Краткое содержание лиханов крутые горы точный пересказ сюжета за 5 минут

Читать Крутые горы

Краткое содержание Лиханов Крутые горы точный пересказ сюжета за 5 минут

Альберт Лиханов

Крутые горы

Я не понял, что началась война.

Мы сидели на стеганом одеяле под вишнями, чтобы не просквозила земляная сырость, а отец ушел за пивом.

Его что-то долго не было, хотя пивом торговали на углу – пять минут ходу, а потом он, вошел в сад – громко хлопнула калитка, и я увидел, что он идет быстро, будто опаздывая, и лицо его напряжено, и вообще что-то с ним такое случилось, потому что пиво не приносят с таким лицом, и немножко удивился, а отец подошел торопливым шагом и остановился у одеяла.

– Война началась! – сказал он, и все ему улыбнулись, не понимая, а потом вдруг вскочили с одеяла, и я отвернулся, уже забыв про отцовские слова, и увидел, как опять дунул легкий ветер и на траву просыпались вишневые белые лепестки, будто в самую жару выпал снег.

Я не понял, что началась война, и позже, когда собралось много родственников и отцовских друзей, все выпивали, как на празднике, а потом отец встал – в черном пиджаке со значком ГТО на серебряной цепочке, надел на крутой лоб крапчатую модную кепку с длинным козырьком и закинул за плечи брезентовый походный мешок.

Все вышли во двор – знойный от жары, зеленый от травы и светлый от солнца и, потоптавшись, помолчав, словно не зная, что прибавить, вдруг стали рассаживаться где попало. Бабушка уселась на бревно, старый такой кряж, который все никак не собрались распилить, мама с отцом на лавочку, а гости прямо на траву – сочную и густую.

Взрослые сидели молча, усадив и меня, а мне все хотелось вскочить и побежать куда-нибудь по прохладной траве. Но меня не пускали. Чья-то тяжелая рука лежала на моем плече, будто груз, и я не мог вскочить, не мог побежать по манящей траве и удивленно разглядывал хмурые лица, краешки опущенных губ и морщины.

Потом все встали, и отец подошел ко мне. Я почувствовал, как он подхватил меня, подбросил вверх, к солнцу, и я счастливо рассмеялся. Я взлетал и взлетал прямо к небу и видел, как разглаживаются хмурые лица внизу, как улыбается бабушка, как смотрят на меня гости, приятели отца. Приветливо и открыто.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего еще толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что напоследок он все-таки догадался, все-таки подарил мне значок ГТО на серебряной цепочке.

Отец шел по пыльной жаркой улице, а справа и слева от него и мамы шли гости; они шагали, взявшись под руки, словно собрались на прогулку, и заняли всю булыжную мостовую. Они еще пели про Катюшу – замечательная такая песня, – отец оборачивался иногда, а я стоял возле бабушки и все улыбался, потому что у меня было хорошее настроение.

* * *

Что такое война, я узнавал постепенно.

Сначала это были письма. Отец посылал открытки с войны, и на открытках была нарисована женщина. В одной руке она держала листок с клятвой, а второй указывала вверх. Вверху же было что-то написано, я разбирал по слогам: «Ро-ди-на-м-ать зо-вет!» – и всякий раз подпирал кулаком подбородок.

Кого это зовет Родина-мать? Получалось, она звала всех, а значит, и меня, но я все не мог придумать, куда идти мне. Пригорюнясь, я вспоминал светлую летнюю улицу, по которой уходил отец с гостями, пытался припомнить его лицо, но оно исчезало, стиралось из памяти, и я пугался этого.

Тогда я смотрел на карточку, которая висела над комодом. Отец был там каким-то ужасно молодым, но все-таки очень похожим на себя, и я успокаивался. Но куда же звала меня Родина-мать, я не понимал, как ни внимательно разглядывал открытку.

Отец писал какие-то веселые слова – мама всегда читала вслух его открытки, плакала при этом, а мне страшно хотелось понюхать отцовскую открытку, потому что она была желтой, будто пропитанной маслом.

Оставшись один, я нюхал ее тщательно, долго, будто пес, но она ничем, кроме бумаги, не пахла.

Потом мама принесла разноцветные листки. Листки состояли из клеточек с цифрами, и мама сказала, что теперь вся еда будет продаваться только по этим талончикам. И полезла в ларь, смотреть, сколько осталось у нее довоенной пшенки и гречи. Мама вздыхала, качала головой, говорила, что остались крохи, а я радовался, что теперь меня не будут заставлять есть эти ненавистные каши.

Впрочем, скоро я переменил свою точку зрения, и пшенка в горшочке, с поджаристой румяной корочкой являлась мне во сне как укор и как наказание, потому что мама освоила новое блюдо – завариху.

Завариха была удивительной едой. Я много раз видел, как ее готовила бабушка или мама, и до сих пор помню, как это делается. В горячую воду сыплют муку, добавляют чуть соли, варят – и все в порядке – берись за ложку и проверяй свою жизнь.

Если ложка в заварихе стоит торчком – еще ничего, жить можно, мука, значит, есть, а если ложка падает, дело худо, мука на исходе, и значит, за едой мама опять станет вздыхать, а потом подойдет к гардеробу и будет перебирать плечики с одеждой.

Мама сердито двигает плечики, они стучат железными крючками, стучат с каждым разом все громче, потому что все больше в шкафу пустых плечиков.

Один лишь отцовский костюм висел в стороне, укутанный простыней, будто ему холодно и он может замерзнуть. Мама никогда не прикасалась к нему – она двигала свои платья, и каждый раз, как жиже становилась завариха, одно куда-то уносила.

Мамины платья исчезали, а завариха не исчезала никуда, и тогда по ночам мне стали сниться эти маленькие глиняные горшочки с распаренной крупитчатой кашей, покрытой румяной корочкой. Такие горшочки бабушка доставала из печи по утрам в воскресенье, и я начинал понимать, что те воскресенья и те утра были раньше.

Были до войны.

* * *

Во вторую военную осень я пошел в школу.

Парты в нашем классе стояли в четыре ряда, оставляя узкие проходы, такие узкие, что учительница ходила по ним боком. К концу каждого урока становилось жарко и душно, на переменке дежурные строго-настрого всех выгоняли, открывали настежь все форточки.

Школа была старая, маленькая, неприспособленная для такого множества учеников, и поэтому коридор в перемену был так забит стриженными наголо головами, что не только разбежаться было невозможно, но даже продираться сквозь эту толпу приходилось, лишь усиленно работая локтями.

Мне эта толкотня и теснота не казались удивительными, потому что в другой – просторной – школе я не учился, не знал, что может быть как-нибудь по-иному, и я продирался на переменках сквозь ребячью толпу, двигая локтями в бока, сам наезжая на чужие локти и радуясь этой веселой неразберихе.

Школа работала в три смены, первышам, конечно, уступали первую, и подниматься приходилось рано, потому что уроки начинались в восемь.

Зимой мы с мамой выходили из дому, когда была еще настоящая ночь, над головой висели россыпи крупных звезд, хрупал под валенками жесткий снег, на улице горели редкие фонари, похожие на одуванчики оттого, что их свет в морозном воздухе расходился ровным кругом.

Я шагал, еще не совсем проснувшийся, слушал скрип своих шагов, мама вела меня за руку, и иногда я закрывал глаза. В такие минуты я походил на старую клячу, которая может и не глядеть, что делается перед ней, а только послушно поворачивать, когда дергают вожжи.

Мама молчала тоже, неуютное утро не располагало к разговору, и если хотела, чтобы я шагал быстрее, тихонько встряхивала мою руку.

Не открывая глаз, я прибавлял пару, я чувствовал, что начинается подъем, значит, до школы уже недалеко, и с трудом разлеплял слипшиеся от инея ресницы.

Сколько раз ходил я в школу, столько раз ждал этого торжественного мгновения. Без четверти восемь в морозной тишине вдруг раздавался протяжный сиплый звук, похожий на вой доисторического чудовища.

Тотчас ему подтягивал еще один, еще и еще, и вот уже стадо странных зверей выло в один голос.

Люди на улицах оживлялись, шли быстрее, некоторые даже бежали, и мама отпускала мою руку, приговаривая:

– Иди скорей! Я побежала!

Она сворачивала к своему госпиталю, прибавляла шаг, а доисторические животные все ревели в один голос, предупреждая тех, кто работает, чтобы они не опаздывали. Они ревели, сипели, наверное, с минуту, а то и больше и утихали так же неожиданно, как и начинали.

Это ревели заводские гудки, и я всегда с ужасом думал о них. В первый день, как мы пришли учиться, нам объяснили, что если заводы загудят вот так же, как утром, среди бела дня и будут гудеть долго, это начинается воздушная тревога.

И тогда надо бежать в бомбоубежище, надо прятаться в щели, отрытые во дворах.

Источник: http://online-knigi.com/page/17428

«В поисках смысла…» по произведению Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Урок внеклассного чтения в 3 классе, осуществляющий нравственное воспитание. – презентация

1 «В поисках смысла…» по произведению Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Урок внеклассного чтения в 3 классе, осуществляющий нравственное воспитание. Данная тема является актуальной в становлении личности младшего школьника. Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока:<\p>

2 Дидактическая цель урока : создать условия для восприятия и осмысления содержания произведения, представленного на уроке, средствами развивающего обучения. Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.<\p>

3 Цели по содержанию. – Воспитательные: 1. подвести детей к пониманию того, что сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие – формы гуманистического отношения между людьми, которые находятся рядом ( между одноклассниками, между взрослыми и детьми). – Развивающие: 1. создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать объекты и явления по тексту повести и дополнительному материалу урока; 2. способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи; 3. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала. – Образовательные: 1. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности; 2. познакомить учащихся с новым жанром литературного произведения- повесть; 3. создать условия для раскрытия причинно – следственных связей отношений литературных героев.<\p>

4 Основные методы обучения: – репродуктивный; – объяснительно – иллюстративный; – частично – поисковый; – проблемного изложения; – исследовательский. Формы организации познавательной деятельности: – фронтальная; – индивидуальная; – групповая; – парная.<\p>

5 Структура урока. Организационный момент. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление изученного. Обобщение и систематизация. Информация о домашнем задании. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. Средства обучения: – компьютерная презентация; – фрагмент документального фильма «Земляки» из фонда библиотеки А.Лиханова; – текст повести «Крутые горы»; – наглядность ( портрет писателя, опорные схемы); – дидактический материал; – выставка книг Альберта Анатольевича Лиханова. Результат: достижение поставленных целей. Система работы: развивающая.<\p>

6 ХОД УРОКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ( I ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 1. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Организация внимания школьников. Слайд презентации 2. Проверка готовности к уроку. Общий настрой на работу. Образовательная задача этапа: приветствие, проверка подготовленности к уроку.<\p>

7 АКТУАЛИЗАЦИЯ ( III этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 3. Сообщает тему урока, предлагая учащимся ответить на вопросы. Слайд презентации 4. Определение целей урока. Слайд презентации 5. Слайд презентации 6. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока. Образовательная задача этапа: сообщение темы учебного занятия, формулирование целей учебного занятия вместе с детьми, показ социальной и практической значимости изучаемого материала, постановка перед детьми учебной проблемы, актуализация их субъектного опыта.<\p>

8 УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( IV этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 7. Выясняет известные учащимся сведения об авторе. Слайд презентации 8. Уточняет сведения детей о литературных жанрах. Слайды презентации 9,10, 11. Предлагает учащимся дать сравнительную характеристику жанров «повесть» и «рассказ». Ученики сообщают, что они знают об авторе произведения. Называют литературные жанры. Сравнивают. (Работа в парах) Образовательная задача этапа: определение признаков изучаемых познавательных объектов. Работа с понятиями «литературный текст», «жанр», «повесть», «рассказ».<\p>

9 ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО ( V этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 12. Учитель предлагает вспомнить и назвать главных героев повести Альберта Анатольевича Лиханова « Крутые горы». Слайд презентации 13. Мотивирует учащихся на определение основной мысли произведения. Называют главных героев. Определяют основную мысль произведения. Образовательная задача этапа: проверка понимания детьми сущности содержания, полноты и осознанности, выявление пробелов первичного осмысления.<\p>

10 ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( VI этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 14. Слайд презентации 15. Организует работу в группах. Осуществляет необходимые консультации в групповой работе. Проверяет выполнение работы. Слайд презентации 16. Работа в группах: 1 группа – используя выдержки из текста, анализируют изменение представления главных героев о войне; 2 группа – определяют признаки войны по опорным словам из текста; 3 группа – рассказывают о помощи детей военного времени взрослым. Образовательная задача этапа: использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий ( на узнавание, на применение действий по образцу и в измененной ситуации), использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности<\p>

11 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (VIII этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 17. Предлагает дать качественные характеристики героев. Слайд презентации 18. Мотивирует учащихся на выполнение творческого задания, используя методику незаконченного предложения Определяют личностные качества героев. Выполняют творческое задание. Образовательная задача этапа: обобщение и систематизация изученного материала на творческом уровне.<\p>

12 ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ ( XI этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Слайд презентации 19. Предлагает домашнее задание по выбору, дает пояснения к каждому виду задания. Выбор учащимися домашнего задания. Образовательная задача этапа: создание условий для выбора детьми домашних заданий, рекомендации по организации работы.<\p>

13 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ( XII этап ) Деятельность учителяДеятельность учеников Подводит итоги работы учащихся на уроке. Слайд презентации 20. Побуждает к уточнению учащимися основной идеи произведения А. Лиханова «Крутые горы». Дают оценку собственной деятельности на уроке. Устанавливают взаимосвязь между событиями, отраженными в повести, и современной действительностью Образовательная задача этапа: качественная оценка работы класса и отдельных учащихся.<\p>

14 РЕФЛЕКСИЯ ( XIII этап) Деятельность учителяДеятельность учеников Мобилизует учащихся на рефлексивную оценку своей деятельности на уроке. Осмысление учащимися своей деятельности на уроке и самооценка. Образовательная задача этапа: стимулирование учащихся к осмыслению своей деятельности, реализация рефлексивного алгоритма« Я» ( как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли своей работой), «Мы» ( комфортно ли было работать в группе, какие затруднения были в общении), «Дело» ( достиг ли цели учения, как преодолеть свои учебные проблемы)<\p>

15 Задания для самостоятельной работы Задание 1. Работа в парах. Соотнесите понятия и формулировки двух литературных жанров. Чем они похожи, чем отличаются. Запомните их и расскажите своему соседу по парте. Рассказ – это художественное, повествовательное, прозаическое произведение, небольшого размера и простого сюжета, где описываются события, связанные чаще всего с одним или двумя главными героями. Повесть – это художественное, повествовательное, прозаическое произведение несложного тематического сюжета (исторический, военный, приключенческий,…), где описываются события, связанные с несколькими главными героями.<\p>

16 Задание 2. Работа в группах. 1 группа. Проанализируйте факты, описанные в эпизодах повести. Расскажите, как изменялось представление о войне у главных героев повести. 2 группа. Воспроизведите по опорным словам, как происходило «узнавание войны» у детей: известия с фронта (повестки, письма, похоронки); продуктовые карточки, их кражи, голод; жизнь города: школы, заводы, госпитали. 3 группа. Прочитайте слова Альберта Анатольевича «…Мы росли, явственно ощущая свою нужность Отечеству» Объясните, в чем проявилась эта «нужность» в повести?<\p>

17 Задание 3. Творческая самостоятельная работа учащихся. Закончите предложение. « Если бы Вовка Крошкин не сообщил о том, что он был на берегу, то…»<\p>

18 Задание 4. Выбери для себя задание на дом. 1.Составь небольшой рассказ об одном из героев повести «Крутые горы» 2. Ответь на вопросы: – Почему автор назвал произведение «Крутые горы» ? – Какие «крутые горы» подразумеваются в повести? 3. Расскажи, какие еще произведения Альберта Лиханова о военном детстве ты прочитал.<\p>

19 Задание 5. Обсуди дома с родителями высказывание А. Лиханова: «…Увы, взрослые часто недооценивают своих собственных детей, но маленькие люди горюют и радуются куда более трагично и возвышенно, чем иные взрослые, потому, может быть, что чувства эти велики, а тела-то еще не большие, вот и занимают эмоции всего маленького человечка, без остатка… »<\p>

20 Урок подготовила учитель высшей квалификационной категории МОУ Гимназия 46 города Кирова Перешеина Галина Евгеньевна<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/228656/

Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)

Гарин Михайловский написал Детство Темы, с которым мы и предлагаем познакомиться в кратком содержании, чтобы быть в курсе сюжета и уметь пересказать краткое содержание книги Детство Темы.

Детство Темы и его краткое содержание поведает читателю о жизни мальчика, и самое интересное, что данное произведение является автобиографическим.

Глава 1

Итак, Детство Темы и его краткое содержание по главам переносит нас на террасу, что находится в доме семьи Карташовых. Там Тема стоит над сломанным цветком и не верит в произошедшее. А ведь какую-то долю секунды назад он представлял, как позовет отца и обрадует его тем, что расцвел удивительный цветок.

Теме захотелось поближе посмотреть на цветы. Мальчик присел на корточки и просто упал на цветок, сломав его. Тема в растерянности, ему страшно, ведь нужно признаться отцу в случившемся, а значит, наказание не минует. Он представляет, как огорчится его отец, как позовет его в свой кабинет, где они останутся вдвоем.

А ведь его отец такой страшный в гневе. Мальчик представил, как отец снимет ремень и начнет его пороть. Представляя все это, мальчик по прежнему стоял возле цветка. Он думал о том, как все исправить и, услышав шорох, быстро принимает решение. Воткнув цветок в землю, Тема скрывается на кухне, где кипит работа.

Там Тема узнает, что родители уезжают и мальчик вздыхает с облегчением, ведь теперь наказание оттягивается.

Так как наказание откладывается, то Тема вышел в сад, где играли его сестры. Там он случайно ломает лозы, за которые отец также может наказать. А тем временем Еремей подготовил карету. Тема подбежал к родителям, где стал проявлять нежность к матери, та и поняла, что что-то произошло.

Родители едут, а Теме приходит в голову прокатиться на Гнедко – их лошади. Своей идеей он делится с сестрой. Затем сев на лошадь, он скачет галопом и резко притормозив, падает с лошади. Дальше Тема ругается с бонной, которая присматривала за детьми, дерется с сестрой, после чего все уходят.

Тема остается со своим другом, которому он пообещал принести сахара.

За завтраком Тема плохо ест, а когда все уходят, он крадет несколько кусочков сахара. За этим действием его застает сестра и бонна-немка. Вот теперь Тема понимает, уж точно ему никто не простит, ведь воровство – это плохо. А тут еще и гроза началась.

Теме пришлось идти в детскую и, наблюдая за грозой, он вспомнил, что не видел свою Жучку. Он стал ее везде искать, ему вспомнились слова прислуги Акима, который грозился ее убить, но тот божился, что этого не делал. Тема побежал искать собаку на улицу и столкнулся с отцом.

Увидев отца, мальчик бросился в дом.

Глава 2

Отец, убедив своими доводами мать, которая якобы неправильно воспитывает мальчика, закрылся с сыном в кабинете. Мальчик был напуган, он просил отца не наказывать его, но отец не слышал сына. Он приступил к порке. Как ни просил мальчик остановиться, отец не прекращал его бить.

Ребенок даже укусил отца, чтобы тот остановился, но ничего не помогало. Мать же, сидя в коридоре, очень сильно переживала, каждый крик ребенка отдавался в ее сердце.

Не выдержав, она вбежала в кабинет и обвинила мужа в том, что тот не умеет воспитывать, также сказала, что следующий раз он ударит ребенка только через ее труп.

Глава 3

Мать ищет Тему, но в комнате не находит его. Тема лежит в маленькой комнате на диване. Не стала она его беспокоить и пошла в свои покои. Там она винила себя, что допустила подобное, ведь нельзя детей так воспитывать.

Дети делают глупости, потому что не до конца осознают, до чего могут привести их шалости. Им нужно объяснять и рассказывать, а не подобно ее мужу, воспитывать ремнем. У прислуги мать узнает, что Тема целый день ничего не ест. Это ее огорчает.

Она приказывает для детей приготовить ванну.

Сначала искупались девочки и младший сын, а после позвали Тему. При этом мать приказала приглушить свет, а все потому, что знала, во время порки ее сын немного обделался и чтобы его не травмировать приказала всем сделать вид, что никто ничего не заметил. Также сказала оставить хлеб, ведь ее сын ничего не ел.

Позвала Тему купаться его любимая горничная Таня. Мальчик пришел в комнату и решил купаться самостоятельно. Когда остался один, снял с себя белье и смыл все улики, спрятав мокрое белье. После искупался, а, увидев хлеб, съел его.

Когда вышел, Таня повела его в покои матери, ведь нужно было родителям желать спокойной ночи, и хоть мальчику не хотелось видеться с родителями, он вошел в комнату. Там и поговорил с мамой, выплакав свои слезы и рассказав о несправедливости к нему.

Мама же объяснила сыну, что все произошло из-за его трусости, ведь, если бы он сразу рассказал правду о цветке, то, возможно, никакого наказания и не было бы, а так есть что есть. Затем мальчик обнял мать и крепко к ней прижался.

Глава 4

Тема спал, но спал беспокойно, а когда проснулся посреди ночи, увидел няню. Он спросил ее о Жучке и няня сказала, что кто-то бросил ее в старый колодец. Собака целый день лаяла, звала на помощь.

После этих слов Тема уснул и ему снилось, как он спасал свою собаку, а рано утром, когда мальчик проснулся, он пошел на самом деле спасать свою Жучку. Взял он веревку, направился к старому колодцу, куда пришлось спускаться, ведь по-другому вытащить собаку нельзя было.

Силы изначально были на исходе, так как Тема заболел, но об этом еще не подозревал. С неимоверными усилиями ему все-таки удалось достать собаку, а когда он вылез из колодца, то упал без памяти. Его нашел Еремей.

Очнулся мальчик в своей комнате, всех увидел рядом с собой, но вскоре вновь провалился в беспамятство. Он постоянно бредил и был на волоске смерти.

Глава 5

Долго организм ребенка боролся с болезнью, целое лето проболел мальчик и только под осень силы стали возвращаться. Вот он уже ходил весь худой по двору, где услышал разговор матери и отца. Они говорили о нем. Мать подняла вопрос о том, чтобы разрешить Теме играть с другими детьми в наемном дворе.

Теперь каждый день Тема ходит в наемный дом, что принадлежал его отцу и сдавался в аренду. Там среди мусора играли дети, но для них это не был мусор, это были настоящие клады, где всегда можно отыскать что-то интересное.

Однажды дети нашли в одной хижине, повешенную женщину и стали придумывать различные страшилки. А вскоре дети увлеклись различными играми и здесь Тема у Абрумка просил орехов, обещая заплатить за них. Орехи он получил, а вот деньги не отдавал. И вот умерла больная жена Абрумки.

Поговаривали, что он лично своими руками ее задушил, и на похорон понадобились деньги. Тема просит деньги у матери и относит Абрумке. Там видит, как его жену готовят к погребению.

Тема рассуждает о жизни и смерти, о том, что все мы умрем рано или поздно и от таких мыслей ему захотелось больше двигаться. чтобы успеть пожить, наслаждаясь детством, ведь во взрослой жизни будет ему скучно.

Так и год пролетел. Тема продолжал бегать во двор, особенно любил с друзьями спускаться к морю и помогать рыбакам. А однажды ребята зашли к мяснику и там на них накинулся разъяренный бык. Мясник еле спас ребят, в том числе и Тему.

За то, что дети зашли к нему без спроса, мясник надрал уши Теме. Это мальчика обидело и он захотел отомстить , поэтому, когда мясник проходил мимо двора, где жил Тема, мальчик бросил камень в лицо мужчине.

Такой поступок не оценила мать, наругав Тему, а вот отец поддержал сына, но от этого Теме не было легче.

Тема долго еще извинялся за проступок, а мать не могла простить такое, но потом простила и сказала, чтобы он уже брался за голову, как ни как, ему уже десять, например, один мальчик уже царем был в его годы. Тему тоже захотелось стать царем, но мать объяснила, что такое невозможно, а вот стать помощником царя можно.

В этот вечер Тема засыпал в возвышенном настроении, представляя как он помогает грозному царю и при этом он все-таки был горд за то, что отомстил мяснику.

Глава 6

Тема поступает в гимназию. Вот уже и форму ему выдали и он решил пройтись по наемному двору, чтобы все видели его в форме. Здесь же он встретил своих друзей, с которыми пошел к морю, чтобы поплавать.

У моря к нему подошел старик и сказал, что негоже гимназисту плавать вместе с дворовыми ребятами, вот и отошел он со стариком в сторону. Снял свои одежды Тема и пошел купаться в море, а когда вышел, ни старика, ни одежды не было. Пришлось голым идти домой.

Новую одежду пришлось ждать неделю, из-за этого Тема пришел на уроки с опозданием. Так как все места были уже заняты, он сел на последнюю парту. Там сидел Вахнов, из-за которого Тема столкнулся с первыми трудностями.

Из-за Вахнова Тему чуть не исключили из гимназии, но, когда приехали родители Темы к директору, то тот сказал, что исключать не будет парня, но ему придется ответить за то, что не рассказал о шалостях и не выдал Вахнова, считая, что поступает по товарищески.

Тема остается в гимназии, а в качестве наказания ему придется оставаться в гимназии после уроков.

Глава 7

Вот и начались будни Темы. Каждый день он вместе с сестрой отправлялся в гимназию. Вот и сегодня в дождливый день они отправились вместе. Она в женскую, а он в мужскую гимназии. И в этот раз Тема вновь опаздывает. Он просит учителя не ставить отсутствие, но тот советует ему раньше вставать и уходит.

На перемене Вахнов вновь издевается над Темой, который постоянно просит его этого не делать и вот входит учитель латыни. Он просит отвечать урок, но многие не готовы и делают ошибки, в том числе и Тема, далее был урок немецкого, где Вахнов издевался над больным учителем, который так и не окончил урок по причине своей болезни.

Последним уроком была история естествознания, где преподавал любимый учитель Темы.

После уроков, Тема встретил сестру и они пошли домой. Дома за обедом Тема рассказывает о больном учителе и они с матерью идут его проведать.

По приходу домой, Тема с Зиной садятся за уроки и как всегда начинают спорить. Когда уроки все сделаны, Тема бродит по дому, зашел к Еремею, поговорил с Таней, а после, пошел спать, ведь завтра новый будний день и таких скучных дней еще будет очень много и Тема засыпает.

Глава 8

Учитель немецкого все-таки умирает в место него приходит новый учитель, который был не таким, как прежний. Тема находит нового друга Иванова, который любил Теме рассказывать на уроках страшные истории, о которых он читал в книгах.

Тема тоже заинтересовался подобными книгами и уже во втором классе стал читать Гоголя, Вагнера, Майн-Рида. Иванов был лучшим другом Темы, и Тема его очень любил. Этот Иванов даже Теминой маме нравился.

Однажды Тема попросился к Иванову поехать в деревню и мама разрешила летом съездить с тем условием, что Тема перейдет в третий класс.

Глава 9

Не долгой была дружба с Ивановым. Из-за одной неприятной истории, Вахнова и Иванова исключают из гимназии. Иванов прекращает общение с Темой, самого же Тему называют ябедой, ведь именно он выдал всю историю директору.

Глава 10

Тема заводит разговор с Касицким, который просится сесть с Темой вместе, к ним присоединяется и Данилов. Все в классе заговорили о том, что Тема и им услужит. Тема, Данилов и Касицкий сдружились. Они часто плавали вместе на лодке, в зимнее время просто бродили у моря и слушали истории Касицкого. Как-то ребята надумали ехать в Америку.

Они уже и деньги стали собирать, и план приготовили. Построили лодку, на которой решили отплыть от берега, а потом пересесть на корабль. И вот тот день настал. Отплыли парни от берега и стали ждать пароход, который постепенно к ним приближался, но не забрал он парней. Друзьям пришлось возвращаться на берег.

С одной стороны было радостно, что не удалась затея, а с другой стороны были на носу экзамены, которые нужно было сдавать.

Глава 11

Вот и начались экзамены. После каждого из них Тема говорил маме, что все нормально, только оценки не показывал. Как оказалось, три экзамена он завалил и нужно пересдавать. Но, чтобы разрешили пересдавать, родителям нужно было идти к директору. Так родители Темы узнали о том, что их сын завалил экзамены. Они стали ругать Тему и тут Теме пришла мысль о смерти.

Он решил отравить себя, что и сделал, только вовремя Таня обнаружила Тему и его спасли. Мать же пошла к директору и договорилась о пересдаче, а Тема потратил две недели на подготовку к пересдаче в итоге все знал хорошо и смог ответить на все вопросы. Тему перевели в следующий класс, о чем он всем сообщил. Ведь может же, если хочет, может даже лучшим учеником стать.

Глава 12

В этой главе автор рассказывает о сближении отца и сына. Отец стал часто рассказывать истории о прошлых походах, о сражениях, о товарищах.

Тема слушает эти рассказы с удовольствием, Вот только здоровье отца его сильно пошатнулось и вскоре отец его, некогда сильный генерал и вовсе сдал. Вскоре генерала Карташева не стало.

Завершается краткое содержание Детство Темы похоронной процессией, где лились слезы Темы по умершему своему отцу.

На этой странице искали :

  • детство тёмы краткое содержание
  • детство темы краткое содержание по главам
  • краткое содержание детство темы по главам
  • краткое содержание Детство Тёмы
  • детство темы пересказ частей

(15

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-po-glavam-detstvo-temy-garin-mixajlovskij.html

Конспект урока по литературе в 6 классе “Война глазами детей” по повести А.Лиханова “Крутые горы”

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт развития образования

КАФЕДРА СЛОВЕСНОСТИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Урок литературы 
«Война глазами детей» 
(по повести А. Лиханова «Крутые горы»)­­­­­ 
6 класс

Составитель урока: учитель русского языка и литературы МАОУ Первомайской СОШ №2 Мелешина Галина Юрьевна

2015 год

Урок литературы 
«Война глазами детей» 
(по повести А. Лиханова «Крутые горы»)­­­­­ 
6 класс

Цели урока:

Обучающие:

– знакомство с творчеством писателя А. Лиханова,

– расширить знания учащихся о произведениях, касающихся темы Великой Отечественной войны;

– совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения;

– формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог.

Развивающие:

– развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

– развитие творческих способностей.

Воспитывающие:

– воспитание любви к литературе и родному языку;

– воспитание нравственных качеств: доброты, благородства, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев.

Оборудование: 
– портрет А.Лиханова;

– плакат «Родина-мать зовёт»;

– репродукции картин (В.Пластов «Фашист пролетел», А.Лобанок «Папа»);

– выставка произведений о Великой Отечественной войне различных писателей и поэтов;

– поделки и рисунки обучающихся;

– аудиозапись песни «Священная война» на слова Лебедева-Кумача.

Межпредметные  связи:с   историей, с искусством (живописью, музыкой, кино).

Методы обучения:словесный, наглядный.

Предварительная подготовка к уроку:чтение повести учащимися, мини-сочинение «Война в моём представлении», работа над индивидуальными заданиями (биография писателя, иллюстрации к повести, чтение наизусть стихотворения В. Шамшурина «Война прошлась по детским судьбам грозно»).

Эпиграф: 
«У каждого времени своя жестокость. 
А совесть, доброта – одни на все времена»

А. Лиханов

Ход урока: 
I. Вступительное слово учителя:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Мы счастливы, что не видели ужасов войны. Нам, не испытавшим их, трудно представить те тяготы и лишения, которые пришлось испытать её очевидцам. Но каждый из вас, когда слышит слово война, наверное, представляет себе что-то страшное, леденящее душу.

Вам было дано задание написать мини-сочинение «Война в моём представлении». Послушаем их. (Зачитываются сочинения нескольких учащихся.


Учитель:Итак, прослушав ваши сочинения, можно сделать вывод: война – это страшное бедствие, это горе, страдания, слезы, смерть.

Сегодня мы перелистаем страницы книги А. Лиханова «Крутые горы», повествующей о том тяжелом военном времени. Мы посмотрим на войну глазами тех детей, которые её испытали.

Вместе с авторами и её героями мы переживаем полные трагизма события первого года войны, прочувствуем, какая сила помогла нашему народу преодолеть всю горечь пережитых неудач, не упасть в панику, сохранить в сердцах чувства доброты, отзывчивости, благородства, уверенности в неизбежности победы. Это животворящее чувство веры в грядущую победу было рядом с героями А.Лиханова «Крутые горы». Мы вместе с героями будем делить радости и горести, так как жизнь, по словам А.Лиханова, это не туго натянутая струна, в ней есть находки и потери. А когда человек видит горе, он больше ценит счастье и радость, истинную дружбу и доброту. А война – это горе.

Немного об авторе. (Сообщает ученик, получивший предварительное задание.) 

II. Сообщение ученика:

А. А. Лиханов родился в 1935 году в городе Кирове. Его мама всю жизнь проработала в больнице лаборанткой, отец ушел на фронт с первых дней войны. Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария Васильевна. У нее была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство А. Лиханова проходило в тыловом городе.

Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». А.

Лиханов вспоминал, как ждали отцов с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, вера, справедливость.

Свой литературный путь А. Лиханов начал с журналистики: в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена».

Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китае и в других странах.

Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Учитель: 

Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание? (Ответы учащихся).

Его главная тема и главная боль – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…

Да, много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединяла детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.

Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают. «Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование.
III. Анализ повести: 

  1. От чьего лица ведется повествование? (От лица первоклассника Коли. Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.)

  2. Докажите текстом то, что мальчик не понял, что началась война. 
    Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего ещё толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что на последок он всё-таки догадался подарить мне значок ГТО…»).

(Звучит песня «Священная война», постепенно стихающая.)

3. Коля не понял, что началась война, он даже не представлял, что такое война. Но он видел, что в жизнь ворвалось что-то нехорошее, какое-то общее горе. А горе делает людей взрослее.

Как же мальчик постепенно начинал понимать, что такое война? (Открытки отца с надписью «Родина-мать зовёт!», продуктовые карточки, завариха вместо гречневой и пшенной каши, обмен вещей на продукты.

) Найти в тексте доказательства своих суждений. 

4. Итак, сделаем вывод: Что узнал Коля о войне. ( Война-это горе, это голод.)
5. Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему? (Костюм отца. Эта вещь – священная память об отце, защитнике Родины, воине.

Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война.)
6. Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы. Найти в тексте, какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».

) 

7. Найдите в тексте строки, рассказывающие об учительнице Анне Николаевне. Какие душевные качества отмечает в ней повествователь? (Самообладание, отзывчивость, доброта.)
8.Легко ли было учиться детям во время войны?

Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах? (Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети.)

9. Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)

10.Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе? («Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин. Вовка Крошкин мне поведал о санитарном поезде, который прибыл в их город». Ребята вместе с учительницей пошли к нему.)

11. Найдите в тексе описание санитарного поезда.

 
(«… и я увидел, что окна в вагоне без стекол – только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».

) Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили. 
12. Что особенно потрясло детей? 
(«…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…».) 

13. Что почувствовал Коля? Какие лексические средства использует автор, передавая душевные потрясения Коли? Зачитать. 
(«Меня трясло, я старался сдерживаться, но чувствовал, как помимо моей воли губы разъезжаются в стороны, а учительница и ребята расплываются…».) 

14. Всенародное горе. Похоронные извещения. Женщины – вдовы. Дети – сироты. Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его? (Найти в тексте.) «Одна женщина потрясла меня особенно… Я посмотрел на неё, и мне сделалось страшно».

Глаза – зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? Найти прилагательные, которые использует автор при описании глаз. («Прозрачные, пустые, остекленевшие»).

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь. Утрата невосполнимая.)

15. Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. (…«Гады, – прошептал я, – гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».)

16. Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.) 
17. Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой.

А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю.) 
18. Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Что чувствует Коля? Найдите в тексте. («Меня всего колотило, меня трясло… это настоящие фашисты…».
19. Семья голодает.

Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»). А что такое совесть? (Было дано задание найти значение этого слова в «Толковом словаре». Совесть это ответственность за свои поступки.

)
20. Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.

Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное: одолеть бессилие – всегда и во всем, главное – почувствовать себя сильным».)

21. Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.)

22. Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента. («Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!».) 

23. Зачитать последние строки повести. («…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…И много было впереди всего. У меня – крутых гор. У отца – трудных дней.»)

Сделаем вывод:

В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

Почему повесть называется «Крутые горы»?

(Покорение крутых гор – дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их.)

IV. Заключительное слово учителя (по повести).

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-6-klassie-voina-ghlazami-dietiei-po-poviesti-a-likhanova-krutyie-ghory

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector