Краткое содержание оперы вебера вольный стрелок точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелок точный пересказ сюжета за 5 минут

ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1

Опера в трех актах

Либретто Ф. Кинда

Действующие лица:

Оттокар, богемский князьКуно, лесничийАгата, его дочьАнхен, подруга Агаты баритонбассопраносопранобастенортенорбасбез пения
КаспарМакс } охотники
Килиан, богатый крестьянинОтшельникСамьель, «черный охотник»

Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.

Действие происходит в Богемии (Чехии) вскоре после Тридцатилетней войны (1618—1648).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй» немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами.

К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768—1843), отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы.

С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар.

Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

МУЗЫКА

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль — музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки «Фрейшюц». Опера известна также под названием «Волшебный стрелок».



Источник: http://vsekratko.ru/opera/012.html

Вольный стрелок (Вебер)

Романтическая опера «Вольный стрелок» была  написана Карлом Марии фон Вебером. Первый показ был 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Сценарий произведения основывался на популярную в Германии и Чехии историю о парне, который подписал договор с дьяволом.

Именно, когда Вебер узнал данную историю, у него появилось желание написать оперу. Случилось это в 1810 году. Но к написанию произведения Вебер приступил в 1817 году.

Ему нравилось то, что в произведении он мог не только отобразить традиционную немецкую жизнь, но и предоставить свободу своей романтической фантазии, изображая вымышленные образы и лесную природу. «Вольный стрелок» открывает новую страницу в истории культуры Германии.

Именно с возникновением данного произведения связано появление нового направления, а также художественных тенденций в немецком искусстве.

Произведение состоит из трех актов. В первом действии рассказывается о том, как в деревне произошел праздник стрелков, в котором победу одержал крестьянин Килиан. В то время, как егерь Макс, который считался великолепным стрелком, на состязании ни разу не попал в мишень. В результате между Максом и Килианом завязывается драка.

Тут появляется лесник Куно, который и прекращает спорт между юношами. На следующий день, Максу необходимо было сделать пробный выстрел при князе, поэтому он слишком волнуется. Друг Макса егерь Каспар предлагает выпить и выстрелить в орла. На удивление Макс попадает, хотя птицы была слишком далеко.

Каспар утверждает, что пуля имела магическую силу, но таких больше нет. Максу нравится идея о магических пулях, ведь они могут спасти его. Друзья договариваются встретиться в Волчьем ущелье в полночь. После ухода Макса, Каспар открывает свое настоящее лицо. Он отдал свою душу дьяволу взамен на магические пули.

Если же он сможет до полуночи отдать дьяволу другую душу, Каспар спасется.

Второе действие состоит из двух картин. В первой картине представлена комната в хижине лесничего Куно. Его дочь Агата шьет, при этом настроение ее печальное, оно чувствует что-то плохое. Ее подруга Анхен изо всех сил старается поднять девушке настроение и напоминает ей о скорой свадьбе.

После ухода подруги, Агата остается наедине со своими мыслями. Она мечтает о Максе и увидев его на горизонте – выбегает к нему навстречу. Макс сообщает о том, что он убил оленя и ему необходимо забрать его до полуночи. Как бы подруги не упрашивали его не идти туда, Макс не слушается.

Во второй картине вниманию зрителей предстает «Волчий овраг». Каспар в ожидании Макса подписывает договор с дьяволом, но вместо своей души предлагает душу Макса. На что дьявол говорит ему: «Он или ты». Тут на горе виднеется Макс. Юношей охватывают адские видения и оба юноши теряют сознание.

Третье действие состоит из трех картин. Первая картина начинается с молитвы Агаты. Она чувствует что-то недоброе и не может успокоиться. Приходят друзья Макса и поздравляют Агату со скорым замужеством, но вместо свадебного венка принесли могильный. Подруга Агаты старается поднять ей настроение, подшучивает, но это не помогает.

Во второй картине появляется Макс и Каспар, которые идут по лесу. Макс просит у Каспара еще одну волшебную пулю, но он стреляет в лису. В итоге у Макса остается только одна пуля.

Третья картина переносит нас на площадь, на которой состоится состязание по стрельбе. Граф Оттокар велит Максу попасть в белого голубя. Когда Макс целиться в птицу, появляется Агата, которая кричит юноше, чтоб он не стрелял. Макс, испугавшись неожиданного крика, случайно выстрелил в Каспара, который спрятался за деревом. И тут слышен злой смех дьявола.

Граф в не себя от злости и сообщает Максу, что выгонит его из государства. На помощь парня приходит благочестивый старец, который рассказывает графу о злых намерениях Каспара и просит предоставить Максу год на исправление, а такой конкурс больше не проводить. Граф соглашается и счастью Макса и Агаты больше ничто, и никто не мешает. Их свадьба произойдет через год.

В конце все благодарят небеса за счастливый конец.

Главным драматическим конфликтом произведения является схватка светлых и темных сил. Такой конфликт получает романтическое воплощение. Вебер хотел показать процесс внутренней жизни персонажа. Такое желание заставило композитора отойти от традиционных вокальных форм и создать новый тип произведения.

Данная опера сочетает в себе романтические картины и картины быта. Благодаря такому эффекту достигается ощущение реальности. Музыка передает обстановку происходящего, а также подчеркивает характеры всех героев.

Это величайшее творение покорило всех своим национальным колоритом и демократизмом. В постановках оперы принимали участие знаменитые певцы и певицы.

За границей оперу немного искажали, поэтому от оригинала она была далека.

Источник: http://orfey.club/opyeri/volniy-stryelok-vyebyer/

Краткое изложение Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1

Опера в трех актах

Либретто Ф. Кинда

Действующие лица:

Оттокар, богемский князьКуно, лесничийАгата, его дочьАнхен, подруга Агаты БаритонБасСопраноСопраноБасТенорТенорБасБез пения
КаспарМакс } Охотники
Килиан, богатый крестьянинОтшельникСамьель, “черный охотник”

Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.

Читайте также:  Краткое содержание гофман золотой горшок точный пересказ сюжета за 5 минут

Действие происходит в Богемии (Чехии) вскоре после Тридцатилетней войны (1618-1648).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от “черного охотника”, приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в “Книге страшных историй” немецкого писателя-романтика А. Апеля.

Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами. К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году.

Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768-1843), отличается от своего

первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы. С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар.

Макс – жених Агаты – отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой.

Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера “Вольный стрелок” отвечала чаяниям передовой демократической аудитории.

Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом – опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

МУЗЫКА

“Вольный стрелок” – одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария Макса “Горем скован, как цепями”, полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара “Что б мы были без вина” увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии “Нет, нет, погибнуть должен он”, где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен “Юноша, если красивый” оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене “Усну ль я, не дождавшись”; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде – сцене литья волшебных пуль – музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты “Толпами ходят в небе тучи” овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки “Фрейшюц”. Опера известна также под названием “Волшебный стрелок”.

Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-karl-maria-veber-volnyj-strelok/

Карл Мария фон Вебер (1786 – 1826)

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы.

Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения.

Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы.

Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору.

Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера – фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром.

Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично[1].

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» – самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1-я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры.

Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском).

Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример – темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» – писал А.Н. Серов.

2. Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3. Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически.

Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера – хор охотников, хор подружек невесты – стали народными.

Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» – народно-сказочная опера с чертами зингшпиля[2]. Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно–жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев – Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы – самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация – в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков – « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел – возбужденный диалог Каспара и Самьеля.

Самьель – лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве – Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает).

Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив – зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел – эпизод отливки пуль – кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами.

Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок.

Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis – a – C – Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка – несколько наивная, простодушная, искренняя – пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов родинка точный пересказ сюжета за 5 минут

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы – Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением.

Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия).

Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

[1] С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

[2] Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель – лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=56

Реферат: Черты романтической оперы на примере оперы “Вольный стрелок” Вебера

Луганский областной колледж культуры и искусств

музыкальное отделение

Курсовая работа по музыкальной литературе

тема: Черты романтической оперы в опере К. М. Вебера

«Вольный стрелок»

выполнила: студентка ІІІ курса

специализации «теория музыки»

Иванкова Е.

руководитель-консультант

Нестеренко И. Н.

Луганск 2008 г.

План

Вступление

1.                Общественная значимость жанра оперы

2.                История оперы в Германии

3.                История возникновения и значение оперы «Вольный стрелок» Вебера

4.                Анализ оперы: увертюра, основные образы оперы, народные сцены, фантастические сцены («Волчья долина»)

Выводы

Список использованной литературы

Вступление

Опера – один из самых популярных и любимых народом видов музыкального творчества.

Интерес к опере и широкое её признание объясняются, прежде всего, силой эмоционального воздействия, которое она оказывает как произведение синтетическое.

Оперный спектакль объединяет музыку, литературу, театр, изобразительные искусства, танец и пластическое движение. Главное же место в этом комплексе занимает музыка.

Эти особенности оперы обеспечили ей положение одного из ведущих, демократичных, идейно-ёмких и богатых художественно-выразительными возможностями видов музыкального искусства.

Опера стала, образно выражаясь, своего рода мощным рупором авторских идей, доносящим творческие замыслы её создателей до самого широкого круга слушателей и играющим важную общественную роль на разных этапах её развития.

Опера неоднократно становилась своеобразным выразителем общественных настроений и той искрой, которая воспламеняла общественные страсти, разжигала идеологические споры, особенно в периоды обострения классовой борьбы.

«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере, – писал Чайковский. – Это то, что только она одна даёт вам средство сообщаться с массами публики… Опера, и только опера, сближает вас с людьми, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа» (2, с.3)

1. Общественная значимость жанра оперы

В XIX веке в Германии остро встала проблема создания национальной оперы. Её рождение происходило в сложной общественно-политической обстановке. В начале XIX века Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы.

Деспотическая власть феодальной аристократии, раздробленность страны, слабость буржуазии – всё это сковывало её общественное развитие. Французская буржуазная революция 1789 года способствовала пробуждению общественного сознания демократических слоёв немецкого населения. Но наполеоновские захватнические войны в начале XIX века подавляли Германию, культуру страны.

Народ поднялся на борьбу с тиранией иноземного гнёта за национальную свободу и единство Германии, за демократический путь развития страны. Возник широчайший народно-патриотический подъём. Напряжённая общественно-политическая обстановка нашла широкое отражение во многих сферах жизни Германии.

В общественной жизни особенно значительной была роль романтической литературы и поэзии, именно здесь создавались волновавшие массы произведения с героико-драматическими, патриотическими образами; возрастает интерес к жизни и переживаниям простого «маленького» человека из народа, выводится образ современника, изнемогающего в гнетущей атмосфере мещанства, филистерства, испытывающего на себе власть денег. Выдающийся вклад в мировую литературу внесли такие немецкие писатели и поэты как Жан Поль Рихтер, А. Шамиссо, В. Мюллер, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман.

Кроме того в широких кругах немецкой художественной интеллигенции возникает интерес к истории и культуре Германии прошлого, к устному народному творчеству (К. Брентано, Л. Арним, братья Гримм, И. Эйхендорф).

Огромное место в жизни Германии заняло демократическое песенное искусство. Песня (Lied) в народном духе получила широчайшее распространение по всей стране в конце XVIII – начале XIX века. Песня проникает в композиторское творчество – дань этому жанру отдали самые выдающиеся композиторы Германии первой половины XIX века – Шуберт, Шуман, Вебер и др.

Культурно-художественная жизнь Германии характеризуется также оживлением театральной жизни (в том числе оперных театров). Именно в начале XIX века театр начинает играть наиболее активную общественную роль, как, своего рода, идейно-художественная трибуна громадной эмоциональной силы.

Родившаяся в общественной атмосфере патриотического воодушевления жажда утверждения национальной культуры коснулась, прежде всего, немецкой оперы.

2. История оперы в Германии

Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы.

В начале своего существования немецкая опера имела слабые позиции: отсутствовала самобытность, драматургическая вялость, эклектичность. Высоким взлётом в развитии оперного жанра становится творчество Моцарта. Однако после его смерти этот жанр пришёл в упадок.

Несмотря на факт создания Бетховеном оперы «Фиделио», в Германии ещё нельзя было говорить о существовании своей национальной оперной школы.

В отличие от передовых стран Европы (Италии, Франции), культивировавших национальные оперные жанры уже в XVIII веке, большое оперное искусство Германии получило возможность развития лишь в послереволюционное время, начиная с 10-х годов XIX века.

Рождению немецкой романтической оперы предшествовал подъём общественных сил, стремительное развитие литературы и поэзии, в которой утвердились передовые романтические идеи.

Развитие буржуазно-демократических идей в Германии подготовило и, в конечном счёте, определило социальную и эстетическую сущность немецкого музыкального решения этой проблемы. В центре внимания стояли вопросы жанра (героическое или бытовое искусство), а также взаимосвязи зарождавшегося немецкого театра с итальянской и французской оперой. Теоретически отрицая иностранные влияния на отечественный театр, мобилизуя свои силы на борьбу с ними, практически немецкие музыканты пошли по пути усвоения опыта английского, французского и частично итальянского музыкального театра.

Становление немецкого музыкального театра связано с рождением жанра зингшпиля. Зарождение зингшпиля в Германии было связано с воздействием английского демократичного музыкального театра.

В ранних немецких зингшпилях не было ни политической остроты, ни социальной сатиры, свойственных французской комической опере; в нём господствовал патриархально-бюргерский дух, идиллические настроения торжествующей добродетели.

Развившийся параллельно с немецким зингшпилем австрийский зингшпиль, при наличии общих черт, имел и свои особенности, определявшиеся своеобразием народных художественных форм, а также связями с итальянской и французской культурой. Таковы зингшпили венских классиков – Глюка, Гайдна и в особенности Моцарта.

Именно зингшпилю XVIII века принадлежит большая роль в формировании романтического оперного искусства. Зингшпиль был средоточием национальных черт. Народные истоки сюжетов, типично национальная их основа, большая роль сказочно-фантастического начала, подчёркнутое внимание к лирико-психологической сфере привлекали многих композиторов.

Многие особенности оперного искусства Глюка и Моцарта, связанные с общими композиционными принципами музыкальной драматургии, с особенностями музыкального языка и форм, взаимосвязи вокальной и инструментальной сферы, слова и музыки, сценического действия и собственно музыкального развития, легли в основу немецкой романтической оперы начала XIX века, прямыми предшественниками которой были зингшпили Моцарта «Похищение из сераля», «Волшебная флейта». По мнению «Венская классическая музыкальная школа в целом оказала огромное воздействие на формирование и развитие немецкого музыкального романтизма. Не только оперное и инструментальное творчество Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена (со всем богатством жанров, форм, выразительных приёмов), мощным потоком влившееся в музыкальную жизнь Германии, но и, что особенно важно, самая эстетическая основа этой школы: глубина философских идейных концепций, возвышенное этическое начало, демократизм, действенность и целеустремлённость развития, правдивость и простота выражения заложили фундамент немецкой романтической музыки XIX века».

В течение первых двух десятилетий XIX века в Германии создавались произведения преимущественно с характерными чертами зингшпиля1.

Однако тип бытового комедийного музыкального спектакля не мог полностью удовлетворить новые идейно-художественные запросы демократических слоёв общества.

Под влиянием романтической литературы возникла потребность в большом, серьёзном искусстве, способном передать внутренний мир человека, его духовную сущность.

Мощный патриотический подъём, охвативший Германию в эти годы, выдвигал перед театром героические темы, но «большие» героические оперы («Гюнтер фон Шварцбург» И.

Хольцбауэра, «Самори» Фоглера, «Клятва Иевфая» Мейербера), создававшиеся в начале XIX века в Германии, не обладали самостоятельной художественной ценностью, находились в плену итальянских традиций и не решали проблемы немецкого музыкального театра.

Читайте также:  Краткое содержание пегий пес, бегущий краем моря айтматова точный пересказ сюжета за 5 минут

Таким образом, в начале века национальная опера в Германии испытывала глубочайшие затруднения. Потребность в демократическом, национальном искусстве, способном к постановке жизненно важных проблем, непрерывно росла.

Это был первый период в истории немецкой оперы XIX века (1800-1815), отмеченный появлением произведений разной художественной направленности и ценности. В. Э.

Ферман характеризует этот период как «годы безвременья, переходная пора, период художественных блужданий и стилевой неопределённости».(11 с. 189)

Эрнст Теодор Амадей Гофман, писатель, литературный и музыкальный критик, композитор явился не только основоположником романтической музыкальной эстетики, но и родоначальником немецкой национальной оперы. Именно он оказал огромное воздействие на творчество Вебера и на всё дальнейшее развитие музыкального театра в Германии.

Основные положения романтической оперной эстетики, высказанные Гофманом в его литературных произведениях, были практически им воплощены в опере «Ундина». «Ундина» – произведение новаторское. Это новаторство коснулось, прежде всего, содержания, образного строя произведения, его интонационно-тематической основы, приёмов гармонического и оркестрового письма.

В опере господствует лирическая линия тематизма, появляются новые образы – темы «томления», «романтического вопроса», сказочно-фантастический колорит оркестра, намечается новое понимание роли инструментов: стремление к тембровой характеристике образов.

Реальная народно-бытовая сторона сказочного сюжета «Ундины», картины жизни простых людей естественно подсказали Гофману путь к зингшпилю, жанрово-стилистические признаки которого отчётливо выступают в его опере.

Однако, опираясь на национальные музыкально-драматические формы зингшпиля, Гофман создаёт произведение, далеко выходящее за его рамки, и намечает путь развития романтической оперы как лирической драмы.

Но при всей своей цельности и художественной завершённости «Ундина» всё же скорее гениальный эскиз будущего монументального романтического оперного жанра, сформировавшегося в творчестве Вебера. Его имя в истории музыкальной культуры связано, прежде всего, с созданием национального музыкального театра, утверждавшего своё существование в острой борьбе с иноземными влияниями.

3. История возникновения и значение оперы «Вольный стрелок» Вебера

Проблема национальной оперы является центральной для всей деятельности Вебера. 3 его лучшие оперы – «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон» указали пути и различные направления, по которым проходило дальнейшее развитие оперного искусства в Германии. «Эврианта» – большая легендарно-рыцарская опера. Она сделалась «прародительницей» вагнеровских рыцарских опер: «Тангейзер», «Лоэнгрин».

«Оберон» – последнее творение Вебера, в котором переплетаются фантастика и реальность, бытовая немецкая музыка с «восточной» экзотической. «Фрейшютц» же утверждает тип сказочной народно-бытовой оперы, она стала первой романтической оперой, и в этом её непреходящее значение. Здесь Вебер достигает нового качества, создаёт романтическую оперу, к которой стремились все передовые музыканты.

Сочинение «Фрейшютца» продолжалось около пяти лет. Его первое исполнение состоялось в Берлине в 1821 году, на сцене того же театра, где шла «Ундина» Гофмана и который после премьеры «Ундины» сгорел до тла и был выстроен заново.

Премьера оперы, которой дирижировал сам автор, имела триумфальный успех. Постановка была положительно оценена и самим Вебером, хотя сцена в Волчьей долине показалась ему недостаточно фантастичной и драматически убедительной.

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/63/referatmix_61470.htm

Чайковский

Романтическая опера в 3 действиях. Либретто по одноименной поэме Виланда написано Д. Планше.
Первое представление состоялось 12 апреля 1826 года в Лондоне.

Действующие лица: Оберон, король эльфов, тенор Титания, его жена, разговорная роль Пук и Дроль, подчиненные ему духи, меццо-сопрано Гюйон Бордосский, рыцарь, тенор Шеразмин, его оруженосец, баритон Гарун аль Рашид, багдадский калиф, разговорная роль Реция, его дочь, сопрано Фатима, ее служанка, меццо-сопрано Бабекан, персидский принц, разговорная роль Альманзор, туннисский эмир, разговорная роль Рошана, его жена, разговорная роль Абдалла, корсар, разговорная роль

Король Карл Великий, разговорная роль

Первое действие. Первая картина. Дворцовый парк короля эльфов Оберона. Оберон поспорил со своей женой Титанией о человеческой верности. Он поклялся не видеть жену до тех пор, пока двое влюбленных, стойко пройдя все испытания, сохранят верность друг другу.

По совету вездесущего и всезнающего эльфа Пука, повелитель духов избирает такую пару. Это французский рыцарь Гюйон Бордосский и дочь багдадского калифа Гарун аль Рашида — Реция.

Император Карл Великий в наказание за то, что Гюйон на поединке убил его сына, приказал рыцарю отправиться в Багдад, сразить того, кто сидит слева от калифа, и расцеловать калифскую дочь. По повелению Оберона, Пук переносит спящего рыцаря и его оруженосца Шеразмина в царство эльфов.

Гюйон во сне видит портрет красавицы Реции и влюбляется в нее. Когда рыцарь пробуждается, Оберон обещает ему помощь и защиту, но только при одном условии: Гюйон должен свято хранить верность возлюбленной. В знак своего расположения король эльфов щедро одаривает рыцаря и его оруженосца.

Гюйон получает волшебный рог. Если в момент опасности тихо протрубить в него, появится помощь. Громкий звук рога призовет самого Оберона. Шеразмину вручается золотой кувшин с неиссякаемым запасом вина.

Силою своих чар Оберон переносит рыцаря и его оруженосца ка Восток, в окрестности Багдада.

Вторая картина. Покой в гареме багдадского калифа Гарун аль Рашида. Перед Рецией во сне возникло пленившее ее видение прекрасного рыцаря. Он должен явиться ко двору и освободить девушку от сватовства ненавистного ей принца Бабекана. К радости принцессы рабыня Фатима сообщает своей госпоже о приближении рыцаря.

Второе действие. Первая картина. Зал во дворце калифа. За роскошно убранным столом пируют многочисленные гости на свадьбе Реции с Бабеканом. В разгар пиршества в зал врывается Гюйон. Он заключает Рецию в объятия, крепко целует.

Со своего места по левую руку от калифа вскакивает Бабекан и бросается на рыцаря, но падает, сраженный ударом его шпаги. Гюйон тихо трубит в волшебный рог, и калиф, гости, стража мигом засыпают. Влюбленные беспрепятственно покидают зал.

Шеразмин поцелуем будит от сна приглянувшуюся ему Фатиму и вместе с ней следует за своим господином.

Вторая картина. Сад калифского дворца. Фатима клянется Шеразмину в любви. Она пойдет за ним повсюду и будет верна ему до конца своих дней.

Дворцовая стража пытается задержать Рецию и Гюйона, но волшебный рог призывает Оберона. Король эльфов напоминает Реции о том, что она, несмотря ни на какие испытания, должна быть верна своему избавителю Гюйону, и переносит четырех беглецов в гавань. Там их уже ожидает корабль для возвращения домой.

Третья картина. Скалистая местность на морском берегу. Начинаются испытания влюбленных. По приказу Пука разыгралась буря, и судно, на котором плывут путники, потерпело крушение. Гюйон выносит бездыханную Рецию на берег, а сам отправляется на поиски убежища. Реция приходит в себя. Несколько глотков из выброшенного волнами на берег волшебного кувшина придают ей силы.

Заметив плывущий по морю корабль, Реция взывает о помощи. Но не друг, а враг откликнулся на ее зов. К берегу пристает судно корсара. Разбойник похищает Рецию, а подоспевшего на помощь Гюйона ударом кулака сбивает с ног. Появившийся Оберон приказывает Пуку усыпить рыцаря.

Семь дней проспит он крепким сном на морском берегу, а потом будет перенесен в сад тунисского эмира, куда пираты доставят Рецию.

Пук превращает пустынную скалистую местность в цветущую долину. Сладостными напевами баюкают морские наяды Гюйона Эльфы и нимфы бережно охраняют его сон.

Третье действие. Первая картина. Сад эмира Альманзора в Тунисе. Шеразмин и Фатима тоже спаслись от кораблекрушения. Но они проданы в рабство и стали невольниками дворцового садовника.

То, что их не разлучили, скрашивает жизнь влюбленных, заставляет забыть о горестях и несчастьях. Неунывающий Шеразмин приходит в восторг, найдя в саду своего господина, перенесенного сюда Пуком. Но радоваться рано — впереди немало трудных и опасных дел.

Фатима приносит известие, что эмир купил Рецию для своего гарема. Надо освобождать принцессу из неволи.

Вторая картина. Зал во дворце эмира. Тунисский эмир Альманзор влюбился в свою новую невольницу. Он молит Рецию о взаимности, но девушка с негодованием отвергает его любовь. Чувства эмира к красивой рабыне не ускользнули от внимания жены Альманзора Рошаны. Она клянется отомстить неверному мужу.

Тайно призвав Гюйона, Рошана предлагает ему убить эмира и стать властелином Туниса. Услышав решительный отказ, она пытается обольстить Гюйона прекрасными рабынями. Но рыцарь непоколебим в своей любви к Реции. Внезапно появившийся Альманзор застает свою жену наедине с Гюйоном.

Разгневанный эмир приказывает бросить рыцаря в тюрьму.

Третья картина. Площадь перед дворцом эмира. Шеразмин о беспокоен долгим отсутствием своего господина. Его тревога не напрасна. Гюйона ожидает страшная казнь — он будет сожжен на костре, а объявившая себя женой рыцаря Реция должна разделить его печальную участь.

Когда влюбленных ведут на костер, раздается тихий протяжный звук. Это Шеразмин, неожиданно нашедший подарок Оберона, протрубил в заветный рог. И тотчас, будто по мановению волшебной палочки, все присутствующие — эмир, палач, стража, рабы — начинают танцевать.

Снова звучит рог, на этот раз громогласно. Все в ужасе разбегаются. Появляются Оберон и Титания. Король эльфов доказал жене свою правоту. Гюйон и Реция с честью выдержали все испытания и сохранили нерушимую верность друг другу.

Счастливый и довольный Оберон соединяет влюбленных и переносит их на родину.

Четвертая картина. Тронный зал во дворце Карла Великого. Гюйон сообщает императору, что его приказ выполнен, и получает прощение Карла. Все присутствующие приветствуют рыцаря и его возлюбленную.

Источник: http://www.tchaikov.ru/oberon.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector