Краткое содержание оперы борис годунов мусоргского точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Модест Петрович Мусоргский. Борис Годунов

Краткое содержание оперы Борис Годунов Мусоргского точный пересказ сюжета за 5 минут

БОРИС ГОДУНОВ

Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:

Борис Годунов баритон
ФедорКсения } дети Бориса меццо‑сопраносопрано
Мамка КсенииКнязь Василий Иванович ШуйскийАндрей Щелкалов, думный дьякПимен, летописец-отшельникСамозванец под именем Григория(на воспитании у Пимена)Марина Мнишек, дочь сандомирскоговоеводыРангони, тайный иезуит низкое меццо‑сопранотенорбаритонбастенормеццо‑сопранобас
ВарлаамМисаил } бродяги бастенор
ШинкаркаЮродивыйНикитич, приставМитюха, крестьянинБлижний бояринБоярин Хрущов меццо‑сопранотенорбасбастенортенор
ЛавицкийЧерниковский } иезуиты басбас

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598—1605 годы.

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении.

Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении.

Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка.

Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств.

Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами.

Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды.

«Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/080.html

М. П. Мусоргский. Опера Борис Годунов (общ. характеристика)

«Борис Годунов».

Годы создания «Бориса Годунова» были годами напряжённого труда – и, возможно, счастливейшими в биографии Мусоргского, художника и человека.

Никогда он не работал с такой предельной сосредоточенностью, вопреки своему обыкновению, не отвлекаясь на какие-либо иные, даже мелкие вещи, избегая выходов в свет, визитов (разве только для показа коллегам готовых кусков оперы), почти никому не писал писем.

Но такое добровольное отшельничество было ему в эту пору необходимым, а условия, в которых он оказался, на редкость благоприятными.

С августа 1868 по июнь 1871 года Мусоргский живёт в семье Опочининых. Он окружён уютом домашнего очага, здесь его любили как родного, ценили его талант и берегли покой. Затем около года, с осени 1871 года квартирует вдвоём с «милым Корсинькой». В июне женитьба Н. А.

прервала эту дружескую идиллию, однако вторая редакция «Бориса» была уже фактически закончена.

(Если бы «Хованщина» сочинялась в обстановке, подобной «Борису», и если бы здоровье композитора не было надломлено в результате непосильных для его хрупкой, ранимой нервной организации волнений, разочарований и травм, связанных с борьбой вокруг премьеры «Бориса», возможно, он сумел бы довольно быстро завершить и «Хованщину»…

За «Борисом Годуновым» давно утвердилась репутация бессмертного шедевра. В 1923 году французский композитор Поль Дюка сказал, что эта опера есть «самое гениальное, самое человечное, самое всемирное и вместе с тем самое национальное творение русского музыкального искусства».

Это первая (и последняя) завершённая опера Мусоргского. Написана на сюжет одноимённой трагедии Пушкина. Сюжет подсказал композитору профессор – Владимир Васильевич Никольский – историк русской литературы, пушкиновед, человек большой эрудиции, близкий друг Мусоргского.

В трагедии Пушкина и в опере Мусоргского показано историческое время правления Бориса Годунова и начало смутного времени. Вслед за Пушкиным (а Пушкин, вслед версии Карамзина, в его «Истории государства Российского») Мусоргский принимает версию о причастности Б. Годунова к убийству царевича Димитрия.

И главным конфликтом оперы становится конфликт в душе Бориса, его мысли о содеянном злодеянии и муки совести.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Трагедийный сюжет оперы словно определил трагедийность судьбы оперы. После того как Мусоргский закончил оперу в 1869 году, театральная комиссия отказала в постановке оперы – слишком смелыми, новыми и необычными были музыкальные образы оперы (трагедия Пушкина была запрещена цензурой).

Однако официальными причинами были названы – преобладание ансамблевых номеров над сольными, отсутствие выигрышной женской партии. Мусоргский создал вторую редакцию оперы – добавил польский акт и роль Марины Мнишек, ввёл сцену «Под Кромами». И в этой редакции опера была отклонена.

И лишь в 1874 году опера была поставлена и вызвала противоречивые оценки.

Существует несколько редакций оперы, наличие которых провоцируют неутихающие дискуссии среди музыковедов и театральных деятелей – «Какую предпочесть?». Сам композитор создал две, самостоятельные редакции – 1869 и 1872 годов, которые во многом отличаются друг от друга, интересно, что специалисты-текстологи насчитывают шесть вариантов второй редакции.

После смерти Мусоргского опера приобрела популярность и часто ставилась в редакции Римского-Корсакого, который сгладил «шероховатости» оригинала. В конце XIX века эта версия казалась бесспорной. Однако уже с начала XX века стал проявляться всё больший интерес к оригинальной версии Мусоргского.

Кропотливый сбор неопубликованных автографов и подготовку сводного издания, очищенного от искажений, осуществил Павел Александрович Ламм (музыковед, источниковед, пианист, педагог.

Доктор искусствоведения), а Борис Владимирович Асафьев напечатал ряд статей, аргументируя необходимость воскрешения авторской партитуры.

В 1928 году ленинградский театр имени Кирова её поставил, включив ранее ни разу не звучавшую картину у Василия Блаженного.

На рубеже 40-х годов ещё одну редакцию оперы осуществил Д. Д. Шостакович. В 1975 году появилось ещё одно издание оперы Дэвида Ллойд Джонса.

«Борис Годунов» ознаменовал реформу оперного жанра, по размаху новаторства и нравственно-философской глубине не уступающую реформе Вагнера, а для отечественной культуры и гораздо более важную, и перспективную. Правда, в отличие от Вагнера, Мусоргский не узнал громкой мировой славы, не увидел продолжения своей реформы.

Новаторство оперы.

В драматургии.

До «Бориса» ни русская, ни западноевропейская опера не покушалась столь пристально анализировать внутренний мир человека, притом реальной исторической личности, из драмы любви, разлуки, ревности или соперничества не превращалась в подлинно психологическую драму.

Сам образ царя очень ёмкий, раскрывается с разных сторон. Он предстаёт мудрым, искренне озабоченным судьбами государства; он способен трогательно нежно любить своих детей, но он терзаем лютыми муками совести, так как взошёл на трон ценой кровавого преступления. Это пример глубокого психологизма, вряд ли превзойдённый и в XX веке.

Народ и хоровые сцены в русской опере обычно служили фоном событий и, как правило, участники хора представляли собой нечто единое, сплочённое, т.е. выступали все вместе. У Мусоргского народ стал активным участником действия, мотивируя переживания центрального героя, причём впервые из него выделяются отдельные фигуры и социальные группы.

В драматургии оперы несколько линий – психологическая, эпико-трагедийная, жанрово-бытовая, которые тесно переплетены и прослоены комедийно-юмористическими сценками, которые также неотъемлемо вплетены в развитие основного конфликта.

Читайте также:  Краткое содержание батальоны просят огня бондарева точный пересказ сюжета за 5 минут

Такая жанровая контрастность, которая часто используется композитором даже внутри одной сцены создают впечатление необыкновенной жизненной достоверности, которой ещё не достигало оперное искусство.

Польский акт второй редакции дополнительно усложнил жанровую структуру произведения новой линией – лирико-романтической.

В опере несколько конфликтных линий: 1) Конфликт в душе Бориса. 2) Конфликт царя и народа. 3) Конфликт царя и бояр (в лице Шуйского), 4) Конфликт царя и Лжедмитрия, 5) Конфликт Бориса и Пимена. Таким образом Борис противопоставлен в опере всем, это единственный герой, который предстаёт крупным планом.

Драматургия отличается напряжённым развитием действия. В опере последовательно проведены 3 основные сюжетно-драматургические линии: 1) линия Бориса, 2) линия народа, 3) линия Самозванца.

Каждая из них развивается по принципу нарастания к концу. Муки совести приводят Бориса к смерти. Народ в начале оперы – забитый, подавленный, безвольный показан бунтующим в финале.

Самозванец приходит к осуществлению своей цели.

Отсюда жанр оперы – психологическая, народная музыкальная драма.

В музыкальном языке.

Главное средство характеристики героев – речитатив, отличающийся яркой индивидуальной характерностью. Большинство рецензентов упрекали Мусоргского за его чрезмерное увлечение речитативами.

«Вместо певучих, мелодических фраз… дубовые, деревяннейшие речитативы» – аноним о монологе Бориса из II действия; «рубленый речитатив без музыкального содержания» – Цезарь Кюи о картине в келье Пимена, по ходу описания почти всех картин упорно употребляет эпитеты «рубленый», «немелодичный», «бессодержательный».

Мнение Кюи вскоре поддержали и другие рецензенты. Наиболее проницательным оказался музыкант, как ни странно, враждебного кучкистам лагеря – Герман Ларош. Он уверенно констатирует «талант к речитативу». «Речитатив г.

Мусоргского – верх либерализма: нет условной формы, нет ни мелодического, ни ритмического, ни гармонического закона, который стеснял бы или останавливал его в деле передачи акцентов простой речи акцентами музыкальными.

…В его способе иллюстрировать повышение и понижение человеческого голоса, остановки, запинки и скороговорки видна несомненная наблюдательность, виден человек, умевший подмечать, как говорят люди, и одарённый чуткостью, которая угадывает специальный акцент минуты и индивидуальный акцент лица» (Ларош Г. А. Мыслящий реалист в русской опере.

Газете «Голос», 13 февраля 1874 года). На самом деле речитатив Мусоргского – это не традиционный жёсткий, суховатый речитатив, он наделён чертами песенности, в нём слышны интонации самых разнообразных народных жанров (подобно мелодиям камерно-вокальных произведений). Эта область завоеваний Мусоргского была оценена только в начале XX века. В XX веке постепенно менялось толкование понятия речитатив, в нём размывалась ясная грань речитатива и кантилены. И родоначальником этого процесса был Мусоргский.

Можно выделить сферу «высокого стиля» и сферу «низкого стиля». «Высокий стиль» – это монологи Бориса, Пимена, партии Щелкалова и Шуйского, пылкие любовные признания Самозванца.

Эта сфера насыщена элементами «говорными», хотя построена преимущественно на сплаве кантиленных, песенных и ариозно-декламационных элементах.

«Низкий стиль» – реплики персонажей из толпы в массовых народных сценах, партии Варлаама и Мисаила, Пристава, Корчмарки – основан на песенных оборотах разных жанров, разговорных интонация, часто заимствованных из простонародного говора.

Так же можно говорить о яркой индивидуальной музыкальной характеристике трёх основных сюжктно-драматургических линиях. 1. Борис Годунов наиболее сложный образ в опере, характеризуется цепью монологов «монодрамы, впаянной в широкое, многоплановое историческое действие» (Ширинян, 1981; 96). Борис представлен в замкнутом мире своих дум и страданий.

Трагедия Бориса в нём самом, это трагедия его совести. Главное средство выразительности – это патетически-возвышенная декламация, слова, концентрирующие в себе смысловые и эмоциональные акценты, выделены звуковысотно, более долгими длительностями подчёркнуты гармонически. Монологи звучат в умеренном темпе, что подчёркивает величавость, царственность речей Бориса.

Его фигура словно приподнята над всеми в опере. В характеристике Бориса нет связи с народом, но национальный колорит ясно ощущается благодаря особенностям гармонии и лада. Особенно явно национальный колорит ощущается в его лейтмотивах. Текст Бориса = это белый стих, без рифмы, который звучит торжественно и торжественно.

(Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый …). Для характеристики народа композитор обращается к жанрам крестьянской народной песни – плач-причет, протяжная, плясовая, величальная и т. д. В опере есть и цитаты (перечислить).

В начале оперы народ характеризуют жанры плача-причета, протяжной, а в финале – плясовая, как выражение бунтарского начала. Так же для характеристики народа Мусоргский впервые в опере применяет хоровой речитатив, в котором воспроизводит интонации крестьянского говора. Текст – часто проза.

В характеристике Самозванца композитор обращается к традиционным средствам романтической музыки. Мелодия ариозного типа, красочная гармония и оркестровка. Самозванца характеризует лейтмотив царевича Димитрия, который звучит в разных вариантах. Текст – рифмованный стих.

Главная структура оперы – это сквозная сцена, которая позволяет раскрыть стремительно развивающееся действие. Мусоргский отказывается от арий и заменяет их монологами, которые не скованны ограничениями музыкальной формы и позволяют раскрыть сменяющие друг друга чувства и настроения героя.

Огромна в опере роль оркестра. Он несёт большую психологическую нагрузку, раскрывает подтекст психологических сцен. Часто в оркестре звучат темы вокальных партий, лейтмотивы.

Партитура Мусоргского всегда прозрачна, логически ясна, изобилует соло. Тембровая палитра не поражает роскошью, она скорее проста, экономна, если не аскетична (Головинский стр. 385).

И в то же время любой штрих, выбор любого тембрового сочетания строго мотивированы драматургически и сценически.

Можно сделать вывод – и тематизм, и оркестровка, и фактура – представляют собой пример осмысленной выразительности. «И вокальный, и инструментальный мелос красивы, но не самодавлеющей, а осмысленной, психологически выразительной красотой» (Головингский, стр. 385).

Первостепенная, ведущая роль музыки в развитии основных конфликтных и сюжетных линий позволяют определить жанр оперы просто как «музыкальная драма».

Отличия и сходства с трагедией Пушкина.

Новаторство драматургии во многом продиктовано трагедией Пушкина. Сама трагедия Пушкина, её концепция и форма нарушали общепринятые нормативы. Недаром её показ почти полвека находился под цензурным запретом, официально снятым в 1866 году.

Трагедия Пушкина построена по принципу шекспировских исторических хроник: множество сцен, чаще коротких и постоянно переносимых с места на место, множество действующих лиц, которым зачастую поручены одна-две фразы и характеры которых лишь косвенно намечены, разветвлённая фабульная канва.

Всё это оказалось нежелательно для оперы. Поэтому Мусоргский сократил число сцен и эпизодических персонажей. Почти полностью отбросил запутанный клубок боярских интриг и сконцентрировал внимание на душевной драме Бориса и его роковом конфликте с народом.

Новая небывало ответственная роль народа определила ряд композиционно-драматургических и языково-стилистичесикх особенностей «Бориса».

Пушкин обрисовал народ сочувственно, со смесью любви, симпатии и мягкой иронии, но обрисовал беглыми, разрозненными штрихами. Образ народа у Мусоргского гораздо расширен. Композитор вводит новые сцены с участием народа, значительно расширяет его трактовку. Народ показан разносторонне с выделением отдельных персонажей.

Мусоргский показывает противоречивость и сложность этого образа. Народ в опере предстал со всеми своими добродетелями и грехами: прозорливым и детски-наивным, мудрым и невежественным, кротким и способным на вакханалию слепой ярости.

В этом новаторство композитора, отличие от идеализированной и героизированной трактовки народа в операх Глинки, Бородина, Римского-Корсакова.

Образ Бориса Годунова у Мусоргского сложнее, противоречивее и намного человечнее пушкинского.

Тема и идея оперы. Трактовка образов.

Время действия: 1598 – 1605 годы. Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Мусоргский гениально передал в опере дух русской истории, воссоздал трагедию обездоленного страдающего народа. По сути композитор воплотил в опере один из принципов Гоголя «Бей в прошедшем настоящее». Обращаясь к событиям прошлого, он говорит о современных проблемах. Драма социальная и личная в опере слиты воедино – драма Бориса и народа, муки совести Бориса.

В трагедии совести Бориса раскрывается мысль о несовместимости преступления и добра. Мусоргский значительно осовременил образ Бориса. Борис с его самоанализом, чувством вины гораздо ближе героям Достоевского, нежели Пушкина.

Отправной точкой в характеристике Бориса для Мусоргского послужили строки из трагедии Пушкина: «Не знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, а мнением, да! мнением народным» (говорит боярин Пушкин Басманову).

Народ не принимает Бориса, поэтому его политическая карьера обречена, не смотря на все благодеяния Бориса во время трёхлетнего голода. «Я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы» – не хвалясь говорит пушкинский Борис.

Однако греховен не только Борис, но и народ, так как он слеп в своих привязанностях. Сначала он избирает своим царём преступника, а потом слепо славит Самозванца. Грех искупляется страданием. Поэтому финал оперы трагичен. Мусоргский устами юродивого предсказывает новые бедствия и страдания русскому народу. Таким образом финал остаётся открытым.

Вопросы и задания после изучения оперы.

Проследить развитие трёх основных сюжетно-драматургических линий: линия Бориса Годунова, линия народа, линия Самозванца.

При этом осветить следующие важные моменты: характер, как изменяется образ от начала к концу оперы, в каких номерах представлен, какими средствами выразительности (мелодия, метроритм, гармония, темп), связь с народной музыкой, национальный колорит, лейтмотивы, лейт-интонации.

Назвать лейтмотивы оперы, какой характер героев в них воспроизводится, как они меняются на протяжении оперы.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-447076963

Опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov)

Опера (народная музыкальная драма) в четырех действиях с прологом Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а также материалах «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

Читайте также:  Краткое содержание фома гордеев горького точный пересказ сюжета за 5 минут

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон) дети Бориса:    ФЕДОР (меццо-сопрано)    КСЕНИЯ (сопрано) МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано) КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор) АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон) ПИМЕН, летописец, отшельник (бас) САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор) МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано) РАНГОНИ, тайный иезуит (бас) бродяги:    ВАРЛААМ (бас)    МИСАИЛ (тенор) ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано) ЮРОДИВЫЙ (тенор) НИКИТИЧ, пристав (бас) БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор) БОЯРИН ХРУШОВ (тенор) иезуиты:    ЛАВИЦКИЙ (бас)    ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас) ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)

БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия: 1598 – 1605 годы. Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера.

Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского.

Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором.

Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

Источник: http://www.belcanto.ru/godunov.html

Мусоргский

СЮЖЕТ | ИСТОРИЯ | ЗАПИСЬ | КЛАВИР | ДИСКОГРАФИЯ

  • «Борис Годунов» →
  • Великое свершение (глава биографического очерка, посвященная опере) →
  • В боях за «Бориса» (глава биографии, посвященная опере) →
  • Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина.

    Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

    Действующие лица:

    Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

    Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

    Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть».

    Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки.

    И они ратуют за избрание Бориса.

    Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

    Действие первое. Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет.

    Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия.

    Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

    Картина вторая. В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий – он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.

    Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук.

    Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве.

    Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама.

    Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали…

    Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей.

    На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу.

    Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича.

    Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

    Действие третье.Картина первая. В Сандомирском замке Марина – за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

    Картина вторая. Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.

    По саду проходит шумная толпа веселых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина.

    Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

    Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию.

    Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством — петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню.

    Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные — весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича.

    Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода — «Богородица не велит. Таков и приговор народа.

    Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий.

    Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен.

    Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям.

    Читайте также:  Краткое содержание исигуро остаток дня точный пересказ сюжета за 5 минут

    Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль — схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

    Картина третья. Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси.

    На это один приговор у народа — «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый.

    Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

    Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера.

    Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского.

    Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором.

    Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

    Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

    Источник: http://www.mussorgsky.ru/godunov.html

    3.5.3. Оперное творчество. «Борис Годунов»

    3.5.3. Оперное творчество. «Борис Годунов»

    Рекомендуемая литература

    1. Ширинян, Р. Оперная драматургия Мусоргского / Р. Ширинян. – М., 1981.
    2. Ширинян, Р. Эволюция оперного творчества Мусоргского / Р. Ширинян. – М., 1973.
    3. Фрид, Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского / Э. Фрид. – Л., 1974.
    4. Тюлин, Ю. Об опере «Борис Годунов» в редакции Мусоргского и Римского-Корсакова / Ю. Тюлин // Вопросы оперной драматургии / Ю. Тюлин. – М., 1975.
    5. Головинский, Г. О фольклорных связях «Бориса Годунова» / Г. Головинский // Советская музыка. – 1985. – № 3.
    6. Асафьев, Б. Музыкально-драматургическая концепция оперы «Борис Годунов» Мусоргского / Б. Асафьев // Избр. Труды. В 5 т. / Б. Асафьев. – М., 1952 – 1957. – Т.3. – М., 1954.
    7. Беляев, В.М. «Борис Годунов» Мусоргского: опыт тематического и теоретического разбора / В.М. Беляев // Мусоргский. Скрябин. Стравинский / В.М. Беляев. – М., 1972.
    8. Хубов, Г. Мусоргский / Г. Хубов. – М., 1969.
    9. Орлова, А. Труди и дни М.П. Мусоргского / А. Орлова. – М., 1963.

    Опера являлась главным жанром творчества Мусоргского. Вокальное творчество служило своеобразными заготовками к операм. В оперном жанре Мусоргский – творец реформы. По её значимости он стоит в одном ряду с Верди, Вагнером, Бизе. К своей реформе пришёл не сразу.

    1. «Ганс Исландец» (17 лет). Неистовая романтическая опера на сюжет Гюго. До нас ничего не дошло.
    2. «Царь Эдип» (20 лет). В русской печати появляется перевод трагедии Софокла. Сохранился один хор «Что будет с нами». Это предтеча хора «Расходилась, разгулялась» из «Бориса Годунова».
    3. «Саламбо» (24 года). Романтически трактованный жанр оперы, нисколько не соответствующий стилю. Из 4 актов не завершил ни одного. Сохранились отдельные номера, от которых можно провести прямые нити к «Борису Годунову».
    4. «Женитьба» (1868 г.). Кульминационное произведение молодого автора, завершающее первое десятилетие творчества и прокладывающее путь к «Борису Годунову». Не закончил (только клавир). Опера озадачила кучкистов, они молчали. Мусоргский осмысливает суд публики: ««Женитьба» – это клетка, в которую я посажен до поры до времени». Жанр оперы он обозначил как опера-диалог, что было новым. В этой опере он осваивает опыт драматической музыки в прозе. Вся драматическая ткань пьесы Гоголя диктует музыке и характер, и драматургию, и форму и т.д. Опера одноактная, состоит из сцен-диалогов, нет никаких двух-, трёхчастных форм. Форма скрепляется посредством лейтмотивов, которые постоянно развиваются, обновляются, что придаёт общий динамизм развитию. Ни одна из последующих опер Мусоргского не поглотила стиль «Женитьбы», он применил её опыт в других сюжетах и сценических ситуациях.
    5. «Борис Годунов» (1869 г.). Шедевр, в котором Мусоргский осуществляет реформу.
    6. «Хованщина» (1881 г.). Не завершил: не было последней сцены, инструментовка в клавире.
    7. «Сорочинская ярмарка». Своеобразное комедийное интермеццо. Не закончил.

    Драма Пушкина и опера Мусоргского

    Пушкин выступал с позиций декабризма, Мусоргский (через 40 лет) с позиций народничества 1860-х (Чернышевский). Из 23 пушкинских сцен сохранил 9. Усилил драму совести царя (написал сцену галлюцинаций, монолог).

    Выдвинул на первый план народ, показал его шире, полнее, разностороннее. Кульминацией развития оперы явилась сцена под Кромами, которой нет и не могло быть у Пушкина. Но повод для неё был: многозначительность окончания трагедии – «народ безмолвствует».

    Мусоргский услышал страшный, затаённый гнев народа, готовый разразиться грозою стихийного мятежа.

    Идейное содержание

    «Прошлое в настоящем – вот моя задача» (Мусоргский). Стремление раскрыть актуальность идей. Вывод содержится в последних строках оперы, в словах Юродивого: обманутый народ, который и дальше будут обманывать. Главным действующим лицом является народ.

    Сформулировал задачу показать в опере народ «как великую личность, одушевлённую единою идеею». Таким образом, Мусоргский поставил социально-историческую проблему в качестве базы. Борьба, состояние антагонизма, напряжение сил – основные принципы оперного действия. В результате в 1869‑1872 гг.

    Мусоргский провёл не замеченную Европой оперную реформу.

    Идея оперы раскрывается на уровне судеб государства и на уровне личности Бориса, образовывая 2 линии сквозного развития: трагедия народа и трагедия Бориса. Драматургический замысел Мусоргского, казалось бы, обращён в русло оперы-драмы. Но заканчивает оперу смертью героя, т.е.

    центр тяжести перенёс на трагедию человеческой совести царя-убийцы. В итоге в жанровом отношении вырисовывается опера-трагедия. Драматургия оперы многослойная, полифоническая. В ней переплетается несколько сюжетных линий при определяющем главном конфликте народ – царь. Широко применяет принцип контраста между картинами и внутри картин.

    Острота конфликтов: почти каждая сцена – поединок или столкновение.

    Музыкальный язык

    1. Новизна и своеобразие оперных форм. Новый тип хоровых сцен. Хоры-речитативы, исполнявшиеся небольшой группой людей. Полифония хоровых сцен, персонификация народной массы. Традиционных сольных форм нет, вместо них – монологи.
    2. Лейтмотивы. До этого в русской опере не было лейтмотивной системы. Здесь они пронизывают всю музыкальную ткань, звучат в оркестре. Ими наделены почти все персонажи. Придают развитию внутренний симфонизм.
    3. Жанровая основа. Очень широка: крестьянская песня, причеты, протяжная, хороводные, игровые, церковная музыка и духовный стих, польские танцы (мазурка, полонез).

    Образ народа

    Начиная с Глинки, русская опера выдвинула как одну из ведущих тем – народ и история. Это дало рождение нового жанра – народной музыкальной драмы. Изменило драматургию оперы, выдвинуло на первый план народные силы. Конкретные решения были разные. У Глинки – могучие, ораториального типа хоры.

    У Мусоргского дано другое решение. Его народные хоровые сцены напоминают полотна Сурикова с его полифонией образов. Образ народа складывается из множества отдельных групп и героев, т.е. народная масса персонифицирована. Это Пимен, Варлаам, Юродивый.

    Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе.

    Мусоргский развёртывает идею Руси слепой, обманываемой. Фазы развития:

    – Первые две картины – страдающий народ: сцена ложного плача и сцена славления царя.

    – Сцена у собора – раскрытие горя народа. Хор «Хлеба» вырастает из плача Юродивого. «Кормилец-батюшка, подай» – в основе одна попевка с проращиванием. Форма куплетно-вариационная.

    – Картина страшного стихийного бунта народа. Для этой сцены Мусоргский нашёл уникальную драматургию – волновой принцип. Заканчивается песней Юродивого из сцены у собора «Лейтесь, лейтесь, слёзы русские».

    Образ Бориса

    Лирико-психологическая трагедия. У Мусоргского больше подчёркивается человеческое страдание, чем у Пушкина. 2 трагедии в жизни Бориса: муки нечистой совести и неприятие Бориса народом. Образ дан в развитии. Три монолога раскрывают разные состояния. Таким образом, образуется своеобразная монодрама.

    Существует серия эпизодических персонажей:

    1. Враги Бориса внутри Руси (народ, Пимен – носитель тайны Бориса, Шуйский – рассказ об убийстве в 5 к.)
    2. Внешние враги – польская шляхта, Мария Мнишек и иезуиты.

    Контрольные вопросы:

    1. Проследите эволюцию оперного творчества Мусоргского.
    2. В чём состоят отличия драмы Пушкина от оперы Мусоргского?
    3. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»?
    4. В чём состоят особенности музыкального языка оперы?
    5. Проследите фазы развития образа народа.
    6. Раскройте образ Бориса.

    Вопросы для самостоятельной работы:

    1. История создания и постановки оперы «Борис Годунов».
    2. Опера «Хованщина».

    Источник: http://ebooks.grsu.by/mojeiko/3-5-3-opernoe-tvorchestvo-boris-godunov.htm

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector