Краткое содержание оперы вагнера золото рейна точный пересказ сюжета за 5 минут

Золото Рейна

Краткое содержание Оперы Вагнера Золото Рейна точный пересказ сюжета за 5 минут

Картина первая В глубине Рейна три веселые, по-детски беззаботные русалки – Воглинда, Вельгунда и Флосхильда – стерегут по поручению отца сокровища Рейна.

Альберих, уродливый нибелунг, незаметно крадется к ним вдоль скалы. Он тщетно пытается добиться любви русалок, а те затевают с ним жестокую игру.

Каждая из них искусно притворяется влюбленной в него, чтобы затем безжалостно отвергнуть и посмеяться над его уродством. Альберих оскорблен и разгневан.

Восходит солнце. Лучи его, проникнув сквозь воды Рейна, озаряют ослепительным блеском скалу, хранящую клад. Альберих привлечен блеском золота. Он узнает, что, завладев золотом Рейна и выковав из него кольцо, можно обрести неограниченную власть. Но это возможно лишь для того, кто добровольно отречется от любви.

Все это ему рассказали русалки, полагая, что Альберих, так безумно жаждущий любви, никогда не сможет похитить их золото. Ослепленный мыслью о возможности стать властелином мира, Альберих отвергает любовь. Он хватает золото и исчезает с ним в подземном царстве нибелунгов. Непроглядная мгла окутывает воды Рейна.

Картина вторая Неприступные горные вершины. Пробуждаются верховный бог Вотан и его супруга Фрика. Вотан смотрит на Валгаллу, неприступный чертог богов, возведенный по его воле братьями-великанами Фазольтом и Фафнером.

А Фрика с болью думает о цене, которую Вотан легкомысленно обещал заплатить великанам за эту обитель, – о Фрейе, богине юности, которая хранит золотые яблоки, дающие богам вечную молодость.

Фрейя в отчаянии умоляет Вотана, сестру Фрику и братьев Доннера и Фро защитить ее от приближающихся братьев-великанов, но Вотан и не думает отдавать Фрейю. Он полагается на помощь Логе, хитроумного и неуловимого бога огня, который обещал ему найти выход из трудного положения.

Появляются великаны и требуют, чтобы Вотан, по условиям договора, отдал им Фрейю в уплату за постройку Валгаллы. Они знают, что, лишившись Фрейи, боги утратят вечную молодость, а с нею и власть. Фазольт к тому же влюблен во Фрейю. Вотан прибегает к отговоркам, старается выиграть время.

Великаны начинают понимать, что Вотан готов нарушить договор. Наконец появляется Логе. Он обыскал весь свет, но не нашел ничего, что можно было бы отдать великанам вместо богини юности. Но сейчас его больше беспокоит другое: похищено золото Рейна.

Бесценный клад попал в руки Альбериха, который уже сковал кольцо, дающее власть над миром. Логе передает Вотану просьбу дочерей Рейна помочь им вернуть клад. Но Вотан и сам, узнав о кольце, мечтает им овладеть. Великаны, услышав рассказ Логе, готовы вместо Фрейи взять золото в уплату за постройку Валгаллы. Но Вотан не соглашается. Тогда великаны берут Фрейю в залог до вечера. Они вернут ее богам только за выкуп – золото Рейна.

Оставшись без богини юности, боги начинают дряхлеть. Вотан принимает решение добыть золото Рейна и выкупить Фрейю у великанов. Вместе с насмешливым Логе он отправляется в подземное царство нибелунгов.

Картина третья Мрачное подземелье Нибельхайм, в котором обитают нибелунги. Когда-то нибелунги были единым народом, добывавшим драгоценности из недр земли лишь ради удовольствия. Теперь же Альберих принуждает их беспощадно опустошать земные недра, чтобы умножить свои богатства.

Собственного брата, искусного кузнеца Миме, он заставил выковать для себя волшебный шлем. Кузнец чувствует необычную силу своего изделия, но не может разгадать, в чем его секрет. Альберих вырывает у Миме из рук шлем и демонстрирует его магическую силу. Каждый, кто надевает его, обретает способность принять любой облик.

Лишь теперь Альберих может быть уверен в нерушимой власти своего кольца, лишь теперь он может спокойно засыпать, не опасаясь быть ограбленным.

Появляются Вотан и Логе. Логе удается подольститься к Миме. Он умело использует боль, ярость и ненависть карлика к обидчику – родному брату Альбериху – для осуществления коварного плана. От Миме Логе и Вотан узнают о власти Альбериха и о волшебном шлеме. Заметив приближающегося брата, Миме испуганно прячется.

Тщеславный и самолюбивый Альберих, несмотря на свое недоверие к пришельцам, не может удержаться от хвастовства и рассказывает о своем могуществе. Хитрый Логе спрашивает его, как он собирается ограждать себя и свою власть от посягательств завистливых подданных. Альберих хвастливо рассказывает о шлеме.

Но Логе заявляет, что поверит в его силу только в том случае, если своими глазами увидит волшебное превращение. Альберих надевает шлем и превращается в дракона. Логе настаивает на продолжении испытания. «Разумнее было бы, – говорит он, – в случае опасности превратиться в маленького зверька, которому легче скрыться».

Альберих тут же демонстрирует и эту возможность шлема и превращается в жабу. Вотан проворно наступает на нее ногой, а Логе срывает с головы Альбериха шлем. Связав нибелунга, чтобы он не мог повернуть кольцо на пальце и воспользоваться своей властью, они тащат плененного Альбериха к выходу из подземелья.

Дым Нибельхайма, обители туманов, рассеивается и превращается в холодный горний воздух обители богов.

Картина четвёртая Неприступные горные своды. Чтобы обрести утраченную свободу, Альберих приказывает нибелунгам принести все свои сокровища и кладет их к ногам Вотана. Но когда Вотан требует и кольцо, Альберих яростно протестует: ведь ценой этого кольца было отречение от любви. Не обращая внимания на протесты Альбериха, Вотан срывает кольцо с его пальца.

Альберих проклинает того, кому отныне будет принадлежать это кольцо. Оно принесет несчастья и смерть. Вотана проклятие нисколько не страшит. Он объявляет богам, что сокровища найдены. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Появляются великаны с Фрейей, чтобы совершить обмен. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло боги¬ню юности с ног до головы.

Сокровищ нибелунгов не хватает, голова Фрейи еще видна, и тогда Вотану приходится положить сверху волшебный шлем. Но и теперь все еще виден глаз богини. Великаны требуют, чтобы Вотан положил сверху и кольцо. Однако Вотан скорее готов пожертвовать Фрейей, чем кольцом, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения.

Внезапно появляется Эрда, приходящая из земной глубины богиня судьбы. Лишь ее грозное пророчество о неотвратимой гибели богов заставляет Вотана отдать кольцо. Фрейя, символ молодости, вновь свободна. Но тотчас сбывается проклятие нибелунга: Фафнер убивает Фазольта и исчезает со своей добычей. Боги готовятся к торжественному входу в свой новый чертог.

Доннер, бог грома, вызывает грозу и разгоняет клубы тумана. Бог света Фро возводит мост-радугу, ведущий к замку.

Боги вступают в Валгаллу. Логе предчувствует, что это начало конца. Русалки, дочери Рейна, горько сетуют о потере сокровищ.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/6/4/2_1900

Р. Вагнер «Кольцо нибелунга»: содержание, видео, интересные факты, история

Р. Вагнер «Кольцо нибелунга»

Основанная на древнегерманском эпосе тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» включает в себя 4 оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Это более 15 часов не самой простой для восприятия музыки, которая становится для слушателя или мучением, или мистическим откровением.

Действующие лица Опера Голос Описание
Альберих «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов» бас горбатый карлик, нибелунг
Брунгильда «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» сопрано Валькирия, дочь Вотана и Эрды, супруга Зигфрида
Вотан «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» бас верховный бог, отец Брунгильды, Зигмунда и Зиглинды, дед Зигфрида, супруг Фрики
Гунтер «Гибель богов» бас вождь Гибихунгов
Гутруна «Гибель богов» сопрано сестра Гунтера
Доннер «Золото Рейна» бас бог грома
Зиглинда «Валькирия» сопрано сестра и возлюбленная Зигмунда, дочь Вотана, мать Зигфрида
Зигмунд «Валькирия» тенор брат и возлюбленный Зиглинды, сын Вотана, отец Зигфрида
Зигфрид «Зигфрид», «Гибель богов» тенор сын Зигмунда и Зиглинды, бесстрашный герой Вельзунгов, супруг Брунгильды и Гутруны
Логе «Золото Рейна» тенор бог огня, вестник Вотана
Миме «Золото Рейна», «Зигфрид» тенор карлик-нибелунг, кузнец, брат Альбериха
Фафнер «Золото Рейна», «Зигфрид» бас великан
Фазольт «Золото Рейна» бас великан
Фрейя «Золото Рейна» сопрано богиня любви и вечной юности, сестра Фрики
Фрика «Золото Рейна», «Валькирия» меццо-сопрано богиня, супруга Вотана
Фро «Золото Рейна» тенор бог света, брат Доннера и Фрейи
Хаген «Гибель богов» бас сын Альбериха, сводный брат Гунтера и Гутруны
Хундинг «Валькирия» бас муж Зиглинды, потомок великанов
Эрда «Золото Рейна», «Зигфрид» меццо-сопрано богиня земли
Валькирии «Валькирия» сопрано, меццо-сопрано Брунгильда, Герхильда, Ортлинда, Вальтраута, Швертлейта, Хельмвига, Зигруна, Гримгерда, Росвейса – дочери Вотана и Эрды
Норны «Гибель богов» меццо-сопрано, 2 сопрано дочери Эрды, плетущие нить судьбы
Дочери Рейна «Золото Рейна», «Гибель богов» меццо-сопрано, 2 сопрано духи Рейна

Краткое содержание

Предвечерие тетралогии, «Золото Рейна»

Уродливый карлик Альберих напрасно добивался благосклонности дочерей Рейна – те лишь смеялись над ним. От них он узнал о том, что из золота Рейна, которое они охраняют, можно сделать кольцо, дающее неограниченную власть его владельцу, но для этого надо навсегда отречься от любви. Несчастливый Альберих делает это, похищает золото и куёт кольцо.

Великаны Фазольт и Фафнер по заказу Вотана построили Валгаллу – небесный чертог для богов. За работу Вотан должен отдать им Фрейю, богиню молодости. Он не хочет этого делать, поскольку без нее боги постареют. Логе рассказывает об украденном золоте Рейна, великаны готовы взять его вместо Фрейи.

Вотан и Логе хитростью пленяют Альбериха, тот отдает им все свои сокровища. Вотан срывает с него и кольцо, которое нибелунг проклинает – своему владельцу оно будет приносить только горе.

Проклятие начинает работать немедленно: получив все золото Рейна, включая кольцо, великаны ссорятся, и Фафнер убивает брата.

Несмотря на то что боги радуются новому жилищу, в воздухе разлито ощущение грядущей беды…

Первый день тетралогии, «Валькирия»

Зигмунд, сын Вотана от земной женщины, ищет укрытия от бури в доме Хундинга. Там его встречает Зиглинда, которая проникается симпатией к обессиленному юноше. Вернувшийся хозяин дома предлагает ему пищу и кров. Зигмунд рассказывает свою историю: когда-то давно он потерял всю семью – отца, мать и сестру.

Затем он вступился за девушку, которую пытались насильно выдать замуж, и убил обоих её братьев. Хундинг понимает, что речь идет о его родственниках и вызывает Зигмунда на бой. Зигмунд обращается к своему отцу, прося помочь найти волшебный меч, Нотунг, с которым он бы мог победить.

Зиглинда указывает возлюбленному, где найти тот меч – его необходимо вытащить из ствола дерева, что еще никому не удавалось. Зигмунд берет Нотунг, а Зиглинда открывает ему то, что является его сестрой.

Вотан приказывает Брунгильде помочь Зигмунду в поединке, но Фрика считает, что Зигмунд должен погибнуть – он нарушил священные узы брака и вступил в кровосмесительную связь с сестрой.

Вотан идет на поводу у жены, но Брунгильда, вопреки воле отца, приходит Зигмунду на помощь. Рассерженный Вотан ломает Нотунг, и Хундинг убивает Зигмунда. Брунгильда уносит беременную Зиглинду в безопасное место.

Вотан, найдя дочь, в наказание погружает её в сон, окружая огненным кольцом, пройти через которое под силу только бесстрашному герою.

Второй день тетралогии, «Зигфрид»

В лесной пещере живет нибелунг Миме со своим воспитанником, Зигфридом. Миме пытается выковать оружие, чтобы отправить Зигфрида на сражение с Фафнером, его целью является завладение кольцом. Однако все мечи, которые он сделал, юноша сломал. К нему под видом Странника приходит Вотан, говорящий, что сковать Нотунг, обломки которого хранятся у Миме, сможет только бесстрашный герой.

Миме понимает, что речь идет о его воспитаннике. Действительно, Зигфриду удается восстановить меч. Он побеждает в бою с Фафнером. Кровь дракона наделяет его способностью понимать язык птиц, которые советуют из всех богатств взять кольцо, волшебный шлем и идти за Брунгильдой. Услышав как Миме обсуждает с Альберихом план избавления от него и делёжки сокровищ, Зигфрид убивает карлика.

Вотан отрекается от власти над миром, понимая, что придет бесстрашный герой, над которым кольцо нибелунга не имеет власти. Огонь, защищающий спящую Брунгильду, расступается перед Зигфридом, он поцелуем пробуждает валькирию.

Третий день тетралогии, «Гибель богов»

Норны плетут нить судьбы, но она рвется, предзнаменовывая гибель богов. Зигфрид оставляет кольцо нибелунга Брунгильде и уходит на новые подвиги. На его пути встречается замок Гибихунгов, где живут Гунтер, Гутруна и их сводный брат Хаген. Гунтер ищет себе супругу, а Хаген рассказывает ему о Брунгильде.

Зигфрида встречает Гутруна и опаивает зельем, под чарами которого он влюбляется в девушку и готов привести Гунтеру Брунгильду, лишь бы тот отдал ему в жены сестру. Зигфрид надевает волшебный шлем, под которым он принимает обличье Гунтера, проходит сквозь огонь и силой увозит Брунгильду вместе с кольцом.

В доме Гунтера идет приготовление к двум свадьбам. Брунгильда утверждает, что является женой Зигфрида, но он не помнит ничего, что было до вчерашнего дня. Хаген хочет получить кольцо, чтобы вернуть его Альбериху. Он склоняет Брунгильду к отмщению, она открывает секрет Зигфрида – победить его можно только напав со спины.

Хаген этим пользуется и на охоте убивает Зигфрида. Приехав в замок Гибихунгов, он требует у Гунтера кольцо, а когда тот отказывается – убивает и его. Брунгильда входит в погребальный костер своего супруга. Она знает, что пламя очистит кольцо от проклятья, и оно вернется дочерям Рейна. Воды реки смывают догоревший костер, унося с собой и кольцо.

Читайте также:  Краткое содержание калоши счастья андерсена точный пересказ сюжета за 5 минут

За ним в глубину бросается Хаген.

Продолжительность
Золото Рейна Валькирия Зигфрид Гибель богов
160 мин. 235 мин. 250 мин. 275 мин.

Фото

Интересные факты

  • П.И. Чайковский назвал «Кольцо нибелунга» «сложнейшей из всех когда-либо написанных музык».
  • В 2006 году в шотландском Кардиффе на гастрольные спектакли «Кольца нибелунга» Мариинского театра все билеты были проданы за 4 часа.
  • Наличие среди персонажей не только мужских, но и женского героического образа, Брунгильды, дает возможность режиссерам трактовать события оперы с феминистической точки зрения. Так, в спектаклях Датской королевской оперы застрявший в дереве Нотунг вытаскивает Зиглинда, и Брунгильда в финале не погибает в огне, а рожает ребенка от Зигфрида.
  • «Кольцо нибелунга» стало также и музыкальным открытием: в нем Вагнер в полной мере продемонстрировал свою систему лейтмотивов. В основе мелодической характеристики каждого персонажа, важного предмета или события цикла лежит неповторимая музыкальная фраза. Все лейтмотивы по мере развития сюжета оперы переплетаются друг с другом, а в финале «Гибели богов» составляют многоплановую музыкальную картину.
  • Другой известный автор истории о кольце, Р. Толкин, хотя и признавал, что в далекой первооснове его «Властелина колец» и «Кольца нибелунга» лежит один миф, в целом отрицал связь между своей эпопеей и циклом Вагнера. Единственным сходством двух произведений он видел то, что «оба кольца были круглые».
  • Несмотря на сложность постановки, все 4 оперы цикла входят в сотню самых исполняемых опер мира и звучат с подмостков ежегодно более 220 раз. «Золото Рейна» при этом исполняется в полтора раза чаще, чем «Гибель богов».

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/r-vagner-koltso-nibelunga

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Рихард Вагнер. Золото Рейна

ЗОЛОТО РЕЙНА

Предвечерие тетралогии «Кольцо нибелунга», в четырех картинах

Либретто Р. Вагнера

Действующие лица:

Дочери Рейна (русалки): ВоглиндаВельгундаФлосхильда сопраносопраномеццо‑сопрано
Нибелунги (карлики): АльберихМиме, его брат бастенор
Великаны: ФазольтФафнер, его брат басбас
Боги: Вотан, верховный богФрика, жена ВотанаФрейя, богиня юности, ее сестраФро, бог света, ее братДоннер, бог грома, ее братЛоге, бог огняЭрда, богиня судьбы басмеццо‑сопраносопранотенорбастенормеццо‑сопрано

Нибелунги.

Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена.

СЮЖЕТ

Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.

Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств.

Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь — золото Рейна в его руках.

На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер. Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость.

Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей. Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна.

И жажда богатства овладевает богами. Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.

В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.

Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира.

Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым.

Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.

В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть.

Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и богатство в его руках. Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку.

Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо. Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам.

И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата. Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу.

Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим всемогуществом и властью.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/020.html

Р. Вагнер. Опера «Золото Рейна»

Германские эпические сказания интересовали Рихарда Вагнера всегда, и это неудивительно: композитор взял курс на создание национальной немецкой оперы, и эпос предоставлял для этого богатейший материал.

Воплощением подлинного «немецкого духа» представлялся Зигфрид – величайший из героев германо-скандинавской мифологии. В 1848 году у Р. Вагнера возникает замысел оперы об этом герое под названием «Смерть Зигфрида».

Набросав план будущего произведения, композитор надолго его откладывает – ведь это время было для Р. Вагнера нелегким, он был вынужден бежать в Швейцарию.

Р. Вагнер возвращается к опере о немецком герое в 1851 году, и теперь он намеревается написать еще одну оперу – «Юноша Зигфрид», а позднее – еще две оперы, раскрывающие предысторию проклятых сокровищ Нибелунгов и рождения героя. Таким образом, Р.

 Вагнер создает оперную тетралогию, в которой первоначально задуманная «Смерть Зигфрида» становится финальной частью под названием «Гибель богов», ей предшествует опера «Юноша Зигфрид», переименованная в «Зигфрид», а первая и вторая части получили заглавия «Золото Рейна» и «Валькирия».

Либретто для тетралогии, названной «Кольцом нибелунга», написал сам Рихард Вагнер.

Для столь грандиозной тетралогии даже такой величественный литературный источник, как «Песнь о Нибелунгах», казался недостаточным, и автор обращается к исландским преданиям в переводе Людвига Эттмюллера, с которым композитор был знаком лично, к «Старшей Эдде» и части «Младшей Эдды», опубликованных в то время в переводе Карла Зимрока. Создавая текст оперы, Р. Вагнер использует аллитерацию, уподобляя тем самым свой стих эддическим песням.

Опираясь на разные эпические и мифологические источники, Р. Вагнер создает сюжет, отличающийся от любого от них.

В первую часть тетралогии – «Золото Рейна» – включаются мотивы, которые изначально не были связаны с сюжетом о Нибелунгах: строительство небесных чертогов великаном, утрата вечной молодости богами.

Некоторые изменения сглаживают подробности, которые выглядели естественно в древних сагах, но не подходили для оперной сцены XIX века: собирая выкуп для великанов, боги осыпают золотом прекрасную богиню Фрейю – в «Саге о Вёльсунгах» речь шла о шкуре выдры.

Но главное изменение заключается в новом смысловом оттенке, который приобретает легенда о проклятых сокровищах – мысль о губительной власти золота, богатства над людскими душами. Древнему эпосу такая идея не свойственна, но человеку эпохи романтизма она была чрезвычайно близка.

«Золото Рейна» – одноактная опера, состоящая из четырех сцен (впрочем, в некоторых постановках ее все-таки делят на два акта).

В соответствии с закономерностями эпической драматургии, каждая из этих сцен представляет собой красочную картину, контрастирующую с другими: события разворачиваются то в величаво струящихся водах Рейна, то в Вальгалле – небесных чертогах бога Вотана, то в мрачном подземном царстве Нибелунгов.

Сопоставление различных по колориту «картин» в сочетании с системой лейтмотивов составляет основу драматургии этой эпической оперы с ее медленно развертывающимся действием.

В атмосферу первой сцены вводит краткое – менее 150 тактов – оркестровое вступление: «качающиеся» секвенции на тоническом аккорде живописуют медленно, величаво струящуюся реку. Светлый колорит, характерный для этой сцены, омрачается к ее финалу, когда карлик Альберих исчезает, похитив золото Рейна.

Множеством выразительных моментов насыщена вторая сцена: торжественная тема верховного бога Вотана, сменяющаяся лирическим высказыванием его супруги Фрики, тяжелая поступь великанов, «разгорающаяся», как пламя, музыкальная характеристика бога огня Логе.

Наиболее мрачным колоритом отличается третья сцена, действие которой происходит в подземном царстве Нибелунгов, где день и ночь кипит работа в кузницах – для этого звукоизобразительного эффекта композитор ввел в оркестр восемнадцать наковален, которые звучат в течение двадцати восьми тактов. Трагичной выглядит и четвертая картина, кульминацией которой становится беспощадное пророчество богини Эрды.

Вагнеровская система лейтмотивов получила в тетралогии «Кольцо нибелунга» наиболее полное выражение – лейтмотивов здесь около ста, ими наделяются не только герои, но и неодушевленные предметы (кольцо, меч), природные явления (радуга, пламя) и даже обобщенные понятия (проклятие, любовь). Большая часть лейтмотивов тетралогии впервые появляется именно в опере «Золото Рейна», которая задает тон всему дальнейшему действию – в последующих трех операх появляется меньше новых лейтмотивов.

Работа над оперой «Золото Рейна» была завершена в 1854 году, а первое исполнение оперы состоялось в Мюнхене в сентябре 1869 года. Автора эта постановка не удовлетворила – ведь Р. Вагнер считал, что тетралогию необходимо ставить целиком, но это произошло лишь в 1876 году.

Музыкальные сезоны

Источник: https://musicseasons.org/r-vagner-opera-zoloto-rejna/

«Золото Рейна» в Париже | OperaNews.ru

Позже пришлось дожидаться 1955 года, чтобы услышать «Кольцо» целиком в Парижской Опере, на сей раз на языке оригинала под управлением Ганса Кнаппертсбуша. Затем уже только опера «Золото Рейна» прозвучала в театре в 1976 году в новой постановке. Полный цикл не исполнялся в Парижской Опере с 1957 года.

В 2010 году новая постановка тетралогии была доверена Гюнтеру Кремеру и именно эта продукция возобновлена в в этом году в честь юбилея композитора.

В феврале прозвучит «Валькирия», в марте «Зигфрид», в мае «Гибель богов».

А в июне состоится особенное событие: представление всей тетралогии в течение четырёх дней подряд под названием «Фестиваль Вагнера», чего не происходило в Парижской Опере никогда.

* * *

Насколько всё-таки велика власть актёрского дарования! В этом спектакле произошла совершено неожиданная перестановка акцентов, по сравнению с тем, как обычно воспринимается этот сюжет.

К карлику Альбериху принято относиться плохо. Он и к дочерям Рейна приставал, и от любви отказался, и золото украл, и власть узурпировал, да ещё, в конце концов, кольцо проклял, чем доставил всем массу неприятностей в последующих частях цикла. Камиль Сен-Санс в своей рецензии на оперу в Байройте вообще называет карлика дебилом.

Читайте также:  Краткое содержание алексиевич у войны не женское лицо точный пересказ сюжета за 5 минут

А он вовсе не дебил! Он, как оказывается после просмотра этой постановки, – наивное и доверчивое существо, которого обманывает и обижает каждый встречный и поперечный только из-за того, что он уродился маленьким и слабеньким. Сразу по аналогии с характером вспоминается чеховская Мерчуткина: «Я женщина слабая, беззащитная, от всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу…».

Исполнитель роли Альбериха, родившийся в Египте сын копта (египетского христианина) и мальтийской итальянки, выросший и получивший широкое гуманитарное образование в Лондоне, Петер Сидхом, силою своего невероятного актёрского мастерства до такой степени вживается в роль несчастного страдающего маленького человечка, которого сначала настолько обманывают и оскорбляют в любви глупые и нахальные русалки, что теряет веру в любовь, в людей и в себя. Затем у него отнимают всё состояние, а, потом, переломав пальцы, вырывают ещё и кольцо – в общем, публика так сострадает этому «Акакию Акакиевичу», что все остальные персонажи как бы отходят на второй план.

Что ему после всего этого ещё остаётся, как, грозя окровавленой рукой, не проклясть кольцо, не попытаться хотя бы вербально напугать обидчиков и ухромать куда-то за кулисы, как бедная жертва своей физической слабости и несправедливости природы.

Мастерство артиста столь велико, силе его воздействия настолько невозможно сопротивляться, что он мог бы, наверное, играть на сцене трагические шекспировские роли.

Так о чём же опера? Пожалуй, самый доходчивый, логичный и понятный пересказ сюжета мне удалось найти в статье Чайковского «Байрейтское музыкальное торжество». Но теперь после всего пережитого нами за последние десятилетия до сегодняшнего дня, я бы изложила сюжет несколько иначе.

Известно, что Вагнер считал, что так же, как в легендах и мифах Древней Греции, в скандинавско-германском эпосе об отношениях, страстях человеческих и силах, управляющих миром, уже всё сказано, и в литературе всё это только перепевается и повторяется.

Следовательно, в операх Вагнера речь идёт о человеческой природе и повторяемости ситуаций. Я бы сказала, что и в этот раз убеждаешься в абсолютном превосходстве бихевиоризма (науки об инстинктах) над психоанализом.

Ибо поведение вагнеровских богов, великанов и карликов до ужаса напоминает наши реалии, особенно девяностых и нулевых, когда закона не было, совесть вышла из моды, и всё решало природное превосходство грубой силы. Несколько лет назад меня остановила на улице молодая русская пара и на ломаном английском попыталась выяснить, как пройти на Елисейские Поля.

Я радостно ответила по-русски, что сама иду в том же направлении и покажу, где что находится.

По дороге я комментировала, что находится слева, что справа и вдруг обратила внимание на забавную деталь: снимавший по дороге всё на видеокамеру молодой человек, крепкого телосложения с бритым затылком и огромной цепью на шее, все мои объяснения переводил в камеру на совсем иной русский язык: «А вот здесь находится один из самых элегантных парижских ресторанов», – говорила я. «Наикрутейший кабак», – сообщал он в микрофон на понятном его братве языке.

Так вот если бы этому персонажу показать оперу Вагнера «Золота Рейна» то, скорее всего, он бы сказал, что она про «сполошное кидалово», которое, оказывается, существовало всегда.

На протяжении всего действия, каждый персонаж действует исключительно в своих личных эгоистических интересах, совершенно не считается ни с чьими интересами и чувствами и не гнушается никакими методами.

Все друг друга пугают, обманывают, обворовывают и калечат.

Три дочери Рейна стерегут золото, из которого можно сковать кольцо и стать властелином мира при условии отказа от любви. Они заигрывают и кокетничают с карликом Альберихом и заставляют его поверить в любовь. В тот момент, когда он совсем «тает», над ним грубо насмехаются и заставляют его пережить разочарование и страшное унижение. Первый обман.

Затем уже Альберих, в свою очередь просто отнимает у них золото Рейна и уносит с собой. Почему-то три девицы, которые только что над ним издевались, не в состоянии ему воспрепятствовать. Второй обман.

Дальше выясняется, что бог Вотан заказал двум великанам возведение своего дворца, но к оплате отнёсся с полнейшей безответственностью (эту ситуацию, к сожалению, поймут все люди, имевшие дело со стройкой – оказывается, и это тоже существовало издревле).

Он пообещал великанам отдать им сестру своей жены богиню юности и красоты Фрейю, ни на секунду не поинтересовавшись, как она сама относится к такой перспективе. Несмотря на то, что Фрейя – богиня, а не сенная девка, да ещё и его родственница.

Вотан рассчитывает, что в крайнем случае полубог огня и вранья Логе как-нибудь выкрутится из неприятной ситуации.

Великаны всё время напоминают о том, что напрасно все считают их большими и глупыми, оказывается им в оплату потребовалась Фрейя вовсе не из лирических или эротических чувств, а по той простой причине, что в ней заключается секрет вечной молодости и здоровья богов: она каждый день кормит их молодильными яблочками из своего сада. Великаны хотят отлучить Фрейю от богов, чтобы те мгновенно подряхлели и у них можно было бы отнять власть.

Почему-то верховный бог Вотан совершенно забыл о полезности Фрейи в хозяйстве и вспомнил об этом только тогда, когда великаны, забрали Фрейю в заложницы и всем богам, включая Вотана, физически резко поплохело. Но, когда до него дошло, что без Фрейи и он заболеет и умрёт, тут же решил вызволить её любой ценой. Исключительно ради себя, а вовсе не из сострадания к своим рыдающим жене и свояченице.

Хитрый Логе, поняв, что Великаны хотят власти, решил их соблазнить золотом Рейна и кольцом Альбериха, заодно объяснив, что обладание золотом и любовь несовместимы. Великаны соглашаются… принять золото и кольцо в качестве выкупа за захваченную в заложницы Фрейю.

Приходится Логе и Вотану самостоятельно разыскивать Альбериха и учинять рейдерский захват, так как Альберих стал самым настоящим олигархом: получил в безграничное пользование золотые рудники, на которых безмолвные толпы рабов добывают ему золото в несметных количествах и отливают его в слитки. У Альбериха даже есть идеальная «крыша»: шлем-невидимка, в постановке обозначаемый косыночкой.

Ловко манипулируя его самолюбием, Вотан и Логе выманивают его на поверхность, «разводят» по полной программе, скручивают и заставляют с помощью кольца велеть рабам принести всё золото, имеющееся в наличии. Альберих надеется, что, отдав золото, он заново добудет столько же, с помощью власти кольца, но кольцо у него вырывают (в постановке) вместе с пальцем.

Альберих обрушивает на голову обидчиков угрозы и проклинает кольцо, заговорив его таким образом, чтобы оно наводило порчу на каждого обладателя до тех пор, пока не вернётся обратно к Альбериху. После чего он уползает, еле живой.

Тут у богов появляется возможность выкупить у великанов Фрейю, а вместе с ней свою собственную молодость и здоровье, но и тут Вотан, сдав всё золото, пытается не отдавать кольцо.

Упрямо цепляется за него до тех пор, пока вестник из потустороннего мира «знающий всё, что было, есть и будет», не убеждает его в том, что от кольца нужно срочно избавляться, поскольку порчу оно наводит с огромными неприятностями.

Вотан расстаётся с кольцом исключительно из страха за себя.

Как только кольцо оказывается у великанов, тут же брат убивает брата, с чего и начинается история пакостей, причиняемых кольцом каждому новому владельцу.

Опера заканчивается плачем трёх дочерей Рейна, которым после всех обещаний верховный бог Вотан никакого золота не вернул, поскольку, как мы видели, был полностью занят решением собственных проблем, а от трёх русалок ему нет никакой ни пользы ни вреда, поэтому с ними можно и не считаться.

* * *

Смею уверить читателя, что стиль моего повествования продиктован стилем самой постановки, который «работает» просто идеально.

Судя по всему, режиссёр считает, что система взаимоотношений, изложенная Вагнером и древними германцами, не только действительна и по сей день, но и в будущем ничего не изменится, несмотря на все религии, духовные практики, образование и законодательство. Человеческая природа такова, какова есть.

Декорации и костюмы решены в минималистически-футуристическом стиле. Преобладают четыре цвета: чёрный, белый, алый и золотой. Впечатление, что декорации построены для фантастического фильма о далёком будущем. Во всяком случае, это выводит повествование во вневременное пространство.

Вместо холма, на котором сидят боги, на сцене находится огромный глобус – земной шар, светящийся изнутри. Вообще каждая сцена, декорации и костюмы эстетически очень красивы и легки. Ничто не отвлекает от главного – персонажей и музыки.

Финальная сцена, когда боги поднимаются вверх по бесконечной лестнице «в небо», вернее, в Валгаллу, волоча за собой огромные буквы G.E.R.M.A.N.I.A, величественна и торжественна и производит двойственное впечатление своим намёком на историю 20 века.

Совместная работа немецких мастеров – режиссёра Гюнтера Кремера, сценографа Юргена Бакмана, художника по костюмам Фалька Бауэра, художника по свету Диего Лееца и хореографа Отто Пихлера – создают в совокупности настолько элегантный, гармоничный, динамичный и стильный зрительный ряд, не похожий ни на одну другую постановку, что кажется, будто бы всё это сделано одним художником. Очень хочется надеяться, что они часто работают в одной команде, и что нам доведется увидеть другие их постановки.

Дирижёр Филипп Жордан, несмотря на свой молодой возраст, очень опытный, маститый и востребованный оперный маэстро, работающий с самыми знаменитыми оркестрами мира и уже дирижировавший «Парсифалем» в Байройте.

Его манера дирижирования очень щадяща по отношению к певцам: такое впечатление, что он держит оркестр всё время в рамках чуть приглушенного звучания, позволяя таким образам певцам перекрывать оркестровую массу без особого напряжения.

Правда, из-за этого общее звучание оркестра выглядит более прозрачным, нежели мы обычно привыкли слышать.

Источник: http://www.operanews.ru/13021006.html

music-history | 1.7.2 Р. Вагнер

В истории мировой музыкальной культуры есть грандиозные фигуры, которым было суждено осуществить огромные сдвиги в искусстве и оказать мощное воздействие на его дальнейшие судьбы. Таков Рихард Вагнер. Он прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных творений, но и как замечательный дирижер, талантливый поэт-драматург, одаренный публицист и теоретик музыкального театра.

Всего за свою жизнь Вагнер написал 13 опер и прошел большой путь оперного композитора.

С юности Вагнер увлекался театром, в молодости работал в разных оперных театрах. Уже в 15 лет Вагнер написал трагедию «Леибальд и Аделоида».

Однако его первые оперы далеки от того, что он будет ценить впоследствии: «Феи», на сюжет Карло Гоцци – романтическая опера с фантастическими ужасами под влиянием Вебера; «Запрет любви» по У.

Шекспиру – написана под влиянием итальянской оперы; «Риенцы» –  в стиле большой французской оперы.

Целью творческой жизни Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Музыкальная драма – это произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств.

  Вагнер, испробовав разные оперные модели, пришел к выводу о том, что немецкая национальная опера должна иметь оригинальную драматургию, базирующуюся на единстве слова и музыки. Он критиковал современную ему итальянскую и французскую оперу.

Итальянскую – за свои излишества, а французскую – за чрезмерную пышность. О французской опере он отзывался как о «пустоцвете гнилого общественного строя», «засахаренной скуке».

В книге «Опера и драма» он так писал о состоянии современной оперы: «…Ошибка в жанре оперы состояла в том, что средство выражения (музыка) было сделано целью, а цель выражения (драма) – средством…».

  В первой же критической статье, опубликованной Вагнером в 1834 году, резко обозначились его прогрессивные стремления.

Он обвинял современных немецких композиторов в том, что никто из них “не сумел заговорить голосом народа, то есть никто не передал настоящую жизнь такой, как она есть”.

Читайте также:  Краткое содержание горький сказки об италии точный пересказ сюжета за 5 минут

“Мы должны передать нашу эпоху во всей ее непосредственности и уловить те новые формы, которые нам диктует сама жизнь”.

Теоретическое обоснование реформы оперы Вагнер дал в работах “Опера и драма”, “Искусство и революция”, “Музыкальное произведение будущего”, “Обращение к друзьям”.

Основные оперы, составляющие разные этапы реформы Вагнера, это «Летучий Голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов».

Сущность оперной реформы сводится к следующим положениям:

  • Определение жанра оперы как синтетического, объединяющего, по словам самого Вагнера, музыку, живопись, скульптуру. Опера как средство переустройства мира.

  • Выбор сюжетов. Опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. В этих сюжетах не должно быть ничего проходящего.

    Бытовые сюжеты и истории не годятся, так как они соответствуют только времени написания.

    Только эпическое, точнее мифологическое время и пространство обладает таким качеством как вечность, «надвременность». Поэтому в основе либретто опер должен быть миф из немецкого эпоса.

Постепенное развитие реформы

В 1842 году была написана опера «Летучий голландец», в которой наметились первые черты музыкальной драмы: легендарный сюжет, наличие сквозных сцен, повышение роли оркестра, наличие лейтмотивов. В целом музыка «Летучего Голландца» привлекает необычным балладным складом, волнующим драматизмом, яркостью народного колорита.

В опере «Тангейзер», написанной в 1845 году, проявилось влияние немецкой рыцарской оперы «Эврианта» К.М. Вебера. Следующее яркое произведение – «Лоэнгрин» – 1848 год. Это наиболее гармоничная опера, в которой есть и сквозные сцены, и оркестр ещё не подавляет вокальную партию.

ГЕРМАН, ландграф Тюрингии (бас) ГЕНРИХ ТАНГЕЙЗЕР (тенор) рыцари и миннезингеры:    ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (баритон)    ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЛЬДЕ (тенор)    БИТЕРОЛЬФ (бас) ГЕНРИХ ДЕР ШРЕЙБЕР (тенор) РЕЙНМАР ФОН ЦВЕТЕР (бас) ЕЛИЗАВЕТА, племянница Германа (сопрано) ВЕНЕРА (сопрано)

МОЛОДОЙ ПАСТУХ (сопрано)

Время действия: XIII век. Место действия: Тюрингия, неподалеку от Эйзенаха. 

Первое исполнение: Дрезден, 19 октября 1845 года.

Читать краткое содержание оперы «Тангейзер»

Смотреть оперу «Тангейзер»

Замечательная увертюра к «Тангейзеру» обобщила содержание оперы и ее основную идею. Контраст двух миров дается в увертюре крупным планом.

Крайним хоральным частям («идеальным») противопоставлены чувственные, вакхические образы средней («греховной»). Материал увертюры целиком взят из оперы.

Это хор пилигримов, сцена вакханалии и гимн Тангейзера в честь Венеры, который звучит в сцене вакханалии и повторяется затем в сцене состязания певцов.

«Тангейзер» сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера.

Дальнейшим, высшим достижением этого периода явился «Лоэнгрин».

Вагнер назвал «Лоэнгрина» «романтической оперой». Здесь есть признаки лирико-эпического жанра: неторопливое, замедленное развитие действия, некоторая сценическая статика (что вообще характерно для опер Вагнера); большая роль хоровых эпизодов, придающих опере особую величавость.

Однако в целом «Лоэнгрин» не укладывается в обычные жанровые рамки немецкой романтической оперы и непосредственно предвосхищает реформаторские драмы Вагнера.

Новаторство композитора в этом произведении в наибольшей степени касается его драматургии: «Лоэнгрин» – первая опера Вагнера, в которой он полностью отказался от номерного строения: традиционных арий, дуэтов и пр.

  Основной композици­онной единицей становится свободная драматическая сцена.

Сольные высказывания героев возникают либо как ариозо по ходу развития больших сцен (например, зловещее обращение Ортруды к языческим богам во 2-й сцене II действия), либо как монологи-рассказы («Сон Эльзы» в I действии, «Рассказ Лоэнгрина» в III действии).

ГЕНРИХ ПТИЦЕЛОВ, германский король (бас) ЛОЭНГРИН (тенор) ЭЛЬЗА, принцесса Брабантская (сопрано) ФРИДРИХ ТЕЛЬРАМУНД, брабантский граф (баритон) ОРТРУДА, его жена (сопрано или меццо-сопрано)

КОРОЛЕВСКИЙ ГЛАШАТАЙ (баритон или бас)

Время действия: 933 год. Место действия: Антверпен.

Первое исполнение: Веймар, Придворный театр, 28 августа 1850 года.

Читать краткое содержание оперы «Лоэнгрин»

Смотреть оперу «Лоэнгрин»

КОРОЛЬ МАРК КОРНУОЛЛСКИЙ (бас) ТРИСТАН, его племянник (тенор) КУРВЕНАЛ, оруженосец Тристана (баритон) ИЗОЛЬДА, ирландская принцесса (сопрано) БРАНГЕНА, служанка Изольды (меццо-сопрано) МЕЛОТ, придворный короля (тенор) МОЛОДОЙ МОРЯК (тенор) КОРМЧИЙ (баритон)

ПАСТУХ (тенор)

Время действия: легендарные времена короля Артура.  Место действия: Корнуолл, Бретань и море. 

Первое исполнение: Мюнхен, Придворный театр, 10 июня 1865 года.

Читать краткое содержание оперы «Тристан и Изольда»

Смотреть оперу «Тристан и Изольда»

Опера «Тристан и Изольда»

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунгов». Действительно, и мировоззрение композитора, и принципы его реформы получили здесь свое законченное воплощение.

Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра.

Как и в других своих сочинениях, в тетралогии композитор синтезировал несколько мифологических источников. Самый древний – скандинавский цикл героических сказаний «Старшая Эдда» (IX–XI вв.

), где повествуется о богах древних германцев, о возникновении и гибели мира, о подвигах героев (в первую очередь, о Сигурде–Зигфриде). Отдельные сюжетные мотивы и немецкие варианты имен Вагнер взял из «Песни о нибелунгах» (XIII в.

) – немецкого варианта сказания о Зигфриде.

Именно «лучезарный» Зигфрид, самый любимый народом образ сказания, вошедший во многие немецкие «народные книги», в первую очередь привлек внимание Вагнера.

Но «Кольцо» не осталось драмой Зигфрида: первоначально задуманный в виде одной драмы, прославляющей свободное человечество («Смерть Зигфрида»), замысел Вагнера все более разрастался. При этом Зигфрид уступил первое место богу Вотану. Тип Вотана есть выражение идеала, диаметрально противоположного Зигфриду.

Правитель мира, воплощение безграничной власти, он охвачен сомнениями, поступает вопреки собственным желаниям (обрекает на смерть сына, расстается с любимой дочерью Брунгильдой).

При этом Вагнер очертил оба действующих лица с явной симпатией, одинаково увлеченный и лучезарным героем, и страдающим, покорным судьбе богом.

Невозможно в одной формуле выразить «общую идею» «Кольца нибелунгов». В этом грандиозном произведении Вагнер говорит о судьбе всего мира. Здесь есть всё.

1 – обличение жажды власти и богатства. В статье «Познай самого себя» Вагнер раскрыл символику тетралогии. Он пишет об Альберихе как образе «страшного владыки мира – капиталиста». Он подчеркивает, что сковать кольцо власти может лишь тот, кто откажется от любви. Такое под силу лишь уродливому и отвергнутому Альбериху. Власть и любовь – понятия несовместимые.

2 – осуждение власти обычаев, всевозможных договоров и законов. Вагнер становится на сторону Зигмунда и Зиглинды, их кровосмесительной любви, против богини «обычая» и законных браков Фрики. Царство закона – Вальгалла – рушится в пламени.

3 – христианская идея искупления через любовь. Именно любовь вступает в борьбу с подавляющей силой эгоизма. Она воплощает высшую красоту человеческих отношений.

Зигмунд жертвует жизнью, защищая любовь; Зиглинда, умирая, дает жизнь лучезарному Зигфриду; Зигфрид гибнет в результате невольного предательства любви. В развязке тетралогии Брунгильда совершает дело освобождения всего мира от царства зла.

Так идея спасения и искупления приобретает в тетралогии поистине космические масштабы.

Каждая из музыкальных драм, составляющих тетралогию, обладает своими жанровыми признаками: «Золото Рейна» относится к жанру сказочно-эпическому, «Валькирия» – лирическая драма, «Зигфрид» – героико-эпическая, «Закат богов» – трагедия.

Через все части тетралогии проходит развитие разветвленной системы лейтмотивов. Лейтмотивами наделены не только действующие лица, их чувства, но и философские понятия (проклятие, судьба, смерть), стихии природы (вода, огонь, радуга, лес), предметы (меч, шлем, копье).

Высшего развития в тетралогии достигает вагнеровский оркестр. Его состав огромен.

В 1876 году Вагнер открывает собственный театр в Байройте, на открытии которого исполнили «Кольцо Нибелунга» три раза.

«Кольцо Нибелунга» – это грандиозная тетралогия из 4-х опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель Богов».

В основе музыки – система лейтмотивов, всего в тетралогии их около 100, нет деления на номера – сквозное развитие, грандиозный оркестровый четверной состав с огромной медной группой.

После «Кольца Нибелунгов» Вагнер принимается за создание последней музыкальной драмы «Парсифаль». В ней развиваются христианские, нравственные проблемы. Вагнер стал религиозен к концу жизни, написал статью «Искусство и религия».

Тетралогия «Кольцо Нибелунгов»

Зигфрид из

Тетралогии

«Кольцо Нибелунгов»

АМФОРТАС, король Монсальвата (баритон) ТИТУРЕЛЬ, основатель и предыдущий король Грааля (бас) ГУРНЕМАНЦ, старый рыцарь Грааля (бас) КЛИНГЗОР, колдун (баритон) ПАРСИФАЛЬ, «чистый дурак» (тенор)

КУНДРИ, колдунья (сопрано)

Время действия: средние века.  Место действия: Испания.

Первое исполнение: Байрёйт, “Фестшпильхаус”, 26 июля 1882 года.

Читать краткое содержание оперы «Парсифаль»

Смотреть оперу «Парсифаль»

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу.

Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены, которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые.

Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).

Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение.

Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие: борьба страстей, смены настроений. Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму.

Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр, значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы).

Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д.

Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию.

Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд, создавая собственное эпическое повествование.

Актуализация мифа – принцип, который проходит через все вагнеровское творчество.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного мироустройства. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в «Кольце нибелунга» в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств. Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль.

Это привело его к преимущественному использованию речитативного стиля; к симфонизации оперы на основе лейтмотивов; к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

Введенные Вагнером новаторские приемы драматургии и музыкальной выразительности способствовали созданию особого оперного репертуара. Создав целую галерею образов сильной личности – Лоэнгрин, Тристан, Тангейзер, Парсифаль, – Вагнер воплотил самого себя.

Глубина идей, сопричастность вечным вопросам бытия в соединении со страстным интересом к кардинальным общественным проблемам своего времени, стремление к философскому осмыслению жизни в различных ее аспектах и масштабность музыкального воплощения творческих идей – вот что определяет титаническую сущность искусства этого художника.

Источник: http://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/1-7-2-r-vagner

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector