлечения
Повесть “Яма”, А. И. Куприн. Краткое содержание (“Яма” по главам)

Эту повесть целых шесть лет писал Александр Куприн. Краткое содержание “Яма” может иметь довольно бедное. Ведь несмотря на скользкую тематику, в этом произведении масса трогательных подробностей, милых зарисовок и важ…

Искусство и развлечения
“Живи и помни”: краткое содержание повести В. Распутина

В большинстве художественных произведений название играет решающую роль. В повести Распутина “Живи и помни”, краткое содержание которой неспособно в полной мере отразить ее суть, название следует рассматривать как веч…

Дом и семья
В какой посуде подаётся водка? Стопка и ее особенности

Какую лучше выбрать посуду, если к столу будет подаваться водка? Стопка, рюмка, а может даже стакан – что лучше подойдет для этого напитка? Всем известно, что каждый вид посуды имеет свои особенности, но вот чем отлич…

Источник: http://monateka.com/article/121393/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector