Краткое содержание петербург андрея белого точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание романа А. Белого «Петербург»

Краткое содержание Петербург Андрея Белого точный пересказ сюжета за 5 минут

Роман начинается с того, что описывается Петербург — «настоящая столица» России. Другие города русские — всего лишь множество «деревянных домишек».

Аполлон Аполлонович Аблеухов — важный государственный человек, сенатор — собирается на службу в Учреждение. Мир вокруг него отлажен, как механизм. Вещи лежат на строго пронумерованных полках, а старый камердинер заучивает их номера наизусть.

Аблеухов любит каламбурить, шутки его не совсем ясны, но старик-камердинер делает вид, что понимает их. Где-то в глубине роскошного сенаторского дома спит Николай Аполлонович, сенаторский сын. Его поведение не слишком нравится в последнее время отцу. Сенатор садится в свою карету.

Ему нравится находиться в ней, так как карета представляет собой замкнутое пространство, отгороженное от мира, она является символом любимого сенатором квадрата (зигза­гообразную линию он не мог выносить). Кругом шумит Невский, но сенатору нет дела до «муравьев». Острова ки­шат людьми в разночинных одеждах.

Там, на островах, в грязном доме живет Незнакомец с черными усиками. Он выходит из дома и устремляется в город, через мост, на проспект. В руках у него узелок — не то чтобы маленький,

но и не так чтобы большой. Аблеухов сквозь стекло спаси­тельной кареты видит вдруг ужасные, жуткие, ненавидя­щие его глаза, весь мир плывет перед сенатором, он чувст­вует, как страшно набухает в груди шар — Аполлон Аполлонович страдает расширением сердца.

«Неуловимый!» — слышит Незнакомец позади себя вос­хищенный шепот. Это две курсистки, замерев, глядят ему вслед. Пройдя через двери и грязную лестницу по запле­ванному полу, Незнакомец попадает в ресторан. Он триж­ды «оглушает себя ядом водки». Мир вертится и плывет, но лишь на одну минуту.

В ресторанчик входит «агент» — «особа», которую ожидает Незнакомец. Это некий Липпанченко —  толстый и гадкий. Он просит «передать заодно» письмецо Аблеухову-младшему.

Темно-желтый цвет пид­жака Липпанченки напоминает Александру Ивановичу (Не­знакомцу) такой же цвет обоев в его ободранной комнатке на островах.

Николай Аполлонович просыпается, как всегда, поздно.

В комнате книги Канта, его бюст. Мать Николая Аполло­новича сбежала два года назад с итальянским артистом, и Николай остался один — отца он мало интересовал.

Нико­лай сумел превратив комнату (при помощи книг и Канта) в бесконечно расширяющуюся Вселенную, в «общий бы- тийственный хаос». Это было его убежище , его «карета, его куб, его квадрат».

От костюмера ему приносят алое домино с черной маской.

Между тем Аполлон Аполлонович вспоминает, что ви­дел Незнакомца с усиками раньше у себя дома — тот при­ходил к сыну Николаю.

Николай Аполлонович стоит у дома с колоннами. Со­фья Петровна, его возлюбленная, одетая в черную плюшевую шубку, спешит к подъезду, «входит в темноту пространст­ва», звонит в дверь.

Маврушка, прислуга, открывает и с ужасом видит, что позади хозяйки стоит страшный паяц в красном домино и со стоном тянет руки к Софье Петров­не. Софья Петровна захлопывает дверь и с колотящимся сердцем бежит в свою «японскую» комнату.

В «Дневнике происшествий» петербургских газет сообщается о нашест­вии на город «жуткого снежно-хохочущего» алого домино в черной маске.

Софья Петровна Лихутина влюбилась в «божественное» выражение лица Николая Аполлоновича, когда он был ша­фером на ее свадьбе с Сергеем Сергеевичем, офицером, за­ведующим провиантом. Однако после свадьбы она увиде­ла, что лицо Николая больше похоже на лягушачье, и мстила сенаторскому сыну за то утраченное выражение. Их отно­шения мучительны.

Когда он однажды кинулся на нее в порыве страсти, она укусила его до крови в губы и крикну­ла: «Урод, лягушка, красный шут!» На что Николай Апол­лонович в ответ называет ее «японской куклой» и уходит прочь. Она умоляет его остаться, но он уходит, даже не обернувшись. Теперь красный шут появляется у Софьи Пет­ровны за спиной.

Ей «обидно и сладко» от этого.

Александр Иванович, то есть Незнакомец с усиками, вхо­дит в дом, где его ждет Николай Аполлонович. Николай Аполлонович нервничает: летом он опрометчиво пообе­щал помощь одной политической партии, и теперь за это надо отвечать.

Николай Аполлонович с облегчением узна­ет, что от него требуется лишь спрятать у себя узелок. Не­знакомец тем временем погружается в задумчивость и вспоминает свою жизнь: якутская каторга, побег в бочке из-под капусты. Он не читал Маркса, зато с удовольствием читал Конан-Дойля.

У Александра Ивановича есть одна навязчивая галлюцинация: ему кажется, что на обоях про­ступает желто-шафранное лицо то семита, то монгола. Алек­сандр Иванович (его фамилия Дудкин) часами стоит в позе распятого Христа — это помогает, но ненадолго: галлюци­нация является вновь и вновь.

Ему слышится странное слово «Гельсингфорс!». В дверь входит Аполлон Аполлонович. Он здоровается с «усиками». Александр Иванович ненавидит эту «особу».

 «Старички» собираются на большой прием. В каждом холодном огромном доме на набережной достают бело­снежные штаны и золоторасшитые мундиры, щелкают ко­робочки с орденами. Облачается и Аполлон Аполлонович.

Ангел Пери (как называет Николай Аполлонович Со­фью Петровну) тоже спешит на праздник. Там ее поджи­дает подруга, Варвара Евграфовна Соловьева (революцио­нерка), она говорит, что Софья Петровна должна передать письмо Николаю Аполлоновичу. Софье Петровне «стыдно и сладко».

Она спешит домой и вдруг замечает, что ей на­встречу сквозь снег бежит ярко-красное домино, заламыва­ет руки, гнется и извивается. Потом падает в снег. Софья Петровна узнает Николая Аполлоновича, этого «шута». Оскорбленная Софья Петровна рыдает, мчится домой и кида­ется к мужу — тихому Сергею Сергеевичу, предоставивше­му ей полную свободу.

Она все рассказывает ему. Софья Петровна рыдает в своей комнате — муж ходит по своей. Она читает письмо, которое должна передать Николаю Аполлоновичу на завтрашнем карнавале у Цукатовых, и ее охватывает радость, так как теперь он в ее власти. Сер­гей Сергеевич ходит по комнате и думает «о чем-то страш­ном».

Внезапно он говорит, что Софья Петровна не должна ехать на бал. Она в ответ презрительно смеется, хотя от слов мужа и его тона ей становится страшно.

Аполлону Аполлоновичу тяжело засыпать в огромной спальне. В полусне ему чудится в зале цоканье копыт. Се­натор встает с постели, идет в зал и видит, как в неверном лунном мерцании посреди залы танцует монгол, присво­ивший себе лицо Николая Аполлоновича.

Ветер врывается в форточку и уносит с собой сознание сенатора — «златопе­рой звездочкой кружится оно в вихре вселенной». Апол­лон Аполлонович видит себя со стороны в виде ощипанно­го куренка.

Затем сознание возвращается обратно, Аполлон Аполлонович понимает, что это был сон, «душное марево».

Николай Аполлонович спешит в Летний сад. В полу­ченном им накануне письме некая С. назначает ему там свидание. Он думает, что под подписью «С.» скрывается Софья Петровна.

Окрыленный надеждой, он не чует ни времени, ни пространства. Однако в Летнем саду его ждет Варвара Евграфовна: она предлагает Николаю Аполлоно­вичу гражданский брак в «интересах дела».

Николай Апол­лонович уходит от назойливой поклонницы.

К желтому сенаторскому дому подходит дама средних лет. Лакей узнает в ней барыню, Анну Петровну (сбежав­шую с итальянским артистом). Она вернулась обратно, ей грустно в старом доме. Она знает, что муж простит ее, но знает также, что она его не простит никогда. На вопрос обрадованного лакея Анна Петровна отвечает, что остано­вится в гостинице.

На балу у Цукатовых кружатся пары, ждут масок, а в большой комнате настоящий салон: пожаловал сам Аблеухов-старший. В открывшуюся дверь боком входит красное домино. Оно умоляет не изгонять его на мороз, в петербург­скую слякоть, а оставить в доме.

Домино зорко оглядывает гостей, но ангела Пери среди гостей не замечает, и «сгиба­ется алой грудой атласа в углу». Тем временем Софья Петровна собирается на бал, стараясь не думать о Сергее Сергеевиче с его угрозами и словами «можете не возвра­щаться».

Она надевает юбочку а-ля Помпадур, и скоро «в вихре масок, капуцинов, арлекинов» юбочка несется к алому домино. Николай Аполлонович не узнает Софью Петровну. Та передает ему письмо. Николай Аполлонович читает письмо, маска сдви­гается, и все узнают в ярко-красном домино сына сенато­ра.

Николай Аполлонович спасается бегством, домино волочится за мертвецом, «как кровавый шлейф». Аполлону Аполлоновичу сообщают, что красное домино — его сын, что он связался с подозрительными личностями, за кото­рыми установлена слежка. Аполлон Аполлонович называ­ет сына негодяем, говорит, что он вырастил чудовище, и бежит прочь.

Софья Петровна внезапно понимает до кон­ца, что в письме писалось о том, что Николай Аполлонович должен кинуть бомбу в сенатора, т. е. в собственного отца. Софья Петровна вспоминает о словах мужа «можете не возвращаться», и ее охватывает отчаяние.

Она видит в пус­той зале кого-то, одетого в белое домино, и надеется, что это ее муж, который одумался и приехал за ней. Белое домино усаживает ее в карету, довозит до дома и исчезает. Софья Петровна звонит в дверь своей квартиры, но ей никто не отвечает, только где-то в глубине квартиры с глухим стуком падает человеческое тело.

Николай Аполлонович бежит по улицам, путаясь в крас­ном домино. Его останавливает «какой-то гаденький человечек», кривляясь, предлагает пойти поговорить. Николай Аполлонович по­корно идет за ним.

У Лихутиных (Софьи Петровны и Сергея Сергеевича) тем временем происходит следующее. Сергей Сергеевич выгоняет Маврушку, выключает везде свет, намыливает веревку, накидывает ее на крюк в потолке и отталкивает ногой столик.

Крюк вырывает кусок потолка, Сергей Сер­геевич падает на пол. Он с облегчением вздыхает, так как счастливо избежал смерти, а нервный припадок прошел. Он отпирает дверь Софье Петровне, извиняется перед ней, Софья Петровна раскаивается и с рыданиями кидается к мужу.

Супруги мирятся, «плачут, смеются, шепчутся».

Аполлон Аполлонович идет вместе с некой «особой», которая сообщает ему, что против него готовится теракт.

Аполлон Аполлонович ощущает дыхание смерти, вспоми­нает о негодяе-сыне, неверной жене и приходит к выводу, что, вероятно, именно такая смерть и нужна ему. Внезапно он видит, как девочку лет пятнадцати догоняет «гнусный детина».

Читайте также:  Краткое содержание рассказов дюма за 2 минуты

Аполлон Аполлонович берется ее проводить. Она цепляется за его рукав, так как для девочки сенатор был просто добрый старик.

Николай Аполлонович тем временем разговаривает с «гаденьким человечком», Павлом Яковлевичем Морковиным, незаконным сыном Аполлона Аполлоновича и бе­лошвейки, т. е. своим сводным братом.

Морковин знает о сенаторском сыне все: в том числе и о революционном кружке, т. к. работает в охранке. Он предлагает Николаю Аполлоновичу выбрать между арестом, убийством и само­убийством.

Николай Аполлонович едет в карете домой.

На мосту он обгоняет сенатора, и их глаза встречаются. Сенатор содрогается от этого взгляда: так на него смотрел разночинец на проспекте, а теперь так смотрит собствен­ный сын.

Дома Аполлон Аполлонович узнает новость о том, что его жена, Анна Петровна, вернулась, и он словно молодеет на глазах. Николай Аполлонович, видя это, чувствует при­лив любви к отцу, но тот отталкивает его.

Николай Апол­лонович в приступе ярости, словно в бреду, кидается в свою комнату, хватает узелок, извлекает оттуда бомбу, вмонти­рованную в консервную банку из-под сардин, и поворачи­вает ключ.

После этого падает воспаленной головой на бомбу — и его окружают Будда, нирвана.

Александр Иванович Дудкин (Незнакомец) просыпается в своей желтой каморке. Он выходит на лестницу, закидан­ную очистками и яичной скорлупой.

Из темноты появля­ется Николай Аполлонович и говорит, что не может и не станет совершать преступления. Александр Иванович не понимает, в чем дело, так как ничего не слышал о приказе, который получил Николай Аполлонович.

Александр Ивано­вич обещает заступиться, а бомбу просит выкинуть в Неву.

У некой Зои Захаровны Флейш собираются «товари­щи». Глава революционного кружка Липпанченко тоже здесь. На вопрос Александра Ивановича о готовящемся теракте он отвечает, что приказ отдан правильно, советует не лезть не в свое дело, иначе Александра Ивановича ждет расправа.

Александру Ивановичу становится страшно, он боится подняться на лестницу собственной квартиры, ему чудятся на ней какие-то тени, пришедшие за ним. В созна­нии дикое слово-заклинание «Енфраншиш!».

У Александ­ра Ивановича начинаются видения, из тьмы появляется странная фигура вертлявого и болтливого человека, кото­рый представляется как персидский подданный, Шишнар- фнэ. Затем он слышит на лестнице страшные тяжелые шаги — это Медный Всадник входит в его квартиру.

Алек­сандр Иванович чувствует себя пушкинским Евгением, который целое столетие напрасно бежал от всадника. Алек­сандр Иванович падает к ногам Медного Всадника с воп­лем «Учитель!». Металл расплавленной десницы вливает­ся в мускулы Александра Ивановича. Александр Иванович бежит в лавку, чтобы купить финский нож. Финских но­жей нет, и он покупает ножницы.

Николай Аполлонович бежит домой. Ему кажется, что в нем самом, в его мозгу тикает заведенная бомба. Время завода рассчитано на 24 часа, но Николай Аполлонович не

знает, сколько времени уже прошло. Николай Аполлоно­вич торопится подложить бомбу под матрасик отца, чтобы потом «кататься в истериках».

Аполлон Аполлонович тем временем подает прошение об отставке. Он входит в комнату сына, видит там странный предмет, уносит к себе и ставит на столик.

Сергей Сергеевич, увидев на проспекте Николая Апол­лоновича, тащит его к себе, вталкивает в комнату и пыта­ется запереть на ключ. Он это делает для того, чтобы спасти Николая Аполлоновича от совершения преступления. Но Аблеухов-младший «гордо и с презрением» покидает дом Лихутиных.

Зоя Захаровна Флейш тем временем признается Липпанченко, что она любит его «преданно и нежно». И хотя ее женские формы «стары и некрасивы», женоподобному рыхлому телу Липпанченко тоже далеко до красоты розовокудрого студента Липенского (одного из членов круж­ка).

Липпанченко брезгливо отталкивает страстную лю­бовницу, потом берет скрипку, и они на два голоса поют романс «Не искушай меня без нужды… ». Липпанченко не знает, что это его лебединая песня, так как с улицы в ком­нату уже заглядывает какая-то фигура (Александр Ивано­вич).

Липпанченко идет в свою комнату, запирает дверь и начинает давить тараканов, которых здесь огромное мно­жество. Затем раздевается догола и ложится в постель. От шкафа отделяется фигура и кидается на него. У Липпан­ченко вспорота спина, проколот живот, и на кровать падает то, что остается от него.

Утром обнаруживают си­дящего верхом на трупе разночинца с усиками. Одна рука его протянута вперед, в ней зажаты ножницы, а по лицу ползет таракан.

Николай Аполлонович мечется по квартире в поисках бомбы. В дом входит Анна Петровна, и сын с рыданиями кидается к матери. У него снова есть семья. Но скоро он вспоминает о бомбе и приходит в ужас. Так и не найдя банки из-под сардин, он сворачивается в коридоре, в углу, калачиком. Утром раздается взрыв, и Николай Аполлоно­вич сразу все понимает.

Аполлон Аполлонович не пострадал от взрыва, но сам навсегда уехал в деревню, а сына отправил за границу, Ни­колай Аполлонович ездит по разным странам, часами про­стаивает перед Сфинксом. Кант забыт. Аполлон Аполло­нович тщетно ждет сына домой.

В 1913 году Николая Аполлоновича, говорят, видели в России, по слухам, он ходил в церковь, читал труды филосо­фа Сковороды. Родители его к тому времени уже умерли.

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. — М: АСТ: Астрель, 2009.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/belyj_a/kratkoe_soderzhanie_romana_a_belogo_peterburg/21-1-0-26

Краткое содержание: Петербург

Сенатор очень знатного рода Аполлон Аполлонович Аблеухов считает свои предком самого Адама. Времена не столь дальние, времена царствования ее величества Анны Иоанновны, к ней на службу поступил киркиз-кайсацкий мирза Аб-Лай и принял крещение и имя взял Андрей, а прозвище получил Ухов. Был он прапрадедом Аполлона Аполлоновича.

Аполлона Аполлоновича ждали в Учреждении куда он, и собирался ехать, правил он там различными циркулярами. Циркуляры Аполлон отправлял оттуда по всей России.

Аполлон Аполлонович встал, обтерся пахучим одеколоном, и вдруг на него нашла мысль, которую он поспешил записать в своем дневнике, который будит, издан после его смерти.

Выпив чашечку кофе, и осведомившись о своем сыне, и узнав, что сын его еще не встал с кровати морщил свое лицо каждое утро. Разобрал корреспонденцию и отложил в сторону письмо, которое не распечатал, письмо было с Италии от его жены Анны Петровны.

Два года назад его жена уехала в Италию с итальянским певцом на этом их семейная жизнь и распалась.

В черном цилиндре, в сером пальто Аполлон Аполлоныч сбегает с крыльца, по моложавому, и садится в карету натягивая на руки перчатки.

Карета двинулась на Невский. Полетела бесконечность в зеленом тумане, мимо домов и любопытной публики, от которой наш Аполлон был огражден надежно четырьмя стенами.

Сенатор любил закрытые пространства и не мог выносить кривых, зигзага подобных линий. Он любил правильность в геометрии, и в геометрических фигурах, ясность в прямой распланировки петербургских улиц. Стрелы проспектов, которые пересекались различными улицами, пугали его, рождали страх.

Жители, которые жили на таких вот уличках и всякий фабричный люд угрожают Петербургу — так считал Аполлон Аполлоныч.

Их большего темного и серого дома на семнадцатой линии одного из островков улиц, спустился по темной и грязной, усеянной огуречными остатками лестнице появился незнакомец с черными, небольшими усами.

В руках у незнакомца узелок который он очень бережно держит. Незнакомец идет через Николаевский мост , средь толпы людей и различных теней сумерек серого утра. Незнакомец — тень, давно ненавидит Петербург.

На перекрестке остановилась карета и вдруг испугано, в перчатках поднял руки верх Аполлон Аполлонович, и как бы пытаясь защитить себя самого, кинулся в глубину кареты, ударился о стенку кареты цилиндром, показав с вой лысый череп с торчащими ушами.

Горящий, уставленный в платную на него взгляд разночинца признал его, подойдя в платную к карете.Пролетела карета, а незнакомец дальше уходил уносимый потоком толпы.Толпа людей гомонила, рождалась новая Невская сплетня. Все говорили о неуловимом незнакомце. Незнакомец слышал это у себя за спиной.

Из осеней сырости незнакомец вошел в ресторан.

Аполлон Аполлоныч сегодня был особенно сосредоточен. В голове роились разные мысли, которые заводили мозговую игру. Он неожиданно припомнил, что этого незнакомого человека он видел, ни негде не будь, а у себя дома.

Из мысленной игры незнакомец вышел в реальность.

Когда незнакомец вошел в ресторан, показались два силуэта, толстый и худой. Толстый был с уродливой бородавкой на лице, худой отличался своим высоким ростом.

Доносились отдельные слова их разговора.

В дверях ресторанчика показалась неприятная фигура, которая начала по дружески махать рукою, в которой была шляпа, незнакомец повернулся. Особа присела за стол. Незнакомец предупреждает человека и просит быть аккуратнее, когда тот пытался положить свой локоть на газету, которой аккуратно был накрыт узелок.

Губы Липпанченко затряслись. Опасный узелок незнакомец просит отнести на хранение Николаю Аполлоновичу Аблеухову, и вместе с узелочком передать ему письмо.

Вот уже два с половиной года не видел своего отца Николай Аполлонович за утреней чашкой кофе, он не просыпается раньше обеда, всегда ходит в бухарском халате, в татарской ермолке и туфлях. Но все читает Канта, строит логические цепочки. Утром он получил коробку, ее ему передал костюмер. В коробке находилось атласное домино.

В промозглый сумрак выходит Аполлон Аполлоныч. Вспоминает по ходу свою первую любовь, которая оказалась неудачной. Вспомнил, как хотел скинуться с моста, потом план об обещании одной легкомысленной партии.

Николай Аполлонович входит в дом на Мойке, и прочится в подъездной темноте. Женщина пробегает вдоль Мойки, уткнувши мордочку в муфту, входит в тот самый подъезд. Дверь открыла прислуга и сразу начинает кричать. В полоске света, которая прорезала темноту, показалось темно-красное домино в маске.

Вперед выставив маску, домино протягивает окровавленный рукав. Когда дверь захлопнулась, дама увидела на пороге визитную карточку — это был череп вместе с костями, а не корона с модными и ласковыми словами о встрече. В доме на Мойке проживает Софья Петровна, которая замужем за подпоручиком Сергеем Лихутиным.

Читайте также:  Краткое содержание манн тристан точный пересказ сюжета за 5 минут

Николай Аполлонович когда-то был шафером у них на свадьбе. Николай часто бывал в этом доме. Благородный вид Николая очень увлек Софью, но за маской она обнаружила в нем что-то лягушачье.

Софья одновременно и любила и ненавидела Аблеухова одновременно, влекла за собою, потом отталкивала и однажды в порыве гнева назвала его Красным шутом, после чего Аблеухов ходить перестал.

Утром к Николаю Аполлоновичу приходит незнакомец с усиками. Визит не очень приятный, припомнилось старое обещание от которого подумывает отказаться, но не получается у него это. Незнакомец просит взять узелок на хранение, говорит ему и жалуется на всю Россию и на свое одиночество, бессонницу.

Вся страна его знает как Неуловимого, а сам он заперт в своей квартире на Васильевском острове, откуда некуда не выходит. После своей ссылки зависит целиком от особы.

Аполлону Аполлоновичу сын по приезду представляет студента Дудкина, в нем то Аполлон Аполлонович и узнает своего разночинца.

По Петербургу прокатился слух. Пройдет митинг. С информацией о митинге к Софье приехала Варвара Евграфовна, заодно просить передать письмо Николаю Аблеухову, с которым, как говорят, должна встретиться Софья на балу, который устраивает Цукатов. Николай Аполлонович в курсе того, что Софья будит участвовать в митинге. На митинг всегда всех водит Варвара Ефремовна.

Убежав из шумного, голосистого зала, где выступали различные ораторы с криками «забастовка», София мчится к себе домой и вдруг видит, что к ней на встречу идет человек в черной маске и красном домино. В двух шагах от Софьи. Петровны, красное домино поскальзывается и падает.

В нем Софья узнает Красного лягушонка, она кричит на него своими проклятиями, одаривает его пинками. Прибежав домой, Софья обо всем рассказывает мужу. Сергей Сергеич пришел в жуткое волнение, сцепив кулаки начал расхаживать по комнате. Ехать на бал Сергей Сергеич запретил Софьи Петровне. Софья Петровна обиделась на своего мужа.

В обиде, как на мужа, так и на Аблеухова, Софья распечатывает письмо, которое ей дала Варвара Евграфовна, прочтя это письмо, она думает о мести.

Несмотря на все запреты мужа, Софья явилась на бал в костюме Помпадур. Был на балу и Аполлон Аполлоныч. Все ждали масок. Приглашает на танец Софью черная маска в красном домино, в танце Софья передает ему письмо.

Аблеухов не узнал Софью Петровну. В угловой комнате он скрывает конверт, скидывает с себя маску и тем самым выдает себя. Поднимается скандал. Красное домино — это Николай Облеухов.

И низенький человек с бородавкой на лице сообщает это Аполлону Аполонычу.

Выбежав из подъезда на улицу, Абеухов снова читает письмо. Он не верит тому, что там написано. Ему напоминают о обещании и долгах, ему предлагают взорвать собственного отца с помощью бомбы с часовым механизмом, которая хранится в узелке который ему передали на кануне.

Неожиданно, подходит низкорослый мужчина, увлекает за собой и ведет в кабак. Там низкорослый, представляется незаконнорожденным сыном Аполлона Аполлоныча, потом Павлом Марковиным, агентом охранки. Предупреждает, что если требования в письме не будут выполнены, его арестуют.

Сергей Лихутин решает покончить с собою когда, несмотря на его запрещения, Софья уезжает на бал. Он сбривает усы, выбрил шею. Прицепил на мыленную веревку к люстре и выбрался на стула. В этот момент позвонили в дверь, в тот момент, когда он шагнул со стула и рухнул на пол.

Униженный этим, еще больше прежнего, непослушание Софьи. Она склонилась над Николаем тихонько начала плакать.

Аполлон Аполлоныч сделал для себя твердый вывод, что его сын самый последний негодяй. Появление сына на балу в красном домино привело к большому скандалу, он решается на откровенный разговор с ним.

Но в последний момент Аполлон Аполлоныч узнает о приезде Анны Петровны и в разговоре с сыном говорит только это с большою любовью.

Мгновение и сын бросается в ноги отца, гнев переполняет Аполлона Аполлоныча и он выгоняет его, говоря о том, что он больше ему не сын.

У себя в комнате Николай достает сардинцу со страшным содержанием. Ее надо срочно и бесспорно выкинуть. Но пока, надо как-то отстрочить событие, сделав двадцать оборотов ключом в часовом механизме.

Александр Иванович проснулся больным разбитым, полностью.

С трудом ему удалось встать с кровати, и выбрался на улицу. Тут на улице на него налетел нервозный Николай. Из его невнятных объяснений Дудкин понимает, кому предназначена сардиницы и ее содержание, вспомнилось, и письмо которое он забыл передать Николаю, и попросил это сделать Варвару Евграфовну.

Александр Иванович уверяет, что все это недоразумение и сардиницу в реку.

Александр Иванович приходит в маленький дом, вокруг которого прекрасный садик. Домик дачи выходил окнами на море, в окно заглядывал куст. Его там встречает Зоя Захаровна хозяйка дачи. Хозяйка ведет разговор с каким-то французом.

Из комнаты слышится пение. Зоя Захаровна рассказывает, что француз это Шишнарфиев. Знакомая фамилия для Дудыкина. Сюда приходит Липпанченко, Дудыкин для него противен. Начинает разговор с французом, тем самым оттягивая разговор с собою.

С Александром Ивановичем обращаются, словно с сановником. У Дудыкина нет власти и авторитета, он зависим от особы, а особа не боится угрожать Дудыкину. Дудыкин возвращается домой, возле квартиры его ждут загадочные тени. В комнате уже ожидает его гость — француз, который уверяет, что Питер это не город на болоте, а настоящее царство мертвых.

Вспоминает встречу и разговор в Гельсингфорсе о разрушении культуры с помощью сатанизма, который должен заменить христианство. Дудыкин знает, что он сделает и как он поступит теперь с Липпатченко.

Тяжёлый остальной звон скаканья слышаться за окном, в комнате появляется медный всадник.

Всадник кладет на плечо свою руку Дудыкину, ключица не выдерживает и ломается, расплавленный металл проходит по его жилах.

Дудыкин утром идет в магазин и покупает ножницы, ищет металлическое место.На улице Николай Аполлонович пересекается с Латухином. Латухин в гражданском, гладко выбрит, он его уводит за собою, хочет от него объяснений, привозит его на квартиру.

Сергей Сергееч нервно расхаживает, еще мгновение и он убьет Аблеухова. Николай Аполлонович пытается оправдаться.

Утром Аполлон Аполлонович не отправился в управу. В халате и с тряпкой в руках застает его аннинский кавалер, который привез ему известие о забастовке.

В Учреждении поговаривают об отставке Аполлона Аполоновича.

Аполлон Аполонович обходит пустой свой дом и входит в комнаты сына. Беспорядок на столе и раскрытая тумбочка привлекает внимание отца. В спешке и впопыхах, в большой рассеянности хватает неведомый тяжелый предмет, который оставляет в своем кабинете.

Не как не удавалось вырваться Николаю Аполлоновичу из рук Лихутина, пытался, не поучилось и теперь лежит на полу с порванным фраком. Лихутин хочет отправиться к Николаю домой, чтобы найти бомбу.

Была затронута гордость Сергея, которого посчитали способного на убийство собственного отца.

Дача с окнами на море, Липпанченко с Зоей Захаровной седели, пили чай перед самоваром. В куста, что возле окна пряталась фигура, страгивая и томясь. Ей казался всадник, который указывал протянутой рукой на окна дачи.

Фигура подошла к дому, но снова отошла и спряталась. Липпанченко слышит шум за окном, берет в руки свечу и обходит весь дом кругом — никого. Фигура подбегает к окну, и в лазит в него, прочиться в спальне. Свеча отбрасывает поразительные тени.

Липпатченко закрывает двери дома, и ложиться спать. Тень начала подбираться к нему. Липпатченко вскакивает и бросается к двери чувствует, как через него проходить кипяток, по всему телу. Липпатченко утром находят мертвого в своей комнате.

Фигура мужчины со страшным оскалом сидел на его спине мужчины, и сжимал в руке окровавленные ножницы.

Аполлон Аполлонович приезжает к Анне Петровне в гостиницу и забрал ее от туда домой. Николай Аполлонрвич перерывает дома все шкафы в поисках сардиницы, но негде ее не находит. Слуга сообщает о приезде Анны Петровны и просит пройти в гостиную. После трех с половиной леи семья Аблеухвых обедает вместе, втроем.

Николай Аполлонович решает, что сардиницу в его отсутствии уже забрал Лихутин. Николай провожает мать до гостиницы и заходит к Лихутиным, но в окнах у Лихуииных темно, их нет дома. Николай Аполлонович не как не мог уснуть и бродил по коридору, пока от усталости не задремал на корточках.

Очнулся и обнаружил себя в коридоре на корточках и вдруг раздался оглушительный грохот.

Николай кинулся туда, где только что была дверь в кабинет отца. Вместо двери был огромный провал. На постели в своей спальне сидел обхватив колени руками Аполлон Аполлон и плакал, ревел как ребенок.

После этого Аполлон Аполлонович вышел в отставку и уехал жить в деревню вместе с Анной Петровной. Занимался писательством, писал свои мемуары, которые вышли в свет в год его кончины. Во время следствия Николай впал в горячку и лежал в ней до самого окончания расследования.

Николай покинул страну, и уехал в Египет. Россию он увидел только тогда, когда скончался его отец.

Краткое описание романа «Петербург» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Петербург». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/bely/peterburg/

Книга «Петербург»

Символично – мое последнее прочувствованное школьное сочинение (экзаменационные и «для галочки» не в счет) было посвящено Белому-поэту, а мое последнее сочинение для ДП-2016 – снова о Белом, но уже о прозаике.

Хорошо, что тогда, в юности, я не взялась за «Петербург».

Читайте также:  Краткое содержание лермонтов смерть поэта точный пересказ сюжета за 5 минут

Я была слишком серьезной – увязла бы в монголизмах-символизмах, запунцовела бы при сомнительных деталях, искала бы стройности и логики или (что еще хуже) делала бы вид, что мне и без логики хорошо.

Не было у меня –дцать лет назад опыта шикарных глюков от наркоза, да и информационная помойка в голове была поменьше – а, значит, глюкам пришлось бы жить впроголодь.

Сам Белый предпочитал для своего романа термин «мозговая игра» — простите, что я грубо именую его «глюком».

«Петербург» — это шикарный глюк, галлюцинация, бред воспаленного воображения. А теперь – следите за руками – перечитываем предыдущее предложение без кавычек в начале. Не о литературе, а об истории и политике зазвучало? То-то же.

Вот ровно о том и роман – о попытке привить европейскость диким азиатским пространствам, об отторжении этой прививки. Всё – хором – с Пушкиным, Гоголем, Достоевским. Всё – о Петре и Медном всаднике. «Русь, куда мчишься ты?», «Где опустишь ты копыта?» и так далее.

Не буду останавливаться – вы лучше меня можете разглагольствовать на тему «Восток и Запад: каков путь России?»

Тема важна, но не очень интересна. Поговорим о форме. Представьте себе автора, который может написать очень хороший, плотный, живой реализм, но … не хочет.

Куски, из которых складывается роман, реалистичны настолько, что хочется вымыть руки после Липпанченко. Я чувствовала уколы серебристой щетинки Аполлона Аполлоновича.

Товарищи, да я даже Анну Каренину не видела так хорошо, как Софью Петровну!

Помните, как Гоголь описал темную ночь с помощью процесса чистки сапога? А теперь представьте себе такой же уровень описания людей. Реализм с точными вкраплениями поэзии (или безумия, как угодно). Результат – вопиющая картонность героев других авторов. Результат – сложность чтения, необходимость сосредоточенности.

И что же автор делает с этими превосходными кусками? Наверняка, где-то там, в бесконечном множестве вселенных существует добротно скроенный роман о петербургской семье, о сенаторе-отце и увлекающемся новыми идеями студенте-сыне, о провокаторах и дамских салонах. Все в декорациях маскарадного 1913 года. Этакие «Отцы и дети» плюс «Братья Карамазовы», приправленные «Поэмой без героя» и всем Блоком сверху.

Но в нашем варианте вселенной по чудной картине дали молотком. И рассыпалось, полетело на пол, отразилось в тысяче осколков.

Порвалось – вместе с сознанием героев, русской историей и пресловутой «времен связующей нитью». И начался уже не Блок, а поздний Мандельштам.

Начались Кафка и «Улисс» — только у Кафки глюки общечеловеческие, а здесь – наши, родные, понятые мозжечком на уровне созвучий.

Если очень сильно всмотреться и избавиться от скучного «что курил автор?», то можно рассмотреть, что даже осколки раскиданы не просто так, а с умыслом. Прослеживаются мифы о Кроне/Сатурне, тема отцов и детей, тема двойников, любовных треугольников… Но, опять же, оставим это школьным сочинениям.

Потому что от такого всматривания разболится голова, лучше расслабиться и лететь дальше по мозговому пространству, а темы и идеи, авось, само сложатся где-то на подкорке.
Обязательный пункт программы- «Образ Петербурга в романе «Петербург»» я тоже пропущу.

Эту причудливую геометрию надо читать в подлиннике, а не в пересказе.

Роман Андрея Белого обращен не в прошлое, а в будущее. Он современен – хотя и легли между нашим и тем временем трещины, нарушены традиции, рассыпались серые кариатиды…

Принято заканчивать рецензию призывом прочитать освещаемую книгу. Давайте так – я приглашу вас в путешествие. Не на комфортабельном автобусе, а пешком, с мачете в руках – пробиваться через авторский текст, повисать над ущельями логических провалов, тонуть в болотах повторов.

Но – в награду – видеть настоящий Петербург 1913 года. Ощущать его грязь и туман на своих руках, сшибать с ног его обитателей, носиться в красном домино по его дворцам. По-моему, оно того стоит.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000449951-peterburg-andrej-belyj

Белые ночи

Вы здесь

Повесть Белые ночи была создана Федором Достоевским в 1848 году, а напечатал ее журнал «Отечественные записки» в том же, 1848 году. Интересно, что как эпиграф к своему произведению, Достоевский выбрал цитату Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок».

Читайте ниже краткое содержание повести Белые ночи.

Молодой человек двадцати шести лет — мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие — прогулки по городу.

Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда.

Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом.

Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу.

Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече.

Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие — «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» — «мечтатели», — чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного».

Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», — угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина.

После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни».

Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить.

Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник».

Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться.

Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку.

И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он — не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас».

И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…

» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите…» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть.

«Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом…

». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..

»

Вы прочитали краткое содержание повести Белые ночи. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Другие краткие содержания

Источник: https://reedcafe.ru/summary/belye-nochi

Ссылка на основную публикацию