Краткое содержание обмен трифонов точный пересказ сюжета за 5 минут

Обмен

Краткое содержание Обмен Трифонов точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие происходит в Москве. Мать главного героя, тридцатисемилетнего инженера Виктора Дмитриева, Ксения Федоровна тяжело заболела, у неё рак, однако сама она считает, что у неё язвенная болезнь. После операции её отправляют домой.

Исход ясен, однако она одна полагает, что дело идёт на поправку. Сразу после её выписки из больницы жена Дмитриева Лена, переводчица с английского, решает срочно съезжаться со свекровью, чтобы не лишиться хорошей комнаты на Профсоюзной улице.

Нужен обмен, у неё даже есть на примете один вариант.

Было время, когда мать Дмитриева действительно хотела жить с ним и с внучкой Наташей, но с тех пор их отношения с Леной стали очень напряжёнными и об этом не могло быть речи. Теперь же Лена сама говорит мужу о необходимости обмена. Дмитриев возмущён — в такой момент предлагать это матери, которая может догадаться, в чем дело.

Тем не менее он постепенно уступает жене: она ведь хлопочет о семье, о будущем дочери Наташи. К тому же, поразмыслив, Дмитриев начинает успокаивать себя: может быть, с болезнью матери не все так бесповоротно, а значит, то, что они съедутся, будет только благом для неё, для её самочувствия — ведь свершится её мечта.

Так что Лена, делает вывод Дмитриев, по-женски мудра, и зря он на неё сразу набросился.

Продолжение после рекламы:

Теперь он тоже нацелен на обмен, хотя и утверждает, что ему лично ничего не надо. На службе он из-за болезни матери отказывается от командировки. Ему нужны деньги, так как много ушло на врача, Дмитриев ломает голову, у кого одолжить.

Но, похоже, день для него складывается удачный: деньги предлагает со свойственной ей чуткостью сотрудница Таня, его бывшая любовница. Несколько лет назад они были близки, в результате у Тани распался брак, она осталась одна с сыном и продолжает любить Дмитриева, хотя понимает, что эта любовь безнадёжна.

В свою очередь Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, чем Лена. Таня по его просьбе сводит Дмитриева с сослуживцем, имеющим опыт в обменных делах, который ничего конкретного не сообщает, но даёт телефон маклера. После работы Дмитриев с Таней берут такси и едут к ней домой за деньгами.

Таня счастлива возможности побыть с Дмитриевым наедине, чем-то помочь ему. Дмитриеву искренне жаль её, может быть, он бы и задержался у неё дольше, но ему нужно торопиться на дачу к матери, в Павлиново.

С этой дачей, принадлежащей кооперативу «Красный партизан», связаны у Дмитриева тёплые детские воспоминания. Дом строил его отец, инженер-путеец, всю жизнь мечтавший оставить эту работу, чтобы заняться сочинением юмористических рассказов. Человек неплохой, он не был удачливым и рано умер.

Дмитриев помнит его отрывочно. Лучше он помнит своего деда, юриста, старого революционера, вернувшегося в Москву после долгого отсутствия (видимо, после лагерей) и жившего некоторое время на даче, пока ему не дали комнату. Он ничего не понимал в современной жизни.

С любопытством взирал и на Лукьяновых, родителей жены Дмитриева, которые тогда тоже гостили в Павлинове летом. Однажды на прогулке дед, имея в виду именно Лукьяновых, сказал, что не надо никого презирать.

Эти слова, явно обращённые к матери Дмитриева, часто проявлявшей нетерпимость, да и к нему самому, хорошо запомнились внуку.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Лукьяновы отличались от Дмитриевых приспособленностью к жизни, умением ловко устроить любые дела, будь то ремонт дачи или устройство внучки в элитарную английскую школу. Они — из породы «умеющих жить». То, что Дмитриевым казалось неодолимым, Лукьяновыми решалось быстро и просто, только им одним ведомыми путями.

Это было завидное свойство, однако такая практичность вызывала у Дмитриевых, особенно у его матери Ксении Федоровны, привыкшей бескорыстно помогать другим, женщины с твёрдыми нравственными принципами, и сестры Лоры, высокомерную усмешку.

Для них Лукьяновы — мещане, пекущиеся только о личном благополучии и лишённые высоких интересов. В их семье даже появилось словцо «олукьяниться». Им свойственен своего рода душевный изъян, проявляющийся в бестактности по отношению к другим.

Так, например, Лена перевесила портрет отца Дмитриева из средней комнаты в проходную — только потому, что ей понадобился гвоздь для настенных часов. Или забрала все лучшие чашки Лоры и Ксении Федоровны.

Дмитриев любит Лену и всегда защищал её от нападок сестры и матери, но он и ругался с ней из-за них. Он хорошо знает силу Лены, «которая вгрызалась в свои желания, как бульдог.

Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть».

Одно время она толкала Дмитриева к защите диссертации, но он не осилил, не смог, отказался, и Лена в конце концов оставила его в покое.

Дмитриев чувствует, что родные осуждают его, что считают его «олукьянившимся», а потому отрезанным ломтём. Особенно это стало заметно после истории с родственником и бывшим товарищем Лёвкой Бубриком.

Бубрик вернулся в Москву из Башкирии, куда распределился после института, и долгое время оставался без работы. Он присмотрел себе место в Институте нефтяной и газовой аппаратуры и очень хотел туда устроиться.

По просьбе Лены, жалевшей Лёвку и его жену, хлопотал по этому делу её отец Иван Васильевич. Однако вместо Бубрика на этом месте оказался Дмитриев, потому что оно было лучше его прежней работы.

Все сделалось опять же под мудрым руководством Лены, но, разумеется, с согласия самого Дмитриева. Был скандал. Однако Лена, защищая мужа от его принципиальных и высоконравственных родственников, взяла всю вину на себя.

Разговор об обмене, который начинает с сестрой Лорой приехавший на дачу Дмитриев, вызывает у той изумление и резкое неприятие, несмотря на все разумные доводы Дмитриева. Лора уверена, что матери не может быть хорошо рядом с Леной, даже если та будет на первых порах очень стараться. Слишком разные они люди.

Ксении Федоровне как раз накануне приезда сына было нехорошо, потом ей становится лучше, и Дмитриев, не откладывая, приступает к решающему разговору. Да, говорит мать, раньше хотела жить вместе с ним, но теперь — нет. Обмен произошёл, и давно, говорит она, имея в виду нравственную капитуляцию Дмитриева.

Ночуя на даче, Дмитриев видит свой давний акварельный рисунок на стене. Когда-то он увлекался живописью, не расставался с альбомом.

Но, провалившись на экзамене, с горя бросился в другой, первый попавшийся институт. После окончания он не стал искать романтики, как другие, никуда не поехал, остался в Москве.

Тогда уже были Лена с дочерью, и жена сказала: куда ему от них? Он опоздал. Его поезд ушёл.

Утром Дмитриев уезжает, оставив Лоре деньги. Через два дня звонит мать и говорит, что согласна съезжаться. Когда наконец слаживается с обменом, Ксении Федоровне становится даже лучше. Однако вскоре болезнь вновь обостряется.

После смерти матери у Дмитриева происходит гипертонический криз. Он сразу сдал, посерел, постарел. А дмитриевскую дачу в Павлинове позже снесли, как и другие, и построили там стадион «Буревестник» и гостиницу для спортсменов.

Источник: https://briefly.ru/trifonov/obmen/

«Обмен», краткое содержание повести Трифонова

У Дмитриева тяжело заболела мать, Ксения Фёдоровна. Его жена в связи с этим затеяла обмен, желая поменять хорошую 20-метровую комнату матери на Профсоюзной и комнату, в которой жили они с Дмитриевым и дочерью Наташей, на двухкомнатную квартиру. Мать Дмитриева давно хотела жить вместе с сыном, но она ссорилась с невесткой, поэтому такую мысль оставила.

Ксения Фёдоровна Дмитриева думала, что у неё язвенная болезнь. Она почувствовала улучшение и была выписана домой. Она жила у сестры Дмитриева Лоры на бывшей даче в Павлинове. Слова жены вызывают у Дмитриева раздражение. Да и весь её облик ему неприятен.

Семья Дмитриевых живёт в плохонькой комнате в коммунальной квартире. Супруги спят на раздобытой по случаю чешской софе, а Наташка – за ширмой.

Здесь же в комнате долгое время жила няня Наташи, так что о близости между супругами не могло быть и речи. Но теперь, когда няни нет, Лена рассчитывала на близость, как бы извиняясь за неприятный разговор.

Дмитриев вспоминает, как его мать после его решения жениться спрашивала, хорошо ли он подумал, как Лена смеялась над её английским произношением.

Иногда Дмитриев проникался оптимизмом, и ему казалось, что всё ещё впереди. Тогда его не раздражали ни утренний шум жены и тёщи, ни некрасивая женщина на балконе соседнего дома, ни соседка по коммуналке, которая стучала в дверь ванной и требовала её освободить.

В это ясное утро раннего октября Дмитриев встревожен состоянием матери, но надеется, что всё обойдётся, потому что Ксении Фёдоровне лучше. Лена жалуется, что серьёзно заболела её мать, но Дмитриев уверен, что это обычная мигрень.

Уходя на работу, Лена напоминает, чтобы Дмитриев взял у матери ключи от городской квартиры.

Дмитриев работал в ГИНЕГА. В этот день решалась его командировка в Тюменскую область, запланированная ещё до болезни матери. Директор пошёл Дмитриеву навстречу и послал вместо него другого сотрудника.

Дмитриев понял, что это день удач, и стал думать, у кого бы одолжить денег. На лечение матери в этом месяце ушло 60 рублей, и Лора просила хотя бы 50. Просить было не у кого, разве что у тёщи, но Лена такие просьбы переживала мучительно.

Вдруг Дмитриев понял, что не сможет объяснить матери, зачем съезжаться. Он позвонил Лене, и та велела сказать матери, что это идея Дмитриева, а Лена против.

После обеда Дмитриев пошёл к экономистам и поговорил с бывшей любовницей Таней. Дмитриев сошёлся с ней 3 года назад, их отношения длились одно лето и прервались, когда вернулись с отдыха жена и дочь.

Таня сама предложила Дмитриеву денег, которые договорились взять у неё дома после работы. Дмитриев сначала отказывался: 200 рублей Таня отложила на летнее пальто, но лето уже закончилось.

Дмитриев обращается за советом к Невядомскому, который тоже сменял комнаты на квартиру, когда заболела его тёща. Через 3 дня после удачно завершённого обмена тёща умерла.

Дмитриев понял, что попадёт в Павлиново к Лоре и матери слишком поздно, потому что Таня жила в очень неудобном месте – в Нагатин, поэтому отпросился у начальницы. Он уже не раз решал свои проблемы, прикрываясь болезнью матери. Потом Дмитриев пошёл к Невядомскому, с которым был в плохих отношениях, так что Невядомский не раскрыл своих секретов и посоветовал обратиться в бюро обмена.

Пока Дмитриев и Татьяна ехали к ней домой, она расспрашивала о матери. Женщины нравились друг другу. Татьяна жалела Дмитриева. Она жила в новом 16-этажном доме на краю поля. Из окна квартиры был чудесный вид. Дмитриев думает, что мог бы жить в этой квартире.

Сын Татьяны встречает его неприветливо. Татьяна отдала деньги и угостила Дмитриева коньяком и закуской, после чего он ушёл.

Дмитриев приехал в Павлиново, в дом, построенный его отцом в кооперативе «Красный партизан» 40 лет назад. В кооператив отца Вити Дмитриева Георгия Алексеевича пригласил Василий Алексеевич, его брат, там же жил и третий брат, Николай Алексеевич. Сейчас никого, кроме сестры Лоры, в Павлинове не осталось.

Отец Дмитриева был инженером-путейщиком, но считал своим призванием сочинение юмористических рассказов, один даже был напечатан. Отец окончил университет, а братья из-за гражданской войны не окончили даже гимназию.

Мать Дмитриева считала, что братья ссорились из-за того, что более богатые младшие были заражены мелкобуржуазным мещанством.

Лора тоже считала, что её брат «олукьянился», когда женился на Лене Лукьяновой, то есть стал ценить выгоду больше идеи. Но Виктор видит, что «олукьянился» весь мир. Павлиново, например, перестраивается, обрастает удобствами.

Дмитриев вспомнил, как первый после свадьбы год они с Леной жили на даче. Проблему сломанной выгребной ямы легко решил предприимчивый тесть Дмитриева, которого семья Виктора осуждает за левый кирпич.

Тесть в первое же лето сделал ремонт. В одной комнате жили молодые, в другой – тесть и тёща, в третьей – Ксения Фёдоровна.

Вскоре Лора обвинила Лену в том, что она забрала лучшие чашки, ставит ведро с водой возле маминой комнаты и, наконец, перевесила папин портрет в проходную комнату. Лена не поняла, что в этом плохого, ведь ей нужен был гвоздь для часов. Из-за этого разговора обиделись тесть и тёща, их пришлось уговаривать вернуться на дачу.

Читайте также:  Краткое содержание газданов вечер у клэр точный пересказ сюжета за 5 минут

С Лукьяновыми конфликтует дед. Он не понимает, как можно обращаться на «ты» с рабочим или давать деньги в магазине, чтобы оставили товар.

Дмитриев вспоминает, как рыдала Лена через 4 года, на похоронах деда. Дмитриев не поехал на поминки к тёте Жене. На похоронах он встретился с неродным племянником тёти Жени Лёвкой Бубриком. После института Лёвка поехал в Башкирию, а когда вернулся, тесть Дмитриева выбил ему место в ГИНЕГА, хотя на это место устроился Дмитриев, поддавшись на уговоры жены.

Дмитриев вспоминает, как на Дне рождения у матери произошла грандиозная ссора Дмитриевых с Леной, после которой уже 5 лет она не была у Ксении Фёдоровны. Тогда Лена в пылу спора рассказала, что Виктор сам решился занять приготовленное для Бубрика место.

Правда, потом Лена отдала Наташку бабушке, когда горели путёвки Лены и Виктора в Болгарию, а тёща ухаживала за больным тестем.

Все эти воспоминания проносятся в голове Дмитриева, пока он стоит у дома Лоры и наблюдает за её силуэтом в окне кухни. Дмитриев чувствует, что нет души роднее.

Лора и её муж Феликс заклеивали окна. Мать с шести часов спала. В полпятого ей стало плохо, начались боли. Мать встревожена: всё так же, как и в мае. Она уснула, приняв обезболивающее.

За чаем Лора предупреждает Виктора, чтобы он сказал Феликсу, что не согласен отпустить Лору в экспедицию в Куня-Ургенч. Их там ждут 18 человек. Дмитриев подаёт идею о том, что можно обменять квартиры, чтобы он ухаживал за матерью, но представляет обмен как нежелательный для себя.

Лора спрашивает, почему они не построили для себя кооперативную квартиру. Дмитриев почти искренне говорит, что лично ему ничего не надо, кроме того чтобы было хорошо их маме.

Феликс принёс письмо от Мамедова, сотрудника, который спрашивал, покупать ли на их долю спальные мешки.

Проснулась мама, и Виктор отметил, что у её постели всё ещё лежит «Доктор Фаустус» с закладкой на первой сотне страниц. Мать показывает Виктору детский рисунок и спрашивает, когда он был нарисован: до войны или после. Мать бодрится, шутит.

Она считает, что Лора может уехать, мать справится сама. Тогда Дмитриев предлагает обменятся, чтобы жить вместе. Ксения Фёдоровна отвечает, что раньше она хотела жить с ним, но не теперь. Ксения Фёдоровна утверждает, что Витя уже обменялся.

Это произошло когда-то давно и происходит постоянно.

Утром Дмитриев ушёл, пока мать ещё спала, дав Лоре 100 рублей. Он увидел, что в троллейбус впрыгнула овчарка без хозяина. На следующей остановке он выманил овчарку из троллейбуса, чтобы она не уехала слишком далеко, а сам в последнюю минуту запрыгнул обратно. В окно он увидел глаза собаки.

Через 2 дня Ксения Фёдоровна согласилась съезжаться. Подходящий вариант найти было трудно. В середине апреля отпраздновали новоселье. В конце июля Ксения Дмитриевна попала в больницу и вскоре умерла. Благодаря Лене, до смерти Ксении Фёдоровны были правильно оформлены все документы на квартиру. Дмитриев слёг с гипертоническим кризом.

Рассказчик вскоре встретил постаревшего Дмитриева, которого знал с детства. Дачу в Павлинове недавно снесли и построили там стадион «Буревестник», а Лора с мужем переехали в 9-этажный дом в Зюзино.

По произведению: «Обмен»

По писателю: Трифонов Юрий Валентинович

Источник: https://goldlit.ru/trifonov/1244-obmen-kratkoe-soderzhanie

Юрий Трифонов,»Обмен»: краткое содержание :

В статье изложено краткое содержание повести «Обмен». Ю. Трифонова — писателя, ставшего в 60-е годы прошлого века известным не только в своей стране, но и за ее пределами благодаря книге «Дом на набережной».

Об авторе

Юрий Валентинович Трифонов родился в Москве в 1925 году. Спустя 12 лет родители будущего писателя были репрессированы. Юрия воспитывала бабушка — в прошлом ярая революционерка. Литературой Трифонов заинтересовался, еще будучи школьником.

Впервые его произведения были опубликованы в 1950 году, в журнале «Новый мир».

Но славу, как уже было сказано, ему принес «Дом на набережной», повествующий о жителях престижного московского района, большинство из которых в 30-е годы погибло в сталинских лагерях.

Краткое содержание «Обмена» Трифонова по главам пересказать не удастся. Автор не разделил свое произведение на какие-либо части. Но перед изложением всё же следует выделить основные события, происходящие с героями повести. Краткое содержание «Обмена» Ю. Трифонова удобнее излагать по следующему плану:

  • Болезнь.
  • Семейные распри.
  • В поисках денег.
  • Таня.
  • Детские воспоминания.
  • Лукьяновы.
  • Мещанство и ханжество.

Краткое содержание «Обмена» Трифонова можно изложить в двух-трёх фразах. В повести идет речь о столкновении членов совершенно разных семей. Разных по взглядам, нравственным позициях. В семью приходит горе – разногласия обостряются.

Вспоминаются былые обиды, главный герой пытается переосмыслить прожитые годы, понять, в чём причина его ссор с матерью и сестрой.

Итак, приступим к краткому содержанию «Обмена» Трифонова, в котором представлена будет и характеристика персонажей.

Болезнь

С жилплощадью в Москве – в городе, в котором численность населения с каждым годом растет, – всегда были проблемы.

В конце шестидесятых, когда была создана повесть Трифонова «Обмен», краткое содержание которой изложено в этой статье, квартирный вопрос стоял особенно остро.

При решении его на поверхность нередко всплывали такие человеческие пороки, как алчность, жадность. Охваченные желанием завладеть недвижимым имуществом, люди порой забывали о милосердии, элементарном уважении к близким.

Краткое содержание «Обмена» Трифонова стоит начать с описания главного события. Мать главного героя – Виктора Дмитриева – заболела. Несколько недель она провела в Боткинской больнице. Подтвердилось худшее — у Ксении Фёдоровны (матери Дмитриева) рак.

Женщина ничего не знает о своем диагнозе. Она полагает, что у неё язва желудка, и надеется на скорое выздоровление. Родственники Ксении Фёдоровны, как нередко поступают близкие безнадежно больного, не открывают ей правду. Лена — жена главного героя — человек чересчур практичный. Даже в этой ситуации она пытается получить выгоду.

Ксения Фёдоровна проживает в коммунальной квартире, расположенной в престижном районе — на Профсоюзной. Для того чтобы завладеть жилплощадью после смерти женщины, Лена решается съехаться с ней. Причем ранее она всячески пыталась избегать общения со свекровью.

Краткое содержание «Обмена» Трифонова: семейные распри

Виктор Дмитриев был женат на Елене около 14 лет. Ещё в начале своей семейной жизни он предпринял множество тщетных попыток наладить отношения между матерью и супругой. Но слишком они были разными людьми.

Виктор вел долгие беседы с Ксенией Фёдоровной. Он ссорился с Еленой. На протяжении нескольких лет настаивал на том, чтобы съехаться с Ксенией Фёдоровной. Но жена была категорически против.

Более того, женщины не могли провести вместе и 20 минут.

Когда-то Дмитриев силился понять, в чём причина разногласия между ними. Они были женщинами образованными, интеллигентными. Мать занимала должность главного библиотекаря в крупном учреждении. Лена была переводчиком с английского и даже участвовала в составлении какого-то учебника по переводу. Виктор пытался понять причину «холодной войны» между женой и матерью, но вскоре смирился.

Теперь же, когда Ксения Фёдоровна находилась на грани смерти, Елена заявила Дмитрию о своём желании переехать на Профсоюзную. Но прежде она изложила ему свои идеи относительно обмена. Изложены они были столь буднично и деловито, что Дмитриев еще долго не мог найти в себе силы посмотреть в глаза жене. В то время как Виктор проводил время в больнице, его жена обдумывала выгодный обмен…

В поисках денег

Даже по краткому содержанию повести «Обмен» Трифонова можно сделать вывод, что в произведении этом отражена обычная бытовая ситуация, знакомая многим семьям. Когда между мужем и женой возникают разногласия, решить их не так просто. Кому-то приходится уступать.

В семье Трифоновых это приходилось делать обычно Виктору. Уже на следующий день после разговора об обмене он пытался убедить себя в том, что Елена поступила правильно, по-женски мудро. Возможно, их переезд к матери отразится благотворно на ее здоровье.

Ведь и от рака излечиваются люди.

Болезнь близкого человека — это всегда хлопоты и, конечно, финансовые затраты. Дмитрию срочно нужно было найти крупную по тем временам сумму.

Кроме того, смирившись с идеей Елены и выполняя ее указания, он начал среди своих коллег собирать информацию относительно способов выгодного обмена. И в первом, и во втором ему помогла Татьяна.

С этой женщиной у Виктора произошел когда-то кратковременный роман. Порой ему казалось, что она смогла бы стать ему лучшей женой, нежели Лена.

Татьяна

Дмитрию было 37 лет. Он видел себя человеком неинтересным, уже немолодым, начинающим полнеть.

Почему же Татьяна любила его столь преданно, не требуя ничего взамен? Неужели он это заслужил? Виктор не раз задавался подобными вопросами, но, наконец, пришел к выводу, что именно так и должно быть. Любят не за что-то, а вопреки.

В отличие от Елены, Таня умела слушать, сопереживать, ее чувства не были поддельными. И она, что немаловажно, нравилась Ксении Фёдоровне.

Детские воспоминания

После встречи с Татьяной Виктор отправился к матери, которая проживала в одном из подмосковных дачных поселков. Вдруг нахлынули воспоминания, связанные с детством и отрочеством. Родители Дмитриева были ярыми противниками мещанства в любом его проявлении. Отец часто ссорился с родными братьями, не получившими образования, представлявших собою людей ограниченных, жадных.

Мать Виктора была человеком абсолютно бескорыстным. Она любила помогать людям. Материальных ценностей для неё словно не существовали. Уже достигнув зрелого возраста, она начала изучать английский язык.

И делала это исключительно для того, чтобы в оригинале читать английские романы. Презирала мещанство и сестра Виктора — Лора.

Но она, в отличие от матери, была жёсткой, резкой в выражениях, неспособной на компромисс.

Лукьянова

Такова была фамилия родителей Елены. Сестра Виктора обвинила однажды его в том, что он «олукьянился». В этот причудливый глагол Лора вложила следующий смысл: стать мещанином, отвергать духовные ценности, преследовать выгоду.

Ни мать, ни сестра Виктора и не знали о ссорах, которые происходили между ним и его женой. Они не знали о скандалах, которые завершались плачем Наташи — дочери Дмитриева. Не догадывались о том, что он несколько дней мог не разговаривать с женой.

И причинами этих ссор всегда были отношения Елены его матери.

Лукьяновы были людьми, «умеющими жить». Они легко решали вопросы по обустройству дачи, что довольно сложно казалось Дмитриевым. Они были людьми практичными, но, по мнению Ксении Фёдоровны, недостаточно интеллигентными. Отец Елены чрезвычайно быстро заводил знакомства, причём знакомства эти были всегда полезными, выгодными. Эта способность Лукьянова передалась и его дочери.

Когда-то общительность, практичность, способность легко решать бытовые вопросы восхищала Виктора. Но с годами многое в жене стало раздражать. Дмитриев обнаруживал в ней некую душевную глухоту — именно эта черта позволила Елене в те дни, когда Ксения Фёдоровна находилась в Боткинской больнице, обдумывать вопрос относительно обмена.

Мещанство и ханжество

Родственники Виктора обвиняли Лукьяновых в мещанстве. Елена во время скандалов с мужем, доходивших до оскорблений, использовала такое слово, как «ханжество».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов гофмана за 2 минуты

При прочтении краткого содержания «Обмена» Юрия Трифонова может сложиться впечатление, что речь в этом произведении идёт о противоборстве хороших и плохих персонажей. Нет, в книге рассказано об обычных семейных распрях, в которых нет правых и виноватых.

Так, родственники Виктора кичатся своей образованностью, интеллигентностью, одухотворенностью. Родителям Елены не хватает тактичности, душевной чуткости. Неправы, пожалуй, и те, и другие.

Ссоры между Дмитриевыми и Лукьяновыми временно отошли на второй план после смерти Ксении Фёдоровны. Здоровье Дмитриева пошатнулось, в течение двух недель он соблюдать постельный режим после перенесенного гипертонического криза.

Источник: https://www.syl.ru/article/333346/yuriy-trifonov-obmen-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание Обмен Трифонов

Действие происходит в Москве. Мать главного героя, тридцатисемилетнего инженера Виктора Дмитриева, Ксения Федоровна тяжело заболела, у нее рак, однако сама она считает, что у нее язвенная болезнь. После операции ее отправляют домой.

Исход ясен, однако она одна полагает, что дело идет на поправку. Сразу после ее выписки из больницы жена Дмитриева Лена, переводчица с английского, решает срочно съезжаться со свекровью, чтобы не лишиться хорошей комнаты на Профсоюзной улице.

Нужен обмен, у нее даже есть на примете один вариант.

Было время, когда мать Дмитриева действительно хотела жить с ним и с внучкой Наташей, но с тех пор их отношения с Леной стали очень напряженными и об этом не могло быть речи. Теперь же Лена сама говорит мужу о необходимости обмена. Дмитриев возмущен – в такой момент предлагать это матери, которая может догадаться, в чем дело.

Тем не менее он постепенно уступает жене: она ведь хлопочет о семье, о будущем дочери Наташи. К тому же, поразмыслив, Дмитриев начинает успокаивать себя: может быть, с болезнью матери не все так бесповоротно, а значит, то, что они съедутся, будет только благом для нее, для ее самочувствия – ведь свершится ее мечта.

Так что Лена, делает вывод Дмитриев, по-женски мудра, и зря он на нее сразу набросился.

Теперь он тоже нацелен на обмен, хотя и утверждает, что ему лично ничего не надо. На службе он из-за

болезни матери отказывается от командировки. Ему нужны деньги, так как много ушло на врача, Дмитриев ломает голову, у кого одолжить. Но, похоже, день для него складывается удачный: деньги предлагает со свойственной ей чуткостью сотрудница Таня, его бывшая любовница.

Несколько лет назад они были близки, в результате у Тани распался брак, она осталась одна с сыном и продолжает любить Дмитриева, хотя понимает, что эта любовь безнадежна. В свою очередь Дмитриев думает, что Таня была бы ему лучшей женой, чем Лена.

Таня по его просьбе сводит Дмитриева с сослуживцем, имеющим опыт в обменных делах, который ничего конкретного не сообщает, но дает телефон маклера. После работы Дмитриев с Таней берут такси и едут к ней домой за деньгами. Таня счастлива возможности побыть с Дмитриевым наедине, чем-то помочь ему.

Дмитриеву искренне жаль ее, может быть, он бы и задержался у нее дольше, но ему нужно торопиться на дачу к матери, в Павлиново.

С этой дачей, принадлежащей кооперативу “Красный партизан”, связаны у Дмитриева теплые детские воспоминания.

Дом строил его отец, инженер-путеец, всю жизнь мечтавший оставить эту работу, чтобы заняться сочинением юмористических рассказов. Человек неплохой, он не был удачливым и рано умер. Дмитриев помнит его отрывочно.

Лучше он помнит своего деда, юриста, старого революционера, вернувшегося в Москву после долгого отсутствия (видимо, после лагерей) и жившего некоторое время на даче, пока ему не дали комнату. Он ничего не понимал в современной жизни. С любопытством взирал и на Лукьяновых, родителей жены Дмитриева, которые тогда тоже гостили в Павлинове летом. Однажды на прогулке дед, имея в виду именно Лукьяновых, сказал, что не надо никого презирать. Эти слова, явно обращенные к матери Дмитриева, часто проявлявшей нетерпимость, да и к нему самому, хорошо запомнились внуку.

Лукьяновы отличались от Дмитриевых приспособленностью к жизни, умением ловко устроить любые дела, будь то ремонт дачи или устройство внучки в элитарную английскую школу. Они – из породы “умеющих жить”. То, что Дмитриевым казалось неодолимым, Лукьяновыми решалось быстро и просто, только им одним ведомыми путями.

Это было завидное свойство, однако такая практичность вызывала у Дмитриевых, особенно у его матери Ксении Федоровны, привыкшей бескорыстно помогать другим, женщины с твердыми нравственными принципами, и сестры Лоры, высокомерную усмешку.

Для них Лукьяновы – мещане, пекущиеся только о личном благополучии и лишенные высоких интересов. В их семье даже появилось словцо “олукьяниться”. Им свойственен своего рода душевный изъян, проявляющийся в бестактности по отношению к другим.

Так, например, Лена перевесила портрет отца Дмитриева из средней комнаты в проходную – только потому, что ей понадобился гвоздь для настенных часов. Или забрала все лучшие чашки Лоры и Ксении Федоровны.

Дмитриев любит Лену и всегда защищал ее от нападок сестры и матери, но он и ругался с ней из-за них. Он хорошо знает силу Лены, “которая вгрызалась в свои желания, как бульдог.

Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть”.

Одно время она толкала Дмитриева к защите диссертации, но он не осилил, не смог, отказался, и Лена в конце концов оставила его в покое.

Дмитриев чувствует, что родные осуждают его, что считают его “олукьянившимся”, а потому отрезанным ломтем. Особенно это стало заметно после истории с родственником и бывшим товарищем Левкой Бубриком.

Бубрик вернулся в Москву из Башкирии, куда распределился после института, и долгое время оставался без работы. Он присмотрел себе место в Институте нефтяной и газовой аппаратуры и очень хотел туда устроиться.

По просьбе Лены, жалевшей Левку и его жену, хлопотал по этому делу ее отец Иван Васильевич. Однако вместо Бубрика на этом месте оказался Дмитриев, потому что оно было лучше его прежней работы.

Все сделалось опять же под мудрым руководством Лены, но, разумеется, с согласия самого Дмитриева. Был скандал. Однако Лена, защищая мужа от его принципиальных и высоконравственных родственников, взяла всю вину на себя.

Разговор об обмене, который начинает с сестрой Лорой приехавший на дачу Дмитриев, вызывает у той изумление и резкое неприятие, несмотря на все разумные доводы Дмитриева. Лора уверена, что матери не может быть хорошо рядом с Леной, даже если та будет на первых порах очень стараться. Слишком разные они люди.

Ксении Федоровне как раз накануне приезда сына было нехорошо, потом ей становится лучше, и Дмитриев, не откладывая, приступает к решающему разговору. Да, говорит мать, раньше хотела жить вместе с ним, но теперь – нет. Обмен произошел, и давно, говорит она, имея в виду нравственную капитуляцию Дмитриева.

Ночуя на даче, Дмитриев видит свой давний акварельный рисунок на стене. Когда-то он увлекался живописью, не расставался с альбомом.

Но, провалившись на экзамене, с горя бросился в другой, первый попавшийся институт. После окончания он не стал искать романтики, как другие, никуда не поехал, остался в Москве.

Тогда уже были Лена с дочерью, и жена сказала: куда ему от них? Он опоздал. Его поезд ушел.

Утром Дмитриев уезжает, оставив Лоре деньги. Через два дня звонит мать и говорит, что согласна съезжаться. Когда наконец слаживается с обменом, Ксении Федоровне становится даже лучше. Однако вскоре болезнь вновь обостряется.

После смерти матери у Дмитриева происходит гипертонический криз. Он сразу сдал, посерел, постарел. А дмитриевскую дачу в Павлинове позже снесли, как и другие, и построили там стадион “Буревестник” и гостиницу для спортсменов.

Вариант 2

События разворачиваются в Москве. Мать главного персонажа, инженера Виктора Дмитриева, заболевает раком. Она думает, что это простая язва желудка, и после операции мечтает о скором выздоровлении. Жена Виктора, Лена, пользуясь таким случаем, решает переехать к свекрови, чтобы получить в наследство комнату после смерти его матери. Однако необходим обмен, и у нее уже есть хороший вариант.

С недавних пор у матери Виктора со снохой образовались сложные отношения, и о переезде Лены не может идти и речи. Она уговаривает его, побеседовать с матерью. Дмитриев, сначала противился такому предложению. Но поразмыслив, он решается на разговор. Тем более, что жена беспокоится об их семье и маленькой дочке, Наташе.

Теперь он думает об обмене. Инженер отказывается от командировки, чтобы найти деньги, потому что много ушло на операцию. Неожиданно ему помогает сотрудница Таня, с которой у него был роман, несколько лет назад. Они едут к ней на квартиру и Таня счастлива, что может остаться наедине с любимым человеком. Он тоже не прочь был остаться, но нужно ехать на дачу к матери.

С дачей у Виктора были связаны самые радостные воспоминания. Здесь они с родителями проводили лето в детстве. Он вспомнил своего деда, который говорил, что не нужно никого презирать. Эта фраза навсегда запомнилась Виктору.

Родители Лены сильно отличались от родителей Виктора. Они были современными людьми, идущими в ногу с прогрессом.

Для родителей Дмитриева, Лукьяновы казались мещанами, которые пекутся только о собственном благополучии.

Лена была воспитана в такой семье, и поэтому переняла от своих родителей качества практичного, и корыстного человека. Виктору это не нравилось, но он смирялся с выходками Лены, так как сильно любил ее.

Приехав на дачу, Виктор встречает свою сестру Лору, которой поясняет выгоду обмена. Но женщина против переезда к ним Лены. Она говорит, что Лена не сможет долго уживаться с матерью, так как они разные люди. После этого Виктор, получает отказ и у матери, которая сказала, что он уже давно совершил обмен, женившись на Лене.

Мать все-таки согласилась на обмен. Однако ей стало хуже после переезда Лены с Виктором. Вскоре она умерла, так и не осуществив мечту Лены. После этого, у Виктора случился приступ гипертонии. Он сильно постарел и даже поседел. А дачу матери снесли, и построили на этом месте стадион.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-obmen-trifonov/

Краткое содержание: Обмен

Действие повести разворачивается в Москве. Мать Виктора Дмитриева, который был инженером, Ксения Федоровна очень тяжело заболела, у неё нашли рак, но она сама думает, что у нее язвенная болезнь. Её отправляют после операции домой.

Итог понятен, но она думает, что идет на поправку. После, того как её из больницы выписали жена Дмитриева Лена, которая была переводчицей с английского, решает переехать к свекрови для того, чтобы не пропала хорошая комната на улице Профсоюзной.

Необходим обмен, и у Лены даже есть один вариант.

Когда-то у матерь Дмитриева было желание жить с ним и с со своей внучкой Наташей, но с того времени их отношения с Леной стали очень натянутыми и об переезде даже и речи не могло быть. Но теперь Лена сама мужу говорит об обмене. Дмитриев очень сильно возмущён. Но со временем он уступает жене, так как она заботится о семье, и о будущем их дочери Наташи.

Подумав Дмитриев успокаивается и говорит о том, что если они съедутся, то возможно матери пойдет это на пользу.

Теперь Дмитриев тоже согласен на обмен. Из-за болезни матери, он на службе отказывается от командировки. Но все-таки ему нужны деньги, потому что много денег ушло на врача.

Читайте также:  Краткое содержание абэ чужое лицо точный пересказ сюжета за 5 минут

Деньги Дмитриеву предлагает сотрудница Таня, которая была его бывшей любовницей. Они были близки несколько лет назад, и в результате этого у Тани брак распался, и она осталась с сыном одна и до сих пор любит Дмитриева. Дмитриев считает, что Таня была бы ему хорошей женой, и лучше чем Лена.

Дмитриев встречается со сослуживцем, который имеет опыт в обменных делах, но он конкретно ничего не обещает, но даёт телефон посредника.

Дмитриев с Таней после работы за деньгами едут к ней домой. Таня очень счастлива, находясь с Дмитриевым наедине. Дмитриев возможно и задержался бы у неё подольше, но ему нужно быстрее ехать к матери, на дачу в Павлиново.
С этой дачей, у Дмитриева связаны детские воспоминания.

Дом построил его отец, который был инженером-путейцем, который хотел всегда уволиться с этой работы и заниматься сочинением юмористических рассказов. Он очень рано умер. Еще лучше Дмитриев помнит своего деда, который был юристом, старым революционером, который после долгого отсутствия вернулся в Москву, и который жил на даче до тех пор, пока не дали ему комнату.

В современной жизни он ничего не понимал. Он с интересом наблюдал за родителями жены Дмитриева Лукьяновыми, которые тоже гостили в Павлинове.

Лукьяновы достаточно сильно отличались от Дмитриевых, они были приспособлены к жизни, умели ловко делать любые дела, начиная от ремонта дачи и до устройства в элитарную английскую школу внучки . Но такая практичность у Дмитриевых вызывала, высокомерную усмешку.

Для Дмитриевых Лукьяновы были мещанами, которые заботились только о личном благополучии. Их семье свойственен душевный порок, который проявляется по отношению к другим в бестактности .

Например, однажды Лена портрет отца Дмитриева перевесила в проходную из средней комнаты, только потому, что ей нужен был гвоздь для настенных часов.

Дмитриев очень любил Лену и ее от нападок матери и сестры всегда защищал, но с ней из-за них ругался. Он хорошо знал Лены, которая добивал всегда того, чего хотела.

Дмитриев понимает, что его осуждают его родные, и что считают его олукьянившимся.

Это стало сильно заметно, после истории, которая произошла с его бывшим другом Лёвкой Бубриком. Бубрик из Башкирии вернулся в Москву, куда попал по распределению из института и достаточно долгое время без работы оставался.

Он хотел устроиться в институт нефтяной и газовой аппаратуры. По просьбе Лены, которая жалела Лёвку и его жену, по этому делу хлопотал отец Лены Иван Васильевич. Но вместо Бубрика на это место взяли Дмитриев. Произошел скандал.

Но Лена, защищала мужа от его высоконравственных и принципиальных родственников, всю вину взяла на себя.

Дмитриев разговаривает с сестрой Лорой об обмене, которая приехала на дачу, и та очень сильно удивляется и показывает свое недовольство. Лора считает, что не может матери быть хорошо, когда рядом с ней Лена, даже если она будет очень стараться. Дмитриев также не откладывает в долгий ящик разговор и со своей матерью Ксенией Федоровной.

Мать ему говорит о том, что когда-то она хотела жить вместе с ними, но теперь у нее нет этого желания. Также она говорила о том, что Обмен уже произошёл, и уже давно, она имела в виду нравственное отступление Дмитриева.

На даче Дмитриев на стене видит свой старый акварельный рисунок.

Раньше он увлекался живописью, но потом провалился на экзамене, и с горяча пошел поступать в первый попавшийся институт.

Утром уезжая Дмитриев оставляет деньги Лоре. Через два дня ему позвонила мать и сказала, что согласна съезжаться. Когда они съезжаются, становится лучше Ксении Федоровне, но не заставив себя ждать, ее болезнь снова обострилась.

У Дмитриева после смерти матери происходит гипертонический кризис. Он сразу же постарел, посерел. Позже в Павлинове снесли дмитриевскую и другие дачи, и построили там стадион под названием «Буревестник», а еще для спортсменов гостиницу .

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Обмен». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/trifonov/obmen/

Анализ повести Трифонова «Обмен»

В литературоведении традиционно «Обмен» рассматривался в качестве произведения, поднимающего острую со­циально-нравственную проблематику в части обличения мещанства, потребительского отношения к жизни, преда­тельства высоких идеалов (наука) и проч.

Отрицательны­ми персонажами выступали члены семьи Лукьяновых, а в качестве нравственного начала, им противостоящего, изображались мать, сестра и другие родственники Дмитриева.

Сам Дмитриев рассматривался как тип приспособленца, который постепенно, сам того не замечая, превращался в мещанина, потребителя, понемногу предавая нравственные идеалы, «каждый день, по выражению матери, — совершая свой “обмен”». Однако, думается, вряд ли подобная пробле­матика исчерпывает полностью содержание произведения.

Авторская позиция, все же была не столь однозначной. Как правдивый художник, Трифонов, изображая жизнь, запечат­лел в повести не только семейные коллизии Дмитриевых- Лукьяновых, но и социально-нравственную атмосферу времени, противоречия современной ему действительности.

В первую очередь это отражается в изображении семьи Дмитриевых и того социального слоя, который принято называть «интеллигенцией». При всей претензии на «высокодуховные интересы» представителей этого слоя, изоб­раженных Трифоновым, нельзя не заметить их крайнюю непрактичность, неприспособленность и оторванность от жизни.

Их бытие во многом иллюзорно, «презренная» действительность, в которой надо прилагать усилия не только к тому, чтобы «умно» беседовать о Пикассо и прочем «не всем доступном» искусстве, но и засыпать канализацион­ные ямы, а также содержать в чистоте и порядке собствен­ное жилище, им не по вкусу.

То, что «разговоры о Пикассо» в поселке происходят в атмосфере жуткой вони, идущей из прорванной канализации, которую никто не чинит, во многом символично. Это перекликается, например, с идеями Булгакова: рассуждения профессора Преображенского из «Собачьего сердца» о природе разрухи и о «пении хором» вместо исполнения своих прямых обязанностей.

При этом представители этого «слоя» не считают зазорным (в отли­чие от Лукьянова-отца, например), жить на чужой счет, сво­бодно пользоваться плодами работы других людей и их же при этом презирать за «низменность интересов» (например, по­селок — это привилегированное место, где живут бывшие краевые партизаны, а теперь — по большей части их «эстетствующие» и изображающие из себя наследственную аристократию потомки, ничем лично не заслужившие тех благ, которыми пользуются; в особенности Дмитриевы, ко­торые устроились в поселок по протекции, не имея на это никаких, даже косвенных, прав). Маленькие подробности, которые в изобилии предоставляет Трифонов, весьма крас­норечивы. Это и изучение английского языка Ксенией Фе­доровной для того, чтобы «читать в подлиннике детекти­вы» (при этом Лена — профессиональный переводчик —высмеивает произношение свекрови, думается, не в последнюю очередь потому, что ее задевает сам факт, что сфера ее профессиональных интересов для кого-то является предметом праздного любопытства и попыток хоть чем-то заполнить свой досуг). Это и стремление «помогать полузна­комым людям», которое, как справедливо отмечают пси­хологи, часто является своего рода ширмой, оправданием жестокого отношения к ближним. При этом сын Ксении Федоровны с женой и ребенком ютятся в маленькой ком­нате в коммуналке, но обмен для Дмитриевой становится целой проблемой, хотя в противном случае после ее смерти комната отойдет государству (при советской власти ча­стной собственности на жилье не было, все принадлежало государству, а люди как бы арендовали площадь у него за определенную плату). В результате обмен все же состоит­ся, единственным плодом усилий Ксении Федоровны яв­ляется то, что она, умирая, успевает поселить в сыне чув­ство вины за собственную смерть (показателен отказ разменять жилплощадь, но потом через 3 дня — согласие, т. е. показная жертва, единственной целью которой было внушить сыну именно это чувство вины). В свете всего вышеизложенного обвинение в ханжестве, брошенное Ле­ной свекрови, выглядит не столь уж беспочвенным.

Образ самого Дмитриева — также типичен. Это образ бесконечно страдающего от рефлексии «псевдоинтеллигента», патологически не способного не только на какое-либо дело или мало-мальски достойную работу, но даже на то, чтобы сделать жизненный выбор и, соответственно, нести потом за него ответственность.

Путь Дмитриева — это путь бесконечных компромиссов со своей совестью (в отличие от Лены и членов ее семьи): он, подобно своей родне, презирает «мещанство», но готов пользоваться не им созданным комфортом, он в ужасе от предложения Лены занять выхлопотанное Лукьяновым-старшим не для него место, но потом его все же занимает, он боится осуждения за предложение съехаться с матерью, когда у той обнаруживается тяжелая болезнь, но делает это, когда Лена говорит, что «возьмет всю ответственность на себя». Лена плачет, когда умирает дед Дмитриева, которого она считала единственным достойным человеком из всей его родни, в то время как сам Дмитриев принимает это событие достаточно равнодушно (портфель с консервами), хотя в очередной раз рефлексирует по этому поводу. Трифонов показывает типичные для большей части социального слоя «советской интеллигенции» черты — иждевенчество, безответственность, социальное чванство, душевную омертвелость, неспособность принимать решения, готовность идти  на сделки с собственной совестью ради «шкурных» интересов, прикрывая это «высокими словами». За всем этим кроется «природный», изначальный паразитизм подобного рода людей, их неспособность и нежелание работать, привычка жить за счет других, потреблять, ничего не создавая, в то же время воспринимая получаемые блага как само собой разумеющееся воздаяние за то, что они «такие образованные, такие умные, так красиво и изящно умеющие говорить о высоком».

«Чеховские» интонации в описании быта семьи Дмитриевых явно ощущаются. Мы словно видим тот же «вишневый сад», бесконечно говорящих о чем-то «потустороннем» всех этих Раневских, Гаевых, Тригориных, Аркадиных и иже с ними, пребывающих в разъедающей душу празд­ности, живущих в долг и делающих несчастными всех, кто неосторожно оказывается в пределах их досягаемости.

Как любят говорить историки, история имеет обыкно­вение повторяться дважды — один раз в виде трагедии, а другой в виде фарса. Если в разладе чеховских персона­жей с жизнью еще было много трагического, то в жизни «аристократии» новых дней его нет совершенно. Духов­ная пустота предстает перед нами в чистом виде, полнос­тью лишенная изысканного ореола страдания в стиле «декаданс».

О социально-психологической природе подобного рода людей рассказывает и другое произведение Трифонова — «Дом на набережной».

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М: АСТ: Астрель, 2009.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/trifonov_ju_v/analiz_povesti_trifonova_obmen/19-1-0-23

Ссылка на основную публикацию