Краткое содержание паустовский михайловские рощи точный пересказ сюжета за 5 минут

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Изложение “Михайловские рощи”

Краткое содержание Паустовский Михайловские рощи точный пересказ сюжета за 5 минут

  МОКУ СОШ с. Рятамак МР Ермекеевский район РБ

Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:

«Изложение «Михайловские рощи»

Мурзакова Е.В.

2011-2012 год

          Тема: Изложение «Михайловские рощи»

Класс: 9

Цели:

  1. Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
  2. Развивающая:  развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
  3. Воспитательная: воспитать интерес к творчеству                   А.С. Пушкина.

Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.

Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.

Школьная доска.

Тип урока: Урок развития речи.

                        План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение о цели урока.
  3. Чтение текста учителем.
  4. Словарная работа.
  5. Составление плана текста.
  6. Пересказ текста по плану учеником.
  7. Чтение текста учителем второй раз.
  8. Запись чернового варианта изложения.
  9. Запись текста изложения в тетрадь.
  10. Сбор тетрадей.
  11. Подведение итогов урока.

                        Ход урока.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.

Ученик: Сегодня в классе все.

           Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».

          Учитель:   «Михайловские рощи»

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

— Что это? — спросил я возницу.

Он улыбнулся.

— Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.

В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.

Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству.

И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.

(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)

Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.

Вьюнок — вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.

Сень (стар,; ж. р.) — защита, покровительство.

Возница (м. р.) — тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.

Вереск (м. р.) — низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.

  1. Составление плана текста.

Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.

Ученик:  План.

  1. Дощечка, заросшая вьюнком.
  2. Всюду звучали пушкинские строфы.
  3. В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.
  4. Могила, известная всему человечеству.
  5. С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.
  1. Пересказ текста учеником.

Учитель: Пользуясь планом перескажите текст.

Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»

 – Что это? – спросил я.

– Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.

В  липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.

В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.

Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству.

И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.

С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.

  1. Чтение текста учителем второй раз.
Читайте также:  Краткое содержание о’нил любовь под вязами точный пересказ сюжета за 5 минут

Учитель читает текст второй раз.

  1. Запись чернового варианта изложения.

Ученики пишут черновой вариант изложения.

  1. Запись текста изложения в тетрадь.

Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.

Ученики собирают тетради с изложением.

Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?

Ученик: Сложности были в передаче  содержания текста.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/01/izlozhenie-mikhaylovskie-roshchi

Краткий пересказ — Мещерская сторона — Паустовский

К.Паустовский — повесть «Мещерская сторона». При­рода для К. Паустовского — это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де.

Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть «Мещерская сторона».

«В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как кар­тины Левитана.

Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение.

Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы.

В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир — это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы.

Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещёрский край у Паустовского шумит, звенит, поёт на разные голоса.

«На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шур­шит в саду», «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлета­ются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки».

Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещёрский край — край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».

Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельс­ких печей».

Впереди у него — «пустынный сентябрьский день»: «Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба».

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.

Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях».

Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча — это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу.

Однако потом Гайдар нашелся — на поиски его отправился еще один путник с компасом. История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе.

Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком. Рыба у него не клю­ет.

Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля.

«Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким не­бом.

Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю.

И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

Здесь искали:

  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1831 650sKnzlT40Bzr03MfJYv8k-8TXjWsXcfIZ1e1wwJ3V5iGBmghLgrdV_qe2pB2eD 3a57be8cafb322f87b4ded615c2f0e8fc64c1d6f&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme
  • краткий рассказ мещерская сторона
  • мещёрская сторона паустовский главные герои
Читайте также:  Краткое содержание толстой анна каренина точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://sochineniye.ru/kratkij-pereskaz-meshherskaya-storona-paustovskij/

Выборочные изложения для 8–9-х классов

Текст 1. Там, где жил Паустовский

С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении ее в Оку.

Дом обычный для Тарусы. Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застекленная беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич любил работать. В ней уютно, тихо.

Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.

Здесь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом.

В эти часы у него рождались новые мысли и темы. В окрестностях Тарусы писатель нашел то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу.

О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необходимое. Самое интересное здесь – рабочий кабинет писателя с окном в сад. Окно большое, обращенное к реке, к полям. В кабинете никакой покраски, запах дерева, много света. При жизни писателя здесь всегда были цветы. Со стен глядели на него портреты друзей его сердца, властителей его дум: Блока, Бунина, Чехова.

(М.Ростовцев)
(207 слов)

Задание. Письменно ответьте на один из вопросов.

1. Какие произведения К.Паустовского вы читали? 2. Опишите дом К.Паустовского в Тарусе. Каково убранство дома, кабинета? Почему К.Паустовский любил этот дом?

Текст 2. Там, где жил Пушкин

В пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.

Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест…

(К.Паустовский)
(206 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение – описание одного из парков.

Текст 3. Елена Андреевна

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно, Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. «Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».

(Н.Якушин)
(245 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение о матери известного русского поэта Н.Некрасова.

Текст  4. Грибная пора

Грибов в хвойнике было изобилие. Громадные белые прятались в болотистойтраве, а подосиновики, пренебрегая материнским деревом, хоронили под игольником свои красные шляпки. Грузди, волнушки, лозянки и свинухи не росли разве что на ветвях деревьев, стволы понизу они хорошо обжили.

В неразборчивой жадности грибники набили до отказа все имевшиеся емкости чем попало.

Они кидались на старые свинушки и разламывающиеся в руках, черные, как сажа, изжившие свой век грузди, и белые с губчатым изжелта-зеленым исподом, и сыроежки с белесо-серыми шляпками, которые вообще не рекомендуется брать, и рыжики с легкой червоточинкой, и даже ложные белые, если уж очень хорошо притворились.

Их выкинуть всегда успеется. Теперь пришлось устроить безжалостную ревизию всему сбору. Оставили меньше половины, обрезали ножки и принялись за работу по-новому. Строжайший отбор. В корзину идут только молоденькие и крепкие.

От свинух и сыроежек отказаться, черные грузди брать лишь с белой, чистой изнанкой. И опять пошел самозабвенный рыск. Мелькали ножи, подушечки пальцев обрастали темной несдираемой грибной клейковиной, похожей на вар, деревенели поясницы, тяжелели корзины, оттягивая руки, пока вновь не наполнились через край. В ход пошли полиэтиленовые мешки…

В общем радостном деле забывалась рознь, все сложности, омрачавшие жизнь, казались маленькими и не важными перед Его Величеством Грибом.

(По Ю.Нагибину)
(197 слов)

Читайте также:  Краткое содержание монтень опыты точный пересказ сюжета за 5 минут

Задание. Напишите изложение о грибном изобилии и грибниках.

Подберите синонимы к слову изобилие.

Выпишите из текста все однокоренные слова существительного гриб.

Текст 5. Первое свидание

В те годы семья Чеховых жила на Садовой, в Кудрине, небольшом красном уютном домике, какие, кажется, можно встретить только еще в Москве.

Это был каменный особнячок, примыкавший к большому дому, но сам составлявший одну квартиру в два этажа. Внизу меня встретили сестра Чехова и младший брат, Михаил Павлович, тогда еще студент.

А через несколько минут по лестнице сверху спустился и Антон Павлович.

Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему, очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым.

По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью.

Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы.

И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону.

(В.Короленко)
(214 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение на тему «Антон Павлович Чехов».

Что во внешности Антона Чехова показалось В.Короленко особенно привлекательным?

Текст 6. Царица лета

По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны – и сильнее ударит волной медовой свежести. Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета.

Липа – древнейшая спутница города. Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами – Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень Подлипки!

Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Липа вековая, равнодушная к бегу времени, недоверчивая даже к приходу весны, – древний поэтический образ славян, символ мира и покоя.

Липа – целая лесная аптека. Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева. За помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах, головной боли и т.д.

А липовый мед! Это кладовая различных витаминов, средство от многих болезней. Но главный носитель фармакологических свойств – липовый лист.

Однако собирать и сушить его нужно умеючи, иначе и дереву навредишь, и для себя ожидаемой пользы не получишь.

Дерево это любо всем. И везде липа в почете. В городе ее стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. Здесь липа – дерево комфорта, несущее красоту и здоровье.

Липа – одно из настоящих чудес природы.

(В.Сущеня)
(187 слов)

Задание. Напишите выборочное изложение, ответив на вопрос: почему липа всегда в почете?

Текст 7

Я нетерпеливо желал воротиться из шумного Чурасова в тихое Багрово, в бедный наш дом; я даже соскучился по бабушке и тетушке.

Но главною причиною скуки, ясно и тогда мною понимаемою, было то, что я мало проводил времени наедине с матерью.

Я уже привык к чистосердечному излиянию всех моих мыслей и чувств в ее горячее материнское сердце, привык проверять свои впечатления ее разумным судом, привык слушать ее живые речи и находить в них необъяснимое удовольствие.

В Чурасове беспрестанно нам мешали и даже отвлекали от меня внимание матери, – и много новых вопросов, сомнений и предположений, беспрестанно возникавших во мне от новых людей и предметов, оставались без окончательного решения, разъяснения, опровержения иди утверждения – это постоянно беспокоило меня.

Сестрицу я любил час от часу горячее; ее дружба очень утешала меня, но я был старше, более развит и мог только сообщать ей свои мысли, а не советоваться с ней.

Не сознаваемою мною тогда причиною скуки, вероятно, было лишение полной свободы. Я знал только один кабинет; мне не позволяли оставаться долго в детской у братца, которого я начинал очень любить, потому что у него были прекрасные черные глазки, и которого, бог знает за что, называла Прасковья Ивановна чернушкой.

Кроме же кабинета и детской, только на короткое время, непременно с Евсеичем, позволяли мне побегать в столовой.

Прасковьи Ивановны я не понимал; верил на слово, что она добрая, но постоянно был недоволен ее обращением со мной, с моей сестрой и братцем, которого она один раз приказала было высечь за то, что он громко плакал; хорошо, что маменька не послушалась.

Итак, весьма естественно, что я очень обрадовался, когда стали поговаривать об отъезде. Видно, Прасковья Ивановна очень полюбила мою мать, потому что несколько раз откладывала наш отъезд. «Ну что тебе там делать, в этой мурье? – говорила она.

– Свекровь по тебе не стоскуется, а золовки и подавно. Я тебя ничем не стесняю, а на людях веселее».

Мать и не спорила; но отец мой тихо, но в то же время настоятельно докладывал своей тетушке, что долее оставаться нельзя, что уже три почты нет писем из Багрова от сестрицы Татьяны Степановны, что матушка слаба здоровьем, хозяйством заниматься не может, что она после покойника батюшки стала совсем другая и очень скучает. Он прибавлял, что молотьба и поставка хлеба идет очень плохо и что ему нечем будет жить. Прасковья Ивановна отвечала, что все это «враки», – и не пособляла моему отцу ни одной копейкой.

Наконец мы собрались совсем, и хозяйка согласилась отпустить нас, взяв честное слово с моего отца и матери, что мы непременно приедем в исходе лета и проживем всю осень.

(С.Аксаков)
(416 слов)

Объяснение слов: мурья – тесное и темное жилье, лачуга, конура; каюта под палубой парохода, судна; трюм; золовка – сестра мужа; свекровь – мать мужа; пособлять – помогать.

Задание. Озаглавьте текст, напишите выборочное изложение на тему «Жизнь в Чурасове».

Д.А. ХАУСТОВА,
г.  Москва

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701301

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector