Краткое содержание несвоевременные мысли горького точный пересказ сюжета за 5 минут

«Несвоевременные мысли» М. Горького

Краткое содержание Несвоевременные мысли Горького точный пересказ сюжета за 5 минут

Горький Максим – «Несвоевременные мысли» М. Горького

Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться.

М. Горький

Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», которая выходила в Петрограде с апреля 1917 по июнь 1918 года. После победы Октября «Новая жизнь» бичевала издержки революции, ее «теневые стороны» (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная печать. Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.

Горький первым сказал о том, что не следует думать, будто революция сама по себе «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный».

Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России.

Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.

В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски». Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки».

Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну (в этом Горький сходился с большевиками).

Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними «темными инстинктами».

Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего…»

В «Несвоевременных мыслях» Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.

Основная идея «Несвоевременных мыслей» — нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей (графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и др.

), против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись». Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных.

Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо.

Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым».

Горький назвал свои статьи «несвоевременными», но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли.

Интеллигенции (в том числе и Горькому) позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых
людей. Горький надолго был лишен права высказываться открыто.

Но то, что он успел опубликовать — сборник «Несвоевременные мысли» — останется бесценным уроком гражданского мужества.

В них — искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и «темные инстинкты» народных масс, и вечный призыв: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»

nesvoevremennye-mysli-m.-gorkogo«несвоевременные мысли» м. горького” name=”title” />Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться.

М. Горький

Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете «Новая жизнь», которая выходила в Петрограде с апреля 1917 по июнь 1918 года. После победы Октября «Новая жизнь» бичевала издержки революции, ее «теневые стороны» (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная печать. Кроме того, газету дважды приостанавливали, и в июне 1918 года закрыли совсем.

Горький первым сказал о том, что не следует думать, будто революция сама по себе «духовно искалечила или обогатила Россию». Только теперь начинается «процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный».

Поэтому революция должна создать такие условия, учреждения, организации, которые помогали бы развитию интеллектуальных сил России.

Горький считал, что народу веками жившему в рабстве, надо прививать культуру, давать пролетариату систематические знания, ясное понимание своих прав и обязанностей, учить начаткам демократии.

В период борьбы против Временного правительства и установления диктатуры пролетариата, когда повсюду лилась кровь, Горький ратовал за пробуждение в душах добрых чувств с помощью искусства: «Для пролетариата дары искусства и науки должны иметь высшую ценность, для него — это не праздная забава, а пути углубления в тайны жизни. Мне странно видеть, что пролетариат в лице своего мыслящего и действующего органа «Совета Рабочих и Солдатских депутатов» относится так равнодушно к отсылке на фронт, на бойню, солдат-музыкантов, художников, артистов драмы и других нужных его душе людей. Ведь посылая на убой свои таланты, страна истощает сердце свое, народ отрывает от плоти своей лучшие куски». Если политика разъединяет людей на остро враждующие группы, то искусство открывает в человеке общечеловеческое: «Ничто не выпрямляет душу человека так легко и быстро, как влияние искусства, науки».

Горький помнил о непримиримости интересов пролетариата и буржуазии. Но с победой пролетариата развитие России должно было пойти по демократическому пути! А для этого надо было прежде всего прекратить грабительскую войну (в этом Горький сходился с большевиками).

Угрозу демократии писатель видит не только в деятельности Временного правительства, в вооруженной борьбе, но и в поведении крестьянских масс с их древними «темными инстинктами».

Эти инстинкты выливались в погромы в Минске, Самаре и других городах, в самосуды над ворами, когда людей убивали прямо на улицах: «Во время винных погромов людей пристреливают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего…»

В «Несвоевременных мыслях» Горький подходил к революции с морально-нравственных позиций, страшась неоправданного кровопролития. Он понимал, что при коренной ломке общественного строя вооруженных столкновений не избежать, но при этом выступал против бессмысленной жестокости, против торжества разнузданной массы, которая напоминает зверя, почуявшего запах крови.

Основная идея «Несвоевременных мыслей» — нерасторжимость политики и нравственности. Пролетариат должен быть великодушен и как победитель, и как носитель высоких идеалов социализма. Горький протестует против арестов студентов и разных общественных деятелей (графини Паниной, книгоиздателя Сытина, князя Долгорукова и др.

), против расправы с кадетами, убитыми в тюрьме матросами: «Нет яда более подлого, чем власть над людьми, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись». Статьи Горького не оставались без ответа: большевики проводили расследования и наказывали виновных.

Как и всякий настоящий писатель, Горький находился в оппозиции к властям, на стороне тех, кому в данный момент было плохо.

Полемизируя с большевиками, Горький тем не менее призывал деятелей культуры сотрудничать с ними, ибо только таким образом интеллигенция могла выполнить свою миссию просвещения народа: «Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но я хочу быть справедливым».

Горький назвал свои статьи «несвоевременными», но его борьба за подлинную демократию была начата вовремя. Другое дело, что новую власть очень скоро перестало устраивать наличие любой оппозиции. Газету закрыли.

Интеллигенции (в том числе и Горькому) позволили уехать из России. Народ очень скоро попал в новое рабство, прикрытое социалистическими лозунгами и словами о благе простых
людей. Горький надолго был лишен права высказываться открыто.

Но то, что он успел опубликовать — сборник «Несвоевременные мысли» — останется бесценным уроком гражданского мужества.

В них — искренняя боль писателя за свой народ, мучительный стыд за все, что происходит в России, и вера в ее будущее, несмотря на кровавый ужас истории и «темные инстинкты» народных масс, и вечный призыв: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения!»

Источник: http://www.school-essays.info/nesvoevremennye-mysli-m-gorkogo/

Сочинение. “Несвоевременные мысли” М. Горького — живой документ трагического периода русской истории

На главную > Страны > Сочинение. “Несвоевременные мысли” М. Горького — живой документ трагического периода русской истории

“Несвоевременные мысли” М. Горького.

Это уникальная во всей истории русской литературы книга, возникшая из коротких газетных откликов писателя на злобу дня. Статьи Горького появлялись чуть ли не ежедневно в петроградской газете “Новая жизнь”.

Газета была открыта после Февральской революции и аакрыта после Октябрьской. Оиа жила с 1 мая 1917 по 16 июня 1918 года, т. е. в самое переходное, переломное время.

Путь между двумя революциями — буржуазной и социалистической — трудный путь. Печатаясь на страницах “Новой жизни”, Горький пытался выработать свою позицию, свое отношение к действительности, развивающимся событиям.

“Певец революции”. Это словосочетание неотделимо от имени Горького. Правда, увидев революцию в действии, столкнувшись с откровенными братоубийственными схватками, Горький пришел в ужас и больше не вспоминал слов, сказанных им в канун 1905 года: “Пусть сильнее грянет Буря”.

Читайте также:  Краткое содержание легкое дыхание бунина точный пересказ сюжета за 5 минут

Он понял, как опасно призывать народ к буре, к разрушению, возбуждать ненависть представителей одних классов к представителям других. “Вражда между людьми не есть явление нормальное”, — с горечью резюмирует он.

Две злобы, считает Горький, у текущего дня: борьба партий и культурное строительство.

Что победит? По какому пути пойдет Россия? Из статьи в статью он подчеркивает опасность увлечения классовой борьбой (“это необходимое дело, но принимаю это дело, как неизбежное зло”), ибо при наличии некоторых особенностей, как считает он, “русской психики — политическая борьба делает строительство культуры почти невозможным”.

Только искусство, уверен Горький, “открывает в человеке общечеловеческое, соединяет нас”. Он призывает образумиться, понять, что “нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой, отвоевывая на пользу себе ее богатства”.

Выход из состояния ненависти, возбужденной злобы друг к другу, как считает он, один: “возбуждение в народе рядом с возбужденными в нем эмоциями политическими — эмоций этических и эстетических. Художник должен вторгнуться в хаос настроения улицы”.

Горький не только полностью отрицает разрушенный строй, но и отрицает положительные качества самого народа, рассматривая его как носителя негативных свойств, присущих этой системе.

Противопоставление некультурного, звероподобного крестьянина культурному промышленному рабочему — главное на страницах публицистических статей Горького. Социалистическая революция еще более заострила выступления Горького. Закрытие ряда газет, расстрелы, самосуды вызвали у него чувство глубокого возмущения. Он один из первых заметил утопизм программы В. И. Ленина и большевиков.

Он не может согласиться с ограничением демократии, свободы слова. “Зачем?” становится постоянным словом на страницах его статей.

“Зачем закрывать газеты, истреблять политических противников?” Вновь и вновь предупреждает Горький рабочий класс, что насилие над демократией приведет к тому, что в конце концов “рабочий класс должен будет заплатить за ошибки и преступления своих вождей — тысячами жизней, потоками крови”. С глубочайшей горечью предсказывает Горький кровавые схватки, гражданскую войну, окончательное падение нравственности.

Обозначив симптомы болезни, указав на ее тяжелый характер, Горький оказался не в состоянии понять ее причины и найти правильный метод лечения.

И художник-реалист все более побеждается романтиком-утопистом. Как наивны обращения Горького к крестьянам, которые должны будут осознать свое несоответствие социализму и перевоспитаться.

Он даже сам не замечает, как превращается в наивного мечтателя, пытающегося увидеть в разрушенной России будущую страну чудес. “Если мы заставим энергично работать всю массу мозга каждой страны — мы создадим страну чудес”, — пишет он за месяц до закрытия газеты, 17 мая 1918 года.

Так романтик 90-х годов, даже пройдя школу реализма, превращается в утописта в 1918 году.

Статьи Горького этого периода становятся все более не отвечающими рубрике, под которой они печатались: ранее “несвоевременные”, они становятся все более “своевременными”, созвучными для новой власти. Он призывает “смягчать” нравы большевиков, говорит о необходимости оказания им помощи.

Голос его последних статей звучит тихо. Он не требует, не настаивает, не возмущается, не кричит.

Он тихо просит, обращаясь неизвестно к кому: “Надо что-то делать, необходимо бороться с процессом физического и духовного истощения интеллигенции, надо почувствовать, что она является мозгом страны”.

И снова, как когда-то, когда Горький не принимал эгоизма крестьянского собственника, летом 1918 года, перейдя на позиции откровенного утопического социализма, он обрушивается и на рабочих, и на ремесленников, и на мещан, не способных выработать в себе новые формы мышления, чувств. Уже предлагается создавать новых людей — “необходимо ускорить рост и развитие новых сил, необходимо тотчас же создавать условия для воспитания нового человека”.

Конечно, и сегодня иные мысли Горького вызывают желание спорить с писателем, да и история не во всем оправдывает его, но, читая книгу, преклоняешься перед его самоотверженным, бесстрашным умом. Перед нами великий человек, восставший против великого времени. Буревестник, который не принял Бури.

  • Ранние романтические произведения М. Горького
  • Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность. А. Н. Толстой I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергйль — герои, зовущие к подвигу. II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни. III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра

  • Растение паслен ядовитый – свойства, фото, применение, противопоказания
  • Описание. Паслен сладко-горький или гадючьи ягоды – это многолетний полукустарничек высотой до 3 м. Относится к семейству пасленовых. Стебель голый, стелющийся, восходящий. Листья паслена ланцетные или яйцевидные, цельные. Цветки собраны в метельчатые поникающие соцветия. Плод паслена – многосеменная ягода ярко-красного цвета. Паслен цветет в июне – августе, цветками фиолетового цвета, которые у основания имеют два пятна – белого или зеленого цвета. Плоды паслена сладко-горького созревают в июле – сентябре, имеют сладко-горький

  • Горький-публицист
  • Существеннейшей главой в творческой биографии Горького является его публицистическая деятельность. Публицистические статьи Горького относятся главным образом к 30-м годам, когда гитлеровская Германия при помощи империалистов других буржуазных стран усиленно готовила вторую мировую войну. И писатель, указывая на растущую угрозу новой кровавой бойни, с огромной силой клеймил и фашистских поджигателей войны, и капиталистический строй, который способен порождать такие позорные явления, как фашизм. Неутомимо и настойчиво Горький-публицист боролся за мир против надвигающейся мировой

  • Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького
  • ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний ♦ Какие традиции русского реализма развивает в своём творчестве м. Горький? Какие новые темы и образы открывает писатель русскому читателю? ♦ Как решается в творчестве м. Горького (на разных его этапах) проблема героя? ♦ В чём своеобразие драматургии м. Горького? Какие темы и образы привлекают внимание Горького-драматурга? III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. максим Горький (Алексей Максимович Пешков) —

  • Сочинение по рассказу Горького «Легенда о Данко»
  • На реальной почве создана и легенда о Данко. Нельзя не заметить, что Изергиль в своих суждениях о жизни перекликается с Макаром Чудрой, Коноваловым и с другими реалистическими персонажами. Она, собственно, также обычный для многих рассказов Горького персонаж-рассказчик, и романтической фигурой становится только благодаря необычным обстоятельствам её жизни. Она, совсем как Коновалов, с упреком говорит о людях, которые ноют, плачутся на судьбу. «Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба».

Разместил: Библиотекарь и опубликовал 24 Февраль 2015   В разделе: Страны

Источник: http://www.wlgdh.com/sochinenie-nesvoevremennye-mysli-m-gorkogo-zhivoj-dokument-tragicheskogo-perioda-russkoj-istorii/

Сочинение на тему: Заметки Горького «Несвоевременные мысли». | Все Cочинения

Заметки, собранные под названием «Несвоевременные мыс­ли», публиковались в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру фило­софско-публицистические эссе «о революции и культуре». «Несвоевременные мысли» — живой документ трагического вре­мени.

Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре он видел примирение двух душ (азиатской и славянской) в русском человеке. Но Горький видит разрушение культуры революцией, от­сюда пессимизм, безысходность.

«Если революция неспособна тот­час развить в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смыс­ла, а мы — народ, неспособный к жизни».

Горький возмущается той практикой, которой представлена революция. Насилие, грабежи, убийства вызывают протест пи­сателя. Особенно он негодует по поводу лозунга революции «Грабь награбленное».

«Грабят — изумительно, артистично: нет сомне­ния, что об этом процессе самоограбления России история бу­дет рассказывать с величайшим пафосом. Грабят и продают цер­кви, военные музеи, пушки и винтовки, — грабят дворцы быв­ших великих князей, расхищают все, что можно расхитить: про­дается все, что можно продать.

В Феодосии солдаты даже людь­ми торгуют: привезли с Кавказа турчанок, армянок, курдок и продают по 25 рублей за штуку…»

Горький клеймит революционные власти, которым «нет дела до России», которые производят «жестокий и заранее обречен­ный на неудачу опыт над русским народом…»

«Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокри­тики. Горький показывает двойственность, стихийно-анархическую сущность русского человека, у которого отсутствует мо­раль в смысле ежедневного следования нормам поведения.

Он говорит о способности русского человека на подвиг, самопо­жертвование, которая сочетается с отсутствием «органической брезгливости ко всему грязному и дурному».

Русская душа гото­ва скорее «к подвигу, чем к поступку, скорее к моральности высших проявлений духа, чем к морали в обиходе».

Горький все же надеялся, что революция даст возможность всестороннего творчества — морали, духа, культуры.

Дополнительная литература

Бабаян Э.И. Ранний Горький. М., 1973.

Бялик Б.А. М. Горький — драматург. М., 1977.

Волков А.А. Художественный мир Горького. М., 1978.

Пименова В.Н. Заложник своей судьбы: Об изучении творчества М. Горько­го в XI кл. М., 1992.

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. М., 1996.

Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новго­род, 1992.

Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М 1994.

На этой странице искали :

  • несвоевременные мысли краткое содержание
  • горький несвоевременные мысли краткое содержание
  • несвоевременные мысли горький анализ
  • горький несвоевременные мысли анализ
  • несвоевременные мысли горький краткое содержание

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-zametki-gorkogo-nesvoevremennye-mysli.html

Максим горький

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Максим горький

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика.

Жизнь его, пожалуй, наиболее впечатляющий и яркий пример того, как врожденный талант в сочетании с могучей волей и ненасытным стремлением к знаниям возносит человека на вершину мировой славы. Горький с полным правом мог сказать о себе, что жизнь его с юных лет стала для него университетом познания.

В трехлетнем возрасте Алеша Пешков попадает в дом отца своей матери, человека крайне деспотичного. Светлые воспоминания этих лет связаны только с образом бабушки Акулины Ивановны.

В возрасте одиннадцати лет мальчик остался круглым сиротой. Учась в Кунавинской приходской школе, он был вынужден заниматься «отхожим промыслом» — собирать тряпье.

Вскоре жизнь приготовила подростку более суровые испытания.

Несмотря на то что мальчик зарабатывал себе на хлеб, деду казалось, что внук объедает его, и он был отдан «в люди». Наступили самые тяжелые годы в его жизни. Все это время им владела одна страсть — чтение.

Когда в его руки попали произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Бальзака, Стендаля, Флобера, ему открылся неведомый мир глубоких и сильных переживаний, извечных стремлений человека к счастью и добру, мир высоких идеалов и низменных страстей.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появляется его первый рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом. Эту публикацию и следует считать началом творческого пути писателя Максима Горького. На своем литературном пути Горькому пришлось пройти несколько этапов творческих исканий.

В первые годы литературной деятельности он занят поиском героического, преисполнен радостью сознания, что русское общество нуждается в примерах героических деяний, подвигов. Из-под его пера выходят «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Поэма о человеке».

В конце 90-х годов появляются произведения: «Супруги Орловы», «Фома Гордеев», «Трое», где изображаются представители среднего мещанского класса, мелкой и средней буржуазии, рабочие небольших предприятий. Здесь жизнь неспокойная, повсюду разлад.

Все более глубоко проникает писатель в психологию протеста, хочет обрисовать различные формы ее проявления. Чрезвычайно громкую славу приносит ему пьеса «На дне». Далее следуют пьесы «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».

Новым этапом в творчестве Горького стали пьесы «Враги», «Последние», «Васса Железнова» и роман «Мать». Свое отношение к революции 1917 года писатель сформулировал в публицистических статьях под общим названием «Несвоевременные мысли».

С 1921 года в течение длительного времени Горький по состоянию здоровья живет за границей.

Здесь он начинает работу над многотомной эпопеей «Жизнь Клима Самгина», которую так и не закончил.

Вернувшись в 1931 году в Россию, он создает множество газет, журналов, пишет пьесы «Егор Вулычов и другие», «Достигаев и другие», помогает организации удивительных серий книг: «Библиотека поэта», «Жизнь замечательных людей».

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года.



Источник: https://scribble.su/short/all/219.html

Проблемная беседа по публицистической книге М. Горького . «Несвоевременные мысли»

Уроки по изучению жизни и творчества Горького в советскую эпоху (тысяча девятисот семнадцатого–1936 годы) трудны для учителя и ученика. Эти годы отмечены особым драматизмом взаимоотношений писателя с властью, крайней остротой литературной борьбы, в которой Горький играл далеко не последнюю роль.

В освещении этого периода жизни и творчества Горького не только нет единодушия среди исследователей, более того — здесь господствует крайний субъективизм в оценках. В литературоведении советской эпохи Горький представал непогрешимым и монументальным.

Если же верить новейшим публикациям о писателе, в литом корпусе монумента сплошь пустоты, заполненные мифами и легендами.

Учителю, приступающему к изучению советского периода в творчестве Горького, приходится основательно “процеживать” этот материал ради того, чтобы с максимальной объективностью представить путь писателя в эти годы: его надежды и разочарования, мучительность исканий, колебания, заблуждения, его ошибки, реальные и мнимые.

Для заключительных уроков по творчеству Горького в советскую эпоху мы избрали форму обзора, рассчитав его на три урока.

На них рассматриваются автобиографическая трилогия, публицистическая книга «Несвоевременные мысли», пьеса «Егор Булычов и другие», роман «Жизнь Клима Самгина».

В данной статье излагается та часть обзора, которая посвящена публицистической книге Горького «Несвоевременные мысли».

НАш интерес к «Несвоевременным мыслям» не случаен. Как известно, эта книга была под запретом вплоть до “перестройки”. А между тем она без посредников представляет позицию художника в канун и во время Октябрьской революции.

По признанию самого Горького, “с осени 16-го года по зиму 22-го” он “не написал ни строчки” художественных произведений. Все его мысли были связаны с бурными событиями, потрясавшими страну.

Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы… Публицистика была для него одной из форм прямого общественного действия.

Начиная урок, учитель даёт краткую историческую справку. «Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года — с апреля тысяча девятисот семнадцатого-го по июль 1918-го, когда она была закрыта властями как оппозиционный орган печати.

Приступая непосредственно к анализу серии «Несвоевременные мысли», учитель ставит следующие образовательные задачи:

Беседа организуется по заранее данным вопросам проблемного характера. В каждом вопросе дана точная и подробная дозировка текста. Это условие необходимо, чтобы обеспечить целенаправленность домашнего чтения и последующей работы ученика на уроке.

Вот примерные вопросы для работы с текстом:

Источник: http://www.sochuroki.com/problemnaya-beseda-po-publicisticheskoj-knige-m-gorkogo-nesvoevremennye-mysli/

На дне – краткое содержание

Основные действующие лица: Михаил Иванович Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, ее сестра, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Васька Пепел, 28 лет.

Клещ, Андрей Митрич, слесарь, 40 лет. Анна, его жена, 30 лет. Настя, девица, 24 года. Квашня, торговка пельменями, под 40 лет. Бубнов, картузник, 45 лет. Барон, 33 года. Сатин, Актер — приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука, странник, 60 лет. Алешка, сапожник, 20 лет.

Кривой Зоб, Татарин — крючники.

Акт 1

Главные герои пьесы — это жители ночлежки, которая представляется мрачным подвалом, схожим с пещерой. Вдоль её стен размещены нары, а посередине стоит большой стол, две лавки и табурет. Нары и мебель некрашеные, грязные. За столом сидит Барон и Настя, за самоваром Кваша.

Настя читает потрепанную книгу. Анна больна, слышно как она кашляет. Бубнов сидит на нарах и кроит шапку.

Не пытаясь скрыть издевки, Клещ спорит с Квашней, которая уверяет, что не выйдет за Абрамку (полицейский Медведев) замуж.

По словам Квашни, она уже была замужем и так теперь-то уж ни за что не пойдет под венец. К их разговору присоединяется Барон. Он смеется над Настей, которая читает любовный роман.

Разгорается ссора. Больная Анна просит их не кричать и оставить её перед смертью в покое. Квашня с жалостью смотрит на её мучения. Сатин просыпается и спрашивает, кто вчера бил его. Бубнов объясняет, что всё произошло во время игры в карты. Нужно наводить порядок в комнате, но никому не хочется приниматься за работу. Обитатели начинают спорить, выясняя, кто должен убираться.

Актер слазит с печи и жалуется, что ему вредно дышать пылью, потому что он уже отравлен алкоголем. Сатин что-то бормочет, это часто с ним бывает.

Про себя он говорит, что был когда-то образован, много читал и служил на телеграфе. На это Актер говорит, что образование – полная чепуха, и главное в жизни – талант. Он также вспоминает свою прошлую жизнь.

Как у него была роль могильщика в «Гамлете», как знаком он был со многими знаменитыми артистами.

Актер сочувствует больной Анне и выводит её в сени, чтобы та подышала свежим воздухом. Выходя, он сталкивается с Костылевым, который подозрительно осматривает ночлежку, разыскивая свою жену. Он напевает что-то себе под нос.

Придирается к Клещу, что тот занял много места, и надо было бы брать за него больше денег за проживание. Он также обвиняет Клеща в том, что тот заморил Анну.

Возвратившемуся Актеру он говорит, что сочувствие больной женщине ему засчитается на том свете, но на этом свете он не собирается прощать ему долг.

Затем Костылев стучится в комнату Васьки Пепла. За дверью слышен голос, Васька спрашивает о судьбе тех денег, которые Костылёв получил за проданные часы.

Костылёв отвечает, что не принёс их, за что Пепел прогоняет его. Сатин знает о романе Пепла и жены Костылёва, и предлагает Ваське убить хозяина ночлежки. На что Пепел лишь огрызается.

Он даёт Актеру денег взаймы, и тот собирается пьянствовать с Сатином.

Клещ возмущенно замечает, что Пеплу деньги даются легко, ведь он вор, а он горд тем, что честно работает и верит в то, что сможет покинуть ночлежку после смерти жены.

Он говорит, что ему неприятно находится в обществе людей без совести и чести, но Пепел по поводу этих добродетелей имеет свои соображения.

Он считает, что честь и совесть нужны лишь тем, кто имеет власть. Бубен соглашается с ним.

Наташа входит с новым постояльцем – старым странником Лукой. Она напоминает Клещу о том, что нужно больше внимания уделять умирающей жене.

Пеплу симпатична Наташа, и он говорит ей, что не боится смерти, просит девушку, чтобы она ударила его ножом в грудь, и он умрёт счастливый, потому что от чистой руки.

Этим разговором он может навлечь на себя гнев Василисы, ведь не раз обитатели ночлежки говорили ему о ревности женщины.

Наташа уходит, а Пепел жалуется на скуку. Он говорит, что даст Барону полбутылки, если тот станет на четвереньки и полает. На это Барон говорит, что Васька болван, и что сам он не видит в этом никакого удовольствия. Потом он вспоминает, как был богат, пил кофе утром. На это Лука замечает, что как ни притворяйся, а раз родился человеком, человеком и умрёшь.

Приходит пьяный Алешка, он обижается, что его отовсюду гонят, и говорит, что не хочет, чтобы кто-то им командовал, и денег тоже не хочет. Заходит Василиса.

Она раздражена, угрожает Бубнову, что выселит его, если увидит Алешку ещё раз здесь. Выгоняет последнего. Спрашивает у Луки паспорт, и затем направляется к двери в комнату Пепла, ругаясь при этом из-за грязи в комнате.

Поинтересовавшись, была ли в ночлежке Наташа, и разговаривал ли с ней Пепел, она уходит.

Настя закрыла книгу, у неё возникло желание напиться. Лука спрашивает, почему, и она отвечает, чтобы поплакать. По ее словам, Алешка всем рассказывает, что Пепел намерен бросить Василису и сойтись с ее младшей сестрой Наташей, а Василиса из-за этого злится. Входит Медведев, следом за ним — Лука.

Медведев говорит Луке, что знает всех на своем участке, а вот его ни разу не видел. Старик отвечает, что вся земля на участке Медведева не поместилась. Полицейский сообщает, что только что отвез Алешку, который валялся посреди дороги и играл на гармони, в часть.

Затем он расспрашивает Бубнова про отношения Пепла и Василисы. Бубнов делает вид, что ничего не знает. Медведев одновременно делает попытки добиться благосклонности Квашни, вовсю намекая ей, что он состоятельный кавалер. Квашня отвечает отказом и рассказывает о муже, который бил ее.

Когда муж умер, она была по-настоящему счастлива.

Заходит Лука и ведет Анну, оставленную всеми в сенях. Старик помогает Анне добраться до кровати. Вбегает Костылев, зовет Медведева на помощь, кричит, что Василиса Наташу убить хочет. Слышны крики, Медведев уходит, чтобы разнять девушек.

Акт 2

В ночлежке собрались почти все ее обитатели. Сатин с Бароном, Кривым Зобом и Татарином перекидываются в карты. За игрой наблюдают Актёр и Клещ. На нарах Бубнов играет с Медведевым в шашки. У постели Анны сидит Лука. Слышно, как звучит заунывная песня.

Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Татарин понимает, что Барон и Сатин жульничают. Он ругается. Над Татарином смеются.

Кривой Зоб говорит, что если они будут жить по-честному, то издохнут в три дня.

Актер пытается прочитать Луке свое любимое стихотворение, но понимает, что давно уже забыл его. Он сожалеет, что талант свой пропил, а ведь когда-то имел успех. Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится.

Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Анна зовет Луку, просит поговорить с ней. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить.

Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел говорит Луке, что он молодец, врет хорошо. Затем интересуется у Медведева, сильно ли досталось Наташке от Василисы. Тот требует, чтобы Васька не вмешивался не в свое дело, ругает его вором и грозит посадить в тюрьму.

Пепел в ответ грозится рассказать следователю, что именно Костылев с женой подбивали его на воровство и покупали у него краденое. Медведев в растерянности. В этот момент вмешивается Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

На что Васька отвечает, что может попасть в те места и за казенный счет.

Появляется Василиса. Вскоре в ночлежке остаются Пепел, Василиса, больная Анна и Лука, который притворился, что ушел, а сам спрятался на печь. Пепел жалуется, что ему все надоело, а затем признается Василисе, что никогда не любил ее, несмотря на то, что она красивая.

Говорит, что в женщине должна быть душа, чтобы чему-то научить мужчину. Василиса говорит, что тоже любила не Пепла, а свою надежду на избавление от своего мужа и от этой жизни. Она знает, что ему нравится Наташа. Василиса предлагает ему убить Костылева. За это Василиса обещает Пеплу триста рублей.

Он сможет забрать Наташу и уехать, куда пожелает.

Входит Костылев, ругает Василису за то, что она не налила масла в лампаду, называет нищей и свиньей. Они вдвоем уходят. С печки спрыгивает Лука, который все слышал.

Старик уговаривает Пепла не слушать Василису, «дьяволицу», забрать Наташу и немедленно уходить. Затем Лука подходит к Анне и видит, что она умерла. Пепел говорит о своей нелюбви к покойникам.

На что ему Лука отвечает, что любить нужно живых. Они уходят, чтобы оповестить жителей ночлежки о смерти Анны.

Входит Актер, зовет Луку, затем читает любимые стихи, которые, наконец, вспомнил. Следом появляется Наташа, смеется над Актером: «Чучело! Нализался…

» Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью.

Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Наташа жалеет покойную Анну, на что Бубнов отвечает, что все умирают, и они помрут тоже. Входят остальные жители ночлежки. Среди них — Клещ. Все деловито обсуждают, как вынести покойницу. Наташа укоряет всех, что никому не жалко несчастную. На это Лука говорит ей, чтоб она не обижалась, ведь и живых то люди не жалеют, и себя пожалеть не могут.

Акт 3

На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше.

Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Наташа признается, что тоже часто мечтает о «небывалом», о том, как приедет за ней кто-нибудь особенный. Барон говорит, что уже давно ничего не ждет. Входит Лука, укоряет Барона за насмешки над Настей. Тот уходит мириться с ней. Наташа спрашивает Луку, отчего он такой добрый.

Старик отвечает, что добрым тоже кому-то нужно быть, ведь Христос всех жалел и нам велел. Он рассказывает, как работал сторожем, стерег зимой дачу. Вломились к нему двое беглых каторжан с топором. Лука припугнул их ружьем и заставил выпороть друг друга.

Каторжники исполнили его приказание, после чего повалились перед ним на колени и признались, что голодны. Лука их накормил и оставил у себя. Те прожили у него всю зиму, промышляли охотой. По весне ушли. По словам Луки, они оказались хорошими мужиками.

Говорит, что если бы он их не пожалел, то они бы убили его, а потом их ждала бы тюрьма, а толку то никакого.

Выслушав эту историю, некоторое время все молчат. Затем Бубнов говорит, что предпочитает правду всякому обману. Клещ вскакивает и кричит, что ему такая правда не нужна. У него нет ни работы, ни денег, ни жилья, и что жить нельзя – в этом его правда. Клещ убегает.

Входит Пепел. Говорит, что ему Клещ не нравится, поскольку тот зол и горд. Лука рассказывает о человеке, который свято верил в то, что существует праведная земля. Он всю жизнь пытался её найти, и даже спрашивал у ученых, а когда ему сказали, что нет такой земли, то повесился, не в силах выдержать такую правду.

Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

Наташа сомневается, ведь она считает, что когда любят, то не видят плохого в человеке, а она видит. Но Лука уговаривает её согласиться, и советует, чтобы она почаще говорила Пеплу, что он хороший человек.

Наташа соглашается уйти вместе с Пеплом. Их разговор подслушивает Василиса.

Появляется Костылев и обзывает Наташу дармоедкой, требует, чтобы она шла работать по хозяйству. Пепел ее защищает. Василиса грозит Пеплу, что «устроит им свадебку».

Отослав Наташу работать, Костылёв пытается читать нравоучения Луке. Он считает, что человеку надобно жить на одном месте, а не бродяжничать. А если он странник, то должен жить в лесу и никому не мешать.

Наконец, Костылёв прогоняет Луку, угрожая ему полицейским Медведевым. Лука собирается в путь.

Бубнов считает, что лучше уйти вовремя. Он рассказывает, как хотел убить свою жену, которая изменяла ему с мастером из его меховой мастерской, но вовремя одумался. Правда, теперь он остался без мастерской и без денег, потому что оставил мастерскую жене, которая была записана на нее. Приходит Клещ, он тоже опечален, ведь ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить жену.

Слышатся крики. Костылёвы ругают Наташу. Пепел заступается за неё. Начинается драка, и случайно Пепел убивает хозяина.

Он не может поверить в случившееся, и в отчаянии кричит Василисе, что она этого хотела, потому что всегда подговаривала его убить мужа.

Наташа, словно прозрев, приходит к выводу, что Пепел с Василисой были в сговоре. Сатин пытается разубедить ее, но у него ничего не выходит.

Акт 4

Пока была суматоха, пропал Лука. Жители ночлежки вспоминают, каким он был хорошим человеком. Разговор переходит на Наташу. Выясняется, что она уже вышла из больницы и исчезла.

Пепел попал под суд, а Василиса, по мнению обитателей, вывернется, ведь она хитрая. Начинается ссора.

Настя говорит, что ненавидит эту жизнь и всех, кто её окружает, обзывает всех сором, и говорит, что всех нужно вымести, словно сор в какую-нибудь яму.

Актер произносит монологи о смерти из разных пьес, он подавлен. Его мысли становятся всё более мрачными. Сатин хочет всех помирить, потому что когда выпьет, становится добрым. Он считает, что каждый волен жить, как хочет, ведь человек изначально свободен, поэтому не нужно жалеть никого, а нужно уважать.

Приходят все остальные, и, переговариваясь, разбредаются по ночлежке. Только Бубнов с Алешкой, да еще некоторые не могут никак успокоиться. Возбужденные спиртным, они хотят петь всю ночь напролет. Затягивают: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно!» Тут забегает Бубнов и сообщает, что на пустыре Актёр повесился.

Все в потрясении замолкают и только Сатин разочарованно: «Эх! Испортил песню… дурак!»

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/gorkij_maksim_/na_dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector