Краткое содержание маскарад лермонтова точный пересказ сюжета за 5 минут

Маскарад Лермонтова в кратком содержании: пересказ отдельных действий пьесы, анализ, герои

Краткое содержание Маскарад Лермонтова точный пересказ сюжета за 5 минут

Главная > Литература > Пьеса Лермонтова “Маскарад” в кратком пересказе содержания

Драма Лермонтова “Маскарад” написана им в 1835 году. Михаил Юрьевич опубликовал свою пьесу всего за 6 лет до преждевременной кончины.

Если коротко пересказать “Маскарад”, то в нём отсутствуют абсолютно положительные герои, каждый из них содержит в себе недостатки, а то и пороки, что приближает персонажей пьесы к простому читателю.

Страсти, громкие споры из-за пустяков и банальностей – то, что окружает и нашу жизнь, и составляет судьбы героев произведения.

Драматический сюжет, запутанный и хаотичный, тем не менее имеет свою последовательность.

Краткое содержание “Маскарада” позволит ответить на эти и другие вопросы. Мы рассмотрим и анализ пьесы, что поможет заполнить читательский дневник, и отдельный пересказ по действиям.

Главные герои

Возможно, автор вложил в своего главного героя — Евгения Арбенина — частичку себя.

Арбенин

Евгений Арбенин – немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.

В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.

Нина, жена

На первый взгляд, Нина Павловна – сущий ангел. Юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру.

Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем.

Девушка погружается в депрессию, расстраивается.

В пьесе-драме Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, “маскарада”, а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.

Князь Звездич

Звездич – образцовый офицер, по жизни не очень разносторонний и умный. Князь – азартный игрок, как и Арбенин. Он ослеплён своей исключительностью, что не соответствует действительности.

Ведь в картах Звездич смыслит мало, обижается на проигрыш, но всё равно играет. Князь не разбирается в людях и в собственных устремлениях, он глуповат и ограничен. Но всё-таки способен на благородные поступки.

Шприх

Происходит из семьи русских немцев. Многолик, что Арбенин воспринимает как лицемерие и двуличие. Лермонтов даёт описание внешности, включающее “стеклярусные глаза” и “злобную улыбку”.

Казарин представляет Шприха как талантливого человека, общительного и компанейского, активного, дружелюбного.

Но главный герой относится к таким качествам с большим подозрением и не раз вступает в спорные дискуссии со Шприхом.

Второстепенные персонажи

“Маскарад” в кратком пересказе не предполагает уделять большое внимание второстепенным героям, но отметим же их основные функции в пьесе:

  • Афанасий Павлович Казарин – связующее звено между главными героями произведения.
  • Баронесса Штраль – провокатор. То она кокетлива, то робка. Из-за неё зарождается главный конфликт “Маскарада” – ссора между Настасьей и Арбениным на почве его ревности. Баронесса резко меняет позицию, то становясь на сторону своей приятельницы Нины, то открыто выставляя её в неприглядном свете.

Можно читать “Маскарад” онлайн для более подробного знакомства с героями, сюжетом. А мы рассмотрим краткое содержание по действиям пьесы. Она состоит из 4 актов – глав.

Первое действие: завязка

Перед читателем князь Звездич, вдрызг проигрывающий партию в карты. Шприх, следуя своим интересам, пробует дать ему взаймы, но офицер гордо отказывается.

Арбенин наблюдает за ними с неприязнью. Он прекрасно знает, что на самом деле происходит за карточным столом. Звездича пытаются подставить, о чём главный герой и намекает.

Арбенин объясняет, что нельзя брать в руки карты, если не умеешь выигрывать и не знаешь правил, иначе прослывешь неудачником. Евгений из жалости берётся отыграться за Звездича и расплачивается за его долги, успешно оставив партию за собой.

Дабы князь не чувствовал за собой вины, Арбенин предлагает ему совместную поездку на маскарад.

Герои отправляются на праздник, где с князем флиртует некая дама в маске. Она преподносит Звездичу подарок — браслет. Арбенин в это время ругается с незнакомым ему человеком, который пророчит ему беду.

Обижает Шприха, намекая на то, что его жена изменяет ему. Звездич показывает Арбенину полученный трофей. Евгений обнаруживает, что браслет — принадлежность его жены Нины.

Дома он закатывает ей скандал, не внемля никаким оправданиям.

Развитие конфликта и кульминация

Далее происходит целый ряд несуразностей, в которых вовлекаются сразу несколько героев.

Они выясняют между собой подробности маскарада, но всё очень запутанно, ведь на празднике каждый из них соблюдал анонимность.

Тем не менее вскоре выясняется, что браслет в знак расположения передала Звездичу вовсе не Нина, а её приятельница, баронесса Штраль. Однако князь и основная часть общества склонны считать, что это была Арбенина.

Слухи нарастают, Евгений Арбенин злится. Тут ещё и Шприх, мстящий за недавнюю шутку Арбенина, активно достаёт его.

Евгению больше неважно установить истину в отношении своей жены – общественное мнение довлеет над ним, и он принимает страшное решение, кажущееся ему единственным выходом.

Казарин, пользуясь положением Арбенина, вынуждает того вернуться за игровой стол, за которым главный герой и определяется со своим планом действий. Отныне его цель – убить Звездича и Нину, устранить причину своих тревог. Впоследствии князя Евгений решает не трогать.

Продолжая разбор пьесы Лермонтова “Маскарад”, рассмотрим третье действие, когда происходит кульминация всего произведения. Арбенин совершает непоправимое – отравляет Нину.

Та погибает медленно и мучительно, но успевает сделать признание и называет виновной баронессу. Раскаивается и Штраль, но Евгению уже всё равно. Постепенно он осознаёт собственный поступок, ужас настигает его.

Но Нину не спасти, она погибает у мужа на руках, который обливается слезами от чувства вины и потери.

Развязка сюжета

Появляется новый герой – неизвестный. Некогда Арбенин обыграл этого человека, поступил с ним жестоко. Расплата за содеянное настигает Евгения в лице былого обиженного. Неизвестный указывает на Арбенина как на отравителя и убийцу.

Князь Звездич сперва теряется, но после поддерживает обличающую речь незнакомца и даже вызывает главного героя на дуэль.

Мстящий субъект предъявляет письменное свидетельство признаний баронессы в том, что это она использовала браслет покойной Нины, а вины супруги Арбенина в том нет.

Арбенин переполнен чувством раскаяния и вины за свою проступок. Он был слишком самонадеян, глуп и разгневан. Он ищет сострадания у неизвестного, но, естественно, ничего не получает.

От такого потока информации и осознания собственной, ничем не оправданной жестокости главный герой лишается рассудка. Арбенин кидается к гробу своей жертвы, любимой и добродетельной жены.

Неизвестный субъект удовлетворён, но едва ли счастлив. Звездич неспокоен и опечален, расстроен до глубины души.

Пьеса Лермонтова “Маскарад” – это история, наполненная драмой о:

  • грешнике, что принуждал вести других добродетельную жизнь, забывая об избавлении от собственных пороков.
  • человеке, считающем, что наказал виновницу, а на самом деле обрёк себя самого на мучительные страдания за жестокую ошибку.

Читайте “Маскарад” и другие произведения Лермонтова в полном формате. Оригинальный текст всё же даёт больше впечатлений и почвы для размышлений.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/pesa-lermontova-maskarad-v-kratkom-pereskaze-soderzhaniya.html

Краткое содержание Маскарад Лермонтова М.Ю

МАСКАРАДДрама в 4-х действиях, в стихах

Первое действие начинается с разговора за карточным столом, насыщенного специфическими терминами.

Звездич проигрывает.

Игрок:

Я вижу, вы в пылу, готовы все спустить.Что стоят ваши эполеты?

Князь:

Я с честью их достал, — и вам их не купить.Шприх предлагает князю денег взаймы.

Появляется Арбенин. Он говорит, что уж не играет, поскольку женился и занят «любовью, не делами».

Неприятное лицо Шприха, ищущего с ним знакомства, заинтересовывает Арбенина. Шприх — «нужный человек» и при этом приспособленец: «с безбожником — безбожник, а с честным — честный человек».В беседе с приятелем Казариным Арбенин едко обсуждает присутствующих.Звездич жалуется Арбенину на проигрыш.

Евгений Александрович садится играть за князя, выигрывает и отдает ему деньги, стараясь уклониться от благодарности.Арбенин с князем уезжают в маскарад. Под маской многие становятся откровенными — и женщины тоже.

Шприх хочет сойтись поближе с Арбениным, разузнать о нем побольше для своей пользы.

Поэтому, поужинав за счет хозяина дома, где играют в карты, отправляется в маскарад.

Арбенин на маскараде чувствует себя всем чужим. Звездич ищет приключений, любовных, конечно.Князь встречается с маской, которая едко характеризует его:

— Ты — бесхарактерный, безнравственный, безбожный,Самолюбивый, злой, но слабый человек;В тебе одном весь отразился век,Век нынешний, блестящий, но ничтожный.Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей.Все хочешь ты иметь, а жертвовать не знаешь;Людей без гордости и сердца презираешь,А сам игрушка тех людей.

Эта маска заинтересовала князя. Они уходят вместе.Арбенин же встречается с мужской маской, которая пророчит ему несчастье в эту ночь.Позже Евгений сталкивается со Шприхом и, поскольку тот ему неприятен, подшучивает над тем, что красивая жена пройдохи ему неверна. Шприх оскорблен и грозит вслед Арбенину, что тот и сам будет рогат.

Маска, влюбленная в Звездича, падает на диванчик (канапе) и в монологе сокрушается о том, что такая женщина, как она, знатная и обожаемая многими, готова все отдать за внимание князя. На канапе она находит потерянный какой-то женщиной драгоценный браслет.

Звездич, не добившись от маски того, чтобы она ему открылась, просит хоть что-нибудь на память. Та отдает ему только что найденный чужой браслет.Звездич рассказывает о своем приключении Арбенину на ухо. Очевидно, приключение было довольно интимным.Потом князь показывает приятелю браслет — и Евгений узнает его.

Вернувшись домой, Арбенин узнает от слуги, что жена все еще на каком-то балу. Евгений играл женщинами, не любя их. И вот…

нашел жену, покорное созданье,Она была прекрасна и нежна,Как агнец Божий на закланье,Мной к алтарю она приведена…И вдруг во мне забытый звук проснулся:Я в душу мертвую своюВзглянул… и увидал, что я ее люблю;И, стыдно молвить… ужаснулся!..
Читайте также:  Краткое содержание шаламов колымские рассказы точный пересказ сюжета за 5 минут

Арбенин боится любви, потому что больше всего ценит свое «я» — а вдруг оно будет унижено?Возвращается Нина. Арбенин упрекает ее, что она пришла слишком поздно.Нина отвечает, что при одном его слове она готова оставить балы и уехать в деревню.

Скажи лишь просто мне, как другу…Но к чему Меня воображение умчало…Положим, ты меня и любишь, но так мало,Что даже не ревнуешь ни к кому!

Арбенин говорит, что ревновать просто смешно, и раскрывает жене душу:

Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал. На жизни я своей узнал печать проклятья, И холодно закрыл объятьяДля чувств и счастия земли…

Нина жалуется, что Арбенин вечно всем недоволен. Муж привлекает ее к себе и вдруг замечает отсутствие одного из браслетов. Нина беспечно признается, что браслет потерян. В сердце Арбенина закрадывается страшное подозрение.

Слуга ищет браслет в карете, но не находит: «Наверно, в маскераде он потерян…»

Подозрения Арбенина усиливаются. Нина смеется.— Дай бог, чтоб это был не твой последний смех! — восклицает Арбенин.

Нина отвечает:

О, если ваши продолжатся бредни,То это, верно, не последний.

Арбенин говорит, что его ничего в жизни не привлекает:

Все, что осталось мне от жизни, это ты:Созданье слабое, но ангел красоты:Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье…Я человек: пока они мои,Без них нет у меня ни счастья, ни души,Ни чувства, ни существованья!Но если я обманут… если яОбманут… если на груди моей змеяТак много дней была согрета…

Арбенин в молодые годы часто обманывал чужих мужей и теперь, уже уверен в измене жены. Теперь у него одно на уме: месть!Нина приезжает в гости к баронессе Штраль, где встречает Звездича, которому жалуется на потерю браслета.

Звездич решает, что таинственной незнакомкой, доказавшей ему свою любовь, была именно Нина. Он обещает ей вернуть браслет в обмен на определенные знаки внимания, о которых говорится довольно прозрачными намеками.

Нина шокирована, она холодно дает Звездичу от-пор.

Звездич разозлен. Он рассказывает о приключении баронессе Штраль. Та наедине с собой произносит монолог о том, что мужчины рады хвастаться своими победами и вовсе не берегут честное имя женщины.

Да, это она влюблена в Звездича и позволила себе с ним вольности на карнавале. Ей жаль, что она подарила ему на память браслет именно своей ни в чем не повинной подруги. Но свою честь она будет защищать даже за счет подруги.

Поэтому Штраль начинает распускать сплетни о Нине и Звездиче, воспользовавшись визитом Шприха.Шприх летит к Арбенину, встречается там с Казариным и тут же передает ему сплетню о том, что Арбенин рогат.Шприх привез Нине письмо, которое муж, конечно же, прочел. В этом письме Звездич сообщает, что не откажется от Нины.

Хотя она почему-то отрекается от всего, что было между ними.Арбенин впадает в отчаяние:

Мне ль быть супругом и отцом семейства,Мне ль, мне ль, который испыталВсе сладости порока и злодействаИ перед их лицом ни разу не дрожал?Прочь, добродетель: я тебя не знаю,Я был обманут и тобой,И краткий наш союз отныне разрываю— Прощай!

Главный герой пьесы отправляется к Звездичу, чтобы убить его — но не решается. Выходя, он сталкивается с дамой в вуали, направляющейся к Звездичу. Арбенин думает, что это его жена, отводит с ее лица вуаль — это баронесса.

Баронесса лепечет нечто невразумительное, что позволяет Евгению сделать вывод: Штраль — сводница, покровительница грешных отношений князя и Нины. Теперь Арбенин собирается мстить еще и баронессе.Штраль порывается рассказать Арбенину правду, но не решается.

Однако баронесса рассказывает Звездичу, что та игривая маска — это она.На очередном карточном сражении Арбенин играет против Звездича, обвиняет его в шулерстве (передернул карту) и швыряет ему карты в лицо. Это страшное унижение для князя.

Звездич пытается вызвать Арбенина на дуэль, но тот холодно отказывает: пусть позор останется несмытым.

Князь:

О, где ты, честь моя?., отдайте это слово,Отдайте мне его — и я у ваших ног,Да в вас нет ничего святого,Вы человек иль демон?Арбебнин:

Я? Игрок!

Баронесса Штраль уезжает в деревню. Звездич, отвергнутый всеми, собирается воевать на Кавказ. Перед отъездом он на балу возвращает Нине браслет и предупреждает, что ее муж — жестокий человек и может ее погубить.Арбенин издалека наблюдает сцену прощания жены с князем. В душе его — ад.

Он всегда носит с собой яд — некогда хотел отравиться, если проиграет в карты свою последнюю ставку. Этот яд он всыпает в мороженое Нины и увозит ее домой с бала.

Нина жалуется служанке на нездоровье. Муле ее служанку отсылает. Нине делается все хуже. Посылают за доктором.

Арбенин же, не обращая внимания на ее жалобы, впадает в романтическо-философские рассуждения о жизни и смерти. Не слушая жены, он в трагическом упоении жалеет себя:

От злобы, ревности, мученья и стыдаЯ плакал — да!А ты не знаешь, что такое значит,Когда мужчина — плачет!О, в этот миг к нему не подходи:Смерть у него в руках — и ад в его груди.

Нина умирает и перед смертью клянется, что невинна.Арбенин близок к помешательству, что замечает доктор. Некто Неизвестный вместе со Звездичем наносят визит ревнивому убийце. Князь снова вызывает Арбенина на дуэль — ив этот раз получает согласие.

А кто же таков Неизвестный? Будучи молодым, он был жестоко обыгран Арбениным в карты, а Евгений еще и посмеялся в ответ на его мольбы. С тех пор этот игрок стал следить за Арбениным, желая ему всяческих несчастий. И вот настал час его торжества — он может объявить своему погубителю:— Послушай: ты…

убил свою жену!..Князь и Неизвестный говорят ревнивцу, что его жена невинна.Арбенин хохочет.Тогда князь показывает безумцу письмо баронессы, где она признается, что нашла браслет на маскараде, и рассказывает всю историю ужасного заблуждения.

Убедившись в полной невиновности жены, ревнивый убийца впадает в окончательное безумие.

Ни о какой дуэли не может быть и речи. Неизвестный отомщен, а Звездич так и остается опозоренным.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Maskarad_Lermontova_M_Yu

Краткое содержание Маскарад в сокращении (Лермонтов М. Ю.)

Заядлый игрок Евгений Александрович Арбенин, человек немолодой, который сделал состояние на игре в карты, решил стать добродетельным семьянином.

Поразмыслив, он женится на юной девушке, в которую вдруг, сам того не ожидая, страстно влюбляется. Его жена Настасья Павловна (дома просто Нина) еще совсем ребенок, она по-детски увлечена блеском и шумом балов Петербурга.

Допоздна ее нет дома, а вернувшись, она целует мужа как дядю в лоб и уставшая, засыпает.

Арбенин злится, хотя сам тоже не без греха. Он обещал завязать с картами, но однажды его попросил о помощи друг – князь Звездич. Арбенин отыграл для него крупный карточный долг, а потом они вместе поехали в маскарадный дом к Энгельгардту.

Арбенин чужой в этом обществе, зато молодой гвардеец Звездич чувствует себя как рыба в воде и ищет любовных приключений. Его мечта сбывается, одна таинственная дама в маске признается ему в своей страсти и дарит на память потерянный кем-то золотой браслет.

Когда вечером, дождавшись молодую жену домой за полночь, Арбенин целует ее руки, то видит, что на правой руке не хватает одного из парных браслетов, точь-в-точь такого же, как тот, что подарили Звездичу.

Арбенин устраивает сцену и подозревает жену в связи с князем, а она говорит, что просто потеряла браслет. На следующий день Нина хотела купить в ювелирном магазине такое же украшение, но не получилось (браслеты –

штучной работы). Расстроившись, она заехала в гости к приятельнице молодой баронессе Штраль. В гостиной Нина встретила Звездича и наивно поделилась своей бедой.

Он оценил это как намек и решил, что таинственной дамой была Нина. Дальше Звездич изображает страстного любовника, но Нина тут же охлаждает его пыл.

На самом деле таинственной незнакомкой была баронесса, но она молчит об этом, волнуясь за свою репутацию.

Звездич решает своего добиться и посылает Нине домой дерзкое письмо о том, что он скорее умрет, чем от нее откажется, рассказав перед этим о содержании письма половине Петербурга. Письмо попадает в руки Арбенину, и он окончательно верит в измену жены.

Тем более что в тот злополучный вечер в маскарадном доме какой-то незнакомец предсказал ему несчастье, и вот оно случилось. Арбенин жаждет мести, но убивать Звездича он не собирается. Втянув князя в карточное сражение, он при всех обвиняет его в мошенничестве, лишая таким образом чести и достоинства.

Звездич наказан, теперь настала очередь Нины. Арбенин долго сомневается, но понимает, что не сможет простить жену и решает отравить ее. Это ему легко удается (Арбенин подсыпал быстродействующий яд в мороженое).

Во время похорон Нины, Арбенин встречает в своем доме того самого незнакомца, который предсказывал ему неприятности. Оказалось, что этого человека он когда-то жестоко обыграл в карты и пустил по миру. Неизвестный уверен, что и жену свою Арбенин сам убил.

Звездич тут же рассказывает реальную историю с браслетом, а в доказательство передает письменное свидетельство от баронессы. После этого Арбенин сходит с ума. Репутацию Звездича уже не восстановить. А Неизвестный вполне удовлетворен местью.

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов герой нашего времени точный пересказ сюжета за 5 минут

Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-maskarad-v-sokrashhenii-lermontov-m-yu/

Краткое содержание: Маскарад

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

Евгений Александрович Арбенин, бывший игрок в карты, человек опытный, с холодным рассудком, но крутым нравом, решил покончить с холостяцкой жизнью и окунуться в семейное счастье — он женился на юном, милом, наивном создании — девушке Нине.

Однажды он помог своему другу, бравому гвардейцу, князю Звездичу отыграться в карты. На радостях приятели поехали на маскарад. На балу таинственный незнакомец предрек Арбенину несчастье.

Князя же ожидало любовное приключение — женщина в маске объяснилась ему в чувствах и подарила на память кем-то оброненный браслет. Звездич поведал другу о случившимся. 

Возвратившись домой, Арбенин своей жены не застал. Через пару часов Нина явилась, окутала Евгения своей беспечностью и воздушностью. Мрачный муж не заметил на руке жены браслета. Испуганная Нина отвечала, что тот был утерян. Арбенин приказывает перевернуть весь дом вверх дном, он страшно ревнует. Дома браслет не был найден. Евгений подозревает свою жену в романе со Звездичем.

На следующее утро Нина отправилась в своей подруге, баронессе Штраль. Встретив у нее Звездича, Нина рассказала ему о приключившимся конфузе. Князь принял это за намек, он уверен в том, что именно Нина и есть таинственная маска. Звездич поведал баронессе о случившемся.

Женщина была напугана — на самом деле маской была она!

Звездич написал Нине пылкое любовное письмо. Об этом узнал весь свет, в том числе и Арбенин. В его голове созрел страшный план: Евгений решил стереть Звездича в порошок. Баронесса в надежде спасти ситуацию, рассказывает настоящее положение дел Арбенину — тот ее не слышит.

Евгений обыграл Звездича в карты, дал пощечину и назвал подлецом. Теперь очередь за женой…

Князь надеется спасти Нину — он отдает ей браслет и предостерегает. Девушка не может поверить в злые намерения мужа.

На балу после танцев Нина просит Арбенина принести ей мороженое. Евгений подсыпает в лакомство яд. В ту же ночь в страшных мучениях Нина умерла…

После похорон к Евгению явился тот самый неизвестный, которого много лет назад ревнивец разорил игрой, и назвал его убийцей.

Звездич рассказал Евгению всю историю, от начала до конца, прикрепив к повествованию письмо баронессы.

Арбенин впал в безумие, неизвестный был рад отмщению, репутация баронессы была сокрушена, честь и достоинство Звездича лишены восстановления, а невинное дитя было навеки сокрыто крышкой гроба…

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Маскарад». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/lermontov/maskarad/

Маскарад

Вы здесь

Драма в стихах Маскарад была написана в период с 1835 по 1836 годы Михаилом Лермонтовым, опубликована в 1842 году. Драма имеет четыре действия.

Главный герой драмы Маскарад — это мятежный по духу и уму дворянин Евгений Арбенин. Сама пьеса описывает петербургское общество 1830-х годов XIX века.

Ниже читайте краткое содержание драмы Маскарад.

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план.

Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает.

Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов».

Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…

Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл.

Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается.

Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину.

Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась.

Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же.

Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.

Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника.

Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга.

В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут.

Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее, слушая, не слышит.

Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне.

Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, ее старинному и верному рабу.

Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).

Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает.

Читайте также:  Краткое содержание чарская сибирочка точный пересказ сюжета за 5 минут

Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье».

Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену».

Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума.

Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Вы прочитали краткое содержание драмы Маскарад. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы Маскарад не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию драмы.

Новиков В. И., Кандахсазова Д. Р, «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении, сюжеты и характеры, русская литература XIX века». Энциклопедическое издание.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/maskarad

Краткое содержание «Маскарад» Лермонтов

  Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план.

Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает.

Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов».

Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб.

Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл.

Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться.

Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти.

Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину.

Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!..

Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась.

Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.

На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же.

 Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.

Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанна-

я под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!

Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга.

 В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут.

Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.

Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит.

Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне.

Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.

Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу.

Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады».

Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»

Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

Источник: http://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3622-kratkoe-soderzhanie-maskarad-lermontov

Ссылка на основную публикацию