Краткое содержание паустовский старый повар точный пересказ сюжета за 5 минут

“Старый повар”, Паустовский. Краткое содержание и анализ произведения

Ни для кого не секрет, что настоящее искусство способно творить чудеса. Именно эту мысль доказывает в своем коротком рассказе «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание произведения переносит нас в конец XVIII века – во времена, когда жил и творил австрийский композитор, известный всему миру – В. А. Моцарт.

На пороге смерти

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал.

Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки.

Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью.

Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго.

Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Исповедь

Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский.

Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы.

Узнав, что никого из слуг при этом не наказали, молодой человек заметил, что случившееся не грех, а подвиг любви. Затем он захотел узнать о последней воле старика. Умирающий попросил незнакомца позаботиться о Марии.

После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.

Воскрешение прошлого

Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен.

А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту.

В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.

Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» – восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

Тайна раскрыта

Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», – произнес незнакомец.

Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад.

Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.

Композиция рассказа

Произведение напоминает исповедь и оставляет у читателя светлое чувство, впрочем, как и другие творения этого автора.

Рассказ можно разделить на две контрастных части: ощущение тоски и уныния, вызванное первыми строками произведения, постепенно сменяется уверенностью в том, что в мире людей еще сохранились душевная доброта и готовность бескорыстно помочь ближнему. Посмотрим, как добивается этого К. Паустовский.

«Старый повар» (жанр – рассказ): художественные приемы

Произведение начинается с описания мрачной обстановки: сторожка, где умирает старик, – «ветхая», скамейки в доме – «хромые», посуда покрыта трещинами. Кроме того, ветки в саду – «гнилые», а калитка – «заржавленная». К этому можно добавить темное небо, холодный дождь и наступавшую «черную ночь». Судьбу слепого хозяина разделил его пес, который уже не мог лаять и покорно дожидался конца.

Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую.

А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев.

Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.

Помимо цветовой гаммы, важное место в рассказе «Старый повар» Паустовский (отзывы читателей говорят о том, что это в какой-то мере и музыкальное произведение) отводит звукописи. Уже в экспозиции мы слышим хруст сбитых ветром веток, тихое ворчание пса, дрожащий, старческий гул клавесина. Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец.

Наконец, по сторожке рассыпался «быстрый звон», а затем в полный голос зазвучала настоящая музыка, издаваемая клавесином.

Она была настолько великолепна, что заставила пса покинуть свою будку, а старика почувствовать себя снова здоровым и зрячим.

Не осталась равнодушной к звучавшей мелодии и Мария: она вдруг отчетливо представила себе благоухающий сад с распустившимися яблонями. Настолько могущественной оказалась чарующая сила настоящего искусства.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова.

Читайте также:  Краткое содержание оперы золотой петушок римского-корсакова точный пересказ сюжета за 5 минут

В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский.

«Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.

Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Проблемы совести и истинной любви в рассказе

К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки.

Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого.

Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.

Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение.

Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек.

Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.

Вместо эпилога

«Старый повар» – не единственное произведение К. Паустовского, в котором он попытался показать, как может воздействовать музыка на чувства человека.

Этой же теме, например, посвящен рассказ «Корзина с еловыми шишками» о другом великом композиторе – Э. Григе.

Да и сам писатель, подобно своим гениальным героям, побуждает читателя ценить добрые отношения между людьми, учит видеть и понимать прекрасное вокруг себя, жить ради других.

Источник: http://buk-journal.ru/article/197780/staryiy-povar-paustovskiy-kratkoe-soderjanie-i-analiz-proizvedeniya

«Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар»

Тема:  «Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной  и художественной сторон;

            развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, об их роли в жизни человека;

            формирование представления о нравственных ценностях и духовном мире человека.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).

                                                  Ход урока.

I.  Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека. Обратите внимание на эпиграф  урока  (на доске)

                                                                                     Я желал бы всеми силами души моей,

                                                                               чтобы музыка моя приносила людям

                                                                                опору и утешение.

                                                                                                                     П.И. Чайковский.

     В конце нашего занятия вы мне скажете, чем был обусловлен мой выбор. 

 – Ребята, мы уже знакомы с творчеством  К.Г.Паустовского, но сегодня откроем его  для  себя  как «музыкального» писателя.

 – Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…

 – Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене.  А с каким композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»?    СЛАЙД

  – Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте  (на экране – портрет В.А.Моцарта),    и  послушаем  замечательную  музыку   композитора («Лакримоза»)

  – Поделитесь, какие чувства она вызывает?

  – А какие чувства  вызвало произведение К.Г. Паустовского? 

 II. Комментированное чтение и анализ рассказа.

– Итак, рассказ «Старый повар»…

 Где происходят события? (показать на карте).
 –  С кем жил старый повар?
 Какое настроение создаётся в начале рассказа? – Почему?

 – Опишите дом, в котором жил старик.

(Работа с текстом)
 Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель?  (Клавесин)   СЛАЙД
 С каким чувством пишет о нём Паустовский?  (Работа с текстом)
 –  С какого момента настроение рассказа резко меняется?
 –  Как выглядел незнакомец?   (Работа с текстом)

 –  Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
 –  В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД
 –  Как назвал незнакомец грех старика?
 –  Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
 – Что ответил незнакомец?

 – В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?

 – Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?

 – Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем  музыку и    увидим те картины, которые увидел слепой старик.

                                                                      (звучит музыка Моцарта, слайды)

 – Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть?

 – Как звучит клавесин? – Что происходит в природе?

 –А что почувствовал старик, слушая её?  (Работа с текстом)

 – Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал?

 – Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? – Какова роль этих эпитетов?     

 – Кроме того, противопоставляется мрачная  жизнь повара ярким, цветущим  воспоминаниям – приём антитезы.

 – Как заканчивается рассказ?

 – Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие?

 – Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника,     исповедующего умирающего?

 – Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?

   ВЫВОД.       

III. Творческая работа.

 – А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления  вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.

 – Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;

                                нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.

                                            (Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)

  – В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова.  

 –  Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности?

 –  Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны?

 –  Достигли ли мы целей урока?

        (Оценки, комментарии) 

     РЕФЛЕКСИЯ.

    Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я смог…

Я научился…  

     Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Урок литературы в 5 классе.

Тема: «Чудо музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар».

Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его содержательной и художественной сторон;

развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, об их роли в жизни человека;

Читайте также:  Краткое содержание толстой упырь точный пересказ сюжета за 5 минут

формирование представления о нравственных ценностях и духовном мире человека.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).

Ход урока.

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека. Обратите внимание на эпиграф урока (на доске)

Я желал бы всеми силами души моей,

чтобы музыка моя приносила людям

опору и утешение.

П.И. Чайковский.

В конце нашего занятия вы мне скажете, чем был обусловлен мой выбор.

– Ребята, мы уже знакомы с творчеством К.Г.Паустовского, но сегодня откроем его для себя как «музыкального» писателя.

– Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…

– Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене. А с каким композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»? СЛАЙД

– Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте (на экране – портрет В.А.Моцарта), и послушаем замечательную музыку композитора («Лакримоза»)

– Поделитесь, какие чувства она вызывает?

– А какие чувства вызвало произведение К.Г. Паустовского?

II. Комментированное чтение и анализ рассказа.

– Итак, рассказ «Старый повар»…

Где происходят события? (показать на карте).
С кем жил старый повар?
Какое настроение создаётся в начале рассказа? – Почему?

Опишите дом, в котором жил старик.

(Работа с текстом)
Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель? (Клавесин) СЛАЙД
С каким чувством пишет о нём Паустовский? (Работа с текстом)
С какого момента настроение рассказа резко меняется?
Как выглядел незнакомец? (Работа с текстом)

Для чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с текстом) СЛАЙД
Как назвал незнакомец грех старика?
Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
– Что ответил незнакомец?

– В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?

– Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?

– Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара. Послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой старик.

(звучит музыка Моцарта, слайды)

– Что происходит вокруг, когда незнакомец начинает играть?

– Как звучит клавесин? – Что происходит в природе?

–А что почувствовал старик, слушая её? (Работа с текстом)

– Как же ему удалось увидеть то, чего он так желал?

– Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего сада? – Какова роль этих эпитетов?

– Кроме того, противопоставляется мрачная жизнь повара ярким, цветущим воспоминаниям – приём антитезы.

– Как заканчивается рассказ?

– Автор называет Моцарта великим музыкантом. – А в чём его величие?

– Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

– Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?

ВЫВОД.

III. Творческая работа.

– А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос: «Какие впечатления вы получили после знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста, слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.

– Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;

нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.

(Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)

– В начале урока мы обратили внимание на цели, конечно же, на ключевые слова.

– Скажите, в чём же проявляются нравственные ценности?

– Действительно ли музыка и литература взаимосвязаны?

– Достигли ли мы целей урока?

(Оценки, комментарии)

РЕФЛЕКСИЯ.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я смог…

Я научился…

Домашнее задание: прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/chudo-muzyki-v-rasskazie-k-g-paustovskogho-staryi-povar

Старый повар. Константин Паустовский

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун.

Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром.

При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома».

Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить.

Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

Читайте также:  Краткое содержание рассказов владимира одоевского за 2 минуты

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы.

По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом.

А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Источник: http://smartfiction.ru/prose/old_chef/

Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»). – презентация

1 Тема урока: «Сочинение- рассуждение по данному тексту». (По рассказу К.Г.Паустовского «Старый повар»).<\p>

2 Композиционная схема сочинения. 1.Вступление. 2.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. 3.Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме. Избегайте пересказа текста. 4.Сформулируйте позицию автора. 5.Выразите собственное мнение, согласившись или не согласившись с позицией автора. Приведите два аргумента из художественной литературы,а также из личного опыта, подтверждающих ваше мнение. 6.Сделайте вывод из сказанного.<\p>

3 Прочитайте внимательно текст. К.Г.Паустовский. Рассказ «Старый повар». («Незнакомец»)<\p>

4 «Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь…». А.С.Пушкин.<\p>

5 Определите тему текста. К какому типу речи можно отнести этот текст? Определите стиль текста. Попробуйте найти ключевые слова. Сформулируйте тезисы, опираясь на ключевые слова. О чем этот рассказ?<\p>

6 Ключевые слова Совесть, подвиг любви; власть искусства… О чем текст? О совести, которая мучает человека, совершившего кражу, об истинной любви, о власти искусства над человеком.<\p>

7 Как сформулировать проблему? Проблема – это вопрос, который ставит автор перед собой и читателем. Сколько микротем в тексте? Сформулируйте вопросы к каждой микротеме.<\p>

8 Вы сформулировали проблемы. Может ли человек поступиться совестью ради спасения своих близких? (Проблема совести). Действительно ли искусство обладает силой, способной вернуть человеку прошлое, сделать счастливым умирающего, воскресить черты любимой женщины? (Способно ли искусство влиять на человека?) ЕСТЬ ЛИ В ТЕКСТЕ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ?<\p>

9 Речевые клише Проблема (какая?)- сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая, неразрешимая… Автор текста затрагивает проблему… В тексте К.Г.Паустовского поднимается проблема… Предложенный для анализа текст К.Г.Паустовского посвящен проблеме…<\p>

10 Выберите одну из проблем и прокомментируйте ее. Избегайте пересказа текста. В работе над комментарием художественного текста вам помогут речевые клише: Писатель раскрывает проблему на примере… Автор заставляет читателя задуматься … Поступок героя свидетельствует о том, что… Автор осуждает (одобряет) поступок героя, искренне восхищен (огорчен)… Чем? Он убежден в том, что… Обратите внимание на то, от чьего имени ведется повествование: автора, рассказчика. Используйте речевые клише: рассказывает, повествует, пишет, размышляет, показывает, заставляет задуматься, приводит к мысли, убеждает, приходит к выводу.<\p>

11 Комментарий К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которое способно совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. Автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему повару осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей силе искусства. Автор убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.<\p>

12 Комментарий Рассказывая историю старого повара, автор заставляет читателя задуматься о том, как важно сохранить свою совесть и честь, как тяжело бывает человеку всю жизнь носить груз вины перед теми, кого он обманул. Вот и старый повар, кристально честный человек, не мог больше вспоминать о краже, совершенной им много лет назад. Искренне сочувствуя своему герою, писатель волшебным образом разрешает трагическую ситуацию. Не случайно в доме старика появляется Моцарт, который не только причащает повара, но и своей удивительной музыкой, силой искусства возвращает навсегда утраченное – образ любимой Марты. Автор восхищен честностью и благородством старого повара и все же он пытается предостеречь читателя от поступков, за которые всю жизнь будет мучить совесть.<\p>

13 Какова позиция автора? Выражена ли позиция автора явно? В чем она проявляется? В чем уверен писатель?<\p>

14 Домашнее задание: Выразите собственное мнение относительно позиции автора, согласившись или не согласившись с ним, аргументируйте его. Помогает ли вам соприкосновение с искусством, общение с людьми искусства. Открывает ли это общение что-то новое в окружающем мире, в вас самих? Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием произведений искусства вы ощутили себя счастливыми? Герои каких произведений литературы испытали на себе положительное влияние искусства? Прочитайте финал рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и ответьте на вопрос: Что поняла Вера Николаевна Шеина, прочитав письмо Желткова и прослушав по его просьбе вторую сонату Бетховена? Может ли этот пример аргументировать вашу точку зрения? Подберите собственный пример из художественной литературы.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/576966/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector